Елена флоровская молитва

Религиозное чтение: елена флоровская молитва в помощь нашим читателям.

Елена флоровская молитва

Память совершается: 23 марта/5 апреля – преставление (1834)

Избранная заветов отеческих хранительнице, святителя Задонскаго Тихона всеусердная послушнице, преподобная мати наша Елено, пение благодарственное тебе ныне приносим и усердно с любовию взываем:

Радуйся, мати наша Елено, богомудрия священное сокровище.

Ангельское житие стяжавши, ангельским ликом сопричтения сподобилася еси, богомудрая мати Елено, и ныне Престолу Божию предстоящи, моление теплое приносиши Богу и Создателю о всех, похвалами сицевыми тя ублажающих:

Радуйся, ангельскаго жития на земли явление;

Радуйся, ликов иноческих украшение.

Радуйся, постников и подвижников наставнице досточудная;

Радуйся, молитвы учительнице всеблаженная.

Радуйся, града Киева всемощное заступление;

Радуйся, земли нашея всечудное просвещение.

Радуйся, Воронежския страны преславное прозябение;

Радуйся, обители Флоровския богодарованное утешение.

Радуйся, мати наша Елено, богомудрия священное сокровище.

Видети возжелевши благая Иерусалима, и новаго небеси и земли чающи, в нихже правда живет, отринула еси суету мирскую и покаянием душу омывши, достигла еси Царствия Божия, идеже купно со ангельскими лики песнь приносиши Богу: Аллилуия.

Разум от страстей очистивши, в молитве возсияла еси, преподобная мати Елено, яко свеща пламенеющая и путь ко благочестию и заповедей Христовых исполнению всем освещающая, память твою благочестно совершающим и похвалы сицевыми тя ублажающим:

Радуйся, во тьме нечестия сияющая;

Радуйся, светом Небесным нас просвещающая.

Радуйся, огня геенскаго молитвами твоими нас исхищающая;

Радуйся, от пути греховнаго многих отвращающая.

Радуйся, кадило молитвы, присно благоухающее;

Радуйся, звездо светозарная, верныя озаряющая.

Радуйся, в Небесное Отечество путь нам указующая;

Радуйся, от искушений и соблазнов нас пречудно избавляющая.

Радуйся, мати наша Елено, богомудрия священное сокровище.

Силою Божественною, яже в немощи человеческой совершается, преоборола еси немощь естества, и страстей течение покаянием уставивши, сподобилася еси покоя достигнути вечнаго и взошла еси к Небесному Жениху твоему, песнь победную возглашающи: Аллилуия.

Имущи в сердце своем желание Господу последовати, отвергла еси ризы кожанныя, яже человеку грех сшиваше, и облеклася еси в светлость чина иноческаго, юже неврежденно соблюла еси, сего ради песньми сицевыми ублажаешися:

Радуйся, иноческаго жития взыскавшая;

Радуйся, искушения всемудренно отвергшая.

Радуйся, в ризу спасения всеславно облеченная;

Радуйся, доброделанием, яко венцем, всеславно украшенная.

Радуйся, вся красная мира сего во уметы вменившая;

Радуйся, добродетельми душу свою просветившая.

Радуйся, тесный путь жития монашескаго избравшая;

Радуйся, молитвою и подвиги своими страсти поправшая.

Радуйся, мати наша Елено, богомудрия священное сокровище.

Бурею страстей возмущаемое море попечений житейских неврежденно преплывши, мати преблаженная Елено, достигнути сподобилася еси необуреваемаго пристанища Христова, идеже песнь Господеви возсылается присно: Аллилуия.

Слышавши в сердце своем, о мати небомудренная, глас Христов, на подвиг тя призывающий, отринула еси суету мирскую и восприяла еси житие тесное, во обители Горняя ведущее, и сего ради ублажаешися похвалы сими:

Радуйся, благое иго Христово на рамена своя подъявшая;

Радуйся, в заповедех Господних безпорочно ходившая.

Радуйся, богоизбранное Духа Святаго жилище;

Радуйся, благодати Божественныя хранилище.

Радуйся, проповедание подвига монашескаго;

Радуйся, инокинь похвало всерадостная.

Радуйся, добродетельми светло украшенная;

Радуйся, венцем Небесным увязенная.

Радуйся, мати наша Елено, богомудрия священное сокровище.

Божиим велением последующи, отверглася еси суетныя воли человеческия и взыскала еси заповедей и оправданий Господних, ихже и нас научи творити, да с тобою Бога прославим, поюще: Аллилуия.

Видети возжелевши доброту краснейшаго паче сынов человеческих Жениха Небеснаго, плоть духови покорила еси и на брак Агнчий невозбранно взошла еси, темже пение слышиши от нас похвальное:

Радуйся, путем тесным в радость Господа вшедшая;

Радуйся, житие нестареемое обретшая.

Радуйся, светом Небесным осиянная;

Радуйся, Духом Божиим осененная.

Радуйся, невесто Христова всеблаженная;

Радуйся, наставница наша преподобная.

Радуйся, утешение нам присно низпосылающая;

Радуйся, благодатные дары от Господа подающая.

Радуйся, мати наша Елено, богомудрия священное сокровище.

Проповедует земля Киевская славу твою и обитель Флоровская возвещает миру всему память подвигов и деяний твоих, Елено богомудрая, ты бо в немощней плоти явила еси величие духа, страсти побеждающи и Господу усердно взывающи: Аллилуия.

Возсия память твоя всечестная, Елено богоблаженная, яко светоносное светило, концы земли нашея светом любомудрия и сиянием святости освещающи и вся побуждающи взывати тебе:

Радуйся, души наша благодатию Божиею просвещающая;

Радуйся, сердца наша питием благочестия напояющая.

Радуйся, Ангельскими лики прославляемая;

Радуйся, иноческими соборами воспеваемая.

Радуйся, подвижниками присно ублажаемая;

Радуйся, людьми православными непрестанно похваляемая.

Радуйся, от адския муки нас изымающая;

Радуйся, молитвами твоими райския врата нам отверзающая.

Радуйся, мати наша Елено, богомудрия священное сокровище.

Хотение всякое суемудренное побеждается молитвою твоею, мати наша Елено, возносиши бо непрестанно Богу и Спасу ходатайство немолчное о всех, память твою верно чтущих и купно с тобою песнь Троице воспевающих: Аллилуия.

Новая звезда светозарная, молитвою и любовию ко Христу сияющая, явилася еси, мати наша Богоблаженная Елено, сестрам обители Флоровския и всем людем православным, с верою и усердием чудотворным мощем твоим покланяющимся, от нихже благодать подаеши всем, пение сицевое воспевающим:

Радуйся, чудес Христовых всеславное явление;

Радуйся, обители Флоровския похвало и утверждение.

Радуйся, от падений греховных нас ограждающая;

Радуйся, на путь правды нас всемудре наставляющая.

Радуйся, любви Божия откровение;

Радуйся, Промысла Его всечудное совершение.

Радуйся, в молитве к Богу предстоящая;

Радуйся, о нас Христа непрестанно умоляющая.

Радуйся, мати наша Елено, богомудрия священное сокровище.

Странное чудо и недоуменное зрим о тебе, мати всечестная, благодать бо неоскудную подаеши всем, чудесы и знаменьми от бед заступаеши с любовию тя воспевающих и мощем твоим чудотворным кланяющихся, и Богу песнь хваления приносящих: Аллилуия.

Великих чудес всем еси подательнице, мати всечестная Елено, темже не остави и нас, в скорби, немощи и обстоянии молитвы тебе приносящих, и утешение от Господа подаждь предстательством твоим всем, тако глаголющим:

Радуйся, заступнице наша преславная;

Радуйся, молитвеннице о нас предивная.

Радуйся, чудес источниче неистощимый;

Радуйся, знамений кладезю неисчерпаемый.

Радуйся, сосуде, благодатию преисполненный;

Радуйся, ковчеже, дарами Духа всеукрашенный.

Радуйся, любовию своею всех нас объемлющая;

Радуйся, никогоже скорбящим оставляющая.

Радуйся, мати наша Елено, богомудрия священное сокровище.

Всякия скорби избави, болезнь душевную и телесную утоли, обстояние далече отжени и услыши нас, взывающих ко всеблагому Богу нашему и купно с тобою Имя Его всепетое прославляющих: Аллилуия.

Витии богопросвещеннаго и пастыря Христова, всеблаженнаго Тихона стопам последствующи и наставление того в сердце выну хранящи, сподобилася еси Небесный чертог унаследовати и купно со святителем Задонским Христу ходатайствовати о всех, тако глаголющих:

Радуйся, святителя Тихона ученице всеблаженная;

Радуйся, послушнице того всеусердная.

Радуйся, благословение его во смирении восприявшая;

Радуйся, наставления святителя добре сохраншая.

Радуйся, во гробе того погребения сподобльшаяся;

Радуйся, Небеснаго Отечества его молитвами достигшая.

Радуйся, купно с ним Престолу Божию предстоящая;

Радуйся, о молитвы тебе приносящих присно ходатайствующая.

Радуйся, мати наша Елено, богомудрия священное сокровище.

Спасение исходатайствуй всем и грехов прощение, и болезней исцеление, и скорбей ослабу подаждь нам, память твою верою совершающим и о тебе пение Богу благодарственное приносящим: Аллилуия.

Стена необоримая и покров священный граду Киеву явися предстательство твое, мати досточудная Елено. Молитвами бо твоими всякое зло отревается далече, верная же чада церковная во благочестии утверждаются и пение сицевое ти воспевают:

Радуйся, от всякия напасти избавление;

Радуйся, вражеския злобы посрамление.

Радуйся, всесветлое лести попрание;

Радуйся, всемощное ересей посрамление.

Радуйся, неверия грозная обличительнице;

Радуйся, милостей Божиих преславная раздаятельнице.

Радуйся, яко тобою от всякия немощи исцеляемся;

Радуйся, яко тобою благодатныя помощи сподобляемся.

Радуйся, мати наша Елено, богомудрия священное сокровище.

Пение всеумиленное и похвалы приносяще ти, мати преподобная, от жития твоего, аки от книги священныя, наставление всемудренное приемлем и, подвиги и труды твоя зряще, научаемся присно Богу взывати: Аллилуия.

Света дщерь и сокровище нетленное благодати явилася еси, мати преподобная, вся бо просвещаеши молитвою твоею и предстательством всемощным покрываеши, и ко Христу присно наставляеши нас, вопиющих ти:

Радуйся, трапезою Небесною насыщенная;

Радуйся, питием безсмертия напоенная.

Радуйся, яко предстательством твоим жизнь вечная обретается;

Радуйся, яко молитвами твоими вера истинная познавается.

Радуйся, звездо, всесветло пламенеющая;

Радуйся, к жизни нетленней путь указующая.

Радуйся, яко ходатайством твоим мир с Богом обретаем;

Радуйся, яко путем твоим к Небеси восходим.

Радуйся, мати наша Елено, богомудрия священное сокровище.

Благодать испроси, мати преподобная Елено, всем, подвиги твоя воспевающим и Богу, дивному во святых Своих, о тебе похвальная восписующим: Аллилуия.

Поюще во псалмех и песнех духовных Господа, похваляем подвиги и чудеса, явленныя тобою, мати наша Елено, и, всерадостно похвалы составляюще, ублажаем тя, небесную заступницу града и земли нашея, чудес источник неоскудеваемый и сосуд благодати божественныя, темже и глаголем:

Радуйся, основание благочестия непоколебимое;

Радуйся, утверждение православия необоримое.

Радуйся, ангельским житием просиявшая;

Радуйся, подвиги своими вся к доброделанию наставляющая.

Радуйся, от внезапныя напасти нас ограждающая;

Радуйся, к покаянию и освящению вся призывающая.

Радуйся, молитвы наша приемлющая;

Радуйся, дары Небесныя нам присно подающая.

Радуйся, мати наша Елено, богомудрия священное сокровище.

О всеблаженная мати Елено, Престолу Божию присно предстоящая и о обители твоей непрестанно ходатайствующая, пение наше немощное приими, и испроси нам от Господа неоскудевающую благодать, да твоим стопам последствующе, купно с тобою и с лики Небесными песнь Ему воспети возможем: Аллилуия.

О преподобная и преблаженная мати Елено, скорая наша помощница и заступница, и неусыпная о нас молитвенница! Предстояще ныне святей иконе твоей (или: святым мощем твоим) и на сию (или: сии) со умилением взирающе, яко живей тебе, сущей с нами молимся усердно: приими славословия и прошения наша и принеси их ко Престолу Божию, яко дерзновение многое к Нему имущая. Испроси притекающим к тебе и всем православным христианом вечное спасение и временное благоденствие, на вся же благая дела и начинания наша щедрое благословение и от всяких болезней, бед и нападений вражиих избавление. Ей, Богомудрая мати наша! Тебе, предстоящей Престолу Божию, ведомы суть нужды наша духовныя и житейския: призри на нас матерним оком и твоими молитвами всякое зло от нас отврати, паче же злых и богопротивных обычаев умножение. Утверди же во всех веры согласное ведение, взаимную любовь и единомыслие, да всем житием нашим славится всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, Единаго Бога, в Троице покланяемаго, Емуже честь и слава во веки веков. Аминь.

От юности нищету Христову возлюбивши / и крест скорбей и странствий восприимши, / славу и богатство нивочтоже вменила еси, / Богомудрая мати Елено, / моли Христа Бога // спастися душам нашим.

Наставленьми святителя Тихона просвещена, / лесть мира сего отринула еси, / преподобная мати Елено, / и, якоже некое сокровище, / гроб Задонскаго святителя сохраняла еси, / в немже и по преставлении упокоившися, / жизнь вечную наследовала еси, мати достоблаженная, / и точиши чудеса неоскудно, // память твою почитающим любовию.

Ублажаем тя, преподобная мати Елено, / и чтим святую память твою, / ты бо молиши о нас // Христа, Бога нашего.

Текст акафиста одобрен Литургико-богослужебной комиссией при Священном Синоду УПЦ 26.02.2010 г. и издан Флоровским монастырем.

Преподобная Елена Флоровская

Инокиня Елена, в миру Екатерина Алексеевна Бехтеева, родилась в 1756 г. в г. Задонске Воронежской губернии и происходила из богатой и знатной семьи.

Отцом ее был отставной генерал-майор Задонского уезда Алексей Димитриевич Бехтеев, который приходился родным братом Феодору Димитриевичу Бехтееву, приближенному к Императорскому Двору церемониймейстеру, первому учителю цесаревича Павла Петровича. Отец подвижницы состоял также в близком родстве и с Алексеем Ивановичем Бехтеевым, прапрадедом известного поэта русского зарубежья Сергея Бехтеева (его стихотворение “Молитва”, с посвящением великим княжнам Ольге Николаевне и Татьяне Николаевне, было найдено в числе немногих сохранившихся вещей царственных мучеников). Они были двоюродными братьями. Сын Алексея Ивановича, Никандр Бехтеев, принял монашество, сорок лет провел в Задонской обители и скончался в 1816 г. В последние годы земной жизни святителя Тихона Задонского Никандр Алексеевич входил в число наиболее близких и любимых его сотаинников. Вообще следует сказать, что семья Бехтеевых была очень дружна со святителем Тихоном, который часто бывал и даже жил у них в имении. Как вспоминает келейник святителя Василий Иванович Чеботарев, “село это расстоянием в 15 верстах от Задонска, господ Бехтеевых; там был и господский дом; господа же сами там не жили. Временем он (свт. Тихон) отъезжал туда и жил тамо месяца по два и более…” (Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонскаго. Т.V. Записки о святителе Тихоне. С. 9). Дружба с великим святым, Российским Златоустом, оказала благотворное влияние не только на членов семьи Бехтеевых, но и на их далеких потомков.

Благочестие семейное, без сомнения, передалось и юной Екатерине Бехтеевой. Следуя призванию Господа Иисуса Христа, отрекшись всех благ, наслаждений и сует житейских, оставя родителей, дом, богатство и почести, она на 18-м году жизни тайно ушла в Воронеж и там в 1774 г. поступила в Покровский женский монастырь. Опечаленные родители стали ее разыскивать, и, наконец, после долгих поисков, отец узнал, что она находится в Воронежском монастыре. Отправившись в Воронеж, он обратился в монастырь с требованием возвратить дочь. Сочувствуя Екатерине и видя в ней душу, истинно посвятившую себя служению Христу и готовую ради Него нести тяжкий монашеский крест с его горестями и страданиями, настоятельница уговорила Алексея Димитриевича не противиться выбору дочери.

Согласно изданным еще в 1890 г. “Воспоминаниям об инокине Елене”, подвижнический путь ее был сопряжен со многими скорбями, испытаниями и гонениями. Оставшись в монастыре, Екатерина взяла к себе на воспитание сироту из знатной, но бедной фамилии и посвятила себя посту и молитвам. Скоро о подвижнической жизни молодой послушницы стало известно в городе, и ее начали посещать многие, чтобы получить духовные наставления. Это вызвало неудовольствие игуменьи, которая восстала на нее и всеми мерами старалась удалить из монастыря. Все отвернулись от опальной инокини, даже бывшая ее воспитанница, о которой она так много заботилась, сделалась ее врагом.В скорби Елена обратилась с молитвой ко Христу и угоднику его святому Тихону Задонскому, восклицая: “С кем я теперь остаюсь, когда у меня отняли все!”. Долго так проплакав, она в изнеможении заснула крепким сном, и ей во сне явился святитель, который сказал: “Ты жалела, что у тебя отнято все. Знай, что я тебя за твою потерю вознагражу утешением, которого не ожидаешь”. Утешительницей и другом Елены, вместо бывшей ее воспитанницы, стала послушница того же монастыря Елизавета Придорогина (в иночестве Евгения), дочь именитого воронежского гражданина. Вдвоем они решили отправиться в Киев, надеясь поступить там в монастырь. По прибытии в Киев они сняли в отдалении от города убогий угол и ежедневно посещали святую Лаврскую обитель, изливая свое горе в теплых молитвах пред Печерскими чудотворцами. Здесь они нашли себе и земного покровителя в лице иеромонаха Лаврской обители Антония (Смирницкого), впоследствии наместника Лавры, а затем Воронежского епископа, прославленного в сонме святых определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 24 июня 2008 г. (см. ЦПГ № 12–13 за 2008 год). Узнав об их злоключениях, о. Антоний помог им поступить в Киевский Флоровский монастырь. Спустя некоторое время в монастыре произошел страшный пожар. Монастырь сгорел, а с ним и келья, купленная Еленой и Евгенией. Снова их положение стало весьма трудным. Казалось, рухнула последняя надежда устроиться в обители. Приняв несчастье как волю Божию, они решили вернуться в Воронеж, поскольку разнеслась молва, что сгоревший монастырь не будет восстановлен.

Придя в Воронеж и начав хлопоты о принятии в прежнюю свою обитель, они вдруг получили из Киева извещение о восстановлении Флоровского монастыря после пожара и приглашение на поступление в него. Обрадованные этой вестью, они немедленно отправились в Киев. Труден был их путь. Им пришлось терпеть и голод, и нужду, и всякие лишения, пока добрались до города. По прибытии они были тотчас приняты во Флоровский монастырь, где прожили некоторое время, пока их не постигло новое несчастье. Келья их опять сгорела, и им было приказано удалиться из монастыря.

  • Показать всю страницу
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать
  • 670 просмотров

Актуальные статьи

Облако меток

Вход на сайт

© Православный Донбасс 2013 – 2015 Написать администратору

Св. преподобная Елена Флоровская

Православие.Ру сообщает, что 6 октября предстоятель Украинской Православной Церкви митрополит Владимир в главном храме Вознесенской Флоровской женской обители Киева совершил Божественную литургию, после которой состоялся чин прославления в лике местночтимых святых инокини Елены (Бахтеевой). В конце чина прославления под пение тропаря, кондака и величания преподобной Елене из алтаря было вынесено иконописное изображение преподобной, которым митрополит Владимир благословил паству. Архипастырь, духовенство и паства поклонились нетленным мощам преподобной, рака с которыми установлена в храме. День памяти преподобной Елены Флоровской – 23 марта / 5 апреля.

В июле 2009 года Священный Синод Украинской Православной Церкви причислил к лику местночтимых святых инокиню древнего киевского Флоровского монастыря Елену (Бахтееву; † 1834), могила которой более полутораста лет пользовалась особым почитанием. Житие подвижницы, и устное, и письменное, было хорошо известно как в Малороссии, так и далеко за ее пределами. И говорили о ней как о святой Елене, хранительнице Киева, «почивающей в гробе святителя Тихона Задонского».

Смиренный святитель Тихон, несмотря на высокий сан, строго хранил монашеские обеты нищеты и бессребреничества и, как свидетельствует предание, задолго до кончины заказал себе простой деревянный гроб, который хранил в своей келье, а по ночам в молитвах проливал над ним покаянные слезы и часто ложился во гроб для отдыха и короткого сна. Он завещал братии похоронить его в этом гробу. И братия умиленно отговаривала святителя, возражая, что «не подобает архиерею почивать в такой убогой домовине». Но старец отвечал: «Коль не положите меня в этом гробу, то пред Престолом Божиим я буду судиться с вами». И братия исполнила обет старца. Но когда по обряду облекли умершего иерарха в святительские облачения, то гроб оказался тесен, и пришлось по воле Господней положить святителя Тихона в подобающий его сану гроб.

Когда после сорокового дня после кончины праведника братия стала раздавать бедному люду имущество почившего, инокиня Елена попросила гроб святителя. Как говорит житие праведницы, «получив гроб святителя Тихона Задонского, всегда скорбела и плакала над ним, считая себя недостойною, сбросив жизненные оковы, покоиться в нем».

Как свидетельствуют краткие «Воспоминания об инокине Елене, почивающей в гробе святителя Тихона Задонского в Киево-Флоровском монастыре», изданные небольшой книжицей в Киеве в 1860 году, преподобная Елена (в миру Екатерина Бахтеева) родилась в 1756 году в Задонске Воронежской губернии; она «происходила из богатой и знатной фамилии» генерала Бахтеева. В 18-летнем возрасте, «отрекшись всех благ, наслаждений, сует житейских, оставив родителей, богатство, почести», тайно покинула отчий дом и направилась в Воронежский женский монастырь, «посвятив себя вечному служению Господу». Житие умалчивает о том, как отнеслась генеральская семья к уходу молодой наследницы и богатой невесты Кати Бахтеевой, получившей блестящее образование. Известно лишь, что отец долго разыскивал беглянку, пока наконец не получил известия о том, что она тайно подвизается в Воронежской женской обители. Приехав лично к игуменье, он долго беседовал с ней, требуя сначала весьма категорично отпустить его дочь, чтобы возвратить ее в отчий дом, но затем смягчился; он, будучи сам глубоко верующим человеком, «примирился с ее жребием и призванием и, благословив ее, отправился в Задонск».

Удивительное совпадение: Екатерина Бахтеева была современницей преподобного Серафима Саровского (в миру Прохор Мошнин), родившись всего тремя годами раньше будущего всероссийского светильника. 18-летняя Екатерина в 1774 году поступает в Воронежскую обитель, а 19-летний Прохор Мошнин в 1778 году – в Саровскую пустынь.

Символично также, что духовные пути преподобных Елены и Серафима пересекаются с Флоровским киевским монастырем: юному подвижнику там было указано на преподобного Досифея из Китаевской пустыни, который и благословил юношу идти в Саров. А инокиня Елена поступит во Флоровскую обитель несколько позже, после полосы жизненных скорбей и гонений, и проведет там десятилетия подвижнического труда. Характерно также, что и основательница Дивеевской обители Агафья Семеновна Мельгунова приняла здесь постриг с именем Александры, но повелением Матери Божией была направлена в Саровский край для основания там великого и славного монастыря.

Флоровский монастырь вообще славился подвижниками благочестия.

В XVII–XVIII веках в нем принимали постриг женщины, принадлежавшие преимущественно к высшему кругу, поэтому, как пишет историк К. Щероцкий, большинство его насельниц были людьми духовно и светски образованными. Здесь подвизались игумении Каллисфения (княжна Милославская), Августа (графиня Апраксина), Пульхерия (княгиня Шаховская). Во Флоровском монастыре приняла постриг с именем Нектарии княгиня Н.Б. Долгорукова, дочь сподвижника Петра I фельдмаршала графа Б.П. Шереметьева и вдова казненного во времена Бироновских гонений князя И.А. Долгорукова. Значительный след в истории Русской Церкви оставили игумения Смарагда (Норова, 1800–1832), написавшая очень популярную в свое время в России книгу «Благоговейные христианские размышления», и игумения Парфения (Адабаш, 1865–1881) – духовная дочь преподобного Парфения Киевского, автор замечательных духовных стихов и составитель службы Кириллу и Мефодию, одобренной Святейшим Синодом. Характерна и такая деталь: великая княгиня Александра Петровна (в постриге Анастасия), основательница Киево-Покровского женского монастыря, в качестве игумении для своей новой обители пригласила насельницу Флоровского монастыря инокиню Каллисфению.

Вот что сообщают нам житийные материалы об инокине Елене. «Ведя себя с самого своего поступления в Воронежский монастырь смиренно и кротко, она была уважаема всеми, знавшими ее в миру. Ее начали многие посещать для получения наставлений на узкой тропинке жизни, полной тревог и волнений. Но самолюбие и зависть человеческие нередко доходят до крайних пределов, преследуя избранных Божиих. Так случилось и с инокиней Еленой. Бывшая тогда игумения Воронежского монастыря возымела ненависть к инокине Елене за то, что люди прежде посещали не ее, игумению, а ее подчиненную. Вследствие этого она старалась всеми мерами удалить Елену из монастыря, для чего она письмами стала клеветать на нее пред бывшим тогда в Петербурге Воронежским архиереем, будто Елена развращает послушниц и злоупотребляет монастырскими уставами, и просила об удалении ее из монастыря с лишением монашеского звания».

Следует отметить, что скорбные страницы в подвижнической жизни святых во многом схожи по своим сценариям, автор которых всегда один – враг рода человеческого. Зависть была главной причиной гонений и неприязни братии и самого архиерея и к Серафиму Саровскому, да и примеры из древних патериков свидетельствуют о том же: духоносные старцы и старицы покидали обители добровольно «ради мира и любви». А если и подвергались лишениям, то все это в итоге лишь способствовало их большему духовному росту и прославлению. Так было и с инокиней Еленой. После слезных молитв и печали в легком сне явился ей святитель Тихон Задонский и сказал: «Ты жалела, что у тебя отнято все. Знай, что я тебя за твою потерю вознагражу утешением, которого не ожидаешь». Промысл Божий приводит изгнанную подвижницу в святой град Киев, где она снимает на краю города «убогий уголок» и «ежедневно для облегчения своей удрученной души» посещает Киево-Печерскую лавру, старцы которой вскоре посоветовали ей поселиться во Флоровском монастыре. Быть принятым в обитель в то время было не так просто. Как известно, требовались определенные денежные взносы, покупка кельи. Средства у Елены были от отца, а вот свободной кельи во Флоровском монастыре не было. Но тут флоровская старица из семьи дворян Онучиных получает назначение в Москву «для принятия сана игуменского», и Елена покупает ее келью.

Далее житийное повествование рассказывает о новых испытаниях подвижницы. Во Флоровском монастыре случился пожар, уничтожив обитель дотла. Елена возвращается в Воронеж и, не найдя места, узнает о восстановлении Флоровской обители. О ее возвращении ходатайствует перед Киевским митрополитом Серапионом богатый воронежский купец (отец Елены к тому времени скончался). Обретя наконец покой, она еще 20 лет в молитвах и трудах угождала Богу.

Духовный авторитет инокини был настолько велик, что к ней приезжали за словами утешений, советов и с просьбами святых молитв паломники из разных уголков России. По молитвам подвижницы происходило множество чудес.

Но пришел и час кончины инокини Елены. «Весною 1834 года, в половине марта месяца, она заболела, – сообщает биограф. – Но болезнью она не смутилась, душою не скорбела, а бодрствовала, наподобие счастливого путешественника, знающего, что, прибыв на родину, он встретит там нежный привет и ласку… Трудно описать, с какою величайшею радостью и трепетом она произносила слова предпричастной молитвы: ”Верую, Господи!” На вопрос не отходившей от нее ни на минуту инокини Евгении (с которой она вместе приехала из Воронежа), почему она с таким особенным чувством возглашала ”Верую, Господи!”, Елена ответила, что видела святую чашу с тайнами, окруженную небесным сиянием.

Простившись потом со всеми окружающими, марта 23-го дня 1834 года Елена с миром отошла ко Господу, будучи положена во гроб святителя Тихона Задонского, согласно последней воле ее».

Во Флоровском сегодня

Автору этих строк довелось по Промыслу Божиему посетить Флоровский монастырь на следующее утро после ночного обретения мощей подвижницы. Как принято, обретение мощей угодников Божиих совершается по благословению правящего архиерея (для киевских монастырей – митрополита Владимира) и, как правило, в ночное время, оповещается при этом очень узкий круг людей, имеющих непосредственное отношение к раскопкам. Поэтому киевляне не знали о происходящем во Флоровском монастыре в ночь на 17 августа этого года. Мне же пришлось проведывать в обители одну знакомую матушку-художницу, с которой меня связывала многолетняя духовная дружба. И она рассказала мне подробности. Регент левого хора монахиня Флора, инициатор прославления преподобной Елены, дополнила рассказ деталями и фактами.

Мы сидели втроем в тени вьющихся роз в монастырской беседке. От своей знакомой я узнал, что матушка Флора чудом осталась жива после страшной автокатастрофы и верит, что спасла ее именно инокиня Елена. Она стала в обители собирать по крупицам сведения о жизни подвижницы, записывать современные чудеса, совершающиеся в наши дни у могилы подвижницы по ее молитвам. Примеров – несть числа! Киевляне и паломники с утра до вечера посещали почитаемую могилу с чугунной плитой, и слава о святой Елене с каждым годом ширилась, особенно после 1991 года, когда Церковь обрела новые широкие полномочия и была снята всякая цензура на посещение храмов и святынь. А вера в чудесную помощь Божию стала восприниматься как объективная реальность.

Другой почитатель матушки Елены – архимандрит Виктор, настоятель Ильинского храма г. Одессы – также принимал непосредственное участие в обретении мощей. Будучи к тому же членом синодальной комиссии по канонизации, он всю жизнь молитвенно обращался к инокине Елене, веря, что она будет официально прославлена Церковью. И Господь сподобил монаха по вере его возглавлять по благословению митрополита Владимира работы по обретению мощей, облачению их и установлению раки в храме.

В полночь начали раскопки. Копали долго и осторожно. Открыли склеп, в котором… останков не оказалось. Отец Виктор с братией в отчаянии хотел уж опустить руки – не благословил Господь найти мощи. Неужели наша вера будет посрамлена?! – говорил он сам себе. Но вот лопата натолкнулась на стенку из желтого кирпича. Это был другой склеп! Когда вынули первый кирпич, к удивлению всех присутствующих, оттуда выпорхнула белая бабочка и долго летала над раскрытой могилой. Мощи были обретены!

«Благодать была неописуемая!» – рассказывала монахиня Флора. Сестры пели «Святый Боже!», а потом непроизвольно запели Пасхальный канон.

Это было правдой. Я сам, грешный, не ведая о случившемся, почувствовал в монастыре нечто возвышенное и благодатное. При внешнем размеренном ритме монастырской жизни в обители была разлита благодатная радостность. Мы подошли к могиле. Двое сестер продавали свечи и буклеты с описанием жития уже прославленной инокини Елены. Чугунная плита, 175 лет укрывавшая гроб святителя Тихона Задонского с телом преподобной Елены, ныне стояла вертикально у стены. Древняя надпись гласила: «Здесь положено тело рабы Божией монахини Елены Алексеевны, рожденной генеральской дочери Бахтеевой. Жития ея было 78 лет, а в монастыре прожила 60 лет. Скончалася в 1834 году марта 23-го. Положена во гроб святителя Тихона Задонского, который сохранялся у нея 50 лет. Господи, упокой ея душу с праведными».

6 октября этого года митрополит Владимир возглавил литургию и торжества, посвященные обретению мощей преподобной Елены, которые отныне хранятся в раке главного Флоровского храма, куда ежедневно притекают сотни киевлян и паломников.

Оценка 4.5 проголосовавших: 149
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here