Азан молитва лучше сна

Религиозное чтение: азан молитва лучше сна в помощь нашим читателям.

Молитва лучше сна

Произношение в утреннем азане фразы «Ас-саляту хайрун минан-наум (молитва лучше сна)» является еще одним разногласием между шиитами и суннитами. Из фетв суннитских ученых следует, что при призыве на утреннюю молитву муэдзину необходимо сказать фразу «молитва лучше сна». Некоторые из этих фетв указывают на обязательность произношения этой фразы, другие фетвы говорят о желательности. Шиитские ученые, руководствуясь в этом и во всех других вопросах предписаниями безгрешных имамов из пророческого рода, запрещают произносить в азане эту фразу и считают ее нововведением, появившимся среди части мусульман после ухода Посланника Аллаха в мир иной. Во многих наставлениях от безгрешных имамов сказано о недопустимости прибавления этой фразы к утреннему и любому другому азану, так как это есть нововведение, а всякому нововведению, как говорится об этом в известном пророческом хадисе, место в огне. В книге «Васаиль аш-шиа» приводится хадис, в котором Имаму Садику (да будет мир с ним) задали вопрос о произношении в азане фразы «молитва лучше сна», на что имам ответил: «Мы не знаем такой фразы».[526]

Почему же шииты не говорят в утреннем азане «молитва лучше сна»? Этому есть несколько причин. Во-первых, как уже было сказано выше, из высказываний имамов, являющихся продолжателями традиций Пророка и хранителями исламской религии, следует запрет на произношение данной фразы.

Во-вторых, в суннитских хадисах упоминаются различные причины появления этой фразы в утреннем азане, что позволяет усомниться в достоверности этих хадисов. В одних хадисах сказано, что данную фразу услышал во сне Абдулла ибн Зейд, после чего Пророк, посчитав его сон вещим, включил ее в утренний азан. В других хадисах говорится, что эту фразу добавил в утренний азан Биляль чтобы разбудить спящего Пророка, а затем Пророк одобрил ее. Третьи хадисы говорят, что Биляль говорил в утреннем азане фразу «спешите к наилучшему деянию», однако Пророк велел ему заменить ее на фразу «молитва лучше сна». Из четвертой группы хадисов следует, что Пророк обучил этой фразе Абу Махзуру и велел ему произносить ее перед утренней молитвой. Следующая группа хадисов указывает на то, что говорить в утреннем азане фразу «молитва лучше сна» повелел Умар ибн Хаттаб во время своего правления.

В-третьих, цепочка передатчиков хадисов, которые указывают на необходимость произношения фразы «молитва лучше сна», слаба и в ней присутствует множество не внушающих доверия людей.

В-четвертых, при внимательном изучении жизненного пути Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и его род) ни от кого не скроется тот факт, что он никогда не произносил эту фразу в азане или икаме. Более того, она не произносилась даже в эпоху правления Абу Бакра. Но в суннитских источниках имеется немало свидетельств, подтверждающих мнение шиитов, что данная фраза была добавлена в утренний азан по приказу Умара ибн Хаттаба. Желающие могут обратиться к «Муватте» Малика ибн Анаса, стр.57. Некоторые суннитские ученые считают, что фразу «молитва лучше сна» можно произносить в утреннем азане, а можно и не произносить. Например, Шаукани пишет в одном из своих трудов, что данную фразу в азан добавил Умар и это есть нововведение. Он пишет: «Али ибн Аби Талиб, услышав эту фразу, сказал: «Не добавляйте в азан то, что не является его частью». Этого же мнения придерживались Абдулла ибн Умар и Тавус. Если бы данная фраза относилась к азану, то они никогда не препятствовали бы ее произнесению». Далее он продолжает: «Мы принимаем это, однако мы не всегда произносим в утреннем азане фразу «молитва лучше сна», мы делаем это иногда. Поэтому мы следуем и тем хадисам, и этим».[527]

Азан молитва лучше сна

Владельцы сайта

  • Зеленый Слоник

Аза́н (араб. أَذَان ‎‎) — в исламе призыв к обязательной молитве. Читающий азан — муэдзин(тюрк.-азанчи). Во время чтения азана руки муэдзина должны касаться мочек ушей и взгляд должен быть направлен в сторону Каабы. После азана читается икамат, после чего читается мольба (дуа), включающая в себя салават (благословение) пророка Мухаммеда, его семьи и сподвижников. По сунне, считается нежелательным без уважительной причины покидать мечеть в промежутке между азаном иикаматом. Продолжительность чтения азана зависит от растягивания его слов.

Слова азана (произносятся медленно и растянуто):

Слова «Ас-саляту хайру мина н-наум» (Молитва лучше сна) произносится во время утреннего азана

Азан молитва лучше сна

ЛИЦЕМЕРАМ ТРУДНО СОВЕРШАТЬ УТРЕННЮЮ МОЛИТВУ

«Два ракаата утре ннего намаза лучше, чем весь мир и то, что в нём!»

Дорогие братья и сёстры, ответьте мне, пожалуйста, на один вопрос: «Вы встали сегодня на утренний намаз и успели совершить его до восхода?»

К сожалению, не все могут утвердительно ответить на этот вопрос. И, как ни печально, на утренний намаз в мечетях тоже собирается мало людей. В связи с этим даже у арабов появилось метафорическое выражение: «Утренний намаз жалуется на недостаток молящихся». А ведь это благодатный и знаменательный намаз! Аллах поклялся временем этого намаза и сказал в Коране:

وَالْفَجْرِ وَلَيَالٍ عَشْرٍ

Смысловой перевод: «Клянусь временем утреннего намаза и первыми десятью днями месяца зуль хиджа». Аллах поклялся временем утреннего намаза, потому что в это время сердце особенно смиренно перед Аллахом. Также Аллах поклялся этими днями, потому что это дни, в которых совершается хадж.

Дорогой брат, знаешь ли ты, какое вознаграждение теряешь, не просыпаясь на утренний намаз? Сколько благих дел ты бы мог совершить, но не совершил, так как забыл или отложил утренний намаз? Сколько блага ты потерял в тот день, когда просто поленился встать на утренний намаз?

Утренний намаз равен оживлению всей ночи!

Проснёшься ото сна, ответишь на азан, совершишь намаз с верующими – получишь воздаяние оживления целой ночи! Пророк (мир ему и благословение) сказал:

«من صلى العشاء في جماعة فكأنما قام نصف الليل ومن صلىالصبح في جماعة فكأنما قام الليل كله» [أخرجه مسلم ].

Перевод: совершивший ночной намаз коллективно подобен тому, кто оживил пол ночи! А совершивший утренний намаз коллективно подобен оживившему всю ночь! Хадис передал имам Муслим, да смилуется над ним Аллах.

Аллах защитит совершившего утренний намаз!

От Абу Зарра, да будет доволен им Аллах, передаётся, что Пророк (мир ему и благословение) сказал:

من صلى الصبح فهو في ذمة الله (رواه مسلم)

«Совершивший утренний намаз находится под защитой Аллаха! (Хадис передал Имам Муслим, да смилуется над ним Аллах»).

Будь человеком утреннего намаза, любящим этот намаз! Но это не значит, что не надо любить другие намазы.

Любящий утренний намаз испытывают уважительный страх перед Аллахом, когда они слышат слова:

»الله اكبر. الصلاة خير من النوم «

«Аллах велик! Намаз лучше, чем сон!».

Каким бы сладким ни был сон, они оставляют постель, какой бы мягкой она ни была, отвечая на призыв к молитве.

Один из них выйдет из дома своего к дому из домов Аллаха со словами на устах:

اللهم اجعل في قلبي نورا, و في لساني نورا, و اجعل في سمعي نورا, و اجعل في بصري نورا, و اجعل من خلفي نورا, و من إمامي نورا, و اجعل من فوقي نورا» [رواه البخاري ].

Смысл: «О Аллах озари нуром (светом веры) моё сердце, одари этим светом мою речь и мой слух, пусть осветится мой взгляд светом веры, пусть осветит меня свет сзади и спереди и сверху!

Хадис передал Имам Аль Бухари, да смилуется над ним Аллах. Как ты думаешь, какое вознаграждение будет тому, кто вышел в это время на намаз ради Аллаха, ведь он выходит не ради получения мирского, не ради заработка денег, разве он не ближе к счастливому концу, ведь свет веры неотделим от него ни на мгновение.

Коллективно совершённый утренний намаз обернётся нуром в Судный день!

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал:

بشر المشائين في الظلم إلى المساجد بالنور التام يوم القيامة (رواه أبي داود)

Перевод: «Кожа идущих во мраке на намаз будет светить полноценным нуром в День великого суда! (Хадис передал Абу Давуд, да смилуется над ним Аллах).

Рай получат те, кто совершают утренний намаз коллективно!

Пророк (мир ему и благословение) сказал:

«من صلى البردين دخل الجنة» [رواه البخاري ومسلم]، والبردين هما الفجر والعصر .

Перевод: «Тот, кто будет совершать намазы аль бардайни, войдёт в Рай! Намазы аль бардайни – это утренний и вечерний намазы. (Хадис передали имам Аль Бухари и имам Муслим, да смилуется над ними Аллах).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) также сказал:

لن يلج النار أحد صلى قبل طلوع الشمس وقبل غروبها (رواه مسلم)

Перевод: «Не войдёт в ад ни один совершивший намаз до восхода солнца и до его заката». (Хадис передал имам Муслим).

Сон во время утреннего намаза лишает удела!

Пророк (мир ему и благословение) сказал:

ركعتا الفجر خير من الدنيا وما فيها (رواه مسلم)

Перевод: «Два ракаата утреннего намаза лучше, чем весь мир и то, что в нём!»

Пророк (мир ему и благословение) сказал:

«يتعاقبون فيكم ملائكة بالليل، وملائكة بالنهار، ويجتمعون في صلاة الفجر وصلاة العصر، ثم يعرج الذين باتوا فيكم، فيسألهم ربهم وهو أعلم بهم: «كيف تركتم عبادي؟»، فيقولون: «تركناهم وهم يصلون وأتيناهم وهم يصلون»» [رواه مسلم ].

Перевод: «Ангелы, уполномоченные над вашими деяниями, поочередно сменяют друг друга, одни следят ночью, а другие днём. Они встречаются во время утреннего намаза и во время послеобеденной молитвы, затем поднимаются, те которые следили ночью. Аллах спрашивает их: «Как вы оставили моих рабов?» И ангелы отвечают: «Мы их оставили совершающими намаз, и когда мы пришли, то также обнаружили их молящимися!»

О раб Аллаха! Тот, кто следит за утренним намазом (и за другими тоже), позже поднимет твоё имя к Аллаху! Разве тебе не достаточно этого в качестве воздаяния?!

Удел и благодать будет тому, кто совершает утренний намаз коллективно!

Пророк (мир ему и благословение) сказал:

اللهم بارك لأمتي في بكورها (رواه أبو داود)

Перевод: «О Аллах, всели благодать для моей уммы в её ранних начинаниях!»

Автор: Зиявудин Зиявудинов

This post has been viewed 1974 times.

Ислам для всех!

Молитва лучше сна

Пять ежедневных намазов – это средство придать смысл нашей жизни

Когда молодые мусульмане знакомятся с другими и выясняют, что те тоже мусульмане, первым вопросом чаще всего бывает: «А ты молишься?» Как если бы это был пробный камень, позволяющий понять, действительно ли перед нами настоящий мусульманин. Потому что называть себя мусульманином – это одно, а быть им – совсем другое.

Ежедневная пятикратная молитва – это сердце ислама. Это то, что отличает мусульманина от любого другого человека в мире; ибо вся наша жизнь приобретает смысл в этом цикле восхвалений и молитв, которые возносим Всемогущему Аллаху. Так почему же нам так трудно быть верными молитве?

Моя первая умра была одним из самых важных переживаний в жизни, и серьезно повлияла на меня. Находиться так близко к Каабе – это глубоко волнующий опыт. Быть на том самом месте, где стоял и молился наш любимый Пророк (мир ему и благословение), как и все пророки до него – это потрясающе.

Больше всего пребывание в Мекке, помимо других вещей, поразило тем, что я увидел, когда прозвучал азан к фаджру (предрассветной молитве): отовсюду стекались тысячи людей и направлялись к Каабе на намаз.

Проснуться посреди ночи было вовсе не сложно, потому что молитва у Каабы так впечатляет. Но в тот момент, двигаясь вместе с толпой, я не переставал размышлять о том, как же это бывает дома.

У нас те, кто просыпается и идет в мечеть к фаджру, составляют меньшинство, разве не так? Если ты не в Мекке, то нет ничего проще, чем просто проигнорировать азан и остаться в теплой постели.

В особое время, например, в Рамадан, или во время хаджа, намного легче прилежно выполнять обязанность намаза и вообще воспринимать ислам намного серьезнее. Например, многие из нас приходят в мечеть на таравих во время Рамадана, даже если иногда пропускают один-два обязательных намаза?

Это один из парадоксов жизни: мы так хотим быть добродетельными, и все-таки постоянно попадаемся в одни и те же ловушки и делаем то, о чем потом жалеем.

Какое странное существо – человек! Мы можем часами преспокойно сидеть перед телевизором или болтать со всеми подряд в чате, но не можем выделить десять минут для намаза.

Конечно, если нам что-то нужно, мы молимся. Тогда молитва не представляет никакой проблемы. Она происходит естественно, не доставляя никаких неудобств. В минуту, когда самолет начинает стремительно падать, потому что двигатель отказал, даже наименее религиозный среди пассажиров воздевает руки к небу. Когда любимому человеку ставят серьезный диагноз или когда нам очень нужно пройти собеседование, мы вспоминаем о молитве.

Слова азана

Сами слова азана зовут нас молиться, зовут нас к спасению и безопасности. Воистину, нет большей безопасности, чем знать, что мы находимся в присутствии Аллаха, Который следит за всем. Мы так много беспокоимся и тратим так много времени на волнения о том, что может случиться, тогда как все направляет Аллах, и нам нечего бояться.

Как прекрасно, например, проснуться среди ночи, когда вокруг тишина и покой, и пасть ниц в молитве перед Создателем Небес и Земли. Вокруг никого, и мы можем полностью посвятить себя Ему, излить свое сердце, просить, умолять, благодарить.

Если нам что-то надо от друга, мы должны снабдить нашу просьбу пояснениями: «Можно одолжить у тебя то-то и то-то, потому что…» Прося у Аллаха, не надо ничего объяснять. Он знает, в чем мы нуждаемся, лучше, чем мы сами. Все, что от нас требуется, – это склониться в молитве.

Каждое движение молитвы расслабляет тело и помогает нам поместить свою жизнь в соответствующий контекст. В присутствии этого величия, жизнь выглядит очень хрупкой.

Для мусульман призыв к намазу как сирена «воздушной тревоги». Во время войны или бедствия такая сирена звучит, чтобы люди убежали и спрятались. Никому в голову не приходит раздумывать, нужно ли это. Как только сирена включается, вы бежите со всех ног туда, где можно укрыться.

Азан – это то же самое, но он зовет бежать не от снарядов, падающих с неба, а от ежедневных забот и волнений жизни, которые угрожают раздавить нас. Молитва зовет нас найти прибежище у Аллаха, Который знает нас, заботится о нас и хочет нам лучшего. Как же быстро мы должны бежать на молитву, торопясь найти приют у Аллаха. С какой же поспешностью должны оставлять посторонние дела и обращаться в молитве к Создателю жизни!

В мечетях нам всем приходилось умиляться на стариков, которые с трогательным упорством проводят часы молясь. Они понимают, что такое молитва.

Точно так же не оставляет равнодушным и зрелище человека, который входит в мечеть прямо с работы, явно тяжелой и изнурительной, и падает ниц в молитве, прося, возможно, за своих детей, или о деньгах, чтобы свести концы с концами. Когда мы касаемся лбом земли – мы все одинаковы. В молитве нет места притворству.

Кого и как следует благодарить?

Всем нам очень повезло, что мы – мусульмане. Аллах даровал нам все необходимое, чтобы жить добродетельной жизнью, которая принесет счастье. Пять столпов ислама направляют нас в Рай.

Пять ежедневных намазов – это средство придать смысл жизни, достаточно только выделять по нескольку минут каждый день, чтобы поблагодарить за все, что у нас есть. Каждый Рамадан мы принимаем разные решения о том, как станем лучше. Самое важное из них – решение быть верным молитве.

Все наши разговоры о мусульманах и исламе ничего не стоят, если не подкрепляем их молитвой. Не оставляйте молитву – и вы изменитесь к лучшему.

Систематическая молитва перезаряжает наши духовные батарейки и дает хорошее настроение, которое не могут дать ни телевизор, ни разговоры в Интернете.

Более того, регулярная молитва делает нас лучше как людей, как мусульман, потому что она продолжает влиять на нас целый день.

Говоря словами азана, который зовет нас проснуться на фаджр, «молитва лучше сна».

Азан молитва лучше сна

17 декабря 2017, вс, 19:45

Чествование нового главного имама в Республиканской мечети

Предсмертный час Пророка ﷺ

Когда молодые мусульмане знакомятся с другими и выясняют, что те тоже мусульмане, первым вопросом чаще всего бывает: «А ты молишься?» Как если бы это был пробный камень, позволяющий понять, действительно ли перед нами настоящий мусульманин. Потому что называть себя мусульманином – это одно, а быть им – совсем другое.

Всем нам очень повезло, что мы – мусульмане. Аллах даровал нам все необходимое, чтобы жить добродетельной жизнью, которая принесет счастье. Пять столпов ислама направляют нас в Рай.

Мечеть «Хазрет Султан», 2012-2017

При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.

Азан и икамат. Призыв на намаз

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если наступило время молитвы, пусть один из вас прочтет вам азан, а самый достойный будет вашим имамом»[1]. Желая показать, насколько чтение азана является проявлением благочестия и поощряемым деянием, Пророк подчеркнул: «Если бы знали люди, насколько много саваба (вознаграждения) [заключено] в чтении азана и стоянии в первом ряду во время молитвы, и не нашли бы [они] иной возможности предоставления этого права кому-то из них как только посредством жребия, то прибегли бы к этому»[2].

Чтение азана и икамата в мечети перед пятничной и пятью обязательными молитвами является для мужчин «сунной муаккяда»[3]. Непроизнесение их перед молитвой порицаемо, но не грешно. Что касается намаза при затмении солнца, молитвы «Таравих», а также праздничной и погребальной молитв, то при их коллективном совершении вместо азана произносится «ас-саляту джами‘а» (الصَّلاَةُ جَامِعَةٌ). Чтение азана и икамата женщинами не приветствуется[4].

Азанэто извещение о наступлении времени молитвы и призыв к ее совершению. Он произносится громко сразу после наступления соответствующего времени. Читающий азан[5], исходя из положений Сунны, поднимает кисти рук на уровень ушей так, чтобы большой палец касался мочки уха[6].

Если азан был прочитан в мечети города или района, людям, не пришедшим в мечеть, читать его в квартирах необязательно. В этом случае достаточно прочесть только икамат, с чем согласны алимы (богословы) всех мазхабов, кроме шафиитского. По мнению богословов-шафиитов, чтение азана даже в этом случае является желательным.

Слова азана

Произносятся медленно и растянуто:

Аллааху акбарул-лааху акбар (2 раза)

(Аллах превыше всего).”>أَكْبَرُ الله أَكْبَرُ الله

Ашхаду алляя иляяхэ илля ллаах (2 раза)

اللَّهُ إلاَّ إلَهَ أَشْهَدُ أَنْ لاَ

(Я свидетельствую, что нет ничего и никого сопоставимого с Одним-Единственным Богом).

Ашхаду анна мухаммадар-расуулюл-лаах[7] (2 раза)

(Я свидетельствую, что Мухаммад – посланник Аллаха).

أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللَّهِ

Хайя ‘аля ссаляя (2 раза)[8]

(Спешите на молитву).

حَيَّ عَلىَ الصَّلاَةِ

Хайя ‘аляль-фаляях (2 раза)[9]

(Спешите к спасению).

حَيَّ عَلىَ الْفَلاَح

Аллааху акбарул-лааху акбар

الله أَكْبَرُ الله أَكْبَرُ

Ляя иляяхэ илля ллаах

(Нет бога, кроме Аллаха).

لاَ إلَهَ إلاَّ الله

В призыве к утренней молитве после слов «хайя ‘аляль-фаляях» дважды произносится «ас-саляяту хайрум-минан-навм» النَّوْمِ مِنْ خَيْرٌ الصَّلاَةُ («молитва лучше сна»).

Икаматэто призыв, осуществляемый непосредственно перед выполнением обязательной части молитвы (фарда).

Слова икамата

Аллааху акбарул-лааху акбар (2 раза).

Ашхаду алляя иляяхэ илля ллаах (2 раза).

Ашхаду анна мухаммадар-расуулюл-лаах (2 раза).

Хайя ‘аля ссаляя (2 раза).

Хайя ‘аляль-фаляях (2 раза).

Кад кааматис-саляяту кад кааматис-саляя قَدْ قَامَتِ الصَّلاَةُ

Аллааху акбарул-лааху акбар.

Ляя иляяхэ илля ллаах.

Аллааху акбарул-лааху акбар.

Ашхаду алляя иляяхэ илля ллаах.

Ашхаду анна мухаммадар-расуулюл-лаах.

Кад кааматис-саляяту кад кааматис-саляя.

Аллааху акбарул-лааху акбар

Ляя иляяхэ илля ллаах.

Оба варианта являются канонически верными и соответствуют Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Творец и приветствует).

Действия тех, кто слышит азан или икамат

Тем, кто слышит азан, повторять про себя произносимое муаззином (призывающим к молитве) обязательно[10], а икамат – желательно. Исключением являются слова «хайя ‘аляя ссаляя» и «хайя ‘аляль-фалях», при произнесении которых слушающие азан должны говорить: «ляя хавля ва ляя куввата илляя бил-ляяхь» («нет истинного могущества и нет истинной силы, кроме как у Всевышнего Господа»), а после слов «кад каматис-саля» – говорить: «акаамахэ ллааху ва адаамахэ» («пусть будет молитва совершаемой и постоянной»)[11].

По окончании азана как читавший, так и слышавший его произносят «салават»[12] и, воздев руки на уровень груди, обращаются ко Всевышнему со следующей молитвой:

«Аллаахумма, рабба хаазихи дда‘вати ттааммати ва ссаляятиль-кааима. Ээти мухаммаданиль-васийлята валь-фадыйля, ваб‘асху макааман махмуудан аллязии вэ‘адтахь, варзукнаа шафа‘атаху явмаль-кыяяма. Иннакя ляя тухлифуль-мии‘аад».

اَللَّهُمَّ رَبَّ هَذِهِ الدَّعْوَةِ التَّامَّةِ وَ الصَّلاَةِ الْقَائِمَةِ

آتِ مُحَمَّدًا الْوَسيِلَةَ وَ الْفَضيِلَةَ وَ ابْعَثْهُ مَقَامًا مَحْموُدًا الَّذِي وَعَدْتَهُ

وَ ارْزُقْنَا شَفَاعَتَهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ ، إِنَّكَ لاَ تُخْلِفُ الْمِيعَادَ

«О Аллах, Господь этого совершенного призыва и начинающейся молитвы! Дай пророку Мухаммаду «аль-васийля»[13] и достоинство. Предоставь ему обещанное высокое положение. И помоги нам воспользоваться заступничеством его в Судный День. Поистине, Ты не нарушаешь обещанного!»

Ибн ‘Амр передает следующие слова посланника Господа: «Если услышите муаззина, то повторяйте произносимое им. Затем просите у Господа благословение для меня. Поистине, кто просит для меня одно благословение, того Господь одаривает десятью. После этого просите для меня «аль-васийля» – степени в Раю, которой удостаивается один из рабов Всевышнего. Я желаю быть им. Кто просит для меня «аль-васийля», тот обретет мое заступничество [в Судный День]»[14].

Желательно чтение ду‘а между азаном и икаматом. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Мольба, высказанная между азаном и икаматом, не будет отвергнута». У него спросили: «С чем же нам обращаться к Господу?» Пророк ответил: «Просите у Всевышнего прощения и благополучия в обоих мирах»[15].

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1]Св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 2. С. 33.

[2]Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и Муслима. См.: Ан-Навави Я. Рияд ас-салихин. С. 386, хадис № 1032.

[3]То есть исполнение как азана, так и икамата необходимо на уровне сунны.

[4]Это касается ханафитского мазхаба, ученые которого основывают свое мнение на хадисах, в которых это порицается. Шафиитские же ученые, соглашаясь, что чтение азана нежелательно, допускают возможность негромкого чтения женщинами икамата и считают это желательным (сунна). См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 541; Он же. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 694; Т. 2. С. 991, 1194, 1195.

[5]Ему не обязательно при этом иметь омовение.

[6]«Поистине, Билял [первый в истории муаззин] читал азан, касаясь ушей большими пальцами» (хадис от Абу Джахифа; св. х. аль-Бухари и Муслима); «Пророк сказал Билялу приложить большие пальцы к ушам, отметив: «Так тебя будет лучше слышно» (хадис от ‘Абдурахмана ибн Са‘да; св. х. Ибн Маджа и аль-Хакима). См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 547; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 2. С. 47, хадис № 497.

[7]Некоторые верующие, услышав эти слова, целуют фаланги больших пальцев и проводят ими по глазам (бровям). Это – традиция, появившаяся после Пророка. В богословской литературе об этом практически ничего не сказано, за исключением книги ученого аль-‘Аджлюни «Кешфуль-хафа’ », где говорится: «Ад-Дайлями приводит это как действие Абу Бакра. Аль-Кари сказал: «Если достоверно то, что Абу Бакр имеет к этому отношение, то данное действие обретает каноническую основу и может практиковаться».

Но основной вывод мусульманских богословов таков: «Ва лям ясых фи марфу‘ мин кулли хаза шейун» (ни одно из повествований, где упоминается об этом, не имеет отношения к Сунне (словам или действиям Пророка), не является достоверным». См.: Аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас: В 2 ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмия, 2001. Ч. 2. С. 184, 185, (пункт) № 2294.

[8]При проговаривании данных слов в азане муаззин поворачивает туловище вправо без смещения ступней ног. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 547.

[9]Здесь муаззин поворачивает туловище влево без смещения ступней ног.

[10]Так считают ученые ханафитского мазхаба. Остальная часть богословов говорит о желательности повторения слов азана.

[11]См., например: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 2. С. 53–55, хадисы № 503 и № 504.

[12]Салават – испрашивание у Господа благословения для пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует). Формула «салавата» может быть, например, такой: «Аллахумма салли ва сэллим ‘аля сайидина Мухаммад».

[13]Аль-васийля – одна из степеней в Раю.

[14]Хадис приведен в четырех из шести сводов достоверных хадисов. См., например: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 2. С. 56, хадис № 506.

[15]Хадис от Анаса ибн Малика; св. х. Абу Дауда и ат-Тирмизи. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 557; ан-Навави Я. Рияд ас-салихин. С. 388, хадис № 1040.

Оценка 4.2 проголосовавших: 25
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here