Азбучная молитва на старославянском

Религиозное чтение: азбучная молитва на старославянском в помощь нашим читателям.

Азбучная молитва на старославянском

«Азбучная молитва» — одно из самых ранних или даже первое из славянских стихотворений. Одни ученые считают, что ее написал сам создатель славянской азбуки — святой Кирилл (до принятия монашества называемый Константин Философ). Другие ученые приписывают авторство этого произведения ученику святого Мефодия, выдающемуся литератору и церковному деятелю Константину Преславскому (епископу Преслава Великого), жившему на рубеже IХ-Х веков.

«Азбучные молитвы» (иногда называемые «Толковыми азбуками») являются особой формой изложения религиозных истин и раскрывают в удобной для запоминания форме различные вопросы православного вероучения.

В древнерусской письменной традиции «Азбучная молитва» была широко распространена, о чем свидетельствует множество ее вариантов. К настоящему времени учеными обнаружено и опубликовано около 40 списков ХII-ХVII вв.

Каждая такая «Азбучная молитва» представляет собой акростих (греч. ‘край строки’), в котором каждая строка начинается с очередной буквы алфавита.

Поэтический прием акростиха использовался и до появления «Толковых азбук» у славян — византийские гимнографы следовали ему при написании церковных песнопений и гимнов. Например, азбучный акростих был использован при создании акафиста Пресвятой Богородице, многих кондаков святого Романа Сладкопевца, канонов святого Иосифа Песнописца и других произведений византийской духовной литературы.

Ученые считают, что прообразом созданных славянскими авторами «Азбучных молитв» явился «Алфавитарь» святого Григория Богослова.

Ниже приводятся два варианта «Толковой азбуки»:

1. «Аз словом сим молюся Богу» (обнаружена среди рукописей бывшей Патриаршей библиотеки в сборнике, принадлежавшем когда-то патриарху Никону). В данном издании молитва приводится в сочетании с изображением соответствующих букв славянской азбуки и их названиями. Сам текст молитвы передается привычными нам буквами русского алфавита с сохранением звучания текста оригинала.

2. «Аз есмь свет миру». Текст данной «Азбучной молитвы» взят из рукописного «Сборника слов и поучений», который датируется серединой XVII века и хранится в библиотеке Московского университета.

Азбучная молитва. ( с благодарностью)

Дело молитвы есть первое дело в жизни христианской. Если в отношении к обычному порядку дел верно присловье: "Век живи, век учись", то тем более идет оно к молитве, действие которой не должно иметь перерыва и степени которой не имеют предела.

Аз молюсь словом этим к Тебе

Боже мой, что сотворив в мире

Видимые и невидимые существа

Господи, пошли Своего на меня

Духа, чтобы зродив в сердце Слово

Еже будет для добра всем сущим

Животворное мудростью Твоей.

Утверждай Закон – ясный светильник

И дорогу праведного Слова

И род славянский сподоби крещенный

Кротких тех, которые людьми Твоими

Лаской Твоей сетовали.

Милости они Твоей просят.

Нам дай, Боже, всемогущее Слово

Отче, Сыну и Насвятиший Духа

Стремясь я у Тебя помощи

Руки вознесу свои к Небу

Силу и мудрость дай Твою черпать

Только же Ты даешь силу достойным

Упаси нас, Боже, од искушения

Фараонской тяжелой злобы

Херувимскую мисль подай и ум

Царю наш Небесный, хочу воспевает

Чудеса Твои предивни вечные

Шестикрильной силы узнать

Щедрое дело, Учителем творим

Юному и наклонному доступное;

Языком новым хвалу воздати

и Отцу, и Сыну, и Святому Духу

и в настоящее время и присно и на возрасты вечные.

"Костянтинова азбучная молитва" – пр оизведение в то же время и абсолютно оригинальный, необычный, и глубоко фундаментальный, то есть такой, щое краеугольным камнем нашей духовной культуры. Оригинальный – потому что это действительно самое первое стихотворное произведение, известное в славянских языках. Ничего более давнего в славянской поэзию мы не знаем: датируется он IX веком по Рождестве Христово. Фундаментальный – потому что фундаментом, фундаментами культуры книжна письменность, а фундаментом книжной письменности есть азбука (алфавит, азбука).

Стихотворная азбучная молитва славян написанная в форме акростиха, то есть каждая новая строка стихотворения-молитвы начинается новой буквой азбуки от начала к самому ее концу.

Кто же был автором "Азбучной молитвы"?

Здесь мнение ученых не является единодушным.

Известно, что автора звали Константин но в истории южных славян IX века было двое Костянтинив, каждый из которых мог быть автором стихотворения. Первый – это Константин (Кирилл) Солунский, першовчитель славян, который вместе со своим братом Мефодием создал кириличную азбуку что ею мы пользуемся и сегодня, хотя и в немного измененном виде. Второй – это Константин Преславский ученик и последователь Константина (Кирилла) и Мефодия. Окончательной ясности в этом вопросе до сих пор нет.

Украинским языком "Костянтинову азбучную молитву" из старославянской перевел в свое время Иван Франко, а в наши дни Роман Лубкивский. Их переводы составляют большую ценность, но есть у них и один существенный недостаток: при переводе не соблюдена форма акростиха то есть не выйдет азбука, если читать из горы вниз первые буквы каждой строки.

Новый перевод Дмитрия Билоуса – образец виртуозного и вдохновенного преодолевания формальных трудностей, с которыми не справились названные выше переводчики. Отныне "Костянтинова азбучная молитва" во всем своему блеску, во всей полноте своего высокого смысла но звучание приобретает права гражданства в современной украинскому языку, литературе, духовной культуре.

Статья по русскому языку (8 класс) по теме:

Доклад на Кирилло-Мефодиевских чтениях

Предварительный просмотр:

(Выступление на Кирилло-Мефодиевских чтениях, май 2011 года)

Узяркина Анастасия, ученица 8 Б класса

С детства мы привыкли к буквам нашего русского алфавита и не задумываемся о том, как нам удается различным сочетанием палочек и кружков передавать любые звуки и слова. Как же возникли наши буквы? Почему они именно так изображаются на письме? Как возник у каждого народа его родной язык?

Узнать это очень трудно. Существуют только догадки и предположения. Несколько легче ответить на вопрос: как / и когда возникла у того или другого народа своя письменность.

О начале славянской письменности мы узнаем из главной русской летописи – “Повести временных лет”. На слайде вы видите, как выглядит самая древняя русская книга, которая дошла до нас.

В ней говорится о том, / как однажды славянские князья Ростислав, Святополк и Коцел отправили к византийскому царю Михаилу послов со словами: “Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил, и поучил нас, и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных словах и о смысле их”.

Царь Михаил / вызвал двух ученых братьев // – Константина и Мефодия, и “уговорил их царь и послал их в славянскую землю. Когда же братья эти пришли, начали они составлять славянскую азбуку и перевели Апостол, богослужебная книга, часть нового завета, и Евангелие”. Вы видите, на сладе представлены некоторые иконы с изображением Кирилла и Мефодия) ( Слайд)

Совершилось это в 863 году в Болгарии. Отсюда и ведет свое начало славянская письменность. И далее читаем: “И рады были славяне, что услышали о величии Божием на своем языке”. Затем братья перевели Псалт и рь (Часть Библии, книга псалмов – религиозных песнопений), Октоих (Книга с церковными песнопениями) и другие церковные книги. (Слайд. Карта Болгарии)

С принятием христианства на Русь пришла и славянская азбука.

И в Киеве, / и в Новгороде, / и в других городах стали создавать школы для обучения славянской грамоте. Явились в Русской земле учителя из Болгарии – продолжатели дела Кирилла и Мефодия.

(Слайд. Кирилл и Мефодий со своими учениками)

Для лучшего запоминания азбуки была составлена особая молитва – Азбучная, (Слайд. Определение «Азбучной молитвы)

которая представляет собой акростих, в котором каждая строчка начинается с очередной буквы алфавита,

(Слайд. Фрагмент «Азбучной молитвы»)

Обратите внимание, на очередном слайде представлен фрагмент «Азбучной молитвы». Как видите, она написана на старославянском языке. И каждая новая строка начинается с очередной буквы алфавита.

(Слайд. «Азбучная молитва»)

«А́збучная моли́тва», иногда её называют «Толковой азбукой» — стихотворная азбука , одно из самых ранних или точнее сказать первое из славянских стихотворений .

«Аз словом сим молюся Богу»

А з сло́вом сим молю́ся Богу:

Б о́же, всея́ твари́ Зижди́телю,

В и́димым и неви́димым,

Г о́спода Ду́ха посли́ Живу́щаго,

Д а вдохне́т в сердце́ ми сло́во,

Е же бу́дет на успе́х всем,

Ж иву́щим в за́поведех Ти.

Ѕ ело́ бо есть свети́льник жи́зни

З ако́н Твой, свет стезя́м,

И же и́щет ева́нгельска сло́ва

І про́сит да́ры Твоя́ прия́ти.

К о креще́нию обрати́шася вси́,

Л ю́дие Твои́ нарещи́ся хотя́ще,

М и́лости Твоя́, Бо́же, про́сят зело́.

Н о мне ны́не простра́нно сло́во даждь,

О́ тче, Сы́не и Пресвяты́й Ду́ше,

П рося́щему по́мощи от Тебе́.

Р у́ци бо свои́ выспрь возде́ю при́сно,

С и́лу прия́ти и му́дрость у Тебе́.

Т ы бо дае́ши досто́йным си́лу, ипоста́сь же вся́кую цели́ши.

У пова́ние всех конце́в земли́.

Ф арао́на мя зло́бы изба́ви,

Х еруви́мску ми мысль и ум даждь.

Ѡ , Честна́я Пресвята́я Тро́ице, печа́ль мою́ на ра́дость переложи́.

Ц елому́дренно да начну́ писа́ти

Ч удеса́ Твои́ преди́вные зело́,

Ш естокрыла́тых си́лу восприиму́.

Щ е́ствую ны́не по сле́ду учи́телю, и́мени его́ и де́лу после́дуя,

Ѣ ́ вным [ сотворю́ ева́нгельское сло́во, хвалу́ воздая́ Тро́ице в Божестве́,

Ю́ же пое́т вся́кий во́зраст, юн и стар свои́м ра́зумом,

Ѧ зы́к нов, хвалу́ воздая́ при́сно Отцу́, Сы́ну и Пресвято́му Ду́ху,

Ему́ же честь и держа́ва и сла́ва

от всея́ тва́ри и дыхания

от вся ве́ки и наве́ки. Аминь

«Азбучная молитва» является особой формой изложения религиозных истин, раскрывая в удобной для запоминания стихотворной форме различные вопросы православного вероучения и представляет собой, как я уже говорила ранее, акростих , в котором каждая строка начинается с очередной буквы алфавита .

Перед вами простой пример акростиха (читаю стихотворение)

  • Акростих – это литературная форма : // стихотворение, в котором первые буквы каждого стиха составляют осмысленный текст ( слово , словосочетание или предложение ).
  • С ветит Солнце, люди отдыхают,
  • О блака по небу плывут
  • Т олпы пчёл на поле летают,
  • А цветы всё цветут и цветут

От античности и до средних веков выбор этой формы чаще связан с сакральными мотивами, т.е молитвами, в которых читается имя Христа, Девы Марии или с обращением поэта (к своему покровителю, собрату по перу), или с подписью, встроенной в первый столбец букв авторским именем.

Считается, что именно так использовал акростих его изобретатель, древнегреческий поэт и драматург Эпихарм

У истоков русского акростиха также стоят акростишные подписи жившего в 17 веке иеромонаха Германа, занимавшегося переложением псалмов : например, его переложение 140-го псалма показывает по первым буквам фразу «Герман монах моляся писах». (Слайд)

По поводу авторства «Азбучной молитвы » до сих пор нет единого мнения.

Согласно одной точке зрения, / первый её вариант, записанный глаголицей , был создан святым Кириллом , просветителем славян (до принятия монашества он носил имя Константин Философ .

Согласно другой точке зрения, «Азбучную молитву» в 893 — 894 годах создал ученик святого Мефодия , выдающийся литератор и церковный деятель Константин Преславский , епископ Преслава Великого , живший на рубеже 9 -10. В соответствии с данной теорией «Азбучная молитва» является частью созданного Константином Преславским «Учебного евангелия». (Слайд икона Константина Преславского )

Поэтический приём акростиха использовался и до появления «Толковых азбук» у славян .

Византийские гимнографы следовали ему при написании церковных песнопений и гимнов .

Например, азбучный акростих был использован при создании ак а фиста , // хвалебного церковного песнопения и молитвы Пресвятой Богородице , / многих кондаков , кратких церковных песен во славу Спасителя, Богородицы или святого, например кондаки во славу святого Романа Сладкопевца , // канонов . Канон – это церковное хоровое песнопение в честь святого Иосифа Песнописца или праздника, // и других произведений византийской духовной литературы.

Учёные считают, что прообразом славянской «Азбучной молитвы» явился «Алфавитарь» святого Григория Богослова – стихотворение из 24 строк, каждая из которых начинается с очередной по порядку греческого алфавита буквы. Однако этот греческий текст, в отличие от «Азбучной молитвы», не является цельным произведением, а лишь подборкой нравоучительных сентенций, вроде «плохо быть бедным, но ещё хуже разбогатеть через злое». (Слайд Богослов )

« Азбучная молитва» была широко распространена в древнерусской письменной традиции, о чём свидетельствует большое количество её вариантов.

К настоящему времени учёными обнаружено и опубликовано 38 (по некоторыхм источникам 40) списков «азбучной молитвы» 12 – 17 веков, в основном русского происхождения. (Слайд)

Впервые «Азбучная молитва» была издана в 1825 году в русском издании книги Иосифа Добровского «Кирилл и Мефодий, словенские первоучители».

Своё выступление я хочу закончить стихотворением о старославянском языке Виктора Афанасьева.

Он самый молитвенный в мире,

Он волею Божьей возник,

Язык нашей дивной Псалтири

И святоотеческих книг;

Он царственное украшенье

Живой благодати родник,

Господнее нам утешенье –

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал Внеклассное чтение “Молитва матери” по стихотворению Л.Петровой дан в форме презентации. В унисон словам стихотворения показаны картины известных художников.

План-конспект открытого урока по литературе в 7 классе.Учитель Петрова О.Л. МОУУСОШ №1 Тема урока: «Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва».Цели:Образовательные: Развивать навы.

Урок построен на основе творческих исканий, использован интересный музыкальный материал.

Учебная хрестоматия входит в комплект пособий, обеспечивающих литературное образование в 5- 9 кл. на основе государственного стандарта при изучении раздела «Духовная литература» В со.

Урок литературы в 9 классе. Цели урока: расширить знания учащихся о судьбе и личности М.Ю.Лермонтова, понять мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова, почувствовать настроение стихотвор.

Библиотечный час в форме беседы, посвященный 185 – летию со Дня Рождения Льва Николаевича Толстого, рассчитан на обучающихся 5-9 классов.

Данную работу представляли на муниципальном этапе научно- практической конференции “Золотое перо 2016”.

Азбучная молитва на старославянском

— одно из самых ранних или даже первое из славянских стихотворений. Одни ученые считают, что ее написал сам создатель славянской азбуки — святой Кирилл. Другие ученые приписывают авторство этого произведения ученику святого Мефодия, выдающемуся литератору и церковному деятелю Константину Преславскому (епископу Преслава Великого), жившему на рубеже IX — Х веков.

Каждая такая молитва представляет собой акростих (греч. “край строки”), в котором каждая строка начинается с очередной буквы алфавита.

«A3 СЛОВОМ СИМ МОЛЮСЯ БОГУ» (обнаружена среди рукописей бывшей Патриаршей библиотеки в сборнике, принадлежавшем когда-то Патриарху Никону):

Боже всея твари Зиждителю,

Видимым и невидимым,

Господа Духа посли Живущего,

Да вдохнет в сердце ми слово,

Еже будет на успех всем,

Живущим в заповедех Ти.

Зело бо есть светильник Жизни

Закон Твой, свет стезям,

Иже ищет Евангельска слова

И просит дары Твоя прияти.

Ко крещению обратишася вси,

Людие Твои нарещися хотяще,

Милости Твоя, Боже, просят зело,

Но мне ныне пространно слово даждь,

Отче, Сыне и Пресвятый Душе,

Просящему помощи от Тебе.

Руце бо свои выспрь воздею присно,

Силу прияти и мудрость у Тебе.

Ты бо даеши достойным силу, ипостсь же всякую целиши.

Упование всех концев земли,

Фараона мя злобы избави.

Херувимскую ми мысль и ум даждь.

О, Честная Пресвятая Троице, печаль мою на радость преложи.

Целомудренно да начну писати

Чудеса Твои предивные зело

Шестокрылатых силу восприиму

Шествую ныне по следу Учителю, имени Его и делу последуя.

Явным сотворю Евангельское слово, хвалу воздая Троице в Божестве,

Юже поет всякий возраст, юн и стар своим разумом,

Язык нов, хвалу воздая присно Отцу, Сыну и Пресвятому Духу,

Емуже честь и держава и слава от всея твари дыхания во вся веки и навеки. Аминь.

Бог есмь прежде всех век,

Ведаю всю тайну в человеце и мысль,

Глаголю людем закон Мой.

Добро есть творящим волю Мою,

Есть гнев Мой на грешникы.

Живот дах всей твари.

Зло есть законопреступником.

Ни на чем Землю утвердих,

Престол мой, Иже на небесех,

И шед на адова врата сокруших и вереи железныя сломих.

Како людие беззаконии не сотвористе воли Моеа,

Людие Мои непокорные

Мыслете на Мя злаа?!

Наш еси Бог и заступник!

Оны Моя призову языки и тии Мя прославят,

Покой дах всей твари Своей.

Речете Ми слово не творящие воли Моея, и не услышу вас.

Словом Моим вся утвердишася.

Тверди рука Твоя, Владыко!

Фараона потопих в Чермном мори,

Херувими служат Мне со страхом,

Отверзу рай христианом.

Ци не дах вам пища в пустыни?

Червь и огнь уготовах на грешникы –

Шумом и попалит дубравы.

Щитом вооружихся на брань, Горы взыграшася явлением Моим,

Ыордань освятися крещением Моим,

Югом ветром развею всю вселенную,

Юже Мя пророци проповедоша и апостоли еже о Мне научиша.

    • 22 мая 2009
      • 25 апреля 2013

      Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия»

      По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла

      © Православная Энциклопедия, 2001–2017. Все права защищены

      Азбучная молитва

      Азбучная молитва — одно из самых ранних или даже первое из славянских стихотворений. Одни ученые считают, что ее написал сам создатель славянской азбуки — святой Кирилл. Другие ученые приписывают авторство этого произведения ученику святого Мефодия, выдающемуся литератору и церковному деятелю Константину Преславскому (епископу Преслава Великого), жившему на рубеже IX — Х веков.

      В древнерусской письменной традиции азбучная молитва была широко распространена, о чем свидетельствует множество ее вариантов. К настоящему времени учеными обнаружено и опубликовано около 40 списков XII — XVII вв.

      Каждая такая молитва представляет собой акростих (греч. “край строки”), в котором каждая строка начинается с очередной буквы алфавита.

      Поэтический прием акростиха использовался и до появления толковых азбук у славян — византийские гимнографы следовали ему при написании церковных песнопений и гимнов. Например, азбучный акростих был использован при создании Акафиста Пресвятой Богородице, многих кондаков святого Романа Сладкопевца, канона святого Иосифа Песнописца и других произведений византийской духовной литературы.

      Ученые считают, что прообразом созданных славянскими авторами азбучных молитв явился «Алфавитарь» святого Григория Богослова.

      «A3 СЛОВОМ СИМ МОЛЮСЯ БОГУ» (обнаружена среди рукописей бывшей Патриаршей библиотеки в сборнике, принадлежавшем когда-то Патриарху Никону):

      Аз словом сим молюся Богу:

      Боже всея твари Зиждителю,

      Видимым и невидимым,

      Господа Духа посли Живущего,

      Да вдохнет в сердце ми слово,

      Еже будет на успех всем,

      Живущим в заповедех Ти.

      Зело бо есть светильник Жизни

      Закон Твой, свет стезям,

      Иже ищет Евангельска слова

      И просит дары Твоя прияти.

      Ко крещению обратишася вси,

      Людие Твои нарещися хотяще,

      Милости Твоя, Боже, просят зело,

      Но мне ныне пространно слово даждь,

      Отче, Сыне и Пресвятый Душе,

      Просящему помощи от Тебе.

      Руце бо свои выспрь воздею присно,

      Силу прияти и мудрость у Тебе.

      Ты бо даеши достойным силу, ипостсь же всякую целиши.

      Упование всех концев земли,

      Фараона мя злобы избави.

      Херувимскую ми мысль и ум даждь.

      О, Честная Пресвятая Троице, печаль мою на радость преложи.

      Целомудренно да начну писати

      Чудеса Твои предивные зело

      Шестокрылатых силу восприиму

      Шествую ныне по следу Учителю, имени Его и делу последуя.

      Явным сотворю Евангельское слово, хвалу воздая Троице в Божестве,

      Юже поет всякий возраст, юн и стар своим разумом,

      Язык нов, хвалу воздая присно Отцу, Сыну и Пресвятому Духу,

      Емуже честь и держава и слава от всея твари дыхания во вся веки и навеки. Аминь.

      Аз есмь свет миру,

      Бог есмь прежде всех век,

      Ведаю всю тайну в человеце и мысль,

      Глаголю людем закон Мой.

      Добро есть творящим волю Мою,

      Есть гнев Мой на грешникы.

      Живот дах всей твари.

      Зло есть законопреступником.

      Ни на чем Землю утвердих,

      Престол мой, Иже на небесех,

      И шед на адова врата сокруших и вереи железныя сломих.

      Како людие беззаконии не сотвористе воли Моеа,

      Людие Мои непокорные

      Мыслете на Мя злаа?!

      Наш еси Бог и заступник!

      Оны Моя призову языки и тии Мя прославят,

      Покой дах всей твари Своей.

      Речете Ми слово не творящие воли Моея, и не услышу вас.

      Словом Моим вся утвердишася.

      Тверди рука Твоя, Владыко!

      Фараона потопих в Чермном мори,

      Херувими служат Мне со страхом,

      Отверзу рай христианом.

      Ци не дах вам пища в пустыни?

      Червь и огнь уготовах на грешникы —

      Шумом и попалит дубравы.

      Щитом вооружихся на брань, Горы взыграшася явлением Моим,

      Ыордань освятися крещением Моим,

      Югом ветром развею всю вселенную,

      Юже Мя пророци проповедоша и апостоли еже о Мне научиша.

Оценка 4.1 проголосовавших: 27
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here