Благодать святаго духа молитва

Религиозное чтение: благодать святаго духа молитва в помощь нашим читателям.

Благодать Святого Духа

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

По Вознесении Господнем апостолы единодушно пребывали вместе в молитве. И на десятый день, в день Пятидесятницы Дух Святый видимым образом, в виде огненных языков сошел на них, и Его особое действие проявилось в особом даре, когда апостолы стали с особой силой и благодатью на разных языках благовествовать Слово Божие.

Люди «от всего языка», собравшиеся в этот день в Иерусалиме, вдруг стали понимать речь апостолов, хотя основная их часть была из Галилеи. Таким событием было отмечено рождение Церкви Божией, — община апостолов, учеников Христовых, исполнилась благодатью Святого Духа (см.: Деян. 2, 1–6).

Вся история Церкви — это история действия Святого Духа. Преподобные, святые отцы, учителя Церкви всю свою жизнь полагали на то, чтобы стяжать дары Святого Духа, Божественную благодать, сохранить ее и спасти от ядовитых примесей, лжеучений, греховной скверны. На это они полагали всю свою жизнь, как и апостолы. Как и все мы, собравшиеся сегодня в храме Божием, на это призваны.

Божественные апостолы начали говорить разными языками, и некоторые люди не правильно это поняли или лукаво старались это высмеять, говоря: «Они напились сладкого вина» (см.: Деян. 2, 13). Это отношение нам тоже знакомо; часто люди, в том числе любимые нами, долгие годы связанные с нами совместной жизнью или работой, и даже благими делами, вдруг начинают насмехаться над христианами, когда мы начинаем говорить на незнакомом для них языке Божественной любви.

Дух Святой действует в христианах, а люди, лишенные такой благодати, не могут ни понять, ни терпеть этого, а пытаются высмеивать, часто от своего непонимания. Но Дух Божественной благодати действует и на них, просто нам надо проявить апостольскую ревность и труд для того, чтобы нести эту Божественную благодать по всему миру.

Дух Святой объединяет, исцеляет от ослепления людей и наделяет их истинной силой и здоровьем души. Он все оздоровляет вокруг Себя; а диавольский дух напротив – все разрушает, разоряет, оскверняет и отравляет. Мы видим, как страдает сейчас малая церковь, семья. Почему? От недостатка благодати Святого Духа в первую очередь. Благодать Святого Духа покидает наши сердца по нашему нерадению, и приходит диавол и внушает разные страшные отвратительные мысли и грехи: подозрения, злобу, зависть, коварство и алчность; дух блуда и сребролюбия охватывает нас все больше и больше.

Мы пытаемся соединить в себе и благодать Божественного Духа, и служение этому миру, но это невозможно, точно так же как невозможно смешать чистую родниковую воду и отработанное машинное масло или мазут, ничего из этого не получается; источник Божественной благодати оскверняется и уже не течет «вода живая» из нашего чрева, как говорил Христос: «У верующих в Меня из чрева потекут реки воды живой» (Ин. 7, 38). Сегодня мы это слышали в Евангелии.

Реки Божественной благодати… Мы часто своей греховной жизнью цементируем эти реки, засыпаем их камнями, как делали богоборцы в советское время со святыми источниками, засыпаем землей греха, тлена, и эти источники угасают в нас.

В день Святой Троицы, также как на Рождество и на Пасху, в церкви заметно присутствие особо большого количества людей; и многие из них, совершенно очевидно, являются людьми не очень церковными. В день Святой Троицы Божественный Дух, еще живущий в этих людях, подымает их от греховного сна и заставляет прийти, иногда буквально приползти в церковь. Как раненые воины в пустыне, эти люди, израненные своими грехами, в пустыне греха ползут к источнику Божественной благодати, чтобы очистить и свой источник от грязи, тлена, греха и диавольской отравы.

Это очень отрадно, Господь еще раз нам являет чудо: сходит и на нас всех вместе с апостолами Божественный Животворящий Святой Дух, и мы, объединившись вместе и несмотря на наши грехи «единем сердцем и единеми усты воспеваем Безначального Отца и Собезначального Сына и Соприсносущнаго и Пресвятаго Духа, Троицу Единосущную, Животворящую и Нераздельную».

(MP3 файл. Продолжительность 7:24 мин. Размер 5.4 Mb )

скрыть способы оплаты

скрыть способы оплаты

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.

Молитва Святому Духу

Христианская вера богата различными молитвами на любые случаи жизни. Любая из них необходима верующим людям для того, чтобы разговаривать с Богом, обращаясь к нему за помощью или выражения благодарности.

Молитва Святому духу, о которой пойдет речь далее, является универсальной. Ее принято относить к так называемым утренним молитвам, о которых мы уже рассказывали. Читая строки этой молитвы, мы обращаемся к святому началу Божьему, которое живет в любом человеке.

Святой Дух в библии

Вообще, в христианстве Святой Дух — это некая самостоятельная сущность, бесплотное создание, которое пронизывает как мир мертвых, так и мир живых. Именно Святым Духом производится обряд крещения. Это своеобразная бестелесная личность, которая не имеет характера, не имеет лица и не имеет эмоций. Она призвана для того, чтобы придавать какому-либо человеку силу и дарить свое великое благословение. Святой Дух не действует самостоятельно, потому что он невидим как воздух, но он может принимать различные формы. Например, в форме огня или голубя. Голубь — это самое популярное изображение Святого Духа, которое закрепилось еще в самом начале христианской эпохи человечества.

Именно Дух, как свет снисходил на многих святых, которые обретали силу и прозрение, чтобы нести на плечах своих тяжелую для своего времени ношу, называемую верой в единого Бога. В этом состоит основная причина множества молитв, направленных на прошение Духа подарить свое великое благословение обычным людям, чтобы вера их стала непоколебимой, а действия праведными.

Текст и трактовка молитвы

«Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселись в нас и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Блаженный, души наша.»

Почему эти строки помогают прожить нам очередной день в духовной чистоте и спокойствии? Все крайне просто, ведь Святой Дух — это воплощение безгрешности, это одно из составляющих Бога, называемых Святой Троицей: Отец, Сын и непосредственно сам Святой Дух. Троице посвящен один из 12 главных христианских праздников, о которых вы можете прочитать в специальной статье.

Данная молитва о прошении Бога вселиться в нас и очистить от того, что мешает воссоединиться с ним в загробном мире. Это короткая, но одна из самых сильных молитв в христианской вере, которая дарует нам семь благодетелей: мудрость, разум, стойкость, совет, благочестие, страх перед Богом.

Святой Дух и данная молитва утешают нас в моменты скорби и горя, даря спокойствие. Также все таинства церкви освящаются благодатью Святого Духа: крещение, причастие, венчание и так далее.

Пусть вера ваша будет сильна. Пусть эта простая молитва всегда будет с вами, чтобы помогать в трудных ситуациях и освящать ваш путь, благословляя на добрые дела. Другие молитвы благословения были опубликованы нами в другой статье. С ними вы можете также ознакомиться и читать каждый день. Мы желаем вам удачи и счастья. Будьте здоровы и не забывайте нажимать на кнопки и

Смотрите также:

Журнал о звездах и астрологии

каждый день свежие статьи об астрологии и эзотерике

Благословения на свадьбу

Бракосочетание — это ответственный момент в жизни каждого человека. Получить благословение перед свадьбой или венчанием должна каждая .

Благословение перед свадьбой

Свадьба — это одна из самых приятных и важных церемоний в жизни каждого человека. Найти свою любовь в этом мире .

Православные молитвы на ночь перед сном

Согласно православной традиции, следует благодарить Бога за каждый прожитый день утром и вечером, перед сном. Молитвы помогают прочувствовать .

Чудо иконы «Живоначальная Троица»

«Живоначальная Троица» — это шедевр иконописи, который был и остается самой узнаваемой работой одного из величайших художников за всю .

Икона Святой Троицы

Образ Святой Троицы почитается православными христианами всего мира. Молитвы перед этой иконой способны оградить вашу .

Молитва святому духу

Вот так звучит молитва святому духу:

О Божественный Святой Дух! Сегодня хочу я остаться наедине с Богом и моею собственною душой. Все люди, которых почтил Ты благодатью Твоею, пребывали в одиночестве. Одна пребывала Мария в созерцательной молитве, когда сила Твоя осенила Ее; удалясь от мира, Апостолы в Горнице Иерусалимской молили о Духе-Утешителе, ниспосланном с небес; все, кто искал Тебя, обретали Тебя.

Так и я склоняюсь пред Тобой в одиночестве. Душа моя пред Тобой, как пустая открытая чаша. Очисти ее ото всего, что могло бы нарушить этот святой покой, а затем наполни, вливая драгоценную влагу благодати Твоей. Приди, о Дух любви, и одари душу мою святым теплом, стойким теплом Божьим, чтобы одолел я половинчатость, ветреность и поверхностность существа моего. Я зову Тебя, Дух творения, наполни меня любовью и силой Твоею! Аминь.

Господи, Царь Небесный, Дух истины и Душа души моей, поклоняюсь Тебе и молю Тебя: наставь меня, укрепи меня, будь моим руководителем и учителем, научи меня тому, что мне следует делать. Поведай мне, Господи, все повеления Твои, я же обещаю их исполнить и с любовью приму всё, что мне будет послано Тобой. Одного только прошу у Тебя: научи меня всегда творить волю Твою. Аминь.

Дух Святой, Боже, проникающий в сердце человека и, словно меч, входящий в самые потаённые обители человеческой души, освети таинственным светом наши глубины и укажи истину, чтобы мы могли пойти за ней. На нашем пути встречается так много тьмы и обманчивых огней, так много мрачных закоулков и дорог, ведущих в тупик. Просим Тебя, возьми нас за руку и веди нас по жизни. Не позволь нам стать игрушками в руках зла и пойти за демагогами и обманщиками; не допусти, чтобы злой дух завел нас на бездорожье и привел ко вратам, за которыми нас будет ожидать разочарование и отчаяние. Пошли нам, Господи, Духа Святого, чтобы мы всегда выбирали Его пути и неустанно следовали по ним. Аминь.

Молитва святому духу:

Дыши во мне, Святой Дух, чтобы думал я о святом.

Побуждай меня, Святой Дух, чтобы я делал святое.

Мани меня, Святой Дух, чтобы я любил святое.

Укрепи меня, Святой Дух, чтобы я берег святое.

Храни меня, Святой Дух, чтобы я никогда его не утратил.

О Боже Святой Дух, которого я не ценил, огорчал и отдалял от себя с детских лет моих и до сего дня, открой мне Твою личность, Твое присутствие, Твою власть! Дай мне познать семь даров Твоих – дух мудрости и разума, совета и крепости, науки, благочестия и страха Божьего. О Дух Отца и Сына, что крестишь огнем и льешься из любящего Сердца Божия в наши сердца, влейся в сердце мое любовью Твоей! Одного, о Господи, добивался я от Тебя – это искать не богатства, звания, власти, земного уюта и счастья, а единого луча этого горнего света, единой искры этого священного огня, который возжег бы меня и целиком погрузил в пламя любви! Пусть этот огонь засветится во мне, чтобы выжечь все остатки греха в теле и душе. Семижды очисти меня своими дарами. Сделай из меня святую, угодную Тебе жертву! Разожги во мне рвение и дай мне искупление в покаянии, дабы мог я жить жизнью и умереть смертью воистину раскаявшегося грешника. Аминь.

О Боже, время полно бедствиями. Многие уже не признают Христа Богом. И все-таки никогда еще Христос не ступал столь властно сквозь время, никогда Его пришествие не было столь явным, а Его близость – столь ощутимой; никогда служение Ему не имело такой высокой цены, как теперь. Поэтому да будет дозволено нам в этот миг вечности во времени, между бурей и бурей, молиться Тебе: «О Боже, Дух Божий, Святой Дух! Ты можешь осветить тьму! Только Ты один можешь». Аминь.

О Иисус, ниспошли нам обетованного Утешителя, Духа Святого, с Его семью дарами: даром мудрости и разума, совета и крепости, науки и благочестия, даром страха Божия.

Прииди, Святой Дух! О огонь, который горит, не угасая; о любовь, которая пылает, не охладевая, зажги меня, чтобы я всем существом любил Тебя. О Мария, Матерь прекрасной любви, вымоли мне любовь Духа Святого!

Святой Дух, Дух Божий, Дух света и любви, Тебе посвящаю мой ум, мое сердце и волю мою, все мое бытие во времени и в вечности.

Мой ум должен всегда с готовностью слушать Твои небесные внушения и поучения Церкви, чьим непогрешимым наставником Ты являешься. Сердце мое да будет всегда объято пламенем любви к Богу и к ближним. Воля моя да будет всегда отлита по форме Божьей воли. Вся моя жизнь да будет верным отображением жизни и добродетелей Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа; Ему, равно как и Отцу Небесному, и Тебе, Духу Святому, честь и слава во веки веков. Аминь.

Энциклопедия изречений Святых отцов и учителей Церкви по различным вопросам духовной жизни

Стяжание благодати Святого Духа – цель христианской жизни

Итак, кто не сподобился получить благодать Христову и познать ее умно присущею душе своей, тот тщетно носит имя христианина он одинаков с неверными. Он может думать, что избежал всякого зла и проходит всякую добродетель,– но поистине лжец и притворщик. Пусть он и трудится, но тщетен труд его. Пусть раздал он все имение свое бедным, постится, совершает бдения, спит на голой земле, молит: «Господи, помилуй!» Но если он не носит в сердце убеждения, что благодать Божия, за веру подаваемая, есть милость Божия, и не одну эту благодать прежде всего ищет получить; если у него и в мысли не было, что только ради получения этой благодати раздал он имение свое и подвергает себя всяким лишениям и злостраданиям; если не с этой целью подвизается он, чтобы или получить благодать в первый раз через Крещение, или, если имел ее и она отошла по причине греха, возвратить ее опять через покаяние, исповедь и самоуничиженное житие; если он подает милостыню, постится, совершает бдения, молится не с этой одной целью, но думает, что совершает славные и ценные сами по себе перед Богом добрые дела,– то тщетно он утруждает и измождает себя.

Эта-то, о которой говорю я, цель – и есть от начала мира сокровенное таинство христианина, явившееся в последние времена ( Кол. 1, 26 ). Ее разумеет апостол Павел, когда говорит о Боге, что Он «хочет,, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» ( 1 Тим. 2, 4 ). Ибо познание истины не что иное, как эта самая благодать. Она есть истина, которая произошла через Иисуса Христа, по святому Евангелию ( Ин. 1, 17 ). И невозможно христианину обрести милость у Бога, если не познает он этой благодати. Ибо как Христос не мог творить знамений и чудес для неверующих, так не может Он помиловать никого из тех, кто хотя и верует в Него, но не познал прежде, что такое благодать Христова. И через Него подаваемая, эта благодать и истина – есть милость и спасение. Никто не может другим образом спастись, если не получит божественной благодати, которая обожит его, сделает богом по благодати. Преподобный Симеон Новый Богослов (60, 171–172).

Если бы мы все приобщились Духа, как следует приобщиться, то узрели бы и Небо, и свое будущее там состояние (45, 17).

Благодать Духа, когда войдет в душу и утвердится в ней, течет сильнее всякого источника, не прекращается, не истощается и не останавливается (42, 335).

Благодать не только сопутствует тебе в трудах и опасностях, но содействует и в самых легких, по внешнему впечатлению, делах и во всем оказывает свою помощь. Святитель Иоанн Златоуст (43, 668).

Цветущая Духом благодать бывает только в умертвивших себя греху. Святитель Григорий Нисский (17, 326).

Вверься нежной любви благодати, потому что она – начало всякого стяжания. Пока ты еще не видишь ее любви, как и младенцы, сосущие молоко, не знают о материнской заботе. Будь терпелив, предоставь себя ее воле и тогда увидишь ее благодеяния. Преподобный Ефрем Сирин (26, 635).

Невещественный и Божественный огонь освещает души и искушает их, как неподдельное золото в горниле, а пороки попаляет, как терния и солому (33, 190).

. Огонь благодати прогоняет бесов, истребляет грех, он есть сила воскресения, действенность бессмертия (33, 190).

Что от благодати, в том – мир, радость, любовь, истина (33, 65).

Нисходящая благодать, очищая внутреннего человека и ум, совершенно снимает покрывало сатаны, наложенное на людей преслушанием, и освобождает душу от всякой скверны и всякого нечистого помысла, чтобы душа сделалась чистой и, приняв собственное (первозданное) естество, свободно и ясными очами взирала на славу истинного Света (33, 412).

Когда благодать овладевает пажитями сердца, тогда царствует она над всеми членами и помыслами. Ибо сердце владеет умом и всеми помыслами и чаяниями души (33, 120).

. В ком пребывает благодать, в том она делается как бы естественной и неотъемлемой: будучи единой, она различными образами, как ей угодно, совершенствует человека к его же пользе (33, 424).

От каждого потребуются плоды добродетелей по мере оказанных ему Богом благодеяний – естественных или дарованных Божией благодатью. Преподобный Макарий Египетский (33, 228).

. Благодать Божия не только отсекает ветви зла, но исторгает и корни развращенной воли. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (53, 563).

Благодать становится стеной и укреплением для человека и отделяет его от века сего для жизни Будущего Века (25, 111).

Благодать знает, что нам полезно, и наша природа известна ей; знает она меру каждого и дает по этой мере (26, 639).

Волны благодати согревают ум и душу. Явление благодати приносит усладу, безмолвие и сокрушение (25, 364).

Волны благодати и озарения Святого Духа делаются приятными в сердце, и душа вдруг забывает земное и плотские страсти (25, 364).

При благодати (человек) преуспевает во всякой добродетели и, просвещенный ею, будет в состоянии познать бесконечность и блаженство Будущего Века (25, 111).

Не всякий, возмужав, почитает свою мать,– так редкие чтут и благодать, хотя она питала многих. Не всякий помнит о болезнях рождающей и трудах воспитателей. Так же не многие из нас благодарны за дары благодати. Преподобный Ефрем Сирин (26, 638).

По силе веры, прежде всякой другой добродетели, приходит благодать Божия, как основание всякой добродетели. И уже с помощью благодати Божией всякая добродетель устанавливается в сердце и бывает действенной. Так что всякая добродетель, не от благодати Божией бывающая, вменяется у Бога не в настоящую добродетель, потому что такая добродетель не Божия. Бывает, что и демоны научают людей казаться целомудренными, милостивыми, кроткими и держат их из-за этого в самомнении и гордости.

. Итак, надлежит знать, что благодать Всесвятого Духа приходит в каждого, верующего во Христа, не за добрые дела, какие он делал прежде (если бы приходила за добрые дела, то не была бы благодать, а уплата за дела). Но приходит она от Бога за веру, приходит прежде всяких добрых дел, и уже на ней, как на твердом основании, строятся добрые дела, которые только при помощи благодати и становятся совершенными. Так что дела, которые бывают без благодати Всесвятого Духа, Бог ни во что не вменяет, как бы их совсем не было. Добро уже не добро, если оно не на добром основании создано, но невозможно добру быть созданным на добром основании без благодати Христовой. Если бы это было возможным, Бог не пришел бы на землю сделаться человеком. И блажен человек, который познал, что только с помощью благодати Христовой всякое добро может быть совершенным. (60, 168–169).

Когда воссияет Божественный огонь и прогонит рой страстей, и очистит дом твоей души,– тогда Он смешивается с нею без смешения и соединяется несказанно, существенно – с сущностью ее, Весь со всею совершенно. И мало-помалу озаряет ее, делает огнем, просвещает как?– и сказать не могу. Тогда двое – душа и Творец становятся единым. И Творец пребывает в душе, Один с нею одной, весь Тот, Кто Своею рукою содержит вселенную. Не сомневайся, весь Он в одной душе вмещается с Отцом и Духом и эту душу внутри себя объемлет. Преподобный Симеон Новый Богослов (59, 18).

Оживляемая Божией благодатью душа верою видит Бога, верою осязает, слышит Его, говорящего ей, вкушает и обоняет Его любовью и старается творить угодные Ему дела. Так подобает кающемуся начать новую жизнь после покаяния и как бы вновь родиться, питаться, расти и приходить в мужа совершенного (104,58). Имеют сыны века сего свое сокровище; имеют и христиане свое сокровище. У сынов века сего это богатство тленное, золото, серебро, а у христиан – Божия благодать. Это сокровище небесное, духовное, пребывающее в их сердцах, как написал апостол: «Сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам» ( 2 Кор. 4, 7 ). Люди, имеющие тленное сокровище, восполняют за счет этого свои нужды и недостатки: не имеют хлеба – купят себе хлеба, не имеют одежды – достают одежду. Так Божия благодать, небесное сокровище, живущая в христианских сердцах, восполняет все их нужды и душевные недостатки (104, 60–61).

Все духовные сокровища у человека по благодати Божией (104, 27).

Благодатью человек из ветхого становится новым (104, 28).

Даром, одной благодатью, получают верные жизнь (104, 63).

Благодать Божия нисходит, как тихий дождь, орошает сердце к плодоношению (104, 63).

Действие благодати – радость (104, 66).

Смирение – плод действия благодати (104, 66).

Истинное покаяние – от благодати (104, 67).

Благодать научает молитве (104, 67).

Благодать научает страху Божию (104, 67).

Просвещаемый благодатью считает материальные блага сором (104, 67).

Благодать Божия просвещает сердце человеческое, зажигает в нем огонь любви Божией. Чувствуя эту любовь в своем сердце, человек отзывается словами любви: «Возлюблю Тебя, Господи, крепость моя!» ( Пс. 17, 2 ). Истинно любящий Бога ни на земле, ни на небе ничего не желает, кроме Бога. Такому быть и в аду с Богом – рай; без Бога – и в небе мучение (104, 66).

Такой человек никого не хочет обидеть ни делом, ни словом, но старается всех нелицемерно любить и как себе, так и любому желает всякого добра. Он хочет спасения всем, как и себе, о нем и молится. Со всяким человеком не лживо, не лукаво, но просто обходится; что говорит в слове, то и на сердце имеет и потому солгать и обмануть никого не хочет (104, 66).

Всякого греха он бережется и подвизается против всякого греха. И как прежде было легко ему грешить, так уже в этом состоянии ему тяжело и в малом согрешить, раздражить Бога и обеспокоить совесть. Знает он, что всяким грехом Бог прогневляется, и согрешающий лишается Его милости. Святитель Тихон Задонский (104, 67).

«Откуда у Него это? что за премудрость дана Ему?» ( Мк. 6, 2 ). Так говорили о Господе знавшие Его прежнюю, незнатную жизнь. То же бывает со всеми, которые истинно последуют Господу. Кто строго держится пути Господня, тот после трудов, когда преодолеет все неправое в себе, изменяется весь, во всем своем составе: и взор, и походка, и речь, и поведение все носит печать особенной стройности и достоинства, хотя бы ставший таким прежде был самого низкого происхождения и нисколько не образован. И приходится слышать: «Откуда у него это?». Если же телесное и видимое так преобразуется, то что сказать о внутреннем и душевном, которое непосредственнее и ближе подлежит действию претворяющей благодати и в отношении к которому внешнее служит только выражением и последствием? Как светлы все мысли, точны и определенны! Как верно суждение о сущем и преходящем! Взгляды его на все – выше философских. А намерения, а действия? Все чисто, свято отражает небесный свет. Это поистине новый человек! Образования не получил, в академиях лекций не слушал и воспитания никакого не имел, а является благовоспитаннейшим и премудрым. Внимание к себе, труд над собой, молитва и приближение к Богу все переделали благодатью Божией, а как?– никто этого не видит. Оттого и вопрос: «Откуда у него это?». Епископ Феофан Затворник (107, 279,280).

Необходим подвиг для христианина. Но не подвиг освобождает его от владычества страстей: освобождает его десница Вышнего, освобождает его благодать Святого Духа (108, 525).

Божественная благодать, осенившая душу, преподает ей духовное ощущение, и страсти, эти ощущения и влечения плотские и греховные, остаются праздными (108, 526).

Нечистота есть неотъемлемая принадлежность падшего естества, а чистота – дар благодати Божией (108, 531).

Когда окружат скорби, нужно учащать молитвы, чтобы привлечь к себе особенную благодать Божию. Только при помощи особенной благодати можем попирать все временные бедствия (108, 549).

Когда благодатное утешение действует при таинственном познании Христа и Его воли, христианин не осуждает ни иудея, ни язычника, ни явного беззаконника, но пламенеет ко всем тихой, непорочной любовью (109, 140).

Сердце, осененное Божественной благодатью, воскресает в духовную жизнь, стяжает духовное ощущение, неизвестное ему в состоянии падения, в котором разумные ощущения человеческого сердца умерщвлены смешением с ощущениями скотоподобными (110, 62).

Стяжем Благодать Святого Духа – эту печать, это знамение избрания и спасения; оно необходимо для свободного шествия по воздушному пространству и для получения входа в небесные врата и обители (110, 182,183).

Монах не должен сомневаться в получении дара Божественной благодати. как сын не сомневается в получении наследства от отца. Вместе с этим, святой Исаак Сирин считает прошение в молитве о ниспослании явного действия благодати заслуживающим порицания. (108, 282).

Действием благодати разрешается слепота ума (112, 48).

Когда благодать действует в человеке, она не показывает чего-либо обычного или чувственного, но тайно учит тому, чего прежде не видел и не воображал никогда (112, 65).

То внимание, которое вполне соблюдает молитву от развлечения или от посторонних помыслов и мечтаний,– есть дар благодати Божией (112, 98).

Соединение ума с сердцем при молитве совершает Божия благодать в свое время, определяемое Богом (112, 114).

. Естественно для Божественной благодати. – воссоединять ум не только с сердцем и душой, но и с телом, давать им одно правильное стремление к Богу (112, 115).

Пред утешением, доставляемым Божественной благодатию, ничтожны все радости, все наслаждения мира. (111, 179).

Благодать Божия, осенив кающегося, разрушает в нем царство греха, водворяет Царство Божие. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (112, 440).

ДАРЫ СВЯТОГО ДУХА

Бывает, что душа, посвятив себя всякому подвигу добродетели, сильной любовью к Богу постоянно сохраняет в себе Его запечатленный образ, и Бог как бы вселяется в нее. Тогда, став вдохновенной от сильного стремления и неизреченной любви к Богу, она становится достойной пророческого дара. И Бог дает Божественную силу и отверзает душевные очи для понимания видений, какие Ему угодно сообщать. Святитель Василий Великий (5, 8).

«Не вливают также вина молодого в мехи ветхие» ( Мф. 9, 17 ). Истлевших от ветхости и отвергнувших новую благодать, Господь нарек «мехами ветхими», как бы прорвавшимися и проливающими новое учение Царствия. Так проявил себя Каиафа, ибо, услышав от Господа, что Он – Сын Божий, разодрал одежды. Петр же, приняв закон Духа жизни, не только, поучаемый, не отрицал, но и, вопрошаемый,– исповедал (Иисуса – Сыном Божиим), обнаружив насажденное в нем познание истины. Преподобный Исидор Пелусиот (115, 480).

«И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» ( Деян. 2, 3–4 ). Известно всем, как Дух Святой сошел на апостолов – как изобильно, как чудесно и с каким успехом. Евангелист Лука пишет, что это чудо совершилось почти при собрании всего мира. Поразительно было слышать тогда этот шум, неожиданно пришедший с неба, услаждавший слух учеников, прочих же всех устрашающий. Это – дыхание ветра, приятностью касающееся души. Разделенный на пламенные частицы, огонь играл на головах апостолов, и сила его давала им способность разными языками славить величие Божие. Эта сила проницала ум и просвещала его Божественным светом. Она проникала и в сердце, и от этого огня тотчас возжигался огонь любви, огонь мира, огонь духовной радости!

Это чудесное сошествие Духа Святого было свидетельством того, что и мы примем Духа Святого, Его чудесные действия и дарования, если в нас апостольская душа. Не думайте, что эти огненные языки, почившие на главах апостольских, никому другому посланы быть не могут. Нет, обильна и щедра ко всем благодать Божия. Что значат эти огненные языки? Ораторский дар, красноречие. Но подразумевается здесь не человеческое красноречие, состоящее в отборе слов, красивом слоге, в сильном и жарком выражении. Нет, такая мудрость часто считается у Бога безумием. Он благоволил нас спасти не мудростью слова, но «юродством проповеди» ( 1 Кор. 1, 21 ). Да и великий Его проповедник откровенно признается: «И когда я приходил к вам, братия, приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости» ( 1 Кор. 2, 1 ). «И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией» ( 1 Кор. 2, 4,5 ).

Итак, огненные языки, сошедшие на апостолов, означали дар слова, но не телесный, а духовный, не земной, а небесный. Бог с душою, любящей Его, беседует просто, искренне и откровенно. Ибо и у людей между искренними друзьями беседа бывает более простой и откровенной, не украшенной сладкоречием. А витийство раскрашенное и хитросплетенное более употребляется где нет искренности, или стараются привлечь другого на свою сторону, или хотят показать свой разум и тем постыдить и унизить простого и неученого. Но Бог беседует просто с душой, любящей Его. Да и в беседе Он не имеет нужды: Он говорит не ушам, а сердцу. Платон, митрополит Московский (106, 338–341).

Поскольку сила Христова всемогуща, то с естеством ее

согласно и то, что она чудодействует через святых, когда это угодно Господу, как некогда чудодействовала через головные повязки и платки, которые были на святом апостоле Павле и приняли в себя его пот ( Деян. 19, 12 ), и даже через одно осенение тенью святого апостола Петра ( Деян. 5, 15 ). Какое дивное воздаяние за благочестие, что им не только дух человеческий возводится к благодатному общению со Христом, но и самое тело, которым совершаем эти малые подвиги пощения, делается причастным благодатной силе Христовой, животворящей и чудодейственной! И если это еще на земле, то какая жизнь, какое могущество, какая слава ожидает благочестивых на Небе.

Между тем, можно заметить, что не все благочестивые, и даже не все святые, участвуют в этом первом, так сказать, воскресении ( Апок. 20, 6 ), которое состоит в чудесном нетлении на земле их освященных тел, как и в первоначальном явлении этого первого воскресения восстали многие тела усопших святых, но не все. Что это значит? Неужели не правосуден Бог ко святым Своим, одним увеличивая меру благодати, а другим уменьшая, приближая одним бессмертие, а других отдаляя, одних прославляя, а других скрывая? Без сомнения, никто, знающий Бога, не может этого помыслить. Итак, что значит видимое неравенство видимой награды, даруемой святым? Может быть, она некоторым образом соответствует степеням внутреннего их освящения, по которому – скажем словами апостола – как «звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых» ( 1 Кор. 15, 41–42 ). Но с большей основательностью из неравенства этой предварительной награды святым можно заключить, что она даруется не столько в воздаяние им самим, сколько для другой цели, сообразной с премудростью и благостью Божией. В самом деле, для тех, кто не ищет славы человеческой, кто уверен, что вечно будет царствовать во славе Божией со Христом, важно ли иметь или не иметь временные начатки славы на земле? Но с Воскресением Христовым многие тела усопших святых восстали, чтобы войти во святой град и явиться многим живущим – для удостоверения их об открывшейся силе воскресения. Так и теперь тела усопших святых являются в нетлении, с силой чудодейственной и живоносной, для удостоверения нас, живущих в воскресении Христовом и в нашем будущем воскресении, для укрепления немощных в подвигах греха и смерти, для возбуждения невнимательных и нерадивых к подвигам благочестия (114, 213–214).

После кончины своего старца авва Иоанн постился сорок дней. И ему было небесное видение, при котором он слышал голос: «На какого больного ты ни возложишь руки, он исцелится». И вот утром, по промыслу Божию, пришел к нему человек, привел свою страждущую жену и начал просить, чтобы авва Иоанн исцелил ее. Авва называл себя грешником, недостойным такого дела. Но муж неотступно молил о милосердии. Тогда авва Иоанн возложив руку на женщину, осенил ее (крестным знамением), и она сразу же исцелилась. С той поры Бог явил через него много других знамений не только при жизни, но и после смерти. Блаженный Иоанн Мосх (75, 73).

Один монах фивеянин получил от Бога благодать служения, по которой он всем нуждающимся доставлял необходимое. Случилось однажды, что он сделал вечерю любви для бедных. И вот приходит к нему за милостыней женщина в самой ветхой одежде. Монах, увидев ее в таких рубищах, опустил руку в мешочек, чтобы дать ей много. Но рука сжалась, и он вынул мало. Пришла к нему и другая, хорошо одетая; посмотрев на одежду ее, монах опустил руку с намерением дать мало. Но рука раскрылась и захватила много. Он справился о женщинах и узнал, что та, которая была в хорошем платье, принадлежала к числу почетных лиц и пришла в бедность, а одета была хорошо благодаря родственникам своим. Другая же облеклась в рубище, чтобы выманить большую милостыню. Отечник (82, 508).

Однажды пустынножитель Марк спросил преподобного Серафима: «Кто в нашей обители всех выше пред Лицем Божиим?» Старец, не задумываясь сказал: «Повар, из бывших солдат». И объяснил, что характер у повара от природы огненный, он готов в запальчивости убить человека, но его непрестанная внутренняя борьба привлекает великое благоволение Божие. За эту борьбу ему подается благодатная сила Святого Духа. Непреложно Божие обетование:побеждающему (себя) дам место сесть с Собою и облеку в белые одежды. И наоборот, если человек не борется с собой, то доходит до ужасного ожесточения, которое влечет душу к верной гибели и отчаянию. Троицкие цветки (91, 81).

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Оценка 4.1 проголосовавших: 27
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here