Религиозное чтение: мантра молитва йога в помощь нашим читателям.
Содержание
Йога – домашний курс
Путеводитель в мир йоги
Мантры и молитвы для йоги
Дата: 8/03/2011 / Просмотров: 955
Йога улучшит ваше здоровье, а в сочетании с мантрами она избавит вас от стресса, благотворно скажется на сердце и душе.
Поделиться:
Другие новости по теме:
Быстрый поиск:
Архив:
Весь материал на сайте изложен для ознакомительных целей!
При использовании материалов, указывайте активную гипер ссылку!
Йога – домашний курс. Онлайн энциклопедия по йоге. © 2011-2017.
Мантра-йога, медитация и православная молитва: вопрос совместимости
“…молитва веры исцелит болящего, и восставит
его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему”
Любая религия включает в себя духовный опыт [1], этот опыт есть результат следования некоей духовной практике; с ее помощью верующий человек стремится достичь той цели, которую ставит перед своими последователями исповедуемая им религия. Однако не любая духовная практика – благо.
В Священном Писании сказано: “Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь” (Рим.1:25). Не каждая духовная практика, претендующая на то, чтобы вести человека к Богу, приводит к Нему. Существуют духовные практики, результат применения которых будет прямо противоположным. Священное Писание предупреждает: “…многие обольстители вошли в мир…” (2Ин.1:7). Сегодня как никогда назрела острая необходимость в формулировке четких и ясных критериев, которые позволили бы отличить истинный путь к Богу от ложного. Православная Церковь имеет два основных вероучительных источника – это Священное Писание и Священное Предание, при этом Священное Писание является частью Священного Предания; но как Священное Писание, так и Священное Предание отражают опыт богообщения Православной Церкви. Наиболее глубокий опыт богообщения в рамках Православной Церкви имеют святые отцы. Их опыт является эталоном духовной жизни для любого православного христианина. В современной России широко распространены духовные практики чуждые Православию, имеющие свои корни в неоиндуизме [2], прежде всего, это мантра-йога в различных своих проявлениях и самые разнообразные виды медитаций. В данной статье автор попытается ответить на следующие вопросы: действительно ли не существует разницы между мантрами, медитациями, практикуемыми в неоиндуизме, и православными молитвами? А также можно ли рекомендовать практику мантр и медитаций людям, стремящимся к духовному совершенству? К сожалению, объем статьи не позволяет раскрыть все нюансы, связанные с заданной в статье темой, и многие вопросы не будут нами рассмотрены. Поэтому сразу оговоримся, что из всего имеющегося материала мы выделим лишь те аспекты проблемы, которые представляются нам наиболее важными и актуальными для российских читателей, оставляя без внимания множество интересных, но, как нам кажется, второстепенных, вопросов, связанных темой статьи. В первую очередь, определим основные понятия данной работы – “мантра” и “медитация” в рамках осмысления этих терминов в неоиндуизме.
Мантра – это “текст, произнесение которого, а нередко и твержение вполголоса или почти беззвучное бормотание многие тысячи раз считается производящим особые результаты, магические или духовные” [3]. Современные тантристы учат: “мантра – это звук или энергетическая вибрация, концентрируясь на которой, достигают спасения (от перевоплощений. – В.П.). Обычно слово мантра переводится как “очищающая ум или сознание”, так как “ман” означает ум или сознание (манас), а “тра” – очищать…. Мантра – это Абсолют, проявленный в звуке” [4]; “…с помощью повторения мантры мы постигаем свою Сущность, которая есть вечное разумное блаженство” [5]. Прабхупада [6] писал : “…мантра есть комбинация трансцендентных звуков, освобождающая наш ум от тревог” [7]. Существуют различные виды мантр: например, есть мантры, цель которых – разрушение [8], есть мантры, цель которых – исцеление болезней [9], мантры существуют практически на все случаи жизни, более того, есть мантры, которые являются именами злых духов [10]. Мантры неоиндуизма по форме напоминают магические заклинания. Существуют различные способы чтения мантр. Рассмотрим их. Джапа – это “многократное повторение мантры или имени бога с целью сосредоточения на сущности бога” [11]. Практикующему джапу “нужно сознательно вызывать эмоции… [12]” [13]. Помимо искусственно вызываемого эмоционального подъема, практика многих джап требует мысленного воображения избранного божества в области груди [14]. При этом смысл читаемой мантры может оставаться для человека, читающего ее, неизвестным [15]. Совместное воспевание различных имен неоиндуистских “богов” называется киртаном [16]. Есть вид совместных песнопений – особых мантр, называемых бхаджанами [17]. Бхаджаны, в отличие от киртана, воспевающего имена “богов” индуизма, тематически более богаты. Они “группируются в тематические блоки: выражающие любовь к богу и преклонение перед красотой его изображения…” [18] и т.д . Чтение мантр является обязательной практикой фактически всех духовных школ неоиндуизма [19], оно напрямую связано с другим видом духовной практики неоиндуизма – с медитациями. Современные тантристы утверждают: “Концентрация на звуке является проверенным и действенным средством овладения наукой медитации” [20]. Тому же учат и представители других духовных школ неоиндуизма: “Медитация заключается в направлении потока мыслей по одному руслу и полном отключении всех остальных потоков мыслей. Для этого необходимо произвольно останавливать эти потоки. А это может быть отработано при практиковании Джапы” [21]. Познакомимся более глубоко с понятием “медитация”.
Медитация [22], или дхьяна – термин из теории йоги. Дхьяна “характеризуется отвлечением сознания от осознавания процессов в организме и от данных органов чувств. При этом поле сознания заполняется избранным объектом умозрения, который задает себя сознанию” [23]. При этом считается, что мысленная концентрация на избранном объекте медитации позволяет слиться с ним, он как бы раскрывает свою сущность медитирующему, обнаруживает перед ним свое содержание. Йог Айенгар пишет об этом процессе следующее: “Глубокая медитация приводит к единству познающего, познания и познаваемого. Созерцающий, созерцание и созерцаемое не существуют отдельно друг от друга” [24]. Таким образом, медитация “предполагает отождествление себя с объектом медитации” [25]. Данный подход основан на пантеистическом взгляде неоиндуизма на мир. Природа Бога и человека, равно как и природа всего мира, согласно пантеистическому учению, едина. Отделенность человека от Бога есть следствие неверного видения себя и Бога: измените ум, настройте его правильным образом и вы увидите, что вы едины с Богом по природе, что вы – Бог, который просто забыл об этом, причем, вспомнив о божественности своей природы, вы станете Богом. Фактически, чтобы стать Богом, нужно преодолеть, как в частности считают последователи философской системы индуизма адвайта-веданты [26], иллюзию разобщенности с Богом и делается это путем перенастройки ума, введением его в “правильное” состояние. Йог Чинамайананда пишет: “Средство излечения ума от заблуждений заключается в постоянном переобучении его…” [27]. Медитация – это средство переобучения ума. При этом Свами Шивананда разъясняет: “Космический Ум – это Универсальный Ум, сумма всех индивидуальных умов…. Человеческий ум – это только часть Универсального Ума. Научитесь погружать свой маленький ум в Космический, достигая Всеведения и Космического Сознания” [28]. Значит, медитация – это погружение человеческого ума в “Космический Ум”. Раскрывая понятие “медитация”, Йог Чинамайананда дал ему следующее определение: медитация – это “методика тренировки ума для забывания им своих поисков иллюзий внешнего мира…” [29]. Свами Шивананда пишет, что “медитация – враг ума, вызывающая его смерть” [30]. Попытаемся, подытожив все вышесказанное, дать общее определение медитации. Медитация в своем высшем проявлении – это методика тренировки или переобучения ума, с помощью которой преодолеваются “иллюзии” [31] окружающего мира, достигается погружение ума в некий “Космос” и отождествление с ним. Все это подразумевает вытеснение личности йога названной реальностью – “Космосом”.
Читайте также по теме:
Многие виды медитаций, рекламируемые неоиндуистами, являются откровенно сатанинскими по своей природе. Рассмотрим тантрическую медитацию Шава-садхана (практика с трупом): “…гуру или сам садхака (практикующий. – В.П.) находят черепа или трупы уже умерших животных или людей и, очистив соответствующими ритуальными действиями, используют их в практике. Это могут быть, например, трупы следующих умерших людей: убитого грозой, укушенного змеей, утонувшего, убитого в битве или схватке и т.п. …. Обряд проводится ночью, желательно в полночь, в уединенном месте” [41]. Садхак под руководством своего гуру читает специальные заклинания до тех пор, пока “…труп не подаст признаков жизни. Затем садхака должен испросить у полуожившего мертвеца какой-либо дар… . Если не принять меры предосторожности и оставить труп не связанным, то может случиться, что пробудившийся полумертвец, будучи еще в невменяемом состоянии, скинет или даже схватит садхака, особенно если покойный обладал достаточно крепким телом” [42]. То, что способно ужаснуть христианина, не удивит неоиндуиста, так как в неоиндуизме нет четких критериев добра и зла: “При рассмотрении умом чувственных импульсов от объектов на основе имеющихся в памяти впечатлений создаются мнения об этих объектах. Эти мнения выглядят как добро и зло…” [43]. Свами Вивекананда определил отношение неоиндуистов к добру и злу более четко: “…добро и зло вовсе не существуют как отдельные самостоятельные вещи…” [44]; “…душа не подчинена никаким физическим, умственным и нравственным законам” [45]. А подчинен ли им человек? Согласно логике подобного рода учений, – нет. Фактически, неоиндуизм аморален!
Что же такое прелесть? Св. Григорий Синаит пишет: “Прелесть… в двух видах является, или лучше находит, в виде мечтаний и воздействий, хотя в одной гордости имеет начало свое и причину. Первая бывает началом второй, а вторая началом третьей еще – в виде исступления. Началом мнимого созерцания фантастического служит мнение (притязательное на всезнайство), которое научает мечтательно представлять Божество в какой-нибудь образной форме, за чем следует прелесть, вводящая в заблуждение мечтаниями, и порождающая хуление, а далее наделяющая душу страхованиями и наяву, и во сне. Ибо за возгордением следует прелесть (от мечтаний), за прелестью – хуление, за хулением – страхование, за страхованием – трепет, за трепетом – исступление ума. Таков первый образ прелести от мечтаний. Второй образ прелести в виде воздействий бывает вот каков: начало свое имеет она в сладострастии, рождающемся от естественного похотения. От сласти сей рождается неудержимость несказанных нечистот. Распаляя все естество и омрачив ум сочетанием с мечтаемыми идолами, она приводит его в исступление опьянением от палительного действа своего и делается помешанным. В сем состоянии прельщенный берется пророчествовать, дает ложные предсказания, предъявляет, будто видит некоторых святых, и передает слова, будто ими ему сказанные, опьянен будучи неистовством страсти, изменившись нравом и по виду став, как бесноватый…их следует прямо называть бесноватыми…Бесы непотребства, омрачив их ум сладострастным огнем, сводит их с ума, мечтательно представляя им некоторых святых, давая слышать слова их и видеть лица” [54].
Люди, впадающие в состояние прелести, становятся самонадеянными и дерзкими [55].
Они перестают прислушиваться к мнению окружающих и очень агрессивно воспринимают любые попытки их образумить. Пребывая в уверенности, что именно им открыта истина, всех несогласных с собой они считают интеллектуально ущербными людьми, невидящими истину. Любой критический анализ своего состояния ими отвергается. Многие из прельщенных занимаются, как они полагают, борьбой с демоническим силами. Однако и этот вид духовного соблазна не нов для Церкви: “Надлежит тебе знать и следующее коварство демонов. Иногда они разделяют себя на две группы. Одни приходят с соблазном. И когда ты взыщешь помощи, входят другие в ангельском виде и прогоняют первых, чтоб прельстился ты мнением, что они настоящие ангелы, и впал в самомнение, что удостоен того” [56].
Очень своеобразны и способы борьбы с демонами, которые предлагают учителя неоиндуизма, например Свами Шивананда пишет следующее: “Иногда вас будут беспокоить злые духи с ужасными, свирепыми глазами и длинными зубами. Отгоните их энергичными усилиями воли, приказав убираться вон, и они удалятся” [57]. Совет отгонять бесов усилием собственной воли – типичный совет прельщенного человека. Св. Нил Синайский пишет: “Бывает, что иногда демоны, вложив тебе какие- либо помыслы, сами же побуждают молиться против них, воспротиворечить им, – и тотчас отбегают; чтобы ты впал в прелесть, возомнив, что начал уже побеждать помыслы и устрашать демонов” [58]. О единственно подлинном способе борьбы с демонами св. Антония Великого пишет: “…молитвами, постами и верою в Господа враги тотчас низлагаются.
Впрочем, и будучи низложены, они не успокаиваются, но тотчас опять приступают с коварством и хитростью” [59]. Например, дьявол имеет такое своеобразное “духовное утешение” для своих жертв: “…сатана свое влагает в душу утешение в кажущемся сладким чувстве, во время ночных успокоений, в момент тончайшего сна (или засыпания)” [60]. Причина такого “утешения” проста – “рыбка” не должна сорваться с крючка, прежде чем крючок намертво не застрянет в жертве. Следствием прелести могут быть, как физические и психические заболевания, так и смерть: “Вспомним о жалком падении старца Ирона. Он вдался в крайне строгий пост и глубокое уединение, и чтоб как-нибудь не нарушить их, по внушению врага (дьявола. – В.П.), не стал приходить в обычные собрания пустынников по субботам и воскресениям, где во взаимном собеседовании выяснялись разные пути и распутия жизни строгой. Обольстившись этим, будто добрым советом врага, он поддался ему еще в большем прельщении, – принял его за Ангела, когда он явился ему в сем виде, и согласился, по его слову, броситься в высохший колодец, – расшибся и на третий день скончался” [61]. Призыв святых отцов к правильному образу молитвы продиктован стремлением уберечь христиан от прелести, опыт православной молитвы основан на личном духовном опыте отцов Церкви.
Итак, совместимы ли мантра-йога и медитация с православной молитвой? Нет, не совместимы. Святые отцы запрещали любые виды визуализаций во время молитвы, в неоиндуизме [62] визуализация – нормальное явление. В неоиндуизме отсутствует христианское понятие греха, а значит, и покаяния, без чего православная молитва невозможна. Мантры ничего общего не имеют с молитвами, в Православии нет и не может быть молитв, призывающих демонов, молитва должна быть сознательна, человек должен знать содержание своего молитвенного обращения к Богу, в неоиндуизме это необязательно. Православие призывает к бесстрастию, неоиндуизм – к чувственной экзальтации [63]. Таким образом, вывод может быть только один: путь мантра-йоги и медитации неоиндуизма, с позиции духовного опыта Православной Церкви, есть прямая дорога к общению с бесами, их же цель – прежде всего, духовное убийство (Ин. 8:44). Чтобы избежать подобной опасности, следует прислушаться к словам святых отцов и не пытаться черпать духовность из ядовитых источников, помня о том, что “истинное Боговидение и неложное познание вещей составляет совершенное православное, догматическое учение” [64]. Поэтому самый простой способ отделять семена от плевел – следовать православному вероучению, отвергая все противное ему.
Использованная литература
1. Подробнее см.: Виталий Питанов Духовный опыт, как источник истины.
Читайте также:
© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 – 2017
При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Гаятри мантра – молитва на древнем языке, дарующая мир и покой
«Упанишады – суть Вед, а Гаятри – суть упанишад»
Сегодня более, чем когда-либо в другие времена, человек должен молиться. Молиться не только о себе и своей духовной реализации или о своей семье и здоровье и благополучии близких, но также обо всех живых существах и самое главное – за мир во всем мире. Существует большое количество молитв – православных и католических, иудейских и буддистских, “Франциска Ассизского”, “Оптинских старцев” и других. Но есть одна молитва или мантра, которая испокон веков считается ведической. У этой мантры нет национальности, религии или автора. Она была передана человечеству на древнем языке – санскрите. По силе своей она равна тысячам различных молитв. Когда мы повторяем ее, она разносится по всем трем мирам, накрывая их высшими вибрациями любви. Это Гаятри Мантра – Мать Вед или Божественная Мать всего Мироздания.
Сегодня, когда братские народы начинают войну друг против друга, самое время в один голос повторять слова Гаятри Мантры. Люди духовные могут взять аскезу вместе с нами и ежедневно с 19.00 до 20.00 (по-киевски), с 20.00 до 21.00 (по-московски) читать Гаятри Мантру 108 раз с намерением “За Мир!”.
«ОМ БХУР БХУВАХ СВАХА! Тот Дивный божественный Свет бога Савитара созерцаем, Да направит он наш разум (по Истинному Пути)» («Сурья упанишада»).
Ом бхух бхувах сваха
Тат савитур вареньям
Бхарго дэвасья дхи махи
Дйо йо наха прачодаят.
Звук – синоним Брахмы, из которого исходит первичная созидающая вибрация в виде семикратного повторения пранавы ОМ. Как маятник совершает колебательные движения, так и звуковые вибрации ОМ создают вибрации, регулирующие творение. Позже, в дивном потоке этих вибраций, появляются три главные волны и три качества вселенной: Сат, Радж и Там, связанные с энергиями Хри, Шрим и Клим. Это энергии трех ипостасей божественной матери Гаятри: Сарасвати, Лакшми и Кали.
Если вы обратите внимание, в самой мантре нет этих биджа-звуков, но, несмотря на это, она включает в себя энергии этих богинь и связанных с ними действий. У каждой из этих Богинь есть пара – у Сарасвати Брахма, у Лакшми Вишну, а у Кали Шива. Для любого творения нужны две разнополюсные энергии, для этого Господь и создал мужчину и женщину, в результате союза которых возникла целая Вселенная.
Гаятри мантра действует на наш ум и сознание так же, как и любая другая мантра. Так как все звуки алфавита санскрита находятся внутри нашего позвоночника, в котором, как мы знаем, есть тонкие скрытые резервы, то, произнося тот или иной из них, мы синхронизируемся, соединяемся, соответственно запускаем ту или иную вибрацию внутри наших физического, ментального и тонкого тел.
Каждая мантра имеет свое значение. Так, находя схожую вибрацию внутри нас, она начинает вибрировать в том диапазоне, который присущ нам, очищая наше тело, ум и сознание.
Соединяя в себе энергии Сарасвати, Лакшми и Кали, Ади Мата Гаятри включает в работу три основные энергии, приводящие человека к страданиям: невежество, слабоволие и порок. Сарасвати и Брахма являются хранителями ключей от невежества, которое разрушается через мантру хрим. Если человек готов бросить мир и хочет достичь духовной реализации, он молится Сарасвати. Также этой богине молятся духовные искатели и философы, так как именно она дарует высшие знания о Боге и Душе.
Вишну и Лакшми хранят секрет благополучия и процветания в материальном мире, они знают, как разрушить наши пороки, избавив нас от чувства ущербности. Через биджа звук шрим снисходит благословение на мирскую реализацию, поэтому Лашки молятся люди, ведущие бизнес, а также проповедники, рабочие и просто люди, стремящиеся к успеху в мирских делах.
Кали и Шива устраняют слабоволие, через повторение мантры клим, позволяя развиваться силе воли. Именно эта сила дает возможность нам распознать наше ложное Эго, победить страхи и гнев. Повторение этого биджа-звука свойственно тем, кто готов расстаться с иллюзией материального мира и посвятить себя Богу, а также готов к отречению и аскезе, ибо она придаёт духовную силу, которую более не могут разрушить никакие сомнения.
Сарасвати, Лакшми и Кали –это тривени, тринити, соединение трех рек, трех тонких каналов внутри нашего тела: иды, пингалы, сушумны, а Гаятри выходит за пределы раджаса, тамаса, саттвы и приближает нас к единому источнику.
Гаятри Мантра является матерью трех этих пар и поэтому воздействует на все вышеупомянутые качества без предупреждения. Она просто вбирает в себя все благие качества и вытесняет все те, которые приводят к разрушению ядра нашей воли. Так, установив контакт с Ади Шакти, мы получаем благословения всех богов и богинь, а также успех в жизни.
О тонкой силе Гаятри мантры
Гаятри позволяет нам очистить свой ум и дать правильное направление органам чувств или вообще «устранить» их с нашей дороги. Проявляя милосердие, эта мантра сжигает «грязные мысли» на пути духовного просветления, предоставляя нам возможность разжечь наш внутренний огонь до такой степени, чтобы узреть сакральную мудрость.
Гаятри на ментальном плане «сжигает» такие пороки, как страсть, привязанность, жадность, гнев, гордость, эгоизм, ревность, лень, пьянство, наркомания, похоть, лживость, беспокойство, страх и т.д., что позволяет разгораться огню добродетелей, таких как сдержанность, самодисциплина, обязательность, жертвенность, беспристрастность, простота, смирение, доброта, правдивость, бесстрашие, забота, отвага, мудрость, терпение, сострадание, любовь, служение, великодушие и другие.
Гаятри также называют «Небесной коровой Камадхену», дающей молоко, подобное нектару. Особенности Камадхену в том, что каждый человек, имеющий мудрость (прагью) и преданность (шрадху), приблизившийся к ней, тут же получает исполнение своих желаний.
Камадхену-Гаятри, как Божественная Мать, устраняет все страдания своих преданных. Солнце, заключенное в лучах слогов этой мантры, является тем самым светочем, побуждающим ум, разум, сознание и эго двигаться в одном направлении – к познанию своего истинного источника.
«Сурья – есть Атман, Постоянство Вселенной. От Сурйи родились все эти существа, От Сурйи произошли жертвоприношение, дожди, пища, Самость. Поклонение Тебе, Адитья! Ты воистину – творец обряда, Ты воистину – Брахма, Ты воистину – Вишну, Ты воистину – Рудра, Ты воистину – Ригведа, Ты воистину – Яджурведа, Ты воистину – Самаведа, Ты воистину – Атхарваведа, Ты – все метрические размеры! От Солнца родились воды, от Солнца родился Огонь, от Солнца родились пространство и направления, от Солнца родились боги, от Солнца родились Веды. Адитья – этот жаркий диск. В нем Адитья – Брахма. Адитья есть внутренние чувства антах караны – ум, разум, сознание, эго. Адитья есть пять дыханий: прана, апана, самана, удана, вйана. Адитья есть кожа, глаз, язык, ноздри. Адитья есть язык, руки, ноги, анус и гениталии. Адитья есть звук, касание, форма, вкус, запах. Адитья есть речь, давание, хождение, испражнение и наслаждение. Полный Блаженства, Полный Постижения, Сам Цельное Постижение – Адитья!» («Сурья упанишада»).
Гаятри считается изначальной энергией Абсолюта, Запредельного, Непостижимого, Вечного.
Огонь Гаятри пробуждает в нас силу различения, позволяет проявиться силе божественного потока, достичь состояния гармонии и блаженства и оставаться погруженным в него 24 часа в сутки.
Я бы соотнесла действие Гаятри с энергией Великой Шакти Божественной Матери, которая, несомненно, является Единой с Единым. Поэтому для людей, которые хотят пробудить свою Шакти или Кундалини, практика Гаятри несомненно принесет успех. Гаятри – это огонь, живая энергия, которая течет по нашим тонким каналам. Но помните: тогда как кундалини-йога страшнее ядерной физики, Кундалини, пробужденная с помощью Гаятри, – мощная, но «сознательная», так как, в первую очередь, очищает сознание и разум, а уж затем подбирается к спящим центрам внутри физического и тонкого тел.
Каждый слог Гаятри связан с определенной частью тела. Воздействие на физическое тело автоматически вступает в контакт с другими тонкими телами и, как «иглоукалывание» действует на исцеление различных органов, так и Гаятри, касаясь различных областей сознания, исцеляет его. Поэтому и говорят, что Гаятри не основана на слепой вере, а имеет под собой прочную научную основу.
Воздействие Гаятри на наше сознание
Также каждый звук Гаятри воздействует на наши внутренние железы (грантхи или узлы) и имеет контакт с различными риши (мудрецами). Гаятри мантра работает на всех уровнях сознания и создает особые энергии.
Если вы будете практиковать повторение Гаятри, в какой-то период вы почувствуете, как огонь пробуждается внутри вашего тела. И вроде бы вы не делали никаких телодвижений, не осваивали агнисара крий, а огонь, пробужденный повторением мантры, пульсирует в ваших сосудах и каналах. Божества, приняли подношение, которое вы им сделали и проливают на вас свое благословение в виде света, очищающего все на своем пути. Как человек, сидящий под солнцем, ощущает пронизывающее тепло его лучей, так и произносящий звуки Гаятри чувствует близость с божественным светом.
Если вы хотите узнать о Гаятри мантре еще больше, начните изучать «Гаятри Гиту» и медитировать на ее шлоки. Я не буду переписывать всю Гиту, для примера опишу лишь одну шлоку, посвященную пранаве ОМ, с которой начинается не только Гаятри или другие мантры, но и все живое во Вселенной: «Ом – наилучшее, наисвятейшее, священное, достойное медитации, высочайшее имя Бога, упоминаемое в Ведах, как Справедливого, Непредвзятого, Бесформенного, сатчитананд сарвешвара – Блаженного Мастера Духа Вселенной. Путь познания Бога подразумевает следование божественным законам. На Него не действует ни хула, ни похвала. Боль или удовольствие человека – по делам его. Бог повсюду, и речи о совершении греха втайне быть не может. Служить человечеству – значит, чтить Бога. Присутствие Бога надлежит всегда ощущать в себе. Это очищает душу и дает переживание сат, чит и ананд (истина, сознание, блаженство)».
Также есть глава в «Артхарва Ведах» под названием «Гопатх брахмана», 31-38 главы из которой известны, как Гаятри Упанишад, где в диалоге между Майтреи с Майдгальей расрывается тайный смысл Гаятри.
Буквально в этих святых писаниях говорится, что Гаятри – это молитва для просветления ума, раскрывающая секреты о приобретении божественных и материальных знаний (брахма-видье и падарт-видье).
В этих текстах раскрывается смысл слов Гаятри: варенья Савитар, бхарго и дхи. В «варенья Савитар» скрыт смысл достижения Светоносного Бога через знание вед, которое приходит лишь через личный опыт, а не через чтение книг. Как писал в своей книге Пандит Шрирам Шарма Ачарья «Гаятри – высшая наука»: «Когда истинное знание становится верой; когда человек освобождается от тщеславия, лжи, злобы, лицемерия, хитрости и заносчивости; когда в его душе безраздельно властвует вера и преданность, Бог познается мгновенно. Поэтому о Савитар сказано, как о сочетании, согласовании Вед (ведения) и чанд (опыта)».
Значение слова «бхарго» раскрывается здесь как «пища» и говорится о том, что сила духовного человека в материальных ресурсах. Мастерство и великолепие свое и этого мира можно увеличить только за счет пищи или материальных ресурсов. И эта материальная сила, в зависимости от того, в чьи руки попадает, увеличивает либо дьявольское, либо божественное. Материальные блага находятся в руках одной из ипостасей Матери Гаятри – Богини Лакшми. В святых писаниях сказано: «Если Лакшми оказывается в руках демонов, мир обречен на страдание». Поэтому хорошим людям для того, чтобы творить благие дела, нужна финансовая поддержка.
Также в этом тексте говорится о том, что в благословленном Богом человеке, почитающем Гаятри, вырабатывается помимо пяти природных элементов, элемент дхи. Есть в человеке дхи или нет, можно определить по его внутреннему свету и по тому, с каким намерением и усилием он выполняет свою работу. Дхи – это свет интеллекта, вдохновляющий на со-творчество и реализацию благих намерений.
Таким образом, можно сказать, что, повторяя Гаятри, мы с вами работаем на всех уровнях нашего сознания, уравновешивая материальное и духовное, благодаря своему усердному служению и личному опыту, получая благословение Божественной Матери и приближаясь к Божественному источнику творения.