Религиозное чтение: азан и молитва в помощь нашим читателям.
Как делается азан и камат (призыв к молитве)
Азан и Икамат
Азан, в таком виде, в каком он нам известен сейчас, появился в Исламе в первом году по хиджре, когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) решил, что мусульманам нужен определенный призыв на молитву. Для этого он посоветовался со своими сподвижниками. Но это не привело к какому-либо определенному решению. В эту ночь, сподвижник Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) Абдуллах ибн Зейд увидел сон, в котором был человек, несущий колокол. Абдуллах спросил у него: «Продаешь ли ты этот колокол?». Тот человек ответил: «А что ты будешь делать с этим колоколом?». Абдуллах сказал: «Мы будем призывать людей на молитву посредством него». Но в ответ тот мужчина сказал: «Не указать ли мне тебе на то, что является лучше, чем этот колокол?» Абдуллах ответил: «Укажи!» И тогда тот мужчина обучил его Азану, а затем и Икамату. Утром он пошел к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и рассказал о том сне, что ему приснилось этой ночью. На что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, это правдивое видение, если на то воля Аллаха. Так встань же с Билялем и расскажи эти слова ему, поистине, у него более звонкий голос, чем у тебя».
Не следует недооценивать значимость того, кто читает Азан (муэдзина), ведь они являются призывающими к спасению. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Муэдзины (призывающие к намазу) в Судный день будут самыми высокими». Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) также сказал: «Если кто прочитает Азан, то, кто бы это не услышал, будь то человек или джинн, пусть даже камень или глина, они в Судный день будут свидетельствовать (перед Аллахом) услышанному».
Азан – это оповещение всех тех, кто его слышит о том, что наступила время намаза. Азан является для нас предписанием по сунне, и в то же время является близким к обязательному. О начале времени каждой из пяти молитв мы узнаем благодаря муэдзину, который делает призыв на молитву сразу, как наступает время. Мудрость же Азана еще заключается в том, что:
- во-первых, мы узнаем о месте, где можно совершить намаз;
- во-вторых, Азан побуждает мусульман к тому, чтобы они стремились к совершению коллективной молитвы;
- в-третьих, призыв к молитве является напоминанием для тех, кто забыл, что он мусульманин и что обязан совершать 5 намазов ежедневно.
Примечание: Время чтения Азана напрямую зависит от положения солнца, а также от восхода и захода (не зависит от времени по часам).
Икамат – это второй призыв на молитву, которая читается непосредственно перед совершением обязательного (фард) намаза. Также как и Азан, произношение Икамата перед обязательным намазом является сунной.
Слова Азана
Аллаху Акбару-Ллаху Акбар! (Аллах Велик! Аллах Велик!)
Аллаху Акбару-Ллаху Акбар! (Аллах Велик! Аллах Велик!)
Ашхаду аль ля иляха илля-Ллаах! (Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха!)
Ашхаду аль ля иляха илля-Ллаах! (Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха!)
Ашхаду анна Мухаммадар-расулю-Ллаах! (Свидетельствую, что Мухаммад посланник Аллаха!)
Ашхаду анна Мухаммадар-расулю-Ллаах! (Свидетельствую, что Мухаммад посланник Аллаха!)
Хяййя аляс-салях, Хяййя аляс-салях (Спешите к Молитве! Спешите к Молитве!)
Хяййя аляль-фалях, Хяййя аляль-фалях (Спешите к Спасению! Спешите к Спасению!)
Аллаху акбару-Ллаху акбар (Аллах Велик! Аллах Велик!)
Ля иляха илля-Ллааах! (Нет божества кроме Аллаха!)
В Утреннем Азане после слов «Хяййя аляль-фалях»произносится:
«Ас-Саляту хайрум-минан-навм! – Ас-Саляту хайрум-минан-навм!» (Молитва лучше, чем сон! Молитва лучше, чем сон!)
Слова Икамата в мазхабе имама Абу Ханифы:
Аллаху Акбару-Ллаху Акбар! (Аллах Велик! Аллах Велик!)
Аллаху Акбару-Ллаху Акбар! (Аллах Велик! Аллах Велик!)
Ашхаду аль ля иляха илляЛлах! (Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха!)
Ашхаду аль ля иляха илляЛлах! (Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха!)
Ашхаду анна Мухаммадар-расулюЛлах! (Свидетельствую, что Мухаммад посланник Аллаха!)
Ашхаду анна Мухаммадар-расулюЛлах! (Свидетельствую, что Мухаммад посланник Аллаха!)
Хяййя аляс-салях, Хяййя аляс-салях! (Спешите к Молитве! Спешите к Молитве!)
Хяййя аляль-фалях, Хяййя аляль-фалях! (Спешите к Молитве! Спешите к Молитве!)
Кад камати-с-саляту, Кад камати-с-салях! ( Молитва начинается! Молитва начинается!)
Аллаху акбару-Ллаху акбар (Аллах Велик! Аллах Велик!)
Ля иляха илля-Ллааах! (Нет божества кроме Аллаха!)
Такой вид икамата относится к мазхабу имама Абу Ханифы. Он читается также как и Азан (такое же растягивание). Примечание: Мазхаб – это школа шариатского права в Исламе.
Слова Икамата в мазхабах имама аш-Шафии, имама Ахмада и имама Малика:
Аллаху Акбару-Ллаху Акбар! (Аллах Велик! Аллах Велик!)
Ашхаду аль ля иляха илляЛлах! (Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха!)
Ашхаду анна Мухаммадар-расулюЛлах! (Свидетельствую, что Мухаммад посланник Аллаха!)
Хяййя аляс-салях! (Спешите к Молитве!)
Хяййя аляль-фалях! (Спешите к Молитве!)
Кад камати-с-саляту, Кад камати-с-салях! ( Молитва начинается! Молитва начинается!)
Аллаху акбару-Ллаху акбар (Аллах Велик! Аллах Велик!)
Ля иляха илля-Ллааах! (Нет божества кроме Аллаха!)
В мазхабах имама аш-Шафии, имама Ахмада и имама Малика Икамат читается быстро и слова не повторяются по 2 раза. За исключением слов «Аллаху акбар» и «Кад камати-с-салях».
Правила чтения Азана и Икамата
Муэдзин должен стоять лицом в сторону Киблы.
Очередность слов Азана обязательно должны быть соблюдены.
Слова призыва должны быть произнесены беспрерывно, без долгих пауз.
Совершать Азан муэдзин должен только при наступлении времени молитвы.
Азан и Икамат нужно читать только на арабском языке, так как, если прочитать на других языках, они станут недействительными.
Желательно, чтоб муэдзин поворачивал голову направо при произношении слов «Хяййя аляс-салях, Хяййя аляс-салях» и налево при произношении «Хяййя аляль-фалях, Хяййя аляль-фалях». Аналогичным образом и при чтении Икамата.
Если намаз совершается группой людей Икамат необходимо читать вслух. Желательно читать про себя, если намаз совершается в одиночку.
Является сунной – положить указательные пальцы обеих рук в уши при чтении Азана.
Произношение слов должны быть четкими.
При чтении Азана муэдзин должен соблюдать соответствующие правила растягивания (желательно читать медленно, с промежуточными паузами, но в то же время разрешается читать быстрым темпом).
В мечетях, в которых молитвы совершаются коллективно, совершение молитвы без Азана и Икамата является нежелательным действием (Макрухом).
При прочтении Азана и Икамата муадзину не дозволяется ходить, произносить другие слова, заниматься посторонними делами. Единственным дозволенным хождением является проход муадзина на свое место для молитвы при произнесении им слов: « Кад камати-с-саляту, Кад камати-с-салях».
Между произнесением Икамат и исполнением молитвы не должно быть продолжительной паузы. Если пауза будет продолжительной, то Икамат надо будет повторить. Поэтому, после произнесения Икамат и до произнесения Вступительного Такбира, имаму дозволена пауза лишь для выравнивания рядов.
То, что важно знать для слушающего Азан
По свидетельству госпожи Айши (да будет доволен ею Аллах), Пророк (мир ему и благословение Аллаха), когда слышал Азан, преображался в поведении: «Посланник Аллаха разговаривал с нами, шутил, но если наступало время молитвы, то он становился таким, будто не знал нас, а мы не знали его». То есть он оставлял все дела и готовился к молитве.
Услышав Азан мы непременно должны отреагировать на него должным образом. Мы должны начать приготовления к намазу, оставив все остальные мирские дела, даже если этим делом является чтение Корана. Как же мы можем оставить без внимания призыв самого всевышнего Аллаха посредством муэдзина. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) нам рассказал: «Кто повторит слова муэдзина искренно, тот войдёт в рай».
Перечислим желательные действия слушающего Азан:
Повторять слова муэдзина про себя. Исключением являются слова «Хяййя аляс-салях, Хяййя аляс-салях! Хяййя аляль-фалях, Хяййя аляль-фалях!». После чтении муэдзином этих слов мы должны произнести «Ля хауля ва ля куввата илля биЛлах» («Нет силы и могущества, кроме как у Аллаха»).
После завершения Азана желательно сказать: «Ашхаду аль ля иляха илляЛлаху вахдаху ля шарика ляху ва анна Мухаммадан абдуху ва расулюху, радыйту биЛлахи раббан, ва би-Мухаммадин расулан, ва биль-Ислами динан» («Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, у которого нет сотоварища, и что Мухаммад – Его раб и посланник. Я доволен Аллахом, как господом, Мухаммадом, как посланником, Исламом, как религией).
Сделать дуа (мольба) за Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) словами: «Аллахумма рабба хазихи ддаъвати ттамати вассалятиль-каимати, ати Мухаммадан аль-Василата валь-фадылята, ваб-асху макаман махмудан аллязи ва-адтаху» (О Аллах, Господь этого совершенного призыва и этой совершающейся молитвы, приведи Мухаммада к аль-Василе (“Аль-Василя” – название высшей ступени рая) и к высокому положению, и направь его к месту достохвальному, которое Ты обещал ему. Поистине, Ты не нарушаешь обещания!)
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, мольба (дуа) между Азаном и Икаматом не отвергается». Поэтому не стоит пренебрегать этим временем, а молить Аллаха за себя.
Тот, кого Азан застал в мечети, не должен выходить из нее, кроме как по уважительной причине.
Каким должен быть муэдзин (читающий Азан)
Призывающий на намаз должен быть мусульманином.
Он должен быть разумным и дееспособным. Если человек обладает слабоумием будучи взрослым или если это ребенок, который еще не обрел соответствующего ума, им не разрешается быть муэдзинами.
Большое значение имеет то, чтобы читающий Азан обладал красивым и громким голосом.
Муэдзин должен соблюдать ритуальную чистоту от большого и малого осквернения (т.е. быть в полном и в малом омовении).
Несмотря на то, что Азан, прочитанный несовершеннолетним (но в это время являющийся различающим мальчиком) является действительным, все-таки было бы лучше и благостнее, если бы Азан произнес совершеннолетний.
Оповещающий о начале времени молитвы должен уметь правильно различать время молитвы и иметь правильное представление о Кибле.
Муэдзин должен иметь хорошую нравственную чистоту, и должен быть серьезным к важным делам в Исламе.
Имея возможность читать Азан бесплатно, лучше будет для мусульманина, если он будет это делать только ради довольства Аллаха.
Грубые ошибки, которые могут быть допущены при чтении Азана
Муэдзин не должен допускать ошибок при чтении Азана. В книге Имама аль-Газали, которая называется «Сульват-уль-Арифин» приводится хадис от ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, а тот передал от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), в котором сообщается следующее (смысл):
«В азане есть восемь моментов (слов), вводящих в куфр:
Это если тянуть первую букву «Алиф» в слове Аллах.
Это если тянуть букву «Ба» в слове Акбар.
Это если тянуть букву «Ха“ ه”» в слове «Ашхаду».
Это если читать слова «ля иляха илляЛлах» без ташдида (удвоения), когда мы читаем частицу «Илля» букву «Лям» («Л») нужно удваивать.
Это произнесение слова «Ашхаду» без «Алифа» то есть «Шахиду» вместо «Ашхаду».
Это если читать букву «Нун» («Н») в словах «Ашхаду алля илягьа илляЛлагь». В арабском языке при написании этих слов, перед частицей «Ля» бывает буква «Нун», то есть вот так: «Ашхаду АН ля илягьа илляЛлагь», но, согласно правилу таджвида, при чтении буква «Нун» скрывается и превращается в следующую букву, то есть в букву «Лям» . Поэтому при чтении буквы «Нун» мы не произносим её и читаем так: «Ашхаду алля илягьа илляЛлагь».
Это если тянуть букву «Ха» в словах «Хяййя аля с̣-с̣аля́х», «Хайя ‘аляль-фаля́х».
Это если не удваивать в первых словах «Хяййя» букву «Й».
Заключение
Провозглашая Азан, по пять раз в день, в мечети и у себя дома, мусульмане оповещают весь мир о том, что эти слова являются громким голосом Ислама, который возвещает о свободе мусульман. Читая Азан, мы продолжаем призыв Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и доказываем, что мы являемся представителями его общины. Этим мы объявляем о том, к чему мы стремимся, что нас волнует в этом жизни, а ведь это только довольство Аллаха. Муэдзин приглашает всех к поклонению Аллаху и приглашает к тому, чтобы все засвидетельствовали, что нет божества, кроме Аллаха и каждый раз напоминает всем, кто его слышит о единстве и величии Аллаха. По воле Аллаха этот призыв будет продолжаться до Конца света.
В статье фигурируют вырезки из следующих источников:
Автор статьи: Магомедов Сабир Абдулазизович
Азан и молитва
С именем Аллагьа, Милостивого ко всем в этом мире, а в ином мире Милостивого только к верующим.
Ас-Саламу аляйкум ва рахматулЛагьи ва баракатугь!
Дорогие братья и сёстры!
Однако, к сожалению, большинство из нас не понимают его важных аспектов, многие его прослушивают неосознанно и не придают значения его важности, а некоторые даже не знают что необходимо выполнять во время азана и после его завершения.
В этой статье мы расскажем:
1) что такое азан,
ЧТО ТАКОЕ АЗАН ( ЕГО СМЫСЛ И СУТЬ)
Аза́н (араб. أَذَان) – призыв к обязательной молитве. Это один из важнейших обрядов в Исламе. Это слова оповещения о наступлении времени совершения обязательных намазов. Возвещать азан желательно для каждого, и является коллективной обязанностью (фарз аль-кифая) для любого населенного пункта, где живут мусульмане. Дополнительная цель азана — напомнить о том, что пора подготовиться к намазу.
Читающий азан – муэдзин. Во время чтения азана руки муэдзина должны касаться мочек ушей и взгляд должен быть направлен в сторону Киблы. После азана читается мольба (дуа), включающая в себя салават (благословение) пророка Мухаммада, его семьи и сподвижников. Через несколько минут после азана, непосредственно перед молитвой, читается икамат.
Слово “азан” переводится с арабского, как “оповещение”. По Шариату это слово имеет определенное назначение. Всевышний установил сроки для всех намазов, а азан – это оповещение о наступлении времени намаза.
Оглашение азана стало Шариатским решением в первом году по хиджре.
Абу Давуд рассказал хадис:
“Когда Пророк (да благословит его Аллагь и приветствует) поселился в Медине, мусульмане испытывали определенные неудобства, не зная времени наступления намаза. Пророк долго думал, как бы собрать людей на намаз. Один предложил вывесить знамя, но Пророк не принял этот вариант. Другие предложили дуть в большую трубу, но и это Пророк отверг, так как это будет уподобление иудеям. Отверг также и колокол, так как он уподобит их христианам. Абдуллах сын Зайда видел, как Пророку неспокойно, размышляя над этим вопросом. В ту ночь ему приснился сон, как проходит мимо него человек с зурной в руке. Абдуллах спросил: “Не продашь ли эту зурну?” “Зачем тебе зурна?” – спросил человек. “Я буду извещать людей о наступлении времени намаза”, – ответил Абдуллах. Тогда человек сказал, что научит его более лучшему методу оповещения, и подсказал оглашение азана: “Аллагьу акбар…” (по тексту азана). Утром Абдуллах рассказал сон Пророку, и он сказал, что это и есть истина. Тут же он послал Абдуллаха к Билалу, чтобы тот огласил азан, ибо у того голос был громче, чем у Абдуллаха. Когда Билал огласил азан, пришел Умар ибн Хатаб и сказал Пророку: “Клянусь Господом, пославшим тебя, я тоже видел во сне этот азан”. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллагь и приветствует) воздал хвалу Аллагьу”.
Азан – это призыв, в текст которого вошли слова вероубеждения мусульман. Он напоминает людям о наступлении времени намаза и призывает к поклонению Аллагьу.
В азане утверждается Единственность Сущего Аллагьа вместе с Пречистостью и Совершенством Его. Также свидетельствуется, что Пророк Мух`аммад (да благословит его Аллагь и приветствует) – есть Посланник Аллагьа. Напоминается, что намаз – это спасение.
Возможность прочтения Азана является для мусульманина великой благостью Всевышнего Аллагьа. О достоинстве азана приводится множество достоверных хадисов.
1) Передается от Абу Хурайры, что посланник Аллагьа (мир ему и благословение Аллагьа) сказал: «Если бы люди знали о награде, которая ждёт тех, кто произносит слова азана и находится в первом ряду (во время общей молитвы) и кроме жребия по стрелам не нашли иного пути (для того, чтобы решить, кто станет произносить слова азана и кто займёт места в первом ряду), то они обязательно прибегали бы к этому! Если бы знали они о той награде, которая ждёт являющегося на молитву пораньше, то спешили бы к ней наперегонки! И если бы знали они о той награде, которая ожидает принимающих участие в общих вечерних и утренних молитвах, то обязательно являлись бы на эти молитвы в мечеть, даже если бы им приходилось добираться туда ползком!».
(Аль-Бухари 615, Муслим 437)
2) Передается от Абу Хурайры, что посланник Аллагьа (мир ему и благословение Аллагьа) сказал: «Когда раздаётся призыв к молитве, шайтан отступает, с шумом испуская ветры, чтобы не слышать этого призыва, а когда призыв завершается, он (снова) подступает. И он отступает во время объявления о начале молитвы (икамaт), а когда икамат завершается, он (снова) подступает, чтобы встать меж человеком и душой его и говорить ему: “Вспомни о том-то и вспомни о том-то, о чём человек и не думал вспоминать (до молитвы), и шайтан делает это для того, чтобы человек оставался в подобном положении, не ведая, сколько рак’атов молитвы он совершил.
(Аль-Бухари 608, Муслим 389)
3) Передается от Анаса, что посланник Аллагьа (мир ему и благословение Аллагьа) сказал: «Мольба (с которой обращаются) к Аллагьу между азаном и икаматом, не отвергается.
(Абу Дауд и ат-Тирмизи, Сахихуль джами’ 3408, ируа 224)
УСЛОВИЯ ОГЛАШЕНИЯ АЗАНА И ИКАМАТА
Оглашение азана и икамата является суннатом-муаккад (для мужчин) при наступлении срока молитвы для каждого обязательного намаза, намаза-джума или для возмещаемого намаза, будь-то коллективный или индивидуальный намаз, в пути или дома.
Для женщины не предписано оглашать азан, так как их голос не принято слушать посторонним мужчинам.
Для других намазов (праздничные, затмения луны или солнца) азан и икамат не являются сунной.
Если нужно возместить несколько намазов, и человек возмещает их подряд, то для первого намаза прочитает азан, затем икамат, а для остальных можно повторить все то же самое, но лучше перед каждым намазом ограничиться чтением икамата.
1. Наступление времени намаза.
2. Оглашение на арабском языке (исключение делается тому, кто не знает арабского языка).
3. Оглашение по порядку и сразу.
4. Оглашающий азан должен быть сознательным.
5. Оглашающий азан должен быть мусульманином.
6. Оглашает азан только мужчина. Азан, оглашаемый женщинами, мужчинам не предписан. Если коллектив только из женщин, то они прочтут икамат.
Подлежащий купанию или омовению может призвать к намазу, но это порицательно (макрух).
ДЛЯ ОГЛАШАЮЩЕГО АЗАН ЖЕЛАТЕЛЬНО:
1. Чтобы муэдзин был свободным (не рабом) и совершеннолетним.
2. Быть доверенным, справедливым, ибо он следит за временем намазов. Также оглашать на возвышенности.
3. Знающим времена намазов и его суннаты.
4. Иметь громкий и красивый голос.
5. Быть в омовении.
6. Вставлять в уши указательные пальцы – это помогает повышению голоса.
7. Поворачиваться вправо и влево при чтении обеих “Хаййя г’ала”.
8. Обходить минарет вокруг, если с одного места голос не доходит.
9. Азан оглашается протяжно, икамат, напротив, быстро.
10. Не разговаривать при азане, даже отвечая на приветствие.
ПРИ ОГЛАШЕНИИ АЗАНА ПОРИЦАТЕЛЬНО:
1. Оглашать азан женщине.
2. Оглашать азан фасику, так как его слова в религии не принимаются.
3. Не имея омовения.
5. Придавать в произношении азана мелодии, которые могут привести к искажению смысла, также прибавлять или не произносить звуки.
6. Разговаривать во время азана, ибо это поминание (зикр) Всевышнего, возвышающее Его.
7. Неисполнение всего сунната в азане, порицательно.
Если азан огласит тот, кому порицательно это делать, то желательно призвать заново.
ПОРЯДОК ОГЛАШЕНИЯ АЗАНА И ИКАМАТА
Перед прочтением азана и икамата желательно прочитать салават Пророку (да благословит его Аллагь и приветствует).
В мечети Днепропетровска, как правило, читают такой салават:
“Аллагьумма салли г’аля саййидина Мух`аммадин ва г’аля аали саййидина Мух`аммадин ва саллим”
О Аллагь, благослови и приветствуй нашего господина Мух`аммада, а также семейство нашего господина Мух`аммада».
О том, что желательно делать, когда вы слышите азан, есть множество достоверных хадисов.
1) Передают со слов ‘Умара (да будет доволен им Аллагь), что Пророк (да благословит его Аллагь и приветствует), сказал:
«Когда муэдзин говорит: Аллагьу Акбар, Аллагьу Акбар, говорите: Аллагьу Акбар, Аллагьу Акбар. Затем, когда он скажет: Ашхаду ан-ля иляха илля-Ллагь, говорите: Ашхаду ан-ля иляха илля-Ллах. Когда он скажет: Ашхаду анна Мух`аммадан расулю-Ллагь, говорите: Ашхаду анна Мух`аммадан расулю-Ллагь. Когда он скажет: Хаййа ‘аляс-салях, говорите: Ля хауля ва ля къуввата илля биЛлягь /Нет силы и мощи, кроме как у Аллагьа/. Когда он скажет: Хаййа ‘аляль-фалях, говорите: Ля хауля ва ля къуввата илля биЛлягь. Затем, когда он скажет: Аллагьу Акбар, Аллагьу Акбар, говорите: Аллагьу Акбар, Аллагьу Акбар. Затем, когда он скажет: Ля иляха илля-Ллагь, говорите: Ля иляха илля-Ллагь, (и тот, кто скажет это) от чистого сердца, войдет в Рай».
( Муслим 12/385, Абу Дауд 527 и ан-Насаи в книге «‘Амаль аль-йаум ва-л-лейля» 40)
2) В двух «Сахихах» подтверждается, что Абу Муса аль-Аш’ари, да будет доволен им Аллагь, сообщил, что посланник Аллагьа, да благословит его Аллагь и приветствует, сказал:
«(Слова) “Ля хауля ва ля къуввата илля биллях”/ Нет силы и мощи, кроме как у Аллагьа / – сокровище из сокровищниц Рая”».
3) Также передают со слов ‘Абдуллы ибн ‘Амра ибн аль-‘Аса о том, что он слышал, как пророк, да благословит его Аллагь и приветствует, говорил: «Когда вы услышите (призыв) муэдзина, повторяйте за ним то, что он говорит. Затем помолитесь за мое благословение, ибо, поистине, того, кто помолится за мое благословение, Аллагь благословит десять раз. После этого попросите Аллаhа, чтобы Он предоставил мне “аль-Василя”. Поистине, это место в раю, приготовленное только для одного раба из числа рабов Аллагьа, и я надеюсь им буду я. И тот, кто попросит Аллагьа дать мне “аль-Василя”, получит (мое) заступничество».
(Ахмад 2/168, Муслим 384, Абу Дауд 523, ат-Тирмизи 3614, ан-Насаи 2/25)
4) Сообщается, что посланник Аллагьа, да благословит его Аллагь и приветствует, сказал: «Когда услышите, как (во время азана) муэдзин произносит слова “ас-саляту хайрун мин-ан-наум”, говорите то же, что говорит он».
(Ахмад 3/483 со слов Му’аза ибн Анаса)
5) После азана есть установленная мольба, с которой следует обратиться. Об этом передается в достоверном хадисе, который приводит имам аль-Бухари (614):
Передают со слов Джабира ибн ‘Абдуллаха,(да будет доволен Аллагь ими обоими), что посланник Аллаhа (да благословит его Аллаh и приветствует) сказал: «В День воскресения моё заступничество станет обязательным для того, кто, услышав слова азана, скажет:
“О Аллагь, Господь этого совершенного призыва и этой совершающейся молитвы, приведи Мух`аммада к Василе и высокому положению и направь его к месту достохвальному, которое Ты обещал ему!
Аллагьумма, Рабба хазихи-д-да‘вати-т-тамма, ва-с-салятиль-къаима, ати Мух`аммадан аль-Василята ва-ль-фадылята ва-б‘асху макъаман махмудан аллези ва‘адтах!”».
(Мухтасар Сахих аль-Бухари» №356)
ТЕКСТ АЗАНА К УТРЕННЕЙ МОЛИТВЕ
Ашгьаду ал-ля́ Иля́гьа илля-Лла́гь
Свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллагьа
Ашгьаду анна Мух̣`аммадан Расу́лю-Лла́гь
Свидетельствую также, что Мух`аммад — посланник Аллагьа
Хайя ‘аля с̣-с̣аля́х
Спешите на молитву
Хайя ‘аля ль-фаля́х
Спешите к спасению
Ас̣-с̣аля́ту х̮айру мина-н-наўм
Молитва лучше сна
Ля́ Иля́гьа илля-Лла́гь
Нет божества, достойного поклонения , кроме Аллагьа
ТЕКСТ АЗАНА КО ВСЕМ ОСТАЛЬНЫМ МОЛИТВАМ
Ашгьаду ал-ля́ Иля́гь илля-Лла́гь
Свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения , кроме Аллагьа
Ашгьаду анна Мух̣`аммадан Расу́лю-Лла́гь
Свидетельствую также, что Мух`аммад — посланник Аллагьа
Хайя ‘аля с̣-с̣аля́х
Спешите на молитву
Хайя ‘аля ль-фаля́х
Спешите к спасению
Ля́ Иля́гьа илля-Лла́гь
Нет божества, достойного поклонения , кроме Аллагьа
В икамате читается все так же, как и в азане, только после обеих «Хайя ‘аля …» читается
«Кад камати-с-саляту, Кад камати-с-салягь!» / Молитва начинается, молитва начинается.
Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллаum, сказал:
«Билялу было велено повторять слова азана чётное число раз, а слова икамата — нечётное, кроме слов: “Молитва начинается”».
(Мухтасар Сахих аль-Бухари» №351)
Желательно икамат читать, не растягивая слова. Желательно огласившему азан прочитать и икамат.
Тому, кто произносит икамат, желательно до и после него прочитать «Салават».
Каждый, услышавший призыв на намаз, должен прервать свое занятие, даже чтение и изучение Корана или других наук. Повторять призыв к молитве желательно всякому, кто слышит азан, будь это тот, кто при омовении или в состоянии осквернения, женщине с менструациями. Из этого числа исключаются те, которые в это время находятся в намазе, читающий хутбу; тот, кто справляет нужду (в отхожем месте), или совершает половой акт. Если человек выйдет из отхожего места, а муэдзин все ещё будет продолжать возвещать азан, то он может продолжить за ним. Если кто-то читает Куръан, или поминает Аллагьа/зикр/ или находится на уроке и так далее, то ему следует прервать то, что он делает и повторять то, что говорит муэдзин. Он может потом вернуться к тому, что он делал, если пожелает, или может совершить добровольную или обязательную молитву.
Отвечать муэдзину необходимо, повторив за ним все его слова, кроме обеих «Хайя ‘аля …». Вместо них необходимо сказать: «Ля хауля ва ля къуввата илля биЛлягь».
Отвечать тоже желательно после каждого слова. Если отвечающий услышал весь азан или его отрывок, то необходимо ответить на весь азан в порядке его оглашения.
При ответе на утренний азан после слов: «Ас̣-с̣аля́ту х̮айру мина-н-наўм» отвечающий скажет: «Садакъта ва барирта ва ана `аля зялика мина шшагидин».
После слов «Ашhгьаду анна Мух̣`аммадан Расу́лю-Лла́гь» желательно поцеловав ногти больших пальцев рук, провести ногтями по закрытым векам от переносицы к вискам.
Желательно отвечать и на икамат. После слов муэдзина: «Кад каматис-саляту, Кад каматис-салягь» необходимо ответить: «Акъамагьаллагьу ва адамагьа».
ПОСЛЕ ОГЛАШЕНИЯ АЗАНА ЖЕЛАТЕЛЬНО:
1. Прочитать салават Пророку (да благословит его Аллагь и приветствует).
В Днепропетровской мечети, как правило, читают такой салават:
“Ассаляту ва ссаляму алайка я саййиди я рассулюллагь. Ассаляту ва ссаляму ва ‘аля алика ва асхабика аджма’ин”.
Приветствия и благословение тебе о мой господин, о посланник Аллагьа. Приветствия и благословение тебе и твоей семье, сподвижникам и всем нам».
2. Прочитать ду’а: “Аллагьумма рабба гьазигьи даг’авати ттамати ва ссалятиль къаимати ати Мух`аммадан аль василята валь фазилята вабг’асгьу макъама ммах`муданиллязи ваг’адтагьу иннака ла тухлифуль ми’ад, ва салляллагьу г’аля саййидина Мух`аммадин ва г’аля алигьи ва ссах’ бигьи ва саллям”.
3. Если отвечают на вечерний азан, то добавляют: “Алллагьумма гьаза икъбалу ляйлика ва идбару нагьарика ва асвату дуг’атика ва х’узуру ссаляватика фагъфир ли”.
4. Между азаном и икаматом желательно прочитать ду’а.
5. Желательно выдержать время между азаном и икаматом, дабы постоянствующие в коллективном намазе могли собраться, сохраняя желательное время намаза.
НЕКОТОРЫЕ ВАЖНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ АЗАНА И ИКАМАТ
1) При совместном исполнении молитвы Икамат читается вслух.
2) В мечетях, где молитвы совершаются совместно, нежелательно (Макрух) читать молитвы без Азана и Икамат.
3) Если из близлежащей мечети был услышан Азан, то нет необходимости его повторять перед молитвой этого времени. Однако Икамат надо произносить в любом случае.
4) Чтение Азана и Икамат перед восстановлением любой пропущенной Обязательной (Фарз) Молитвы является сунной. Если же восстанавливается друг за другом несколько молитв, то достаточно прочтение Азана перед первой молитвой. Икамат же необходимо читать перед каждой молитвой.
5) Нельзя приветствовать муэдзина при чтении им Азана и Икамат. Также весьма нежелательно (Макрух) муэдзину отвечать на такие приветствия.
6) Азан и Икамат читается лишь на арабском языке. Они не будут действительными, если будут произнесены на другом языке.
7) При прочтении Азана и Икамат муэдзину не дозволяется ходить, произносить другие слова, заниматься посторонними делами. Единственным дозволенным хождением является проход муадзина на свое место для молитвы при произнесении им слов: «Кад каматис-саляту, – Кад каматис-салягь!».
8) Желательно (Мустахаб) читать Азан медленно, с промежуточными паузами. А Икамат читать без пауз и быстрее.
Подтверждается это хадисом, переданным от Джабира: «Когда читаешь Азан, старайся делать это медленно, а при произнесении Икамат, делай это быстрее, и помни, что между Азаном и Икамат тебе надо будет выделить столько времени, сколько необходимо услышавшему Азан доесть свою пищу».
9) Является сунной для муэдзина обращаться в сторону Кыблы при чтении Азана и Икамат. Лишь при словах «Хаййа аля-с-салягь», он поворачивает голову вправо, и при словах «Хаййа аля-ль-фалях», поворачивает голову влево.
Желательно (Мустахаб), чтобы Икамат произносил тот же человек, который читал Азан.
Читать Икамат другому человеку без разрешения имама весьма нежелательно (Макрух).
10) (Мустахаб) обращаться с мольбой к Аллагьу «субхана-гьу ва та`аля» между Азаном и Икамат. Так как по сообщениям от Пророка (мир ему и благословение Аллагьа) известно, что мольба в это время не будет отвергнута.
11) Как и при чтении Азана, Икамат произносится в состоянии омовения и в направлении Кыблы. При этом является сунной не разговаривать и не ходить.
12) Между произнесением Икамат и исполнением молитвы не должно быть продолжительной паузы (например, прием пищи). Если пауза будет продолжительной, то Икамат надо будет повторить. Поэтому, после произнесения Икамат и до произнесения Вступительного Такбира, имаму дозволена пауза лишь для выравнивания рядов.
13) После произнесения Икамат, имаму рекомендуется посмотреть на ряды и, повернувшись вправо и влево, сказать: «Держитесь ровнее, да будет на вас милость Всевышнего Аллаhа».
В хадисе, который приводят Бухари и Муслим, говорится: «Держите ряды ровнее. Так как способность держать ровными ряды, увеличивает возможные благости за молитву».
В КАКИХ СЛУЧАЯХ КРОМЕ МОЛИТВЫ РЕКОМЕНДУЕТСЯ ЧИТАТЬ АЗАН
1. После рождения ребенка в правое его ухо читают Азан, а в левое – Икамат. Так как дочь Пророка (мир ему и благословение Аллагьа) Фатима, после рождения своего сына Хасана (да будет доволен ими Аллагь), читала ему в ухо Азан.
Хадис об этом передает Тирмизи и называет его «хасен-сахих».
2. Азан рекомендуется читать также при пожаре, битве и вслед уходящему путнику.
3. Рекомендуют читать Азан в ухо больному эпилепсией, с нервным заболеванием, а также человеку и животному, чрезмерно возбужденному или озлобленному.
4. Чтобы предохраниться от зла джиннов и шайтанов, иногда предстающих перед людьми в образе человека, также рекомендуется читать Азан. Так как шайтан, услышавший Азан, старается бежать прочь от этого места.
Пусть Всевышний примет наши молитвы, будет Милостив к нам и убережёт нас от ошибок!
Намаз
Халяль и харам
Имам мечети г.Днепр ул.Оренбургская,86
От центра маршруткой 105 до ул.Оренбургская
С ж/м Победа маршрутка 62 до ул.Оренбургская
С ж/м Красный Камень автобус 95-а до остановки Байкал
На авто – от кинотеатра Правда в сторону ж/м Клочко по ул.Байкальская на восьмой улице повернуть направо. На столбе есть указатель “Мечеть” со стрелкой.