Каждение и его символика молитва кадила

Религиозное чтение: каждение и его символика молитва кадила в помощь нашим читателям.

Что означает каждение в храме?

Давайте выделим некоторые смысловые значений каждения. Дым кадильный символизирует Божию благодать, которая подобно дыму окутывает верующих в храме. Есть молитва на благословение кадила, в которой священник просит Господа, чтобы он ниспослал верующим благодать Духа Святаго. Непередаваемое благоухание фимиама призвано возвышать и окрылять чувства верующих, отрывая их от обыденности и земной суеты. Ладан, благолепие иконописи и архитектуры, красота церковного пения являют образ Неба на земле.

Фимиам также символизирует молитву. В молитве поется: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою» (Пс.140:2). Во время каждения густые клубы благоухающего фимиама медленно и плавно поднимаются вверх, вот так и ум наш должен в мире и тишине восходить к Господу Богу.

На совершение дел благих

У святителя Иннокентия Херсонского есть такие слова:

«Да будет хладное и бесчувственное сердце мое, по крайней мере, подобно кадилу, на которое зрю я во время богослужения! Как в кадиле, по наполнении его огнем, фимиам неудержимо стремится вверх, к сводам храма, так да парят мысли и чувства мои к престолу благодати Твоей, когда Святая Церковь возжигает их огнем своих молитв и песнопений! Как кадильница становится легче, когда улетает из нее фимиам, так да соделываюсь после молитвы и я легчайшим в духе и сердце, бодрейшим на совершение дел благих!».

В священном писании есть множество примеров воскурения фимиама, приношения его в жертву Богу. Например волхвы принесли Младенцу Христу золото, ладан и смирну. В Ветхом Завете приносили в жертву Богу благоухающий фимиам. Каждение, как прообразовавшее собой благоухание подвига Христова, настолько приятно Богу, что Моисей в Ветхом Завете, каждением ладана остановил Божий гнев на Израиля за непослушание (Чис. 16, 46-48; Прем. 18, 21).

Есть еще одна символика: как кадильница вмещает в себе горящий уголь, так Богородица смогла вместить в себя Самого Господа, Иисуса Христа.

В честь Богу

Архиепископ Фессалоникийский Блаженный Симеон, разъясняет о каждении так: “Кадило служит к тому, чтобы в нем вместе с фимиамом приносить Богу огонь, как служебный Ему: ибо Создателю всяческих прилично приносить дары от всех стихий: и свет, и воду, и земные произведения, как то: хлеб и вино, и воздух, который изображается фимиамом, разрешающимся в воздухе, и прочее.

Огонь, как вещество сожигающее, освещающее и согревающее одушевленных, изображает также Божество. Кадило и огонь служат еще для принесения фимиама, который приносится нами в честь Богу и как дар благословенный в честь Его упокоения, и ради нашего освящения.

Ибо как, погружаясь в крещении, мы очищаемся всем телом. будучи помазываемы миром, освещаемся и возвеселяемся, и благовонием возгреваем и освящаем обоняние и сердце: так фимиамом очищаем наше обоняние и дыхание точно так же, как Божественным хлебом и чашею питаем и укрепляем душу, и видением и красотою святых, и светом божественных светов свято просветляем и просвещаем зрение.

Для нашего посвящения и освящения

Посему и предано Церкви делать это как во славу Создателя (ибо все от Него), для прославления Виновника, так и для нашего просвещения и освящения. Фимиам освящает воздух и вместе с тем наше обоняние и дыхание: потому что сообщает благоухание, от одного какого-либо вещества разливая благовоние на все при помощи огня. Посему он также изображает Святаго Духа: ибо и Он — один Сам в Себе, по всем разделяет дары, и все чрез Него получают благодать”.

Добавить комментарий Отменить ответ

  • Ateist к записи Быть атеистом плюсы и минусы
  • Андрей к записи Семь смертных грехов. 7 смертных грехов и борьба с ними!
  • Аноним к записи Молитвы о сохранении семьи. Молитва о семье святым
  • Ирина к записи Католическая молитва святой Марте в православных устах
  • Хранитель к записи Конец света — воображение ума или реальность, когда наступит апокалипсис
  • Тамара к записи Молитвы о сохранении семьи. Молитва о семье святым
  • Иван к записи Молитвы о сохранении семьи. Молитва о семье святым
  • Сергей к записи Молитвы о сохранении семьи. Молитва о семье святым

Жизнь в православии

Москва, Яковоапостольский переулок,

д. 12, строение 1

© 2017 Жизнь в православии

Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru

Хотите получать обновления?

Подпишитесь, чтобы не пропустить новые публикации

Что такое каждение?

Многим из вас знакома картина, когда священник, держа в руке дымащееся кадило, ходит по храму, размахивая кадилом. Давайте разберемся простыми словами, зачем нужно кадить в храме? И что делать, если в храме священник кадит?

Каждение (оно же «окуривание», оно же «сжигание благовоний»), это когда батюшка (священник) в церкви берет в руку дымящееся кадило (металлический предмет на цепочке) и обходит с молитвой и поклонами сначала по кругу внутри храма, а потом со стороны иконостаса направляет его в сторону присутствующих в церкви. Каждение – это благоуханная жертва Богу. В металлическую кадильницу (кадило) на раскаленные угли полагается душистая смола восточных деревьев – ладан. При сгорании он образует благовонный дым – фимиам.

Каждение означало силу, отгоняющую злых духов, славу Божию и возношение молитв к Богу. Сам Господь в Ветхом Завете повелел Моисею сделать в скинии особый жертвенник для священного курения ароматических веществ. Волхвы, пришедшие поклониться Христу, среди прочих даров преподнесли Богомладенцу ладан. Евангелист Иоанн Богослов видел в Откровении в Небесном храме Ангела, приемлющего золотую кадильницу.

При глубокой молитве, спасительная и всеосвящающая благодать Святого Духа также наполняет наши сердца, как благодать фимиама (дыма от кадила, точнее ладана в нём) наполняет храм. Считается, что дым ладана из кадила отгоняет нечистую силу (все же знаете присказуку «как черт от ладана»).Что делать при каждении?

Автор публикации

Православный колокольный звон

Что такое Крестный ход

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Что символизирует кадило и каждение?

Кадило – металлическая чаша на цепочках, в которую на раскаленные угли кладут ладан; во время богослужения кадило раскачивают и встряхивают, распространяя благовония.

Кадило – один из символов православного богослужения. С апостольских времен совершается каждение во время молитвы. В металлическую кадильницу на раскаленные угли полагается душистая смола восточных деревьев – ладан. При сгорании он образует благовонный дым – фимиам.

Сожжение жертв пред Богом появилось на Земле в древнейшие времена. Достаточно вспомнить жертву праведного Авеля. Сам Господь в Ветхом Завете повелел Моисею сделать в скинии особый жертвенник для священного курения ароматических веществ. Волхвы, пришедшие поклониться Христу, среди прочих даров преподнесли Богомладенцу ладан. Евангелист Иоанн Богослов видел в Откровении в Небесном храме Ангела, приемлющего золотую кадильницу.

По толкованию Святых Отцов, огонь как вещество сожигающее и согревающее изображает собою Божество. Поэтому огонь кадильных углей знаменует Божественную природу Христа, само вещество угля – Его человеческую природу, а ладан – молитвы людей, приносимые Богу. Кадильница есть образ Богоматери, вместившей Невместимого Христа. Во многих молитвах Пречистая называется кадилом благовонным.

Перед началом каждения священник произносит молитву: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню (запах) благоухания духовного, еже прием в пренебесный мысленный Твой жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа». Из этой молитвы ясно, что видимый дым кадила означает невидимое присутствие благодати Господней, духовно укрепляющей верующих.

Богослужебное каждение бывает полным, когда охватывает весь храм, и малым, когда кадят алтарь, иконостас и предстоящих людей с амвона. Когда каждение совершается священным предметам – иконам, храму, оно относится к Богу, воздавая Ему подобающую честь и хвалу. Когда же кадило обращается к людям, этим свидетельствуется, что Дух Святой нисходит на всех верных, как носящих в себе образ Божий. По традиции в ответ на каждение принято кланяться.

В храме следует всегда стоять лицом к алтарю, поэтому во время каждения нельзя поворачиваться к нему спиной, нужно лишь слегка развернуться в сторону священника с кадилом и поклониться.

Вслед за благовестом начинается в храме часть бдения, которую можно назвать безмолвною. Она состоит в каждении всего храма. То, что каждение это, требующее немало времени, полагается производить все до начала самой службы и в присутствии всех собравшихся к ней, которые пред ним приглашаются встать, равно как обстоятельность, с какою описывается это каждение в Типиконе, — все это делает из каждения как бы особую службу, предшествующую всенощному бдению и подготовляющую к нему, подобно тому как подготовляет к нему и благовест. Подготовление там и здесь различного рода, но от этого оно тем всестороннее. Благовест подготовляет верующих к службе звуками — музыкой. Каждение приготовляет нас к службе «вонею благоухания». Духовному, «умному» богослужению предшествует это телесное, внешнее. Фимиам возносит ум к престолу Божию, куда он направляется с нашими молитвами. Во все века и у всех народов сожжение благовоний считалось лучшей, чистейшей вещественной жертвой Богу, и из всех видов вещественной жертвы, принятых в естественных религиях, христианская Церковь удержала только эту и еще немногие (елей, вино, хлеб). И внешним видом ничто так не напоминает благодатного дыхания Духа Святого, как дым фимиама. Исполненное такого высокого символизма, каждение много способствует молитвенному настроению верующих и своим чисто телесным воздействием на человека. Благовония действуют повышающе, возбудительно на наше настроение. С этой целью устав, например, пред пасхальным бдением предписывает уже не просто каждение, а чрезвычайное наполнение храма запахом из поставленных сосудов с курениями.

В св. Софии Константинопольской, по крайней мере пред богослужением, на котором присутствовал царь, производилось наполнение храма благовониями из особых отверстий в полу. В «Книге Паломник» архиеп. Новгородского Антония (XII в.), рассказывается об этом так:

«Церковь мощена красным мрамором, а под нею доплеко (второй пол), и подходят человецы и учинено сквозе мрамор проходи. И егда внидет царь в церковь ту, тогда понесут под испод много ксилолоя (алоэ) темьяна (фимиама) и кладут на углие и исходит воня проходы теми во церковь на воздух» .

По уставу грузин. Шиомгвимского мон. XIII в. кандиловжигатель между первым и вторым звоном ко всенощной кадит церковь

Особенности настоящего каждения:

а) совершитель его

Так как каждение в начале бдения первое в круге суточных служб, то оно совершается с особою торжественностью и описано с тою же подробностью, как в 22 гл. Типикона, посвященной каждению специально. На начало бдения каждение (как и возглас «Слава Святей…») перенесено с начала утрени. Посему, как и там, оно совершается священником, а не диаконом, — ввиду особой важности момента. (Ср. полиелей; на литургии кадит диакон, так как священник занят более важными священнодействиями).

Историческое основание для совершения настоящего каждения именно священником — то, что утреня и вечерня совершались без той торжественности, с какой литургия, а потому без диакона; а в монастырях не всегда и бывал диакон.

б) Свеча при каждении

Другую особенность настоящего каждения, тоже общую у него с каждением в начале утрени и полиелейным, составляет преднесение кадящему священнику свечи. На вечерне, как службе менее торжественной, чем утреня, каждение совершается без свечи; на литургии же каждение отступает на второй план перед другими более священными действиями и потому совершается с меньшею торжественностью, тоже без свечи.

Историческим основанием этой разницы является то, что утреня, с начала которой перенесено настоящее каждение на начало бдения, всегда начиналась ночью, до рассвета, когда ходить по храму и всем его нефам и нельзя было без светильника; вечерня же и литургия совершалась всегда днем.

Но так как каждение в начале бдения, как и утрени, не должно быть все же столь торжественно, как на полиелее, то светильник указано носить при каждении не диакону, как на полиелее, а параекклисиарху или кандиловжигателю. Впрочем, далее в скобках Типикон замечает, что в соборах и приходских храмах «действует сия диакон». В Киево-Печерской лавре только в начале утрени свечу предносит кадящему священнику инок в мантии, на бдении же диакон.

Историческое основание для уставного требования, чтобы кадящему священнику предшествовал со свечой параекклисиарх, а не диакон, — то, что бдение за отсутствием диаконов совершалось большей частью одним священником. На полиелее же иначе, потому что полиелей введен в службу, когда в монастырях большей частью имелись диаконы.

Частнее каждение пред бдением Типикон описывает следующим образом. Кандиловжигатель или параекклисиарх после благовеста зажигает свечу в подсвечнике и ставит ее пред царскими дверьми. В приходских церквах и в тех монастырях, где всенощную начинает диакон со священником, свечу носит диакон, который предносит ее священнику и при каждении алтаря.

В греческом уставе Шиомгвимского мон. XIII в. нет этого замечания о свече (кандиловжигатель прямо берет ее в руки пред возгласом). В рукописных греч. и слав. Типиконах XIII–XIV в. указывалось эту свечу или лампаду ставить среди церкви . В Типиконах XV и XVI вв. указывается ставить ее или «прямо царским дверем поблизко» , или «посреде церкви прямо царским дверем» . Так и в первых печатных изданиях устава. Царскими дверями называются главные двери из притвора в храм; они, следовательно, разумеются и здесь, почему свеча, стоящая пред ними, оказывается среди храма. В правленом экземпляре устава для издания 1672 г. слова «посреде церкве» и «поблизко» зачеркнуты и начиная с этого издания не вносятся в устав (в старообрядческом уставе сохранены), очевидно, потому, что под царскими дверями стали разуметь алтарные.

Н. В. Маслов

Духовные рассуждения и нравственные уроки схиархимандрита Иоанна (Маслова)

Каждение в храмах Божиих

Каждение в храмах Божиих пред священными предметами и при совер­шении жертвоприношения Богу ведет свое начало с глубокой древности. Из Священного Писания известно, что Сам Господь через Моисея повелел Аарону совершать каждение в скинии утром и вечером перед кивотом Завета (см.: Исх.30,7–8 ). Далее в Библии сказано, что Моисей по велению Божию совершил благовонное каждение над золотым жертвенником, и покрыло облако скинию, и слава Господня наполнила ее (см. Исх.40,27,34 ).

Святой апостол Иоанн Богослов в Откровении указывает, что видел Ангела, который возносил к Богу молитвы святых посредством каждения. «И пришел. Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотый жертвенник. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога» ( Апок.8,3–4 ) (7, с.402).

Каждение – неотъемлемая часть богослужения. Что оно выражает?

Из этих слов Священного Писания ясно, что каждение является неотъем­лемой частью богослужения и выражает, во-первых, Божественную любовь, изливающуюся на весь род человеческий, а во-вторых – благодать Святого Духа, которая таинственно всех освящает и услаждает, а также способствует молящимся возносить свои молитвы к Престолу Всевышнего (Там же).

Когда совершается каждение?

Во время богослужения, по установившейся в Православной Церкви практике, полное каждение совершается в начале всенощного бдения во время пения 103-го псалма, на вечерне – при пении стихиры на «Господи воззвах»; на утрени – во время чтения двупсалмия, на полиелее, на 9-й песни канона и на Божественной литургии после проскомидийного отпуста. На последнем каждении следует остановиться более подробно.

После окончания проскомидии диакон берет горящее кадило в правую руку, вложив в него ладан, и идет на горнее место, где трижды осеняет себя крестным знамением, затем обращается к священнослужителю, совершаю­щему проскомидию, со словами «Благослови, Владыко, кадило». Последний, благословляя кадило крестообразно рукой, произносит молитву: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню благоухания духовного, еже при­ем в пренебесный Твой Жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа». Эта молитва утверждает истину, что Дух Святой всегда при­сутствует в Церкви Христовой, особенно во время совершения Божественной литургии.

Далее диакон, открыв завесу царских врат, начинает совершать каждение крестообразно (Типикон, гл.22 Крестообразное каждение в церковном употреблении, по мысли проф. М.Скабалановича, совершалось тогда, когда кадильница была без цепочек. В настоящее время оно заменено троекратным возношением кадила пред каждым священным образом. Толковый Типикон. Киев, 1913, стр.54) вокруг Престола сначала с западной его стороны, а за­тем с южной, восточной, и наконец, с северной. Совершая каждение святой трапезы, диакон читает тропарь св.Иоанна Дамаскина: «Во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в Раи же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй Неописанный». В слова этого тропаря святой отец вложил глубочайший догматический смысл, а именно – отобразил погребение Спасителя, а также то, что Он как Бог Вездесущий, Необъемлемый, Неописуемый пребывал и во гробе, и в Раи с разбойником, на Престоле со Отцем, в то же время душой был во аде, оттуда вывел души всех людей, которые ожидали Его пришествия.

Этот тропарь читается диаконом во время каждения престола еще и потому, что эта святая трапеза, по мысли епископа Виссариона, является подобием гроба Христова (Виссарион, епископ. Толкование на Божественную литургию. СПб, 1895, с.35) и Горним Престолом Всевышнего (Историческое, догмати­ческое и таинственное изъяснение на Литургию. М, 1816, с.27), на котором пребывает вечно Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой.

Закончив каждение престола, диакон затем кадит весь алтарь, то есть горнее место, жертвенник (Булгаков С.В. Настольная книга для священно церковнослужителей. Харьков, 1900, с.812) (ибо на нем – Св.Дары), далее иконы на правой стороне от себя, потом – на левой и икону над царскими вратами, затем кадит священнослужителей в алтаре и всех присутствующих, а если здесь находится архиерей, то сначала его трижды по три.

Затем диакон выходит через северные двери, кадит царские врата, правую и левую стороны иконостаса и потом певцов и народ. Далее совершается каждение всего храма, начиная с восточной стороны в направлении к южной (по солнцу), и молящихся. Возвратившись на амвон, диакон кадит местные иконы – Спасителя и Божией Матери – и уходит южными дверями в алтарь (Булгаков С.В. Цит.соч. Примечание к вечерне. с.765), где снова кадит святой престол с западной стороны, потом идет на горнее место и кадит оттуда слу­жащего священника, а если присутствует архиерей, то только его три раза.

Отдав кадило пономарю, диакон делает крестное знамение на горнем месте и поклон священнику. Во время каждения алтаря и храма диакон, согласно уставу, должен читать 50-й псалом, в котором он выражает свое смирение пред величием Божиим и умоляет Творца простить его согрешения (Там же, с.402–403).

Что означает каждение?

Возношение благовонного фимиама во время каждения икон и молящихся означает то, что посредством его воздается особая честь святым, а священнослужители и народ освящаются невидимой благодатью Святого Духа. Блажен­ный Симеон Солунский по этому поводу пишет: «Священник кадит Престол, храм и всех, священным вещам воздавая честь, как вещам божественным, а предстоящих освящая. Потому, начиная с святого святых – престола, он кадит все по порядку, не просто воскуряя фимиам, но запечатлевая и освящая его, и через молитву принося и вознося его Христу с молением о том, да при­ятно будет кадило горе и да ниспошлется нам благодать Всесвятого Духа; таким образом через фимиам мы приемлем благодать, и никто пусть не пре­небрегает каждением» (Писания св.отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию Православного богослужения, т.II, СПб, 1856, с.413) (Там же, с.403).

Каждение побуждает к усердной молитве и богоугодной жизни

Кроме воздаваемых почестей святым иконам и освящения всех присутствующих, каждением диакон побуждает молящихся возносить усердную молитву к Престолу Вышнего, и не только возноситься умом к Богу, но жизнь свою про­водить так, чтобы она благоухала подобно фимиаму, о чем и говорит апостол Павел: «Мы Христово благоухание Богу» ( 2 Кор.2,15 ) (Там же).

Благодаря каждению все в храме приобщаются благодати

Итак, каждение за богослужением должно исполняться обязательно всеми священнослужителями с благоговением и страхом Божиим, потому что через это видимое действие все в храме освящаются и таинственным образом при­общаются благодати Святого Духа (Там же).

Пренебрегая каждением, пастырь лишает паству общения с Церковью торжествующей

Пренебрегая каждением, пастырь Церкви Христовой тем самым лишает себя, а также своих пасомых благодатного воздействия Духа Божия, молит­венного общения с торжествующей Церковью (Там же, с.403–404).

Смысл каждения во время чтения Апостола

Каждение во время чтения Апостола означает, во-первых, распространение по всей вселенной святыми апостолами благовествования о Христе и христи­анской жизни, а во-вторых, сообщение верующим благодати Святого Духа посредством Таинств (Там же, с.380).

Вечером с понедельника по четверг первой седмицы Великого поста на великом повечерии читается канон св.Андрея Критского. В тропарях этого канона изложены все побуждения к посту и покаянию, приводятся многочис­ленные примеры из Ветхого и Нового Завета, применительно к нравственному состоянию души грешника, оплакивающего свои грехи. Канон назван великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нем заключенных, так и по коли­честву его тропарей (около 250, тогда как в обычных канонах их бывает около 30). Великое повечерие первых четырех дней называется «малым стоянием», в отличие от «Андреева или Мариина стояния» на 5-й седмице и «великого стояния» в Великий Пяток.

Внешнее отличие канона св.Андрея Критского от других канонов состоит в том, что он имеет все девять песней (включая вторую), и к каждому тропарю поется припев. «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». В среду и четверг к покаян­ному канону прибавляются несколько тропарей в честь св.Марии Египетской, обратившейся от глубокого падения к высокому благочестию. Впоследствии к этому канону были прибавлены тропари и в честь творца его – св.Андрея Критского (4, с.233).

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Оценка 4.1 проголосовавших: 20
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here