Религиозное чтение: молитва монаха живопись в помощь нашим читателям.
Молитва в живописи
Александр Лаврентьевич Витберг.
Даже твоё молчание может быть частью молитвы.
Из публичных выступлений индейских вождей.
Василий Васильевич Верещагин.
Поможет, как попова молитва.
Хоть молебен отпет, да проку нет.
Измолился в нитку, а всё нет прибытку.
Василий Васильевич Верещагин.
Молитвенная машина буддистов.
Елизавета Меркурьевна Бём (Эндаурова).
Встал, умылся, Богу помолился и закусил.
Елизавета Меркурьевна Бём (Эндаурова).
Помолись, да и в путь пустить! Смелому Бог в помощь!
Торжественное возвращение санкт-петербургского ополчения на Исаакиевскую площадь, где было воздано Богу благодарственное моление. Июня 12 дня 1814 г.
Прокопий Устюжский молитвой отводит тучу каменную от города Устюга.
Николай Константинович Рерих.
Прокопий Праведный за неведомых плавающих молится.
Падение мага Гермогена по молитве св. Иакова.
Рембрандт Харменс ван Рейн.
Юрий Константинович Люкшин.
Молитва святого Гермогена. Серия «Валаамские старцы».
Юрий Константинович Люкшин.
Молитва святого Сергия. Серия «Валаамские старцы».
Юрий Константинович Люкшин.
Моление Ярославны. Серия «Слово о полку Игореве».
Русские монахи и монахини в живописи.
К.Маковский "Молодая монахиня"
Перекошены древние стены.
Подойди и о многом спроси, –
В этих срубах есть сердце и вены.
Заколочено накрест окно,
Молчаливо, убого убранство.
Но зато старым стенам дано
Мерить душу с великим пространством.
Левитан оставался один,
Если кисть замирала в застое.
И тогда среди просто картин
Вдруг рождалось "Над вечным покоем".
На холсте небольшая деталь –
С позабытой церквушки на круче
Открывается вечная даль!
Верить хочется – это не случай.
Старорусский народный обряд –
Неподкупная гордость и сила.
Век за веком теснятся подряд,
Нас Россия о многом простила.
Деревянные церкви Руси,
Перекошены древние стены.
Подойди и о многом спроси, –
В этих срубах есть сердце и вены.
Мы живeм в старинной келье
Здесь весной кипит веселье,
Но в предвестие веселий,
В день весенних бурь
К нам прольeтся в двери келий
И полны заветной дрожью
Мы помчимся к бездорожью
В несказанный свет.
С.Брусилов "Новый послушник"
Спасался некогда монах,
Всегда в занятиях суровых,
В посте, молитве и трудах.
Михаил Васильевич Нестеров "Монах"
Павел Рыженко "Прп.Сергий с медведем"
Павел Рыженко "Послушник"
Подвиг есть и в сраженьи,
Подвиг есть и в борьбе.
Высший подвиг в терпеньи,
Если скорби земные
Жалом в душу впились, –
С верой доброй и смелой
Ты за подвиг берись:
Есть у подвига крылья,
И взлетишь ты на них,
Без труда, без усилья –
Выше мраков земных.
Павел Рыженко "Послушник" (фрагмент)
Найдет что-нибудь для себя полезное, а нести ему не под силу, но он не бросает дела: тянет, сколько может; на пути попалась травинка или камушек, он обходит их; упала его ноша в ямочку, он не теряет надежды, не бросает своей находки, пока не дотащит ее до муравейника.
Вот и поучение для нас!
Павел Рыженко "Муравейник"
Все в полумраке кажется живым.
И словно отзвуки неведомого звона
Слышны, и я душою с Ним.
Пространство кельи (сладкая свобода)
Наполнено молитвенным огнем,
И бездною ночного небосвода
И мыслями и чувствами о Нем.
Привычный запах воска въелся в кожу
И ладан терпкий клонит в полусон,
И я шепчу, не ведая: "Мой Боже. "
Что молится со мною рядом Он.
Павел Рыженко "Молитва"
«Невозможно, невозможно спастись тому, кто не читает часто богодухновенное Святое Писание (2 Тим.16).
"Как птица без крыльев не может на высоту взлететь, так и ум без книг не может догадаться, как спастись. Чтение наедине и слушание с вниманием и усердием святых книг Божественного Писания царствует над всеми добродетелями и одесную Бога поставляет человека». (Авва Дорофей)
А.Шилов "Послушник Высо-Петровского монастыря"
К нам, истомленным борьбой,
Словом Твоим подвигаются горы,
Камни как тающий воск пред Тобой!
Тьму отделил Ты от яркого света,
Создал Ты небо, и Небо небес,
Землю, что трепетом жизни согрета,
Мир, преисполненный скрытых чудес!
Создал Ты Рай – чтоб изгнать нас из Рая.
Боже, опять нас к себе возврати,
Мы истомились, во мраке блуждая,
Если мы грешны, прости нас, прости!
Не искушай нас бесцельным страданьем,
Не утомляй непосильной борьбой,
Дай возвратиться к Тебе с упованьем,
Дай нам, о Господи, слиться с Тобой!
Имя Твое непонятно и чудно,
Боже наш, Отче Наш, полный любви!
Боже, нам горько, нам страшно, нам трудно,
Сжалься, о, сжалься, мы – дети Твои!
Павел Рыженко "И душа успокоится. "
Хоть что-то нужно понести
И нашему смиренью.
Не можешь плакать – помолись,
Не можешь петь – послушай,
Нет сил подвижничать – крепись,
Врачуй скорбями душу.
Но в Отчем Доме пристыдит
Нас невесомость груза.
Не обезсиливай, душа,
Дотерпим до Чертога.
Любая ноша хороша,
Когда она от Бога.
(иеромонах Роман Матюшин)
Павел Рыженко "Государево молчание"
В.Тропинин "Монах со свечой" (1834)
Под кровом келии убогой,
Спасался старец жизни строгой,
Каких не много под луной.
В посте, в молитве непрестанной
Он дни и ночи провождал.
И безмятежно смерти ждал,
Как гостьи милой и желанной.
Хотя он скрылся от людей,
Служить желая только Богу, –
Но каждый знал к нему дорогу,
Кто о душе радел своей.
И вот однажды, в вечер темный,
Пришлец в одежде не простой,
Печальный, бледный и худой
Вошел в приют его укромный.
Он говорил: "От юных дней
Я угнетен судьбой суровой.
Отец! Я жажду жизни новой
Вдали от мира и людей.
Прими меня в свою обитель,
Твоей хочу я жизнью жить;
И те ж труды переносить,
Как ты, мой избранный учитель!"
"О, сын мой ! – старец возразил:
Размысли прежде, путь тернистый
Избрать небесный Ангел чистый
Иль злобы дух тебе внушил?
Не верь минутному влеченью,
Но прежде душу испытай:
Готов ли ты навек "прощай"
Сказать земному наслажденью?
Ты юн, еще в твоей груди
Горит огонь земных стремлений;
И много разных искушений
Ты можешь встретить впереди.
Свой шаг обдумай совершенно,
Земная жизнь так хороша,
И от житейского душа
Не отрешается мгновенно.
Враг злобен, много нужно сил,
Чтоб победить в борьбе упорной;
Не всяк монах, кто в рясе черной,
Кто клобуком главу покрыл.
Размысли: в грубой власянице
Найдешь ли мир душе своей,
Иль будешь ты томиться в ней,
Как узник запертый в темнице.
Спроси у сердца своего,
И терпеливо жди ответа;
Оно не бьется ли для света,
Для грешных радостей его?
Лишь после долгих испытаний,
Когда ты выйдешь из борьбы
Со всей превратностью судьбы,
Как властелин своих желаний;
Когда весь блеск и шум мирской
Скользнет в душе, как звук случайный;
Когда услышишь голос тайный:
Теперь пора, ты не земной;
Тогда спеши под кров священный,
Тебя как брата встречу я,
И мирно жизнь пройдет твоя
До дня кончины вожделенной.
Тут, гостя осенив крестом,
Отшельник молвил : "до свиданья",
И с миром, полным упованья,
Пришлец отправился в свой дом.
(Василий Бажанов 1800-1883)
Пройдет гроза над русскою землею,
Народу русскому Господь грехи простит,
И Крест святой Божественной красою
На Божьих храмах снова заблестит.
Утихнут грозные невзгоды,
Своих врагов Россия победит,
И имя русского великого народа,
Как гром, по всей вселенной прогремит.
И.Панов "Куликово поле"
Весь день из рук не выпускав пилы
Вдали соблазнов суетного мира,
Простой чернец, без церкви и без клира,
Молюсь в лесу, среди туманной мглы.
Заря зажгла сосновые стволы,
Запахло земляникой, стало сыро.
Звучи, звучи, вечерняя стихира
Под тихое жужжание пчелы.
Ветха фелонь, чуть тлеет ладан скудный.
Вдали сияют ризой изумрудной
Луга в благоухающих цветах,
Мой храм наполнен мёдом и смолою.
Пречистая! склонившись к аналою,
К Тебе взывает юноша-монах.
Михаил Яковлевич Виллие (1838-1910)
Я шел к таинственным и чудным берегам.
Боролася заря с последними звездами,
Еще летали сны – и, схваченная снами,
Душа молилася неведомым богам.
В холодный белый день дорогой одинокой,
Как прежде, я иду в неведомой стране.
Рассеялся туман, и ясно видит око,
Как труден горный путь и как еще далёко,
Далёко всё, что грезилося мне.
И до полуночи неробкими шагами
Всё буду я идти к желанным берегам,
Туда, где на горе, под новыми звездами,
Весь пламенеющий победными огнями,
Меня дождется мой заветный храм.
Вл. Киреев "К тому берегу"
"Были,- говорит в одной из своих притч преподобный Варлаам, – у одного человека три друга. Первых двух он особенно любил и до самой смерти готов был жертвовать для них всем, а к третьему относился с небрежением и питал к нему мало расположения. Но вот случилось, что к этому человеку являются от царя воины и велят ему скорее прибыть к царю, чтобы дать отчет в долге в десять тысяч талантов серебра. Не имея ничего, чем бы мог заплатить столь большой долг, он пошел искать помощи у своих друзей. Приходит к первому, рассказывает о своей беде и просит помощи. Но друг, которого он столь любил, говорит: "Я тебе не друг и не знаю, кто ты; у меня теперь без тебя много друзей. На вот тебе, пожалуй, два рубища, оденься в них, а более от меня ничего не жди".
Видя, что тут ничего не получишь, человек тот пошел к другому своему другу, которого тоже очень любил, и сказал: "Вспомни, как я всегда дорожил твоей дружбой, теперь я нахожусь в скорби и в великой беде, помоги мне". И этот отвечал: "Сегодня я занят, да и сам нахожусь в горе; пожалуй провожу тебя немного до царя, но больше ничего от меня не жди". И вернулся человек с пустыми руками от своих самых близких друзей. Пошел к третьему другу, которым он до тех пор почти пренебрегал. Вошел к нему с печальным и пристыженным лицом и сказал ему: "Не смею и уста раскрыть, чтобы говорить с тобой, потому что никакого добра я тебе не сделал и никакого почтения никогда не оказал.
Но пришло и ко мне великое горе и не к кому обратиться за помощью, кроме тебя. Был у двоих друзей, те отказали мне; если можешь, помоги сколько-нибудь и забудь мое пренебрежение к тебе". Друг этот отвечал ему: "Что же, я считаю тебя близким человеком и, помня малое твое добро, сделанное мне, теперь с лихвой возвращу его тебе. Не бойся, я умолю за тебя царя, и он не предаст тебя в руки врагов твоих; мужайся и не скорби". Тогда человек тот со слезами воскликнул: "Увы мне! Что буду прежде оплакивать: то ли что втуне я оказывал почтение и любовь неблагодарным друзьям, или небрежение, которое, по неразумию, я оказал истинному и нелицемерному другу?"
Что значит эта притча? Первый друг есть пагубная алчность к наживе и тленное богатство, которое оставляет человека при смерти и дает ему только два рубища на погребение – рубашку и саван. Второй друг – это семейные и друзья, которых мы часто любим до забвения Бога. Но и от них при смерти мало пользы, ибо они только проводят человека до могилы, а потом среди своих забот и попечений также забудут его. Третий же друг – это наши добрые дела, которые несомненно станут, так сказать, ходатаями за нас перед Богом, по разлучении души от тела, умоляя за нас Бога, и помогут свободно пройти воздушные мытарства. Они-то, следовательно, и есть истинные наши друзья, помнящие и малое наше благотворение и с лихвой воздающие за него.
Пролог в поучениях
Василий Иванович Навозов "Духовное окормление" (1890)
У дорог догорают кусты.
О, земля!Что тебе не хватает?
Чистоты. Чистоты. Чистоты.
Каждый плачет,когда потеряет,
Поминая былые мечты.
О, душа !Что тебе не хватает?
Чистоты. Чистоты. Чистоты.
(иеромонах Роман Матюшин)
Кириак Константинович Костанди
Кто с глубиною собственною дружит,
Кто до себя однажды донырнет
И не спешит выныривать наружу.
А на глубинах – чудо-жемчуга,
Кораллы, рыбы – оку удивленье.
Блажен, кто оставляет берега,
Чтоб погрузиться в нерукотворенье.
Не полагай, что главное – нырнуть:
Нырянье не прогулка в чистом поле,
Одно Страданье знает верный путь,
И потому нет Личности без боли.
(иеромонах Роман Матюшин)
Кириак Константинович Костанди "Ранняя весна" (1915)
Я проклял путь соблазна и порока.
Многообразный мир вдали затих,
Лишь колокол взывает одиноко.
И в сердце разгорается заря
Сияньем невечернего светила.
О, вечная святыня алтаря,
О, сладкий дым церковного кадила!
Заря горит всё ярче и сильней.
Ночь умерла и пройдены мытарства.
Верни меня к истокам первых дней,
Введи меня в немеркнущее царство.
(Борис Садовский 1935)
Константин Аполлонович Савицкий "Инок"
Помни изречение Св. Писания: не побежден бывай от зла, но побеждай благим злое [Рим, 12, 21]. Тебе грубят, тебя раздражают, на тебя дышат презрением и злобою, – не плати тем же, но будь тих, кроток и ласков, почтителен и – любящ к тем самым, которые недостойно ведут себя пред тобою. Если ты сам смутишься и будешь говорить с волнением, грубо, презрительно и, значит, без всякой любви, тогда ты сам побежден и тебе вправе сказать обидевшие: врачу, изцелися сам [Лк. 4, 23], или что видиши сучец во оце брата твоего, бревна же во оце твоем не чуеши. Изми первее бревно из очесе твоего [Мф. 7, 3, 5]. Не дивись тогда, если и часто будут повторяться тебе грубости от оскорбляющих тебя, ибо они заметят твою слабость и будут намеренно раздражать тебя. Не побежден бывай от зла, но побеждай благим злое.
Покажи оскорбившему тебя, что он не тебя обидел, а сам себя, пожалей его сердечно, что он так удобно побеждается от своих страстей, что он болен душевно, покажи к нему тем большую кротость и любовь, чем он грубее и раздражительнее, чем он больше питает к тебе ненависти, – и ты верно победишь его. -Добро всегда сильнее зла и потому всегда победоносно. Помни еще, что все мы немощны, чрезвычайно удобно побеждаемся от всякой страсти и потому будь кроток и снисходителен к согрешающим пред тобою, зная, что и ты сам часто тем же недугуешь, чем брат; оставляй долги должникам твоим, да и тебе Отец Небесный оставит твои долги, не в пример большие долгов твоих должников. Будь всегда покоен, возвышен, немнителен, тверд духом, прост и добр сердцем, – и ты всегда будешь торжествовать над своими врагами. Обличения нечестивому раны ему. Не обличай злых, да не возненавидят тебе. ; сказуй праведному, и приложит приимати [Притч. 9, 7-9].
Иногда враг коварствует над нами тем, что когда мы видим какой-либо грех или порок в брате или в обществе, то он поражает наше сердце безразличием и холодностью, неохотою или, скорее, постыдною трусостью сказать твердое, обличительное слово неправде, сломить рог грешника. Христе Царю! даруй мне апостольскую ревность и огнь Святого Духа в сердце мое, да дерзновенно всегда восстану против наглого, особенно же заразившего многих порока и да не пощажу никого ради их же спасения и прочих людей Твоих, чтобы не соблазнились они, видя разлитие порока и не пали сами. Иже аще соблазнит единого от малых сих, верующих в Мя, уне есть ему, да обесится жернов осельский на выи его, и потонет в пучине морстей. Прииде бо Сын Человеческий взыскати и спасти погибшаго [Мф. 18, 6, 11].
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
"Моя жизнь во Христе"
Не раз я в себе находил
В глаголах предвечного Слова
Источник покоя и сил.
Как дышат святые их звуки
Божественным светом любви,
И сердца тревожного звуки
Как скоро смиряют они.
Здесь все в чудно сжатой картине
Представлено Духом Святым:
И мир, существующий ныне,
И Бог, управляющий им,
И сущего в мире значенье,
Причина, и цель, и конец,
И Вечного Сына Рожденье,
И крест, и терновый венец.
Как сладко читать эти строки,
Читая, молиться в тиши,
И плакать, и черпать уроки
Из них для ума и души!
(Иван Никитин 1824 – 1861)
И.Крамской "Русский монах в созерцании"
Когда ветра сойдутся в дикой бойне,
Я помолюсь о бедном звонаре,
О звонаре на старой колокольне.
На сотни вёрст легла ночная мгла,
На сотни вёрст – крещенские морозы.
Вдруг оживут вдали колокола,
И дрогнет зверь, и тронутся обозы.
Мы все бредём без правды, без огня,
Мы все бредём без веры в тёмной штольне.
И за тебя звонит, и за меня
Звонит звонарь на старой колокольне.
Звони, звонарь, за бессловесный люд,
Звони, звонарь, по вечному ученью.
Пока ты есть – заутреню поют
И служат благодарную вечерню.
Умолк простивший мне грехи.
Лиловый сумрак гасит свечи.
И тёмная эпитрахиль
Накрыла голову и плечи.
Не тот ли голос:"Дева! встань. "
Удары сердца чаще, чаще.
Прикосновение сквозь ткань
Руки, рассеянно крестящей.
Борис Клементьев "Исповедь"
Михаил Васильевич Нестеров "Прп. Сергий Радонежский"
М.Нестеров "Великий постриг"
Нет сил отогнать неотступную грусти истому.
И рвется душа, трепеща от любви и печали,
В далекие страны, незримые оку земному.
Но время настанет, и, сбросив оковы бессилья,
Воспрянет душа, не нашедшая в жизни ответа
Широко расправит могучие белые крылья
И узрит чудесное в море блаженства и света!
А.Шилов "За монастырской стеной"
Церковный радостный напев
Ее народ с уныньем слушал
Ладонью скрыв дремотный зев
Она же пела славу Богу
Смиренно сердце умилив
От суетной земной тревоги
Простую душу удалив
Какое хрупкое созданье
Какая радость в ней жила
В глазах иссохших от страданья
Светился океан добра
И сколько было в этом взоре
Разлук, потерь, болезней, бед
Познавшем больше счастья – горя
Сокрытой силой долгих лет
Испытанной скорбями верно
И закаленной словно сталь
Большой святой Христовой веры
Которой не страшна печаль
Не понимая смысл напева
Вокруг не видели в руках
Ее светильник мудрой девы
Горящей в славу Жениха.
А.Шилов "Матушка Макария"
А.Шилов "Портрет епископа Василия (Родзянко)"
А.Шилов "Сестра милосердия"
Словно смоль, апостольник,
Ты оставь за стенами
и печаль, и боль.
примет, словно мать.
Мертвецам оставь ты
А тебя ждёт пение
в нежной тишине
и цветы нетления
в солнечной стране,
только радость светлая,
2000г. Инок Всеволод (Филипьев)
М.И.Игнатьев "А жизнь так хороша"
Зло побеждай лучом добра,
Иди без колебаний в стан прощающих
Пока горит Голгофская Звезда.
Учись прощать, когда душа обижена,
И сердце, словно чаша горьких слёз,
И кажется, что доброта вся выжжена,
Ты вспомни, как прощал Христос!
Учись прощать, прощай не только словом,
Но всей душой, всей сущностью твоей.
Прощение рождается любовью
В борении молитвенных ночей.
Учись прощать, в прощении радость скрыта,
Великодушие лечит как бальзам,
Кровь на кресте за всех пролита,
Учись прощать, чтоб был прощен ты сам.
С.Афонина "Просветитель прп. Иосиф Волоцкий"
Павел Рыженко "Благословение"
Павел Рыженко "Утро перед битвой"
Пока дышу – да приближаюсь к Богу!
А если только умножаю грех –
Укороти лукавую дорогу.
Ужель пришли, чтоб угли собирать?
Земную жизнь ничто не оправдает,
Когда душа не ищет благодать,
Когда земное – Небо закрывает.
(иеромонах роман Матюшин)
С.Афонина "Прп. Кирилл Белозерский"
Ярок свет, что от нимбов идет золотых,
И забвенье его не покроет.
Повнимательней всмотримся в лики святых –
Этих тьму победивших героев.
В их чертах ощущается внутренний лад,
Сочетанье смиренья и воли.
Сострадательно-скорбен Целителя взгляд,
Весь отвага и собранность – Воин.
Негасимой свечою и солью земли
Их порой называют преданья –
Вдохновенных людей, что за Истину шли
На любые труды и страданья.
С.Афонина "Прп. Антоний и Феодосий Киево-Печерские"
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,