Молитва крестной матери за здравие крестницы

Религиозное чтение: молитва крестной матери за здравие крестницы в помощь нашим читателям.

Молитва о крестниках для крестных родителей

Первая молитва о крестниках — Символ веры, который читает восприемник или восприемница во время таинства крещения. Когда крестится взрослый человек, он сам читает эту молитву. Восприемник же как бы замещает своего будущего духовного сына или духовную дочь, поручается перед Богом за него. Поэтому особенно важно осмыслить каждое произносимое слово. Ответственность велика, момент неповторим. Ошибка или несерьезное отношение неблагоприятно скажутся на последующей жизни малыша, возможно, и на его вечной жизни.

Символ веры

Воцерковленный человек знает текст Символа веры наизусть, тот, кто пришёл в храм ради совершения обряда над младенцем, обязан выучить его. Желательно постараться разобрать каждое слово, если возникают затруднения, нужно обратиться за помощью к священнику. Необходимо постараться запомнить верную расстановку ударений. Да, Господу неважно, правильно ли мы произнесли все слова, но ошибка может вызвать смущение у священника, совершающего таинство, и присутствующих. Это может плохо сказаться на общем настроении и сбить батюшку, особенно неопытного. Но самое главное — вложить в каждый произносимый звук все сердце, всю веру, которая есть у человека. Нужно постараться духом соединиться с младенцем и прочесть Символ веры словно вместе с ним.

Крестные молятся о своих крестниках всю жизнь

После совершения таинства крещения восприемник или восприемница начинают свой труд, направленный на правильное духовное воспитание своего подопечного. Духовному родителю понадобится помощь в этом нелегком труде. За ней он обращается к Богу. Поскольку малыш не может еще молиться сам, прямая обязанность его восприемников делать это вместо него до тех пор, пока он не сможет общаться с Господом самостоятельно. Но и после того как ребенок начал первые попытки обращения к Богу, духовные родители молятся о нём. Это их долг до конца жизни, своей или порученного им Богом маленького человека. Есть несколько специально составленных молитв за крестников, но можно читать за них любые другие. Желательно вспоминать свое духовное дитя во время личной молитвы утром и вечером. Возможно, для кого-то обязанность молиться за крестника станет стимулом для налаживания собственного общения с Богом.

Утренняя молитва оптинских старцев

Если службы в Церкви проходят на церковно-славянском языке, то дома для тех, кто недостаточно хорошо знает его, уместна молитва о крестнике на русском языке. Многие православные христиане включают в свое утреннее правило знаменитую молитву оптинских старцев. Замечательно будет, если духовные родители станут читать ее и за своих подопечных. Произнося слова любых молитв за себя, можно мысленно вспоминать любимых людей, родственников, духовных детей. Это тоже можно считать поминовением.

Молитва о крестниках должна заключать в себя просьбу о благословении, помощи и защите для них на каждый день. Нелишним будет, и читая перед выходом из дома псалом 90, помянуть имя духовных сына или дочери. Этот псалом известен многочисленными случаями чудесной помощи в смертельной опасности. Многие матери зашивали в одежду детей лист с текстом этой молитвы. Хорошо иметь привычку читать ее с верой в то, что она защитит всех, кого в ней упомянули, от всякого зла, действующего на душу и угрожающего телесному здоровью. Человек таким образом настраивается на мирный лад, чувствует себя защищенным, спокоен за себя и близких людей. Нужно помочь малышу постепенно выучить несколько молитв, в том числе и эту. Для совсем маленького человека она сложна, а лет в 9-10 можно попробовать произносить слова псалма вместе. Если у ребенка возникнет интерес и желание, нужно помочь ему заучить наизусть его текст.

Особые молитвы

Некоторые наши святые и старцы писали свои особые молитвы для родителей и крестных о детях. Если есть время и особенное стремление призвать Божье благословение на духовных сына или дочь, то хорошо читать их хотя бы один раз в день. Особенно известны молитва о детях и крестниках отца Иоанна Крестьянкина и молитвы, написанные преподобным Амвросием Оптинским. Обращаться к Богу можно и нужно и своими словами, но молитвы, написанные святыми людьми, являются образцом того, как выразить свои чувства и мысли перед Господом. Речь идет о личной молитве. Если человек не знает наизусть слова, а лишь помнит общий смысл — не преступление передать его с помощью слов, которые приходят на ум и сердце.

Молитва своими словами

Молитва за крестника о здравии должна содержать просьбу о даровании ему здоровья не только телесного, но и душевного. Составляя ее, нужно помнить о том, что начинать желательно со слов, восхваляющих Бога, продолжить словами благодарности и уже затем высказать просьбы. Большинство людей просят у Бога земных благ, успехов в учебе, исцеления от болезней. Но этот подход в корне неверен. Дело в том, что мы не знаем, что полезно конкретному человеку, и очень часто просим для детей того, что им повредит.

О чем молиться

Молитва о крестниках обязательно должна содержать просьбу о духовном здоровье и возрастании подопечных, наставлении в вере, помощи в изучении Слова Божьего, борьбе со страстями. Нельзя просить для них хорошую работу, богатого мужа или новую квартиру. Но можно и нужно просить Бога помочь ребенку избавиться от лени или от пристрастия к сладкому. Есть одна поучительная история на это счет.

Одна пара долго горячо молилась о даровании ребенка. Но так как они оба были некрасивы, до уродства, то они просили именно красивого малыша. Господь в конце концов сдался и послал им младенца, красивого необыкновенно. но слепого. С тех пор они просили Бога только об одном: “Тебе Одному известными путями помилуй нас”. Дело не в том, что Бог жесток, а в том, что мы должны просто доверять Ему полностью. Мы просим счастья на земле, а Он хочет спасти нас. И лишь Он знает, что послужит для спасения конкретного человека.

Почему Бог не исполняет молитвы

Нельзя ждать чудес от своих молитв. Кому-то на пользу богатство, а кому-то нищета, кому-то здоровье, а другому человеку полезно поболеть и т. д. Не все смогут разумно распорядиться богатством, а тот же Амвросий Оптинский, будучи здоровым, страдал оттого, что его тянуло в шумное общество, где он лишь рассеивался. Когда же Бог послал ему болезнь, его характер стал намного спокойнее, что помогло ему больше внимания уделить людям. Болезнь не позволяла ему посещать церковные службы, но зато он все время тратил на духовную поддержку паломников, которые тысячами стекались к нему за советом и помощью. Скорее всего, здесь он был полезнее, чем в алтаре.

Молитва о другом человеке — выражение любви

Молитва крестного отца за крестника может содержать просьбы о даровании ему мудрости, силы духа и других положительных мужских качеств. Правильно со стороны восприемника будет внимательно наблюдать за духовным сыном и замечать, где у него слабые места, но не с тем, чтобы делать выговоры, а для того, чтобы справиться вместе с проблемой. Речь именно о проблемах и бедах духовного характера. Можно просить Бога, Богородицу или Ангела-Хранителя о том, чтобы у крестника появилось желание чаще посещать храм, изучать Новый Завет.

Регулярная молитва о крестниках поддерживает и развивает в восприемниках чувство любви к духовному чаду и ответственности за маленького человека перед Богом. Любые искренние слова, произнесенные с любовью, полезны прежде всего молящемуся. Они открывают сердце человека Богу и освящают его самого. Молитва крестной матери за крестника должна быть наполнена материнской нежностью и заботой о подопечном. Особенно хорошо восприемнице обращаться к Богородице или святому — небесному покровителю малыша.

Нельзя забывать и о молитве церковной. Посещая храм, нелишним будет подать записку с именем крестника для поминовения за проскомидией. Во время ее совершения нужно самому помолиться о духовных сыне или дочери. Когда священнослужители перечисляют имена людей, поминаемых о здравии, нужно мысленно произносить имена своих близких, в том числе крестников. Молитва крестных о своих крестниках — обязательное условие исполнения обязанностей, добровольно принятых на себя в момент совершения Таинства Крещения над младенцем. Но это и один из талантов, дарованных человеку Богом для его собственного спасения, как и прочие обязанности восприемников по отношению к духовным детям. Следующий общий с малышом шаг — совместное обращение к Господу.

Крёстный

Крёстный (восприемник) в Таинстве Крещения свидетель, поручитель за веру крещаемого, обязанный наставлять его в правилах христианской жизни.

Крещение младенца совершается по вере восприемников, на которых лежит святая обязанность научить детей истинной вере, помочь им стать достойными членами Церкви Христовой.

При Крещении младенцев восприемники бывают для того, чтобы произносить вместо них Символ веры и необходимые ответы и впоследствии иметь попечение о научении вере и нравственности воспринятых ими (VI Всел. соб., прав. 53; Карф., прав. 54, Требник).

Обычай иметь восприемников при Крещении восходит к древнейшему Апостольскому Преданию.

При Крещении младенцев восприемники приносят и держат на руках своих крестных детей на протяжении всего чинопоследования, причем, если восприемников двое, то мальчика может держать крестная мать, а девочку – крестный отец вплоть до погружения в купель. После троекратного погружения младенца в купель, он возвращается на руки своему восприемнику (того же пола, что и младенец), который должен иметь в руках чистую пеленку или полотенце, чтобы вытереть тело ребенка. Восприемник должен знать Символ веры и прочесть его в соответствующий момент; кроме того, он дает ответы на вопрошения священника об отречении от сатаны и сочетании со Христом. Впоследствии, по достижении ребенком сознательного возраста, восприемник должен объяснить ему основы Православной веры. Эти обязанности предполагают, конечно, что сам восприемник – крещеный и православно верующий человек, знакомый с содержанием Священного Писания, знающий основные молитвы, посещающий церковные богослужения.

^ Обязанности крестных

У крестных по отношению к крестникам есть 3 основные обязанности:

1. Молитвенная. Крестный обязан молиться за своего крестника, а также по мере его возрастания научить молитве, чтобы крестник уже сам мог общаться с Богом, благодарить Творца и просить Его о помощи во всех жизненных обстоятельствах.

2. Нравоучительная. На собственном примере, вы должны показать малышу человеческие добродетели – любви, доброты, милосердия, и т.д., чтобы малыш возрастал настоящим добрым христианином.

3. Вероучительная. Обучать крестника основам христианского вероисповедания. (Если вы сами не достаточно осведомлены, то появится повод пройти как минимум огласительные беседы (катехизацию).

В Таинстве Крещения вы обещали Богу, что приведете к нему этого малыша. Помните об этом.

^ Кто может быть крестным

– Крестным (восприемником) должен быть православный христианин. Крестным не может быть отпавший от Церкви (регулярно не причащающийся), представитель иной религии или атеист. От восприемника требуется не только, чтобы он знал Символ веры и читал его при Крещении, но и духовное воспитание крестника в будущем, ежедневная молитва за него.

– Крестный должен быть воцерковлённым человеком, готовым регулярно водить крестника в храм и воспитывать его в христианской вере.

– После того, как совершено Таинство Крещения, крестного нельзя поменять, даже если он пропал без вести или отпал от веры.

– Беременная и незамужняя женщины могут быть крестными и мальчиков и девочек.

– Крестными не могут быть отец и мать ребенка, а также муж и жена не могут быть крестными у одного ребенка, остальные родственники – бабушки, тети и даже старшие братья и сестры могут быть крестными.

– У человека должен быть только один крестный родитель. По Требнику, необходимым считается только один восприемник – мужчина для крещаемого лица мужского пола или женщина для лица женского пола. Наличие второго крестного есть неписаный, хотя и древний, обычай Церкви.

– Не допускаются к восприемничеству монахи и монахини.

– Чином Таинства Крещения предполагается очное присутствие восприемников при его совершении. В крайнем случае допускается Крещение младенцев и без восприемников, тогда сам священник считается крестным.

– Запрещены браки между крещаемым и восприемником: восприемник не может взять в жены свою духовную дочь, и кум не может жениться на овдовевшей матери своей духовной дочери (VI Всел. соб., прав. 53).

Безрассудно приглашать крёстным человека нецерковного: чему может научить тот, кто сам не знает предмета? Это как выбрать проводником в опасном путешествии, где цена вопроса – жизнь (в нашем случае – Вечная), проходимца, не знающего маршрута.

Так же нерассудительно церковному человеку брать на себя перед Богом обеты воспитывать в христианской вере младенца, родители которого не только вне Церкви, но и не собираются воцерковляться, прививать своё чадо ко Христу-Спасителю.

Если же вас приглашают быть восприемником родители, которые не только не против того, чтобы крестить ребёнка, но и сами готовы стать членами церковной общины, то разумно, перед принятием собственных обетов, взять и с родителей обет исполнять Заповеди, ежедневно молиться за своих детей, приходить с ними в храм, стараться еженедельно их причащать. В идеале хорошо бы посоветовать родителям походить в воскресную школу или на занятия по катехизации: через пару занятий будет понятно, серьёзно ли они относятся к духовной жизни, либо рассматривают Крещение как магический обряд.

По древнему церковному правилу, при Крещении младенцев необходимым считался только один восприемник – мужчина для крещаемого лица мужского пола или женщина для лица женского пола (Большой Требник, 5 гл., «зри»). Правило о «бытии при Крещении одному восприемнику» принадлежало первым векам христианства и строго соблюдалось в Церкви Восточной и Западной до IX века. В наше время широкое распространение получил обычай быть при Крещении двум восприемникам: крестному отцу и крестной матери.

Только православные восприемники или восприемницы имеют церковное значение. Их имена воспоминаются в молитвах и вносятся в свидетельства о Крещении. Восприемник «представляет собою лицо крещаемого и за него обеты Богу, творит, Символ исповедует и обязан восприемного сына наставить вере и закону Божию, чего не могут учинить ни невежа в вере, ни иноверный» (Книга о должностях пресвитеров приходских, 80).

Согласно с практикой древней Церкви, как иноверцы никогда не допускаются к восприемничеству, так и православному неприлично быть восприемником детей у иноверных родителей, исключая те случаи, когда дети крестятся в православную веру. Каноны Церкви такого случая, как участие при крещении в качестве восприемника инославного лица, также не предусматривают.

Не могут быть восприемниками безумные, совершенно несведущие в вере, а также преступники, явные грешники и пришедшие в храм в нетрезвом виде. Например, не бывшие по нерадению у исповеди и Святого Причастия длительное время не могут дать руководства и назидания в жизни своим крестникам. Не могут быть восприемниками малолетние (до 14 лет), так как еще неспособны к делу учительства и нетверды в разумении веры и силы Таинства (кроме тех случаев, когда совершенно невозможно иметь совершеннолетнего восприемника).

Древняя Русская Церковь не знала такого правила, которое бы устраняло монахов от восприемничества. Известно, что крестными отцами наших русских великокняжеских и царских детей были большей частью монахи. Только впоследствии монахам было воспрещено восприемничество потому, что оно вовлекает монаха в общение с миром (Номоканон при Большом Требнике). Родители не могут быть восприемниками от купели Крещения собственных детей. Женщине, находящейся в обычном очищении, неудобно быть восприемницей. В таких случаях можно отложить Крещение или же пригласить другую восприемницу.

Церковные правила не запрещают быть восприемниками одного и того же младенца родным брату и сестре, а также отцу с дочерью или матери с сыном. В настоящее время священники не допускают мужа и жену к совместному восприемничеству одного и того же младенца. Чтобы не допустить нарушений существующих правил относительно восприемников, священник обычно заранее узнает от родителей, кого они желают иметь восприемниками для своих детей.

^ Молитвы за крестников

^ Молитва за детей и за крестников, отца Иоанна (Крестьянкина)

Сладчайший Иисусе! Боже сердца моего! Ты даровал мне детей по плоти, они Твои по душе. И мою и их души искупил Ты Своею неоцененною Кровию. Ради Крови Твоея Божественныя умоляю Тебя, сладчайший мой Спаситель, благодатью Твоею прикоснись сердца детей моих (имена) и крестников моих (имена), огради их страхом Твоим Божественным, удержи их от дурных наклонностей и привычек, направь их на светлый путь жизни, истины и добра. Укрась жизнь их всем добрым и спасительным, устрой судьбу их яко же Ты Сам хочеши и спаси души их ими же веси судьбами! Господи, Боже отцев наших! Детям моим (имена) и крестникам (имена) дай сердце правое, чтобы соблюдать заповеди Твои, откровения Твои и уставы Твои. И исполнять все это! Аминь.

^ О воспитании детей добрыми христианами: Молитва родителей ко Господу Богу

Боже, наш милостивый и небесный Отче!

Помилуй наших детей (имена) и крестников (имена), за которых мы смиренно молим Тебя и которых предаем на Твое попечение и защиту.

Вложи в них крепкую веру, научи их благоговеть перед Тобою и удостой их крепко любить Тебя, нашего Создателя и Спасителя.

Направь их, Боже, на путь истины и добра, чтобы они все делали во славу Твоего имени.

Научи их благочестиво и добродетельно жить, быть добрыми христианами и полезными людьми.

Дай им здравие душевное и телесное и успех в трудах.

Избавь их от хитрых козней диавола, от многочисленных соблазнов, от скверных страстей и от всяких нечестивых и беспорядочных людей.

Ради Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, по молитвам Его Пречистой Матери и всех святых приведи их к тихой пристани Твоего вечного Царства, чтобы они со всеми праведными всегда благодарили Тебя с единородным Твоим Сыном и животворящим Твоим Духом.

^ Молитва ко Господу Богу, составленная преподобным Амвросием Оптинским

Господи, Ты Един вся веси, вся можеши и всем хощеши спастись и в разум Истины прийти. Вразуми чад моих (имена) познанием истины Твоей и воли Твоея Святыя, укрепи их ходити по заповедям Твоим и мене грешного помилуй.

Милосердный Господи, Иисусе Христе, Тебе вручаю чад моих, которых Ты даровал мне, исполни моление мое.

Прошу Тебя, Господи, спаси их путями, которые Ты Сам знаешь. Сохрани их от пороков, зла, гордости, и да не коснется душ их ничто, противное Тебе. Но веру, любовь и надежду на спасение даруй им, и да будет свят и непорочен пред Богом их жизненный путь.

Благослови их, Господи, да стремятся они каждую минуту жизни своей исполнить Твою Святую волю, дабы Ты, Господи, мог всегда пребывать с ними Духом Твоим Святым.

Господи, научи их молиться Тебе, дабы молитва была им опорою, отрадою в скорбех и утешением жизни их, и дабы молитвою их спасались и мы, их родители.

Ангелы Твои да хранят их всегда.

Да будут чада мои чутки к горю ближних своих, и да исполнят они Твою заповедь любви. И если согрешат они, то сподоби их, Господи, принести покаяние Тебе, и Ты по Своей неизреченной милости прости их.

Когда же кончится жизнь их земная, то возьми их в Свои Небесные Обители, куда пусть ведут они с собой и других рабов Твоих избранных.

Молитвами Пречистыя Матери Твоея Богородицы и Приснодевы Марии и святых Твоих (перечисляются все святые семьи), Господи, помилуй нас, яко препрославлен еси со Безначальным Твоим Сыном и с Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков.

Действительно ли Церковь учит о недопустимости брака между крестными согласно 211-я статьи Номоканона?

Препятствия к венчанию и восприемничеству при крещении. Григоровский С. П. Издательский совет РПЦ. 2007. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II. С. 49—51. Цитата оттуда:

«В настоящее время 211-я статья Номоканона [где указывается на недопустимость брака между восприемниками] не имеет никакого практического значения и должна почитаться отмененною… Так как при крещении достаточно быть одному восприемнику или одной восприемнице, смотря по полу крещаемого, то нет оснований считать восприемников состоящими в каком-либо духовном родстве и потому воспрещать им вступление в брак между собою».

Проф.Павлов в своем курсе Церковного права так комментирует проблему духовного родства восприемника и восприемницы одного ребенка и брака между ними:

«…несколько правил апокрифического происхождения и странного содержания (например, 211 правило, запрещающее мужу и жене быть восприемниками одного и того же младенца, под страхом быть разлученными от супружеского сожития). Святейший Синод уже в первые годы своего существования стал относиться к таким правилам с большим сомнением и нередко делал постановления, прямо им противоположные, особенно по делам брачным.»

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Оценка 4.5 проголосовавших: 149
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here