Религиозное чтение: молитва архистратигу михаилу и прочих небесных сил бесплотных в помощь нашим читателям.
Содержание
Михайлов день – Собор Архангела Михаила 21 ноября 2017 года: приметы, традиции, молитва
В простонародье Михайлов день, а полное название православного праздника 21 ноября (8 ноября – по старому стилю) – собор Архистратига Михаила и прочих бесплотных сил. Эго не переходящий праздник без поста. Он назначен в 360 году постановлением Лаодикийского собора. Дата собора выбрана не случайно. Ноябрь считался девятым месяцем после Нового года, отмечаемого в марте. Число девять означает девять чинов ангелов. Они бывают высшими (серафимы, херувимы и престолы), средними Господства, силы и власти) и низшими (начала, архангелы и ангелы). Восьмой день ноября означал собор (или сбор) всех Небесных сил по причине приближавшегося Страшного Суда.
Церковь повествует о множестве чудесное спасение на Афоне возвели храм в честь архангела. Согласно еще одному преданию, напившись из источника при храме Архангела Михаила в Хонехе, немая девушка исцелилась от своего недуга.
В другой раз язычники задумали потоком воды разрушить храм и убить жившего при нем преподобного Архиппа. Узнав об этом, пономарь начал молиться архистратигу, и церковь была спасена.
С давних пор люди молятся Михаилу о защите от всего дурного, об избавлении от скорби и безопасности родной страны. Повесив икону архангела у входной двери, вы убережете дом от бед. В молитвах к Михаилу просите оградить семью от несчастья, чаще ставьте у его иконы свечи.
21 ноября обязательно обойдите с иконой архистратига весь дом. Двигаться при этом нужно по часовой стрелке, читая молитвы бесплотным силам (подойдут кондак и тропарь).
Икона Архангела Михаила
Молитва святому Михаилу Архангелу
Молись под праздник Архангела Михаила под 6/19 сентября (Чудо в Хонех) и под 8/21 ноября (его память), т.е. под Михайлов день, – молись в 12 часов ночи, ибо Архангел Михаил под свои праздники ночью находится на берегу долины огненной и опускает правое крыло в геену огненную, которая в это время гаснет. Молись под эти ночи и Он услышит молитву просящего, называя усопших по имени и проси, чтобы Он вывел их из ада. Помяни родных, знакомых и близких, называй, их имена добавляя при этом и сродников по плоти до Адамова колена.
Господи Боже Великий Царю, Безначальный! Пошли, Господи, Архангела Твоего Михаила на помощь рабу Твоему (имя) изъяти мя от враг моих видимых и невидимых. О, Господень Михаиле Архангеле! демонов сокрушителю: запрети всем врагам борющимся со мною, сотвори их, яко овцы и сокруши их, яко прах пред лицем ветра. О, Господень Великий Архангеле Михаиле! Шестокрылатых первый княже и воеводо небесных сил Херувим и Серафим. О, угодный Михаиле Архангеле, буди ми помощник во всех обидах, в скорбях, печалях; в пустынях, на распутьях, на реках и на морях – тихое пристанище. Избави мя, Великий Михаиле Архангеле, от всяких прелестей диавольских, егда услыша мя грешнаго раба своего (имя) молящагося тебе и призывающаго тебя и призывающаго имя твое святое: ускори на помощь мне и услыши молитву мою. О, великий Архангеле Михаиле! Победи вся противящееся мне силою Честнаго и Животворящаго Небеснаго Креста Господня, молитвами Пресвятыя Богородицы и святых апостолов, святаго пророка Божия Илии, святителя Николая Чудотворца, святаго Андреа юродиваго, святых великомучеников Никиты и Евстафия, преподобных отец и святых святителей, мучеников и всех святых Небесных сил. Аминь.
О, Великий Михаиле Архангеле, помоги мне грешному рабу твоему (имя рек), избави мя от труса, потопа, огня, меча и врага льстивого, от бури, от нашествия и от лукавого. Избави мя, раба твоего (имя ), великий Архангеле Михаиле, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Cвятый Архангеле Божий Михаиле, если мои сродники (имена усопших. ) находятся в огненном озере, то выведи их из вечного огня своим благословенным крылом и приведи их ко Престолу Божию и умоли Господа нашего Иисуса Христа чтобы простил им их грехи.
Также можно молиться за всех своих живых близких (дети, муж, жена, родители) ежедневно, называя их имена по крещению. Желательно делать это каждое утро. Кто читает сию молитву каждодневно, не прикасается к нему ни диавол, ни злой человек, и лестию не соблазнится сердце его, и ада преисподняго избавится.
Народные приметы на Михайлов день
День Архангела Михаила — праздник светлый и веселый, когда нельзя ссориться и ругаться. И народные приметы на Михайлов день и суеверия, связанные с погодой на этот день, очень противоречат друг другу.
- 21 ноября 2017 года, согласно народным приметам и суевериям, нельзя делать какую-либо работу в корыстных целях. И если человек ослушается этого предостережения, он будет наказан.
- Также нельзя мыть голову, так как согласно старинным народным суевериям. это означало «смыть ум».
- Лучше в этот день отправиться в церковь, поставить свечу, и отслужить молебен.
- Посвятите день решению частных и семейных дел.
- если с утра в праздник в 2017 году ударит мороз, знайте, что декабрь и январь будут снежными;
- если утром вы заметите густой туман, ожидается оттепель;
- если на Михайлов день в 2017 году будет солнечная погода, зимой ожидайте морозной погоды.
ОдигитриЯ
21 ноября – Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Молитва за усопших. 1 min read
Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до Первого Вселенского Собора. Лаодикийский Собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание.
Совершается праздник в ноябре — девятом месяце от марта (с которого в древности начинался год) — в соответствии с числом 9-ти чинов Ангельских. Восьмой же день месяца указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, который святые отцы называют «днем восьмым», ибо после века сего, идущего седмицами дней, наступит «день осмый», и тогда «приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним» (Мф. 25, 31).
Чины Ангельские разделяются на три иерархии — высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (Пламенеющие, Огненные) (Ис. 6, 2). Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней.
После Серафимов Господу предстоят многоочитые Херувимы (Быт. 3, 24). Их имя значит: излияние премудрости, просвещение, ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания.
За Херувимами — предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения, Престолы (Кол. 1, 16), таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию.
Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти.
Господства (Кол. 1, 16) владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.
Силы (1 Пет. 3, 22) исполняют волю Божию. Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество.
Власти (1 Пет. 3, 22; Кол. 1, 16) имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе с злыми помыслами.
В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.
Начала (Кол. 1, 16) начальствуют над низшими ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних.
Архангелы (1 Сол. 4, 16) благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.
Ангелы (1 Пет. 3, 22) наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божий, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.
Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов — по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.
Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил (имя его в переводе с еврейского — «кто как Бог») — верный служитель Божий, ибо он низринул с Неба возгордившегося денницу с другими павшими духами. А к остальным Ангельским Силам он воскликнул: «Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!» По Церковному преданию, запечатленному в службе Архистратигу Михаилу, он принимал участие во многих ветхозаветных событиях. Во время выхода израильтян из Египта он предводительствовал им в виде столпа облачного днем и столпа огненного ночью. Через него явилась Сила Господня, уничтожившая египтян и фараона, преследовавших израильтян. Архистратиг Михаил защищал Израиль во всех бедствиях.
Он явился Иисусу Навину и открыл волю Господа на взятие Иерихона (Нав. 5, 13 — 16). Сила великого Архистратига Божия явилась в уничтожении 185 тысяч воинов Ассирийского царя Сеннахирима (4 Цар. 19, 35), в поражении нечестивого вождя Антиохова Илиодора и в ограждении от огня трех святых отроков — Анании, Азарии и Мисаила, брошенных в печь на сожжение за отказ поклониться идолу .(Дан. 3, 92 — 95).
По воле Божией, Архистратиг перенес пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Даниилу, в рове со львами заключенному (кондак акафиста, 8).
Архангел Михаил запретил диаволу явить иудеям тело святого пророка Моисея для обожения (Иуд. 1, 9).
Святой Архангел Михаил явил свою силу, когда он чудесно спас отрока, брошенного грабителями в море с камнем на шее у берегов Афона (Афонский Патерик).
С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. В Волоколамском Патерике приводится рассказ преподобного Пафнутия Боровского со слов татарских баскаков о чудесном спасении Новгорода Великого: «А яко же Великий Новград никогда же не бысть взят от агарян … внегда по Божию попущению грех ради наших безбожный агарянский царь Батый Росискую землю поплени и пожже и поиде к Новому граду и покры его Бог и Пречистая Богородица явлением Михаила Архистратига, иже возбрани ему итти на него. Он же поиде на Литовския грады и прииде к Киеву и виде у каменныя церкви над дверьми написан великий Михаил Архангел и глагола князем своим указуя перстом: «сей ми возбрани пойти на Великий Новгород»».
Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным, под предводительством Архистратига. Благодарная Русь воспела Пречистую Богородицу и Архангела Михаила в церковных песнопениях. Архистратигу посвящено множество монастырей, соборных, дворцовых и посадских храмов. В древнем Киеве сразу по принятии христианства был воздвигнут Архангельский собор и устроен монастырь. Архангельские соборы стоят в Смоленске, Нижнем Новгороде, Старице, монастырь в Великом Устюге (нач. XIII в.), собор в Свияжске.
Не было на Руси города, где не существовало бы храма или придела, посвященного Архистратигу Михаилу. Один из главнейших храмов города Москвы — храм-усыпальница в Кремле — посвящен ему. Многочисленны и прекрасны иконы Чиноначальника Вышних Сил и его Собора. Одна из них — икона «Благословенное воинство» — написана для Успенского собора Московского Кремля, где святые воины — князья русские — изображены под предводительством Архистратига Михаила.
Из Священного Писания и Священного Предания известны также Архангелы: Гавриил — крепость (сила) Божия, провозвестник и служитель Божественного всемогущества (Дан. 8, 16; Лк. 1, 26); Рафаил — врачевание Божие, целитель человеческих недугов (Тов. 3, 16; Тов. 12, 15); Уриил — огонь или свет Божий, просветитель (3 Езд. 5, 20); Селафиил — молитвенник Божий, побуждающий к молитве (3 Езд. 5, 16); Иегудиил — славящий Бога, укрепляющий труждающихся для славы Господней и ходатайствующий о воздаянии им за подвиги; Варахиил — раздаятель благословения Божия на добрые дела, испрашивающий людям милости Божий; Иеремиил — возвышение к Богу (3 Езд. 4, 36).
На иконах Архангелы изображаются в соответствии с родом их служения:
Михаил — попирает ногами диавола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой — копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест.
Гавриил — с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа — в левой.
Рафаил — держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой ведет Товию, несущего рыбу.
Уриил — в поднятой правой руке — обнаженный меч на уровне груди, в опущенной левой руке — «пламень огненный».
Селафиил — в молитвенном положении, смотрящий вниз, руки сложены на груди.
Иегудиил — в деснице держит золотой венец, в шуйце — бич из трех красных (или черных) вервий.
Варахиил — на его одежде множество розовых цветов.
Иеремиил — держит в руке весы.
Среди Ангелов находится и Ангел-Хранитель каждого из нас. По учению Церкви каждому из нас во время Крещения Господь дает Ангела-Хранителя. Он всегда находится около нас, охраняя на всем жизненном пути. Мы, грешные люди, не видим их, как видят их святые. Но мы знаем и верим, что они всегда с нами. Ангелы-Хранители занимают самый последний чин в ангельской иерархии, но это не должно нас смущать. Хотя они и удалены больше других от Бога, их служение велико в очах Божиих, т.к. они предназначены охранять и спасать нас, людей, а человек, как известно, венец творения Божия.
Все, что есть в нас доброго, чистого, светлого: всякая хорошая мысль, доброе дело, молитва, покаяние – все это в нас рождается и совершается по внушению нашего Ангела-Хранителя. Действуя через нашу совесть и наше сердце, он удерживает нас от греха и соблазна, помогает бороться с искушениями.
Когда Ангел-Хранитель видит нас идущими спасительным путем, он всячески старается нас ободрить, утвердить на этом пути. Если мы уклоняемся с истинного пути, он всеми силами старается вернуть нас на него. Но если мы совсем перестаем слушать своего Ангела-Хранителя и впадаем в грех, Ангел отходит от нас, плачет, и со стороны наблюдая за нами, просит Бога, чтобы Он потерпел и помедлил с наказанием. И в то же время он не оставляет попыток достучаться до нашей совести и пробудить покаяние.
Все это обязывает нас с благоговением чтить своего Ангела-Хранителя и все прочие Небесные Силы и молиться, чтобы они охраняли, укрепляли нас и помогали на нашем нелегком земном пути.
Молитва Михаилу Архангелу
Господи Боже Великий Царю, Безначальный! Пошли, Господи, Архангела Твоего Михаила на помощь рабу Твоему (имя) изъяти мя от враг моих видимых и невидимых. О, Господень Михаиле Архангеле! демонов сокрушителю: запрети всем врагам борющимся со мною, сотвори их, яко овцы и сокруши их, яко прах пред лицем ветра. О, Господень Великий Архангеле Михаиле! Шестокрылатых первый княже и воеводо небесных сил — Херувимов и Серафимов. О, угодный Михаиле Архангеле, буди ми помощник во всех обидах, в скорбях, печалях; в пустынях, на распутьях, на реках и на морях — тихое пристанище. Избави мя, Великий Михаиле Архангеле, от всяких прелестей диавольских, егда услыша мя грешнаго раба своего (имя) молящагося тебе и призывающаго тебя и призывающаго имя твое святое: ускори на помощь мне и услыши молитву мою. О, великий Архангеле Михаиле! Победи вся противящееся мне силою Честнаго и Животворящаго Небеснаго Креста Господня, молитвами Пресвятыя Богородицы и святых апостолов, святаго пророка Божия Илии, святителя Николая Чудотворца, святаго Андреа юродиваго, святых великомучеников Никиты и Евстафия, преподобных отец и святых святителей, мучеников и всех святых Небесных сил. Аминь.
Игумен Гурий о молитве за усопших на Архангела Михаила
Р.Б. Мария (духовная дочь игумена Гурия): «И еще он /о.Гурий/ говорил: «Мария, нужно молиться больше за усопших. Потому что живой человек – он сам за себя ещё может помолиться, где-то его Господь через какую-то скорбь или болезнь приведет к Богу, и он придет в церковь и поставит свечку, и помолится. А вот усопший твой родственник – дедушка, бабушка или прадедушка, он уже ничего не может этого сделать. Он только ждет твоих молитв.
И вот он сказал нам, всем говорил, и мне вот лично говорил: «Мария, есть такой день, раз в год он бывает на Михаила Архангела». Он сказал, что Михаил Архангел опускает бело крыло во ад сам, и по молитвам земных ночью Господь прощает усопшим грехи, нашим родственникам. А кто, если самоубийца, кто-то по неведению закончил свою жизнь самоубийством, он может облегчить страдания, участь этому рабу Божиему.
Я вот молюсь за своих усопших: «Господи, Иисусе Христе, сыне Божий, даруй Царстве Небесное, прости вольные или невольные согрешения моему отцу телесному, рабу Божиему Онуфрию». И вот земные поклоны делаю. И вот, как он сказал: «Невидимо по этому крылу освобождаются души из ада». И все, кто молятся, благодаря этому крылу Михаила Архангела, Его молитве, все выбираются, кто как может: кто-то на ступеньку, кто-то выше, может вообще из ада. Вымолить можем мы из ада своих родственников своими молитвами на земле». (/2/, «Соль Земли» (Фильм 5), Игумен Гурий, 0:57).
Прочтите также:
Оставить комментарий
Дорогие отцы, братья и сестры!
Просим ваших святых молитв за новопреставленного р.Б. Леонида.
Наш информационный партнёр:
Поддержите наш сайт:
WebMoney: R373636325914; Z379972913818; B958174963924
С нами Бог, разумейте, языцы, и покаряйтеся:
21 ноября – Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.
Церковный православный праздник 21 ноября в честь архангела Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлен Православной Церковью с особым смыслом, ведь их служение Богу и людям проходит через все наше бытие.
Ангельский мир был первым творением Божиим, архангел Михаил с другими небесными силами одержал победу над отпавшими от Бога духами. Ангелы возвестили рождение Спасителя. А главное, Второе пришествие Господа во всей славе будут сопровождать именно бесплотные Небесные Силы.
Говоря о Силах Небесных, заметим, что, конечно же, во многом наше знание и представление о них является условными, так как в своей полноте ангельский мир от нас скрыт. Мы многого о нем не знаем, а многое не способны понять или можем понять лишь в виде символа и образа, но никак не буквально. Открыто же нам только то, что имеет непосредственное значение для нашего спасения.
Еще в Ветхом Завете у народа Израиля существовало особое учение — ангелология, наука о невидимых духах, служителях Божиих. В первую очередь это учение основывалось на текстах Ветхого Завета, в частности, откровениях пророков. После того как рождается христианская Церковь, это учение в своих основных моментах включается и в ее богословскую систему. Этот процесс происходит постепенно, а во многих аспектах учение об ангельском мире в христианской Церкви переосмысливается, дополняется новой информацией.
Одним из первых, кто говорил в Новом Завете об ангельском мире, был святой апостол Павел. Именно он в своих посланиях (к Колоссянам, Римлянам, Ефесянам) перечисляет некоторые ангельские чины. Однако наибольшее влияние на учение об ангельском мире оказали святые отцы послеапостольского периода — святые Дионисий Ареопагит (I век, «О небесной иерархии») и Иоанн Дамаскин (ок. 675 — ок.753, «Точное изложение православной веры»). Именно работы этих богословов стали основой для формирования православного учения об ангелах.
В четвертом веке на поместном Лаодикийском Соборе Церковь установила празднование Собора (собрания вместе) архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. 35-м правилом Собора было отвергнуто и объявлено ересью поклонение ангелам как творцам и управителям мира.
Празднование Собора — 21 ноября (8 ноября по старому стилю). Итак, в своей работе преподобный Иоанн Дамаскин дает следующее развернутое определение природы ангелов: «Ангелы есть сущность, одаренная умом, постоянно движущаяся, свободная, бестелесная, служащая Богу, по благодати получившая для своего естества бессмертие: один только Творец знает вид и определение этой сущности. Бестелесною же и невещественною она называется по сравнению с нами. Ибо все по сравнению с Богом, единым только несравнимым, оказывается и грубым, и вещественным. потому что одно только Божество в строгом смысле невещественно и бестелесно».
Таким образом, под ангелом понимается духовное, невидимое, бесплотное по отношению к человеку (но в то же время обладающее определенной материальной оболочкой по отношению к Богу) существо.
Ангел, как и человек, является личностью и творением Божиим. По своим характеристикам ангел превосходит человека: способность быстро перемещаться на большие расстояния, сила ума, невидимость и т. д. Если же ангел принимает какой-либо вид, то является только образом, формой, наиболее удобопонятной для человека.
Также Православная Церковь учит, что ангелы Божии окончательно утвердились в добре (а падшие — во зле) и поэтому не могут подвергнуться изменениям — отпасть от Бога или, наоборот, вернуться к Нему. Важным моментом в учении об ангельских силах является их предназначение. Дело в том, что с греческого языка слово «ангелос» переводится как «вестник», «посланник» — именно это слово и отражает одну из основных ролей мира духовных сил.
В отношениях между человеком и Богом ангелы выполняют именно служебную роль — они возвещают людям волю Божию. Ангел всегда являлся людям праведным с одной целью — передать конкретному человеку определенное повеление Божие. При этом все подобные случаи — редкость.
В любой другой ситуации Церковь всегда предостерегала человека от принятия каких-либо явлений со стороны мира духовного. Есть еще понятие Ангела хранителя — это ангел, который незримо приставляется при крещении к конкретному человеку с целью молиться за него перед Богом и оберегать от зла.
Теперь посмотрим, что говорит Церковь об ангельских чинах. Сразу же заметим, что наименование архистратиг не является ангельским чином, это воинское звание, которым в древнем мире называли главных военачальников в армии. Михаила именуют архистратигом, поскольку он предводитель и начальник всех ангельских сил.
Итак, по учению Православной Церкви все Небесные Силы делятся на три лика. В свою очередь каждый лик подразделяется еще на три группы. Такое деление основано на двух принципах: степени приближенности к Богу и типу служения.
Серафимы (на иврите и греческом — «горящие, огненные, пламенеющие») — шестикрылые ангелы, наиболее приближенные к Богу. Свое название получили от той пламенной любви, которую имеют к Своему Создателю — Господу Богу.
Херувимы (на иврите «керубим» — умы, распространители познания и мудрости) — четырехкрылые и четырехликие ангелы. Их главное служение — просвещение.
Престолы («богоносные») — у богословов есть несколько мнений о том, какое служение они несут. По одному из них это наиболее приближенный к Богу ангельский чин, как бы окружающий Господа. По другой, престолы будут непосредственно участвовать в последнем Суде Божием.
Господства – являются незримыми наставниками поставленных от Бога земных властей, правителей. Также помогают человеку укрощать страсти и похоти.
Силы — наделены особой властью совершать чудеса, ниспосылают эту благодать праведникам и угодникам Божиим.
Власти — обладают властью укрощать силу падших ангелов, а также повелевают стихиями.
Начальства (Начала) — наделены правом повелевать законами вселенной, природы, а также оберегают народы и страны.
Архангелы — начальники ангелов. Учителя и провозвестники воли Божией для человека, передающие откровения. Собственно, именно к этому чину относятся наиболее известные в Православной Церкви ангелы — Михаил и Гавриил.
Ангелы – наиболее близки к человеку, являются проводниками воли Божией, а также хранителями, защитниками. Заметим, что в данном случае словом «ангел» обозначается именно чин Небесных Сил. В более широком смысле этим словом называется представитель любого чина вообще, без конкретизации.
Иконография архангела Михаила имеет несколько вариантов, каждый из которых связан с определенным сюжетом, основанным на свидетельстве Священного Писания или явленного чуда. Важно заметить. что любое иконописное изображение архангела Михаила, как и других Небесных Сил. является только лишь символом. Это связано с духовной природой ангелов, которые не имеют плоти, а если и являлись людям, то только в удобопостигаемых образах.
Одно из наиболее известных иконописных изображений — «Явление архангела Михаила Иисусу Навину» — основано на эпизоде из Священной истории Ветхого Завета, а именно — явлении предводителю народа Израиля, Иисусу Навину, архангела Михаила: «Иисус, находясь близ Иерихона, взглянул, и видит, и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч. Иисус подошел к нему и сказал ему: наш ли ты, или из неприятелей наших? Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел сюда. Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему? Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал».
На иконах этого типа архангел Михаил изображается в полный рост, в военных доспехах и с оружием. В правой руке архангела изображается занесенный огненный меч, в левой — сфера с нанесенной монограммой Господа «IС ХС». Меч — символ власти, военного руководства, главенства, так как архангел Михаил считается главой всех Небесных воинств.
Сфера — это символ небесной сферы, мироздания. Как правило, архангел изображается в одеяниях римского (византийского) воина — тунике (иногда сверху бывает еще и панцирь) и алом плаще. Все это также является символическим изображением архистратига Михаила как военачальника. Глава небесного воинства изображается попирающим падших духов, то есть отпавших от Бога ангелов. Частью данной композиции является изображение Иисуса Навина, стоящего слева от архангела Михаила. Вождь народа Израиля обращается к архистратигу с молитвой о помощи и заступничестве.
Молитва Архистратигу Михаилу грозному воеводе:
"Господи Боже, Великий Царю Безначальный! Посли, Господи, Архангела Твоего Михаила на помощь рабу Твоєму (имя) изъяти мя от враг моих видимых и невидимых. О Господень Архангеле Михаиле! Демонов сокрушителю! Запрети всем врагам борющимся со мною, сотвори их, яко овцы и сокруши их, яко прах пред лицем ветра. О, Господень великий Архангеле Михаиле, шестокрылатый первый княже, воєводо Небесных Сил Херувим и Серафим! О угодный Михаиле Архангеле, буди ми помощник во всех делах в скорбях, печалях; в пустынях, на распутьях, на реках и на морях — тихое пристанище. Избави мя, Великий Михаиле Архангеле, от всяких прелестей диавольских, егда услыша мя грешнаго раба своего (имя) молящегося тебе и призывающего имя твое святое: ускори на помощь мне и услыши молитву мою. О великий Архангеле Михаиле! Победи вся противящееся мне силою Честнаго и Животворящего Небеснаго Креста Господня, молитвами ПР есвятыя Богородицы и святых апостол, святаго пророка Божия Илии, святителя Николая Чудотворца, святаго Андрея юродиваго, святых великомучеников Никиты и Евстафия, преподобных отец и святителей, мучеников и всех святых Небесных Сил. Аминь."
"Святый и великий Архангеле Божий Михаиле, неисповедимыя и пресущественныя Троицы первый во ангелех предстоятелю, рода же человеческого приставниче и хранителю, сокрушивый с воинством своими главу прегордаго денницы на Небеси и всегда посрамляяй злобу и коварства его на земли! К тебе с верою прибегаем и тебе с любовию молимся: буди щит несокрушим и забрало твердо святей церкви и православному отечествию нашему, ограждая их молниеносным мечем твоих от всех враг видимых и невидимых. Будь вождь и соратай непобедим Христолюбивому воинству нашему, венчая его славою и победами над супостаты, да познают вси противляющиеся нам, яко с нами Бог и святии ангелы Его. Не остави же, о Архангеле Божий, помощию и заступлением твоим и нас, прославляющих днесь святое имя твое: се бо, аще и многогрешни есмы, обаче ге хощем в безакониих наших погибнути, но еже безакониих наших погибнути, но еже обратитися ко Господу и оживленным быти от Него на дела благия. Озари убо ум нам светом Божиим, да возможем разумети, что есть воля Божия о нас благая и совершенная, и ведети вся, яже подобает нам творити и яже презирати и оставляти. Укрепи благодатию Господнею слабую волю и немощное произволение наше, да утвердившися в законе Господни, престанем прочее валятися земными помыслы и похотьми плоти и ради тленнаго и земнаго вечная и небесная безумия забывати. Над всеми же сими испроси нам свыше дух истиннаго покаяния, нелицемерную печаль по Бозе и сокрушение о гресех наших, да остающее нам число дней временнаго жития нашего во изглаждении зол содеянных нами совершим. Егда же приближиться час скончания нашего и свобождения от уз бреннаго сего телеси, не остави нас, Архангеле Божий, беззащитный противу духов злобы поднебесных, обыкших преграждати души человечестей восход и горняя: да охраняеми тобою, безпреткновенно достигнем онех преславных селений райских, идеже несть печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная и сподобимся узрети пресветлое лице Всеблагаго Господа и Владыки нашего и Тому воздати славу, со Отцем и Святым Духом, во веки веков. Аминь."
В этот день отмечают церковный праздник — Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, в который чествуют ангелов и архангелов. Праздник был установлен в 4 веке Лаодикийским собором. Выбор даты связан с нумерологией: ноябрь — девятый месяц от начала года (которое в древности отмечалось в марте), что символизирует девять ангельских чинов. Восьмое число (по Юлианскому календарю) месяца — указание на «день осмый», в который должен произойти Собор всех сил Небесных во время Страшного суда.
По погоде на Михайлу судили о предстоящей зиме. Если наблюдали в этот день иней — нужно было ждать больших снегов. Если Михайлов день начинался с тумана — готовились к оттепели.