Ханукальная молитва на зажигание свечей

Религиозное чтение: ханукальная молитва на зажигание свечей в помощь нашим читателям.

K I F A .kz

сидур онлайн для начинающих

Иврит для начинающих t.me/kifakz

Маленький сынишка научился считать,

и теперь папе приходится делить пельмени поровну.

Зажигание ханукальных свечей – сборник еврейских молитв на иврите

Каждый вечер праздника Хануки произносят перед зажиганием первой свечи:

Барух Ата А-донай Элоэну Мэлэх аолам

Благословен Ты, Г-сподь, наш Б-г, Царь вселенной,

ашэр кидешану бемиц-вотав вецивану леадлик нэр Ханука.

освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать ханукальный светильник.

После этого благословения тут же произносят второе:

Барух Ата А-донай Элоэну Мэлэх аолам

Благословен Ты, Г-сподь, наш Б-г, Царь вселенной,

шэаса нисим лаавотэну баямим аэм баземан азэ.

явивший чудеса нашим отцам в их дни, в это время.

Следующее благословение произносят только в первый вечер Хануки:

Барух Ата А-донай Элоэну Мэлэх аолам

Благословен Ты, Г-сподь, наш Б-г, Царь вселенной,

шээхэяну векийеману веигиану лаземан азэ.

Который даровал нам жизнь и дал нам просуществовать и дожить до этого времени.

Анерот алалу ану мадликин аль анисим веаль анифлаот веаль атешуот веаль амилхамот

Эти свечи мы зажигаем в честь чудес, спасений, знамений и войн,

шэасита лааво-тэну баямим аэм баземан азэ, аль йедэй коанэха акедошим,

которые Ты явил нашим предкам в их дни в это время через Своих посвященных коэнов.

вехоль мицват шемонат йемэй Ханука анэрот алалу кодэш эм, веэн лану решут леиштамэш баэм

Заповедь восьми дней Хануки: эти свечи – святыня, и нет у нас права пользоваться ими,

эла лиротам билвад кедэй леодот улеалель лешимха агадоль аль нисэха веаль нифлеотэха веаль йешуатэха.

а только смотреть на них, чтобы благодарить и прославлять Твое великое Имя за Твои чудеса, знамения и спасения.

После зажигания ханукальных огней принято читать:

Маоз цур йешуати, леха наэ лешабэах,

Крепость, опора, мое спасение, только Тебя следует хвалить.

тикон бэт тефилати,

Приготовь Храм моей молитвы,

вешам тода незабэах,

чтобы мы принесли в нем жертву благодарности.

леэт тахин матбэах, мицар аменабэах,

Когда Ты приготовишь жертвенник – в благодарность за спасение от врага

аз эгмор бешир мизмор ханукат амизбэах.

я исполню песню радости “Освящение жертвенника”.

Раот савеа нафши,

Моя душа сыта от бед,

беягон кохи кила,

от скорби иссякла моя сила,

хаяй мареру бекуши,

моя жизнь стала горькой

бешибуд малхут эгла,

из-за трудов в царстве тельца.

Но сильной рукой вывел Он избранных,

оци эт асегула, хэль Паро вехоль заро яреду хеэвэн бимцула.

а войско фараона со всем его потомством, как камень, потонуло в пучине.

Девир кодшо эвиани,

Ввел Он меня в Свое Святилище,

вегам шам ло шакатти,

но и там я не обрел покоя:

ува ногэс веиглани,

пришел покоритель и изгнал меня,

ки зарим авадти, вейэйн рааль масарти,

ибо я служил чужакам и возливал им запрещенное вино.

Но недолгими были мои странствия,

кэц Бавэль Зерубавэль лекэц шивим ношати.

настал конец Вавилону с приходом Зерубавеля: на исходе семидесяти лет я был спасен.

Керот комат берош бикэш,

Срубить стройный кипарис задумал

Агаги бэн Амедата,

потомок Агага сына Амдаты,

венията ло лефах улмокэш,

но сам попал в западню и засаду.

Уничтожена его гордыня,

рош йемини нисэта,

ибо вознес Ты Своего любимца,

веойэв шемо махита,

стерев имя его врага,

ров банав векиньянав аль аэц талита.

большинство детей которого вместе с подвижниками были повешены Тобой на дереве.

Йеваним никбецу алай,

Собрались против меня греки

азай бимэй Хашманим,

в дни Хашманеев и пробили стены моих башен,

уфарецу хомот мигдалай,

осквернив храмовое масло.

ветимеу коль ашеманим,

Но с остатками, что были в кувшинах,

уминотар канканим наасэ нэс лашошаним,

свершилось чудо для тех, кто уподоблен лилиям.

бнэй вина йемэй шемона кавеу шир урнаним.

Сыновья разума постановили восемь этих дней проводить в песнях и радости.

Хасоф зероа кодшэха,

Обнаружь семя Своей святости

векарэв кэц айшуа,

приблизь конец спасения.

асэ на лемаан шемэха,

Сделай это, пожалуйста, ради Своего святого Имени

лийот лану тешуа,

чтобы стать нам спасением.

ки ареха лану ашаа,

Ибо слишком далек от нас час избавления,

веэн кэц лимэй араа,

и не видно конца дням лишений.

дехэ адмон бецэль цалмон акэм лану роэ шива.

Отодвинь Красного подальше в тень. Восстанови нам наших семерых пастырей.

Если текст мелкий, нажми Ctrl и крути колесо на мышке. Или Ctrl +

ПОРЯДОК ЗАЖИГАНИЯ ХАНУКАЛЬНЫХ СВЕТИЛЬНИКОВ

В первый ханукальный вечер зажигают одну свечу, во второй – две, и так далее, пока в восьмой вечер загорятся восемь огней. Ханукальные свечи зажигаются от особой свечи, называемой «шамаш» («слуга»). Эта свеча необходима не только, чтобы не зажигать один огонёк от другого, но и для освещения, так как светом ханукальных свечей нельзя пользоваться для будничных целей.

В Хануку используется специальный светильник, «ханукия», с восемью гнёздами для основных свечей, расположенными в один ряд и на одной высоте, за исключением шамаша .

Те, кто хотят выполнить заповедь особо великолепно берут по ханукие для каждого члена семьи. Самый лучший способ исполнения заповеди – зажигать светильник, заправленный оливковым маслом, ведь ханукальное чудо произошло именно с кувшинчиком оливкового масла. Однако чаще всего сейчас используются именно свечи.

Время зажигания ханукальных свечей – начало ночи, можно зажигать и после захода солнца с наступлением сумерек. Если ханукию не зажгли в самом начале ночи, то можно сделать это до тех пор, пока в городе не легли спать, ибо видя ханукальные огни, люди принимают участие в прославлении чуда. Если зажечь ханукию ещё позже, то это надо делать уже без благословений.

Ханукию ставят на такое место, где её все могут увидеть, ибо главный смысл заповеди – распространение знания о чуде, совершённом Всевышним.

Каждый из огней должен гореть не менее получаса. Запрещено пользоваться их светом для какой-либо другой цели, и потому прежде, чем их зажечь, запрещено приниматься за что-нибудь другое.

3. Произносят БЛАГОСЛОВЕНИЯ ПЕРЕД ЗАЖИГАНИЕМ СВЕЧЕЙ.

В первую ночь зажигают крайний справа светильник и произносят три благословения.

Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать ханукальные свечи.

Барух Ата Адо-най Эло-эйну Мэлэх Аолам Ашер Кидешану Бэмицвотав Вэцивану Лэадлик Нэйр Ханука.

Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка Вселенной, сотворивший чудеса для наших отцов в те дни, в это же время.

Барух Ата Адо-най Эло-эйну Мэлэх Аолам Шеаса Нисим Лаавотейну Байамим Аэйм Бизман Азэ.

произносится только при первом в этом году зажигании

Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка Вселенной, давший нам жизнь, поддержавший нас и давший дожить нам до этого времени.

Барух Ата Адо-най Эло-эйну Мэлэх Аолам Шеэхейану Вэкийману Вэигиану Лизман Азэ.

В следующие семь вечеров произносят только первые два благословения.

Но если по какой-либо причине в первый вечер светильник не был зажжён, то, когда это делают впервые, произносят все три благословения.

Каждый вечер свечи устанавливают справа налево, а зажигают огни слева направо.

После наступления темноты произнесите благословения 1 , 2 & 3 и зажгите одну свечу меноры.

Сегодня вторая ночь Хануки

После наступления темноты произнесите благословения 1 & 2 и зажгите две свечи меноры.

Сегодня третья ночь Хануки

После наступления темноты произнесите благословения 1 & 2 и зажгите три свечи меноры.

Сегодня четвертая ночь Хануки

До захода солнца произнесите благословления 1 & 2 и зажгите четыре свечи меноры.

Сегодня пятая ночь Хануки

После наступления темноты произнесите благословения 1 & 2 и зажгите пять свечей меноры.

Сегодня шестая ночь Хануки

После наступления темноты произнесите благословения 1 & 2 и зажгите шесть свечей меноры. Ханукальные свечи зажигаются перед субботними, см. благословение 4 .

Сегодня седьмая ночь Хануки

После наступления темноты произнесите благословения 1 & 2 и зажгите семь свечей меноры. Ханукальные свечи зажигают после окончания Шаббата.

Сегодня восьмая ночь Хануки

После наступления темноты произнесите благословения 1 & 2 и зажгите восемь свечей меноры.

В пятницу ханукальные свечи зажигают перед субботними свечами. В этот вечер можно взять свечи большего размера, чтобы огонь в ханукие горел, по крайней мере, ещё полчаса после наступления ночи.

произносится только в пятницу

Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать свечи святой Субботы.

Барух Ата Адо-най Эло-эйну Мэлэх Аолам Ашер Кидешану Бэмицвотав Вэцивану Лэадлик Нэйр шель Шаббат Кодеш.

КАК ЗАЖИГАЮТ ХАНУКАЛЬНЫЙ СВЕТИЛЬНИК

По обычаю, ханукальные свечи зажигают все мужчины и мальчики.

Мужчины не должны смотреть на пламя горящих свечей, а женщинам, наоборот, очень рекомендуется смотреть на их пламя и читать "Теилим" (ПСАЛМЫ).

Распространён обычай, согласно которому женщины не выполняют никаких работ в первые 30 минут после зажигания свечей.

Р.Лау И.-М. Практика иудаизма в свете Устной Торы. – Иерусалим: Модан.

Порядок зажигания ханукальных свечей

(Из книги о Хануке издательства “Маханаим”)

Законы свечей Хануки исходят из принципа пирсум hа-нес – “максимального прославления чуда”. Подсвечник помещают слева перед входом в дом, или же внутри квартиры, на подоконнике, близком к улице, или слева от входа в комнату, или в другом месте, где их видит наибольшее число людей. И все эти обычаи установлены для “прославления чуда”.

Время зажигания свечей Хануки – сразу же по выходе звезд, но если не удалось зажечь сразу, можно зажигать в течение всей ночи. Однако если зажигание происходит очень поздно, когда все домашние спят и уже не может быть “прославления чуда”, то тогда зажигают, но не произносят благословения. Если же прошла вся ночь, а свечи не были зажжены, то никакого специального возмещения не делают, а просто зажигают на следующий день, как все остальные. За полчаса до времени зажигания свечей не едят и не пьют вина. Даже Тору запрещено учить, если это задерживает зажигание свечей Хануки. Сразу же по выходе звезд надо прочесть вечернюю молитву и зажечь свечи. В Иерусалиме принято зажигать свечи Хануки с заходом солнца, до вечерней молитвы.

Свечи должны гореть не менее получаса после выхода звезд, только тогда заповедь считается исполненной. Лучше всего использовать на Хануку светильник, в котором горит оливковое масло, но если его нет, то подходят все виды масла или обычные свечи. Если зажгли светильник, масла в котором не хватило на полчаса, то заповедь не считается выполненной, даже если добавить масла во время горения. В этом случае надо потушить и зажечь во второй раз.

Свечи должны гореть в ряд на одинаковой высоте. Необходимо также, чтобы было достаточное расстояние между свечами, чтобы пламя одной свечи не смешивалось с пламенем другой и не растапливало соседнюю свечу. Каждый день устанавливают все восемь свечей, но в первый день зажигают одну свечу, во второй – две и т.д. до восьми. Порядок зажигания таков:

1-й день: 00000001

2-й день: 00000012

3-й день: 00000123

4-й день: 00001234

5-й день: 00012345

6-й день: 00123456

7-й день: 01234567

8-й день: 12345678

Обозначения: “0” – в данный день эта свеча остается незажженной. “1, 2. ” – порядок зажигания свечей на каждый день. Каждый день начинают зажигать именно с той свечи, которая добавляется. И эта свеча особенно важна, ибо она – знак того усиления чуда, которое произошло именно в этот день.

Свечи Хануки – символ Меноры; и так же как Менора в помещении Храма служила источником не физического а духовного света, который Храм давал миру (подробнее см. далее в разделе “Философия Хануки”), так и ныне свечи Хануки предназначены не для освещения комнаты, а для связи с Богом через исполнение Его заповедей. Это назначение свечей Хануки подчеркивается обычаем устанавливать нер шамаш – дополнительную “рабочую свечу”, как бы говоря этим: шамаш – для освещения комнаты, а свечи Хануки – для духовного света. Шамаш зажигают первым, от него зажигают все полагающиеся на этот день свечи Хануки, а затем шамаш устанавливают отдельно, не в ряду со свечами Хануки. При зажигании свечей все домашние собираются вместе для большего “прославления чуда”.

Перед зажиганием говорят три благословения.

Барух Ата Адонай Элоhейну, Мелех hа-Олам, Ашер кидшану бе-мицвотав ве-цивану леhадлик нер Ханука.

Барух Ата Адонай Элоhейну, Мелех hа-Олам, ше-аса нисим ле-авотейну бе-ямим hа-hем ба-зман hа-зе.

Барух Ата Адонай Элоhейну, Мелех hа-Олам, ше-hехейану ве-кийману бе-hигийану ла-зман hа-зе.

Первые два благословения читают во все дни Хануки, а третье – только в первый день, один раз за всю Хануку (если первый день был пропущен, то читают его в тот день, с которого начинают зажигать свечи).

После зажигания свечей читают небольшой текст из Талмуда (Трактат Софрим, гл. 2) – “hа-нерот hа-лалу”:

hа-нерот hа-лалу анахну мадликим ал-hа-нисим ве-ал-hа-нифлаот ве-ал-hа-тешуот ве-ал-hа-милхамот, ше асита ла-авотейну ба-йамим hа-hем ба-зман hа-зе, ал-ядей коhанеха hа-кдошим. Ве-коль шмонат йамей Ханука hа-нерот hа-лалу кодеш hем, ве-эйн лану решут леhиштамеш ба-hем, эла лир’отам билвад, кдей леhодот ве-леhалель ле-шимха hа-гадоль ал-нисеха ве-ал-нифлеотеха ве-ал-йшуатеха.

После этого поют или читают пиют (религиозный гимн) “Маоз цур йешуати”, рассказывающий историю наших изгнаний и спасение, приходившее от Всевышнего.

Твердыня, оплот спасения моего, Тебя подобает восхвалять.

Когда Ты уготовишь гибель врагу-хулителю,

Бедами насытилась моя душа, в печали иссякла сила моя;

В Свой священный храм Он привел меня,

Отсечь вершину кедра возжелал Аман,

Греки собрались против меня

Открой Руку святую Свою и приблизь окончательное спасение. Отмсти местью за рабов Твоих народу злодейскому, ибо тянется время, но нет конца дням несчастья. Оттолкни смертную тень, несомую Эсавом (Римом) и поставь (нам в защиту) семь пастырей.

После того, как свечи прогорели полчаса, их можно потушить и снова зажечь на следующий день. Если свеча погасла, не прогорев установленного времени, то ее следует зажечь вновь без благословения. Ни для чего иного свечи, фитили и масло использовать нельзя, поэтому принято в последний день Хануки давать свечам догореть до конца. Все время, пока свеча Хануки горит, даже после того, как прошло полчаса, запрещено пользоваться ее светом, а также запрещено сдвигать ее с места; надо сначала погасить ее, а лишь потом двигать.

В вечер наступления Субботы зажигают сначала свечи Хануки, а затем свечи Субботы, при этом берут более длинные свечи, чтобы они горели не менее получаса после выхода звезд (а зажигать их надо до захода, т.к. начинается Суббота).

На исходе Субботы сначала делают hавдалу (ритуал окончания Субботы), а затем зажигают свечи Хануки.

Свечи Хануки зажигают и дома, и в синагоге, и во всяком месте, в котором люди постоянно собираются, и все это для большего “прославления чуда”.

Благословения ханукальных свечей

Благословения

1. Борух Ато Адой-ной Элой-эйну Мэлэх Оойлом Ашер Кидешону Бэмицвойсов Вэцивону Лэадлик Нэйр Хануко.

2. Борух Ато Адой-ной Элой-эйну Мэлэх Оойлом Шеосо Нисим Лаавойсейну Байомим Оэйм Бизман Азэ.

3. Борух Ато Адой-ной Элой-эйну Мэлэх Оойлом Шеэхейону Вэкиймону Вэигиону Лизман Азэ.

1. Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать ханукальный огонь.

2. Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка Вселенной, сотворивший чудеса для наших отцов в те дни, в это же время.

3. Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка Вселенной, давший нам жизнь, поддержавший нас и давший дожить нам до этого времени.

не путайте людей, пишите транслитирацию, соответсвующую ивритскому произношению. С праздником! Reply

Спасибо за транслитерацию Reply

Спасибо большое за транслитерацию и с праздником всех 🎉🕎 Reply

Законы Хануки — Зажигание ханукальных свечей

Введение в законы Хануки

Мы вновь приближаемся к 25-му Кислева – началу праздника Ханука. Вновь, как и около 2150 лет назад, перед нами стоит важная задача – победить в войне с Яваном, с греческой тьмой. Ноах дал благословение своему сыну Йефету: яфт Элоким ле-Йефет – «Всевышний сделает прекрасное Йефету». Потомки Йефета – греки – должны нести красоту, а мидраш называет греческое царство тьмой. Может быть, это не та Греция, подобно тому, как современные греки не имеют ничего общего с теми, что были тогда? А иначе как объяснить противоречие между прекрасным, красотой, возрождением – с одной стороны, и тьмой – с другой?

В эпоху Второго Храма, примерно 2350 лет назад, греческая династия, правившая на развалинах империи Александра Македонского, царствовала на Земле Израиля. Вначале отношение греческих властей к жителям Иудеи было довольно лояльным, но постепенно, помимо денежных налогов, началось вторжение в духовную и социальную жизнь иудеев. Официальным постановлением было запрещено изучать Тору, соблюдать Шаббат, освящать месяц (устанавливать его начало и продолжительность), а также делать обряд обрезания. Местный управитель официально ввел право первой брачной ночи. В стенах Храма были пробиты бреши, осквернены святыни. В самом Храме установили идола, а на жертвеннике был зарезан поросенок.

Невзирая на то, что греки обладали обученным войском, первосвященник Матитьяу бен Йоханан из семьи Хашмонаев вместе со своими сыновьями собирает евреев, готовых на борьбу против надругательств над святостью Торы, народа Израиля и Храма. Малочисленные еврейские отряды сражались бесстрашно и героически. Видя святую ревность и желание противостоять осквернению Святого Имени, Всевышний совершает чудо и предает греческую армию в руки Маккавеев, как именовали себя повстанцы по первым буквам лозунга «Ми Камоха Баэлим А-Шем» – «Нет подобного Тебе в силе, Всевышний!»

После освобождения Иерусалима Маккавеи приступили к возрождению храмового служения. Здесь происходит еще одно чудо: Хашмонаи находят сосуд с маслом с пломбой первосвященника, свидетельствующей о том, что оно не осквернено греками. Они наполняют им семисвечник и зажигают. И вот снова чудо! Масло, которого с трудом должно было хватить на один день, горит восемь дней. Именно столько времени было необходимо для того, чтобы добраться до надела колена Ашера, славящегося своими оливками, собрать оливки, изготовить из них чистое масло и доставить его в Иерусалим.

В честь великих чудес, свидетелем которых стал весь народ, мудрецы установили на все поколения праздник, получивший название Ханука. Ханука – это ввод в действие чего-либо, в данном случае – подготовка Храма и его предметов к возобновлению служения. В слове ханука кроется также намек на дату победы над греками: хану – отдыхали (от врагов) каф-hэй – двадцать пятого (числа месяца Кислев).

Основная заповедь Хануки – зажигать ханукальные свечи, прибавляя каждый день по одной свече. Кроме того, установили мудрецы, чтобы 8 дней Хануки были днями радости и прославления Всевышнего. Поэтому постановили чтение Алеля во время утренней молитвы, а также благодарения Творцу, которые в качестве вставок произносят во всех молитвах и в Биркат а-Мазоне – благословении после еды с хлебом. В дни Хануки следует посвящать как можно больше времени изучению Торы. Принято помогать неимущим больше, чем в другие дни. Есть обычай дарить детям деньги, так называемые дмей Ханука.

Во время Хануки запрещено поститься и оплакивать усопших (за исключением тех случаев, когда речь идет о смерти большого знатока Торы). Принято не поститься также в день, предшествующий Хануке, то есть двадцать четвертого Кислева. Законы траура по близким родственникам в дни Хануки действуют так же, как и в обычные дни. Онен (близкий родственник покойного до похорон) не обязан в заповеди зажигания ханукальных свечей, но те, кто с ним живет, обязаны их зажечь. Если онен живет один, было бы правильно, чтобы он зажег ханукальные свечи, не благословляя. В Хануку разрешено утешать скорбящих. В Хануку не ходят на кладбище. Если годовщина смерти родителей приходится на один из дней Хануки, следует посетить могилу перед наступлением Хануки. Посещать могилы праведников в дни Хануки разрешено.

В Хануку разрешено работать, но принято, чтобы в течение получаса после зажигания ханукальных свечей женщины прекращали работы.

В Хануку нет обязанности устраивать специальные праздничные трапезы. Все же, если в Хануку устроили трапезу, во время которой превозносят Творца и произносят слова Торы, то такая трапеза является исполнением заповеди. В дни Хануки принято есть молочные продукты, а также в память о чуде с маслом принято есть приготовленные в масле блюда – суфганиет, латкес и левивот.

Заповедь зажигания ханукальных свечей

В соответствии с буквой закона достаточно, чтобы глава семейства зажигал по одной свече каждый день, и этим вся семья выполняет заповедь зажигания ханукальных свечей. Более предпочтительное исполнение заповеди – когда ханукальные свечи зажигают для каждого члена семьи персонально. Еще более предпочтительное исполнение заповеди –когда в первый день зажигают одну свечу, во второй – две, и так прибавляют по одной свече в каждый из восьми дней праздника. Причем в практическом исполнении заповеди наиболее предпочтительным способом существует разница между обычаями ашкеназских и сефардских евреев. В ашкеназских общинах принято, что каждый член семьи зажигает свой подсвечник для ханукальных свечей, с каждым днем прибавляя новую свечу. В сефардских общинах глава дома зажигает один ханукальный подсвечник для всех членов семьи, прибавляя каждый день по свече. Так как в ашкеназском доме могут гореть одновременно сразу несколько ханукальных подсвечников, для того чтобы было ясно, сколько в этот день нужно зажечь свечей, следует отдалить подсвечники один от другого. Ашкеназ, который гостит у сефарда, и сефард, который гостит у ашкеназа (и, согласно закону, который будет разъяснен ниже, должны зажигать ханукальные свечи в гостях), не меняет своих обычаев. Оба обычая обоснованы, и общеизвестно, что существует отличие в данном вопросе между представителями разных общин.

Зажигание ханукальных свечей происходит в присутствии всех членов семьи. Глава семьи произносит благословения, а присутствующие отвечают «амен». В первый день Хануки произносят три благословения: «Благословен Ты Г-сподь Б-г наш, Царь вселенной, Который освятил нас Своими заповедями и заповедовал нам зажечь ханукальную свечу»; «Благословен Ты Г-сподь Б-г наш, Царь вселенной, Который совершил чудеса отцам нашим в дни прежние в это же самое время»; «Благословен Ты Г-сподь Б-г наш, Царь вселенной, что дал нам дожить до этого времени». В остальные дни произносят первые два благословения, а третье – только в случае, если его еще не произнесли в предыдущие дни. Изначально благословения произносят перед зажиганием свечей. Постфактум можно благословить на зажигание, пока человек не закончил зажигать все свечи, а «Который совершил чудеса» и «Который дал дожить до этого времени» – даже после зажигания свечей. Между благословениями и зажиганием свечей запрещено разговаривать.

Правша зажигает правой рукой, а левша – левой. Спичку или свечку, которой зажигают ханукальные свечи, не отстраняют от свечи, пока пламя уверенно не займется на фитиле.

В отношении порядка зажигания ханукальных свечей существуют три основных обычая. Некоторые (те, кто следует мнению Шулхан Аруха и Рамо) в первый день Хануки устанавливают свечу на подсвечнике справа, во второй день слева от нее устанавливают новую свечу, и исполнение заповеди начинают с зажигания новой свечи. И так поступают каждый день. Другие (поступающие согласно мнению «Турей Заав» и «Левуша») сначала устанавливают свечу с левого края, а затем с каждым днем прибавляют справа по свече и зажигание начинают так же с новой, правой свечи. Согласно третьему мнению (Виленский Гаон и Мааршаль) первой всегда зажигают крайнюю левую свечу, а в случае, когда подсвечник для ханукальных свечей установлен у входа в дом, исполнение заповеди начинают с зажигания свечи, расположенной наиболее близко к косяку двери.

После зажигания первой свечи, во время зажигания остальных читают «А-Нерот А-Лалу» и поют «Маоз Цур».

[Прим. ред. Смысл чтения «а-Нерот» – провозглашение того, в память о чем мы зажигаем свечи, и напоминание себе и другим о запрете пользоваться ими. Поэтому если кто-либо из присутствующих не понимает святого языка, следует прочесть ему на понятном для него языке.]

Тот, кто не зажигает ханукальные свечи сам, и за него их никто не зажигает, когда впервые видит ханукальную свечу, которую зажег другой человек, благословляет «Который совершил чудеса отцам нашим в дни прежние в это же самое время» и «Который дал нам дожить до этого времени», а в остальные дни – только «Который совершил чудеса отцам нашим в дни прежние в это же самое время». Женщины (или девушки), которые исполняют заповедь тем, что их муж (или отец) зажигает ханукальные свечи, даже если по какой-либо причине они не присутствовали при зажигании свечей, не должны отдельно благословлять на «видение» свечей – ни своих, ни тех, которые зажгли другие евреи.

Зажигание ханукальных свечей в синагоге

В синагогах и других местах, где устраивают общественные молитвы, принято зажигать ханукальные свечи. Свечи при этом зажигают с благословениями, так же, как когда их зажигают дома.

Тот, кого назначили зажигать ханукальные свечи в синагоге, вернувшись домой, зажигает свечи заново и благословляет «Который освятил нас заповедями Своими и заповедовал зажечь ханукальную свечу» и «Который совершил чудеса отцам нашим в дни прежние в это же самое время». Если во время зажигания присутствуют дополнительные люди, которые еще не слышали благословение «Который дал нам дожить до этого времени», зажигающий свечи произносит и его. В случае если таких людей во время зажигания нет, то зажигающий свечи данное благословение не произносит, поскольку он уже произнес его прежде в синагоге. В первый день Хануки, когда благословляют «Который дал нам дожить до этого времени», не поручают зажигать ханукальные свечи в синагоге человеку, находящемуся в трауре по одному из близких родственников. В остальные дни Хануки он может зажигать свечи в синагоге как любой другой член общины.

В случае, если первый день Хануки пришелся на субботу и зажигающий свечи в синагоге, как и все присутствующие, уже зажег свечи дома и благословил «Который дал нам дожить до этого времени», не произносит это благословение в синагоге.

В местах, в которых не устраивают общественные молитвы, ханукальные свечи не зажигают.

Кто исполняет заповедь зажигания ханукальных свечей?

Исполнение заповеди зажигания ханукальных свечей – обязанность как мужчины, так и женщины. Однако принято, что глава семьи зажигает свой ханукальный подсвечник также и за жену, и за незамужних дочерей. Принято приучать мальчиков к этой заповеди, когда они уже могут зажечь свечи, но обязанность как таковая вступает в силу с возраста бар-мицвы – тринадцати лет. Девочек не приучают к заповеди зажигания ханукальных свечей, поскольку обычно после того, как ей исполнится двенадцать лет – возраст, начиная с которого она обязуется в исполнении заповедей, ей не придется самой зажигать ханукальные свечи: вначале за нее зажигает отец, а потом – муж. Однако если девочка хочет зажечь отдельно свои свечи, родители могут ей это разрешить.

Место зажигания ханукальных свечей

Те, кто живут в частном доме, двери которого выходят на улицу, зажигают ханукальные свечи на улице. Ханукальный подсвечник устанавливают таким образом, чтобы та свеча, которую зажигают первой, была не дальше десяти сантиметров от косяка дома с левой стороны от входа, напротив мезузы. Если нет мезузы, — то с правой стороны от входа. Для того чтобы свечи были хорошо видны, они должны находиться изначально не ниже тридцати сантиметров и не выше 9,6 метров от земли. Наиболее предпочтительная высота для установления ханукального подсвечника – метр над землей. Если перед домом есть палисадник или дворик, то свечи следует зажигать на выходе из палисадника или дворика с внешней стороны. Место расположения ханукального подсвечника, когда его устанавливают у входа во двор, такое же, как если он находится рядом с косяком дома: не далее десяти сантиметров от входа, не выше 9,6 метров и не ниже тридцати сантиметров.

Жители многоквартирных домов согласно одному мнению зажигают у входа в подъезд, по тем же правилам, что и жильцы частных домов. Другие раввины считают (и это – наиболее распространенный обычай), что ханукальные свечи в таком случае зажигают на окне, которое выходит в людное место. В то же время ханукальный подсвечник должен быть хорошо виден находящимся в комнате. Тому, кто живет в многоэтажном доме, и подоконник или балкон, на котором может быть установлен ханукальный подсвечник, находится на высоте десяти метров и выше над уровнем земли, следует проконсультироваться с раввином о месте зажигания ханукальных свечей.

В местах, где опасно зажигать ханукальные свечи на улице или даже на окне, обращенном в людное место, зажигают дома рядом со входом – напротив мезузы, не далее десяти сантиметров от дверного косяка, выше тридцати сантиметров.

В некоторых общинах изначально принято зажигать ханукальные свечи дома, продолжая традицию своих семей, которые в прошлом жили в местах, где была опасность погромов, и где соблюдение заповедей было запрещено.

Место установления ханукального подсвечника в синагоге – вдоль южной стены (справа, если стоять лицом к ковчегу со свитком Торы). Направление свечей – с востока на запад. В некоторых общинах принято устанавливать ханукальные свечи у восточной стены, и в этом случае направление свечей – с севера на юг. Ханукальный подсвечник в синагоге размещают на высоком месте, а не как личные подсвечники – в пределах метра от пола. Тот, кто устраивает общественные молитвы у себя дома, а ханукальные свечи зажигает у входа, должен установить дополнительный набор свечей также и у южной стены квартиры, как это принято делать в синагогах. Правила зажигания этих сечей идентичны правилам зажигания ханукальных свечей в синагоге.

Те, кто зажигают ханукальные свечи снаружи, в случае, если в доме есть два или несколько входов, иногда обязаны установить ханукальный подсвечник около каждого из них, но и в этом случае следует выяснить у раввина, как поступать в каждой конкретной ситуации.

Те, кто живут в общежитии и на время Хануки остаются там, согласно одному мнению устанавливают ханукальный подсвечник у входа в общежитие снаружи, а согласно другому – внутри, либо на подоконнике своей комнаты, либо у входа в свою комнату, либо на окне в столовой.

Исполнение заповеди заключается в зажигании свечей, поэтому если время и место зажигания, размер свечей или количество масла, а также остальные условия соответствовали требованиям, то заповедь исполнена, даже если свечи очень быстро погасли. Тем ни менее, повторное зажигание их весьма приветствуется. Тот, кто зажег свечи раньше изначально установленного времени, обязан по закону зажечь свечи заново. Благословения в обоих этих случаях вторично не произносятся.

Когда речь идет о заповедях, человек должен осознавать, что он не просто совершает некое действие, а исполняет волю Творца. Даже если свечи были установлены без мысли об исполнении заповеди, достаточно того, чтобы при их зажигании человек думал, что он делает это во имя заповеди, так как исполнение заповеди заключается в зажигании свечей, а не в их размещении.

Зажигать свечи необходимо после того, как их установили на нужном месте, и не перемещать, когда они уже горят.

Тот, кто по ошибке зажег свечи в месте, где есть сильный ветер, и они погасли, должен переставить ханукальный подсвечник в более благоприятное место и зажечь свечи заново, не произнося благословение вторично.

Время зажигания ханукальных свечей

За полчаса до времени зажигания ханукальных свечей не начинают сложные работы, не устраивают трапезу и не ложатся спать, чтобы не пропустить время начала заповеди. Под «трапезой» подразумевается даже 54 грамма хлеба. В еде остальных видов продуктов, а так же в питье напитков ограничений нет. Тому, кто начал трапезу, сложную работу или лег спать ранее, чем за полчаса до зажигания, разрешено продолжить это делать непосредственно до времени зажигания ханукальных свечей. Также тому, кто специально назначил человека, который обязательно напомнит ему, что пришло время зажигать ханукальные свечи, разрешено начать сложную работу, трапезу или лечь спать, пока не пришло время исполнения заповеди. Вышеизложенные ограничения обращены только к тем, кто сам зажигает ханукальные свечи. Те, за кого ханукальные свечи зажигают другие люди, не обязаны придерживаться этих правил.

Время зажигания ханукальных свечей является спорным вопросом. Некоторые поступают согласно мнению тех поским (законоучителей), которые предписывают зажечь свечи сразу с заходом солнца. Другие придерживаются мнения, что предпочтительно зажигать ханукальные свечи сразу после выхода звезд. Есть и третье мнение, согласно которому время зажигания ханукальных свечей – между заходом солнца и выходом звезд.

Те, кто следуют первому и третьему мнению, вечернюю молитву Маарив молятся после зажигания свечей. Поступающие согласно другой точке зрения молятся Маарив сразу после выхода звезд, а затем сразу зажигают свечи. В любом случае, если ханукальные свечи не успели зажечь до выхода звезд, обязаны вначале помолиться Маарив, а затем исполнить заповедь зажигания ханукальных свечей. Ханукальный подсвечник должен быть приготовлен заранее, с тем, чтобы могли зажечь свечи сразу после молитвы Маарив без промедления.

Свечи должны быть подготовлены таким образом, чтобы они могли гореть как минимум полчаса после выхода звезд. В противном случае заповедь не выполнена, и необходимо подготовить свечи должным образом и зажечь их заново, но без благословений. Если в течение получаса после выхода звезд человек загасил свечи преднамеренно, он обязан зажечь их снова, но благословения вторично не произносятся. По закону нет обязанности, чтобы свечи горели более получаса после выхода звезд, и после того, как они прогорели это время, их разрешено даже специально загасить. Тем ни менее тот, кто устанавливает свечи так, чтобы они горели дольше, и не гасит их, пока они не догорят сами, выполняет важную заповедь.

Дневную молитву Минха кануна ханукальной субботы желательно помолиться до зажигания ханукальных свечей. Шаббатние свечи ханукальной субботы зажигают в обычное время зажигания шаббатних свечей, а непосредственно перед этим – ханукальные. Заповедь зажигания ханукальных свечей в данном случае исполняется, несмотря на то, что до захода есть еще некоторое время. И в другие дни в случае, когда нет возможности зажечь ханукальные свечи вовремя, разрешено их зажечь до заката солнца, но не ранее чем за час.

Выше упоминалось, что если во время зажигания ханукальных свечей были соблюдены все необходимые условия, то заповедь исполнена, и даже если свечи очень быстро погасли, по закону не обязаны зажечь их заново. Однако если свечи были зажжены раньше изначально установленного времени – либо как это бывает в канун субботы, либо в случае, когда не удается зажечь вовремя, и они очень быстро погасли, либо человек их случайно загасил – обязаны зажечь их заново, не благословляя вторично. Если свечи погасли после того, как человек принял на себя святость субботы, ему самому зажигать запрещено, но пока не наступила суббота, он может попросить того, кто еще не принял субботу, зажечь снова. Зажигая свечи в канун субботы, необходимо подготовить их таким образом, чтобы они смогли гореть полчаса после выхода звезд.

По истечении субботы следует постараться зажечь ханукальные свечи как можно раньше, но не ранее исхода субботы, а тем, кто молится Маарив – после молитвы. По возможности следует подготовить свечи перед субботой, для того чтобы можно было сразу исполнить заповедь после ее выхода. Некоторые вначале делают авдалу, а затем зажигают ханукальные свечи. Другие зажигают ханукальные свечи перед авдалой.

Если человек не зажег ханукальные свечи вовремя, закон таков: нужно зажечь свечи как можно раньше. Если на улице есть прохожие, или в доме присутствует кто-то из семьи, свечи зажигают с благословениями (до амуд а-шахар – первых проблесков зари). Если свечей в это время уже никто увидеть не сможет, а также в случае, когда свечи зажигают после проблесков зари, благословения не произносят. После того, как наступил восход солнца, заповедь утеряна, и нет возможности восполнить обязанность этого дня. Следует лишь постараться в остальные дни зажигать вовремя.

В синагоге ханукальные свечи зажигают в будние дни перед вечерней молитвой, накануне субботы – перед принятием субботы, а после исхода субботы — в конце вечерней молитвы перед тем, как читать «Алейну».

Во многих общинах в синагоге зажигают ханукальные свечи также и утром перед молитвой Шахарит, но без благословений.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Почему в мишне не упоминаются законы Хануки?

Законы праздника Ханука – Последовательность зажигания

Пожалуйста, выберите систему оплаты.

Пожалуйста, заполните поле “email”.

Пожалуйста, заполните количество месяцев или выберите одноразовый тип пожертвования

Поле “email” заполнено некорректно.

Пожалуйста, выберите систему оплаты.

Идет перенаправление на сайт оплаты.

Пожалуйста, обратитесь к администрации сайта.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

Добавить комментарий Отменить ответ

ПОСЛЕДНИЕ СТАТЬИ

Лакомства к субботнему столу — Недельная глава Ваигаш

Недельная глава Ваигаш — Быть верным самому себе

Нер мицва — Царство Греции

Введение в законы Шаббата — Порядок изготовления частей Шатра Откровения — Работа «выносить из одного владения в другое»

Нер мицва — Видение Навухаднэцара

Нер мицва — Разъяснение видения Даниэля

Вопрос о ханукальных блюдах и трапезах

Нер мицва — Источник и смысл четырех царств

Нер мицва — Видение Даниэля о четырех царствах

Шмират а-лашон — Об охране уст по порядку недельных глав — Тецаве

ПОСЛЕДНИЕ ВИДЕО/АУДИО

Трактат «Макот». Лист 11б (ч.4)

Окончание трактата Сукка в колеле Ран

Дерех Ашем – Что можно делать используя имена Всевышнего

Фонд поддержки и распространения Торы “Беерот Ицхак” имени рава Ицхака Зильбера под руководством рава Игаля Полищука, главы русскоязычного отделения ешивы “а-Ран” в Иерусалиме.

Редакция сайтов и журнала “Беерот Ицхак” вкладывает в этот проект свои сердце и душу, поэтому мы благодарны всем нашим читателям и всем, кто делится нашими материалами! Нажимая “нравится” и “поделиться”, Вы выполняете важную заповедь – помогаете распространению Торы!

Оценка 4.1 проголосовавших: 27
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here