Религиозное чтение: молитва до трапезы в пасху в помощь нашим читателям.
Содержание
- 1 Молитвы перед и после вкушения пищи
- 2 Пасхальные молитвы во время трапезы
- 3 Молитва перед едой и после нее – одна из основ православного быта
- 4 ПАСХА-2015 12 апреля 2015 года Православная Пасха Светлая пасхальная седмица .
- 5 МОЛИТВЫ ПЕРЕД И ПОСЛЕ ВКУШЕНИЯ ПИЩИ
- 6 О праздновании Пасхи
- 7 Артос — традиционный пасхальный хлеб
- 8 Молитва на раздробление артоса:
- 9 Сдобный трехцветный пасхальный хлеб
- 10 Приготовление полых шоколадных яиц
- 11 Сладкий пасхальный пирог с мёдом и орехами
- 12 Пасха празднуется сорок дней до Вознесения Господня.
- 13 Христос воскрес
- 14 Если хочешь быть здоров — причастись святых даров!
Молитвы перед и после вкушения пищи
Oтче на́ш, И́же еси́ на небесе́х! Да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небеси́ и на земли́. Хле́б на́ш насу́щный да́ждь на́м дне́сь; и оста́ви на́м до́лги на́ша, я́коже и мы́ оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ на́с во искуше́ние, но изба́ви на́с от лука́ваго.
Или́: О́чи все́х на Тя́, Го́споди, упова́ют, и Ты́ дае́ши и́м пи́щу во благовре́мении, отверза́еши Ты́ ще́друю ру́ку Твою́ и исполня́еши вся́кое живо́тно благоволе́ния (строки из Пс. 144 ).
На благословение пищи и пития мирянам
Го́споди, Иису́се Христе́, Бо́же на́ш, благослови́ на́м пи́щу и питие́ моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере и все́х святы́х Твои́х, я́ко благослове́н во ве́ки веко́в. Ами́нь. (И перекрестить пищу и питие)
Молитвы после еды
Благодари́м Тя́, Христе́ Бо́же на́ш, я́ко насы́тил еси́ на́с земны́х Твои́х бла́г; не лиши́ на́с и Небе́снаго Твоего́ Ца́рствия, но я́ко посреде́ ученико́в Твои́х прише́л еси́, Спа́се, ми́р дая́й и́м, прииди́ к на́м и спаси́ на́с.
Молитвосло́вия на поминальной трапе́зе
Если на поминальной трапе́зе присутствует иере́й, то сначала совершается обычная заупокойная лития, после которой поется О́тче на́ш… и следует благословение трапезы.
Если же в числе присутствующих нет иере́я, то после трех обычных поклонов:
Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́ Бо́же на́ш, поми́луй на́с. Ами́нь.
Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй на́с (Три́жды с поклонами.)
Сла́ва, и ны́не. Ами́нь. Пресвята́я Тро́ице, поми́луй на́с; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.
Го́споди, поми́луй (Три́жды).
Сла́ва, и ны́не. Ами́нь.
О́тче на́ш, И́же еси́ на небесе́х! Да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небеси́ и на земли́. Хле́б на́ш насу́щный да́ждь на́м дне́сь; и оста́ви на́м до́лги на́ша, я́коже и мы́ оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ на́с во искуше́ние, но изба́ви на́с от лука́ваго.
И заупокойные тропари́: Со ду́хи пра́ведных сконча́вшихся ду́шу раба́ Твоего́ (рабы́ Твоея́), Спа́се, упоко́й, сохраня́я ю́ во блаже́нней жи́зни, я́же у Тебе́, Человеколю́бче.
В поко́ищи Твое́м, Го́споди, иде́же вси́ святи́и Твои́ упокоева́ются, упоко́й и ду́шу раба́ Твоего́ (рабы́ Твоея́), я́ко Еди́н еси́ Человеколю́бец.
Сла́ва: Ты́ еси́ Бо́г, соше́дый во а́д и у́зы окова́нных разреши́вый. Са́м и ду́шу раба́ Твоего́ (рабы́ Твоея́) упоко́й.
И ны́не: Еди́на Чи́стая и Непоро́чная Де́во, Бо́га без се́мене ро́ждшая, моли́ спасти́ся душе́ его́ (ея́).
Затем трижды произносится сия молитва с 15 поклонами: Помяни́, Го́споди, ду́шу усо́пшаго раба́ Твоего́ (усопшей рабы́ Твоея́) и́мя (покло́н). Ели́ка в житии́ се́м я́ко челове́к согреши́, Ты́ же, я́ко Человеколю́бец Бо́г, поми́луй (покло́н), и ве́чныя му́ки изба́ви (покло́н), и Небе́снаго Ца́рствия прича́стником (причастницей) учини́ (покло́н), и душа́м на́шим поле́зное сотвори́ (покло́н).
После этого поется или читается в качестве предобеденной молитвы О́тче на́ш, за ней следует призывание Божия благословения на трапезу по чину для мирян.
В начале поминальной трапезы прежде других снедей всем предлагается кутия. А пред последним сладким блюдом, каким традиционно подается кисель с молоком (в постные дни с миндальным или маковым), — приносится так называемое пивомедие — сладкий неалкогольный напиток. В заключение все встают и, если трапеза совершается в день погребения или поминовения: в 9-й, 20-й, 40-й дни по кончине и в первую годовщину — поют стихи́ру на гла́с 6-й:
Зря́ще мя́ безгла́сна, / и бездыха́нна предлежа́ща, / воспла́чите о мне́, бра́тие и дру́зи, / сро́дницы и зна́емии: / вчера́шний бо де́нь бесе́довах с ва́ми, / и внеза́пу на́йде на мя́ стра́шный ча́с сме́ртный; / но прииди́те вси́ лю́бящии мя́, / и целу́йте мя́ после́дним целова́нием, / не ктому́ бо с ва́ми похожду́ / или́ собесе́дую про́чее; / к Судии́ бо отхожду́, / иде́же не́сть лицеприя́тия: / ра́б бо и влады́ка вку́пе предстоя́т, / ца́рь и во́ин, бога́тый и убо́гий / в ра́внем досто́инстве: / ки́йждо от свои́х де́л / или́ просла́вится, или́ постыди́тся. / Но прошу́ все́х и молю́, / непреста́нно о мне́ моли́теся Христу́ Бо́гу, / да не низведе́н (низведена) бу́ду по грехо́м мои́м на ме́сто муче́ния, / но да вчини́т мя́, иде́же Све́т живо́тный.
Если же поминовение совершается в других случаях, кроме перечисленных, поется стихи́ра, гла́с 8-й:
Пла́чу и рыда́ю, / егда́ помышля́ю сме́рть, / и ви́жду во гробе́х лежа́щую / по о́бразу Бо́жию созда́нную на́шу красоту́, / безобразну, безсла́вну, / не иму́щую ви́да. / О чудесе́! Что́ сие́ е́же о на́с бы́сть та́инство?/ Ка́ко преда́хомся тле́нию, / ка́ко сопряго́хомся сме́рти?/ Вои́стинну Бо́га повеле́нием, / я́коже пи́сано е́сть, / Подаю́щаго преста́вльшемуся (преста́вльшейся) упокое́ние.
Зате́м иере́й: Во блаже́нном успе́нии рабу́ Бо́жию (рабе́ Бо́жией) и́мя, преста́вльшемуся (преста́вльшейся) ве́чная па́мять.
В отсутствие иере́я ста́рший из миря́н: Рабу́ Бо́жию (рабе́ Бо́жией) преста́вльшемуся (преста́вльшейся) ве́чная па́мять.
Все́: Ве́чная па́мять (три́жды).
Пьют заупокойную чашу и вкушают последнее блюдо. Трапеза оканчивается обычным благодарением.
Моли́тва на благослове́ние пасхальных сне́дей
Го́споди Иису́се Христе́ Бо́же на́ш, по вели́кой ско́рби Креста́ и страда́ний Твои́х ра́дости безме́рной тридне́вным воскресе́нием все́х испо́лнивый! Благодари́м Тя́, я́ко сподо́бил еси́ ны́не и на́с, по́прище поста́ соверши́вших, дости́гнути святы́х си́х дне́й и ра́дости све́тлаго Твоего́ воскресе́ния прича́стниками бы́ти. Благодари́м Тя́, я́ко по милосе́рдию Твоему́ и неизрече́нному снисхожде́нию к не́мощем на́шим утеша́еши на́с и трапе́зою пра́здничною в подкрепле́ние и услажде́ние немощно́й пло́ти. Те́мже мо́лим Тя́, благослови́ се́й пасха́льный хле́б, млеко́ огусте́вшее, я́ица и про́чия пасха́льныя сне́ди, наипа́че си́и, от ни́хже, повину́ющеся Уста́ву Це́ркви, в мимоше́дшие дни́ поста́ возде́рживались рабы́ Твои́, да бу́дут они́ вкуша́ющим и́х со благодаре́нием во здра́вие, в подкрепле́ние си́л теле́сных, в весе́лие и ра́дость, да вся́кое дово́льство иму́ще, изоби́ловати бу́дем и в дела́ блага́я, и от полноты́ благода́рнаго се́рдца сла́вити Тя́, Воскре́сшаго, пита́ющаго и утеша́ющаго на́с, ку́пно же с Тобо́ю и Безнача́льнаго Твоего́ Отца́ и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва сия может быть прочитана иереем или старейшим из присутствующих на первой праздничной трапезе вместо обычной формулы благословения.
Молитва иная при скудной пасхальной трапе́зе
Го́споди Иису́се Христе́ Бо́же на́ш, по вели́кой ско́рби Креста́ и страда́ний Твои́х, ра́дости безме́рной тридне́вным воскресе́нием вся́ испо́лнивый! Благодари́м Тя́, я́ко сподо́бил еси́ и на́с, по́прище поста́ соверши́вших, дости́гнути святы́х си́х дне́й и ра́дости све́тлаго Твоего́ воскресе́ния прича́стниками бы́ти. Мо́лим Тя́: благослови́ и освяти́ хле́бы сии́, и́хже рабы́ Твои́ по ску́дости свое́й вме́сто пасхальных сне́дей угото́ваша и пред Твое́ Свято́е Лице́ принесо́ша. Да бу́дут они́ вкуша́ющим и́х ве́рным в сла́дость и утеше́ние, и ску́дость трапе́зы да не омрачит пра́здничной ра́дости люде́й Твои́х. Све́том воскресе́ния да разсеяны бу́дут все́ ско́рби и печа́ли, да все́ и богатые и убогие, и изобилующие, и в ску́дости сущие сла́вят Тя́, Воскре́сшаго, и в ско́рбях отра́ду на́м Подаю́щаго, ку́пно же с Тобо́ю и Безнача́льнаго Твоего́ Отца́ и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва на благословение скоромных снедей в праздник Рождества Христова
(читается на первой праздничной трапезе вместо обычной формулы благословения)
Го́споди Иису́се Христе́ Бо́же на́ш, изво́ливый спасе́ния на́шего ра́ди на земли́ во пло́ти яви́тися и от Безневе́стныя и Пречи́стыя Де́вы Мари́и неизрече́нно роди́тися! Благодари́м Тя́, я́ко сподо́бил еси́ на́с, по́двигом поста́ предочистившихся, дости́гнути вели́каго пра́здника Твоего́ Рождества́ и в ра́дости духо́вной со а́нгелами воспева́ти Тя́, с па́стырями славосло́вити, с волхвами поклоня́тися. Благодари́м Тя́, я́ко по вели́кому милосе́рдию Твоему́ и безме́рному снисхожде́нию к не́мощем на́шим утеша́еши на́с ны́не не то́чию изобильною пи́щею духо́вною, но и трапе́зою пра́здничной.
Те́мже мо́лим Тя́, отверза́ющаго ще́друю ру́ку Твою́, исполня́ющаго все́ живу́щее бла́г Твои́х, даю́щаго все́м пи́щу, соответствующую вре́мени и правилам церко́вным, благослови́ пра́здничныя сне́ди, ве́рным лю́дем Твои́м угото́ванныя, наипа́че сия́, от ни́хже повину́ющеся Уста́ву Це́ркви Твоея́, в мимошедшии дни́ поста́ возде́рживались рабы́ Твои́, да бу́дут оне́ вкуша́ющим и́х со благодаре́нием во здра́вие, в подкрепле́ние си́л теле́сных, в весе́лие и ра́дость. Да вси́ мы́, вся́кое дово́льство иму́ще, изоби́ловати бу́дем и в дела́ блага́я, и от полноты́ благода́рнаго се́рдца сла́вити Тя́, пита́ющаго и утеша́ющаго на́с, ку́пно же и Безнача́льнаго Твоего́ Отца́ и Пресвята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва на благословение скоромных снедей в праздник Успения Пресвятой Богородицы
(читается на первой праздничной трапезе вместо обычной формулы благословения)
О Пресвята́я Госпоже́ на́ша, Де́во Богоро́дице, и по отше́ствии Твое́м от земли́ люде́й правосла́вных не оставля́ющая, но при́сно милостями Свои́ми посеща́ющая, ра́дости на́ши усугубляющая, ско́рби утоля́ющая! Благодари́м Тя́, я́ко и ны́не дарова́ла еси́ на́м ра́дость дости́гнути пра́здника честна́го Твоего́ Успе́ния, уте́шитися торжество́м церко́вным, услади́тися пи́щею духо́вною — похвала́ми, во сла́ву Твою́ воспетыми. Ве́руем, Влады́чице, я́ко Твоего́ ра́ди хода́тайства даровано на́м и утеше́ние теле́сное — трапе́за пра́здничная. Моли́ у́бо, Пречи́стая, Твоего́ Сы́на и Бо́га на́шего, все́х бла́г Да́теля, да благослови́т О́н пра́здничныя сне́ди, наипа́че сия́, от ни́хже, повину́ющеся Уста́ву Свято́й Це́ркви, православные лю́ди возде́рживались в мимоше́дшие дни́ поста́, да бу́дут оне́ вкуша́ющим и́х со благодаре́нием во здра́вие, в подкрепле́ние си́л теле́сных, в весе́лие и ра́дость, да вси́ мы́, вся́кое дово́льство теле́сное иму́ще, изоби́ловати бу́дем и в дела́ блага́я, и от полноты́ благода́рнаго се́рдца сла́вити пита́ющаго и не по грехо́м на́шим ми́лующаго на́с Твоего́ Боже́ственнаго Сы́на Христа́ Бо́га на́шего, ку́пно со Безнача́льным Его́ Отце́м и Святы́м Ду́хом, и Тебе́, на́шей Ма́тери Благодатной, Предста́тельнице, Помо́щнице и Уте́шительнице, вку́пе со святы́ми апо́столами моле́бно и благода́рственно взыва́ти: Пресвята́я Богоро́дице, помога́й на́м всегда́, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
(Если праздник Успения Пресвятой Богородицы случится в среду или пяток, молитва сия читается пред трапезой на следующий день).
Молитва на благословение скоромных снедей (в праздник первоверховных апостолов Петра и Павла)
(читается на первой праздничной трапезе вместо обычной формулы благословения)
Го́споди Иису́се Христе́ Бо́же на́ш! Благодари́м Тя́, я́ко дарова́л еси́ на́м, по́прище поста́ святы́х апо́столов прешедшим, дости́гнути пра́здника сла́вных Первоверховников Петра́ и Па́вла.
Мо́лим Тя́, отверза́ющаго ще́друю ру́ку Твою́, исполняющего все́ живу́щее бла́г Твои́х, даю́щаго все́м пи́щу, соответствующую вре́мени и правилам церко́вным, благослови́ пра́здничныя сне́ди, ве́рным лю́дем Твои́м угото́ванныя, наипа́че сия́, от ни́хже повину́ющеся Уста́ву Це́ркви Твоея́, в мимошедшие дни́ поста́ возде́рживались рабы́ Твои́, да бу́дут оне́ вкуша́ющим и́х со благодаре́нием во здра́вие, в подкрепле́ние си́л теле́сных, в весе́лие и ра́дость. Да вси́ мы́ вся́кое дово́льство иму́ще, изоби́ловати бу́дем и в дела́ блага́я, и от полноты́ благода́рнаго се́рдца сла́вити Тя́, пита́ющаго и утеша́ющаго на́с, ку́пно же и Безнача́льнаго Твоего́ Отца́ и Пресвята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.
(Если праздник Первоверховных Апостолов случится в среду или пяток, молитва сия читается пред трапезой на следующий день).
Пасхальные молитвы во время трапезы
Пасха, или Светлое Христово Воскресение, — «праздник праздников и торжество торжеств» православных христиан
Молитва перед вкушением пищи
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполнявши всякое животное благоволения.
Молитва после вкушением пищи
Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небесного Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас
Тайная молитва, перед вкушением пищи для неумеренных в питании
(молитва для похудения)
Также молю Тебя, Господи, избави мя от пресыщения, сластолюбия и даруй мне в мире душевном с благоговением принимать щедрые дары Твои, да вкушая их, получу укрепление сил моих душевных и телесных для служения Тебе, Господи, в немногий остаток моей жизни на Земле.
Молитва перед едой и после нее – одна из основ православного быта
№30 (687) / 6 августа ‘12
Вопрос в редакцию: «Зачем молиться до и после еды, ведь еда не является духовной необходимостью человека?»
Она направлена на то, чтобы избежать чревоугодия, чтобы люди, сев за обеденный стол, приняли участие в трапезе. Молитва освящает пищу и вместе с тем напоминает, что человек жив не одним хлебом. Такая молитва особенно полезна для детей, поскольку учит их любое дело начинать помолясь. Детям, привыкшим молиться перед едой и питаться регулярно, будет легче приучиться к посту и серьезной молитве.
Молитвы перед едой и после нее: «Очи всех на Тя, Господи, уповают. », «Ядят убогие и насытятся. » содержатся в любом молитвослове. Наиболее часто читают – либо поют, если пищу вкушают в трапезной (столовой) храма или монастыря – перед едой «Отче наш». В любом случае, какую-то одну из этих молитв надо знать наизусть
В двунадесятые праздники и Пасху обычные молитвы заменяют чтением (пением) праздничного тропаря. Тропари (краткие песнопения), посвященные великим церковным праздникам, можно найти в молитвослове.
После еды принята благодарственная молитва «Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ. ». Ее тоже следует знать наизусть.
Молитва перед едой
Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполняеши всякое животное благоволения.
Молитва на благословение еды и пития мирянам
Господи Иисусе Христе, Боже наш, благослови нам пищу и питие молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих, яко благословен еси во веки. Аминь. (И перекрести пищу и питие).
Молитва после вкушения пищи
Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небеснаго Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.
В других номерах:
№45 (894) / 6 декабря ‘16
Протоиерей Артемий Владимиров: Чудесное обновление, изменение ума и сердца
№35 (932) / 19 сентября ‘17
Протоиерей Артемий Владимиров: Смирение есть понимание своего места в Божественной иерархии
№19 (916) / 24 мая ‘17
Протоиерей Артемий Владимиров: «Иисусе, Создателю мой, не забуди мене. »
Чудо святой Марфы
Программа «Крест над Европой» продолжает рассказ о святынях Лигурийского побережья Италии и Франции. Мы начнем его на итальянской Ривьере в городе Сан-Ремо и затем отправимся на юг, в сторону Франции Церковь в честь Христа Спасителя, Великомученицы Екатерины и Преподобного Серафима Саровского
Пчелы живут в «храме»
14 августа Русская Православная Церковь отмечает праздники Всемилостивого Спаса и Происхождения Честных Древ Животоврящего Креста Господня. В народе эти торжества получили название «медового Спаса». С медовым Cпасом начинается двухнедельный Успенский пост.
Православная газета. PDF
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Православная газета. RSS
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Читайте «Православную газету»
Все материалы интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео) могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»). Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.
ПАСХА-2015 12 апреля 2015 года Православная Пасха Светлая пасхальная седмица .
Пасха, или Светлое Христово Воскресение — праздник праздников и торжество торжеств православных христиан.
По определению I Вселенского собора Пасху всегда и повсеместно празднуют между 22 марта и 25 апреля по старому стилю (между 4 апреля и 8 мая по нов. ст.) — в первое воскресенье после пасхального полнолуния (первое полнолуние после весеннего равноденствия), или на неделю позже, чтобы Пасха христианская совершалась после иудейской (но не совпадала с иудейской).
МОЛИТВЫ ПЕРЕД И ПОСЛЕ ВКУШЕНИЯ ПИЩИ
ПЕРЕД ВКУШЕНИЕМ
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполнявши всякое животное благоволения.
ПОСЛЕ ВКУШЕНИЯ
Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небесного Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.
ТАЙНАЯ МОЛИТВА ПЕРЕД ВКУШЕНИЕМ ПИЩИ ДЛЯ НЕУМЕРЕННЫХ В ПИТАНИИ
(молитва для похудения)
Также молю Тебя, Господи, избави мя от пресыщения, сластолюбия и даруй мне в мире душевном с благоговением принимать щедрые дары Твои, да вкушая их, получу укрепление сил моих душевных и телесных для служения Тебе, Господи, в немногий остаток моей жизни на Земле.
Традиционная благодарственная фраза:
О праздновании Пасхи
Светлая Пасхальная Седмица
В день Пасхи вспоминается Воскресение из мертвых Иисуса Христа на третий день после Его распятия на кресте.
Слово "пасха" ведет свое начало от названия ветхозаветного праздника Пасхи, который был назван так от еврейского слова "песах" ("проходит мимо") – в воспоминание древнего события исхода евреев из Египта и от египетского рабства, когда ангел, поражавший египетских первенцев, при виде крови пасхального агнца на дверях еврейских жилищ проходил мимо, оставляя их неприкосновенными. Другое древнее толкование праздника связывает его с созвучным греческому слову "страдаю".
В христианской церкви наименование "пасха" получило особый смысл и стало обозначать переход от смерти к вечной жизни со Христом – от земли к небу, что выражается и в священных песнопениях: "Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни, и от земли к небеси Христос Бог нас преведе, победную поющия".
Этот древнейший праздник христианской церкви был установлен и праздновался еще в апостольское время.
Воскреснув из мертвых, Иисус Христос освятил, благословил и утвердил общее воскресение всех людей, которые также, по христианскому вероучении, восстанут из мертвых во всеобщий день воскресения, как из семени вырастает колос.
В первые века христианства Пасху праздновали в разных церквях в разное время. На Востоке, в Малоазийских церквях, ее отмечали в 14-й день нисана (март – апрель), на какой бы день седмицы ни приходилось это число. Западная церковь праздновала Пасху в первое воскресенье после весеннего полнолуния. Попытка установить согласие между церквями в этом вопросе была сделана при святом Поликарпе, епископе Смирнском, в середине II века. I Вселенский Собор 325 года определил праздновать Пасху повсеместно в одно время. Так продолжалось до XVI века, когда единство западных и восточных христиан в праздновании святой Пасхи и других праздников было нарушено календарной реформой папы Григория XIII.
Православные Поместные Церкви определяют дату празднования Пасхи по так называемой Александрийской пасхалии: в первое воскресенье после пасхального полнолуния, в пределах между 22 марта и 25 апреля.
С апостольского времени церковь совершает пасхальное богослужение ночью. Подобно древнему избранному народу, бодрствовавшему в ночь своего избавления от египетского рабства, христиане бодрствуют в священную и предпраздничную и спасительную ночь Светлого Воскресения Христова. Незадолго до полуночи в Великую Субботу служится Полунощница, на которой священник с диаконом подходят к Плащанице (полотну с изображением положения во гроб тела Иисуса Христа) и относят в алтарь. Плащаницу кладут на престол, где она должна оставаться в течение 40 дней до дня Вознесения Господня.
Священнослужители надевают праздничные облачения. Перед наступлением полуночи торжественный колокольный звон – благовест – возвещает о приближении Воскресения Христова. Ровно в полночь при закрытых Царских Вратах иконостаса храма священнослужители тихо поют стихиру: "Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити".
После этого отодвигается завеса (занавес, находящийся за Царскими вратами и закрывающий их со стороны алтаря) и священнослужители снова поют эту же стихиру, но уже громким голосом. Открываются Царские Врата, и стихира, еще более высоким голосом, поется духовенством в третий раз до середины, а хор храма поет окончание. Священники выходят из алтаря и вместе с народом, подобно женщинам-мироносицам, пришедшим ко гробу Иисуса Христа, обходят вокруг храма крестным ходом с пением той же стихиры.
Крестный ход означает шествие церкви навстречу воскресшему Спасителю. Обойдя вокруг храма, крестный ход останавливается перед закрытыми дверями храма, как бы у входа ко Гробу Господню. Трезвон прекращается. Настоятель храма и священнослужители трижды поют радостный пасхальный тропарь: "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот (жизнь) даровав!". Затем настоятель произносит стихи древнего пророчества святого Царя Давида: "Да воскреснет Бог и расточатся врази (враги) Его. ", а хор и народ в ответ на каждый стих поют: "Христос воскресе из мертвых. ".
Затем священник, держа в руках крест и трехсвечник, творит ими крестное знамение у закрытых дверей храма, они открываются, и все, ликуя, входят в церковь, где горят все светильники и лампады, и поют: "Христос воскресе из мертвых!" Последующее Богослужение Пасхальной заутрени состоит из пения канона, составленного святым Иоанном Дамаскиным. Между песнями Пасхального канона священники с крестом и кадилом обходят весь храм и приветствуют прихожан словами: "Христос воскресе!", на что верующие отвечают: "Воистину воскресе!".
В конце Заутрени, после окончания пасхального канона, священник читает "Слово святителя Иоанна Златоустого", которое описывает торжество и значение Пасхи. После службы все молящиеся в храме христосуются друг с другом, поздравляя с великим праздником.
Сразу после Заутрени служится Пасхальная литургия (богослужение), где на разных языках читается начало Евангелия от Иоанна (если литургия совершается несколькими священниками). На Пасху все молящиеся, по возможности, причащаются
Перед окончанием литургии освящается пасхальный хлеб – артос, который освящается на пасхальном богослужении и раздается верующим в субботу Светлой седмицы.
После окончания праздничного богослужения, православные христиане обыкновенно разговляются освященными крашеными яйцами и куличами у храма или у себя дома.
Праздник христианской Пасхи продолжается семь дней, начиная с воскресенья, и эта неделя называется «Светлая Пасхальная Седмица».
Каждый день недели тоже называется светлым — Светлый Понедельник, Светлый Вторник и т. д. до последнего дня Светлой Седмицы — Светлой Субботы.
В Пасхальную Седмицу в храмах ежедневно совершаются богослужения по пасхальному чину.
Утренние и вечерние молитвы заменяются пением Пасхальных часов.
После каждой Божественной литургии совершается праздничный крестный ход, символизирующий шествие жен-мироносиц ко гробу Христа.
На Крестном ходе молящиеся идут с зажженными свечами.
Царские врата в иконостасе (отделяющие алтарь от основного пространства храма) остаются в продолжении Светлой Пасхальной Седмицы открытыми в знак того, что в эти дни перед верующими как бы открывается невидимый, духовный, Небесный мир.
Открытые Царские Врата — образ Гроба Господня, от которого Ангел отвалил камень.
Во всю Светлую седмицу они не закрываются даже во время причащения священнослужителей — они закроются только в Светлую Субботу перед 9-м часом.
В продолжение всей Седмицы полагается вседневный звон во все колокола.
По традиции всякий мирянин может по благословению настоятеля подняться на колокольню и ударить в колокола.
На Светлой седмице отменяются однодневные посты (в среду и пятницу).
Начиная со дня Святой Пасхи верующие приветствуют друг друга словами пасхальной радости: «Христос воскресе! — Воистину воскресе!»
— До праздника Святой Троицы (на пятидесятый день после Пасхи) не совершаются земные поклоны.
— На Светлой седмице нет венчаний и заупокойных молитв.
— Отпевания усопших совершаются, но и они более чем наполовину состоят из песнопений Пасхи.
Во вторник Светлой седмицы совершается особое празднование в честь Иверской иконы Божией Матери.
В пятницу Светлой Седмицы празднуется память иконы Божией Матери «Живоносный источник» (по традиции, в этот день после Божественной литургии совершается освящение воды, а если позволяют местные обстоятельства — крестный ход на водоемы или водные источники).
Всю Светлую седмицу около открытых Царских врат стоит особый хлеб, называемый артос. Обычай этот установлен с апостольских времен.
Известно, что после Своего воскресения Господь неоднократно являлся своим ученикам. При этом Он или Сам вкушал пищу, или благословлял трапезу.
В ожидании этих благодатных посещений, а позднее — в память их святые апостолы оставляли незанятым среднее место за столом и клали перед этим местом часть хлеба, как если бы Сам Господь незримо присутствовал здесь.
В продолжение этой традиции отцы Церкви установили в праздник Воскресения Господня класть в храме хлеб.
В Субботу Светлой седмицы после Божественной литургии артос торжественно благословляется и читается особая молитва на раздробление артоса. После этого кусочки этого священного хлеба раздаются верующим.
Потом эту святыню дают больным или тем, кто не может быть допущен к Святому Причащению.
Молящиеся, получив после окончания Литургии часть артоса, сохраняют ее в течение всего года (обычно – разрезав на небольшие кусочки и вкушая их натощак, особенно во время болезни).
В субботу Светлой седмицы перед 9-м часом впервые после дня Пасхи Царские врата в храмах закрываются.
В восьмой день по Пасхе (в воскресенье), как окончание Светлой седмицы, следует особое торжество, называемое Антипасхою, что означает в переводе «вместо Пасхи» или «Пасха напротив Пасхи».
В восьмой день Святая Церковь также вспоминает явление воскресшего Господа Фоме, который отказывался верить в Воскресение Христа. В этот день Господь вновь явился своим ученикам, в особенности Апостолу Фоме, чтобы убедить его Своими ранами, что именно с Ним встречались все свидетели Его Воскресения.
Оканчивая светлое торжество Пасхи седмицею, Церковь продолжает его, хотя и с меньшей торжественностью, еще тридцать два дня — до Вознесения Господня.
Весь этот период — 40 дней после Пасхи — считается Пасхальным периодом, и православные приветствуют друг друга приветствием «Христос Воскресе!» и ответом «Воистину Воскресе!»
Артос — традиционный пасхальный хлеб
Артосы большие и малые.
Артос (греч. αρτος — хлеб) — используемый в Православной церкви на Пасхальной седмице освящённый дрожжевой хлеб, общий всем членам Церкви, иначе — просфора всецелая (то есть просфора без изъятых из неё частиц).
Перед выпечкой на артос резной печатью (деревянной или металлической) наносится рельефный рисунок.
На артосе изображается Крест, на котором виден только терновый венец, но нет Иисуса Христа. Это символизирует победу Христа над смертью, Его Воскресение. В русской церковной практике артос — высокий хлеб, а в афонских монастырях — небольшой хлебец, подобный тому, что благословляется за всенощным бдением.
Первое сообщение об использовании артоса зафиксировано в Евергетидском Типиконе (первая половина XII века). Согласно нему, после литургии в Светлый понедельник:
«По окончании же [трапезы] глаголем: „Благословен Бог, питающий нас“, и тотчас трапезарий возвышает хлебы [αρτος], говоря: „Христос воскресе“», а в субботу Светлой седмицы «иерей раздробляет хлебы (αρτος), а трапезарий раздает всем братиям».
Схожие указания содержит Иерусалимский Типикон.
Литургические комментарии связывают происхождение артоса с апостолами, которые после Вознесения Христова оставляли за трапезой для Него часть хлеба, тем самым символически изображая Его присутствие за трапезой. Это сказание отражено в памятниках древнерусской литературы: послание Нила Грека, епископа Тверского к вельможе Георгию Дмитриевичу «О воздвижении пресвятыя и о артусе» и «Вопрошении известно от некоих» Максима Грека.
В современной церкви артос освящается в первый день Пасхи на литургии после заамвонной молитвы, с каждением, чтением молитвы и окроплением святой водой.
Освящается артос особой молитвой, если приготовлено несколько артосов, то все они освящаются одновременно.
После каждения вокруг стола с установленным артосом священник читает молитву:
«Боже Всесильный и Господи Вседержателю, Иже рабом Твоим Моисеем во исходе Израилеве от Египта, и в освобождении людей Твоих от горький работы фараоновы, агнца заклати повелел еси, прообразуя на Кресте закланнаго волею нас ради Агнца, вземлющаго всего мира грехи, возлюбленнаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа! Ты и ныне, смиренно молим Тя, призри на хлеб сей, и благослови, и освяти его. Ибо и мы раби Твои в честь я славу, и в воспоминание славнаго Воскресения Тогожде Сына Твоего Господа нашего Иисуса Христа, Имже от вечный работы вражия и от адовых нерешимых уз разрешение, свободу и проведение улучихом, пред Твоим величеством ныне во всесветлый сей, преславный и спасительный день Пасхи, сей приносим: нас же сего приносящих, и того лобзающих и от него вкушающих, Твоему небесному благословению причастники быти сотвори и всякую болезнь и недуг от нас Твоею силою отжени, здравие всем подавая. Ты бо еси источник благословения и цельбам податель, и Тебе славу воссылаем Безначальному Отцу, со Единородным Твоим Сыном, и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим духом, ныне и присно и во веки веков».
После молитвы иерей окропляет артос святой водой, говоря:
«Благословляется и освящается артос сей окроплением воды сея священныя, во имя Отца и Сына и Святаго духа. Аминь» (трижды).
Всю Светлую седмицу он находится в храме на аналое перед Царскими вратами, а во время богослужений перед иконой Христа. Во время Крестного хода, совершаемого каждый день этой недели, он обносится вокруг храма.
В Светлую субботу, как и в древней церкви, после литургии по прочтении молитвы и раздробления артос раздаётся всем предстоящим в храме.
Молитва на раздробление артоса:
«Господи, Иисусе Христе, Боже наш, Хлебе ангельский, Хлебе жизни вечныя, сошедый с Небесе, напитавый нас во всесветлыя сия дни пищею духовною Твоих Божественных благодеяний, триддевнаго ради и спасительнаго Воскресения! Призри и ныне, смиренно молим Тя, на мольбы и благодарения наша, и якоже благословил еси пять хлебов в пустыни, и ныне благослови хлеб сей, яко да вей, вкушающий от него, телеснаго и душевнаго благословения и здравия сподобятся благодатию и щедротами Твоего человеколюбия. Ты бо еси освящение наше, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отдем и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим духом, ныне и присно, и во веки веков».
Просфору и артос хранят в святом углу возле икон.
В России распространён обычай вкушения артоса дома, натощак.
Молитва на принятие просфоры, артоса и святой воды:
«Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех Святых Твоих. Аминь».
Артосы на аналое перед Царскими вратами.
Сдобный пасхальный хлеб
с крашеными яйцами
Приготовить сдобное дрожжевое опарное тесто.
Когда тесто будет готово, разделить его на 3 равные части и скатать их в длинные жгуты.
Концы с одной стороны жгутов защипать вместе и сплести жгуты в косичку, вставляя в сплетения сваренные вкрутую крашеные яйца, как показано на фото.
Яйца можно окрасить в отваре луковой шелухи или в другие цвета, как рассказано ниже на этой странице.
Окрашивать яйца можно только натуральными пищевыми красителями.
Яйца вставлять достаточно глубоко, т.к. при расстойке и последующей выпечке тесто будет выдавливать их наружу.
После окончания сплетания косички, защипать вместе оставшиеся концы тестяных жгутов.
Дать разделанному изделию расстояться около 20 минут.
После расстойки аккуратно смазать тесто разболтанным желтком или яйцом, избегая попадания смазки на поверхность яиц.
Для получения более красивого красноватого колера выпеченного изделия, надо добавить в желток для смазки 1/4 ч. ложки сахара (на яйцо — 1/2 ч. ложки сахара) и размешать до растворения сахара.
Выпекать артос, как указано для сдобного дрожжевого опарного теста.
Для получения красивого блеска готовый горячий артос, в т.ч. поверхность яиц, протереть салфеткой, слегка смоченной в растительном или растопленном сливочном масле.
Затем выдержать 10-15 минут под сложенным вдвое х/б полотенцем.
Пасхальные яйца, крашенные в отваре луковой шелухи и запеченные в сдобном хлебе.
Русские получили христианство в 988 году из рук южного соседа — Византии (от греков Восточной Римской империи), а вместе с христианством и многие греческие блюда, а также возделывание многих новых для Руси овощей и плодовых растений. См. Кухня Древней Греции и Кухня Древнего Рима.
В то время христианство еще было едино.
Разделение христианской Церкви на Западную (католическую с центром в Риме) и Восточную (православную с центром в Константинополе) произошло позднее, в 1054 году.
Раздел христианской Церкви сопровождался взаимными проклятьями и анафемами, снятыми лишь в 1964 году.
Сдобный трехцветный пасхальный хлеб
во Славу Отца и Сына и Святаго Духа
• дрожжи сухие быстродействующие — 15 г
• соль (лучше морская) — 1,5 ч. л.
• растительное масло — 60 мл
• перец сладкий красный — 1/2 шт.
• тыква мускатная (butternut) — 350 г
• кунжут (для посыпки зеленого теста) — 5 г
• тмин (для посыпки красного теста) — 1/2 ч. л.
• мак (для посыпки желтого теста) — 5 г
Замесим тесто и оставим для подъема в теплом месте на 1 час.
Для красного теста в просеянную муку с дрожжами и солью добавим молотую сладкую паприку и пюре из бланшированного красного перца и воды (около 120 мл).
Поставим в тепло для подъема на 1 час.
Для желтого теста пюре из запеченной тыквы с водой (50-70 мл) вольем в просеянную муку с дрожжами и солью.
Также дадим подойти в теплом месте в течение 1 часа.
Возьмем одинаковые куски теста разного цвета.
На присыпанной мукой поверхности раскатаем их в одинаковые длинные колбаски.
Верхние концы колбасок соединим между собой и сплетем неплотную косичку (чтобы тесту было куда расширяться при расстойке).
Оставшиеся кончики закрепим вместе.
Накроем хлеб полотенцем и дадим расстояться в теплом месте 20-30 минут.
Затем слегка смочим верх водой и посыплем каждый вид теста своим видом семян, как показано на фото.
Выпекаем в разогретой до 220 гр. С духовке в течение 30-35 минут.
Остудим хлеб на решетке и подадим на стол!
Пасхальные шоколадные яйца
Полые шоколадные яйца можно приобрести в магазине или сделать самостоятельно.
С помощью небольшого ножа аккуратно снимите верхние части купленных шоколадных яиц.
Нагревание ножа под теплой водой позволяет сделать это проще и аккуратнее, но интереснее смотрятся именно зубчатые края.
Приготовление полых шоколадных яиц
Растопливаем горький шоколад (72% какао и более — такой шоколад тверже) на не очень горячей водяной бане.
Шоколад полностью плавится при температуре +32 гр. С, а перегрев свыше 45 гр. С ведет к некоторому снижению его качества.
Растопленный шоколад должен быть лишь теплым, но не горячим.
Шоколад можно ароматизировать добавлением мелко тертой лимонной цедры.
Если используем белый шоколад, его можно украсить добавлением очень мелко нарезанных кусочков ярко окрашенных фруктов, кожицы вишни, ягод, тертого жевательного мармелада или цукатов.
Залитые холодной (ледяной) водой воздушные шарики обмакиваем в шоколад (можно 2 раза с небольшим перерывом), держим на весу до затвердения шоколада (сразу ставить нельзя, т.к. шарик от веса начнет расплываться).
Когда шоколад на шариках достаточно затвердеет, наливаем на середину блюдца лужицу шоколада и ставим в нее шоколадный шарик, чтобы приклеился.
Помещаем конструкцию в холодильник для окончательного отвердевания.
Если мы собираемся подавать наши шоколадные яйца по всем правилам — в рюмках для яиц, то держим шарики на весу до полного отвердения шоколада. Затем погружаем в холодную (ледяную) воду на 30-40 сек.
После остывания протыкаем шарик в верхней части, сливаем из него воду и аккуратно вытаскиваем оболочку из получившегося шоколадного яйца.
Остывшее шоколадное яйцо готово к заполнению начинкой.
Во время дальнейшего приготовления постоянно помещаем его в холодильник.
СОВЕТ: шоколадные оболочки и удобно хранить и наполнять, используя упаковку от яиц, которую надо выстелить пленкой.
В этой упаковке, помещенной в полиэтиленовый пакет или плотно закрытой пленкой, до 1 суток сохраняем в холодильнике готовые яйца.
Готовим белую и желтую начинки.
— 150 г размягченного сливочного сыра
— 30 г сахарной пудры просеянной
— 1/2 чайной ложки лимонного сока
— 1/2 ч. л. ванильного экстракта
— 125 мл взбитых 35%-ных сливок
Поместим сливочный сыр, сахарную пудру, лимонный сок и ваниль в большую миску и взобьем на высоких оборотах около 3-4 минут, пока смесь не станет однородной и пушистый.
В отдельной миске тщательно взобьем сливки до острых пиков.
Используя метелку, аккуратно перемешаем взбитые сливки и смесь сливочного сыра до однородности.
Аккуратно выложим ложкой смесь в подготовленные шоколадные оболочки.
Поместим яйца на холод на 30-40 минут.
В это время займемся "желтком".
— 1 маракуйя или манго
— 1 ст. л. густого абрикосового джема
— 1 ст. л. (около 15 г) сливочного масла
Вырежем из плодов маракуйи или манго мякоть, удалим семена и в маленькой кастрюле поместим на слабый огонь вместе с абрикосовым джемом и маслом. При нагреве постоянно взбиваем, пока масло не растает и смесь не станет однородной.
Снимем с огня и дадим остыть. Затем поместим смесь в холодильник и охладим, чтобы она немного загустела.
Используя маленькую ложку, тщательно вырежем отверстие в центре каждого "белка" около 1 см в глубину и в ширину. Заполним отверстие охлажденной смесью "желтка" и поместим яйца в холодильник на 30 минут или более (можно хранить до 1 суток в герметичном контейнере или плотно закрытыми пленкой, чтобы предотвратить высыхание).
Вынем шоколадные яйца из холодильника за 10 минут до подачи на стол.
Для белой начинки можно брать все, что угодно: подойдет и взбитый подслащенный мягкий творог, и взбитая в горячем состоянии до однородости сладкая манная или рисовая каша, сладкий белый мусс на манке или на желатине, белый густой молочный пудинг, заваренный на крахмале, и т.п.
Или можно взять по вкусу любой белый кондитерский крем.
Для желтой начинки можно пюрировать абрикосы из компота, протерев их через мелкое сито вместе с густым абрикосовым джемом, затем слегка уварив при постоянном перемешивании.
• ванильный экстракт — 1/2 ч. л.
• творог 9-18% жирности — 250 г
• сахарная пудра с ванилью — 40 г
ПРИМЕЧАНИЕ. Бисквит можно взять готовый, купленный в магазине.
Приготовление
Желтки отделите от белков.
Недопустимо, чтобы в белках была даже малейшая примесь желтка!
При этом для желтков выберите ёмкость побольше, т.к. в ней будут замешиваться все ингредиенты для теста.
Белки пока уберите в холодильник.
Очень важно хорошо взбить желтки и белки для бисквита, для этого не жалейте времени.
К желткам добавляем 4 столовых ложки слегка тёплой воды. и взбиваем миксером в пышную пену в течение 2-3 минут.
Затем добавляем половину всего сахара и продолжаем взбивать до получения плотной, почти белой пены.
На фото слева — желтки в конце взбивания без сахара, а затем уже взбитые с сахаром.
В белки добавляем щепотку соли и пару капель лимонного сока.
Взбивать белки надо постепенно увеличивая скорость — сначала 3-4 минуты без сахара, до устойчивой белой пены (1-я фотография слева).
Затем постепенно добавляем сахар и продолжаем взбивать несколько минут. В конце взбивания белки хорошо держатся на венчике — 2-я фотография слева.
Просейте муку в ёмкость с желтками, осторожно смешайте на медленной скорости, затем добавьте белки и все перемешайте.
Здесь нужно действовать осторожно и быстро, чтобы белки и желтки не потеряли воздушность.
Перелейте тесто в круглую форму и выпекайте около 30 минут в заранее разогретой до 180°С духовке.
В течение этого времени нельзя открывать дверцу духовки!
Чтобы убедиться, что корж готов слегка нажмите на верхнюю корочку, если углубление останется, значит надо ещё немного подержать его в духовке, если же сразу восстановится — бисквит готов.
Выключайте духовку и оставьте его там ещё минут на 5.
Теперь его можно вынуть, остудить и оставить на несколько часов, а лучше на ночь.
Выстоявшийся бисквит надо пропитать. Три столовые ложки сахара смешайте с половиной стакана воды и сварите сироп до полного растворения сахара. Остудите сироп и смешайте с ванильным экстрактом (так же можно смешать с ванилином, ванильной эссенцией или столовой ложкой коньяка, рома).
Разрежьте бисквит на два коржа и каждый хорошенько пропитайте получившимся сиропом. Не забудьте тщательно пропитать края.
Творог тщательно разотрите с 2 ст. л. сахара (начинка не очень сладкая, чтобы лучше чувствовался вкус ягод).
Сливки уберите в морозилку на 15 минут, затем взбейте в высокой ёмкости, помещенной в другую с очень холодной водой со льдом.
Скорость взбивания увеличивайте постепенно. Не останавливайтесь, пока сливки не станут очень плотными.
Подготовьте желатин. Посмотрите на инструкцию, обычно один пакетик рассчитан на 500 мл жидкости. Мы возьмём половину пакетика для начинки, а половину оставим для украшения.
Полпакета желатина залейте двумя столовыми ложками холодной кипячёной воды, оставьте на 20 минут, затем растворите на маленьком огне, не доводя до кипения. Остудите, но следите, чтобы желатин не застыл.
Взбитые сливки смешайте с помощью миксера с творогом и остывшим желатином.
После этого осторожно подмешайте ложкой ягоды, чтобы они не помялись. Ягоды заранее промойте и обсушите салфеткой. Черника окрашивает всё вокруг сиреневым цветом, так что можно сделать красивые разводы.
Пока желатин не схватился, соберём торт.
В форму для выпечки положите корж, на нём аккуратно разложите творожно-ягодно-сливочную смесь и накройте вторым коржом.
Уберите конструкцию в холодильник для полного застывания. Для этого может понадобиться пара часов.
Затем выньте из формы. Можно аккуратно обрезать края.
Оставшийся желатин замочите в трёх столовых ложках воды и растворите на маленьком огне.
Для украшения торта взбейте оставшиеся сливки и закрепите их желатином, как для начинки.
Обмажьте поверхность торта пышной шапкой взбитых сливок, уложенных красивыми волнами.
Украсьте торт ягодами и подавайте на стол.
Сладкий пасхальный пирог с мёдом и орехами
• 0,5 чайной ложки соли
• 1 столовая ложка сухих дрожжей
• 75 г сливочного масла
• 2 столовые ложки растопленного сливочного масла
• 2 столовые ложки мёда
• 1,5 стакана нарубленных грецких орехов
• 1/3 стакана сахара
• 1 чайная ложка корицы
• 2 столовые ложки молока
• 1/2 чайной ложки сахара
Приготовление
Молоко немного подогреть и распустить в нем дрожжи.
Масло растопить до жидкого состояния.
Смешать сахар, кефир, яйца, соль; добавить дрожжи с молоком и масло.
В полученную смесь постепенно ввести просеянную муку. Замесить тесто — оно должно получиться гладким, эластичным (но не тугим!) и не приставать к рукам.
Кастрюльку смазать растительным маслом, положить в нее тесто и поставить в теплое место на 1-1,5 часа. Тесто поднимется почти в три раза.
Смешать в чашке мёд и масло.
Отдельно смешать сахар, нарубленные орехи и корицу.
Тесто делим на две равные части.
Раскатываем одну часть в круг, сверху мажем смесью меда и масла, посыпаем ореховой смесью и покрываем другой частью раскатанного в круг теста.
В центр ставим опрокинутый стаканчик и разрезаем пирог на 12 секторов (по числу святых Христовых Апостолов), как показано на фото.
Каждый из сегментов аккуратно закручиваем два раза (1 полный оборот), как показано на фото.
Оставляем пирог расстояться в течение 20 минут, смазываем хорошо разболтанной до полного растворения сахара желточно-молочной смесью и выпекаем 15-20 минут в духовке, заранее разогретой до 170-180 гр. С.
Для глазури берем:
— 1/2 стакана сахарной пудры
— 3-4 чайные ложки молока
Все взбить миксером на водяной бане до полного растворения сахарной пудры.
Оставляем немного охладится на решетке и наносим глазурь на еще теплый пирог.
Даем глазури подсохнуть в течение 1 часа.
Пирог подаем на стол и нарезаем на 1 круглую центральную часть и 12 секторов.
САМОЕ НЕОБХОДИМОЕ О СВЯТОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ХРИСТОВОЙ ВЕРЕ
Называющий себя христианином должен всем христианским духом своим полностью и без всяких сомнений принимать Символ Веры и истинность Священного Писания.
Соответственно, он должен твердо их знать, ибо нельзя принять или не принять то, что не ведаешь.
По лености, по невежеству или по неверию попирающий и отвергающий должное знание православных истин христианином быть не может.
Символом Веры называется краткое и точное изложение всех истин христианской веры, составленное и утвержденное на 1-м и 2-м Вселенских Соборах. И кто эти истины не принимает, тот уже не может быть православным христианином.
Весь Символ Веры состоит из двенадцати членов, и в каждом из них содержится особая истина, или, как еще называют, догмат православной веры.
1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век: Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с Небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребена.
5. И воскресшаго в третий день, по писанием.
6. И возшедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца.
7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.
8. И в Духа Святаго, Господа, животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
9. Во едину святую, соборную и Апостольскую Церковь.
10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.
11. Чаю воскресения мертвых,
12. И жизни будущаго века. Аминь
Верую в единого Бога, Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одного существа с Отцом, Им же все сотворено.
Ради нас людей и ради нашего спасения сошедшего с Небес, и принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком.
Распятого же за нас при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребенного,
И воскресшего в третий день, согласно Писанию.
И восшедшего на Небеса, и сидящего по правую сторону Отца.
И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, Его же царству не будет конца.
И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном сопоклоняемого и прославляемого, говорившего через пророков.
В единую, святую, соборную и апостольскую Церковь.
Признаю одно крещение для прощения грехов.
Ожидаю воскресения мертвых,
И жизни будущего века. Аминь (истинно так).
«Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда ", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас;» (Евангелие от Матфея, 17:20)
Сим Своим Словом Христос даровал людям способ проверки истинности христианской веры каждого, называющего себя верующим христианином.
Если сие Слово Христово или иное, сказанное в Священном Писании, вы подвергаете сомнению или пытаетесь толковать иносказательно — вы пока еще не приняли истинность Священного Писания и христианином пока не являетесь.
Если по вашему слову горы не двигаются — вы еще недостаточно уверовали, и истинной христианской веры в вашей душе нет даже с горчичное зерно. По совсем малой вере можно попытаться сдвинуть своим словом нечто много меньшее горы — небольшой пригорок или кучу песка. Если и это не удается — вам должно прилагать многие и многие усилия по обретению Христовой веры, пока в вашей душе отсутствующей.
«Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: "я Христос", и многих прельстят.» (Евангелие от Матфея, 24:4–5)
Читайте Какие бывают грехи в христианстве.
Молитвы на Пасху
СВЯЩЕННЫЕ ПЕСНОПЕНИЯ В ПАСХУ,
ИЛИ ВО СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ
Ангел воззвал благодатный: чистая Дева, радуйся! И опять воскликнул: радуйся! Твой Сын воскрес чрез три дня из гроба и мертвых воскресил. Люди, торжествуйте!
Светись, прославляйся, Новый Иерусалим! Слава Господня да воссияет на тебе; ликуй ныне и веселись, Церковь Христианская! Ты же, Пречистая Богоматерь, Радостию красуйся о воскресении Рожденного Тобою.
ТРОПАРИ К СВЕТЛОМУ ХРИСТОВУ ВОСКРЕСЕНИЮ (ПАСХЕ)
Стихира, глас 6-й
Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити.
Тропарь, глас 5-й
Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.
Кондак, глас 8-й
Аще и во гроб снизошел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси, яко Победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся! и Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй Воскресение.
Воскресение Христово видевши, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному, Кресту Твоему поклоняемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите, вси вернии, поклонимся святому Христову воскресению; се бо прииде Крестом радость всему миру; всегда благословяще Господа, поем воскресение Его, распятие бо претерпев, смертию смерть разруши.
Праздник Воскресения Христова называется Пасхою по имени ветхозаветного праздника, который был некогда установлен в память исхода евреев из египетского рабства. Но в Христианской церкви название Пасха получило особый смысл и стало обозначать переход от смерти к жизни, от земли к небу. По слову святителя Иоанна Златоуста, «мы празднуем праздник воскресения мертвых и жизни вечныя».
Уже в древности был закреплен обычай прекращать Великий пост и начинать празднование Пасхи в 12 часов ночи по Великой субботе. Поздно вечером в Великую субботу все верующие собираются в храмы. Около 12 часов ночи священники начинают тихо петь в алтаре стихиру Пасхи: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангелы поют на небесе. » Пение подхватывают все молящиеся, и вместе со священством народ трижды обходит вокруг храма. Двери храма отворяются, и начинается торжество. Выражая ликование и радость, Церковь почти все службы совершает не прерывающимся пением. Царские врата отворяются и остаются открытыми на всю Светлую седмицу, как символ отверстого рая.
К особым пасхальным обрядам относится благословение артоса, под которым подразумевается просфора с изображением на ней Воскресения Христова.
Слово артос в переводе с греческого — хлеб. Историческое происхождение артоса таково. Апостолы, привыкшие вкушать пищу с Господом, по вознесении Его на небо ощущали живой верой Его постоянное присутствие в своих собраниях. Поэтому, приступая к трапезе, они оставляли незанятым то место, на котором обычно возлежал Сын Божий, а на столе, напротив этого места, ставили, как бы для Него, хлеб.
По окончании трапезы, вознося благодарение Богу, апостолы поднимали эту часть хлеба и произносили: «Христос воскресе!» Чтобы навсегда сохранить в Церкви этот апостольский обычай, на Пасху в храме перед взорами верующих полагается артос в напоминание невидимого присутствия воскресшего Господа, а также того, что своею крестной смертию и воскресением Иисус Христос стал для нас истинным хлебом жизни.
У православных христиан есть обычай выпекать куличи — домашний артос — и вместе с сыром и яйцами приносить его в первый день Пасхи в храм для освящения.
Верующие люди проводят Пасху в благоговении и духовной радости, стараясь в эти дни поклониться православным святыням, посетить больных, помочь бедным, оказать милостыню заключенным.
Вторник после Светлой седмицы — Радуница, день поминовения усопших. Православные христиане идут на кладбища, чтобы вместе с усопшими родными и близкими разделить радость Воскресения Христова.
Именно в этот вторник следует посещать могилы родных и близких. При этом нужно помнить, что нельзя устраивать на кладбище поминальной трапезы: тем, кто окончил земной путь, необходимы не питание, а наши искренние молитвы об упокоении их души. Положить пасхальный символ — красное яичко на родную могилку, пропеть пасхальный тропарь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот (жизнь) даровав», вспомнить добрым словом умерших — таков обычай, предписанный Святой Церковью и завещанный нам от предков. Итак, не приносите водку и закуску на кладбище, такие поминки только мучают душу усопшего.
Во всю Светлую седмицу, целыми днями до вечерни, звонят в колокола. Раньше взойти на колокольню дозволялось каждому желающему. Гармоничный, могучий, победный звон придает особенную торжественность дням Пасхи.
В эти дни люди приветствуют друг друга словами «Христос воскресе!» и слышат радостное в ответ «Воистину воскресе». В радости духовной люди христосуются, одаривают друг друга крашеными яйцами (яйцо — символ жизни, а Христос дал людям жизнь вечную; красный цвет напоминает людям о том, что Сын Божий Своей кровью освятил жизнь).
Пасха празднуется сорок дней до Вознесения Господня.
Облаченный в золото и бархат, украшенный бриллиантами нынешний верховный слуга Христов, главный пастырь стада Христова русских православных христиан, патриарх Московский и всея Руси Кирилл на пасхальной службе.
Существует предание, что на Пасху Христос с Апостолами выходит в нищенском одеянии странствовать по земле и приходит в дома к людям, чтобы испытать их милосердие.
Конечно, в таких одеяниях и без должных документов эти ничтожные бродяги к нынешним иерархам РПЦ (князьям церкви) не допускаются многочисленной тренированной охраной. Тем более, что охрану высших иерархов РПЦ ныне осуществляет высокопрофессиональная ФСО РФ, оплачиваемая всеми налогоплательщиками РФ.
Для общения со Своими высокопоставленными слугами Господу нашему Иисусу Христу — в Его простенькой хламиде — возможно прорваться в их дворцы только в сопровождении непобедимого Небесного Воинства под командованием Архистратига Михаила.
На вопрос, что было бы с Иисусом, если бы Он сейчас вновь явился в наш мир с Его великой Проповедью Справедливости и Человеческой Доброты, большинство рядовых священников отвечает просто: "То же, что и было".
Хотя в наши демократические времена, скорее всего, не распнут, а всего лишь отправят в тюремную психушку на безвылазное лечение, от коего великому Господу нашему Иисусу Христу опять придется спасаться изображением Своей смерти.
Ибо во все времена "Богу богово, а кесарю кесарево" (Евангелие от Матфея, гл. 22, ст. 15—21), и нет ничего нового под солнцем.
Слава Богу, что у Христа и Его Апостолов ныне хватает разума не являться, куда не следует.
Христос воскрес
«Христос воскрес!» — поют во храме;
Но грустно мне… душа молчит,
Мир полон кровью и слезами,
И этот гимн пред алтарями
Так оскорбительно звучит.
Чего достиг наш славный век,
Как брата брат возненавидел,
Как опозорен человек,
«Христос воскрес!» Он услыхал,
Какими б горькими слезами
Перед толпой Он зарыдал!
Если хочешь быть здоров — причастись святых даров!
Скатерть белая, свеча,
Аромат от кулича,
Льется в рюмочки кагор,
Пить досыта – уговор.
Ведь во Славу Бога пьем –
Как допьем, еще нальем!
И улыбки светлых лиц.
Доброты, любви, чудес!
ЦЕРКОВЬ БОГОУГОДНО РЕКОМЕНДУЕТ:
вино на свои нужды благочестиво приобретайте только в Господних храмах из ОСВЯЩЕННЫХ ХРИСТОВЫХ ЗАПАСОВ.
Сие благое утверждение священства полностью соответствует Священному Писанию:
«Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда ", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас;»