Икона «Лабиринт духовный» отражает представления о земном пути души христианина с помощью древнего образа лабиринта, перешедшего из античности в средневековую Европу, а затем на Русь. Изображения лабиринта помещаются на стенах и мозаичных полах в готических соборах Шартра, Реймса, Амьена. Русским читателям была известна книга чешского философа и педагога Яна Амоса Коменского († 1660) «Лабиринт мира и рай сердца» с русским стихотворным предисловием 1630-х годов. Однако иконописные соображения с этим сюжетом распространяются только с XVIII столетия и основаны на текстах Священного Писания и творениях отцов Церкви.
Икона "ЛАБИРИНТ ДУХОВНЫЙ", 18 век, Дерево, темпера, 54 х 44 см Местонахождение – Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург Лаб иринт показывает, что наверх (в Рай) есть всего 1 выход, тогда как в Ад их ведет множество (каждый подписан снизу одним из грехов: БЛУДЪ, УНЫНИЕ и так далее). В целом, композиция иконы отражает представления о земном пути христианина посредством древнего образа лабиринта, перешедшего из античности в средневековую Европу, а затем — на Русь.
Добавить комментарий
1 комментарий
Android
Выбрать язык Текущая версия v.208.1
Форум Ассоциации «Экология Непознанного» и вестника «Аномалия»
Лабиринты и христианство
Нравится
Не нравится
Странник 09 Апр 2013
И всё-таки, решил начать эту тему после того, как нашёл в Сети предлагаемую вашему статью. Для лучшего восприятия позволил себе снабдить перепечатываемую статью соответствующими иллюстрациями и. Простите, но не смог удержаться от комментария.
Иконография «Лабиринт духовный» относится к символико-догматическому направлению в иконописи. Богословско-догматическое и иллюстративное начала начинают доминировать в иконописи с середины XVI в. Именно с этого времени исследователи отмечают поворот в развитии русского иконописания: теперь икона часто иллюстрирует тексты молитв, песнопений, служб, стремится доступно изобразить и объяснить сложные богословские понятия. Древние иконографические схемы обогащаются новыми деталями и подробностями. Художественные перемены в иконописи этого времени настолько велики, что теперь икона часто лишь иллюстрация догмата, напоминание о Боге и горнем мире, но не посредник в общении с ним (1).
Композиционное построение, иконография и колорит
Круглый лабиринт, написанный на охристо-желтом фоне, имеет всего один выход наверх. Вниз же, в геенну огненную, ведут несколько путей, соответствующие двенадцати грехам, подписанным под ними: зависть, клевета, убийство, блуд, пьянство, гордость, тщеславие, уныние, гнев, сребролюбие, чревобесие и объедение. Таким образом, к семи смертным грехам (гордыня, зависть, обжорство, похоть, гнев, алчность и уныние) иконописец, наставляя христианина на истинный путь, добавляет еще несколько. Это расширение списка грехов позволяет нам заглянуть в духовный мир человека того времени и приближает нас к реалиям той эпохи.
Образная трактовка и смысловая разработка сюжета
Важную роль при создании художественного образа иконы играют символы и аллегории. Наиболее сильным эмоциональным воздействием обладает сам лабиринт. Он занимает центральную часть иконы и выделен масштабно: круг лабиринта огромен, а помещенный в его центр человек ничтожно мал. Этот выразительный прием подчеркивает и основной назидательный смысл изображения — человек должен выбрать для себя верный путь в огромном жизненном лабиринте, полном тупиков, трудностей и ложных, греховных дорог. Это изображение первым привлекает внимание зрителя — остальные детали иконы он начинает рассматривать лишь погодя.
Сцене смерти праведника, умирающего в преклонном возрасте и сопровождаемого прекрасным ангелом, противопоставлено изображение смерти молодого (он показан безбородым) грешника, над которым, грозный и устрашающий, вероятно, со списком грехов возвышается ангел сатаны. Эти две сцены противопоставлены не только по смыслу, но и композиционно.
В основе иконографии иконы «Лабиринт духовный», прежде всего, лежит дидактическое наставление, основанное на христианской морали. Часть текстов, воспроизведенных иконописцем на иконе, напрямую заимствована из Библии, что позволяет говорить о Священном Писании как об основном источнике. Тексты псалмов, приведенные по кругу лабиринта, говорят об избрании этой формы в качестве буквальной иллюстрации центральной надписи «како хочу ити путемъ» и по смыслу раскрывают тему наставления для христианина и испрашивания пути праведного у Господа, чтобы «с Христом прибывати вовечно».
При разработке сцен смерти грешника и праведника иконописец в целом придерживается сюжета «Видения», иллюстрируя его, как и автор литературного произведения, двумя сценами. При этом сцена смерти праведника изображается близкк тексту «Видения», а смерть грешника трактуется немного иначе — как противоположность смерти праведника, почти зеркально воспроизводя ее общую композицию.
Anastasia I. Dolgova
(St.Petersburg State University, Russia)
On the Origins and Symbolism of the Iconography of “Spiritual Labyrinth”.
This research deals with the iconography “The spiritual labyrinth” presented by the works of the 17th and 18th centuries in the collections of the State Museum of Religion History and New Jerusalem’s monastery. The study sheds new light upon the sources of this iconography declaring the connections between iconography and spiritual literature. Also some pictorial sources were found out — such as the western European engraving of the same period. This clearly demonstrates a new step in the evolution of this iconography in the 17th — 18th cc.
1 Смирнова Э. C. Икона Древней Руси. XI–XVII века // История иконописи: Истоки. Традиции. Современность. VI–XX века. М., 2002. С. 155.
Сообщение отредактировал Странник: 09 Апрель 2013 – 22:20
Причина редактирования: то то не так, то это не эдак
Нравится
Не нравится
Станислав 09 Апр 2013
Нравится
Не нравится
Странник 10 Апр 2013
Сообщение отредактировал Странник: 10 Апрель 2013 – 10:59
Нравится
Не нравится
Странник 11 Апр 2013
В поисках прототипов изображённых на рассматриваемых иконах лабиринтов, ещё раз пролистал имеющиеся под рукой материалы. Таких, чтобы совсем были похожи – пока не обнаружил. Обнаружу – сообщу.
Сообщение отредактировал Странник: 14 Апрель 2013 – 10:18
Причина редактирования: исправление грамматических ошибок
Нравится
Не нравится
grvakh 11 Апр 2013
Нравится
Не нравится
RaLana 12 Апр 2013
grvakh (11 Апрель 2013 – 22:37) писал:
Нравится
Не нравится
Странник 12 Апр 2013
Нравится
Не нравится
Странник 23 Апр 2013
В развитие темы о взаимосвязи лабиринтов и христианства предлагаю для ознакомления (и, если у кого-то вдруг появится желание , обсуждения) далеко не бесспорную, на мой взгляд, статью М.М. Шахновича «О лабиринтах, или к вопросу о первых христианах на Крайнем Севере».
Один из способов найти верное направление в лабиринте – это вернуться от тупика назад – к началу пути.
2. В одном случае на Большом Заяцком острове в разобранной каменной куче присутствуют кости коровы.
3. Сходство комплексов каменных сооружений на Большом Заяцком острове с подобными объектами в Карелии (валунные кучи, оградки), которые относятся к XI–XII векам, и считаются «корельскими» древностями [Шахнович, 2003. С. 114–115].
4. Каменные кучи, включенные в конструкцию лабиринта, с очень большой долей вероятности можно рассматривать как основание для деревянной конструкции или как обозначение сторон света (север-юг) [Виноградов, 1927. С. 105].
– материалом для строительства избирались подручные «камни» или дерн, что подчеркивает «символичность» акта их возведения;
– один из лабиринтов Большого Заяцкого острова представляет собой «крестообразную фигуру», вписанную в пять круговых выкладок [Мартынов, 2002. С. 64], хотя в данном случае нельзя исключать и позднюю, «монастырскую» дату его создания. Подобный тип лабиринтов представлен не только этим экземпляром [Шумкин, 1994. С. 47];
– позднее время их возведения может подтвердить и тот факт, что большое количество лабиринтов располагается на достаточно низких морских террасах, что при ощутимом во времени гляциоизостатическом поднятии Балтийского щита – очень важный показатель. Например, из почти 160 лабиринтов Северной Швеции сто построены на высоте до 10 м над уровнем моря, то есть не могут быть датированы старше раннего средневековья [Kraft, 1977, p. 79–80]. Тоже отмечается и для объектов на морском побережье Финнмаркена [Cергард, 2003. С. 119];
– в христианских приходах Скандинавии в раннем средневековье символ лабиринта был включен в религиозную обрядность на самом высшем уровне, то есть занимал одно из центральных мест в католических соборах, хотя А. А. Спицин и предполагает, что это – просто «удобное в декоративном отношении элемент» дизайна пола [Спицин, 1904. С. 102–104];
Елисеев А. В. По белу-свету: Очерки и картины из путешествий по трем частям старого света. – СПб., 1904. – Т. II.
Ениосова Н. В. Украшения анголо-саксонского и ирландского происхождения на территории Древней Руси // Ладога и Северная Евразия от Байкала до Ла-Манша. – СПб., 2002. – С. 127–130.
Мартынов А. Я. Археологические памятники Соловецкого архипелага. – Архангельск, 2002.
Памятная книжка Архангельской губернии на 1913 год. – Архангельск, 1913.
Сергард О. Лабиринты Севера // Природное и историко-культурное наследие Северной Фенноскандии. – Петрозаводск, 2003. – С. 117–119.
Спицин А. А. Северные лабиринты // Известия Императорской археологической комиссии. – Вып. 6. – СПб., 1904. – С. 101–112.
Уваров А. С. Христианская символика. – М., 2001.
Шахнович М. М. К вопросу о валунных насыпях на островах в Белом море // Природное и культурное наследие Северной Фенноскандии. – Петрозаводск, 2003. – С. 111–116.
Шумкин В. Я. Каменные лабиринты Европы: Опыт постановки проблемы // Духовная культура: проблемы и тенденции развития. – Сыктывкар, 1994. – С. 47–49.
Bдcksbacka Ch. Stenlabyrinter i Finland // Finskt Museum. – 1972. – S. 64–73.
Kraft J. Labyrint och ryttarlek // Fornvannen. – 1977. – № 72. – S. 61–80.
Maiseman Muisti. – Helsinki. 2001.
М. М.О лабиринтах, или к вопросу о первых христианах на Крайнем Севере // Русская культура нового столетия: Проблемы изучения, сохранения и использования историко-культурного наследия / Гл. ред. Г. В. Судаков. Сост. С. А. Тихомиров. – Вологда: Книжное наследие, 2007. – С. 104-109.
Нравится
Не нравится
Станислав 23 Апр 2013
Нравится
Не нравится
Странник 23 Апр 2013
Нравится
Не нравится
Ладомир 23 Апр 2013
Я правильно понимаю – внутри лабиринта зеленым отмечены точки бифуркации?
Сообщение отредактировал Ладомир: 23 Апрель 2013 – 17:46
Нравится
Не нравится
Странник 23 Апр 2013
Странник (23 Апрель 2013 – 15:28) писал:
Сообщение отредактировал Странник: 23 Апрель 2013 – 17:48
Нравится
Не нравится
Ладомир 23 Апр 2013
Странник (23 Апрель 2013 – 17:46) писал:
Сообщение отредактировал Ладомир: 23 Апрель 2013 – 19:27
Нравится
Не нравится
Странник 23 Апр 2013
Нравится
Не нравится
Ладомир 24 Апр 2013
Якобы valcan555_* 24 Апр 2013
Ладомир (24 Апрель 2013 – 08:52) писал:
Нравится
Не нравится
Татьяна Ф. 24 Апр 2013
Якобы valcan555_* 25 Апр 2013
Татьяна Ф. (24 Апрель 2013 – 21:33) писал:
Я его, правда, слушаю не всегда – очень трудно контролировать эмоции.
Даже когда кажется, что не так, после недолгого раздумья понимаю, что это было самое лучшее решение. (как-то непонятно рассказал, да?).
Нравится
Не нравится
Татьяна Ф. 25 Апр 2013
Но речь-то в данной теме немного о другом, верно? Давайте всё же придерживаться основного контекста темы.
Нравится
Не нравится
Странник 25 Апр 2013
Татьяна Ф. (24 Апрель 2013 – 21:33) писал:
Сообщение отредактировал Странник: 25 Апрель 2013 – 05:48
svetlana973
Жизнь в Астрале
про сны и сновидения
Икона служит неким детектором греховности: отправившись зрительно из центра в путь, вы упретесь именно в свой главный грех. Результат поразителен. Это, конечно, не касается праведников…
Икона “Лабиринт духовный” 18 века. Находилась в Новоиерусалимском монастыре, теперь в историко-архитектурном и художественном музее “Новый Иерусалим”. Холст, масло. 57х80 см.
Икона “Лабиринт духовный” отражает представления о земном пути души христианина с помощью древнего образа лабиринта, перешедшего из античности в Средневековую Европу, а затем – на Русь. Изображения лабиринта помещатся на стенах и мозаичных полах в готических соборах Шатра, Реймса, Амьена. Русским читателям была известна книга чешского философа и педагога Яна Амоса Коменского, умершего в 1660 году, “Лабиринт мира и рай сердца” с русским стихотворным предисловием 1630 годов. Однако иконописные изображения с этим сюжетом распространяются только с 18 столетия и основаны они на текстах Священного Писания и творениях Отцов Церкви.
В центре иконы изображен лабиринт, из которого два выхода введут вверх, в жизнь вечную, и одинннадцать – вниз, в геенну огненную. Внутри лабиринта – круг, где представлены начало и конец пребывая человека на земле. Младенец еще лежит в колыбели (слева), а его уже готова скосить смерть, изображенная в виде скелета (в центре). На смертном одре (справа) душу человека принимает Ангел, но тут же стоит и бес со списком грехов усопшего. Жизненный путь человека изображен как уступчатая лестница, по которой поднимаются и спускаются мужчина и женщина. На первой ступени они еще дети, на последней – глубокие старцы. Надписи указывают их возраст – от 1 года до 90 лет.
Рифмованные тексты в верхней части лабиринта наставляют следовать за Христом, Который всех к Себе призывает и “райские врата усердно отверзает”. Здесь же – слова Псалма “Пути Твоя, Господи, скажи ми, и стезям Твоим научи мя” (Пс.24:4). Надпись в нижней части лабиринта “Яко зол душа моя наполнится и живот мой аду прилжася” (Псалом 87:4).
Под лабиринтом изображена преисподня. В правом углу – огненная пасть сатаны, куда низвергаются души грешников в виде обнаженных фигурок. Здесь же помещены наименования грехов: “БЛУД”, “УНЫНИЕ”, “СРЕБРОЛЮБИЕ”, “ПЬЯНСТВО”, “ТЩЕСЛАВИЕ”, “ГОРДОСТЬ”, “УБИЙСТВО”, “ГНЕВ”, “НЕМИЛОСЕРДИЕ”, “ЗАВИСТЬ”, “ОКЛЕВЕТАНИЕ”, “ОБЪЕДЕНИЕ” (справа налево). Преисподня населена демонами – воинами тьмы, которые ведут с людьми духовную брань. Они поражают род человеческий с помощью страстей, изображенных в виде земного оружия – лука, ружья, пушки. Но между бесами мы видим и Ангелов, извлекающих раскаявшиеся души из греховной бездны.
Над лабиринтом изображено Царство Небесное с Градом Иерусалимом Новым, к стенам которого приближаются души праведников в виде двух отроков, сопровождаемых Ангелами. Образ Града Горнего соответствует Апокалипсису (Откр.21). В небе над Новым Иерусалимом – Дух Святой в виде голубя, Пресвятая Богородица и святой Иоанн Предтеча, обращенные к Господу Вседержителю с молитвенным ходатайством о спасении человечества.
Глубокое духовно-назидательное содержание, выраженное в наглядных образах, способствовало появлению разных изводов “Лабиринта” не только в иконописи, но и в русской народной картинке – лубке.
Иногда экскурсоводы предлагают взглядом пройти лабиринт, и узнать свой главный грех, а возможно и наверх попасть, то есть выйти к Новому Иерусалиму.
Если плохо читается, разъяснение: Справа на лево: Блуд, Уныние, Сребролюбие, Пианство, Тщеславие, Гордость, Убийство, Гнев, Немилосердие, Зависть, Оклеветание, Объядение.
Часть 34 – Икона “Лабиринт духовный” как определить свои грехи
Икона “Лабиринт духовный” как определить свои грехи
Эта икона называется «Лабиринт Духовный», включает 12 кругов: два входа ведут в Царствие Небесное, а двенадцать – в ад.
Икона служит неким детектором греховности: отправившись зрительно из центра в путь, вы упретесь именно в свой главный грех. Результат поразителен. Это, конечно, не касается праведников…
Икона “Лабиринт духовный” 18 века. Находилась в Новоиерусалимском монастыре, теперь в историко-архитектурном и художественном музее “Новый Иерусалим”. Холст, масло. 57х80 см.
Икона “Лабиринт духовный” отражает представления о земном пути души христианина с помощью древнего образа лабиринта, перешедшего из античности в Средневековую Европу, а затем – на Русь. Изображения лабиринта помещатся на стенах и мозаичных полах в готических соборах Шатра, Реймса, Амьена. Русским читателям была известна книга чешского философа и педагога Яна Амоса Коменского, умершего в 1660 году, “Лабиринт мира и рай сердца” с русским стихотворным предисловием 1630 годов. Однако иконописные изображения с этим сюжетом распространяются только с 18 столетия и основаны они на текстах Священного Писания и творениях Отцов Церкви.
В центре иконы изображен лабиринт, из которого два выхода введут вверх, в жизнь вечную, и одинннадцать – вниз, в геенну огненную. Внутри лабиринта – круг, где представлены начало и конец пребывая человека на земле. Младенец еще лежит в колыбели (слева), а его уже готова скосить смерть, изображенная в виде скелета (в центре). На смертном одре (справа) душу человека принимает Ангел, но тут же стоит и бес со списком грехов усопшего. Жизненный путь человека изображен как уступчатая лестница, по которой поднимаются и спускаются мужчина и женщина. На первой ступени они еще дети, на последней – глубокие старцы. Надписи указывают их возраст – от 1 года до 90 лет.
Рифмованные тексты в верхней части лабиринта наставляют следовать за Христом, Который всех к Себе призывает и “райские врата усердно отверзает”. Здесь же – слова Псалма “Пути Твоя, Господи, скажи ми, и стезям Твоим научи мя” (Пс.24:4). Надпись в нижней части лабиринта “Яко зол душа моя наполнится и живот мой аду прилжася” (Псалом 87:4).
Под лабиринтом изображена преисподня. В правом углу – огненная пасть сатаны, куда низвергаются души грешников в виде обнаженных фигурок. Здесь же помещены наименования грехов: “БЛУД”, “УНЫНИЕ”, “СРЕБРОЛЮБИЕ”, “ПЬЯНСТВО”, “ТЩЕСЛАВИЕ”, “ГОРДОСТЬ”, “УБИЙСТВО”, “ГНЕВ”, “НЕМИЛОСЕРДИЕ”, “ЗАВИСТЬ”, “ОКЛЕВЕТАНИЕ”, “ОБЪЕДЕНИЕ” (справа налево). Преисподня населена демонами – воинами тьмы, которые ведут с людьми духовную брань. Они поражают род человеческий с помощью страстей, изображенных в виде земного оружия – лука, ружья, пушки. Но между бесами мы видим и Ангелов, извлекающих раскаявшиеся души из греховной бездны.
Над лабиринтом изображено Царство Небесное с Градом Иерусалимом Новым, к стенам которого приближаются души праведников в виде двух отроков, сопровождаемых Ангелами. Образ Града Горнего соответствует Апокалипсису (Откр.21). В небе над Новым Иерусалимом – Дух Святой в виде голубя, Пресвятая Богородица и святой Иоанн Предтеча, обращенные к Господу Вседержителю с молитвенным ходатайством о спасении человечества.
Глубокое духовно-назидательное содержание, выраженное в наглядных образах, способствовало появлению разных изводов “Лабиринта” не только в иконописи, но и в русской народной картинке – лубке.
Иногда экскурсоводы предлагают взглядом пройти лабиринт, и узнать свой главный грех, а возможно и наверх попасть, то есть выйти к Новому Иерусалиму.
Если плохо читается, разъяснение: Справа на лево: Блуд, Уныние, Сребролюбие, Пианство, Тщеславие, Гордость, Убийство, Гнев, Немилосердие, Зависть, Оклеветание, Объядение.
Поделиться “Икона “Лабиринт духовный” как определить свои грехи”
Похожие статьи
3 комментария
На редкость – такая красивая, интересная и необычная икона! Спасибо)))
У меня получилось –немилосердие. Буду разбираться сама с собой. Спасибо.
Для меня эта икона тоже оказалась интересной.
Милосердие – буквально означает любовь, которая способна на понимание. Верочка, мудрости и любви тебе на пути вверх, в духовном лабиринте:))