Религиозное чтение: молитва гештальт терапевтов в помощь нашим читателям.
Содержание
Молитва гештальтиста Перлза: зачем нужна и как применять?
Гештальт-терапия – одно из самых популярных сегодня направлений психологии. Понятие «гештальт» знакомо большинству людей как умение завершать самостоятельно «подвешенные», незавершенные ситуации, например, отпускать обиду или избавляться от любовной зависимости. Но гештальт-терапия – это более объемное направление, и узнать о нем стоит каждому неравнодушному к качеству своей жизни человеку.
Для того чтобы оценить это направление психологии в полном объеме, стоит узнать, как оно возникло, кем был его создатель Фриц Перлз, молитву гештальтиста и чем полезна в обычной жизни гештальт-терапия для каждого человека.
История направления
Гештальт-терапия образовалась в середине минувшего столетия, став своеобразной альтернативой психоанализу. Последний занимается преимущественно бессознательными психологическими процессами, влиянием прошлого на настоящее. Гештальт же предлагает человеку брать самому ответственность за все испытываемые чувства, выводя их на более поверхностный, сознательный уровень.
В упрощенном смысле это направление можно воспринимать как способ самосовершенствования, личностного роста. Но, тем не менее, гештальт-терапия – это все-таки способ лечения психологических проблем.
Психолог или психотерапевт помогают человеку наладить контакт с самим собой, лучше понимать мотивы своих желаний и поступков. Таким образом, человек получает возможность влиять на качество своей жизни, улучшая свое настроение, контакты с другими людьми. Колоссальное значение для самостоятельного управления своей жизнью имеет так называемая молитва гештальтиста, сформулированная Перлзом.
Гештальтпсихология и гештальт-терапия
У людей, которых интересует сфера психологии и самосовершенствования, часто возникает вопрос: “Являются ли гештальтпсихология и гештальт-терапия синонимами?”.
Ответ на этот вопрос отрицателен. Основатель гештальт-терапии Перлз нередко признавался, что знаком с гештальтпсихологией весьма поверхностно, а его учение – это своеобразный симбиоз психоанализа, психодрамы и биоэнергетики. Слово «гештальт» было применено для того, чтобы придать названию звучность и солидность.
Фриц Перлз
Фредерик (Фриц) Перлз – известный психиатр из Германии, который издал труд о росте человеческой личности, который впоследствии стал основой для гештальт-терапии. Позже он учредил в Нью-Йорке Институт Гештальта.
Книга стала основой его собственного подхода к психотерапии как способа управления своей жизнью и раскрытию внутреннего потенциала. После основания гештальтизма он посвятил его развитию всю оставшуюся жизнь, в частности молитва гештальтиста в оригинале увидела свет в 60-х годах минувшего века. Некоторые его работы были изданы посмертно.
Молитва гештальтиста Фредерика Перлза имеет колоссальную популярность. Ее достоинство – в простоте и одновременно в глубоком воздействие на психологическое состояние человека. Психологи называют одной из главных личностных проблем, являющихся причиной обид, размолвок и ссор слияние. То есть, воспринимая другого человека как часть себя, заинтересованную в твоем собственном комфорте, невозможно избежать претензий и плохих эмоций.
Молитва гештальтиста помогает провести образную границу между собой и обществом, признать за каждым человеком право жить своей собственной жизнью, преследовать свои интересы и делать осознанный выбор без какого-либо давления. Одновременно Перлз настаивает на том, что такая сепарация дает возможность и самому человеку действовать в рамках своих границ, не рассчитывая на чужое участие, помощь, одобрение.
Отсутствие взаимных претензий и необоснованных ожиданий не только дает человеку ощущение личной моральной свободы, независимости и внутренней силы, но и позволяет оценить такое явление, как взаимность. Молитва гештальтиста превращает ее из должного и ожидаемого в чудесное и прекрасное чувство, которое стоит того, чтобы ценить и оберегать его.
Когда применять молитву?
Преимущество гештальтизма в возможности использовать ее при любых обстоятельствах. Сделав строки Перлза правилом жизни, можно добиться значительного внутреннего роста и эмоционального взросления. Ведь понимание автономности своей личности и независимости чужой и есть одно из важнейших показателей духовной зрелости человека.
Но молитва гештальтиста Фредерика может применяться и ситуативно. Например, во время сильной ссоры или обиды на другого человека. Когда человеку кажется, что кто-то не оправдал возложенных на него надежд, эти строки позволят успокоиться и вернуться в хорошее расположение духа.
Строки работают и в обратном направлении. Их можно назвать оберегом от любого рода манипуляций. Когда другой человек выдвигает требования, на которые у него нет никаких законных оснований, избавить себя от чувства стыда и со спокойной душой отказаться от следования чужим указаниям.
Как читать молитву?
Указаний, как именно должна читаться молитва гештальтиста, не существует. Можно повторять ее несколько раз вслух или про себя во время эмоционально сложной ситуации, можно проговаривать ее утром или перед сном, можно распечатать и повесить над рабочим столом.
Но важно понимать, что строки не обладают никаким волшебным или магическим воздействием. Вникнув в слова единожды и приняв для себя их смысл, человек начинает использовать молитву как принцип взаимодействия с другими людьми. Таким образом, начинают выстраиваться продуктивные и успешные межличностные отношения.
Гештальт-молитва Фрица Перлза *
Я делаю свое дело, а ты – свое.
Я живу в этом мире не для того,
чтобы соответствовать твоим ожиданиям,
А ты живешь не для того, чтобы соответствовать моим.
И если мы случайно нашли друг друга, это прекрасно.
Если нет, этому нельзя помочь".
* Фредерик Саломон Перлз (нем. Friedrich Salomon Perls), также известен как Фриц Перлз; (8 июля 1893, Берлин — 14 марта 1970, Чикаго) — выдающийся немецкий врач-психиатр, психотерапевт. Основоположник гештальттерапии.
Гештальт молитва Фредерика Перлза
В 1969 году в своей книге Gestalt Therapy Verbatim Фриц Перлз публикует «гештальт-молитву» (англ. Gestalt prayer) — короткий текст из 56 английских слов, получивший в США и затем в мире широкую известность и вызвавший бурную реакцию, множество критических отзывов, переработок и подражаний.
«Молитва» выражает важную для гештальт-терапии концепцию независимости личности и предлагает модель отношений между такими независимыми личностями. По мнению биографов Фрица Перлза — этот текст также являлся личным кредо Перлза, который никогда не стремился оправдать чьих-либо ожиданий, всегда делал только то, что считал нужным, и полагал, что отношения между двумя независимыми личностями могут носить только ограниченный и временный характер. За это последнее утверждение Перлз часто подвергался критике, но несомненно, что «гештальт-молитва» оказала огромное влияние на культуру 70-х. Профессор Университета Миссури Роберт Долливер считает, что это произошло во многом потому, что молитва попала «в струю 70-х» — десятилетия «Я», эпохи борьбы за свои права, отвержения многих традиционных «истин» и поиска новых форм взаимоотношений.
- Я – это Я, а ты – это ТЫ.
- Я делаю своё дело, и ты делаешь своё дело.
- Я в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям,
- И ты в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим.
- Ты — это ты, и я — это я,
- И если нам случилось найти друг друга — это прекрасно.
- А если нет — этому нельзя помочь.
© Фредерик Саломон Перлз
Интересующие вас статьи будут выделены в списке и выведены самыми первыми!
Комментарии
Захотелось опубликовать «Гештальт молитву» вслед за публикацией «Декларацией моей самоценности» Вирджинии Сатир. Мне показалось это закономерным.
Молитва Гештальтиста
Ф. Перлз – ученый психотерапевт, который создал метод гештальт-терапии. Для этого ему пришлось объединить несколько течений таких наук, как психология и психотерапия. «Gestalt» означает «образ», «форма».
Ученый подразумевал, что человек чувствует мир, как некую сумму образов. Создание и прекращение образов – это обычный процесс жизни людей. В этих образах человек накапливает обиды, невысказанную боль, подавленный гнев.
Спрятанное напряжение требует выхода, но не всегда его находит. Вследствие этого появляются хронические болезни, ведь человек как бы отделяется от большого пласта собственных эмоций: «я не злюсь», а «вдруг нападает гнев». Очень часто в человеке живут несколько страданий, которые ссорятся друг с другом.
Обращение негатива внутрь собственного организма приводит к таким болезням, как, язве, инфаркту и т.д. По статистике, больше 80 % человеческих хворей — психосоматические.
Фредерик Перлз фотография
Особенно к ним относятся: сердечно–сосудистые, желудочно-кишечные, гастроэндокринология, эндокринология, аллергия, бронхиальная астма, бронхо-легочные и спазмы в мышцах, и даже психические заболевания. Психосоматика — это как бы неотреагированные чувства.
Человек ощущает отрицательные эмоции, когда его опыт не окончен, и не сформирован до конца соответствующий образ, соединяющий человека с определенной частью его прошлого.
Чтобы его сформировать, необходимо позволить человеку его прочувствовать и пережить, а для этого необходимо перенести его из подсознания наверх, в сознание.
Задача гештальт-терапевта помочь пациенту пережить все образы до конца до полного выхода эмоций, чтобы привести человеческую жизнь к гармонии.
По мнению Ф. Перлза, не может быть никакой гармонии, если человека вынуждают быть тем, кем он не является, или делать то, чего он не желает, что в нашей жизни, к сожалению, встречается повсеместно. Именно для таких ситуаций и была написана молитва гештальтиста. Это своего рода прививка от манипуляций других людей.
Почему так сложно помочь человеку вытащить отрицательные эмоции из подсознания? Именно потому, что опыт отчуждения от собственных чувств появляется в человеке слишком рано, практически всегда в детстве.
Родители дают ребенку очень много команд, которые он не в состоянии выполнить. Родители большую часть времени выражают этим недовольство, а ребенок начинает чувствовать вину и стыд за то, что не соответствует их ожиданиям.
В итоге, ребенок вообще перестает что-то делать, чтобы не быть снова и снова плохим. Но этим он вызывает на себя все больше недовольства родителей. Пока человечек вырастет, он накапливает в себе огромное количество непрожитых образов, у него появляется опыт, который впоследствии делает его либо тираном, либо жертвой.
На самом деле, нет никакого смысла в том, чтобы быть тираном или жертвой. Никто не обязан что-то делать, что не хочется, идти туда, куда не хочется. Каждый человек, в реальности, уже совершенен.
Необходимо просто изменить восприятие самого себя, чтобы оценивать себя не с точки зрения того, что должно было быть сделано, или что могло было быть сделано, а с точки зрения того, что есть в данный момент.
Оригинал молитвы
Текст оригинала молитвы
Текст с пояснением
Текст данной молитвы читается, когда кто-то не оправдывает ваших ожиданий, или вы не оправдываете чьих-то ожиданий, вследствие вашего негативного детского опыта.
Обычно люди имеют ожидания (иллюзии) по отношению к другим и, наоборот, другие люди очень часто чего-то хотят от вас. В результате неоправданных ожиданий всегда возникают обиды друг к другу.
Любые ожидания чего-то от других людей вызваны определенным механизмом психики под названием «слияние».
Данный механизм возникает от того, что каждое существо выделяет себя из массы, одновременно являясь частью этой массы. Человек воспринимает себя как индивидуальность, при этом стремясь жить в коллективе.
Как сделать жизнь цветной?
Психика человека устроена так, что она приучена делить мир на «мы» и «они».
Внутри себя человек также испытывает состояние слияния. В разные моменты жизни, например, он является сначала строгим родителем, а затем беспомощным ребенком. Но при этом человек считает, что он единое целое.
Общаясь с другими людьми, мы, с одной стороны, отделяем себя от них, но в то же время, не позволяем им чувствовать индивидуальность и быть ею. Мы ожидаем от них того, чтобы они думали так же, как и мы, хотели того же, что и мы. Мы даже не спрашиваем у других людей, а хотят ли они быть нами.
Например, отец хочет, чтобы взрослая дочь возвращалась домой рано, а она этого не хочет. Но у них друг к другу возникают обоюдные иллюзии. Он ждет, что она будет приходить рано, а она – что он оставит ее в покое, и разрешит жить своей личной жизнью.
Текст молитвы гештальтиста нужно читать именно в такие минуты, когда вы ощущаете вину, или пытаетесь обвинить кого-то еще. Иными словами, когда вы сами жертва или пытаетесь превратить в жертву другого человека.
Читать молитву лучше вслух. Еще лучше, если выбудете ее произносить, глядя в глаза тому, с кем находитесь в слиянии.
Молитва на английском
Текст молитвы на английском
Для интересующихся приводим текст молитвы гештальтиста на английском языке.
Зачем читается?
Данная молитва читается для того, чтобы перестать чувствовать себя жертвой или прекратить вынуждать другого стать жертвой. В слиянии самое опасное для твоей личности — поглощение, так сказать захват вашей индивидуальности другой стороной, с которой вы находитесь в слиянии не в равных пропорциях.
В таких случаях, действительно очень помогает гештальт молитва. К сожалению, очень часто доминирующая сторона, с кем вы в слиянии, воспринимает чтение данной молитвы, как эгоизм. Но, тем не менее, слова молитвы очень здорово помогают пережить стресс, и появляется чувство примиренности с миром.
Даже если другой человек никак не может освободить вас, вы, повторяя данные слова, сможете найти в себе силы уйти с целью избавиться от манипуляций.
Необходимо помнить, что мы живем не для соответствия чьим-то иллюзиям, или самим манипулировать людьми. Каждый человек достоин жить гармонично и свободно.
Молитва гештальт-терапевта
Все гештальт-терапевты знают «Молитву гештальт-терапевта»
И я пришел в этот мир не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям,
А ты — не для того, чтобы соответствовать моим.
Если нам случится встретиться — это прекрасно.
Если нет — этому нельзя помочь.»
А еще недавно прочитала современный вариант от аргентинского терапевта Хорхе Букая.
«…Это я ответственен за то, чтобы отойти от того, что меня ранит. Я ответственен за то, чтобы защититься от тех, кто причиняет мне вред. Я ответственен за то, чтобы обращать внимание на то, что со мной происходит, и оценивать свою долю участия в происходящем. Я должен осознать тот резонанс, который имеет мой поступок. Чтобы со мной происходило то, что происходит, я должен делать то, что я делаю. Я не говорю, будто я могу управлять всем происходящим со мной, — нет, но я ответственен за все, что со мной происходит, потому что в чем-то, пусть в какой-нибудь мелочи, я поспособствовал этому. Я не могу контролировать мнение всех окружающих, но могу контролировать свое. Я могу свободно распоряжаться своими поступками. Мне следует решить, как я буду действовать. С моими ограничениями, с моими бедами, с моим невежеством, со всем, что я выучил и что знаю. Принимая во внимание все это, я должен решить, как поступить наилучшим образом. И мне следует поступить именно так. Мне следует познать себя лучше, чтобы знать свои ресурсы. Мне следует полюбить себя настолько, чтобы наделить себя привилегиями, и знать, что это мое решение. Тогда я приобрету нечто, что приходит с автономией и является обратной стороной свободы: отвагу. У меня будет отвага, чтобы действовать, как мне диктует мое сознание, и платить за это.
Тогда я буду свободным, даже если другим это не понравится.
И если ты не любишь меня таким, какой я есть;
И если ты покинешь меня такого, какой я есть;
И если в самую длинную и холодную зимнюю ночь…
ты оставишь меня одного и уйдешь…
Закрой дверь, слышишь? Потому что мне дует.
Закрой дверь. Если таково твое решение, закрой дверь.
Я не буду просить тебя задержаться ни на минуту вопреки твоему желанию. Я прошу тебя: закрой дверь, потому что я здесь живу, а на улице холодно.
И это будет моим решением. ……..
…Когда мы принимаем решение чем-то заняться с другим человеком – чем–то важным, вроде секса, или менее важным, вроде прогулки по площади (а может быть, столь важным, как прогулка по площади, и столь незначительным, как секс), мы должны осознавать, что это добровольное решение, задуманное как совместное действие с другим человеком, но не «ради» него, а «с» ним. Важно начать осознавать, что наши отношения с миром, с окружающими, с близкими в действительности заключаются в действиях «с» ними.
И что это решение автономно и зависит от нашего свободного выбора.
Что я не делаю ничего ради другого и поэтому он мне ничего не должен.
Что он ничего не делает ради меня и поэтому я ему ничего не должен.
Что мы просто делаем некоторые вещи вместе.
В этом случае я не попаду в зависимость от него и не попытаюсь вызвать ее в нем.
Я не уроню своего достоинства, пытаясь заставить его бояться.
Я откажусь от потребности вызвать его ненависть.
Я отвергну позицию жертвы, чтобы ему никогда не было меня жалко.
Я не буду пытаться стать для него незаменимым.
Я буду довольствоваться его любовью или нелюбовью. Как бы то не было, если он меня не любит, пусть не переживает за меня, всегда найдется кто-то способный меня полюбить…»
Гештальт-терапия
Автор: GorAton вкл. 01 ноября 2007 .
Гештальт-терапия интересна тем, что она является сложным синтезом нескольких направлений психологии и психотерапии : психоанализа , экзистенциальной психологии, бихевиоризма, психодрамы и дзен-буддизма.
С точки зрения гештальтпсихологии человек воспринимает и мыслит мир как совокупность образов, а каждый образ воспринимается как целостная структура — гештальт (от немецкого слова «gestalt» (образ, форма)). Построение и завершение гештальтов является естественным ритмом жизнедеятельности человека. Целью гештальт-терапии является воссоздание гармонии человеческой психики и организма.
У человека в течение жизни накапливается много невысказанных слов, невыраженной боли, подавленного гнева. Постепенно все это оседает, создает напряжения (в том числе и реальные физические напряжения мышц, которое перерастает в стойкие органические изменения), появляются хронические заболевания. Напряжение ищет выхода, завершения. Для гештальт-терапевта единственный способ избавиться от чувства тревоги и дискомфорта – пережить их до конца.
Изначально гештальт-терапия создавалась как групповая терапия.
Работа гештальт-терапевта основывается на трех основных концепциях: контакт, сознавание и эксперимент. Контакт исходит из того очевидного факта, что каждый человек, чтобы выжить, должен контактировать с окружающим миром. Его психологическое благополучие зависит от качества таких контактов. Контакт устанавливается с помощью таких естественных функций, как способность видеть, слышать, осязать, двигаться, говорить, обонять и чувствовать вкус. Хороший контакт может быть различным у разных людей, и даже у одного человека может существенно меняться во времени.
Сознавание обозначает конкретные переживания, сообщающие человеку о том, что происходит в нем самом или в его окружении. Сознавание побуждает к действию, а также говорит о завершении и результатах действия. Это меняющийся процесс, складывающийся из последовательности фигур, оказывающихся в фокусе и воспринимаемых на каком-то менее выраженном фоне. Основная идея заключается в том, что в своих действиях человек проходит один за другим ряд циклов потребностей, которые могут быть описаны с использованием принципа гомеостаза. Существует естественный ритм, в соответствии с которым из целого ряда потребностей особое значение вдруг приобретает одна и индивид приступает к ее удовлетворению. Затем он дает возможность этой потребности “лечь на дно”, а “на поверхность” выходит другая. Таким образом, повторяется цикл вступления в контакт и выхода из него.
Гештальт-терапевт фокусирует внимание клиента на этих составляющих опыта, акцентируя и усиливая их до того момента, когда происходит экспрессивное взаимодействие и проявляется внутренне присущее клиенту стремление завершить ранее незаконченные ситуации. «Нет ничего, кроме того, что есть здесь и теперь. Теперь есть настоящее. Прошлого уже нет. Будущее еще не наступило». «Прошлое и будущее заключают в себя то, что уже когда-то было или будет, тем самым формируя психологические границы настоящего и представляя собой тот психологический фон, на котором и может возникнуть фигура». Это цитаты из работ основоположника этого подхода в психотерапии Ф. Перлза.
Началом гештальт-психологии считают небольшую экспериментальную работу Макса Вертгеймера, которую он выполнил в 1912 г. с Вольфгангом Келером и Куртом Коффкой. Сущность этой работы заключается в том, что световые вспышки могут быть дифференцированы только в том случае, если экспозиция между ними не менее 0,06 секунды. Основной вывод из этой работы заключался в том, что части и целое — понятия относительные. Части составляют взаимосвязанное целое и не могут рассматриваться изолированно. Человек не воспринимает раздражители как сумму составляющих, а выделяет из них главное, необходимое ему в данный момент для саморегулирования и адаптации. В свое время меня удивил результат подобного эксперимента. На долю секунды испытуемым показывали фрагмент шахматной партии и просили запомнить. Когда с подобной просьбой обратились к гроссмейстеру, то он был удивлен предложенными условиями, и при этом заметил: «А преимущество было на стороне белых».
Историки психологии любят сталкивать гештальт-психологию и бихевиоризм, образно говоря, — «лбами». Еще бы, между этими теориям столько противоречий — гештальтисты считают, что решение может прийти в голову внезапно, а бихевиористы — что все задачи решаются путем проб и ошибок. С точки зрения математики бихевиористы видят человека как сумму слагаемых-реакций, а гештальтисты считают, что целое – не есть сумма его частей. Но на самом деле одни изучают поведение, другие — мышление. Поэтому сравнивать эти две теории по существу не так-то уж и просто.
Интересна «Молитва гештальтиста». У врачей есть клятва Гиппократа. А у гештальтистов — клятва Фредерика Перлза , которая так и называется «молитва гештальтиста»:
Я делаю свое, а ты делаешь свое.
Я живу в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. А ты живешь в этот мире не для того, чтобы соответствовать моим.
Ты это ты, а я это я. И если нам случится найти друг, друга — это прекрасно.
Если нет, этому нельзя помочь.
В чем смысл этой молитвы? Во-первых, каждый человек отвечает лишь за самого себя в этой жизни. Да, каждый человек имеет право не брать на себя ответственность за чью-то жизнь при достижении своих личностных целей. Во-вторых, эта молитва выражает собой протест против давления общества и семьи, которое заставляет человека подчиняться ожиданиям других людей. Но эта молитва не призывает наплевательски относиться к желаниям и чувствам других людей! Наоборот, психолог-гештальтист обеспечивает своим клиентам более высокий уровень осознания себя, более высокий уровень риска и учит брать на себя ответственность за боль личностного развития.
Гештальт-терапевт в своей работе стремится восстановить ритм сознавания и включенности в действие, для чего он может обращаться к сознаванию человека на любом из уровней: ощущений, желаний, действий, чувств или ценностей. Он фокусирует внимание клиента на этих составляющих опыта, акцентируя и усиливая их до того момента, когда происходит экспрессивное взаимодействие и проявляется внутренне присущее клиенту стремление завершить ранее незаконченные ситуации.
Когда мы работаем в рамках гештальт-подхода, клиенту предоставляется возможность действовать. Этот эксперимент создает то, что Перлз называл “безопасным кризисом”, когда экспериментальное исследование может быть направлено и поддержано. Диалог, движение, работа тела, фантазирование и отыгрывание представляют собой ценные техники, способствующие преодолению ограничивающего опыта прошлого. В относительной безопасности психотерапевтического кабинета клиент может свободно подбирать способы перехода от сознавания к адекватному действию или контакту. В основе всех этих разнообразных психотерапевтических средств лежит стремление восстановить во всей полноте взаимодействие человека с окружающим миром
С точки зрения гештальт-терапии, клиенты держатся за прошлое и чувствуют тревогу, вину или депрессию, когда их опыт не “завершен”, или с этой частью их прошлого не сформирован соответственный гештальт. Обычно это означает, что человек не смог выразить себя необходимым способом и зациклился на негативном чувстве, которое мешает ощущению личной силы в его нынешней жизни. Соответственно, техники гештальт-терапии представляют собой стратегии помощи людям при восполнении своего опыта с целью освобождения от чего-либо, что удерживает их, например, гнева, боли, чувства вины или страха. Клиенту помогают превратить “фон” в “фигуру”. Если некто испытывает чувство тревоги или депрессии, но не знает почему – довольно обычная ситуация, гештальт-терапевт предполагает, что человек приобрел чувства или опыт, которые не были пережиты или выражены до конца, потому что были слишком тяжелыми, чтобы пережить их. Методы гештальта заключаются в перемещении этого опыта из тьмы в сознание пациента. Фон должен стать фигурой, должен быть пересмотрен, изучен и честно пережит, чтобы можно было избавиться от него. Для гештальт-терапевта единственный способ избавиться от чувства тревоги и дискомфорта – пережить их до конца. У человека в течение жизни накапливается много невысказанных слов, невыраженной боли, подавленного гнева. Постепенно все это оседает, создает напряжения (в том числе и реальные физические напряжения мышц, которое перерастает в стойкие органические измения). Напряжение ищет выхода, завершения, и человек стремится достичь желаемого эффекта в каком-то другом, замещающем действии. Часто это происходит непроизвольно — внешний стимул “притягивает” реакцию, адресованную совсем не ему. Это тот случай, когда, не имея возможности высказать свой гнев начальнику, человек приходит домой и срывает гнев на сыне; когда по непонятной никому причине женщина влюбляется в мужчин с голубыми глазами (независимо от их поведения и взаимности), потому что они похожи на ее первого возлюбленного.
Постоянное подавление, откладывание эмоциональной реакции постепенно приводит к тому, что человек начинает отчуждаться от части своих эмоций, воспринимать их как что-то находящееся вне его воли и контроля, а иногда и вне организма: не “я злюсь”, а “на меня внезапно нападает гнев”. Борьба с этим “нападающим” может быть долгой и безуспешной — ведь она направлена на то, чтобы отогнать его подальше. В некоторых случаях результатом такого взаимодействия могут стать физические (психосоматические) болезни — когда симптомы служат выражением потребностей той части, с которой человек упорно борется.
— Наши тараканы пошли войной на соседей и победили.
— Хорошо-то хорошо, так ведь они пленных привели.
Примерно так происходит, если в человеке уживается не одно страдание, а несколько. Часть времени они конфликтуют друг с другом, вызывая почти непреодолимые затруднения при попытке принять какое-то важное решение, планировать свое будущее — трудно действовать, одновременно зная, что “надо быть хорошим”, “все неправильные” и т.п. Но в некоторых случаях страдания объединяются и усугубляют друг друга, вызывая чувство полной безнадежности и бессмысленности жизни.
Целью гештальт-терапии является воссоздание гармонии человеческой психики и организма. В результате качественно проведенной гештальт-терапии человек избавляется от некоторых “деталей”, позаимствованных у других людей, и восстанавливает собственную гармонию и целостность. Он получает возможность находиться в состоянии “здесь и сейчас”, целостно реагируя на то, что реально происходит вокруг него, а не на травмирующие воспоминания, чувства, не относящиеся к данному событию, или страхи перед будущим развитием событий. Тогда реакции становятся действительно достаточно мягкими и адекватными.
Дальнейшее изложение более специфично
Теперь мы поговорим об основных защитных механизмах, которые использует человек в своей жизни. Сразу скажу, что изначально они являются адаптивными и очень помогают человеку выживать и развиваться, а затем человек не хочет с ними расставаться и они начинают тормозить развитие, мешать человеку в жизни, развиваются неврозы. Человек защищается от среды для сохранения себя по следующим механизмам:
1-й. Слияние (конфлуэнция). Проявляется в том, что границ индивида и среды нет (одежда, дети, квартира – это я или среда?). Пока ребенок маленький, слияние с матерью – норма, выражается и в речи мамы: говоря о ребенке, она говорит «мы поели». Мать чувствует, что хочет ребенок («нам холодно»), и если слияния взрослого с младенцем не будет, ребенок может не выжить. Он еще не осознает свои потребности, среда (мама) и он – едины. У ребенка сначала нет своих границ.
Есть рабочее слияние (понимаем, кто и что), есть дружеское (понимаем без слов). Есть слияние в интимной близости – любовь. Невротическим оно становится, когда я чувствую себя частью другого. При этом потребности двоих могут не совпадать. И начинаются распри. При слияниях часто в речи употребляют слово «Мы». Слияние другого человека со мной проявляется тогда, когда от меня ожидают определенных действий, а я не хочу. В этом случае возникает угроза разрушить отношения или делать то, что не хочется.
Цель работы со слиянием в психотерапии заключается в нахождении пути к зрелости. Брать на себя ответственность, учиться справляться со своими проблемами самостоятельно и учиться создавать свой безпроблемный мир – это результат хорошо проведенной терапии.
2-й. Интроекция – механизм усвоения чувства, взгляда, убеждения, нормы из внешней среды или образцы поведения других людей без проверки собственным опытом. Интроекция представляет собой сдвиг границы среды внутрь индивида. Как правило, это не переваренные идеи, а просто принятые на веру, это не пережито на своем опыте, принято без критики. В обучении детей многое дается, как образец, а ребенок это подражает без осмысления, не переваривая. Что бы интроект стал истинной, надо выработать свое к нему отношение, а не основываться только на вере. Часто в отношении интроектов наблюдается не критичность – это истина и все, без изменений конфигурации и сомнений, а это плохо. Однако, интроекция позволяет учиться не на своих ошибках (по замечанию Бандуры). Особенность всех интроектов человека состоит в том, что они «глубоко сидят» и нужно затратить много времени и сил, чтобы их убрать в работе с психотерапевтом.
Не все интроекты вредны и среди них есть много полезных. «Улицу надо переходить на зеленый свет», «Фрукты надо мыть» и другие. Слово «надо» в речи человека часто яляется индикатором интроекта. Интроект – это мысль, идея, интеллектуальное образование, чувства при нем вторичны, а могут быть нейтральны. Как правило, люди держатся за свои интроекты. Боязнь нового – это боязнь потерять гомеостаз. Человек выбирает те факты и их интерпретации, которые подтверждают его картину мира. От рамок плохо, но зато с ними привычно, а без них опасно.
3-й механизм. Проекция (прямая противоположность интроекции, как правило, они дополняют друг друга) заключается в том, что человек отчуждает присущие ему качества, которые не соответствуют его Я-концепции, и приписывает их другим людям. При проявлении проекции граница человека переходит во вне. То, что принадлежит ему, приписывается среде – «в чужом глазу соринка видна…». Человек не признает в себе отвергаемых качеств. Негативное в себе он не хочу признавать, а видит это в другом и приписывает среде. Это проявляется и в критике других людей – человек не хочет снижать свою самооценку, признавая то, что ему не нравится, в себе. Бывает и обратный вариант при заниженной самооценке– видит хорошее в другом, но не в себе. Я свое хорошее отражаю на других и именно это в них вижу.
Работа с проекцией заключается в признании проецируемых качеств. Название упражнений говорит само за себя: «Лекарство от любви», «Лекарство от ненависти». Важен этот механизм, как приспособление, это предвосхищение всех событий и всех контактов. Человек может предположить, как будет развиваться ситуация.
Интересен такой аспект этого механизма. При проекциях сам организм делится на Я и среда – я не пришел на работу, т.к. голова болит. Не я, я- то хотел, но моя голова не дала мне это сделать. Важно взять ответственность на себя и понять вторичную выгоду головной боли. Вообще, как правило, работа со вторичной выгодой занимает очень много времени и встречает большое внутреннее неосознаваемое сопротивление клиента. И классический гештальт-подход здесь солидарен с экзистенциалистами и достаточно жесток: «Зачем ты заставил свою голову заболеть?». И ответ на этот вопрос полезно принять.
4-й механизм. Ретрофлексия – резкий поворот на себя, обращение на себя того, что предназначено среде. Гнев на обидчика переносится на себя. Появляется аутоагрессия, чувство вины. Потребности не могут быть удовлетворены из-за их блокирования социальной средой – срабатывают запреты. Это прямой поворот на себя. Я сам в себе удовлетворяю самого себя – сам себя люблю, ругаю и т.д.
Обращение агрессии внутрь себя приводит к гастриту, язве, инфаркту. Сейчас более 80% заболеваний являются психосоматическими, а у некоторых вообще нет физиологической основы, это зависит от стадии развития болезни, сначала она психогенна, а потом происходит изменение в самих тканях. Особенно это: сердечно – сосудистые, кардиология, желудочно-кишечные, гастроэндокринология, эндокринология, аллергия, бронхиальная астма («невыплаканные слезы»), бронхо-легочные и спазмы в мышцах, и даже психические заболевания. Психосоматика, говоря метафорически, это неотреагированные чувства.
Необходимо помнить, что болевое ощущение возникает, как нечто полезное, это сигнал неблагополучия, на которое надо обратить внимание. Без болевого сигнала человек не смог бы жить. Важно не потерять контакт со своим телом, а о чем оно нам сообщает. Ретрофлексия и, как следствие, психосоматика, часто возникает у детей, подвергающихся неправильному воспитанию.
Грегори Бейтсон выдвинул теорию о так называемой двойной связи (double bind). При исследовании семей, в которых дети страдали психическими расстройствами (вплоть до шизофрении), он обнаружил, что их родители (чаще матери) общаются с ребенком при помощи двойной связи. Их просьбы были настолько противоречивы, что, выполнив какое-то одно требование или правило, ребенок автоматически нарушал другое. За этим достаточно часто следовало наказание.
На 4—5-летнего ребенка почти без пауз обрушиваются указания типа: “Сиди, молчи, подойди к столу и отвечай на вопросы. ” Так как одновременно сидеть и идти к столу, отвечать и молчать ребенок (да и взрослый) не может просто физически, то часть распоряжений не выполняется. Ребенок чувствует себя виноватым и достаточно быстро приобретает привычку не делать вообще ничего, чтобы не навлечь на себя гнев родителей. Но это не помогает, и они начинают упрекать его в лени и бездеятельности (продолжая наказывать за проявления активности) и потом жалуются психологу на апатию и вспышки непонятных эмоций у подростка. Позитивный аспект ретрофлексии в том, что она тормозит нас, т.к. есть и заслуженная критика.
Не всякую вину полезно снимать. Есть объективная вина – нанес вред другому, ищи способ исправиться. Это вина отличается от вины при выходе из слияния. Неадекватно также, когда меня обижают, а я еще и виноват. Обращенную агрессию надо вернуть, грызть не себя, а обидчика. И сделать это можно экологично в присутствии терапевта. И здесь как раз очень помогает техника «Пустого стула», когда есть возможность высказать наболевшее.
Еще коротко об одном часто встречающимся механизме защиты.Дефлексия (ввел Ирвин Польстер) – уклонение от реального контакта, человек избегает непосредственного контакта с другими людьми, проблемами и ситуациями, пассивность. Принимая одно, уклоняюсь от другого и так каждый раз. Формы выражения дифлексии – «салонные разговоры» (разговоры ни о чем) болтливость, шутовство, ритуальность и условность поведения, захихикивание проблемы.
Когда же завершается работа гештальт-терапевта и его клиента? Окончанием работы над проблемой будет не только понимание роли пациента в создании собственной проблемы и не столько даже изменение его поведения. Сигнал о завершении работы – это свобода в эмоциональном и поведенческом реагировании (от автоматических действий и стереотипов). А также осознанная личная ответственность за последствия своего выбора.
Работа с психотерапевтом предполагает преодоление собственных ограничений, обретение свободы расти и развиваться. И в этом смысле сам пациент определяет направление своего развития. Подходя без страха и предубеждения к тому, что есть внутри него, пусть это сила или слабость, ненависть или любовь, жестокость или мягкость, или все это вместе, он становится реальным человеком в реальном мире. Такой подход, в отличие от мифа о себе, замечается пациентом по хорошему самочувствию, появившейся энергии и активности.