Молитва княгини ольги в стихах

Религиозное чтение: молитва княгини ольги в стихах в помощь нашим читателям.

Молитвы святым

Память: 11 / 24 июля

Княгиня Ольга, в крещении Елена называется "начальницей веры" и "корень Православия" в русской земле. Покровительница государевых людей. Ей молятся о детях, о воспитании их в вере и благочестии, о вразумлении неверующих детей и сродников, или попавших в секты.

Тропарь равноапостольной великой княгине Российской Ольге, глас 1

Крилами богоразумия вперивши твой ум, возлетела еси превыше видимыя твари, взыскавши Бога и Творца всяческих, и, Того обретши, паки рождение Крещением прияла еси, древа животнаго наслаждающися, нетленна во веки пребываеши, Ольго приснославная.

Кондак равноапостольной великой княгине Российской Ольге, глас 4

Воспоем днесь Благодетеля всех Бога, прославльшаго в России Ольгу богомудрую, да молитвами ея подаст душам нашим грехов оставление.

Молитва первая равноапостольной великой княгине Российской Ольге

О святая равноапостольная княгине Ольго, приими убо похвалу от нас, недостойных раб Божиих (имена), пред честною твоею иконою молящихся и смиренно просящих: огради нас твоими молитвами и заступлением от напастей и бед, и печалей, и лютых грехов; еще же и от будущих мук избави ны, честно творящия святую память твою и славящия прославльшаго тя Бога, во Святей Троице прославляемаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков

Молитва вторая равноапостольной великой княгине Российской Ольге

О великая угоднице Божия, богоизбранная и богопрославленная, равноапостольная великая княгине Ольго! Ты отринула еси зловерие и нечестие языческое, уверовала еси во Единаго Истиннаго Триипостаснаго Бога и восприяла еси святое крещение и положила еси начало просвещения земли Российския светом веры и благочестия. Ты еси духовная родоначальнице наша, ты по Христе Спасителе нашем первая виновница просвещения и спасения рода нашего. Ты еси теплая молитвенница и ходатаица о царстве всероссийстем, о царех его, народоправителех, воинстве и о всех людех. Сего ради смиренно молим тя: призри на немощи наша и умоли премилосердаго Царя Небеснаго, да не прогневается на ны зело, яко по немощем нашим по вся дни согрешаем, да не погубит нас со беззаконьми нашими, но да помилует и спасет нас по милости Своей, да всадит в сердца наша спасительный страх Свой, да просветит Своею благодатию ум наш, во еже разумети нам пути Господни, оставити стези нечестия и заблуждений, тщатися же во стезях спасения и истины, неуклоннаго исполнения заповедей Божиих и уставов Святыя Церкве. Моли, блаженная Ольго, Человеколюбца Бога, да пробавит нам великую милость Свою: да избавит нас от нашествия иноплеменных, от внутренних нестроений, мятежей и раздоров, от глада, смертоносных болезней и от всякаго зла; да подаст нам благорастворение воздуха и плодоносие земли, да даст пастырем ревность о спасении пасомых, всем же людем споспешение о еже усердно службы своя исправляти, любовь между собою и единомыслие имети, на благо Отечества и Святыя Церкве верне подвизатися, да возсияет свет спасительныя веры в Отечестве нашем, во всех концех его; да обратятся к вере неверующии, да упразднятся вся ереси и расколы; да тако поживше в мире на земли, сподобимся с тобою вечнаго блаженства на небеси, хваляще и превозносяще Бога во веки веков. Аминь.

Молитва третья равноапостольной великой княгине Российской Ольге

О святая равноапостольная великая княгине Ольго, первоугоднице российская, теплая о нас пред Богом ходатаице и молитвеннице. К тебе прибегаем с верою и молимся с любовию: буди нам во всем ко благу помощница и споспешница и, якоже во временной жизни тщалася еси просветити праотцы наша светом святыя веры и наставити я творити волю Господню, тако и ныне, в небесней пребывая светлости, благоприятными твоими к Богу молитвами вспомоществуй нам в просвещении ума и сердца нашего светом Евангелия Христова, да преспеваем в вере, благочестии и любви Христове. В нищете и скорби сущия утеши, бедствующим подаждь руку помощи, обидимыя и напаствуемыя заступи, заблудшия от правыя веры и ересьми ослепленныя вразуми, и испроси нам у Всещедраго Бога вся благая и полезная в жизни временной и вечней, да тако благоугодне зде поживше, сподобимся наследия благ вечных в безконечнем Царствии Христа Бога нашего, Емуже со Отцем и Святым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Величаем тя, святая равноапостольная княгине Ольго, яко зарю утреннюю в земли нашей возсиявшую и свет веры православныя народу своему предвозвестившую.

Акафист равноапостольной Великой княгине Российской Ольге:

Канон равноапостольной Великой княгине Российской Ольге:

Житийная и научно-историческая литература о равноапостольной Великой княгине Российской Ольге:

  • Равноапостольная Великая княгиня Российская Ольга – Православие.Ru
Читать другие молитвы раздела "Православный молитвослов"

Читайте также:

© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 – 2017

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:

Стихотворения.

  • Перед иконой Богоматери.

    Стихотворения, переписанные Государыней Императрицей в заточении.

    Написанные рукою

    Великой Княжны Ольги Николаевны

    Пошли нам, Господи, терпенье

    В годину буйных мрачных дней

    Сносить народное гоненье

    И пытки наших палачей.

    Дай крепость нам, о Боже правый.

    Злодейство ближнего прощать

    И крест тяжелый и кровавый

    С Твоею кротостью встречать.

    И в дни мятежного волненья,

    Когда ограбят нас враги,

    Терпеть позор и оскорбленья(2),

    Христос Спаситель, помоги.

    Владыка мира, Бог вселенной.

    Благослови молитвой нас

    И дай покой душе смиренной

    В невыносимый страшный час.

    И у преддверия могилы

    Вдохни в уста твоих рабов

    Молиться кротко за врагов.

    (1) Знаки препинания соответствуют рукописи Вел. Кнж. Ольги Николаевны (Н. Соколов, стр. 282) и открытке, посланной Государыней Императрицей полк. А. В. Сыробоярскому.

    (2) У Бехтеева вместо “оскорбленья” стоит “униженья”, а во втором четверостишии вместо “злодейство” – “злодейства” (Сборник стихотворений, Выпуск 1, стр. 18).

    Перед иконой Богоматери(1)

    Царица неба и земли,

    Молитве грешников внемли –

    В Тебе – надежда и спасенье.

    Погрязли мы во зле страстей,

    Блуждаем в тьме порока.

    Но. наша родина. О, к ней

    Склони всевидящее око.

    Святая Русь, твой светлый дом

    Почти что погибает.

    К Тебе, Заступница, зовет –

    Иной никто из нас не знает.

    О, не оставь Своих детей,

    Не отврати Своих очей

    От нашей скорби и страданья.

    (1) Знаки препинания соответствуют рукописи Вел. Кнж. Ольги Николаевны (Н. Соколов, стр. 282).

    Стихотворения, переписанные Государыней Императрицей в заточении.

    В небесах голубых, безучастных

    К нашим воплям и скорби людской,

    В небесах отдаленных, бесстрастных,

    Вековой обитает покой.

    Есть одно лишь спасенье от жизни,

    Есть один от несчастий исход:

    Возвращенье к далекой отчизне,

    Где светил совершается ход.

    Все, кто в жизни жестоко страдали,

    Там найдут безмятежный приют,

    Позабудут земные печали,

    От ударов судьбы отдохнут;

    Только там нас покинут мученья,

    Все страданья исчезнут как дым!

    Оттого и живет в нас стремленье

    К небесам, к небесам голубым.

    Из книги “Письма Святых Царственных Мучеников из заточения.”

    Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря

    Спасо-Преображенский Валаамский Ставропигиальный монастырь.

    Стихи на День княгини Ольги

    Имя гордое тебе дано,

    С ним по жизни идти суждено,

    Но, по сути, наоборот —

    Это имя тебе идёт.

    И сегодня, в день именин,

    Я открою секрет один:

    Твоё имя шепчу во сне,

    Без тебя очень грустно мне,

    И, на радость иль на беду,

    Я навстречу тебе иду.

    Этот день отмечаем доныне —

    День памяти Ольги-княгини.

    Летописец ее прославил,

    Для нас память о ней оставил.

    Кто не знает — отныне знайте,

    Что она — духовная матерь

    Всего народа России,

    Источник духовной силы.

    Вот поэтому-то настолько

    Важен праздник княгини Ольги.

    Сегодня день Ольги — княгини

    И на устах у всех ее имя,

    Святая Ольга христианство принесла,

    Добро и веру людям донесла.

    Мирного неба вам желаем,

    Творите только добрые дела,

    У вас пусть будем много света и тепла!

    Празднуй, Киева княгиня,

    Свой большой, великий день!

    Ты, заступница России,

    Отведёшь любую тень.

    И веселья полон дом.

    Нас храни, княгиня Ольга,

    Мы же просим об одном:

    Берегла повсюду нас,

    Каждый день Руси был светлым,

    Жить нам с пользой каждый час.

    Что за день нам обещает

    Наш прелестный календарь?

    Если кто-то и не знает —

    Мне кого-то очень жаль.

    Из народа вышла что

    Так начнем же мы напевы

    Про лучистое лицо.

    И сильна ее атака:

    Как древлян она убила

    Знает каждая собака.

    Красоте и мужеству

    И ее супружеству

    Ты в сердцах, княгиня Оля!

    Сегодня День Святой княгини Ольги.

    ЕЕ упомянут сегодня в храме

    И проведем свой день уже не в споре,

    В молитве славной, в вере и с цветами.

    Супругой князя Игоря младого.

    Но никогда себе не изменяла

    И обновила землю всю крестом.

    Так преклонимся ей, прославим имя,

    Пусть Ольгин день несет для всех добро,

    Мы молим Господа о ней всегда и ныне.

    Ох, и были же женщины на Руси святой.

    Они сердцем пленяли, не только косой.

    И хранит земля русская память поныне

    О деяньях великой Ольги княгини.

    Будут души для истинной веры открыты!

    Пусть же храмы, что в Киеве, Витебске, Пскове

    Молитва княгини ольги в стихах

    Пошли нам, Господи, терпенье

    В годину буйных мрачных дней

    Сносить народное гоненье

    И пытки наших палачей.

    Дай крепость нам, о Боже правый.

    Злодейство ближнего прощать

    И крест тяжелый и кровавый

    С Твоею кротостью встречать.

    И в дни мятежного волненья,

    Когда ограбят нас враги,

    Терпеть позор и оскорбленья,

    Христос Спаситель, помоги.

    Владыка мира, Бог вселенной.

    Благослови молитвой нас

    И дай покой душе смиренной

    В невыносимый страшный час.

    И у преддверия могилы

    Вдохни в уста твоих рабов

    Молиться кротко за врагов.

    Не верно указано авторство:

    Поэт, драматург, патриот Сергей Сергеевич Бехтеев октябрь 1917 г.

    От администраторов – благодарим, Алексей. Ошибку устранили!

    Жизнь и стихи Царевны Ольги

    Иссякла правда на земле,

    И скорбный крест грядущих дней

    Ещё ужасней и страшней.

    Но час пробьёт, придёт пора,

    Зло одолеет власть добра,

    И всё утраченное вновь

    Вернёт взаимная любовь.

    Из стихотворения Царевны Ольги в заточении в Екатеринбурге, 1918г.

    Наверное, самой внешне-привлекательной из сестер Романовых была Анастасия. Не зря до сих пор ходят легенды о том, как влюбленный охранник чудесно спас ее и она выжила.

    Но вглядевшись в фотографии царевен, отмечаешь про себя:Анастасия была безусловно хороша. Но как-то . ровен, что ли, ее взгляд. Бесстрастен. По контрасту выделяется взгляд Царевны Ольги:тревожный, внутренно-мятежный -обнажая богатый внутренний мир.

    Она родилась в Царском Селе 3 ноября 1895 года, в 9 часов пополудни.

    Наверное, из нее вышла бы яркая правительница. Ее кумиром была Екатерина Великая.

    Вероятно, из мести впоследствии Дмитрий Павлович принял участие в убийстве Распутина через 4 года.

    Мы полагаем, однако, что Ольга, как девушка начитанная и чувствительная, просто не желала брака не по любви. И все же ее слова о ее русскости-как мотив отказа-вызывают уважение!

    Переписанное Ольгой в заточении стихотворение поэта Сергея Бехтеева "Молитва":

    В годину буйных, мрачных дней

    Сносить народное гоненье

    И пытки наших палачей.

    Злодейства ближнего прощать,

    И крест тяжёлый и кровавый

    С твоею кротостью встречать.

    Когда ограбят нас враги,

    Терпеть позор и униженья,

    Христос, Спаситель, помоги.

    Благослови молитвой нас:

    И дай покой душе смиренной

    В невыносимый смертный час.

    Вдохни в уста твоих рабов

    Молиться кротко за врагов.

    "Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится, и чтобы не мстили за себя, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет ещё сильней, но что не зло победит зло, а только любовь. "

    Молитва княгини ольги в стихах

    День памяти святой

    равноапостольной княгини Ольги

    Кондак 1 святой равноапостольной великой княгине Ольге

    "Святая равноапостольная княгиня Ольга" М.В.Нестеров. 1927

    День памяти святой

    равноапостольной княгини Ольги

    24 июля Православная церковь чтит память святой равноапостольной княгини Ольги, в день её преставления.

    890-969) – Великая Княжна, вдова убитого древлянами Великого Князя Игоря Рюриковича, что правила Русью за малолетством их сына Святослава. Имя Княгини Ольги находится в истоке русской истории, и связано с величайшими событиями основания первой династии, с первым утверждением на Руси христианства и ярких черт западной цивилизации. После смерти простой народ назвал ее хитрой, церковь – святой, история – мудрой.

    Святая равноапостольная великая княгиня Ольга, во святом крещении Елена, происходила из рода Гостомысла, по совету которого призваны были варяги княжить в Новгороде, родилась в Псковской земле, в селе Выбуты, в языческой семье из династии князей Изборских.

    В 903 году она стала супругой великого князя Киевского Игоря. После его убийства в 945 году восставшими древлянами не пожелавшая выйти замуж вдова возложила на себя бремя государственного служения при трехлетнем сыне Святославе. Великая княгиня вошла в историю как великая созидательница государственной жизни и культуры Киевской Руси.

    В 954 году княгиня Ольга с целью религиозного паломничества и дипломатической миссии отправилась в Царьград, где с почетом была принята императором Константином VII Багрянородным. Ее поразило величие христианских храмов и собранных в них святынь.

    Таинство крещения над нею совершил Патриарх Константинопольский Феофилакт, а восприемником стал сам император. Имя русской княгине наречено было в честь святой царицы Елены, обретшей Крест Господень. Патриарх благословил новокрещенную княгиню крестом, вырезанным из цельного куска Животворящего древа Господня с надписью: «Обновися Русская земля Святым Крестом, его же приняла Ольга, благоверная княгиня».

    По возвращении из Византии Ольга ревностно несла христианское благовестие язычникам, стала воздвигать первые христианские храмы: во имя святого Николая над могилой первого киевского князя-христианина Аскольда и Святой Софии в Киеве над могилой князя Дира, храм Благовещения в Витебске, храм во имя Святой и Живоначальной Троицы в Пскове, место для которого, по свидетельству летописца, было ей указано свыше «Лучем Трисиятельного Божества» – на берегу реки Великой она увидела сходящие с неба «три пресветлых луча».

    Преставилась святая княгиня Ольга в 969 году 11 июля (ст. стиль), завещав открыто совершить погребение ее по-христиански. Ее нетленные мощи покоились в десятинной церкви в Киеве.

    Брак с князем Игорем и начало правления

    Предание называет родиной Ольги село Выбуты неподалеку от Пскова, вверх по реке Великой. Житие святой Ольги повествует, что здесь впервые состоялась встреча ее с будущим супругом. Молодой князь охотился «в области Псковской» и, желая перебраться через реку Великую, увидел «некоего плывущего в лодке» и подозвал его к берегу. Отплыв от берега в лодке, князь обнаружил, что его везет девушка удивительной красоты. Блаженная же Ольга, уразумев помыслы Игоря, разжигаемого похотью, пресекла беседу его, обратившись к нему, точно мудрый старец, с таким увещанием:«Зачем смущаешься, князь, замышляя дело неисполнимое? Слова твои обнаруживают твое бесстыдное желание надругаться надо мною, чего да не будет! Я об этом и слышать не хочу. Прошу тебя, послушайся меня и подави в себе эти нелепые и позорные помышления, которых нужно стыдиться: вспомни и подумай, что ты князь, а князю для людей должно быть, как правителю и судье, светлым примером добрых дел; ты же теперь близок к какому беззаконию?! Если сам ты, побежденный нечистою похотью, будешь совершать злодеяния, то как же ты будешь удерживать от них других и судить справедливо своих подданных? Оставь такое бесстыдное вожделение, которого гнушаются честные люди; и тебя, хотя ты и князь, последние могут возненавидеть за это и предать позорному осмеянию. Да и то знай, что, хотя я и одна здесь и бессильна по сравнению с тобой, ты все-таки не одолеешь меня. Но если бы даже ты мог и одолеть меня, то глубина этой реки мне тотчас же будет защитой: лучше мне умереть в чистоте, похоронив себя в сих водах, чем быть поруганным моему девству». Она устыдила Игоря, напомнив ему о княжеском достоинстве правителя и судии, который должен быть «светлым примером добрых дел» для своих подданных.

    Игорь расстался с ней, храня в памяти ее слова и прекрасный образ. Когда пришло время выбирать невесту, в Киев собрали самых красивых девушек княжества. Но ни одна из них не пришлась ему по сердцу. И тогда он вспомнил «дивную в девицах» Ольгу и послал за ней сродника своего князя Олега. Так Ольга стала женой князя Игоря, великой русской княгиней.

    "Первая встреча князя Игоря с Ольгой" Василий Сазонов

    После женитьбы Игорь отправился в поход на греков, а вернулся из него уже отцом: родился сын Святослав. Вскоре Игорь был убит древлянами. Боясь мести за убийство Киевского князя, древляне отправили послов к княгине Ольге, предлагая ей вступить в брак со своим правителем Малом.

    Месть княгини Ольги древлянам

    Древляне после убийства Игоря прислали к его вдове Ольге сватов звать её замуж за своего князя Мала. Княгиня последовательно расправилась со старейшинами древлян, а затем привела к покорности народ древлян. Древнерусский летописец подробно излагает месть Ольги за смерть мужа:

    1-я месть княгини Ольги: Сваты, 20 древлян, прибыли в ладье, которую киевляне отнесли и бросили в глубокую яму на дворе терема Ольги. Сватов-послов закопали живьем вместе с ладьёй.

    И, склонившись к яме, спросила их Ольга: „Хороша ли вам честь?». Они же ответили: „Горше нам Игоревой смерти». И повелела засыпать их живыми; и засыпали их..

    2-я месть: Ольга попросила для уважения прислать к ней новых послов из лучших мужей, что и было с охотой исполнено древлянами. Посольство из знатных древлян сожгли в бане, пока те мылись, готовясь к встрече с княгиней.

    3-я месть: Княгиня с небольшой дружиной приехала в земли древлян, чтобы по обычаю справить тризну на могиле мужа. Опоив во время тризны древлян, Ольга велела рубить их. Летопись сообщает о 5 тысячах перебитых древлян.

    4-я месть: В 946 году Ольга вышла с войском в поход на древлян. По Новгородской Первой летописи киевская дружина победила древлян в бою. Ольга прошлась по Древлянской земле, установила дани и налоги, после чего вернулась в Киев. В ПВЛ летописец сделал врезку в текст Начального свода об осаде древлянской столицы Искоростеня. По ПВЛ после безуспешной осады в течение лета Ольга сожгла город с помощью птиц, к ногам которых велела привязать зажжённую паклю с серой. Часть защитников Искоростеня были перебиты, остальные покорились. Схожая легенда о сожжении города с помощью птиц излагается также Саксоном Грамматиком (XII век) в его компиляции устных датских преданий о подвигах викингов и скальдом Снорри Стурлусоном.

    После расправы с древлянами Ольга стала править Киевской Русью до совершеннолетия Святослава, но и после этого она оставалась фактическим правителем, так как её сын большую часть времени отсутствовал в военных походах.

    "Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря" Эскиз В. И. Сурикова. 1915

    Покорив древлян, Ольга в 947 году отправилась в новгородские и псковские земли, назначая там уроки (своеобразная мера дани), после чего вернулась к сыну Святославу в Киев. Ольга установила систему «погостов» – центров торговли и обмена, в которых более упорядоченно происходил сбор податей; затем по погостам стали строить храмы. Княгиня Ольга положила начало каменному градостроительству на Руси (первые каменные здания Киева – городской дворец и загородный терем Ольги), со вниманием относилась к благоустройству подвластных Киеву земель – новгородских, псковских, расположенных вдоль реки Десна и др.

    В 945 Ольга установила размеры «полюдья» – податей в пользу Киева, сроки и периодичность их уплаты – «оброки» и «уставы». Подвластные Киеву земли оказались поделены на административные единицы, в каждой из которых был поставлен княжеский администратор – «тиун».

    На реке Пскове, где она родилась, Ольга, по преданию, основала город Псков. На месте видения трех светоносных лучей с неба, которого в тех краях сподобилась великая княгиня, был воздвигнут храм Святой Живоначальной Троицы.

    Константин Багрянородный в сочинении «Об управлении империей» (гл. 9), написанном в 949 году, упоминает, что «приходящие из внешней Росии в Константинополь моноксилы являются одни из Немогарда, в котором сидел Сфендослав, сын Ингора, архонта Росии».

    Из этого короткого сообщения следует, что к 949 году власть в Киеве держал Игорь, либо, что выглядит маловероятным, Ольга оставила сына представлять власть в северной части своей державы. Также возможно, что Константин имел сведения из ненадёжных или устаревших источников.

    Житие так повествует о трудах Ольги: «И управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов. И была она для последних страшна, своими же людьми любима, как правительница милостивая и благочестивая, как судия праведный и никого не обидящий, налагающий наказание с милосердием, и награждающий добрых; она внушала всем злым страх, воздавая каждому соразмерно достоинству его поступков, но всех делах управления она обнаруживала дальновидность и мудрость.

    При этом Ольга, милосердная по душе, была щедродательна нищим, убогим и малоимущим; до ее сердца скоро доходили справедливые просьбы, и она быстро их исполняла . Со всем этим Ольга соединяла воздержанную и целомудренную жизнь, она не хотела выходить вторично замуж, но пребывала в чистом вдовстве, соблюдая сыну своему до дней возраста его княжескую власть. Когда же последний возмужал, она передала ему все дела правления, а сама, устранившись от молвы и попечении, жила вне забот управления, предаваясь делам благотворения».

    Как мудрая правительница, Ольга видела на примере Византийской империи, что недостаточно забот лишь о государственной и хозяйственной жизни. Необходимо было заняться устроением религиозной, духовной жизни народа.

    Автор «Степенной книги» пишет: «Подвиг ее (Ольги) в том был, что узнала она истинного Бога. Не зная закона христианского, она жила чистой и целомудренной жизнью, и желала она быть христианкой по свободной воле, сердечными очами путь познания Бога обрела и пошла по нему без колебания». Преподобный Нестор летописец повествует: «Блаженная Ольга с малых лет искала мудрости, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг – Христа».

    Молитвы святой равноапостольной

    великой княгине Ольге

    О святая равноапостольная великая княгине Ольго, первоугоднице русская, теплая о нас пред Богом ходатаице и молитвеннице. К тебе прибегаем с верою и молимся с любовию: буди нам во всем ко благу помощница и споспешница и, якоже во временней жизни тщалася еси просветити праотцы наша светом святыя веры и наставити я творити волю Господню, тако и ныне, в небесней пребывая светлости, благоприятными твоими к Богу молитвами, вспомоществуй нам в просвещении ума и сердца нашего светом Евангелия Христова, да преспеваем в вере, благочестии и любви Христове. В нищете и скорби сущия утеши, бедствующим подаждь руку помощи, обидимыя и напаствуемыя заступи, заблудшия от правыя веры и ересьми ослепленныя вразуми, и испроси нам у всещедраго Бога вся благая и полезная в жизни временней и вечней, да тако благоугодне зде поживше, сподобимся наследия благ вечных в безконечнем Царствии Христа Бога нашего, Емуже со Отцем и Святым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь

    О святая равноапостольная княгине Ольго, приими убо похвалу от нас, недостойных раб Божиих (имена), пред честною твоею иконою молящихся и смиренно просящих: огради нас твоими молитвами и заступлением от напастей и бед, и печалей, и лютых грехов; еще же и от будущих мук избави ны, честно творящия святую память твою и славящия прославльшаго тя Бога, во Святей Троице прославляемаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь

    Святая равноапостольная княгиня Киевская,Ольга

    О великая угоднице Божия, богоизбранная и богопрославленная, равноапостольная великая княгине Ольго! Ты отринула еси зловерие и нечестие языческое, уверовала еси во Единаго Истиннаго Триипостаснаго Бога и восприяла еси святое крещение и положила еси начало просвещения земли Российския светом веры и благочестия. Ты еси духовная родоначальнице наша, ты по Христе Спасителе нашем первая виновница просвещения и спасения рода нашего. Ты еси теплая молитвенница и ходатаица о царстве всероссийстем, о царех его, народоправителех, воинстве и о всех людех. Сего ради смиренно молим тя: призри на немощи наша и умоли премилосердаго Царя Небеснаго, да не прогневается на ны зело, яко по немощем нашим по вся дни согрешаем, да не погубит нас со беззаконьми нашими, но да помилует и спасет нас по милости Своей, да всадит в сердца наша спасительный страх Свой, да просветит Своею благодатию ум наш, во еже разумети нам пути Господни, оставити стези нечестия и заблуждений, тщатися же во стезях спасения и истины, неуклоннаго исполнения заповедей Божиих и уставов Святыя Церкве. Моли, блаженная Ольго, Человеколюбца Бога, да пробавит нам великую милость Свою: да избавит нас от нашествия иноплеменных, от внутренних нестроений, мятежей и раздоров, от глада, смертоносных болезней и от всякаго зла; да подаст нам благорастворение воздуха и плодоносие земли, да даст пастырем ревность о спасении пасомых, всем же людем споспешение о еже усердно службы своя исправляти, любовь между собою и единомыслие имети, на благо Отечества и Святыя Церкве верне подвизатися, да возсияет свет спасительныя веры в Отечестве нашем, во всех концех его; да обратятся к вере неверующии, да упразднятся вся ереси и расколы; да тако поживше в мире на земли, сподобимся с тобою вечнаго блаженства на небеси, хваляще и превозносяще Бога во веки веков. Аминь

    «Блаженная Ольга с малых лет искала мудрости, что есть самое лучшее в свете этом,

    и нашла многоценный жемчуг – Христа»

    Сделав свой выбор, великая княгиня Ольга, поручив Киев подросшему сыну, отправляется с большим флотом в Константинополь. Древнерусские летописцы назовут это деяние Ольги «хождением», оно соединяло в себе и религиозное паломничество, и дипломатическую миссию, и демонстрацию военного могущества Руси. «Ольга захотела сама сходить к грекам, чтобы своими глазами посмотреть на службу христианскую и вполне убедиться в их учении об истинном Боге», – повествует житии святой Ольги. По свидетельству летописи, в Константинополе Ольга принимает решение стать христианкой. Таинство Крещения совершил над ней патриарх Константинопольский Феофилакт (933 – 956), а восприемником был император Константин Багрянородный (912 – 959), оставивший в своем сочинении «О церемониях византийского двора» подробное описание церемоний во время пребывания Ольги в Константинополе. На одном из приемов русской Княгине было поднесено золотое, украшенное драгоценными камнями блюдо. Ольга пожертвовала его в ризницу собора Святой Софии, где его видел и описал в начале XIII века русский дипломат Добрыня Ядрейкович, впоследствии архиепископ Новгородский Антоний: «Блюдо велико злато служебное Ольги Русской, когда взяла дань, ходивши в Царьград: во блюде же Ольгине камень драгий, на том же камни написан Христос».

    Летописное сказание о предшествовавших крещению Ольги событиях весьма своеобразно. Вот Ольга ждет, ждет долго, месяцами, когда ее примет император. Ее достоинство великой княгини получает тяжкое испытание, как и испытывается ее стремление получить истинную веру, стать сопричастной вере через Святое Крещение. Главное испытание – перед самим крещением. Это знаменитое «предложение руки и сердца» восхищенного русской княгиней византийского императора. И летописная версия, думается, не точна. По ней, по летописи Ольга укоряет императора, как, мол, можно думать о браке до крещения, а вот после крещения – посмотрим. И просит императора быть ее восприемником, т.е. крестным отцом. Когда же после крещения император возвращается к своему брачному предложению, Ольга напоминает ему, что брака между «кумовьями» быть не может. И восхищенный император восклицает: «Перехитрила ты меня, Ольга!»

    В этом сообщении есть безусловная историческая основа, но есть и искажение, возможно, «по разуму» сохранивших предание. Историческая правда угадывается в следующем. На троне «всемирной» Византийской империи был тогда Константин Порфирогенет (т. е. «Багрянородный»). Это был человек более чем незаурядного ума (он автор знаменитой книги «Об управлении империи», в которой содержится и известие о начале Российской Церкви). Константин Порфирогенет был прожженный политик и политик удачливый. И уж, конечно, он был достаточно образован, чтобы помнить о невозможности брака между крестным отцом и крестной дочерью. В этом эпизоде видна «натяжка» летописателя. Но, правда в том, что «предложение руки и сердца» скорее всего, было. И было оно, вероятно, вполне в духе знаменитого византийского коварства, а не простодушного восхищения «варварской», в восприятии византийца, княгиней далекой Руссии. Поставило же это предложение русскую княгиню в весьма неприятное положение.

    "Крещение княгини Ольги в Константинополе" Акимов Иван.1792г

    Вот какова должна была быть подлинно «византийская» по хитрости суть императорского «предложения руки и сердца», его подтекст.

    «Ты, пришелица, княгиня далекого, но мощного государства, которое населяют честолюбивые воители, не раз уже потрясавшие стены «столицы мира» Царьграда, где сейчас ты ищешь истинной Веры. О том, каков воин твой сын, Святослав, слава гремит по всем странам и нам известна. И о тебе мы знаем, сколь ты сильна духом, властная рука твоя держит в покорности множество племен, населяющих твою землю. Так зачем же пришла ты, княгиня из рода завоевателей-честолюбцев? Действительно ли ты хочешь получить истинную Веру и только? Вряд ли! И я, император, и мой двор подозреваем, что, приобретая крещение и становясь нам единоверной, ты хочешь приблизиться к трону византийских императоров. Посмотрим, как ты обойдешься с моим предложением! Так ли ты мудра, как об этом идет слава! Ведь отказать императору впрямую – это пренебрежение оказанной «варварке» честью, прямое оскорбление императорскому трону. А если ты, княгиня, несмотря на свой солидный возраст, согласишься стать императрицей Византии, то тогда ясно, зачем ты к нам пришла. Ясно, почему ты, несмотря на уязвленную гордость, месяцами ждала императорского приема! Ты такая же честолюбивая и коварная, как и все твои предки варяги. Но мы не допустим, чтобы вы, варвары, были на троне благородных ромеев. Ваше место – место наемных воинов -служить ромейской империи».

    Ответ Ольги прост и мудр. Ольга не только мудра, но и находчива. Благодаря своему ответу, она сразу получает искомое – Крещение в Православную Веру. Ее ответ – это ответ и политика, и христианки: «За честь породниться с великим Македонским (так называлась правящая тогда династия) императорским домом благодарю. Давай, император, породнимся. Но родство наше будет не по плоти, а духовное. Будь моим восприемником, крестным отцем!»

    «Мне, княгине, и нам, русским христианам, нужна истинная, спасительная Вера, которой вы, византийцы, богаты. И только. А ваш залитый кровью, опозоренный всеми пороками и преступлениями трон нам не нужен. Мы будем созидать свою страну на основании общей с вами Веры, а остальное ваше (и трон тоже) пусть остается у вас, как данное Богом на ваше попечение». Такова суть ответа святой Ольги, который открыл ей и России путь к Крещению.

    Патриарх благословил новокрещенную русскую княгиню крестом, вырезанным из цельного куска Животворящего Древа Господня. На кресте была надпись: «Обновися Русская земля Святым Крестом, его же приняла Ольга, благоверная княгиня».

    В Киев Ольга вернулась с иконами, богослужебными книгами – началось ее апостольское служение. Она воздвигла храм во имя святителя Николая над могилой Аскольда – первого Киевского князя-христианина и многих киевлян обратила ко Христу. С проповедью веры отправилась княгиня на север. В Киевских и Псковских землях, в отдаленных весях, на перекрестках дорог воздвигала кресты, уничтожая языческие идолы.

    Святая Ольга положила начало особенного почитания на Руси Пресвятой Троицы. Из века в век передавалось повествование о видении, бывшем ей около реки Великой, неподалеку от родного села. Она увидела, что с востока сходят с неба «три пресветлых луча». Обращаясь к своим спутникам, бывшим свидетелями видения, Ольга сказала пророчески: «Да будет вам ведомо, что изволением Божиим на этом месте будет церковь во имя Пресвятой и Животворящей Троицы и будет здесь великий и славный град, изобилующий всем». На этом место Ольга воздвигла крест и основала храм во имя Святой Троицы. Он стал главным собором Пскова – славного града русского, именовавшегося с тех пор «Домом Святой Троицы». Таинственными путями духовного преемства через четыре столетия это почитание передано было преподобному Сергию Радонежскому.

    11 мая 960 года в Киеве освятили храм Святой Софии – Премудрости Божией. Этот день отмечался в Русской Церкви как особый праздник. Главной святыней храма стал крест, полученный Ольгой при крещении в Константинополе. Храм, построенный Ольгой, сгорел в 1017 году, и на его место Ярослав Мудрый воздвиг церковь святой великомученицы Ирины, а святыни Софийского Ольгина храма перенес в доныне стоящий каменный храм Святой Софии Киевской, заложенный в 1017 году и освященный около 1030 года. В Прологе XIII века об Ольгином кресте сказано: «Иже ныне стоит в Киеве во Святой Софии в алтаре на правой стороне». После завоевания Киева литовцами Ольгин крест был похищен из Софийского собора и вывезен католиками в Люблин. Дальнейшая его судьба неизвестна. Апостольские труды княгини встречали тайное и открытое сопротивление язычников.

    "Княгиня Ольга. Крещение" Сергей Кириллов. Первая часть триптиха Святая Русь.

    Богомудрая княгиня, православных берегиня,

    Со апостолами вкупе прославляешь ты Творца.

    Пусть, как раньше, так и ныне, по мольбам твоим, княгине,

    Своим светом невечерним просветит нам Бог сердца.

    Многих жен ты, Ольго, краше и к тебе, княгине нашей,

    Мы молитвы обращаем, чтоб в тебе Творца прославить.

    Не отрини нас, княгине, и услышь, как все мы ныне

    Тебя слезно умоляем нас во веки не оставить!

    Среди мирских кумиров и знамен,

    Живой родник – питает имя "Оля",

    Суровость древних княжеских времен,

    И звон копыт по утреннему полю…

    По вечности, как Родина, как Русь,

    Как шум реки, как шелест листопада,

    В нем есть весны задумчивая грусть

    И легкий шепот утреннего сада.

    В нем жизнь, и свет, и слезы, и любовь,

    И роскошь разгулявшегося лета,

    Из глубины веков идущий зов,

    И песня, что пока еще не спета.

    В нем буйство ветра, полноводье чувств,

    Восход зари задумчивый и строгий,

    Надежды свет, потерь щемящий груз,

    И чьих-то грез зовущая дорога.

    Рыдала Ольга на могиле мужа.

    В земле древлянской княже погребён,

    Где вороньё в померкшем небе кружит,

    И подступает лес со всех сторон.

    Пронёсся плач сквозь тёмные дубравы,

    Через тропу зверей и бурелом.

    А мнилась ей речная переправа

    И любый сердцу, добрый отчий дом.

    Оттуда Ольгу, скромную девицу,

    Когда упал на землю первый снег,

    Забрали в терем, в Киев – град, столицу:

    Так повелел Великий князь Олег.

    Простолюдинку Игорю сосватав,

    Он в Ольге стать и гордость усмотрел:

    "Ей место только в княжеских палатах,

    Княгиней быть назначен ей удел!"

    Нет Игоря. Убийцы мужа – смерды –

    Жизнь загубили, отняли любовь.

    Отправив тризну мужу, Ольга смертью

    Жестокой покарала: "Кровь за кровь!"

    Пылали жалкие лачуги непокорных,

    Валялись трупы на земле древлян

    Как пища псов, и в наготе позорной

    Являли ужас для мирских селян.

    Суров закон язычников. А местью

    И смертью можно только устрашать.

    Но из народа выбрал князь невесту,

    И ей – народом этим управлять.

    Вокруг – враги. И злобные наветы.

    Непослушание и происки князьков.

    Прослышала княгиня: в мире где-то

    Есть вера не в языческих богов

    И поклонение не идолам, а Богу.

    Признание Единого Творца!

    Отправилась княгиня в путь-дорогу,

    Чтоб на Руси оттаяли сердца.

    И веру, милосердную, святую,

    Одна из первых Ольга приняла.

    Благословенье в вотчину родную

    Как светлый, добрый разум принесла.

    Спокон веков сильна была Россия

    Не сказочным убранством городов –

    В священной вере Русь питала силы,

    Канон которой: К БЛИЖНЕМУ ЛЮБОВЬ.

    Последние годы жизни

    Среди бояр и дружинников в Киеве нашлось немало людей, которые, по словам летописцев «возненавидели Премудрость», как и святую Ольгу, строившую Ей храмы. Ревнители языческой старины все смелее поднимали голову, с надеждой взирая на подрастающего Святослава, решительно отклонившего уговоры матери принять христианство. «Повесть временных лет» так повествует об этом: «Жила Ольга с сыном своим Святославом, и уговаривала его мать креститься, но пренебрегал он этим и уши затыкал; однако если кто хотел креститься, не возбранял тому, ни издевался над ним . Ольга часто говорила: «Сын мой, я познала Бога и радуюсь; вот и ты, если познаешь, тоже начнешь радоваться». Он же, не слушая сего, говорил: «Как я могу захотеть один веру переменить? Мои дружинники этому смеяться будут!» Она же говорила ему: «Если ты крестишься, все так же сделают». Он же, не слушая матери, жил по языческим обычаям.

    Много скорбей пришлось пережить святой Ольге в конце жизни. Сын окончательно переселился в Переяславец на Дунае. Пребывая в Киеве, она учила своих внуков, детей Святослава, христианской вере, но не решалась крестить их, опасаясь гнева сына. Кроме того, он препятствовал ее попыткам утверждения христианства на Руси. Последние годы, среди торжества язычества, ей, когда-то всеми почитаемой владычице державы, крестившейся от Вселенского патриарха в столице Православия, приходилось тайно держать при себе священника, чтобы не вызвать новой вспышки антихристианских настроений. В 968 г. Киев осадили печенеги. Святая княгиня с внуками, среди которых был и князь Владимир, оказались в смертельной опасности. Когда весть об осаде достигла Святослава, он поспешил на помощь, и печенеги были обращены в бегство. Святая Ольга, будучи уже тяжело больной, просила сына не уезжать до ее кончины.

    Она не теряла надежды обратить сердце сына к Богу и на смертном одре не прекращала проповеди: «Зачем оставляешь меня, сын мой, и куда ты идешь? Ища чужого, кому поручаешь свое? Ведь дети Твои еще малы, а я уже стара, да и больна, – я ожидаю скорой кончины – отшествия к возлюбленному Христу, в которого я верую; я теперь ни о чем не беспокоюсь, как только о тебе: сожалею о том, что хотя я и много учила и убеждала оставить идольское нечестие, уверовать в истинного Бога, познанного мною, а ты пренебрегаешь этим, и знаю я, что за твое непослушание ко мне тебя ждет на земле худой конец, и по смерти – вечная мука, уготованная язычникам. Исполни же теперь хоть эту мою последнюю просьбу: не уходи никуда, пока я не преставлюсь и не буду погребена; тогда иди, куда хочешь. По моей кончине не делай ничего, что требует в таких случаях языческий обычай; но пусть мой пресвитер с клириками погребут по обычаю христианскому мое тело; не смейте насыпать надо мною могильного холма и делать тризны; но пошли в Царьград золото к святейшему патриарху, чтобы он совершил молитву и приношение Богу за мою душу и раздал нищим милостыню».

    "Святая равноапостольная княгиня Ольга" Михаил Нестеров. 1892

    «Слыша это, Святослав горько плакал и обещал исполнить все завещанное ею, отказываясь только от принятия святой веры. 11 июля 969 года святая Ольга скончалась, «и плакали по ней плачем великим сын ее и внуки и все люди». Пресвитер Григорий в точности выполнил ее завещание.

    "Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев" Акимов И.А. 1773

    Святая равноапостольная Ольга была канонизирована на соборе 1547 года, который подтвердил повсеместное почитание ее на Руси еще в домонгольскую эпоху.

    Великая Ольга стала духовной матерью русского народа, через нее началось его просвещение светом Христовой веры.

    Языческое имя Ольги соответствует мужскому Олег (Хельги), что означает «святой». Хотя языческое понимание святости отличается от христианского, но оно предполагает в человеке особый духовный настрой, целомудрие и трезвление, ум и прозорливость. Раскрывая духовное значение этого имени, народ Олега назвал Вещим, а Ольгу – Мудрой. Впоследствии святую Ольгу станут называть Богомудрой, подчеркивая ее главный дар, ставший основанием всей лествицы святости русских жен – премудрость.

    Христианское имя святой Ольги – Елена (в переводе с древнегреческого «Факел»), стало выражением горения ее духа. Святая Ольга (Елена) приняла духовный огонь, который не угас во всей тысячелетней истории Христианской Руси.

    24 июля – Ольга Сеногнойка, Ефимья Стожарница,

    Офимья Комарница, Страдница

    «Ольга – на поле подмога». Надо было не упустить время, вовремя убрать рожь с полей, чтобы большие росы не загноили сена. Всем миром выходили на жатву.

    Ольге молились о хорошей погоде, о милосердии к жницам, о том, чтобы дала она им время закончить свой работу. Пору эту называли «страдно-грозовой», потому что во время страды часто бывали грозы.

    Всем миром жнут. И дряхлым старикам не время кряхтеть – надобно о хлебе радеть. Сияние Стожар предвещает удачную страду. Стожарами называют большую медведицу.

    Говорят, рос когда-то на земле, прячась в самых затаенных уголках леса, удивительный цветок с мелкими красными лепестками и называли его – стожар. Бывало, забредет в чащу лихой человек и ну рубить да крушить все вокруг: деревце молоденькое ему под руку попадет – с корнем вырвет, на гнездо пичужье наткнется – тот час разорит, траву на полянах лозиной посечет.

    Да мало ли что. Наказания-то ждать не от кого, молчалив, терпелив, покорен батюшка-лес. Ан нет! Как репей, вцепится в складки его одежды маленький Стожар, а ночью загорится ярким пламенем и спалит избу. За это его в народе не только стожаром но и огненосцем называли, а еще – цветком аленьким.

    А на небе, по мнению предков наших, свои стожары были. Хотя, почему были, они и сейчас светят нам с высоты, поглядывая да проверяя, все ли на земле спокойно да ладно. Только не Стожары их теперь называют, а Большой Медведицей. Под защитой этого созвездия живет себе припеваючи сам лесной хозяин – медведь. Который, к слову будет сказано, в незапамятные времена был Стожарами за воровство сурово наказан и сейчас лишь летом куролесит, а зимой – спит.

    Впрочем, люди, сведущие в подобных вопросах, утверждали, что медведи – вовсе не звери, а оборотни, принявшие медвежье обличие за свое негостеприимство и жадность. И что будто бы были так жестоко наказаны жители целой деревни, не пустившие переночевать старого, немощного человека. Оттого, мол, и ходят медведи, как люди, имеют глаза человеческие, любят мед, водку и спят на боку. Да и Стожары не только лесным великанам благоволят, но и охотникам. Потому и не нападают на них медведи, разве уж какой-нибудь совсем от рук отбившийся.

    Во все времена надеялись охотники на помощь и благосклонность своего созвездия. А уж в день Святой Ефимии – стожарницы никто без добычи не оставался. И только разве что для верности запасались они Адамовой травой, которой в Великий четверг полагалось ружья окуривать. А отправляясь на охоту, не забывали и о заветных словах, приносящих удачу; «В чистом поле, в темном лесе, в тумане превеликом есть птица полетуша, есть серые гуси, сизые ути. У них бы крылья подломились, перья оборвались, сами бы опустились и сели бы на бугор высокий, чтобы меня, раба Божия (имя), не видели и стрельбы моей не слышали, и долетела бы до них дробь, как вольное перо».

    Глухой гром – к тихому дождю, гром гулкий – к ливню.

    Много комаров – готовь короб на ягоды.

    Много мошек – готовь по грибы лукошек.

    Если на Ольгу ярко звезды сияют – к удачной охоте на медведя.

    Святая равноапостольная Ольга, княгиня Киевская

  • Оценка 4.4 проголосовавших: 157
    ПОДЕЛИТЬСЯ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here