Молитва богородице махерас

Религиозное чтение: молитва богородице махерас в помощь нашим читателям.

Монастырь Махерас, Кипр

В горах восточного Троодоса, на высоте почти километр над уровнем моря, в 40 км южнее Никосии, располагается один из главнейших монастырей Кипра, называемый Махерас. Это мужской монастырь, в котором постоянно проживают и трудятся почти 30 монахов. Обширная территория с комплексом разнообразных зданий, красивейшие сосновые леса, окружающие обитель, и главная ценность монастыря, икона Богоматери с уникальной историей, – все это объясняет то, что ежегодно это намоленное место посещают сотни и сотни паломников и туристов.

Монастырь Махерас расположен рядом с селением Лазания. Будто старинный замок с каменными неприступными стенами, высится он над соседними холмами и долинами. Интересна и познавательна история его основания и существования, а также история обретения иконы Богородицы.

Как была найдена чудотворная икона

В ХII веке новой эры, когда население Кипра уже несколько столетий исповедовало православие, почти в каждой деревне острова были храмы или монастыри. В одном из них, обители Святого Иоанна-Златоуста, которая расположена в Троодосских горах, жил монах Неофит. И вот, как говорит предание, однажды во сне увидел он Богоматерь, которая повелела ему найти икону. По другим источникам, монах сам увидел в отдаленных горах Троодоса яркий свет, восходящий на небо.

Взяв своего ученика Игнатия, он отправился на поиски и после долгих дней пути по опасным крутым тропам наконец достиг горной вершины Киония. У ее подножия, пробравшись сквозь густые лесные заросли, путники и обнаружили пещеру, из которой исходило сияние. Не без трепета войдя внутрь, они нашли чудесную икону Богородицы, висящую на каменной стене и отлично сохранившуюся.

А далее различные источники снова расходятся. По одним сведениям, на полу под иконой лежал нож, а по другим – он висел на той же стене ниже нее. Как бы то ни было, с тех пор икона и приобрела свое особое название: Ножевая, или Махерская, от слова «махери», что по-гречески означает «нож». Также стал именоваться и монастырь, основанный в дальнейшем рядом с пещерой.

Образ Богородицы Ножевой считается особым. Она изображается одна, без Младенца Иисуса, с поднятыми в молитве руками. Рядом находится висящий вертикально нож. Изображение, найденное в пещере, принадлежит кисти Луки-Евангелиста, как полагает большинство ученых.

Каким же образом могла икона оказаться в забытой пещере? Как считают исследователи, она была намеренно перенесена туда с материка с благими намерениями, чтобы спасти от иконоборцев. В Византийской империи в начале VIII столетия началось так называемое «иконоборчество», борьба со священными изображениями и их почитанием. Это была одна из сторон борьбы за власть, за абсолютное подчинение церкви государству.

Многие ученые связывают начало иконоборческого движения с влиянием ислама, где также запрещены изображения святых. К сожалению, огромное количество икон и фресок было уничтожено и утеряно навсегда. Это противостояние сторон длилось более столетия с переменным успехом. Наконец, в середине IX века императрица Византии Феодора окончательно восстановила должное почитание икон.

Многие православные подвижники, сторонники иконопочитания, за эти сто лет предпочли покинуть родину и обосноваться на Кипре, относительно недалеко от Константинополя. С собой они везли самое ценное: православные иконы. Впоследствии спасенные изображения стали находить в самых разных уголках острова.

Видимо, такова история и иконы Богоматери Ножевой. Отшельник, живший в пещере, найденной Неофитом и Игнатием, хранил священный образ до последнего своего вдоха. А его нож, или его последователей, дал название иконе. По другим преданиям, нож принадлежал Неофиту и Игнатию. С его помощью они смогли добраться до входа в пещеру, прорубая ход сквозь ветки, и найти священный образ Богородицы.

История основания монастыря Махерас

Обнаружив икону Матери Божией, Неофит и Игнатий решили остаться в этой пещере. В дальнейшем они задумали начать рядом с ней строительство монастыря, но Неофит вдруг умер. Игнатий остался в одиночестве, но вскоре к нему присоединился монах Прокопий, с которым они и начали осуществлять строительство.

Они не стали обращаться к местным богачам, чтобы они пожертвовали денег на монастырь, хотя и не исключено, что немалые пожертвования впоследствии все же были. Монахи отправились сразу в столицу Византийской империи, где в 1160 году император Мануил из династии Комнинов, выслушав их, дал указ о строительстве обители. Тем самым были получены земельные владения около горы Киония (и также сама гора), огромные денежные средства и указания о предоставлении рабочей силы. Новый монастырь должен был стать ставропигиальным, по желанию императора. Это было исполнено в точности: сам патриарх Византии водрузил крест в 1187 году, и будущая обитель стала подчиняться только ему, а не местному епископу. Ставропигиальным монастырь Махерас остается и поныне. Впоследствии обитель получала материальную помощь еще от двух византийских императоров.

В самом начале строительства, когда возводилась часовня в честь Матери Божией и монашеские кельи, умер Прокопий. Затем к Игнатию присоединился Нил и другие монахи, которые построили храм и каменные стены монастыря, устроили кельи для вновь прибывших насельников. Нил стал первым настоятелем обители и летописцем, создав в 1201 году устав монастыря. В это время монастырский комплекс состоял из многих построек, религиозного и хозяйственного назначения, а монахи полностью обеспечивали свою общину всем необходимым. Они выращивали зерно, фрукты и овощи, ухаживали за виноградником, пекли хлеб, ловили рыбу, держали пчел. Этих продуктов хватало и на всех приходящих паломников.

К сожалению, расцвет обители, продолжающийся 300 лет, закончился в середине 16 века, когда в пожаре погибли практически все здания и множество ценных вещей. Видимо, были и человеческие жертвы, но в источниках данных об этом нет. Известно лишь, что чудесным образом сохранились в огне икона Богоматери Ножевой, устав монастыря и та грамота от Мануила Комнина, которая дала начало основанию обители. Эти предметы можно увидеть в монастыре Махерас и сейчас.

После этого страшного пожара об истории существования и восстановления обители известно очень мало вплоть до 17-го столетия. Пришедший на место разрушенного стихией монастыря настоятель Леонтий, собрав деньги у местного населения, в 1697 году восстановил главную церковь. Его последователи постепенно построили и другие часовни, храмы и кельи, а также необходимые хозяйственные здания.

Монастырь всегда уделял много внимания местному населению, в его стенах можно было получить не только духовную, но и медицинскую помощь. А дети из соседних селений обучались у монахов грамоте. Монастырь Махерас отмечен и русским монахом-исследователем В. Григоровичем-Барским, который во время своего путешествия по Кипру посетил и его в 1735 году. Обитель отмечена им как значимая, процветающая, богатая, а ее насельники – как очень трудолюбивые.

Дальнейшая история монастыря Махерас связана с освободительной борьбой против турецкого владычества. В ней активно участвовали не только киприоты-миряне, но и православные священники. Начавшись в 1821 году, она, к сожалению, привела к поражению киприотов-греков. Были казнены сотни заговорщиков, в их числе – архиепископ Киприан и другие церковные пастыри. Их имущество было конфисковано турками, у монастыря Махерас отобрали земли, в результате чего его доходы резко уменьшились, а экономическое положение стало бедственным.

Через 70 лет после подавления восстания, в 1892 году, в обители снова случился страшный пожар. Он разрушил практически все, что было построено после первого бедствия. Осталась только церковная школа, библиотека, некоторые иконы. Сбор пожертвований начали сразу, и монастырь Махерас был отстроен заново к началу 20 века. В 1960 году все здания были полностью отреставрированы, дополнительно в монастырских стенах установили музей и памятник Григорию Авксентию, погибшему в борьбе с английскими колонизаторами в 1957 году. Он не пожелал сдаться и был сожжен британскими солдатами в своем укрытии – в одной из пещер рядом с монастырем Махерас.

Архитектура монастыря

В настоящее время весь монастырский комплекс обнесен стеной, периметр которой напоминает прямоугольник. Имеются два входа, восточный и западный, и добраться до обители можно разными дорогами. К слову сказать, все они горные и достаточно опасные. Многие здания монастыря, хотя и являются современными постройками, выполнены в византийском стиле (например, кельи и центральная церковь). Это центрально-купольная система, галереи на колоннах, облицовка стен изнутри мраморными плитами, позолота, обилие декора на растительную тему, мозаичные панно и фрески. Также характерной чертой византийской архитектуры являются и продолговатые окна с закругленным верхом (арочные), расположенные в стенах или в куполе.

Наружные колонны и галереи характерны для многих зданий монастырского комплекса. Дворики вымощены каменной плиткой, украшены живописными растительными группами, скамейками, беседками, лесенками. Внутренний интерьер храмов и часовен составляют фрески на религиозные темы, иконы, мозаичные панно, каменная плитка. Главная икона монастыря, образ Богоматери Ножевой, находится в центральной церкви на почетном месте.

Монастырь Махерас никогда не остается без паломников. Его можно посетить в любой день, в любое время года. Каждый приходящий получает кров, пищу, духовный совет и наставление.

Монастырь Махерас

Монастырь Махерас на Кипре – один из наиболее знаменитых; он, наряду с Киккосом и Ставровуни, является ставропигиальным монастырем – это означает, что он подчинен синоду или даже непосредственно патриарху, а не местной епархии. Находится монастырь Махерас на склоне горы Киони на высоте 870 метров, рядом с деревней Лазания, в 43 километрах от Никосии. Попасть в один из лучших монастырей Кипра можно только с одной стороны, со всех остальных он защищен природными преградами. Это легко объяснимо: в средние века он, как и другие монастыри, являлся крепостью. Сегодня это – действующий мужской монастырь.

Комплекс монастыря – квадратная площадь, на которой расположены главный храм и монастырские службы. Крытые черепицей аркады были возведены в 1900 году; их высота составляет 19 метров! Монашеские кельи располагаются в толще мощных монастырских стен.

Трехнефовая церковь с готическими окнами была возведена в 1892-1900 годах вместо прежней, которая полностью сгорела. Резной иконостас из дерева был окончен еще позднее – только в 1919 году. В ней хранится ценная реликвия – пергамент с записью церковной музыки XVIII века. Большинство монастырских построек выполнено в византийском стиле.

Икона Пресвятой Богородицы, написанная, по преданию, евангелистом Лукой, была привезена на Кипр ориентировочно в период между VII и IX веками – в то время в Малой Азии царил период иконоборчества. Икона была спрятана в одной из пещер горы Киони, а в XII веке – найден монахами Неофитом и Игнатием (ориентировочно произошло это событие в 1145 году). Найден ли был вместе с иконой нож или нож помог монахам избавиться от кустов, закрывавших вход в пещеру, в которой обнаружилась икона – так или иначе, гора получила второе название – «Махерас», что с греческого переводится как «нож». Замечательная находка стала причиной возведения рядом с пещерой пустыни, которая получила такое же название. Сама икона, изображающая Богородицу в несколько непривычном виде – она не держит на руках младенца, а простирает руки как бы молясь (такой тип иконы носит название Агиосоритисса) – получила название «Махериотисса». Икона и сегодня сохраняется в главном монастырском храме – она уцелела в пожаре 1530 года, когда монастырь сгорел дотла (кроме иконы, сберегся лишь монастырский устав, написанный в 1201 году монахом Нилом).

Первыми обитателями пустыни стали Неофит и Игнатий. После того, как Неофит умер, с Игнатием поселился старец Прокопий. В 1172 году старцы побывали в Константинополе, где обратились к императору Мануилу Комнину за финансовой помощью на возведение монастыря. После их возвращения в пустыню к ним присоединились еще два монаха; вместе они построили часовню и кельи. Постепенно количество монахов возросло; они занимались земледелием, выращивали виноград, обрабатывали медь. При монастыре работала переплетная мастерская. В период расцвета монастырь обладал обширными земельными угодьями и имел много вассальных деревень.

В 1340 году жена короля Франко Хуго IV, Алисия, была исцелена после того, как ей позволили приложиться к одной из монастырских реликвий – распятию. В 1530 году, как уже говорилось выше, монастырь сгорел дотла. После пожара его долго не восстанавливали; «возрождение» монастыря приходится на период 1720-1760 гг. Поскольку в это время Кипр находился под властью турок, монастырю приходилось переживать трудные времена: турки периодически врывались в обитель, забирая церковную утварь, а то и казня священников. Большая часть собственности монастыря была конфискована. Тем не менее, именно в это время монастырь восстанавливается, отстраивается и количество монахов в нем возрастает.

В XIX веке, в 1892 году, в монастыре случился еще один пожар, который начался на свечном складе. В восстановлении монастыря приняли участие русские – на их пожертвования были не только восстановлены монастырские постройки, но и отлиты колокола; кроме того, в монастырской сокровищнице хранится множество даров от русских паломников, в том числе – священные реликвии с частицами святых мощей.

Монастырь Махерас известен также тем, что именно в нем начинали свой путь многие подвижники, позднее удостоившиеся канонизации. Также с XVII века здесь проводилась работа по переписке книг Экклезиаста.

Монастырь всегда поддерживал национально-освободительное движение; в нем даже скрывался некоторое время лидер движения Григориус Авксентиу, который затем был выслежен англичанами и сожжен заживо в двух километрах от монастыря. Во дворе Махераса находится памятник Авксентиу.

Как добраться до монастыря?

Несмотря на то, что монастырь является действующим, он открыт для туристов. «Одиночные» путешественники могут посетить его по понедельникам, вторникам и четвергам с 8-30 до 17-30; можно посетить монастырь и большой компанией – в те же дни, но с 9-00 и до 12-00; о таких экскурсиях лучше договариваться заранее по телефону.

Фотографировать и снимать видео на территории монастыря запрещено.

Доехать до монастыря лучше всего арендованным автомобилем; если вы едете из Никосии, то вы должны доехать до деревни Дефтера, а затем повернуть на дорогу до деревни Литродонатас. Если вы едете по скоростной трассе Лимассол-Ларнака, то вам нужно проехать деревни Гермасогейя, Акроунта, Аракапас, Сикопетра, Аплики, потом повернуть на Кало Хорио и Гури. Потом вам останется только пройти через деревню Капедис – и вы окажетесь около монастыря.

Копирование информации разрешено только с прямой и индексируемой ссылкой на первоисточник

Монастырь Махерас – хранитель чудотворной иконы Богоматери Махерас

Каждый монастырь, хранящий благословенную святыню, это место, где Бог быстрее всего выслушивает просьбы молящихся. Приходящие с верой и надеждой, с открытым и чистым сердцем – исцеляются от недуг и получают то, о чем просили. Большинство святынь и чудотворных образов связано с Богоматерью, которая обещала никогда не покидать этот мир и оставаться защитницей для тех, кто к ней прибегает.

Изучая истории основания многих обителей, мы в который раз убеждаемся в том, что все эти места были выбраны и указанны не случайно: вещий сон, явившийся ангел или сама Богородица, подсказывали, где должна стоять та или иная святыня. Монастырь Махерас не стал исключением из этого правила.

История его основания тоже начинается с иконы, которая внезапно нашлась необычным образом. Но прежде чем поведать этот рассказ, стоит сперва напомнить несколько важных моментов. Икона, о которой идет речь, называется Божья Матерь Махериотиссы («Махеротисса» происходит от греческого слова «нож»), её автором считают самого апостола Луку. Иконы, написанные апостолами, считаются самыми ценными и благословенными.

Христиане поклоняются не холсту или краскам, преклоняясь перед иконами, они проявляют свое глубокое уважение к тем, кто на них изображен. Это так же, как сегодня мы с любовью смотрим на фотографии близких нам людей. Но во времена, когда не было фотографии, единственное, что было доступно людям – это писать картины. Поскольку христиане изображали на иконах святых и в знак уважении приклоняли перед ними головы или колени, вот и выходило, что они, как некто думал, «поклоняются идолам».

В итоге дошло до того, что во власти в Византии нашлись люди, которые сочли своим долгом истребить все иконы и не допускать подобного поклонения. Это период называют периодом иконоборчества, который припадает на начало VIII – середину IX веков.

Очевидно, что всегда найдутся люди, которые вопреки официальным запретам власти постараются остаться верными своим убеждениям. Самые смелые из верующих ставали хранителями икон, рискуя всем, они «пускались в бега», пытаясь уберечь от уничтожения то, что считали ценим. Кипр был одним из тех мест, куда убегали христиане со своими реликвиями – прячась в лесах или пещерах, они пожертвовали очень многим, ради этих икон. И вот с находки одной такой иконы и начинается наша история.

Предание гласит, что монаху Неофиту из монастыря Иоанна Златоуста во сне явилась Матерь Божья и поведала, где именно на склоне горы Кионии он должен найти икону с её изображением. Проникшись этим явлением, Неофит взял с собой ученика Игнатия и отправился вместе с ним в то место, на которое указала Богородица в его сне. Пробираясь вверх, они увидели сияние из пещеры, к которой было очень трудно подобраться из за густых зарослей. Сказано, что путь к пещере монахи расчищали себе ножом, который, волей божьей, оказался у них с собой. Придя на место, они нашли ту самую икону, о которой и говорила Дева Мария. Другая версия об этой иконе гласит, что нож монахи нашли рядом с иконой, в знак того, что она не беззащитна. Но как бы там не было в действительности, почему-то именно нож тесно связан с этой реликвией, за что она и получила свое название.

Далее, монахи решили, что на месте обнаружения иконы должен быть построен монастырь. Но монах Неофит умер раньше, чем монахи успели что-то предпринять. Тогда его ученик Игнатий с другим монахом Прокопием отправились в Константинополь к императору Мануилу І и просили его посодействовать в основании новой обители. Правитель поверил в чудотворность иконы и выделил монахам денег, а также землю под мужской монастырь. В 1187 году заложили крест будущей церкви, а вскоре был возведен и сам монастырь, который возвышается в 870 метрах над уровнем моря. Интересно, что монастырь получил статус ставропигиального – независимого от местных епархий и этот статус сохраняется за ним до наших дней.

Кроме чудотворной иконы Богоматери Махерас, которая находится в иконостасе, монастырь известен и своими летописями, которые начал вести монах Нил (в 1201 году он записал устав монастыря). Удивительно то, что во время страшных пожаров, которые несколько раз переживала обитель, всегда сохранялась нетронутой огнем икона Богоматери Махерас, грамота императора Византии о независимости монастыря и летописи монаха Нила.

Конечно же, после пожаров монастырь изменяли, достраивали, реставрировали. В последний раз, в 1900 году, полностью заменили церковь, сгоревшую дотла. Сегодня при монастыре открыта лавка, в которой можно приобрести книги, иконы, церковную атрибутику, а также некоторые продукты, изготавливаемые самими монахами. Еще рядом с монастырем установлен памятник Григорису Авксентиу – это национальный герой Кипра, боровшийся в 1955-1959 годах с колонизаторами из Англии. Поскольку Григорису некоторое время скрывался под видом монаха в стенах обители, то здесь же соорудили и музей его имени.

Монастырь Махерас – большой действующий мужской монастырь с богатой историей и красивой архитектурой. Этот монастырь открыт для туристов и здесь вам охотно проведут экскурсию, которая начинается в стенах обители, а оканчивается уже в лесу. Атмосфера, царящая здесь, настраивает на покой, умиротворение и мысли о том, что действительно важно. Посещение монастыря Махерас, несомненно, оставит о себе только наилучшие впечатления.

Оценка 4.1 проголосовавших: 26
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here