Молитва крылья души

Религиозное чтение: молитва крылья души в помощь нашим читателям.

Belibra.ru.

Молитва – крылья души.

Зачем нужно молиться? Как пища необходима для тела, так молитва нужна для души. Молитва есть духовное общение с Богом. В молитве всякий человек благодарит Бога за все, просит Его помощи во всех своих нуждах.

О необходимости и пользе молитвы нам говорит Священное Писание: «Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом» (Еф. 6, 18), ибо «много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5, 16). Иисус Христос, наставляя Своих учеников, учил их молиться. Он сказал, что их прошения будут услышаны: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете, стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает» (Мф. 7, 7).

Молитва православного должна произноситься с верой, проникнута благоговением к Богу, относиться не к материальным, но к духовным потребностям, хотя с верою Господь слышит голос молящегося о нуждах его. Поэтому первое дело христианина – это молитва. Он всегда обращается к Богу и в радости, и в печали. Каждое утро благодарит Господа за все, просит дать сил и помочь во всех делах; вечером – припомнив все свои проступки, неверные действия, недобрые мысли, – кается перед Богом за все или за ложь, которую допустил при общении с ближним. Канонические молитвы есть в «Молитвослове», так молились наиболее чтимые Церковью святые отцы.

Во-первых, мы за все благодарим и славим Бога. Во-вторых, мы каемся в своих грехах и просим Господа простить нас. В молитвах, церковных песнопениях мы исповедуем вероучение Церкви, истины Священного Писания. В молитвах обязательно просим у Господа всего полезного душе и телу и себе, и всем близким.

Каждый православный христианин молится не только дома, но обязательно посещает церковные бого-служения по воскресеньям и церковным праздникам – это как минимум. Одной из самых важных задач для благочестивого верующего является научение на всяком месте и при всех обстоятельствах возводить ум ко Господу. Молиться нужно постоянно, внутри себя. Такая молитва называется Иисусовой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного!» Необходимо каждое дело начинать с молитвы, «Благослови, Господи». Молитва приближает нас к Богу.

Как научить детей молиться? Самое главное – в этом стать примером для своих детей. Они должны видеть и слышать вас, как вы это делаете. Для малышей самое подходящее время – перед сном. Они уже в постели, а вы, благословив ребенка, при нем можете вычитать вечернее правило. Дети подражают родителям, перенимают их молитвенный опыт.

Старец Гавриил вспоминал, как его мать выговаривала ему шалость, а когда он продолжал, то становилась на колени перед иконами и просила Господа вразумить его, чтобы он не шалил, жаловалась Богу, плакала. Тогда и он вставал рядом с матерью и тоже начинал молиться.

Молитва родителей должна быть искренней, чтобы ребенок видел, что они молятся Богу, а не для того, чтобы показать ребенку, т. е. напоказ. Важно научить ребенка молиться Богу, говорить с Ним, просить Его помощи и защиты, а не «вычитывать» утром и вечером непонятные для него слова.

Первыми молитвами, которые, подрастая, должен знать ребенок, будут «Господи помилуй»; «Пресвятая Богородица, спаси нас»; «Ангел-хранитель, моли Бога обо мне»; «святая(ой) (имя святого, которое носит ребенок) моли Бога обо мне»; «Господи, спаси, сохрани и помилуй».

Очень хорошо, когда дитя молится своими словами перед иконами. Например, утром: «Господи! Помоги мне, я иду в садик. Научи быть внимательным, не ссориться с Машей, дружить со всеми. Сохрани меня от всякого зла. Благослови, Господи!». Вечером ребенок молится Богу и просит простить его – он нагрубил бабушке, не слушал воспитательницу, а также чтобы Господь послал ему ангела-хранителя, сохраняющего его сон. Следует приучать детей молиться за своих близких. Вместе с молитвою надо учить ребенка крестному знамению. Постепенно молитвенное правило должно стать потребностью для ребенка. Если нет времени или ребенок болеет, то оно может заменяться правилом преп. Серафима Саровского: 3 раза молитва «Отче наш», 3 раза – «Богородице, Дево» и один раз «Верую». Или читается одна молитва «Отче наш».

Каждое дело надо начинать и заканчивать молитвою, возносить молитвы Богу до и после еды – это тоже должен исполнять ребенок.

По мнению аввы Дорофея, искусство воспитания детей, в частности, приучение к молитве, требует постепенности, вместе с тем должно совершаться непрерывно. Поэтому постепенный рост молитвенного правила незаметно приучит детей к нему, и оно не будет казаться ему длинным. Содержание молитв по мере возрастания ребенка нужно ему объяснять просто и доходчиво. Так, читая «Святый Боже», малыш будет представлять ангелов, виденных мальчиком в Константинополе; начиная молитву «Достойно есть», – перенесется в афонскую келью, где впервые ее начало прочитал архангел Гавриил.

В старых русских семействах утренняя и вечерняя молитвы совершались совместно. Читал молитвы глава семьи – отец. Ложась спать, каждый христианин делал перед иконой три земных поклона, а в полночь, тайком, со слезами сердечно молился Богу о своих прегрешениях. Утром – благодаря Бога, что «восставил ото сна», просил помощи в делах.

Как предписывалось в «Домострое», «…всякому христианину следует молиться о своих прегрешениях и об отпущении грехов, о здравии царя и царицы, и чад их, и братьев его, и бояр его, и о христолюбивом воинстве, о помощи против врагов, об освобождении плененных, и о святителях, священниках и монахах, и об отцах духовных, и о болящих, о заключенных в темницы, – и за всех христиан. Жене же нужно молиться о своих прегрешениях – и за мужа, и за детей, и за домочадцев, и за родичей, и за духовных отцов. А утром, поднимаясь, также Богу помолиться… да в тишине, со смирением, стройно петь и со вниманием слушать, и образам покадить. А если некому петь, то побольше молиться и вечером и утром.

Этому должны были быть научены и дети. Кроме молитвенного правила, молитв до и после еды, перед учением и после старец Амвросий Оптинский советовал подросшим детям заучить псалмы «Живый в помощи Вышняго» (Пс. 90) и «Господь просвещение мое» (Пс. 26).

С отроческого возраста детей необходимо приучать и к поклонам – поясным и земным. Так мы выражаем свое глубокое почтение и любовь к Творцу, Божией Матери, святым. Обычай коленопреклонения во время молитвы установлен Самим Господом, Который в Гефсиманском саду «пал на землю и молился» (Мк. 14, 35). Молитву надо совершать внутренне собранным, не быть рассеянным, стоять прямо, смотря на иконы, которым молишься. На это также обращается внимание детей.

Чтобы приучить ребенка к общественной молитве, родители берут его с собой в церковь, на богослужение. Конечно, сначала выстоять всю службу бывает очень трудно. Во всем должна быть мера и постепенность. Для самых маленьких это время ограничивается 15–20 минутами, Таинством Причастия. Затем можно более продолжительное время находиться вместе с малышом в храме. Детям надо объяснять, что Господь требует от них терпения, но главное, чтобы ребенок не стал испытывать тягостного чувства и нежелания идти с родителями в церковь. Подражая взрослым и видя, что все вокруг стоят, молятся и не уходят до конца богослужения, ребенок привыкнет следовать взрослым в этом. Подросших детей родители берут и на ночные богослужения – на Пасху, перед Рождеством. Родители говорят детям, что вся их жизнь благословляется, держится и освящается через молитвы Церкви – вот как важны для всех христиан богослужения.

Вся жизнь благочестивых людей проходит в молитве. Они живут по евангельскому слову – «непрестанно молитесь и за все благодарите Бога» – и учат этому своих детей, молятся за них.

Святитель Феофан, затворник Вышенский, советовал «в это смутное время, когда даже воздух «дурной и предурной», а «время мудреное», – молиться, помогать нуждающимся. Чтобы детям благословил Господь избежать опасности нашего насквозь пропитанного пороками мира, «надо молиться и день и ночь. Бог милостив. Чего же унывать? Он не даст Своих в обиду. Горюете о детях. Но приложите к гореванию молитву. И Господь ублагостроит детей» (Воспитание детей. С. 52).

Многие молятся… Прибегают к Богу в различные минуты своей жизни, – не только под влиянием тяжелых переживаний, но и в радости, от избытка светлых чувств. Нередко – в начале какого-либо дела, реже – в конце. Молятся внезапно, среди дня, устремляются к Создателю своему в порыве благодарения или покаяния. Молятся методично, по утрам и вечерам. Более продолжительно – в храме. Когда придет вечерняя тишина или настанет тихий утренний час…

Что такое молитва? Это – разговор с Богом

Достойна всякого почитания высокая, нематериальная, цель молитвы. Особенно молитвы за других.

Но и в материальных своих простых запросах люди, прибегающие к молитве, как дети, получают ее плод, хотя и не всегда тот, который они просят.

Самая же высокая молитва, которую не знаешь, какими словами и восхвалить, это молитва, когда человек забывает все цели свои, даже самые высокие, горя одним желанием, как можно ближе придвинуться ко Господу, положить к ногам Его голову свою, отдать все сердце свое.

Это есть совершенная любовь и совершенная молитва. Когда хочется лишь Господом дышать, только Им жить, Его любить, укрываться в Его близости, в Его неизреченной любви.

Священным бескорыстием, исканием молитвы ради самой молитвы может быть наполнено всякое человеческое прошение к Богу, одухотворена и оправдана всякая молитва. Земной повод к ней есть лишь второстепенное, привходящее обстоятельство.

Сердцем же и волей молитвы остается радость: поговорить, пообщаться, излить все тревоги, все сомнения, все радости свои – единому, вселюбящему, премудрому и всезнающему Отцу.

Лепет ребенка угоден Ему. Господь принимает все прошения человеческие, как бы малы и ничтожны они ни были, если сердце человеческое радуется и трепещет, предстоя пред лицом Владыки. Все малое усовершается в этом предстоянии. Все несовершенное делается великим. (Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховский). Беседы с русским народом. С. 153, 155–156).

Молитва – крылья души

Зачем нужно молиться? Как пища необходима для тела, так молитва нужна для души. Молитва есть духовное общение с Богом. В молитве всякий человек благодарит Бога за все, просит Его помощи во всех своих нуждах.

О необходимости и пользе молитвы нам говорит Священное Писание: «Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом» (Еф.

Молитва православного должна произноситься с верой, проникнута благоговением к Богу, относиться не к материальным, но к духовным потребностям, хотя с верою Господь слышит голос молящегося о нуждах его. Поэтому первое дело христианина – это молитва. Он всегда обращается к Богу и в радости, и в печали. Каждое утро благодарит Господа за все, просит дать сил и помочь во всех делах; вечером – припомнив все свои проступки, неверные действия, недобрые мысли, – кается перед Богом за все или за ложь, которую допустил при общении с ближним. Канонические молитвы есть в «Молитвослове», так молились наиболее чтимые Церковью святые отцы.

Во-первых, мы за все благодарим и славим Бога. Во-вторых, мы каемся в своих грехах и просим Господа простить нас. В молитвах, церковных песнопениях мы исповедуем вероучение Церкви, истины Священного Писания. В молитвах обязательно просим у Господа всего полезного душе и телу и себе, и всем близким.

Каждый православный христианин молится не только дома, но обязательно посещает церковные бого-служения по воскресеньям и церковным праздникам – это как минимум. Одной из самых важных задач для благочестивого верующего является научение на всяком месте и при всех обстоятельствах возводить ум ко Господу. Молиться нужно постоянно, внутри себя. Такая молитва называется Иисусовой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного!» Необходимо каждое дело начинать с молитвы, «Благослови, Господи». Молитва приближает нас к Богу.

Как научить детей молиться? Самое главное – в этом стать примером для своих детей. Они должны видеть и слышать вас, как вы это делаете. Для малышей самое подходящее время – перед сном. Они уже в постели, а вы, благословив ребенка, при нем можете вычитать вечернее правило. Дети подражают родителям, перенимают их молитвенный опыт.

Старец Гавриил вспоминал, как его мать выговаривала ему шалость, а когда он продолжал, то становилась на колени перед иконами и просила Господа вразумить его, чтобы он не шалил, жаловалась Богу, плакала. Тогда и он вставал рядом с матерью и тоже начинал молиться.

Молитва родителей должна быть искренней, чтобы ребенок видел, что они молятся Богу, а не для того, чтобы показать ребенку, т. е. напоказ. Важно научить ребенка молиться Богу, говорить с Ним, просить Его помощи и защиты, а не «вычитывать» утром и вечером непонятные для него слова.

Первыми молитвами, которые, подрастая, должен знать ребенок, будут «Господи помилуй»; «Пресвятая Богородица, спаси нас»; «Ангел-хранитель, моли Бога обо мне»; «святая(ой) (имя святого, которое носит ребенок) моли Бога обо мне»; «Господи, спаси, сохрани и помилуй».

Очень хорошо, когда дитя молится своими словами перед иконами. Например, утром: «Господи! Помоги мне, я иду в садик. Научи быть внимательным, не ссориться с Машей, дружить со всеми. Сохрани меня от всякого зла. Благослови, Господи!». Вечером ребенок молится Богу и просит простить его – он нагрубил бабушке, не слушал воспитательницу, а также чтобы Господь послал ему ангела-хранителя, сохраняющего его сон. Следует приучать детей молиться за своих близких. Вместе с молитвою надо учить ребенка крестному знамению. Постепенно молитвенное правило должно стать потребностью для ребенка. Если нет времени или ребенок болеет, то оно может заменяться правилом преп. Серафима Саровского: 3 раза молитва «Отче наш», 3 раза – «Богородице, Дево» и один раз «Верую». Или читается одна молитва «Отче наш».

Каждое дело надо начинать и заканчивать молитвою, возносить молитвы Богу до и после еды – это тоже должен исполнять ребенок.

По мнению аввы Дорофея, искусство воспитания детей, в частности, приучение к молитве, требует постепенности, вместе с тем должно совершаться непрерывно. Поэтому постепенный рост молитвенного правила незаметно приучит детей к нему, и оно не будет казаться ему длинным. Содержание молитв по мере возрастания ребенка нужно ему объяснять просто и доходчиво. Так, читая «Святый Боже», малыш будет представлять ангелов, виденных мальчиком в Константинополе; начиная молитву «Достойно есть», – перенесется в афонскую келью, где впервые ее начало прочитал архангел Гавриил.

В старых русских семействах утренняя и вечерняя молитвы совершались совместно. Читал молитвы глава семьи – отец. Ложась спать, каждый христианин делал перед иконой три земных поклона, а в полночь, тайком, со слезами сердечно молился Богу о своих прегрешениях.

Как предписывалось в «Домострое», «…всякому христианину следует молиться о своих прегрешениях и об отпущении грехов, о здравии царя и царицы, и чад их, и братьев его, и бояр его, и о христолюбивом воинстве, о помощи против врагов, об освобождении плененных, и о святителях, священниках и монахах, и об отцах духовных, и о болящих, о заключенных в темницы, – и за всех христиан. Жене же нужно молиться о своих прегрешениях – и за мужа, и за детей, и за домочадцев, и за родичей, и за духовных отцов. А утром, поднимаясь, также Богу помолиться… да в тишине, со смирением, стройно петь и со вниманием слушать, и образам покадить. А если некому петь, то побольше молиться и вечером и утром.

Этому должны были быть научены и дети. Кроме молитвенного правила, молитв до и после еды, перед учением и после старец Амвросий Оптинский советовал подросшим детям заучить псалмы «Живый в помощи Вышняго» (Пс. 90) и «Господь просвещение мое» (Пс. 26).

С отроческого возраста детей необходимо приучать и к поклонам – поясным и земным. Так мы выражаем свое глубокое почтение и любовь к Творцу, Божией Матери, святым. Обычай коленопреклонения во время молитвы установлен Самим Господом, Который в Гефсиманском саду «пал на землю и молился» (Мк. 14, 35). Молитву надо совершать внутренне собранным, не быть рассеянным, стоять прямо, смотря на иконы, которым молишься. На это также обращается внимание детей.

Чтобы приучить ребенка к общественной молитве, родители берут его с собой в церковь, на богослужение. Конечно, сначала выстоять всю службу бывает очень трудно. Во всем должна быть мера и постепенность. Для самых маленьких это время ограничивается 15–20 минутами, Таинством Причастия. Затем можно более продолжительное время находиться вместе с малышом в храме. Детям надо объяснять, что Господь требует от них терпения, но главное, чтобы ребенок не стал испытывать тягостного чувства и нежелания идти с родителями в церковь. Подражая взрослым и видя, что все вокруг стоят, молятся и не уходят до конца богослужения, ребенок привыкнет следовать взрослым в этом. Подросших детей родители берут и на ночные богослужения – на Пасху, перед Рождеством. Родители говорят детям, что вся их жизнь благословляется, держится и освящается через молитвы Церкви – вот как важны для всех христиан богослужения.

Вся жизнь благочестивых людей проходит в молитве. Они живут по евангельскому слову – «непрестанно молитесь и за все благодарите Бога» – и учат этому своих детей, молятся за них.

Святитель Феофан, затворник Вышенский, советовал «в это смутное время, когда даже воздух «дурной и предурной», а «время мудреное», – молиться, помогать нуждающимся. Чтобы детям благословил Господь избежать опасности нашего насквозь пропитанного пороками мира, «надо молиться и день и ночь. Бог милостив. Чего же унывать? Он не даст Своих в обиду. Горюете о детях. Но приложите к гореванию молитву. И Господь ублагостроит детей» (Воспитание детей. С. 52).

Многие молятся… Прибегают к Богу в различные минуты своей жизни, – не только под влиянием тяжелых переживаний, но и в радости, от избытка светлых чувств. Нередко – в начале какого-либо дела, реже – в конце. Молятся внезапно, среди дня, устремляются к Создателю своему в порыве благодарения или покаяния. Молятся методично, по утрам и вечерам. Более продолжительно – в храме. Когда придет вечерняя тишина или настанет тихий утренний час…

Что такое молитва? Это – разговор с Богом …

Достойна всякого почитания высокая, нематериальная, цель молитвы. Особенно молитвы за других.

Но и в материальных своих простых запросах люди, прибегающие к молитве, как дети, получают ее плод, хотя и не всегда тот, который они просят.

Самая же высокая молитва, которую не знаешь, какими словами и восхвалить, это молитва, когда человек забывает все цели свои, даже самые высокие, горя одним желанием, как можно ближе придвинуться ко Господу, положить к ногам Его голову свою, отдать все сердце свое.

Это есть совершенная любовь и совершенная молитва. Когда хочется лишь Господом дышать, только Им жить, Его любить, укрываться в Его близости, в Его неизреченной любви.

Священным бескорыстием, исканием молитвы ради самой молитвы может быть наполнено всякое человеческое прошение к Богу, одухотворена и оправдана всякая молитва. Земной повод к ней есть лишь второстепенное, привходящее обстоятельство.

Сердцем же и волей молитвы остается радость: поговорить, пообщаться, излить все тревоги, все сомнения, все радости свои – единому, вселюбящему, премудрому и всезнающему Отцу.

Лепет ребенка угоден Ему. Господь принимает все прошения человеческие, как бы малы и ничтожны они ни были, если сердце человеческое радуется и трепещет, предстоя пред лицом Владыки. Все малое усовершается в этом предстоянии. Все несовершенное делается великим. (Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховский). Беседы с русским народом. С. 153, 155–156).

Оценка 4.5 проголосовавших: 149
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here