Чеченская молитва в танцах

Религиозное чтение: чеченская молитва в танцах в помощь нашим читателям.

Без родных и танцев: как проходит свадьба для чеченской невесты

Утром в день свадьбы невеста с подругами ждет в своей спальне родственников жениха, которые должны приехать за ней.

Подруги невесты тоже непременно одеты в традиционные чеченские платья.

На голову невеста надевает белый хиджаб с драгоценным украшением на лбу.

Поверх хиджаба надевается затейливо вышитый кружевной букет платок. В руках у невесты – традиционный букет из белых, желтых или розовых роз.

Обычно чеченской невесте 17-18 лет, а ее жениху, который оплачивает всю свадебную церемонию, – едва за 20.

Фата – обязательный атрибут наряда невесты.

Родственники жениха забирают невесту из ее дома и привозят на церемонию. Традиция велит невесте проявлять все возможное уважение к новой семье.

Невеста встает на причитающееся ей место. Здесь она останется в течение всего дня, знакомясь с новыми родственниками. Сесть она может, лишь получив разрешение.

К месту церемонии невесту провожают две старшие родственницы жениха.

Жених уже в зале, однако в течение всей церемонии он не имеет права подойти к невесте и наблюдает за ней с балкона.

Чеченская невеста может и всплакнуть на свадьбе. Неудивительно: ее родственникам вход на церемонию воспрещен, и девушка оказывается одна среди толпы незнакомых людей. Выступившие на глазах слезы заботливо и осторожно – чтобы не испортить макияж! – помогут вытереть старшие женщины.

Во время свадебного торжества гости просят невесту подать им бокал воды или чего-нибудь покрепче. Гости общаются, шутят и обсуждают красоту невесты.

Невеста должна хранить молчание, ведь болтливость здесь считается признаком глупости и нескромности. Она может лишь подносить гостям напитки и желать им доброго здоровья.

Перед началом танцев вся семья жениха собирается вместе для групповой фотографии.

Начинаются танцы, и все гости выходят на танцпол. Но невеста не принимает участия в танцах – она стоит на специальном помосте и может лишь смотреть на зал.

Дети готовят специальные номера для праздника.

Мужчины и женщины танцуют вместе, но им не разрешено слишком приближаться друг к другу.

Традиционно на чеченских свадьбах мужчины палили из ружей в воздух. Но в последнее время эта практика все чаще не одобряется.

На таком кортеже жених с родственниками приезжают к дому невесты.

На третий день церемонии вся семья жениха собирается в его доме – приходит время официальной церемонии бракосочетания.

Муллы совершают молитву в доме жениха.

Отец или человек, действующий от его имени, а также выполняющий обязанности жениха, едет вместе с невестой в ЗАГС. Дядя невесты надевает ей на палец кольцо.

Молитва мулл в ходе свадебных торжеств в доме жениха в Грозном.

Родственники на свадьбе в доме жениха. Сам жених не увидит невесту, пока не завершится официальная церемония бракосочетания.

Невесте дают подержать на руках сына-первенца кого-то из гостей. По примете, это поможет ей родить много мальчиков. Невеста нежно обнимает ребенка и дарит ему подарок.

Невеста по пути на официальную церемонию бракосочетания смахивает слезу.

Перед отъездом на официальную церемонию молодые родственницы жениха помогают невесте подправить макияж.

Невеста не может сдержать слез. Этот день она будет помнить всю жизнь.

С шумом и грохотом! Водитель, который везет невесту, не может отказаться от обычая и достает пистолет.

Уезжая из дома невесты, родственники жениха бросают из окон авто деньги, которые тут же кидается поднимать толпа мальчишек.

Мальчишки явно надеются, что денежный дождь еще не закончился.

После того, как брак официально заключен, невеста приезжает на празднование в ресторан – на этот раз, со своими родственниками. Здесь не будет только жениха: по обычаю, он увидит невесту лишь после того, как праздники окончательно отгремят, вдали от любопытных глаз.

Как называеться чеченский танец,когда только мужчины танцуют в кругу и бегут в одну сторону?

Как называеться чеченский танец,когда только мужчины танцуют в кругу и бегут в одну сторону?

  1. В телевизионных передачах из Чечни во время первой чеченской войны (1994-1996 гг. ) зрители нередко видели странные мужские хороводы. Усатые люди в папахах бегут друг за другом, что-то гортанно поют. За кругом – толпа.

Чеченцы, вприпрыжку, быстро бегут по кругу. Движения ритмичны. Хлопают ладонями, отбивая ритм танца. Он мог длиться часами. Громко, нараспев повторяют, призывая Господа: “Ля илляха илля-ллах! “

Хороводы у всех народов, и у чеченцев – это ритуальные действия для психической и физической зарядки или, наоборот, для разрядки, для отдыха.

У некоторых чеченских родов боевой общинный хоровод стал исламским молитвенным обрядом – зикром.

Есть в Чечне тейпы (кланы) , в которых во время зикра молящиеся не сидят и не бегают по кругу, а подпрыгивают на одном месте.

Молитвенный зикр обязательный элемент похоронного обряда.

  • древний чечнский боевой танец ЧIагаран хелхар , когда воины, образовав круг, который символизирует солнце, повторяют его путь по небесной сфере, с каждым движением убыстряется, восходит к культу солнца. Чеченский танец как правило, имеет драматургическую, завязку, сюжет.
  • зикр

    Bookitut.ru

    Знаменитая лезгинка, названная так по одному из народов Дагестана, известна во всем мире. Лезгинку считают общекавказским танцем, хотя у разных народов она исполняется по-своему. Сами лезгины эту темпераментную стремительную пляску в размере 6/8 называют «Хкадардай макьам», то есть «прыгающий танец».

    Существует множество мелодий этого танца с дополнительными или местными названиями: осетинская лезгинка, чеченская лезгинка, кабардинка, «лекури» в Грузии и др. У лезгин есть и другой танец «зарб-макали», исполняющийся в несколько менее подвижном, чем лезгинка, темпе. Кроме того, у них распространены медленные, плавные танцы: «Ахты-чай», «Перизат Ханум», «Усейнел», «Бахтавар» и др.

    В период войны на всем Кавказе стал популярен «Танец Шамиля», который начинался смиренной молитвой, а затем обращался в огненную лезгинку. Автором одного из вариантов этого танца («Молитва Шамиля») называют чеченского гармониста и композитора Магомаева. Этот танец, как и лезгинку, кабардинку и другие танцы, перенимали соседи горцев – казаки, от которых они затем попали в Россию.

    Большая роль инструментально-танцевального начала проявляется у лезгин и в особом жанре танцевальных песен. Между куплетами такой песни исполнители танцуют под музыку.

    О танцах ахтынцев П. Иоселиани писал: «Танцуется чаще всего так называемая каре. Каре – это общеупотребительная между горцами лезгинка. Она танцуется с разными вариациями. Если танцуют шибко, то носит название табасаранки; если танцуют медленно, то называется Перизаде. Девушки сами выбирают себе танцоров, вызывая часто их на состязание. Если молодой человек устает, то он вручает чаушу (крикуну) серебряную монету, которую последний завязывает в забрасываемый сзади угол длинного головного платка танцорки, – она тогда и прекращает танец. Танцуют под звуки зурны и дандама, а иногда и огромного бубна».

    О танцах чеченцев Ю. А. Айдаев пишет: «Народные танцевальные мелодии называются «халхар». Часто народные песни, начинающиеся в умеренном или медленном движении, при постепенном ускорении темпа переходят в быстрый, стремительный танец. Такие танцы очень характерны для вайнахской народной музыки…

    Но особенно народ любит и умеет танцевать. Бережно сохранены народом старинные мелодии «Танца стариков», «Танцев юношей», «Танцев девушек» и других… Почти каждый аул или селение имеет свою лезгинку. Атагинская, Урус-Мартановская, Шалинская, Гудермесская, Чеченская и многие, многие другие лезгинки бытуют в народе…

    Очень оригинальна музыка народных маршей, исполняемая в темпе кавалерийских маршей…

    Кроме песен и танцев у чеченцев очень распространены инструментальные программные произведения, с успехом исполняемые на гармонике или дечик-пондуре. Обычно название таких произведений определяет их содержание. «Высокие горы», например, – народное произведение импровизационного характера, имеющее в основе гармоническую фактуру, воспевает красоту и величие гор Чечни. Таких произведений немало… Для инструментальной народной чеченской музыки очень характерны небольшие перерывы – короткие паузы…»

    Пишет автор и об уникальном опыте применения музыки в народной медицине: «Резкие боли при панариции успокаивали игрой на балалайке специальной музыкой. Мотив этот под названием «Мотив для облегчения нарыва на руке» записан композитором А. Давиденко и нотная запись его дважды опубликована (1927 и 1929 гг.). Т. Хамицаева писала о танцах осетин: «…Танцевали под аккомпанемент народного смычкового инструмента – кисын фандыр, а чаще – под хоровое пение самих танцующих. Такими были традиционные песни-танцы «Симд», «Чепена», «Вайта-вайрау».

    «Чепена» исполнялась после того, как в дом жениха приведена невеста. Танцующие, преимущественно пожилые мужчины, брались под руки, замыкали круг. В середину становился ведущий-запевала. Им могла быть женщина. Бытовал и «двухъярусный» танец: на плечи танцующих предыдущего ряда становились другие танцоры. Они брались за пояса друг друга и тоже замыкали круг. «Чепена» начиналась в среднем темпе, но постепенно ритм и, соответственно, пляска убыстрялись до возможного предела, а затем резко обрывались».

    Кабардинский танец описал Н. Грабовский: «…Вся эта толпа, как сказал я выше, стояла полукругом; кое-где между девушками, взявши их под руки, стояли мужчины, образуя таким манером длинную непрерывную цепь. Цепь эта медленно, переступая с ноги на ногу, подвигалась вправо; дойдя до известного пункта, одна крайняя пара отделялась и немножко живее, делая незамысловатые в ногу па, двигалась к противоположному концу танцующих и вновь примыкала к ним; за ними другая, следующая пара и так далее двигаются этаким порядком до тех пор, пока играет музыка. Некоторые же пары, из желания ли воодушевить танцующих или порисоваться собственным умением танцевать, отделившись от цепи и вышедши на середину круга, расходились и принимались отплясывать что-то в роде лезгинки; в это время музыка переходила в фортиссимо, сопровождалась гиканиями и выстрелами».

    Многое сделали для изучения песенно-музыкальной культуры горских народов выдающиеся русские композиторы М. А. Балакирев и С. И. Танеев. Первый в 1862-1863 годах записал на Северном Кавказе произведения горского музыкального фольклора, а затем опубликовал 9 кабардинских, черкесских, карачаевских и две чеченские мелодии под названием «Записки кавказской народной музыки». На основе знакомства с музыкой горцев М. А. Балакирев в 1869 году создал знаменитую симфоническую фантазию «Иеламей». С И. Танеев, побывавший в 1885 году в Кабарде, Карачае и Балкарии, также сделал записи песен и опубликовал статью о музыке народов Северного Кавказа.

    Как называеться чеченский танец,когда только мужчины танцуют в кругу и бегут в одну сторону?

    Чеченцы, вприпрыжку, быстро бегут по кругу. Движения ритмичны. Хлопают ладонями, отбивая ритм танца. Он мог длиться часами. Громко, нараспев повторяют, призывая Господа: “Ля илляха илля-ллах! “

    Хороводы у всех народов, и у чеченцев – это ритуальные действия для психической и физической зарядки или, наоборот, для разрядки, для отдыха.

    У некоторых чеченских родов боевой общинный хоровод стал исламским молитвенным обрядом – зикром.

    Есть в Чечне тейпы (кланы) , в которых во время зикра молящиеся не сидят и не бегают по кругу, а подпрыгивают на одном месте.

    Молитвенный зикр обязательный элемент похоронного обряда.

    chungro

    Кровь и Порох Жизнь – Чеченца

    Два раза был прочитан по радио и много раз

    частями и полностью печатался в журналах

    и даже в коллективной научной монографии

    Ритуальные хороводы с пением возникли в древности как попытка людей магически воздействовать на природу, полную опасностей и увлекательных тайн.

    Это с одной стороны, а с другой… Вместе с развитием искусства движений (танцевальных, ритуальных, церемониальных) и голоса (пение, молитвы, заклинания, риторика) гармонично развивались интеллект и душа.

    В телевизионных передачах из Чечни во время первой чеченской войны (1994-1996 гг.) зрители нередко видели странные мужские хороводы. Усатые люди в папахах бегут друг за другом, что-то гортанно поют. За кругом – толпа.

    Хороводы у всех народов, и у чеченцев – это ритуальные действия для психической и физической зарядки или, наоборот, для разрядки, для отдыха.

    У некоторых чеченских родов боевой общинный хоровод стал исламским молитвенным обрядом – зикром.

    История Зикра

    Среди мусульман России чеченцы и ингуши последними приняли ислам, в XVI-XVII веках. Это на 800 лет позднее волжских татар, на 600 лет позднее башкир. И даже соседи чеченцев на Северном Кавказе кабардинцы, балкарцы, черкесы приняли мусульманство на 300 лет раньше чеченцев и ингушей. Почему?

    Есть разные мнения. Известный исследователь народов Кавказа Леонтович писал, что малочисленные (до XVI-го века) вайнахи (сейчас это чеченцы и ингуши) жили в недоступных горах и мало привлекали исламских проповедников. Есть иное мнение: чеченцы и ингуши с их особым стремлением к самостоятельности упорно сохраняли свое христианство. И сейчас в горах Чечни с великим почтением относятся к могилам древних предков, отмеченных каменными крестами.

    Многие историки полагают, что война с Россией способствовала укоренению мусульманства в Чечне. Ислам сплачивал разрозненные роды, его воинственные проповедники превращали этническое свободолюбие чеченцев в религиозную борьбу за свободу – джихад. «Джихад» – это «священные усилия» не только на войне, но и при строительстве храма, написании книги с назиданиями для достойных учеников и т.п.

    Важным психологическим элементом мусульманства является религиозная экзальтация. У разных народов она проявляется по-разному. Первоначально у арабов она усилила их склонность кочевать, покорять пространства и завоевывать страны.

    Затем у поэтически чувственных персов мусульманство способствовало пробуждению, буквально взрыву поэтических дарований.

    А стихийно воинственных горцев Северного Кавказа ислам привел к военной организации. У них просыпались боевые таланты. Вспомним знаменитого Шамиля и его мюридов – касту религиозных воинов-чиновников.

    Распространению ислама способствовали ордена дервишей, странствующих по свету, наверное, уже тысячи лет. Они подхватили учение Пророка Мухаммеда. Таких орденов, – суфийских общин, – множество. «Суфий» – значит благочестивый, любящий истину мусульманин. У каждого ордена свой молитвенный обряд – зикр.

    "Зикр" – значит "память", "напоминание". Во время зикра сначала – покаяние, поминание себя, своих прегрешений и добрых дел. Затем, молитвенное поминание имен Божьих. Их 99. Все они – перечень достоинств и добродетелей, должных быть у людей. И все эти имена – добродетели Бога используются как личные имена мусульман.

    Древность обрядов суфийского зикра (то, что они были до Пророка Мухаммеда) признают мусульманские ученые: "Семена суфизма посеяны во времена Адама; они дали зародыши во время Ноя; стали распускаться при Аврааме; плод их появился при Моисее; созрел он при Христе; а при Пророке Мухаммеде произвел чистое вино".

    Ортодоксальные мусульмане утверждают, что с тайнами суфизма и обрядом зикра Пророк Мухаммед познакомил Архангел Гавриил по велению Бога. Пророк Мухаммед обучил им своих учеников.

    "Что ни город, то свой норов"

    Время течет, меняя многое. Неодинаковые изменения жизни, даже в близких одна от другой общинах создают различия образа мыслей и … потребности в неодинаковых ритуалах. Общая религия сдерживает слишком быстрое расхождение единоверцев, но конфессиональные несходства накапливаются.

    Христианство непримиримо разделилось на католицизм, православие, многие формы протестантизма. Между разными христианскими конфессиями вспыхивали религиозные войны.

    Хотя мусульманство разделилось на шиизм и суннизм, непримиримые друг с другом, но, благодаря Исламу, возникли многие духовные пути – суфийские тарикаты, как правило благополучно взаимодействующие.

    Основы суфизма существовали в глубокой доисламской древности. Были два типа арабских общин: мешаюны (подвижные, гуляющие) и ширахаюны (созерцающие).

    Психологи знают, что в ответственных, экстремальных условиях многочисленные различия людей могут быть сведены к двум: одних стресс делает активными, подвижными, бурно-эмоциональными, других – пассивными, созерцательно переживающими горе и радость.

    Не с этими ли особенностями людей, проявляющимися при стрессе, связаны бурный молитвенный хоровод чеченцев-кадыритов и тихое моление чеченцев-накшбандийцев? Если это так, то различие суфийских молитвенных обрядов создает приоритетные возможности для эмоциональных проявлений и духовного развития разным психологическим типам людей: суфийский орден – община накшбандия – склонным при стрессе к пассивности, орден кадырия – склонным к активности. Пусть эта гипотеза не кажется читателю фантастичной. У мусульман есть и другие особенности, которые могут представляться нам маловероятными.

    Суфизм стал религиозно-философским учением, способствующим адаптации исламского мира к многообразию меняющейся действительности. Более того, вполне можно предположить, что разные суфийские общины дают полноту самореализации людям с разным образом жизни и с психологическими различиями.

    Однако не все мусульмане принадлежат к суфийским орденам. В сталинские времена эти исламские объединения жестоко притеснялись. Сейчас многие российские мусульмане имеют лишь смутное представление о суфийских орденах.

    Зикр на Северном Кавказе

    Северного Кавказа достигли два ордена, исповедующие каждый свой путь человека к Богу. Священный путь ордена-общины называется «тарикат». Один из них – тарикат накшбандия. Его исповедовал Имам Шамиль. Главное в ритуале накшбандия – тайная молитва, то есть зикр Хуфия. Поминание сердцем имен Бога. Воспитание сердца благодатными (медитативными) "ударами" по нему – таков суфийский психотренинг. В основе этого культа: "Я один на один с Богом. Мой удел – творение ценностей и красоты".

    Основатель ордена – шейх Баххауддин Накшбанд был художником-чеканщиком. Он жил в Бухаре в начале XIV-го века. Свое учение и биографию Накшбанд изложил в книге стихов: "Капли от источника жизни".

    Внешний признак служителей этого культа – белая шапочка. Многие, кто отдыхал на побережье Черного моря, покупали белые войлочные шляпы. У них с краев широких полей свисали длинные волоски – опушка. Кто бы мог догадаться, что это шляпа дервишей накшбандия. Опушка мешает смотреть, чтобы мусульманин не заглядывался на прелести внешние и думал лишь о Боге, совершенствуясь в душе.

    Я видел в чеченских селах мужчин в мусульманских шапочках разной формы, разного цвета, привезенных из исламских стран. Чеченцы и не подозревали, что носят на головах отличительные знаки не тех тарикатов, к которым принадлежат их тейпы.

    Второй священный путь, утвердившийся на Кавказе, тарикат – кадырия. Его основатель Эль-Сагид Абдул-Кадыр-Гиляни жил в Багдаде в XII-м веке. Он завещал своим последователям громкую коллективную молитву-зикр Джагрия во время энергичного хоровода.

    Я наблюдал, как такой зикр в Чечне во время первой войны использовался для боевого сплочения народа. Это была мощная психологическая процедура, ритуально-обрядовый хороводный танец.

    Есть в Чечне тейпы (кланы), в которых во время зикра молящиеся не сидят и не бегают по кругу, а подпрыгивают на одном месте. Этот молитвенный ритуал основал Бамат-Гирей Митаев, – чеченец из селения Автуры. После смерти его признали устазом (святым учителем Ислама). Над его могилой стоит изящно украшенный зият (домик-склеп). Проезжая мимо, чеченцы, не останавливая автомобиля, привстают в нем в знак уважения к святому.

    В Чечне чтят могилы не только устазов, но и эвлиев (волхвов-предсказателей), признанных после смерти святыми. Вероятно в этом отголоски недавнего чеченского язычества, уживающиеся с чеченскими представлениями об Исламе.

    Зикр на Первой Чеченской войне

    В апреле 95-го, беседуя с префектом горного Шатойского района Даудом Дабаевичем Ахмадовым (до войны он заведовал кафедрой физики в Грозненском университете, к концу войны стал командиром шатойского отряда боевиков), я спросил:

    – Что дает смелость и стойкость чеченцам в этой войне?

    – Только зикр! Если мы устали, нам помогает зикр. В несчастьях и в радостях у нас есть зикр.

    Опытный педагог, расчетливый профессор-математик точно оценил мощь психотехники суфийского обряда.

    Может казаться, что зикр на площади возникает стихийно. Однако им управляет шейх. Он знает, когда и где начать ритуальное моление. Его можно узнать в кругу молящихся по головному убору.

    Разные шапки – главные отличия разных мусульманских тарикатов. Вокруг шапок навертываются куски материи, показывающие степень духовного совершенства мусульманина. Получается – тюрбан. Чем духовность значительнее, тем больше оборотов вокруг шапки разрешено сделать. Больше других у шейха.

    Горцы Кавказа навертывают тюрбан на папаху. Цвет их тюрбанов установлен еще знаменитым Шамилем – белый. Это символ "совершенного подчинения" шейху.

    Мусульманская шапка часто сшита из нескольких клиньев, и вот почему: в конце жизни Пророк Мухаммед созвал помощников, разорвал свою шапку, – символ чести и власти, – на куски и молча раздал их. Помощники поняли, что как разорванная шапка бесполезна, так власть, которую она символизирует, должна быть единой. Помощники отдали свои куски достойнейшему – Али (двоюродному брату и зятю Пророка), признав в нем приемника Мухаммеда.

    Мусульмане Северного Кавказа знают, что рядом с отходящим в мир иной находились семеро сподвижников Пророка. Потому мусульманская шапочка-капа – из семи клиньев.

    В Центральной Азии мусульмане уверены, что у смертного одра Мухаммеда находились четверо. Центральноазиатская тюбетейка – четырехугольная. Есть и другие варианты легенды и, соответственно, шапки-капы.

    Тогда в 1995-м году рядом с шейхом в толпе перед шатойской префектурой раздаются выкрики, усиливается толкотня, закручивается кольцо, расширяясь и втягивая в себя людей.

    Чеченцы, вприпрыжку, быстро бегут по кругу. Движения ритмичны. Хлопают ладонями, отбивая ритм танца. Он мог длиться часами. Громко, нараспев повторяют, призывая Господа: "Ля илляха илля-ллах!"

    Чувство священной причастности к вечности, к Аллаху, которого восхваляют чеченцы на непонятном для них арабском, благозвучном языке, сплачивает поющих. Вращающееся в зикре на площади посреди толпы кольцо из воспаленных тел, как глаз, обращенный к небу. Каждый, неустанно несущийся в круговом танце, чувствует себя ресничкой этого глаза, глаза народа, обретающего всевышнего Покровителя. Волны эмоций расходятся от кольца зикра по толпящимся на площади людям. Временами кажется тан-цующие устают, но их голоса снова взмывают над толпой. По ней ширясь плывет новая волна возбуждения, оживляются глаза, громче становится говор толпы, обсуждавшей свои дела под звуки зикра.

    Стоя в толпе, я не мог не поддаться. в груди ощутил чувство единения с чем-то непонятным и сильным.

    Психофизиология Зикра

    Дрожание голоса молящихся входит у всех одинаково в голову и грудь. А ведь это должно создавать синхронизацию электрофизиологических ритмов в организмах танцующих. И, в результате, – единение чувств у несущихся круговым хороводом. Глубокое дыхание в ритме пения вызывает коллективные вспышки экстаза (этот феномен используется в йоге и других психотехниках).

    Глядя на летящие поющие рты и блеск глаз над ними, я вспомнил громадную центрифугу. Когда-то, много лет назад, мы исследовали стресс предстоящих межпланетных полетов, подвергая на ней мучительным испытаниям добровольцев и прежде – себя, вращаясь непрерывно по много недель.

    Стремительное вращение, влияя на тело, изменяет психику, настрой души. Когда люди несутся часами по кругу, то для них пространство за кругом смазано, отчуждено. Но друг друга летящие в танце видят все на тех же местах. В каждом укореняется установка: "Только мы, поющие, летящие – стабильны, реальны. Мир вокруг нас зыбок".

    У чеченцев в зикре (и когда-то у нас на центрифуге) вращение и восторг от своей избранности создавали удивительный сплав экстремальности бытия, редкую форму стресса… с пробуждением сил, восторга и воли.

    Молчаливый и громогласный зикры – лишь элементы целостных молитвенных ритуалов, исполняемых в других исламских тарикатах вдали от Кавказа. Вот, например, "громкий" зикр мусульманской общины Руфаи после коллективного пения и неистового хоровода заканчивается молчаливым экстазом участников. Имам позволяет особенно вошедшим в раж наносить себе ожоги раскаленным железом, резать себя до крови. Психологи знают, что у охваченного радостью человека "малая боль" оттеняет, усиливает, делает изощреннее "большое удовольствие".

    Особенно интересен зикр шейха Джималь Эддина-Эр-Руми, выдающегося поэта средневековья (его стихи сейчас пользуются большим спросом в Америке и в Европе), основавшего суфийский орден крутящихся дервишей Мевлеви. Этот зикр содержит и громкие, и молчаливые моления. Сначала бешеное вращение на левой ноге. Толкаясь правой. До исступления. Но вдруг по сигналу шейха все останавливаются, каменеют в позе, в которой застала команда. Потом снова вращения, остановки… Много раз. Зачем?

    Все это сложное управление психикой, а если изо дня в день, то и воспитание ее. Не только на Востоке суфийский шейх – поэт Руми, но и в Европе христианский святой Франциск Ассизский использовал вращения с остановками по команде для обретения Истинного Пути его учениками.

    Если Вы попробуете так вращаться и через 15-20 минут не упадете и вас не стошнит, то начальное ваше настроение превратится в довольно сильное чувство. Были грустны? – накатит печаль. А если начали с воодушевления – вас охватит веселье.

    Мы проводили такие психофизиологические эксперименты. Эта почти магическая процедура подкачивает эмоциональные, образные и логические центры в полушариях головного мозга за счет напряжения разных мышц и органов равновесия.

    Зачем молящийся в зикре тариката Мевлеви вращается, стоя на левой ноге?

    Это не случайно.

    Левая – связана нервными путями с правым полушарием головного мозга. Там отражение непрерывных образов мира, бытия, эмоций. А правая нога, толкаясь, шлет сигналы в левое полушарие. В нем – анализ дробных, "толчковых" событий.

    Так в каждое полушарие головного мозга приходит и бьет как в цель информация, которая специфична, понятна именно ему. Одно наполняется "знанием", что опора, Земля, Мир непрерывно стабильны. Другое – что: "Нет! Все не так! Мир под правой ногой, несомненно, дробен, прерывист". Возникает конфликт между двумя, казалось бы, истинными сигналами об опоре нашего тела.

    Многолетние наши исследования, сотни разных экспериментов показали, что чувственные конфликты приводят многих к состоянию так называемого "измененного сознания". Происходит прорыв из подсознания мечтаний, видений, годами таящихся в нем. Как сон наяву. Экстаз и озарение, способные радовать человека или пугать.

    Духовные учителя Востока предупреждали, что заниматься зикром без подготовки и без имама-наставника опасно.

    Из исторических хроник известно, что имам Шамиль не раз в темном подвале мечети, в полном одиночестве, без сна и еды вращался в молчаливом зикре и, замирая на земляном полу, молил у Пророка совета. И Мухаммед давал прозрение.

    Мгновенное окаменение во время быстрого танца, когда кто-то даже падает, как скульптура, без подставки, использовал для обучения магии Гурджиев. Его называли великим магом 20-го века. Есть свидетельства, что он был духовным наставником двух диктаторов: как старший товарищ юного Сталина в кутаисской семинарии, потом в Европе, преподавая оккультизм Гитлеру. Гурджиев считал, что при остановке в танце эмоционально-двигательная энергия превращается в интеллектуально творческую, в энергию "безмолвного крика", "стоящего бега".

    Дрожание голоса молящихся входит у всех одинаково в голову и грудь. А ведь это должно создавать син-хронизацию электрофизиологических ритмов в организмах танцующих. И, в результате, – единение чувств у несущихся круговым хороводом. Глубокое дыхание в ритме пения вызывает коллективные вспышки экстаза (этот феномен используется в йоге и других психотехниках).

    Еще об одной особенности зикра чеченцев-кадыритов. Почему их хоровод вращается против часовой стрелки? Так же вращаются суфии-мевлевиты.

    Это восходит к древним ритуальным пляскам солнцепоклонников. Так, мы жители северного полушария с каждым поворотом встречаемся с солнцем. Новый поворот – новое утро. А "утро вечера мудренее".

    Ритуальные вращения есть и в других религиях. Так у буддистов тысяча поворотов тела молящегося равноценна на пути духовного совершенства одному посещению дацана (буддистского монастыря). Тысяча посещений дацана, в котором надо проходить по кругу, вращая множество священных барабанов, равноценна одному посещению тибетского центра буддизма – Лхасы.

  • Оценка 4.5 проголосовавших: 149
    ПОДЕЛИТЬСЯ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here