Иконы написано молитва

Религиозное чтение: иконы написано молитва в помощь нашим читателям.

Молитвы перед созданием (написанием, вышивкой) иконы

Перед созданием иконы (написанием, вышивкой, выжиганием по дереву и так далее) нужно взять благословение священника на труд.

Православной церковью почитаются несколько святых, покровительствующих иконописцам. Это апостол и евангелист Иоанн Богослов, апостол и евангелист Лука, а также русские святые иконописцы Алипий Печерский и Андрей Рублев. Этим святым молятся о научении иконописанию — благодатной помощи в иконописном труде.

Молитва ко Господу перед началом иконописания

Господи Иисусе Христе, Боже наш, Сый неописан по естеству Божества, и ради спасения человека в последние дни от Девы Богородицы Марии неизреченно воплотивыйся, и благоволивый тако во плоти описуем быти, иже святый образ пречистаго лика Твоего на святом убрусе напечатлел еси, и оным недуг князя Авгаря уврачевал еси, душу же его просветил еси во еже познати истиннаго Бога нашего, Иже Святым Духом вразумил еси божественнаго апостола Твоего и евангелиста Луку написати образ Пречистыя Матере Твоея, держащей Тебя, яко младенца, на объятиях Своих, и рекшей: «Благодать от Мене Рождшагося, Мене ради, да будет с сим образом»: сам, Владыко, Боже всяческих, просвети и вразуми душу, сердце и ум раба Твоего [или рабы Твоей] (имя), и руки его [ее] направи, во еже безгрешно и изрядноизображати жительство Твое, Пречистыя Матере Твоея, и всех святых, во славу Твою, ради украшения и благолепия святыя церкве Твоея, и во отпущение грехов всем, духовно покланяющимся святым иконам, и благоговейно лобызающим оныя, и почитание относящим к Первообразу. Избави же его [ее] от всякаго диавольского наваждения, егда преуспевает заповедях Твоих, молитвами Пречистыя Матере Твоея, святаго славнаго апостола и евангелиста Луки и всех святых. Аминь.

Апостолу и евангелисту Иоанну Богослову

Молитва первая

О великий апостоле, евангелисте громогласный, Богослове изящнейший, тайновидче неизреченных откровений, девственниче и возлюбленный наперсниче Христов Иоанне! Приими нас, грешных, под твое сильное заступление прибегающих. Испроси у Всещедраго Человеколюбца Христа Бога нашего, Иже пред очесы твоими Кровь Свою за ны, непотребныя рабы Своя, излиял есть, да не помянет беззаконий наших, но да помилует нас и сотворит с нами по милости Своей: да дарует нам здравие душевное и телесное, всякое благоденствие и изобилие, наставляя нас обращати оная во славу Его, Творца, Спасителя и Бога нашего, по кончине же временныя жизни нашея от немилосердных истязателей на воздушных мытарствах да избавит нас, и тако да достигнем, тобою водимии и покрываемии, Горняго онаго Иерусалима, егоже славу ты во откровении зрел еси, ныне же нескончаемыя радости наслаждаешися. О великий Иоанне! Сохрани вся грады и страны христианския, храм сей, служащих и молящихся в нем, от глада, губительства, труса и потопа, огня и меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани; избави нас от всякия беды и напасти и молитвами твоими отврати от нас праведный гнев Божий, и Его милосердие нам испроси, да вкупе с тобою сподобимся прославляти в невечернем дни пресвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О великий и всехвальный апостоле и евангелисте Иоанне Богослове, наперсниче Христов, теплый наш заступниче и скорый в скорбех помощниче! Умоли Господа Бога даровати нам оставление всех прегрешений наших, елика согрешихом от юности нашея во всем житии нашем делом, словом, помышлением и всеми нашими чувствы; во исходе же душ наших помози нам, грешным (имена), избавитися от воздушных мытарств и вечнаго мучения, да твоим милостивным предстательством прославляем Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Апостолу и евангелисту Луке

Тропарь, глас 5

Апостольских деяний сказителя и Евангелия Христова светла описателя, Луку препетаго, славна суща Христове Церкви, песньми священными святаго апостола похвалим, яко врача суща, человеческие немощи, естества недуги и язи душ исцеляюща и молящася непрестанно за души наша.

Кондак, глас 2

Истиннаго благочестия проповедника и тайн неизреченных ритора, звезду церковную, Луку Божественнаго восхвалим: Слово бо его избра, с Павлом мудрым языков учителя, Един ведый сердечная.

Тропарь, глас 3

Апостоле святый Луко, моли милостиваго Бога, да прегрешений оставление подаст душам нашим.

Кондак, глас 4

Яко звезду пресветлую Церковь всегда стяжа тя, апостоле Луко, чудес твоих многоподаванием просвещаема. Тем же зовем Христу: спаси чтущих верою память Твоего апостола, Многомилостиве.

Преподобному Андрею Рублеву, иконописцу

Тропарь, глас 3

Божественного света лучами облистаемый, преподобне Андрее, Христа познал еси — Божию Премудрость и Силу и иконою Святыя Троицы всему миру проповедал еси Единство во Святей Троице, мы же со удивлением и радостию вопием ти: имея дерзновение ко пресвятей Троице, моли просветити души наша.

Кондак, глас 8

От юности к Божественной красоте устремляяся чудный иконописец в земли Российстей был еси, и, богоносным твоим учителем поревновав, сиянием добродетелей украсил еси, преподобне Андрее, темже и явися Церкве нашея похвала и радование.

Молитва преподобному Андрею Рублеву

О священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Андрее, не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых и благоприятных молитвах к Богу: помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю: не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя: поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва: аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши, не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится, ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу: Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобному, глас 8

В тебе, отче, известно спасеся еже по образу приим бо крест последовал еси Христу, и дея учил еси презирати убо плоть, приходит бо: прилежати же о души, вещи безсмертней: тем же и со Ангелы срадуется, преподобне Андрее, дух твой.

Кондак преподобному, глас 2

Чистотою душевною Божественно вооружився, и непристанныя молитвы яко копие в ручив крепко, пробол еси бесовская ополчения Андрее, моли непрестанно о всех нас.

Величание преподобному

Ублажаем тя, преподобне отче Андрее, и чтем святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов.

Преподобному Алипию, иконописцу Печерскому

Тропарь, глас 8

Зраки изобразуя святых на дщицах, сих благодеяния спешно, яко искусен художник, всехвальне Алипие, написал еси на скрижалех твоего сердца и сего ради, яко образ, боголепне украшен, священства благодатию, яки златом, обложился еси от Христа Бога и Спаса душ наших.

Всем святым и бесплотным небесным силам

Боже святый и во святых почиваяй, трисвятым гласом на небеси от Ангел воспеваемый, на земли от человек во святых Своих хвалимый: давый Святым Твоим Духом комуждо благодать по мере дарования Христова, и тою поставивый Церкви Твоей святей овы Апостолы, овы пророки, овы же благовестники, овы пастыри и учители, их же словом проповеди. Тебе Самому действующему вся во всех, мнози совершишася святии в коемждо роде и роде, различными добродетельми благоугодившии Тебе, и к Тебе нам образ добрых подвигов своих оставивше, в радости прешедшии, готови, в нем же сами искушени быша, и нам напаствуемым помогати. Сих святых всех и (имя святого, икону которого собрались писать или вышивать) воспоминая и их богоугодное похваляя житие, Тебе Самаго, в них действовавшаго, восхваляю, и онех благотворения Твоя дарования быти веруя, прилежно молю Тя, Святе святых, даждь ми грешному последовати их учению, паче те Твоею вседействующею благодатию, небесныя с ними сподобитися славы, хваляще пресвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго духа во веки. Аминь.

Тел.: +7 495 668 11 90. ООО «Рублев» © 2014-2017 «Рублев»

Авторизуйтесь

Для выполнения действия вы должны быть авторизованы.

«Икона – молитва в красках»

Иконопись – особый род искусства, не сводимый к простой живописи. Слово «икона» – греческое, переводится как «образ», изображение. Недаром в русском языке сохранилось название икон – «образа».

Икона отличается от картины, потому что её задача – открыть сокровенный мир души святого человека, в том числе и Богочеловека Христа. Икона – место встречи Творца и людей.

Картина может показывать борьбу добра и зла в человеке. Икона показывает, каким станет человек, если победит в этой борьбе, каким он должен быть. Икона – это окно в духовный мир. Она может сохранять некоторые портретные черты. Но лицо на иконе – это лик, личность, преображённая в свете вечности.

Кто-то может спросить: «Как можно писать иконы, если сама Библия подчёркивает, что Бог невидим? Как можно им поклоняться?»

Икона стала возможна потому, что после Ветхого Завета появился Новый Завет. Евангелие говорит, что Бог, который невидим во времена Ветхого Завета, родился Сам как человек. Апостолы воочию видели Христа.

Мы фотографируем тех, кто дорог и близок нашему сердцу. Но фотографии в прежние века не было. И христиане сохранили образ Господа посредством красок. Мы молимся не иконам, а перед иконами, молимся тому, святому, который на иконе изображён.

С 30 апреля по 11 мая в Воскресной школе г. Петропавловска-Камчатского проходил мастер-класс по иконописи под руководством иконописца Александра Шарнова.

Желающих было 20 человек: прихожане храмов города, молодёжного клуба «Откровение», были и такие, кто только приобщается к вере, находится в поиске Истины. Подобная учёба – одна из форм катехизации и приобщения к Православию.

На этом мастер-классе писали образ Ангела Хранителя.

Занятия проводились в атмосфере молитвенной тишины и умиротворения Написание иконы – это не только нанесение красок, это особая форма раскрытия внутреннего состояния души, познание Божиего мира.

В процессе обучения преподаются азы написания иконы в русско-византийском стиле техникой «плавь». Учащиеся, начиная с прориси изображения, знакомятся также с приготовлением красок и применением их в написании иконы.

На вступительном занятии иконописцы выполнили начальные этапы: подготовили доску, сделали прориси – через кальку переводили изображение на доску; графья – обводили изображение с помощью иглы, таким образом, формировали контур… И так каждое занятие, шаг за шагом, с молитвой и Божией помощью создавалась икона Ангела Хранителя.

Наш корреспондент побеседовал с руководителем школы иконописцем Александром ШАРНОВЫМ и его учениками:

– Как возникла школа иконописи на Камчатке?

– Впервые в 2006г. владыка Игнатий пригласил из Костромы иконописцев Александра и Виталия, для проведения мастер-класса по иконописи. Мы тогда писали образ Архангела Михаила и занятия продолжались десять дней. В мастер-классе принимал участие и владыка Игнатий. После окончания учебы иконописцы пригласили к себе в школу обучаться иконописи.

Владыка Игнатий благословил меня продолжить обучение. После года учебы в Москве с лета 2007 г. я начал проведение открытых занятий по иконописи при воскресной школе епархии. Продолжили занятия участники первого мастер-класса, писали иконы Архангела Гавриила, Иоанна Предтечи, Богородицы, Спасителя.

– Школа уже существует пять лет, сколько людей обучалось такому необычному делу?

– За эти годы школу посещало около 50 человек, из них более сорока написали по одной иконе. Сейчас продолжают обучение 20, это в основном взрослые, но в сопровождении старших приходят и дети.

Среди наших учеников есть люди, способные самостоятельно писать иконы, иногда консультируясь.

Ими написаны мерные иконы, поясные, ростовые изображения святых для своих домашних иконостасов.

– С какой целью проводятся мастер-классы?

– Чтобы дать людям возможность раскрыть в себе талант и познакомиться с миром Православия.

Когда человек с благоговением и вниманием, молитвой и терпением, пишет икону, он соприкасается с духовным миром и сам духовно укрепляется.

К написанию иконы нужно приступать с миром в душе, для этого перед занятием предлагается молитва, мы просим помощи у святых, которые трудились в этом деле. Воздержание и пост тоже необходимы, но каждый воздерживается в меру своих сил.

– В чём выражается русско-византийский стиль написания икон?

– Традиция иконописи пришла к нам из Византии. Для краски использовали натуральные пигменты (минералы), которые тщательно растирали и смешивали с яичным желтком, получалась темпера. Пишутся иконы техникой «плавь», именно эта техника позволяет передать сочетание цветов, сделать их более насыщенными, показать тонкий переход от цвета к свету. Написанная такой техникой икона, излучает внутренний свет, сияет яркими праздничными красками.

На Руси в XIV веке русские мастера стали творить самостоятельно, выработали свою живописную манеру, которая постепенно становится стилем определенных школ: Новгородской, Суздальской Московской. В этих школах сформировалось самобытная отечественная иконопись. Особенность русского письма – привнесение в написание образов лёгкости, особая передача света и цвета. Свет – главное в иконе, он исходит изнутри образа. В древней Руси в такой технике писали иконописцы Андрей Рублев, Дионисий.

В мастер-классе принимал участие иерей Константин БАЦАЦЕНКО.

Батюшка поделился своими впечатлениями:

– Первая икона – Архангела Михаила, написал ее, когда приезжали иконописцы из Костромы. Сейчас пишу две иконы Ангела Хранителя в подарок средней и младшей дочери.

Для меня иконопись – стимул к духовному совершенствованию, углублению, стяжанию мира в душе. Когда пишешь икону, внутренне сосредоточен – это помогает в духовной жизни. Для священника духовная трезвенность и сосредоточение очень важны – легче увидеть волю Божию в человеке.

– Мы отслужили молебен перед началом доброго дела. Перед работой и в конце дня молимся Богу, Богородице, Ангелу Хранителю, святым иконописцам. Написание иконы – это время, угодное Богу.

– На Ваш взгляд, в чём особенность иконы?

– Через икону является полнота нашей Православной веры. В ней есть воплощение Сына Божия для Спасения мира. Свет исходит изнутри иконы – тот Божественный Свет, которым просиял Господь на горе Фавор во время Своего Преображения.

Когда приступаешь, работа кажется очень трудной, невыполнимой. Постепенно продвигаешься и не замечаешь, как получается. Писать легче и потому, что Александр приводит отрывки из Библии, рассказывая о символизме иконы, каждой ступени ее написания, работе с красками.

– Часто бываете в иконописной школе?

– Времени у священника практически нет. Встаешь в 6 утра, и отходишь ко сну в час ночи. Постоянно жить в таком ритме невозможно, у священника не хватит сил. Поэтому использую мастер-классы, здесь можно сконцентрировать все силы и написать икону. К осени поставил задачу – написать венчальную икону для старшей дочери.

– Что Вы ощущаете, когда создаёте икону?

Тишина и душевный мир – это те плоды, которые сопутствуют труду иконописца. Человек сосредотачивается вглубь духовной жизни, становится более «зрячим».

Елена ШАРНОВА, жена Александра:

– Познакомилась с иконописью шесть лет назад, на первом мастер-классе, за эти годы написала десять работ, одна из последних – икона Божией Матери «Семистрельная».

Вместе с Александром писали икону Господь Вседержитель «Пантократор» для храма Преображения Господня в женском монастыре. Работа была очень объёмная: пять метров в диаметре и размещена она под куполом храма. Трудиться пришлось все лето.

– Вы как-то духовно готовите себя к такой работе?

– Лучше писать икону во время поста, легче воздерживаться. В такое время избегаю мирских развлечений, духовно и душевно настраиваюсь. И обязательно молюсь перед работой, и Господь помогает.

– Что чувствуете во время написания иконы?

Икона – это тайна, входишь в духовное общение с тем Святым, которого пишешь. Такое творчество приближает к Божьему миру, умиротворяет душу, радует сердце.

А когда что-то не получается, приходится проявлять терпение, искать другие варианты. Раньше я увлекалась живописью – писала маслом на любительском уровне. А вот когда обратилась к иконописи, то живопись мне стала не особо интересна.

Владимир БЕЗУГЛОВ, участник молодёжного клуба «Откровение»:

– Икону пишу впервые, но стремление прикоснуться к духовному миру было давно. Перед занятием мы молимся святым апостолу Луке, Андрею Рублёву. Мне очень помогает настроиться и чтение духовной литературы, соблюдение поста.

– Для меня этот мастер-класс уже четвёртый. Написаны две иконы – Архангел Михаил и Архангел Гавриил. Иконописью стал заниматься по благословению владыки Игнатия. Очень нравится, хотя особых талантов к рисованию не имею.

– На ваш взгляд, чём отличие икона от картины?

– При написании иконы руководствуются канонами, а художник – внутренним вдохновением.

– Ангел Хранитель – это четвёртая икона, которую написала. К рисованию у меня склонность с детства. Иконопись очень интересна, она по моему характеру. Можно побыть в тишине, удалиться от суеты. В это благодатное время погружаюсь в тот мир, который мне очень близок.

Стараюсь исповедоваться, причащаться, молиться перед работой и в процессе написания. А когда что-то не получается – произношу краткие молитвы: «Господи помилуй!», «Господи помоги!».

– В Шамордино, в женском монастыре Калужской области монахиня Евфимия учила меня вышивать иконы. Там сделала вышивку Божией Матери «Казанская». Показала её владыке Игнатию, и он благословил меня писать иконы.

Под руководством иконописцев из Костромы и Александра Шарнова написала Архангела Михаила, икону Богородицы «Казанская», св. Александра Невского. Иконописанию сопутствует духовная подготовка: молитва, пост, причастие.

– Вначале занималась три раза в неделю. Сейчас – один раз. В основном работаю дома. Здесь только готовлю краски. Икона, как зарождающееся дитя, должна быть доведена до конца.

Как свет проходит в дом через окно, так и Господь подаёт Свою благодать, дары и милости посредством иконы.

– Попасть на первый мастер-класс мне не удалось, и я два года с нетерпением ждала нового. И вот уже как четыре года пишу иконы, и очень люблю это занятие. И как бы я не устала на работе, придя в школу, я забываю и о мирской жизни, и о своей усталости, и обо всех бытовых невзгодах. Я получаю здесь духовное отдохновение. В школе, совершенно другой мир, другая обстановка, другие люди. И в этой особой атмосфере духовного общения мы все близки друг другу, мы вдохновлены одной радостной идей: открытием Горнего мира. И что необычно, время как бы приостанавливается.

– Самая первая, икона Архангела Михаила. Я ощущала необыкновенный праздник, в душе легкость и умиротворение, и это было для меня необычным состоянием.

– Какие черты характера приобретает человек, пишущий иконы?

– На первых занятиях мы получили большие знания по литургике иконографии. Икона – литургия в красках, в ней всё канонично. Мы не можем своевольничать и отступать от канонов, писать, что тебе заблагорассудится. Это своего рода послушание. Иконописание учит нас терпению, что немаловажно и в жизни. За четыре года, я ощутила изменения в своем характере, мне кажется, я стала терпеливее и внимательнее к людям.

– Сколько икон Вы написали за четыре года?

Всего написала девять икон. С Божией помощью закончила икону Божия Матерь «Игоревская», этот тип икон «Умиление», здесь Господь – младенец и находится в объятиях Богоматери, что очень близко моей душе. Когда я закончила икону и поставила ее в доме, мне показалось, что ей тесно у нас. С благословения матушки Александры, настоятельницы женского монастыря Казанской Божией Матери я отдала ее в монастырь. Теперь хочу написать икону Божией Матери – Премудрость София «Новгородская». Но это уже как Господь сподобит.

Когда иконописцы звершили работу над образом Ангела Хранителя, в соборе Святой Живоначальной Троицы состоялось долгожданное событие – освящение икон.

– Мама, икона – это картина?

– Это – окошко в Божие Царство,

Там, где сияют Любовь, Красота.

– Значит, художник был в этом царстве?

– Нет, но увидел, сердцем проник.

– И оттого так нездешне-прекрасен

Господа нашего ласковый лик.

– Знаешь, что главное в каждой иконе?

– Я догадалась! Это глаза.

Кажется, смотрят они прямо в душу,

Кажется, могут творить чудеса!

Пишут иконы – иконописцы,

Пост и молитва – помощники им.

Видит Господь утомлённые лица

И насыщает Духом Святым.

В каждой иконе присутствие Бога,

В каждой иконе немеркнущий свет

Горнего мира и Духа Святого,

Образы тех, кто спасает от бед.

Материал подготовлен с помощью Нины Павловны Дорониной

Фото Виктора Жернакова, Любови Гарцевой

6 Ответов to “«Икона – молитва в красках»”

Ксенюшка, огромное-преогромное вам спасибо!

Будто снова на мастер-класс попала!

ЗдОрово подобран весь материал – очень разносторонне, разнопланово, всё живо и интересно. Читается просто “на одном дыхании”!

Помощи вам Божией!

PS/ Теперь, благодаря вам, у нас ещё и фото с мастер-класса появились!

Благодаря Виктору Евгеньевичу 🙂

Спасибо, что читаете!

Здравствуйте. Можно обучаться у Александра Шарнова заочно, по интернету.

Мир вам добрые люди .Дай вам бог здоровья и всех благ. Я очень хочу быть с вами и заниматься таким благородным делом

Сергей Соломенников нынче в Озерной. Храм строит.

Оценка 4.1 проголосовавших: 27
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here