63 псалом это великая молитва

Религиозное чтение: 63 псалом это великая молитва в помощь нашим читателям.

Ветхий Завет


Псалом 63.

1 Начальнику хора. Псалом Давида.

2 Услышь, Боже, голос мой в молитве моей, сохрани жизнь мою от страха врага; 3 укрой меня от замысла коварных, от мятежа злодеев, 4 которые изострили язык свой, как меч; напрягли лук свой – язвительное слово, 5 чтобы втайне стрелять в непорочного; они внезапно стреляют в него и не боятся.

6 Они утвердились в злом намерении, совещались скрыть сеть, говорили: кто их увидит?

7 Изыскивают неправду, делают расследование за расследованием даже до внутренней жизни человека и до глубины сердца.

8 Но поразит их Бог стрелою: внезапно будут они уязвлены; 9 языком своим они поразят самих себя; все, видящие их, удалятся от них. 10 И убоятся все человеки, и возвестят дело Божие, и уразумеют, что это Его дело.

11 А праведник возвеселится о Господе и будет уповать на Него; и похвалятся все правые сердцем.

Библия. Псалтирь

1 Начальнику хора. Псалом Давида.

2 Услышь, Боже, голос мой в молитве моей, сохрани жизнь мою от страха врага;

3 укрой меня от замысла коварных, от мятежа злодеев,

4 которые изострили язык свой, как меч; напрягли лук свой – язвительное слово,

5 чтобы втайне стрелять в непорочного; они внезапно стреляют в него и не боятся.

6 Они утвердились в злом намерении, совещались скрыть сеть, говорили: кто их увидит?

7 Изыскивают неправду, делают расследование за расследованием даже до внутренней жизни человека и до глубины сердца.

8 Но поразит их Бог стрелою: внезапно будут они уязвлены;

9 языком своим они поразят самих себя; все, видящие их, удалятся от них.

10 И убоятся все человеки, и возвестят дело Божие, и уразумеют, что это Его дело.

11 А праведник возвеселится о Господе и будет уповать на Него; и похвалятся все правые сердцем.

ПСАЛТЫРЬ.

КАФИСМА ОСМАЯ.

Помилуй мя, Боже, яко попра мя человек, весь день боря стужи ми. Попраша мя врази мои весь день, яко мнози борющии мя с высоты. В день не убоюся, аз же уповаю на Тя. О Бозе похвалю словеса моя, на Бога уповах, не убоюся, что сотворит мне плоть? Весь день словес моих гнушахуся, на мя вся помышления их на зло. Вселятся и скрыют, тии пяту мою сохранят, якоже потерпеша душу мою. Ни о чесом же отринеши я, гневом люди низведеши. Боже, живот мой возвестих Тебе, положил еси слезы моя пред Тобою, яко и во обетовании Твоем. Да возвратятся врази мои вспять воньже аще день призову Тя, се познах, яко Бог мой еси Ты. О Бозе похвалю глагол, о Господе похвалю слово. На Бога уповах, не убоюся, что сотворит мне человек? Во мне, Боже, молитвы, яже воздам хвалы Твоея, яко избавил еси душу мою от смерти, очи мои от слез, и нозе мои от поползновения, благоугожду пред Господем во свете живых.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя, яко на Тя упова душа моя, и на сень крилу Твоею надеюся дондеже прейдет беззаконие. Воззову к Богу Вышнему, Богу, благодеявшему мне. Посла с Небесе и спасе мя, даде в поношение попирающыя мя, посла Бог милость Свою и истину Свою, и избави душу мою от среды скимнов. Поспах смущен, сынове человечестии, зубы их оружия и стрелы и язык их меч остр. Вознесися на Небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя. Сеть уготоваша ногам моим и слякоша Душу мою, ископаша пред лицем моим яму и впадоша в ню. Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое, воспою и пою во славе моей. Востани слава моя, востани псалтирю и гусли, востану рано. Исповемся Тебе в людех, Господи, воспою Тебе вo языцех, яко возвеличися до Небес милость Твоя, и даже до облак истина Твоя. Вознесися на Небеса, Боже и по всей земли слава Твоя.

Аще воистинну убо правду глаголете, правая судите, сынове человечестии. Ибо в сердце беззаконие делаете на земли, неправду руки ваша сплетают. Очуждишася грешницы от ложесн, заблудиша от чрева, глаголаша лжу. Ярость их по подобию змиину, яко аспида глуха и затыкающаго уши свои, иже не услышит гласа обавающих, обаваемь обавается от премудра. Бог сокрушит зубы их во устех их, членовныя львов сокрушил есть Господь. Уничижатся яко вода мимотекущая, напряжет лук свой, дондеже изнемогут. Яко воск растаяв отьимутся, паде огнь на них и не видеша солнца. Прежде еже разумети терния вашего рамна, яко живы, яко во гневе пожрет я. Возвеселится праведник, егда увидит отмщение, руце свои умыет в крови грешника. И речет человек: аще убо есть плод праведнику, убо есть Бог судя им на земли.

Изми мя от враг моих, Боже, и от востающих на мя избави мя. Избави мя от делающих беззаконие и от муж кровей спаси мя. Яко се уловиша душу мою, нападоша на мя крепцыи, ниже беззаконие мое, ниже грех мой, Господи. Без беззакония текох и исправих, востани в сретение мое и виждь. И ты, Господи Боже сил, Боже Израилев, вонми посетити вся языки, да не ущедриши вся делающыя беззаконие. Возвратятся на вечер и взалчут, яко пес, и обыдут град. Се тии отвещают усты своими, и меч во устнах их, яко кто слыша? И Ты, Господи, посмеешися им, уничижиши вся языки. Державу мою к Тебе сохраню, яко Ты, Боже, Заступник мой еси. Бог мой, милость Его предварит мя, Бог мой, явит мне на вразех моих. Не убий их, да не когда забудут закон Твой, расточи я силою Твоею и низведи я, Защитниче мой, Господи. Грех уст их, слово устен их, и яти да будут в гордыни своей, и от клятвы и лжи возвестятся в кончине. Во гневе кончины, и не будут и уведят, яко Бог владычествует Иаковом и концы земли. Возвратятся на вечер, и взалчут, яко пес, и обыдут град. Тии разыдутся ясти, аще ли же не насытятся, и поропщут. Аз же воспою Силу Твою и возрадуюся заутра о милости Твоей, яко был еси Заступник мой и Прибежище мое в день скорби моея. Помощник мой еси, Тебе пою: яко Бог Заступник мой еси, Боже мой, милость моя.

Боже, отринул ны еси и низложил еси нас, разгневался еси, и ущедрил еси нас. Стрясл еси землю и смутил еси ю, исцели сокрушение ея, яко подвижеся. Показал еси людем Твоим жестокая, напоил еси нас вином умиления. Дал еси боящымся Тебе знамение, еже убежати от лица лука. Яко да избавятся возлюбленнии Твои, спаси десницею Твоею и услыши мя. Бог возглагола во святем своем: возрадуюся и разделю Сикиму, и юдоль жилищ размерю. Мой есть Галаад, и Мой есть Манассий, и Ефрем – крепость главы Моея, Иуда – царь Мой. Моав – коноб упования Моего, на Идумею простру сапог Мой, Мне иноплеменницы покоришася. Кто введет мя во град ограждения? Или кто наставит мя до Идумеи? Не Ты ли, Боже, отринувый нас? И не изыдеши, Боже, в силах наших? Даждь нам помощь от скорби, и суетно спасение человеческо. О Бозе сотворим силу, и Той уничижит стужающыя нам.

Услыши, Боже, моление мое, вонми молитве моей. От конец земли к Тебе воззвах, внегда уны сердце мое, на камень вознесл мя еси, наставил мя еси. Яко был еси упование мое, столп крепости от лица вражия. Вселюся в селении Твоем во веки, покрыюся в крове крил Твоих. Яко Ты, Боже, услышал еси молитвы моя, дал еси достояние боящымся имене Твоего. Дни на дни царевы приложиши, лета его до дне рода и рода. Пребудет в век пред Богом, милость и истину Его кто взыщет? Тако воспою имени Твоему во веки, воздати ми молитвы моя день от дне.

Не Богу ли повинется душа моя? От Того бо спасение мое. Ибо той Бог мой и Спас мой, Заступник мой, не подвижуся наипаче. Доколе належите на человека? Убиваете вси вы, яко стене преклонене, и оплоту возриновену. Обаче цену мою совещаша отринута, текоша в жажди, усты своими благословляху и сердцем своим кленяху. Обаче Богови повинися, душе моя, яко от Того терпение мое. Ибо Той Бог мой и Спас мой, Заступник мой, не преселюся. О Бозе спасение мое и слава моя, Бог помощи моея, и упование мое на Бога. Уповайте на Него весь сонм людей, излияйте пред Ним сердца ваша, яко Бог Помощник наш. Обаче суетни сынове человечестии, лживи сынове человечестии в мерилех еже неправдовати, тии от суеты вкупе. Не уповайте на неправду и на восхищение не желайте. Богатство аще течет, не прилагайте сердца. Единою глагола Бог, двоя сия слышах, зане держава Божия, и Твоя, Господи, милость, яко Ты воздаси комуждо по делом его.

Боже, Боже мой, к Тебе утренюю, возжада Тебе душа моя, коль множицею Тебе плоть моя, в земли пусте и непроходне, и безводно. Тако во святем явихся Тебе, видети силу Твою и славу Твою. Яко лучши милость Твоя паче живот, устне мои похвалите Тя. Тако благословлю Тя в животе моем, о имени Твоем воздежу руце мои. Яко от тука и масти да исполнится душа моя, и устнама радости восхвалят Тя уста моя. Аще поминах Тя на постели моей, на утренних поучахся в Тя. Яко был еси Помощник мой, и в крове крилу Твоею возрадуюся. Прильне душа моя по Тебе, мене же прият десница Твоя. Тии же всуе искаша душу мою, внидут в преисподняя земли: предадятся в руки оружия, части лисовом будут. Царь же возвеселится о Бозе, похвалится всяк кленыйся Им, яко заградишася уста глаголющих неправедная.

Услыши, Боже, глас мой, внегда молити ми ся к Тебе, от страха вражия изми душу мою. Покрый мя от сонма лукавнующих, от множества делающих неправду. Иже изостриша, яко мечь, языки своя, напрягоша лук свой, вещь горьку, состреляти в тайных непорочна, внезапу состреляют его и не убоятся. Утвердиша себе слово лукавое, поведаша скрыта сеть, реша: кто узрит их? Испыташа беззаконие, исчезоша испытающии испытания, приступит человек, и сердце глубоко, и вознесется Бог. Стрелы младенец быша язвы их, и изнемогоша на ня языцы их. Смутишася вси видящии их, и убояся всяк человек, и возвестиша дела Божия, и творения Его разумеша. Возвеселится праведник о Господе и уповает на Него, и похвалятся вси правии сердцем.

Таже тропари, глас 5: Во глубины мя греха поползшася, треволнение обуревает отчаяния, но предвари, Христе, яко Всесилен, Управителю всех, и ко пристанищу тихому устреми безстрастия, за благоутробие, Спасе, и спаси мя.

Слава: Душе, яже зде привременна, тамо же вечна, зрю судилище, и на Престоле Судию, и трепещу изречения: прочее, душе, обратися, суд непрощаемь.

И ныне: Надежде ненадеемых, помоще безпомощных, заступление на Тя уповающих, святая Владычице Богородице, помощь Твою низпосли нам.

Господи, помилуй (40) и молитва:

Господи Щедрый и Милостивый, Долготерпеливе и Многомилостиве, внуши молитву н вонми гласу моления моего: сотвори со мною знамение во благо, настави мя на путь Твой, еже ходити во истине Твоей, возвесели сердце мое, во еже боятися имене Твоего Святаго, занеже велий еси, и творяй чудеса. Ты еси Бог Един, и несть подобен Тебе в бозех. Господи, Сильный в милости и Благий в крепости, во еже помогати и утешати, и спасати вся уповающыя на имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Псалтырь. Кафисма. Псалом:

Молитвы перед началом чтения Псалтири

Молитвы по прочтении нескольких кафисм или всей Псалтыри

О чтении Псалтири по усопшим

Порядок чтения псалмов на всякую потребу

Псалтырь как требник

Молитвы по псалтыри

Псалмы на разные случаи

Библия. Псалтырь

Ежедневные молитвы

Молитвы благодарственные каждодневные

Основные евангельские заповеди

Виды и формы православных молитв

Что нужно знать верующему

Молитвы, которые обязательно помогут

Православные информеры для сайтов и блогов

Весь Псалтырь .

МОЛИТВА ПРОТИВ ВРАГА. ПСАЛОМ 63 – Чарльз Сперджен

Молитва вслух, как известно, приносит душе немалую пользу, однако и безмолвные молитвы достигают Бога, как если бы у них был свой голос. В книге Исход мы читаем, что Бог спросил у Моисея: «Что ты вопиешь ко Мне?», хотя он не открывал своих уст. Возможно, тихие молитвы, которые исходят из сердца, громче других звучат на небесах.

Давид защищался от меча и лука нечестивых одним единственным средством – молитвой.

Дьявол и тот покрывается краской стыда, слыша о том, что творят его истинные дети.

Все великие заговоры, как правило, проваливаются.

Пороховой заговор – наглядный пример того, что в любом заговоре есть свои недостатки.

Истина находит себе союзников даже среди заговорщиков, и даже камни вопиют против них.

Христианин не должен бояться тайных и коварных заговоров, ибо ни один замысел против Иакова не устоит, ни одно проклятье против Израиля не достигнет цели. Все сети будут прорваны, все луки сокрушены и все замыслы ниспровергнуты. Не бойтесь же коварства злодеев, ибо Господь одесную вас и не позволит врагу восторжествовать над вами!

Порождения ехидны скользки и изворотливы, лукавы и двуличны, неизменно движутся к своей цели, стараясь добраться до нее самым коротким путем. Но праведники и мудрые находятся в полной зависимости от Бога. В полной безопасности, поскольку пребывают в руках Господа Бога.

Клевета в конце концов обратится на их же голову. Они изрыгали проклятья, но сами будут прокляты. Языком своим они поразят самих себя. Они пользовались языком как мечом, луком и стрелами, и все это оружие обратится против них и обрушит на их головы справедливое возмездие. «Все, видящие их, удалятся от них». Бывшие союзники убоятся как их участи, так и гнева Божьего, и удалятся от них, опасаясь за собственную безопасность. Кто рискнет подойти близко к Ироду, поедаемому червями? Кто захочет присоединиться к фараону в тонущей колеснице? Льстивые приспешники тиранов первыми покидают своих монархов, когда приходит день гнева.

Суды Господни наполнят сердца злодеев трепетом, так же, как хананеи вострепетали, увидев, как утонуло войско фараона в Чермном море. Грешившие безо всякого страха исполнятся ужасом в присутствии праведного Судьи. «И возвестят дело Божие». О великом возмездии Господнем будут говорить все, от мала до велика – столь славной, окончательной и ужасной будет Его победа над врагом. Нечестивые грешили втайне, а их наказание будет явлено всему миру. «И уразумеют, что это Его дело». Суды Господни столь очевидны и прозрачны, что едва ли их можно неверно истолковать, и всякий, в ком есть хоть капля здравого смысла, может извлечь из них урок. Некоторые суды Божьи – бездна великая, но что касается суда над нечестивыми, то здесь нет никакой тайны, и любой, даже самый необразованный, человек может уразуметь их смысл.

Милосердный Боже, сохрани нас ото всех врагов наших и даруй нам вечное спасение в Сыне Твоем!

Псалом 63

В конец, псалом Давиду

К исполнению, псалом Давида.

1 Услыши, Боже, глас мой, внегда молити ми ся к Тебе, от страха вражия изми душу мою.

1 Услышь, Боже, голос мой, когда я молюсь к Тебе, от страха врага избавь душу мою,

2 Покрый мя от сонма лукавнующих, от множества делающих неправду.

2 укрой меня от скопища творящих зло, от множества делающих неправду,

3 Иже изостриша, яко мечь, языки своя, напрягоша лук свой, вещь горьку,

3 которые заострили, как меч, языки свои, натянули лук свой для дела жестокого,

4 состреляти в тайных непорочна, внезапу состреляют eго и не убоятся.

4 чтобы тайно стрелять в непорочного: внезапно поразят его и не убоятся.

5 Утвердиша себе слово лукавое, поведаша скрыти сеть, реша: кто узрит их?

5 Укрепились в злом намерении, сговорились скрытно поставить силки, сказали: “Кто их увидит?”

6 Испыташа беззаконие, исчезоша испытающии испытания, приступит человек, и сердце глубоко,

6 Разыскивали беззакония, изнемогли ведущие изыскания; приступит человек – и сердце глубоко,

7 и вознесется Бог. Стрелы младенец быша язвы их,

7 и вознесётся Бог. Как стрелы младенцев сделались удары их,

8 и изнемогоша на ня языцы их. Смутишася вси видящии их,

8 и изнемогли у них языки их, смутились все видящие их.

9 и убояся всяк человек, и возвестиша дела Божия, и творения Его разумеша.

9 И убоялся всякий человек, и возвестили о делах Божиих, и действия Его уразумели.

10 Возвеселится праведник о Господе и уповает на Него, и похвалятся вси правии сердцем.

10 Возвеселится праведник о Господе, и уповает на Него, и похвалятся все правые сердцем.

Услыши, Боже, глас мой, внегда молити ми ся к Тебе, от страха вражия изми душу мою. Покрый мя от сонма лукавнующих, от множества делающих неправду. Иже изостриша, яко мечь, языки своя, напрягоша лук свой, вещь горьку, состреляти в тайных непорочна, внезапу состреляют его и не убоятся. Утвердиша себе слово лукавое, поведаша скрыти сеть, реша: кто узрит их? Испыташа беззаконие, исчезоша испытающии испытания, приступит человек, и сердце глубоко, и вознесется Бог. Стрелы младенец быша язвы их, и изнемогоша на ня языцы их. Смутишася вси видящии их, и убояся всяк человек, и возвестиша дела Божия, и творения Его разумеша. Возвеселится праведник о Господе и уповает на Него, и похвалятся вси правии сердцем.

Значение в жизни верующего чтения псалма 63

Как и многие другие, православный псалом 63 был написан иудейским царем Давидом во время бунта, организованного его сыном Авессаломом с целью смещения своего отца с престола. В псалме особенно обращает на себя внимание акцент на клевете, которую враги царя возводили против него: ради того, чтобы настроить народ против царя Давида, и расположить их к Авессалому, они приписывали царю несуществующие прегрешения и недостатки, а также всячески очерняли его методы управления государством. «изострили язык свой, как меч; напрягли лук свой ‑ язвительное слово» (Пс. 63, 4) – так христианский текст 63 псалма описывает словесную войну, которая велась противниками пророка Давида.

В каких случаях помогает христианский псалом 63?

Толкование 63 псалма говорит о том, что близко, наверно, каждому человеку – о предательстве и клевете. В тексте псалма пророк Давид высказывает убеждение, что злые слова, отпускаемые в адрес невинного человека, обернутся во вред тому, кто их говорит: «Языком своим они поразят самих себя» (Пс. 63, 9). Заканчивается текст 63 псалма утверждением, что праведник восторжествует, то есть его доброе имя рано или поздно будет оправдано. Читать и слушать онлайн православный псалом 63 рекомендуется также при укусах бешеных животных.

Слушать на видео православную молитву псалом 63 на русском языке

Читать церковный текст молитвы псалом 63 на русском языке

Начальнику хора. Псалом Давида.

Услышь, Боже, голос мой в молитве моей, сохрани жизнь мою от страха врага; укрой меня от замысла коварных, от мятежа злодеев, которые изострили язык свой, как меч; напрягли лук свой — язвительное слово, чтобы втайне стрелять в непорочного; они внезапно стреляют в него и не боятся. Они утвердились в злом намерении, совещались скрыть сеть, говорили: кто их увидит? Изыскивают неправду, делают расследование за расследованием даже до внутренней жизни человека и до глубины сердца. Но поразит их Бог стрелою: внезапно будут они уязвлены; языком своим они поразят самих себя; все, видящие их, удалятся от них. И убоятся все человеки, и возвестят дело Божие, и уразумеют, что это Его дело. А праведник возвеселится о Господе и будет уповать на Него; и похвалятся все правые сердцем.

Православный Псалтырь. псалом 63 на церковно славянском языке

Услыши, Боже, глас мой, внегда молитимися к тебе; от страха вражiя изми душу мою. Покрый мя от сонма лукавнующих, от множества делающих неправду; иже изостриша яко мечь языки своя, напрягоша лук свой, вещь горьку, состреляти в тайных непорочна; внезапу состреляют eго, и не убоятся. Утвердиша себе слово лукавое; поведаша скрыти сеть, реша; кто узрит их? Испыташа беззаконiе; исчезоша испытающiи испытанiя; приступит человек, и сердце глубоко. И вознесется Бог; стрелы младенeц быша язвы их, и изнемогоша на ня языцы их; смутишася вси видящiи их. И убояся всяк человек; и возвестиша дела Божiя, и творeнiя eго разумеша. Возвеселится праведник о Господе и уповает на него; и похвалятся вси правiи сердцем.

Толковая псалтирь

В конец, Псалом Давиду

И этот псалом одного содержания с предыдущим; поелику, по словам Феодорита, излагает наветы врагов Давида и пророчествует о будущем его освобождении от них, почему и в надписи его содержится: в конец (1).

(1) Псалом сей, по словам Афанасия, сказывается от лица Апостолов, молящихся об освобождении их от врагов, противившихся их проповеди.

Пс.63:2 . Услыши, Боже, глас мой, внегда молитимися к Тебе; от страха вражия изми душу мою (1).

(1) Афанасий говорит, что это сходно с тем, что сказано Апостолами: И ныне, Господи! воззри на угрозы их и дай рабам Твоим со всею смелостью говорит слово Твое. Слова Вел. Василия: Вражий страх есть тот, который поселяется врагом, и который противен дерзновению Христову, об отвращении которого в семь псалмопении изложена молитва. Кирилла: Это – услышь меня, когда молюсь, вместо: когда я не молчу, но молюсь. Ибо молчание при таких обстоятельствах вредно, или (значит то), что скоро услышь меня и даже в то самое время, когда молюсь, согласно с обещанным Тобою: Еще ты будешь говорить, как скажет: вот Я здесь. Афанасия: Освободи меня от страха со стороны противников, иначе от навета их и смерти. Ибо сие то он боялся потерпеть от них. Оригена: Изъемли, говорит, душу мою от страха, каковый страх не друг, а враг. Друг тот страх, который соединен с познанием Бога, а враг страх – тот, который свойствен неправомыслящим, или каким бы то ни было небоящимся Бога, которых Дух Святый у пророка Исаии может изобразить ясно сими словами: страхом их не станем овладеваться и не будем смущаться.

Пс.63:3 . Покрый мя от сонма лукавнующих, от множества делающих неправду

Слова сии ясны, и потому не требуют изъяснения. Сонмом же называет совокупление и единомыслие и согласие на зло со стороны злых людей, как изъясняет Феодорит.

Пс.63:4 . Иже изостриша, яко меч языки свои

Сии, говорит, враги мои изострили языки свои на подобие меча, смотря по оборотливости их в клевете и в составлении против меня злых умыслов. А такие имеют сходство с сказанными в 56-м псалме ( Пс.56:5 ), следующими: и язык их меч острый.

Напрягоша лук свой, – вещь горьку

Пс.63:5 . Состреляти в тайных непорочна

Непорочным Давид называет безвинного и не бывшего причиною, то есть, самого себя. Здесь находится род переложения, которое может быть исправлено так: напрягли лук свой, чтоб стрелять в непорочного, что горько, то есть дело худое, коварное, злой умысел заключающее, – пускать стрелы тайно в невинного человека, поелику, таким образом, в кого стреляют тайно, тот, по незнанию, не может предохранить себя. Луком, а равно мечем он назвал язык врагов, мечем, потому что умерщвляет приблизившихся к нему, а луком потому что стреляет в людей и издалека (1). Ибо, говорит, враги мои явно хвалят меня, а тайно приготовляют против меня злые умыслы.

(1) Слова Божеств. Кирилла: Вещью горькою, составленною против непорочного или безвинного назвал клевету, ибо не прилична клевета и на кого бы то ни было, а тем злее она на праведного. На него стреляют тайно, то есть, скрытно, потому что не смеют поносить его в лицо. А – натянули лук, поставлено вместо: как лук. У Феодорита: Вещь горькая значит то же, что слово горькое, или горький умысел. Сим то они исполнили язык свой, горькое слово изощряя хуже лука.

Внезапу состреляют его и не убоятся

Нечаянно, говорит, когда невинный не имел никакого предварительного сведения, враги его пустят в него стрелы; они не убоятся ни гнева Божия, поражающего наветников, ни обвинения от людей.

Пс.63:6 . Утвердиша себе слово лукавое

Утвердили, говорит, сии коварные люди у себя злое слово, то есть, придумали злой умысел против невинных и решились твердо привести его в исполнение (1).

(1) Афанасия: Утверждение слова злого значит уверение Иудеев, что Господь не воскрес из мертвых. Безыменного истолкователя: Как утвердили? Обманывая, произнося клятвы, нанимая от себя свидетелей и обвинителей, изобретая ухищрения, приводя доказательства, чтоб сделать слово злое, то есть, обман вероятным (в изд. Своде).

Поведаша (твердили) скрыти сеть, реша: кто узрит их?

Симмах вместо: твердили, перевел: внушали друг другу. Враги, говорит, невинных людей, посоветовавшись между собою, решили тайно поставить сети и стражу на пути для ловления и умерщвления меня. При том, так как будто нет Бога, в таком расположении они сказали в себе: кто увидит нас? Или кто окажется защитником и помощником наветуемого нами? Иначе: никто (1).

(1) По словам Велик. Афанасия, это говорится о злословивших Апостолов и говоривших: не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем? Слова Феодорита: Это говорят Авессалом и Саул с сообщниками своими и прочие; то же говорят и те беззаконные, которые по времени составляли ухищрения и сети против Божиих церквей.

Пс.63:7 . Испыташа (свое) беззаконие; исчезоша ипытающие испытания .

Враги, говорит, мои пытались исполнить беззаконие; но изнемогли изыскатели коварных опытов, приготовлявшие различные ухищрения (1).

(1) Феодорит: Всю силу разума употребили, всякое ухищрение против меня придумали, никакого вида злоумышления не оставили; и явно наступая и тайно заседая и надзирателей посылая, пустыни обходя, и в каменистых местах делая поиски, в горах, в пещерах и ущельях земли отыскивая подвижников благочестия, о которых говорит Божественный Павел: которых не был достоин весь мир. А безыменный говорит: Потому исчезли, что испытывали беззакония, то есть, не искали, по закону Божию, правды, которой искали; потому то и не находят ее. А которые испытывают Богопознание без всякого развлечения, не бывают безуспешны.

Приступит человек, и сердце глубоко

Быть может, говорит, к коварным врагам моим присоединится и еще кто-либо для вспомоществования в намерений и злобе их против меня, ласкаясь к ним и обещая, что и он будет действовать против меня. Но этот человек будет сердце глубокое, то есть, глубокомысленный и мудрый, впрочем – на зло, так как есть глубокомысленный и на добро. Однакоже поелику и он ничего не может сделать против меня, то посему Бог вознесется и возвеличится еще более, как уловляющий мудрых в коварстве их, то есть, наказывающий их и показывающий, как изъясняет Феодорит, умышления всех прежде упомянутых бездейственными и суетными (1).

(1) Почему и Феодотион сие перевел так: и мысль мужа и сердце глубокое Бог поразит стрелою. Eвceвий сие изъясняет так: Беззаконники, говорит, непрестанно злоумышляли: но приступит человек истинный, хранящий в себе то, что создано по образу, – и как рассудительный и умный (ибо это значит: сердце глубокое) изложит глубокое разумение в обличении, которым будет вознесен Бог, уловляющий мудрых в коварстве, ибо возносится Бог чрез мужей святых при обличении ими обмана. Другие разумеют сии слова об Иуде, о чем смотри в конце псалма сего. Некто другой говорит: Приступит человек. Сколько бы ни было глубоко человеческое помышление испытывающее то, что превышает силы, непобедимый Бог выше его. Не видят, говорит; тогда как, сколь ко бы ни скрывали обманы и не полагали их в глубине, чтобы не сделались явны, Бог находится выше и скорее подает помощь, нежели они обманы. Слова Феодорита: Бог видит и скрытое и показывает, свою высоту, подвергая их наказаниям.

Стрелы младенец быша язвы их

Поражения, говорит, то есть, причинения зла и вреда врагами моими, были как стрелы младенцев, то есть, бездейственны и бессильны, подобно тому, как бессильны стрелы, пускаемые малыми детьми, по причине естественной слабости их.

Пс.63:9 . И изнемогоша на мя языцы их

Давид языками называет клеветы и наветы, устрояемые языком и составляющее последствия его. Итак, он говорит, что языки, или клеветы врагов моих были слабы, так что не могли ничего более произвести

Смутишася еси видящии их

Пс.63:10 . И убояся всяк человек

Смутились, говорит, все, которые видели вышеозначенных врагов моих, как они несчастны во всех предприятиях и ухищрениях своих, которые составили было против меня, и кто только увидел их, убоялся в самом себе, узнав, что Бог защитник и помощник страдающих от неправды (1).

(1) Слова Боже Афанасия: Сказав прежде о возношении врагов против святых проповедников (т. е. Апостолов), теперь говорит и о падении. Ибо столь, говорит, слабыми и ничтожными Он сделает ухищрения их против нас, что стрелы их суть слабые и не могущие уязвлять стрелы младенцев. Почему видя, что они столько ухищрялись и не получили никакой пользы, все объяты были в сердце смущением. Ибо по причине неудачи их, сильно убоявшись, удивлялись в семь делу промысла Божия.

И возвестиша дела Божия и творения Его разумеша

Все, говорит, те, которые увидят неудачность врагов моих, будут рассказывать другим о чудесах, произведенных надо мною Богом, и познают те суды, которые совершает Бог для вспомоществования рабам своим. По свойству пророчества Давид сказал о том, что еще имело исполниться, как о прошедшем, о чем мы говорили многократно (1).

(1) Слова Евсевия: Всякий человек, рассматривая опустошение древнего Иерусалима, может сильно убояться Распятого и возвещать дела Бога, т. е. Христа и разуметь Его творения. Какие такие? О которых Он предсказал Апостолам и теперь привел в конец (в исполнение). Ибо когда они показывали здание храма, Он отвечал: Аминь, говорю вам, не останется здесь камня на камне, который не разорится.

Пс.63:11 . Возвеселится праведник о Господе, и уповает на него; и похвалятся еси npaвии сердцем

Каждый, говорит, праведник, видя промышление и помощь, оказанные мне Богом, будет радоваться и уповать на Господа, что и сам удостоится той же помощи. Сверх того и все люди, не имеющие в сердце своем никакой кривизны и злого умысла, каков был и Давид, все таковые похвалятся тем, что Бог таковым незлобивым вспомоществует: ибо сколь, говорит, благ Бог к Израилю, к правым по сердцу ( Псал.72:1 ). Некоторые слова: приступит человек, и сердце глубоко, разумели об Иуде, который, как глубоко скрытный и самый злой, пошел к врагам Христовым – иудеям и дал им обещание предать Его. Но Христос более вознесся и возвеличился, совершив страшные чудеса во время своего распятия и воскресения из мертвых, так что истязания и страдания, причиненные Ему иудеями обратились в ничто, как потому, что Он, по Божеству, был бесстрастен, так и потому, что не могли уничтожить Его, как иудеи думали. Далее все язычники, видя иудеев преданными римлянам на погибель и истребление, смутились и убоялись Христа, за которого и пострадали они много от гонителей и владык (1). Под праведными же можешь разуметь тех же язычников, как оправданных верою, которые и возвеселятся о Христе. Те же язычники, по словам Оригена, и правы по сердцу; потому что они по сердцу не совратились с пути принятой ими веры ни в чем, как совратились в древности иудеи.

(1) Почему и Феодорит сказал: Можно видеть (найти) исполнившими это Давида и подобных ему и бывших после них, каковы венценосные мученики и подвижники благочестия.

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Оценка 4.5 проголосовавших: 149
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here