Молитва через дыхание

Религиозное чтение: молитва через дыхание в помощь нашим читателям.

Молитва через дыхание

Православные исихасты-безмолвники были прекрасно осве- домлены о важнейшей роли дыхания для «соединения человека с Божественным миром». Концентрируя внимание на Слове-молитве, они обязательно синхронизировали рецитацию Иисусовой молитвы с собственным дыханием.

Эта традиция вряд ли родилась в Восточном Средиземноморье: об этом нет никаких сведений в сохранившихся литературных источ- никах. Наиболее вероятно ее заимствование в древнеиндийской культуре. Тем не менее, уже в первых веках христианской эры она была адаптирована к местным условиям и стала неотъемлемой

частью исихастского метода тренинга мозга, получившего яркое название «художество художеств» или «художественная молитва».

«Иисусова память да соединится с дыханием твоим!», — наставлял в V веке христиан великий подвижник святой Иоанн Лест- вичник.

Его поддерживает в VII столетии другой великий святой Исихий Синайский, предлагая метод борьбы с хаотическим рождением мыслей, желаний и ощущений — помыслами, мешающими взаимо- действию с «иным миром»: «…Если хочешь покрыть стыдом чужды помыслы и непрестанно трезвиться сердцем, молитва к Господу Иисусу да прилепится к дыханию твоему, и в немного дней увидишь желание свое исполненным».

Исихий неустанно внушал христианам, что концентрация внимания на слове при синхронизации его рецитации с дыханием повышает эффективность психофизических упражнений:

«Внимание есть непрестанное от всякого помысла безмолвие сердца… Трезвение есть твердое водружение и стояние ума у двери сердца, так что он видит, как подходят чуждые помыслы, эти воры-окрадыватели… Сие сладчайшее имя (Иисуса) да прилепится дыханию твоему, и тогда узнаешь ты пользу безмолвия».

«Художественная молитва» стала основным инструментом приобретения сверхвозможностей или стяжания Даров Святого Духа, в теологической интерпретации, не только у отшельников, но и в большинстве монастырей восточной христианской церкви. Причем иногда использовался вариант методики, когда объектом концен- трация внимания становилось самое дыхание, а рецитация Слова имела подчиненное значение, акцентируя внимание на определенных этапах дыхательного процесса. То есть именно так, как было предложено в нашей методике.

Никифор, святой подвижник Афонской Горы, в XIII столетии отдавал предпочтение этой разновидности тренировки, под «сбором или хранением ума» подразумевая внимание 16 : «Сядь и, собрав ум свой к себе, введи его в путь дыхания, коим воздух доходит до сердца, и вместе с сим вдыхаемым воздухом понюдь его сойти в сердце и там остаться… Когда твой ум утвердится в сердце, то ему там не следует оставаться молчащим и праздным, но непре- станно творить молитву… и никогда не умолкать».

Несколькими веками ранее преподобный Симеон Новый Богослов предлагал методику тренировки, которую можно интерпре- тировать, как использование в качестве объекта концентрации внимания сердца, при вспомогательной роли Слова и дыхания:

«Сядь безмолвно и уединенно, преклони голову, закрой глаза; потише дыши, воображением смотри внутрь сердца, своди ум, то есть мысль из головы в сердце. При дышании говори: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя», тихо устами, или одним умом»

В XIV веке преподобный Григорий Синаит составил методику «художественной молитвы», ставшую в православии одним из источ- ников громкого скандала и последующей богословской полемики.

«С утра, сидя на седалище вышиною в одну пядь, низведи ум из головы к сердцу и держи его в нем, согнись до боли и, сильно удручая грудь, плечи и шею, взывай непрестанно в уме и душе: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя…» Удерживай также и дыхательное движение, потому что выдыхание, от сердца исходящее, помрачает ум и рассеивает мысль».

1 6 Никифор дает вполне разумные определения внимания: «внимание есть блюдение (хранение) ума» или «внимание есть собрание ума к себе и углуб- ление его в один какой-либо предмет при оставлении всех посторонних мыслей и воображений».

Богословы увидели в предлагаемой позе, а также в задержке дыхания, соответствие практике буддийской или индуистской йоги, прямое заимствование из восточных культур. Более того, исихасты настаивали на том, что используемый ими метод позволяет общаться с Божественным миром и достигать самого Бога. Это в корне проти- воречило доктрине о непознаваемости Бога, которой в основном придерживались богословы западной, римской, ветви христианства. Несомненно, православный исихазм и его точка зрения на отно- шения человека с Богом не могли остаться без внимания. Итальянский грек Варлаам обвинил исихастов во всех смертных грехах и ереси и даже обозвал их «омфалопсихами» (от греч. «омфалос» — «пуп», «психе» — «душа, психика», то есть те, у кого душа в пупке), намекая, видимо, на восточные методы концентрации внимания на области пупка.

Однако архиепископ в греческих Фессалониках Григорий Палама, прошедший исихастскую школу в монастырях Святой горы Афон, в споре с Варлаамом сумел отстоять необходимость соеди- нения молитвы с дыханием и естественность принятия молящимся некоторых телесных поз. Что касается пределов познания, то архиепископ, опираясь на жизненный опыт православных подвиж- ников-исихастов, доказал, что познание или общение с Богом возможно, но только в особом состоянии — созерцании, которое достигается исихастскими психофизическими методами.

Более того, Палама убедительно показал, что «священное безмолвие» вообще является основой христианского вероучения. Все это официально в середине XIV века неоднократно подтверждалось константинопольским Собором. Варлаам вынужден был признать себя побежденным и каяться. Показательно, что он сразу же покинул Константинополь и по прибытию в Рим в качестве «компенсации» за

проигранную с православием полемику получил от Папы сан епископа. Впоследствии Варлаам, блестяще образованный человек, обучал греческому языку великого поэта Петрарку.

«Художественную молитву», в которой тренировка внимания основана на сочетании слова с дыханием, до сих пор используют в православных монастырях как на Святой горе Афон, так и в других местах православного Востока.

Афонские монахи использовали и методы регулирования соотно- шения между временем вдоха и временем выдоха посредством произнесения достаточно длинной Иисусовой молитвы в ее полной форме.

«Молитву пусть он произносит по одному разу на каждый вдох», — пишет в своем наставлении безымянный православный исихаст XIX века. Если большую часть молитвы произносить на выдохе, то время, за которое он производится, будет многократно превышать время вдоха.

«Молитва прилепляется к дыханию, а ум пробуждается и следит за ней. Со временем ослабевают страсти, умиряются помыслы и утихает сердце», — объясняет смысл «художеств» Иису- совой молитвы наш современник, архимандрит Ефрем, игумен Афонского монастыря преподобного Фелофея.

Однако в русском православии отношение к «художественной молитве» до сих пор остается сложным. О ее истинном содержании вряд ли подозревают не то что простые верующие, но даже монахи и священнослужители. Корни такой ситуации образовались во второй половине XIX века, когда епископ Феофан (Говоров), активный и искренний поборник исихазма, взял на себя огромный труд пере- вести на современный русский язык многотомное «Добротолюбие». Это была антология письменных работ христианских подвижников- исихастов, собранная афонскими монахами. Руководствуясь благими

побуждениями, Феофан Затворник позволил себе изъять из русского перевода весь текст, связанный с описанием «художественной молитвы».

«Творить молитву Иисусову, как все мы навыкаем делать, есть доброе дело. В монастырях возлагается это как долг. Стали бы разве возлагать, если б это было опасно?! Опасно то художество, какое придумали и приладили к сей молитве. Оно иного ввергает в прелесть мечтательную, — а иного, дивно сказать, в постоянное похотное состояние. Его потому надо и отсоветовать, и запрещать», — оправдывал свой поступок переводчик «Доброто- любия».

Суть дела, которое не до конца понял святитель Феофан, заклю- чается в следующем. Действительно, в первоначальный период тренировки внимания при синхронизации рецитации рефла с дыханием, проявляются первые физиологические и психические симптомы изменения сознания. В их числе обычно бывают ощущения нарастания творческих способностей, «творческий зуд», «мечтания», а также повышение сексуальности, проявляющееся в усилении как желания, так и потенции, вплоть до эрекции половых органов. Особенно такие изменения заметны при концентрации внимания на дыхании. Однако эти симптомы — временное явление, при продолжении тренировок такие изменения, если их специально не культивировать, как это делают некоторые тантристские секты, проходят сами собой. Несомненно, такие изменения создадут на какое-то время неудобства в жизни монахов и лишние хлопоты по обузданию сильных чувств. Но следует иметь в виду, что цена отказа от таких хлопот — замедление продвижения по Духовному пути, которое было бы более быстрым при использовании тренировок с дыханием.

Феофан Затворник особое внимание в своих трудах и частных письмах обращает на появление при Иисусовой молитве особого рода «духовной теплоты», как на положительный признак изменения сознания. Эта «сердечная теплота» как раз и генерируется в дыха- тельных упражнениях.

Во всех духовных школах, где практикуется тренировка внимания на рецитации рефла, почти всегда используются дыха- тельные упражнения. Люди давно поняли, что использование дыхания в качестве самостоятельного объекта концентрации либо вспомогательного средства, сопровождающего рецитацию, суще- ственно повышает эффективность освоения сверхвозможностей.

Не являются исключением и исламские духовные школы и направления, объединенные общим понятием — суфизм. Развитые, устоявшиеся представления о Духовном Пути к Богу здесь обяза- тельно включают те или иные способы контроля за дыханием.

«Выдохи должно считать; каждый выдох без поминания Его (Бога) мертв, но каждый выдох с поминанием Господа — живой и связан с Ним», — вот типичный взгляд на дыхание у суфиев различных орденов и школ.

В средневековье в мусульманских Индии и Афганистане стали практиковаться при рецитации зикра длительные задержки дыхания. Кое-где, например, в современном Пакистане, и в наши дни можно встретить подобную практику. В иных школах еще в XIX веке упражнения с дыханием считались «тайным методом» достижения состояния созерцания (вадж), или экстаза, то есть «выхода» за пределы обыденного сознания.

Молитва — дыхание души

Цель жизни православного христианина — соединение с Богом. Слово религия так и переводится с латинского языка — восстановление связи. (Отсюда, например, и слово лига — в музыкальной грамоте дуга, соединяющая ноты.)

Наша христианская религия также называется православной верой. Слова вера, доверие, уверенность однокоренные. Мы верим в Бога и доверяем Ему. У нас есть уверенность, что Господь всегда рядом, всегда близко и никогда не оставит Своих чад, обращающихся к Нему. Именно уверенность, а не самоуверенность, то есть надежда только на свои собственные немощные силы. Христианин знает, что в его жизни действует Промысл Божий (то есть забота Бога о нас), который ведет его порой через сложные испытания ко спасению. Вот почему православный не одинок в этом мире. Бог никогда его не оставит. Этим он отличается от людей неверующих или маловеров. Их жизнь — постоянное напряжение, страх: как выжить в этом мире? Что будет завтра? У православного человека не должно быть страха перед настоящим и будущим. Совершенная любовь к Богу, вера в Него изгоняет страх (1 Ин 4, 18). Но вера — не просто признание того, что существует некий Космический Разум, Абсолют, это — живая связь с Живым Богом.

Без веры невозможно действие ни одного Таинства или даже обряда. Благодать Божия, исцеляющая и укрепляющая нас, подается только по нашей личной вере. Священнодействие не магический ритуал: за нас совершили какое-то действие, и теперь у нас все будет хорошо. Нет, нужно открыть свое сердце Богу, обратиться к Нему лично.

Если мы обратимся к Евангелию, то увидим, что Господь совершает чудеса (в том числе исцеления) или по вере обращающихся к Нему, или по вере тех людей, которые просят за болящих. Например, однажды Христос учил народ в некоем доме и к этому дому принесли расслабленного, парализованного человека. Не имея возможности из-за многолюдства войти в дом, принесшие разобрали кровлю и спустили постель с болящим через крышу. Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои (Мк 2, 5). И исцелил его. То есть чудо совершилось по вере друзей расслабленного, которые очень хотели его исцеления.

А вот пример личного обращения. Женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет и потратившая все имение свое на врачей, имела крепкую веру в то, что, только прикоснувшись к одежде Спасителя, она получит исцеление. И вера ее не была посрамлена. Прикоснувшись к ризе Христа, она получила исцеление. Сам Господь похвалил ее веру, сказав: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя (Мф 9, 22). И таких примеров в Священном Писании немало.

Самые главные вопросы — как обрести веру и как укрепить ее в своем сердце? Вера приобретается через обращение к Богу, через молитву. Молясь, человек начинает чувствовать присутствие Божие в своей жизни, и ему уже не нужны другие доказательства бытия Божия. Он знает, что, обращаясь с молитвой к Господу, он получает просимое. Второе, чем укрепляется вера, это благодарность Богу. Необходимо замечать в своей жизни благодеяния и дары Божии, изливаемые на нас. Притом благодарить Господа нужно не только за приятные минуты жизни, но и за посылаемые испытания. «Случилось хорошее — благословляй Бога, и хорошее останется. Случилось плохое — благословляй Бога, и плохое прекратится. Слава Богу за все!» — говорит святитель Иоанн Златоуст.

В молитвах мы обращаемся не только к Богу, но и к Матери Божией, Пресвятой Богородице: Она — Мать всех православных христиан. Когда Спаситель был пригвожден ко Кресту, испытывал муки и страдания за людей, Он увидел апостола Иоанна Богослова и Свою Матерь, стоящих у Креста. Господь сказал Ей: се, сын Твой, а ученику — се, Матерь твоя! Этим Он в лице Иоанна Богослова усыновил Матери Божией весь род христианский. И с тех пор мы обращаемся к Ней как нашей Заступнице и Ходатаице перед Ее Сыном.

Также мы молимся святым угодникам Божиим и святым Ангелам, как нашим небесным покровителям и молитвенникам за нас у Престола Божиего. Они хранят нас от всякого зла и помогают в добрых делах.

Переписка

Вопрос о технике делания Иисусовой молитвы

о. Олег! ум держать у сердечного места – это как? Я об этом читал у Паисия Величковского и не только у него, но не понимаю: это надо смотреть на сердце, или его слушать, как оно стучит, или думать о нем, или как-то иначе (скорее всего). Есть издание Оптиной пустыни 1912 г. об Иисусовой молитве. Они настаивают на гласной внимательной молитве, И.Брянчанинов также говорит не искать сердечное место, а заниматься гласной молитвой, а остальное откроется в свое время. На один и тот же вопрос у разных делателей разное мнение.

Следующий малопонятный момент – дыхание. Встречалась информация следующая: Старец молился так, как научил его раньше духовный отец, это, я думаю, особый способ, мало кому известный. Я стал просить его рассказать об этом подробнее, и он сказал: «Нужно набрать воздух, задержать его глубоко в груди и, после вздоха, читать про себя Иисусову молитву сначала хотя бы пять раз; через некоторое время довести число молитв между вдохом и выдохом до десяти и более, только нужно приучать себя постепенно». Затем он спросил меня: «А сколько ты можешь, вздохнув, произнести Иисусовых молитв?». Я попытался сделать это и затем ответил: «Могу свободно произнести пять молитв, при усилии – семь-восемь». Тот сказал: «Для начала это хорошо, только говори молитвы медленно и неспешно». И. Брянчанинов строго запрещает экспериментировать с дыханием, хотя все говорят, что дыхание необходимое условие молитвы. И еще: как молиться когда идешь, едешь или что-то делаешь? Молитва получается рассеянной, и как тогда быть с держанием ума в сердце и с дыханием? И как с закрытыми глазами и с помощью вдоха определить сердечное место? Или я не до конца понял, или у меня не получается, хотя несколько раз попробовал и не понял как должно в сердце остановится дыхание? Батюшка, простите, но для меня эти вопросы актуальны».

ОТВЕТ ОТЦА ОЛЕГА

Мир тебе, Виталий!

Радостно, что в этом мире есть еще люди интересующиеся деланием Иисусовой молитвы.

Отмечу, что самостоятельное руководство в возвышеннейшем делании Иисусовой молитвы по книгам святых отцов крайне затруднительно. Такое руководство неизбежно приводит ко многим ошибкам, что часто ставит делателя в тупик. На исправления и поиск требуется очень много времени и сил. Отцы делатели, при общем мнении в главном расходятся в описании техники желания и в деталях. Люди отличаются друг от друга во многом, поэтому и подбирают себе под себя ту или иную технику. Вот почему очень трудно напрямую заимствовать советы отцов! Надо вести поиск методом проб и ошибок, и оставлять то, что у тебя работает.

Надо четко различать понятия «сердце» и «сердечное место». Святитель Игнатий запрещает преждевременный поиск входа в сердце, ибо это производит только благодать Божия. Поиск же двери сердца, в которые нам и должно стучать Божественным именем Иисуса, это наше дело. Приведу сравнение: скажем тебе надо посетить своего друга живущего в другом месте. Если ты по ошибке придешь не в тот дом и будешь стучать не в ту дверь, то твой друг никак ту сможет тебе открыть и встретить. В молитве это бывает еще ощутимее! Ведь твоя задача не просто найти дверь сердца и не просто произносить перед ней молитву, но пробудить свое сердце от смертного сна, сокрушить его, вызвать в нем покаянные чувства и плач! Этого никак не возможно будет достигнуть, если ты не будешь убодать словами молитвы прямо в сердце! Вот почему святитель Игнатий научает нас, как технически находить сердечное место. Это очень и очень важно! Он предлагает два способа определения.

Первый – это просто приложить два своих пальца, указательный и средний (безымянный) к верхней части соска левой груди (разумеется, если сосок не провисает от особенностей телосложения), и сразу выше указательного пальца и будет сердечное место, где и должно держать свое внимание!

Второй – это, закрыв свои глаза, проследить вниманием ума вдыхаемого воздуха от носоглотки до сердечного места в груди. Можно соединить два этих способа так, что вздох воздуха дойдет до места под пальцами, которые находятся на два пальца выше левого сосца. Удивительно то, что Господь расположил наше сердце левее центра груди. Когда делаешь вздох, то воздух идет именно в левую часть груди и именно в сердечное место! Пальцы же мы держим над сердечным местом на поверхности груди. Внимание же должно держать не на поверхности груди, а глубже, там, где завершается вздох. После некоторого упражнения ты сможешь легко находить сердечное место одним вниманием. После некоторого пребывания во внимательной молитве в этом месте ты, при произнесении вслух, будешь чувствовать в этом месте отдачу или вибрацию. Это естественно и имеет место у всех певцов. Просто они не обращают на это свое внимание. Если же делатель будет держать во время молитвы свое внимание где угодно, но не на сердечном месте, то он трудится неправильно и напрасно. Само по себе сердечное место не откроется никогда, кроме случая занятия громким пением.

О дыхании во время молитвы. Что касается приведенного тобой совета некоторого делателя: «Нужно набрать воздух, задержать его глубоко в груди и, после вздоха, читать про себя Иисусову молитву сначала хотя бы пять раз; через некоторое время довести число молитв между вдохом и выдохом до десяти и более, только нужно приучать себя постепенно», то замечу, что я так никогда не делал. Я попробовал так делать и легко прочитал 10 молитв (без слова «грешного»). Так молиться можно, но не нужно. Спертость дыхания отвлекает делателя от слов молитвы и не дает ему убодать свое сердце с достаточной силой, чтобы его сокрушить. Про дыхание скажу из своего опыта то, что лучше всего дышать тихо и свободно, не обращая своего внимания на этот процесс. Ведь мы обычно так и поступаем и следим за дыханием только тогда, когда нам это нужно по какой-то причине. Молиться внутри себя, держа внимание у дверей сердца в сердечном месте для новоначального в молитвенном подвиге крайне тесно, трудно и неудобно. Но так надо делать и делать! Не случайно же отцы назвали это делание внутренним деланием. Для себя лично я через откровение получил важную техническую подсказку от Бога. Суть ее состоит в том, что во время предстояния вниманием ума перед дверью своего сердца, за которой находится Бог, должно дать своему уму небольшое, тихое, нежное, вращательное движение, как бы ввинчивающееся в сердце. Это помогает держать неотступное внимание в сердечном месте и убодать свое сердце, вызывая его сжатие. При этом мы не должны забывать, что мы покаянно молимся присутствующему Богу, а не просто совершаем какие-то упражнения и технические действия. Ревность, прилежание и долговременный труд, при хранении внимания и предстояния перед Богом обязательно принесут успех и преуспеяние в подвиге молитвы покаяния. И в завершение еще раз приведу кратко все необходимые условия для успешного занятия Иисусовой молитвой:

2. Чтение молитвы вслух.

3. Держание внимания ума в словах молитвы так, как будто заключаешь его в эти слова или заливаешь их наподобие гипса в буквенные формы.

4. Стояние вниманием ума в сердечном месте на поверхности сердца, которое находится примерно на два пальца выше левого сосца, в конце пути вздоха.

5. Предстояние верой перед Богом и моление Ему, помня, что главная цель молитвы – покаяние.

6. Легкое и малое (с копеечную монету) движение по часовой стрелке (глядя сверху вниз на сердечное место) вниманием ума при произнесении слов молитвы.

7. Держать глаза закрытыми; взор их направлять на сердечное место, а голову держать склоненной к левой груди.

8. Положение тела должно быть свободным, не привлекающим к себе внимание: сидя, лучше полусидя-полулежа или лежа.

9. Дыхание тихое, свободное и не привлекающее к себе наше внимание.

10. Не сходить с молитвы ранее часа или 1000 молитв, увеличивая постепенно время или количество молитв за один присест.

11. Перед началом молитвы просить у Бога благословение и помощи в ее прохождении, разогреть себя молитвой с земными поклонами (30-100, согласно состоянию и силам). После молитвы поблагодарить Бога и попросить прощение за замеченные уклонения.

12. При соблюдении всего вышеперечисленного увеличивать число молитв, доведя его в идеале до 5000, а еще лучше до 10000 в сутки.

Оценка 4.5 проголосовавших: 149
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here