Молитва канон нечаянная радость

Религиозное чтение: молитва канон нечаянная радость в помощь нашим читателям.

Кашин Православный

По благословению митрополита Тверского и Кашинского Виктора

По вопросам и предложениям пишите на электронный адрес администратора проекта «Кашин Православный»: [email protected]

  • 01 Февраль 2017

Нечаянная Радость икона

Нечаянная Радость: история иконы, акафист, канон, молитва и видео

Икона Божией Матери «Нечаянная Радость»,

память: 9 (22) декабря

В творении знаменитого учителя Русской Православной Церкви святителя Димитрия, митрополита Ростовского (1651-1709), которое известно под названием «Руно орошенное, или сказание о чудесах Черниговской Ильинской иконы Божией Матери», собраны 24 сказания о милостях, бывших от этого образа Царицы Небесной. Среди этих сказаний находится древняя повесть, которая и послужила основанием для написания иконы Божией Матери «Нечаянная Радость». Святитель Димитрий так описывает проявление благодатной силы этой иконы.

Образ находился в доме одного грешника, который, несмотря на творимые им грехи, все же не утратил привычки молиться пред иконой Богоматери словами Архангельского приветствия: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою…» Грешны были уста, произносившие эти слова; слаба была молитва, не останавливавшая человека от темных деяний, но даже и этот самый малый светлый порыв оказался достаточным, чтобы преклонить к человеку милосердие Создателя. Вот как это случилось.

Однажды, перед тем как в очередной раз идти на скверное и беззаконное дело, грешник, по своему обыкновению, обратился со словами молитвы к Божией Матери, преклонив колена пред Ее образом. Сказание не называет точно, кем был этот человек: купцом ли, который жил обманом; злым ли обидчиком убогих; грабителем ли с большой дороги, – это осталось неизвестным. Известно лишь то, что на сей раз, обратив свой взор к иконе Божией Матери, он увидел, что Богоматерь ожила, а из крестных ран сидящего у Нее на руках Богомладенца потоками течет кровь, как в свое время это было на Голгофе.

Можно заметить, что икона эта написана в несколько необычном виде: лик Богомладенца суров, обе ручки Его подняты вверх. Из язв, открывшихся на Его ладонях, ногах и груди, потоками течет кровь. Владычица правой рукой указывает на это и, склонив голову, со скорбью и укором взирает на человека, стоящего на коленях, пред Ее образом. А поза грешника выражает неизъяснимый ужас и раскаяние. Святитель Димитрий в своем сказании так описывает этот момент:

«Сие человек видев, паде от страха и возопи: о Госпоже, кто сия сотвори? Отвеща Богородица: ты и прочии грешницы грехами Сына Моего распинаете, яко иудеи. И рече грешник: помилуй мя, Мати Милосердная! Отвеща Богородица: Матерь Милосердия Мя нарицаете, скорби же Мя исполняете. Грешник рече: ни, Владычице, да не преодолеет моя злоба Твоея неизреченныя благодати. Ты бо еси всем грешным надежда. Умоли о мне Сына Твоего и Бога моего. Тогда Преблагословенная Матерь нача молити Господа: благоутробне Сыне Мой, любве ради Моея помяни сего грешника и прости вся дела его елико содея. И тако скончася видение».

В глубоком сокрушении сердца молился этот человек пред иконою, и Божия Матерь услышала его и обратилась с молитвой о нем к Своему Сыну. Трижды молила Богородица Божественного Своего Сына о прощении этого грешника, но Господь оставался непреклонным. Наконец на Ее неотступную мольбу Он ответил Ей так:

«Я исполню Твою просьбу. Ради Тебя отпускаются этому человеку его грехи. Пусть же он в знак прощения облобызает Мои язвы».

Тогда прощеный грешник восстал от земли и с радостию сердечной припал к язвам Спасителя. Он осознал глубину своего падения, оставил беззакония и стал жить чистой и богoугодной жизнью. До конца своих дней со слезами благодарности молился он Божией Матери, по ходатайству Которой получил от Господа нечаянную радость покаяния и прощения грехов. Поэтому и образ Божией Матери с сюжетом на это событие получил название «Нечаянная Радость».

Эта редкая, можно сказать, единственная в своем роде икона пробуждает в человеке утешительную веру в то, что нет такой язвы греховной, которая была бы в состоянии отвратитъ от нас милость Владычицы; и нет такого греха, который превышал бы милосердие Божие. И приходят на память слова преподобного Исаака Сирина: «Что горсть песку, брошенная в великое море, то есть грехопадение всякой плоти в сравнении с Божиим Промыслом и Божией Милостию».

Икона Божией Матери «Нечаянная Радость» зримо являет людям эту безбрежную любовь Христову чрез милосердное заступничество Богоматери. О Премилостивая Владычице Богородице, – поется в тропаре иконе, – подаждь нам нечаянную радость. и избави нас от всякаго зла. Образ этот напоминает православным христианам и о необходимости покаяния, и о милосердии нашего Господа. «Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит», – воспевает пророк Давид (Пс. 50, 19). А святитель Иоанн Златоуст учит: «Нет греха, как бы он ни был велик, побеждающего человеколюбие Божие, если мы в надлежащее время приносим покаяние и просим прощения».

С точки зрения иконографии икона эта имеет особую композицию. Специфическая особенность ее в том, что изображение Самой Богоматери как бы отодвинуто на второй план. И хотя икона относится к иконографическому типу Одигитрии, но отличается от других канонических икон этого типа как бы неким объемным пространством, где главным является уже даже не изображение Пречистой, а ситуация: грешный человек, преклонив колена, молится пред иконой Богоматери, испрашивая прощения грехов.

На этой иконе, как и на других подобных (например Покрова Божией Матери, Благовещения и др. ), иконописец пытается передатъ молитвенное состояние: грешник молится Божией Матери о прощении своих грехов, а Сама Пречистая предстоит пред Сыном Своим и молится о прошении грехов человеческих. Таким образом, иконой «Нечаянная Радость» человек вводится в особенное молитвенное состояние. Он соучаствует в молитве изображенного на иконе «человека некоего беззаконного», преклонившего колена пред образом Богоматери, но он и лично молится пред Ее образом о прощении своих грехов.

Молитва перед иконой Божией Матери «Нечаянная радость»

Во времена слабой веры человек обращается к Богу, только познав бесплодность собственных усилий. Непросто умолить Господа, чувствуя на душе груз грехов. Еще сложнее доходит до Него молитва не желающего видеть свою вину. Ожидая покаяния, Господь медлит с исполнением прошений и, окруженный нерешаемыми проблемами, человек чувствует отчаяние в душе.

Отчаяние — страшное духовное состояние, внушаемое бесами. Нельзя поддаваться этому чувству, влекущему за собой неверие и безумие. В случае затянувшихся несчастий для грешника есть последнее пристанище — Пресвятая Богородица.

Желая показать людям силу Своего заступничества, Богородица явила православным образ «Нечаянная Радость». Молитва иконе «Нечаянная Радость» приносит надежду, силу терпения и исполняет прошения, казавшиеся бесполезными.

В каких случаях обращаются к «Нечаянной Радости»

Образ «Нечаянной Радости» прославлен множеством чудес. Верующему христианину они не кажутся невероятными: милость и любовь к человеческому роду обычна для Божией Матери.

История, запечатленная на иконе, напоминает о сильной молитве Богородицы, преодолевающей даже праведный гнев Господа. Но для исполнения просимого необходимо одно условие — покаяние в грехах.

Само название иконы — «Нечаянная Радость» — побуждает обращаться к ней в безнадежном положении. Но любовь христиан к этому образу настолько велика, что к нему притекают с любыми просьбами, с уверенностью получить просимое.

Важно! Традиционно принято молиться перед образом Богородицы «Нечаянная Радость» в таких нуждах:

  1. тяжелые заболевания
  2. семейные распри
  3. невозможность иметь ребенка
  4. в поиске супруга и т.п.

С чего начать молитву

В сложной ситуации, желая получить просимое, следует взять исполнение небольшого, но постоянного правила. Обязательно посоветоваться со священником, чтобы быть уверенным в богоугодности начинаемого дела. Полученное благословение придаст силы совершать молитвенный труд, когда бесы станут препятствовать, боясь потерять душу грешника.

Необходимо испытать свою совесть: вспомнить неправедные дела, которые могли навлечь гнев Господа. Обязательно пойти на исповедь, принять Причастие. Без общения с Церковью молитва ослабевает многократно. Нужно помнить, что грешник, изображенный на иконе «Нечаянная Радость», получил прощение Господа только после искреннего покаяния.

О чем молиться

Получив благословение священника, можно заказать молебен иконе «Нечаянная Радость». Во время молитвы следует отвлечься от своих проблем, постараться вникнуть в смысл произносимых слов. Канонический (принятый в Православной Церкви) текст обращает ум молящегося к «корню зла» — нераскаянным грехам.

Акафист иконе «Нечаянная Радость»

Акафисты чаще всего включаются в молитвенное правило. Их читают дома перед иконами, можно также сделать это в храме, где обстановка больше располагает к молитве. Для индивидуального чтения акафиста в храме выбирают время, когда не проводится служба. Читать лучше про себя, чтоб не мешать чужой молитве.

Молитва церковная гораздо сильнее индивидуальной. Для участия в молебне с акафистом «Нечаянной Радости» верующие совершают паломничество в храмы и монастыри, где имеются чудотворные и чтимые иконы. Там можно услышать множество историй о чудесной помощи, полученной от Божией Матери.

Часто чудеса от молитвы остаются незамеченными: человек считает их случайностью и не считает нужным благодарить Бога и Богородицу. Известный церковный пастырь 20 века епископ Василий Родзянко сказал: «Мне говорят: это лишь совпадение. Может, это и правильно, но когда я перестаю молиться — совпадения прекращаются».

Акафист «Нечаянной Радости» состоит из стихов, прославляющих Божию Матерь и излагающих притчу, на основе которой была написана икона. В нем не содержится конкретных прошений о даровании детей или мужа, основная мысль — многое может молитва Богородицы о тех, кто с верой приходит к Ней.

Важно! Текст на церковнославянском языке труден для понимания, но постоянное чтение со временем открывает его смысл. Взяв правило чтения Акафиста ежедневно или по воскресеньям, нельзя отступать от своего обязательства в течение всего времени, на которое рассчитана молитва. Прошение, угодное Богу, обязательно будет исполнено.

Молитва Божией Матери «Нечаянная Радость»

Молитвы присоединяются к акафисту или читаются отдельно. В ней молящийся ставит себя на место грешника из притчи. Постоянно согрешая, тот имел обыкновение ежедневно молиться Богородице. Также и проситель, хоть и обремененный грехами, не должен отступать от Всемилостивой Владычицы.

В молитве Божией Матери содержатся прошения, относящиеся к разным областям жизни. Читающий ее просит не только за себя, но и за всех нуждающихся:

» …умоли Сына Твоего и Бога нашего, да и всем нам … дарует нечаянную по коегождо потребе радость«. Употребление множественного числа не случайно. Это напоминает молящемуся о долге христианской любви — молитве за ближних.

«О Госпоже Пресвятая! Умилосердися о всех чтущих всечестное Имя Твое» — эти слова напоминают, что грешник был избран Богородицей для чудесного видения потому, что постоянно призывал Её в молитвах. Хотя грехи его ранили Господа, но ради веры и покаяния он стал достойным прощения.

«Супружества в любви и единомыслии сохрани; супруги, во вражде и разделении сущия, умири, соедини их друг ко другу и положи им союз любве неразрушимый». Это — прошения о целостности семьи. Следует иметь ввиду, что слова эти относятся к молитве о верных супругах.

Важно! Не стоит дерзать молиться об «ушедшем к другой» муже: Церковь не благословляет хранить брак в случае прелюбодеяния. Также с осторожностью и размышлением нужно молиться «о возвращении парня», так как выбор спутника жизни — дело воли Божией, христианских «приворотов» не существует.

«Младенцы воспитай, юныя уцеломудри, отверзи им ум к восприятию всякаго полезнаго учения» — слова молитвы, относящиеся к воспитанию детей. Родителям трудно оградить их от «влияния улицы», но невозможное человеку возможно Богу и Его Пречистой Матери.

Много свидетельств помощи «Нечаянной Радости» в случаях бесплодия. Для неспособных зачать ребенка супругов наступившая беременность воистину является «нечаянной радостью».

«Скончавшимся внезапною смертию милостива быти Сына Твоего умоли» — важное прошение к Божией Матери о умерших без покаяния. Христиане более всего боятся «внезапной смерти», когда невозможно достойно приготовиться: исповедаться и причаститься. Считается, что Бог посылает такую кончину в наказание за особо тяжелые грехи. Но и в этом случае Богородица может умолить Господа даровать облегчение душе усопшего.

Как еще можно молиться «Нечаянной Радости»

Акафист и молитва используются для церковного или домашнего правила. Существуют короткие, легко запоминающиеся молитвы Божией Матери, которые следует знать наизусть и повторять мысленно на работе, в транспорте, в храме перед иконой. Несложные тексты можно выучить с детьми.

Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды разве Тебе, Владычице, Ты нам помози! На Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби да не постыдимся Милосердия двери отверзи нам благословенная Богородице, надеющиися на Тя да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед, Ты бо еси спасение родв Христианского Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою! Благословенна Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Икона Божией Матери “Нечаянная Радость”

Канон вторый Пресвятыя Богородицы в честь иконы Ея «Нечаянная Радость», глас 2.

Ирмос: М оисейскую песнь восприимши, возопий, душе: Помощник и Покровитель бысть мне во спасение, Сей мой Бог, и прославлю Его.

Р аботы вражия избавила еси весь род человечь, Спаса всему миру родивши, Егоже моли от наветов лукаваго и нас спасти.

Б уди в напастех наших Ходатаица и Предстательница о нас к Сыну Твоему, Пресвятая Дево, да, тех избывше, прославляем Его со Отцем и Святым Духом.

А нгел и Архангел превысшая и всея твари честнейшая, Ты еси великая Предстательница рода христианскаго.

Ирмос: У тверди мя, Господи, Боже мой, да не похвалится враг мой о мне: Ты бо еси, Господи, утверждение мое, и прибежище, и сила.

М оления наша услыши, Мати Дево, и вонми воздыханиям нашим, и о нас молитву к Сыну Твоему сотвори.

Я ко милосердая, вонми молитвам нашим и даруй нам от злых и лютых обстояний и печалей избавление.

Б урю житейских треволнений наших утоли и злыя страсти наша прожени, Пречистая, да в тишине и безстрастии Тя прославляем.

Л юдие Божии, приидите, ныне восхвалим Небесную Царицу, с Небесе святаго Своего на ны призирающую и нас к Небесным возводящую.

Ирмос: П ою Тя, слухом бо, Господи, услышах и ужасохся: до мене бо идеши, мене ища, заблуждшаго. Тем многое Твое снизхождение, еже на мя, прославляю, Многомилостиве.

А ще и недоумеет язык наш восхвалити Тя по достоинству, обаче, любовию к Тебе движимы, от всего сердца и от всего помышления нашего славим и хвалим Тя, всех благих Ходатаицу.

Г лубины морския кто изследит? Кто же возможет исчислити и Твоя великия нам милости и щедроты?

О тче, Господи Небесе и земли! коликое благодарение принесем Тебе, зане благую и сильную Ходатаицу роду христианскому даровал еси.

Д лани Твоя простерши к Рождшемуся из Тебе, Премилосердая Мати, не престай о нас моляся, да молитвами Твоими Небесных и земных дарований сподобимся.

Ирмос: П росвещение во тьме лежащих, спасение отчаянных, Христе, Спасе мой, к Тебе утренюю, Царю мира, просвети мя сиянием Твоим, иного бо, разве Тебе, бога не знаю.

А рхангел Гавриил, с Небесных слетев кругов, принесе Тебе радость Благовещения, сему неизреченному Божию совету послуживши, дивная в женах, и Сама приносиши радость всем, верно Тя песнословящим.

Р адость воистину нечаянную всему дольнему и Горнему миру даровала еси, зане от Тебе происшедый умиротвори и соедини Горняя с дольними, Егоже ныне моли вражды и нестроений нам избавитися.

Я д греховный от древняго праотца во весь род человечь привниде, но от Тебе Рождейся вся очисти, освяти и спасе, Егоже ныне моли греховных страстей и безместных дел нам избавитися.

Щ едроты Твоя к нам неисчетны, и благости Слова и Сына Твоего подобятся, и сие вемы и добре вемы, но что воздадим Тебе о них, Премилосердая Мати Дево?

Ирмос: В о глубине греховней содержимь есмь, Спасе, и в пучине житейстей обуреваемь, но, якоже Иону от зверя, и мене от страстей возведи и спаси мя.

А да, и смерти, и тления Рождеством Твоим спасла еси род человечь, тем Тя всяко колено Небесных и земных по долгу ублажает, яко Матерь Разрушителя ада и смерти Свободителя.

Г рех ради наших не отвратися от нас, Дево Пресвятая, но молитвами Твоими свобождение от ада и вечныя смерти нам исходатайствуй.

О , в колицей лености, коликом нерадении о спасении нашем все житие наше иждиваем! Кая мука, кий пламень предлежит нам! Но, о Мати, данною Тебе благодатию и нас спаси.

О гнь Божественный, Христа, неопально на руку Своею носила еси, сего ради, ныне предстоящи пред Престолом огнезрачным славы Его, моли, да воспламенит нас к благих деланию.

Кондак, глас 6

Н е имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице. Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся.

Н е ввери мя человеческому предстательству, Пресвятая Владычице, но приими моление раба Твоего: скорбь бо обдержит мя, терпети не могу демонскаго стреляния, покрова не имам, ниже где прибегну, окаянный, всегда побеждаемь, и утешения не имам, разве Тебе, Владычице мира. Упование и предстательство верных, не презри моление мое, полезно сотвори.

Ирмос: К упина в горе огненеопальная и росоносная пещь халдейская яве предписа Тя, Богоневесто: Божественный бо Невещественный в вещественнем чреве Огнь неопально прияла еси. Темже из Тебе Рождшемуся поем: благословен еси, Боже отец наших.

Т ворец и Зиждитель всех, Бог Слово в последняя лета во утробу Твою вселися, Преславная Богоотроковице, и вся научи воспевати: благословен еси, Боже отец наших.

С корби, беды, болезни от многаго множества грехов наших, яко воды морския, внидоша до глубины душ наших, но на Твою надеющеся, Богомати, помощь, не отчаяваемся, Сыну Твоему взываем: благословен еси, Боже отец наших.

К то возглаголет силу Твою на Небеси, юже дарова Ти от Тебе Происшедый? Кто и на земли слышаны сотворит вся хвалы Твоему великому покрову и заступлению земнородных, воспевающих: благословен еси, Боже отец наших.

О троковице Чистая, Неискусобрачная! очисти наш ум от помыслов суетных и сердце наше от похотей лукавых, да чистыми душами и нескверными устнами Сыну Твоему воспеваем: благословен еси, Боже отец наших.

Ирмос: В елению мучителеву преподобнии трие отроцы не повинувшеся, в пещь ввержени, Бога исповедаху, поюще: благословите, дела Господня, Господа.

Р уно орошенное, Гедеоном виденное, тайно прообрази Тя, Деву Матерь, осенением Духа Святаго Бога Слова неискусомужно родившую, Емуже поем: благословите, дела Господня, Господа.

Б езумная ярость мучителя вверже благочестивыя отроки в пещь, огнем разжженную, но Сын Твой росою таинственною силу огня угаси. Сего умоли, Пресвятая, и нас огня вечнаго избавити и росоноснаго Царства славы не лишены сотворити, да тамо поем: благословите, дела Господня, Господа.

Е гоже неизреченней тайне воплощения послужила еси, Егоже всею матернею любовию возлюбила еси, о Немже, на Кресте висящем, матерски рыдала еси, Сего моли и самых отверженных грешников не отринути, да и тии поют: благословите, дела Господня, Господа.

С лавим и воспеваем Тя по долгу, Премилосердая Мати, Ты бо великая Заступница рода христианскаго и наша Преблагая и Скорая Помощница.

Ирмос: Н евместимаго Бога во чреве вместившая и Радость всему миру родившая, Тя поем, Богородице Дево.

П астыря Добраго, взыскавшаго овцу заблуждшую, миру даровала еси, с Нимже ныне соцарствующи, приведи к Нему и вся заблуждшая овчата.

А гнца, вземлющаго грехи всего мира, яви Тобою Отец, превосходяй всяк ум любовию к падшим во Адаме, пред Ним не престай моляся Кровию Сына Его нам освятитися и очиститися.

С о Отцем спрославляемый, с Духом сославимый, Сыне Божий, молитвами Рождшия Тя не остави нас, погибающих.

И же от Тебе воплотивыйся и вочеловечивыйся постави Тя превыше всякаго ангельскаго чиноначалия, идеже предстоя, возведи и нас к Небесным высотам, греха всякаго изымающи.

П осетил ны есть Восток с высоты и дарова нам, яко пресветлую зарю, Тебе, Богородице, в скорбных обстояниих нечаянную радость нам подающую, грешных Ходатаицу.

Оценка 4.1 проголосовавших: 27
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here