Молитва музыкальная композиция

Религиозное чтение: молитва музыкальная композиция в помощь нашим читателям.

Литературно-музыкальная композиция "Сталинград – это молитва"

Ты выжил, пройдя сквозь

кромешный пылающий ад,

Соловьи и поэты поют о тебе,

Цели: Формировать у детей образ родной страны, родного города.

Задачи:

  • Воспитывать любовь к родному городу;
  • Формировать эмоционально-личностный образ Родины;

Оформление:

  • Выставка рисунков “Мой город”.
  • Плакаты и репродукции о военном Сталинграде.
  • Выставка книг, посвященная Волгограду.
  • Высказывания о Сталинграде-Волгограде.

2. Фонограммы песен

Родина, суровая и милая,

Помнит все жестокие бои,

Вырастают рощи над могилами.

Славят жизнь по рощам соловьи.

Медленно история листается,

Летописный тяжелеет слог.

Родина не старится,

Не пускает старость на порог.

Исполняется песня “С чего начинается Родина?”

Грозные годы войны: Как они изменили людские судьбы, обагрили кровью и слезами детство, сделали короткими жизни многих мальчишек и девчонок, разрушили мечты семнадцатилетних, которые прямо “из детства” ушли в грязную теплушку, в эшелоны пехоты, в санитарный взвод.

Исполняется песня “Священная война” (сл. В.Лебедева-Кумача, муз. А.Александрова)

Ах, война, что ж ты сделала, подлая?

Стали тихими наши дворы.

Наши мальчики головы подняли,

Повзрослели они до поры.

На пороге едва помаячили

И ушли за солдатом – солдат,

До свидания, мальчики.

Мальчики, постарайтесь вернуться назад.

Как ненавижу я войну,

Уж сколько лет она мне снится,

Нарушив сон и тишину,

Все по ночам ко мне стучится.

Стучатся те, с кем воевал,

Кто не вернулся с поля боя,

Я каждый день друзей терял

И засыпал в траншее стоя.

Исполняется песня “Старый солдат”

Они хотели вернуться в теплые хаты, чтоб посмотреть в добрые, полные тоски и печали глаза своих матерей. Очень хотели! Но: бросались на амбразуры вражеских пулеметов, гибли под пулями.

Чтец: “За родной город буду сражаться до последней капли крови. Если оружие выйдет из строя, буду уничтожать врага гранатами, гранаты кончатся – руками, но с места не сойду.”

Из предсмертной записки сержанта И.М.Толочко

Чтец: А Алексей Черкашенко перед смертью писал отцу:

“Эту записку тебе перешлют, когда я буду убит. Не плачь отец, в сердце своем носи гордость, гордись своим сыном. Умирая плюю в лицо врага, последним напряжением пальцев выпускаю пулеметную очередь по фашистам. Да здравствует жизнь!”

Чтец: “Завтра я умру, мама.

Ты прожила 50 лет, а я лишь 24. Мне хочется жить. Ведь я так мало сделала! Хочется жить, чтобы громить ненавистных фашистов. Они издевались надо мной, но я ничего не сказала. Не плачь мама. Я умираю, зная, все отдала победе. За народ умереть не страшно. Наша победа недалека!”

Из письма Поршневой

Три сына было у неё

Три ненаглядных брата:

Они в далекие края

Ушли все без возврата

Один командовал полком –

Прославлен вечной славой.

Он пал под вражеским штыком

В бою под Сталинградом.

Второй ее любимый сын –

Глаза ясней лазури:

Он умер от тяжелых ран,

Полученных от пули

А третий юноша – добряк,

Мечтавший о награде:

Погиб как доблестный моряк

На маленьком “Паладе”

Теперь живет она одна

Вся в черное одета,

Сидит тихонько у окна

И жмурится от света.

Три сына было у нее –

Три ненаглядных брата:

Они в далекие края

Ушли все без возврата.

Исполняется песня “На Мамаевом кургане тишина”

Тяжелым и памятным днем для защитников Сталинграда был день 23 августа. В этот день танковые части 6-й немецкой армии прорвались к Волге.

Вражеская авиация подвергла Сталинград варварским бомбардировкам, превращая его в груды развалин. За сутки воздушные пираты совершили до 2 тысяч самолетов – пролетов. Были уничтожены предприятия, жилые кварталы, больницы, школы. За несколько часов вражеские бомбы превратили Сталинград в адский гигантский костер. В те трагические дни от бомбежки погибло 42 754 мирных жителей и 50 тыс. было ранено. Вспоминает А.С. Чуянов: “В три часа дня объявляется воздушная тревога. И сразу над центральной частью города появляются сотни тяжелых бомбардировщиков гитлеровцев. Одна волна сменяет другую: Немцы методически сбрасывают то зажигательные, то тяжелые фугасные бомбы. Кромешный ад. Дым пожарищ застилает полуденное солнце. Взрывы страшной силы сотрясают воздух: Отовсюду доносятся стоны, крики раненых. Смерть разит людей в квартирах, на работе, на улицах:”

Дымится крошево щебенки.

Торчит стена с пустым окном.

И от воронки до воронки –

Трава, сожженная живьем.

Железной гари едкий запах,

Горелых трупов древний чад.

В пыли, в багровых дымах запад:

Здесь немцы были день назад:

но не было домов –

обугленные, страшные остатки.

но к Волге от холмов

с тягучем воем наползали танки.

И оставались метры – до воды,

И Волга холодела от беды.

Стояли до конца.

И танкам их броня не помогала.

Полз по воде горящий нефти смрад,

И каждый камень звался:

Исполняется песня “На всю оставшуюся жизнь”

До 12 сентября продолжались бои на подступах к городу.

13 сентября противник, введя в бой дополнительные 9 дивизий и одну бригаду, начал штурм города.

Битва не затихала ни днем, ни ночью. “За Волгой земли для нас нет” – под этим девизом защитники города вели бои за каждый дом, улицу.

19 ноября 1942г. После тщательной подготовки советские войска перешли в наступление и 23 ноября сомкнули кольцо окружения вокруг вражеских войск.

В окружении оказались 22 дивизии – более 330 тыс. немецких солдат, офицеров и генералов. В начале февраля 1943 года окруженная группировка была ликвидирована.

200 дней длилась оборона советских войск под Сталинградом.

Как смогли выстоять защитники Сталинграда? Их мужество легендарно. Воздух раскалялся и обжигал легкие – они стояли. Камень не выдерживал и рассыпался в прах – они не отступали. Защитники города – героя сдержали клятву на верность Родине, выстояли и победили.

Снега, снега, метели и бураны,

И ветер, обжигающий лицо.

“Катюши” залпы огненных фонтанов

вновь помогли врага замкнуть в кольцо.

Кольцо сжималось уже,

И танки, перемалывая снег,

Не подчиняясь лютой зимней стуже,

Идут на штурм, набрав лихой разбег.

И вот она, израненная площадь,

Снег разметал взорвавшийся снаряд,

И автомат по щелям бьет на ощупь;

Последний бой ведя за Сталинград.

Гремит салют, победу извещая,

Бойцы, простившись с городом, с рекой,

Торжественно по площади шагают,

Уходят за победой в новый бой.

Исполняется песня “Поклонимся великим тем годам” (сл. М.Агашиной)

Ты – источник Победы и мужества,

Ты – родина воинов доблестных,

Здесь камни и травы о подвигах мне говорят,

О прежних боях, о руинах твоих,

Ты выжил, пройдя сквозь кромешный пылающий ад,

Соловьи и поэты поют о тебе,

И ты пример нам во всем, наш Волгоград!

Ты питаешь отвагой и мужеством нас молодых,

(Исполняется песня “Исполин величавый” М.Фрадкина)

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-69741 от 5 мая 2017 г.

Методическая разработка (4 класс) на тему:

Литературно-музыкальная композиция "Молитва"

Литературно-музыкальная композиция “Молитва ” наполняет духовный мир ребенка верой в себя, верой в бога. Развивает его нравственные качества, сопережевание, толерантность.

Предварительный просмотр:

Литературно-музыкальная композиция «Молитва».

1 девочка – озвучивает голос Иисуса

3 (женщины) девочки – просящие божьей помощи.

Оборудование: компьютер, проектор .

1 сцена. (Три женщины просят господа о помощи, звучит тихая музыка, выходит девочка (автор)

Молились женщины: одна, другая, третья… (Слайд 2 , 3,4)

И мимо каждой проходил Христос. (Слайд 4)

На все вопросы первой Он ответил

И осушил глаза её от слёз.

Он говорил с ней мягко, долго, нежно,

И улыбался ей, и утешал.

Он ждал, когда засветится надеждой

Молящаяся женская душа…

Вот с женщиной второй Христос встал рядом

И положил ей руку на плечо,

Ободрил душу любящим Он взглядом,

Когда она молилась горячо…

И третья женщина склонилась низко,

Слова слетали тихо с уст,

Но к ней не подошел Спаситель близко,

Не вымолвил ни слова Иисус…

На три молитвы Он дал три ответа –

Для каждой женщины ответ был свой:

Одной досталось много света,

Другой – чуть меньше, третьей – ничего…

Господь мой, как же так? Мне непонятно:

Ты на молитву третьей промолчал!

Любовь не может быть лицеприятной,

Ты – Бог любви, и Ты – не отвечал?!

Иисус открыл мне то, что тайной было: (Слайд 5)

2 девочка (из-за кулис):

«Когда молилась первая душа,

Я должен был умножить её силы,

Чтобы она могла свой путь свершать.

Должны окрепнуть крылья её веры,

Чтобы взлететь могла под небеса.

Мне нужно рядом быть с душою первой,

С ней долго говорить, смотреть в глаза…

Душе второй ещё нужна опора,

Но вера этой женщины – сильна!

Достаточно ей любящего взора –

Я знаю, что поймёт Меня она.

Но иногда гнетут её сомненья,

Когда услышит грозной бури шум.

И ей необходимо подкрепленье –

К душе второй на помощь Я спешу.

А третья… Много лет мы с ней знакомы,

Преграды никакой меж нами нет.

И дом её давно Моим стал домом –

Она всецело доверяет мне!

Душа прошла чрез испытаний школу,

Я труд любой доверить ей могу,

Я провожу её путем тяжелым,

Я с ней бываю мягок и суров.

Она теперь нисколько не смутится

И в час нелегкий духом не падет,

Но будет верить, верить и молиться,

Ни слов, ни взгляда Моего не ждёт.

Та, третья, знает, что Я с нею буду,

До вечной цели доведу её,

И как бы ни было ей в жизни трудно,

Она поймёт молчание мое.

Моя любовь превыше слов и взглядов,

Несёт благословение она,

И тот, кто стал однажды Божьим чадом,

Научится мне доверять сполна.

И ты доверься мне, – сказал Спаситель, –

Когда Я говорю, когда молчу…»

«О, мой Господь, мой Пастырь и Учитель,

Я — ПОНЯЛА: Я – ТРЕТЬЕЙ БЫТЬ ХОЧУ!»

Сцена 2 (Встают все девочки, звучит песня «Ангелы» ( Слайд 6,7,8,9)

Ангелы в небе высоком живут,

Богу Всевышнему славу поют.

К небу возносят молитвы людей,

Сладкие грёзы детей.

Господи мой ,сердце открой,

Дай мне услышать ангельский хор.

Господи мой, сердце открой,

Знаю Ты, Бог, живой.

Ангелов Бог посылает с небес

Для возвещения божьих чудес.

Веру и радость приносят они,

Вестники божьей любви.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий музыкально-литературного путешествия “Наша школьная страна”.

Этот материал поможет учителям начальных классов провести утренник, торжественное мероприятие, линейку, посвященные Дню Победы.

Внеклассное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества. Мероприятие подготовлено для учащихся начальной школы.

Стихи и песни о Вологде, вологодском крае.

Материал предназначен для открытого мероприятия, проводимого 2 февраля в честь годовщины разгрома немецких войск под Сталинградом”.

Непродолжительная костюмировання композиция, которую можно провести и на уроке чтения, и на уроке окружающего мира.

Внеклассное меропритятие для начальной школы.

Молитва музыкальная композиция

Программа семинара «Христианские мотивы в музыке»

1. Литературно-музыкальная композиция «Добрый праздник Рождества».

2. Беседа с детьми о музыке П.И. Чайковского «Утренняя молитва», «В церкви» из «Детского альбома».

3. «В минуту скорбную сию. » иеромонах Роман.

4. С.В.Рахманинов «Богородице, Дево радуйся» из «Всенощного бдения».

5. С.В.Рахманинов Сюита №1 для двух фортепиано (3ч.) «Слезы».

6. С.В.Рахманинов Сюита №1 для двух фортепиано (4ч.) «Светлый праздник».

7. С.В.Рахманинов, М.Ю.Лермонтов «Ангел».

9. В.Беляев, Л.Мерновой «Творите добрые дела».

Люди издавна считали, что музыка обладает великой чудодейственной силой. C реди вечных тем музыкального искусства есть одна, которую трудно назвать “темой”, так как она связана с духовным миром человека, с его стремлением к свету, истине, красоте и вере.

Вера в людях не умирала никогда

Вера учила создавать великие полотна и храмы.

Вера помогала найти слова и музыку, чтобы выразить душу.

“Сам Бог говорил над моим ухом”, – свидетельствовал композитор Л.В.Бетховен признававшийся, что сила, порождающая музыку, незримо выше человека.

Еще на рубеже 16 – 17 столетий появились произведения, написанные на религиозные тексты или сюжеты, но не предназначенные для обязательного исполнения в церкви. Такие сочинения называют духовными, так как слово “духовный” имеет более широкое значение, чем церковный. Трудно назвать композитора, у которого не было бы духовных сочинений.

Во все времена духовная музыка стремилась быть живой и родной человеку. Ее содержание – истина и красота, наполняющие человеческие сердца. Поэтому церковная музыка оказала огромное влияние и на творчество русских композиторов – М.П. Мусоргского, Н.А. Римского- Корсакова, П.И. Чайковского,Глинки, Рахманинова, Свиридова, Бородина и многих других. Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский называл музыку могучим средством духовно – нравственного воспитания. “Музыка – могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка… Развивая чуткость ребенка к музыке, мы облагораживаем его мысли, стремления”.

Духовное возрождение России…Сегодня об этом много говорят. Хорошо, что сейчас возрос интерес к духовной музыке.

-Как вы думаете почему? (она учит состраданию к человеку, любви к ближнему, развивает чувство красоты, гармонии)

И главная задача учителя состоит в том, чтобы в изучении отечественного музыкального искусства раскрыть высокий духовный смысл русского искусства, несущего в себе веру, добро, любовь, нравственность.

Постепенно и очень бережно вводим детей в художественные образы духовной музыки.

Приглашаю детей знакомлю их.Садимся на стульчики.

-Послушайте мой рассказ и скажите: в доме какого композитора мы оказались?

Учитель читает фрагмент из книги Б.Евсеева «П.Чайковский, или Волшебное Перо»

-Мы попали в дом? Правильно. П.И.Чайковского.

Представьте: дети семьи Чайковских – Петя, Николенька – старший брат, Александра – младшая, Зинаида – старшая сестра. Мам,отец, няня/

-С чего же начинался день в семье Чайковских? Ранним зимним утром Няня заходит в детскую комнату со свечой, наводит в ней порядок, подносит свечу к иконе и .

Молится( за здоровье своих любимцев.)

-Что такое молитва?(Разговор с Богом, общение с Богом)

-О чем мы можем молиться?(здоровье, послушание, не обижать, не огорчать,мир. )

В молитве человек обращается к Богу со своими самыми сокровенными мыслями, с просьбами поддержать его в трудные минуты жизни, помочь найти верное решение сложных жизненных проблем, с покоянием в своих прегрешениях.

Читаем стихотворение. (поучу вас)

С молитвы начинался день в русских семьях. Став композитором, П.И. написал о своих детских воспоминаниях музыку. Назвал ее «Утренняя молитва».

-Какие чувства выразил композитор своей музыкой?(спокойствие, пронизанная чувством тихой радости, ожиданием нового дня, светлая, красивая)

Какое возвышенное сосредоточенное звучание, направляющее человека на размышление, раздумье.Спокойный, размеренный ритм, сдержанная, как бы говорящая мелодия.

-Хочется вам спеть ее?(закрытый рот)

«Утренняя молитва» – это первая пьеса целого музыкального альбома для детей, который так и называется «Детский альбом». «Альбом этот я посвятил моему племяннику Володе Давыдову, который страстно любит музыку и обещает быть музыкантом».( из писем композитора)

-Давайте полистаем альбом.О чем рассказывают 24 пьесы? О том, чем наполнен наш день. Итак, день начался. -Чем мы занимаемся днем? Какие события происходят с нами за день?(играем, читаем,общаемся, учимся. )Ни только это происходит это за день.Это есть в нашей жизни.

-Какие пьесы видем? О чем рассказывают?

Вот и закончился еще один день –день полполный событий.

-Какая пьеса последняя? «В церкви» – вновь обращение к Богу. Почему? Подумайте.(прощение, благодарность)

В гимназиях, лицеях, церковно –приходских школах, духовных училищах в прошлом веке день начинался и заканчивался молитвой. В утренней ученики просили Бога дать им внимание и силы в учении, чтобы вырасти на утешение родителей и на пользу Отечества. А в молитве после учения они благодарили Бога, учителей, родителей за просвещение и воспитание, ведущих их к познанию блага и жизни.

-Что общего?(такая же стройность, задумчивость, спокойствие, возвышенность, красота, вдумчивость) Но? Немного печальная, грустная.(минор)

П.И.Чайковский пспользовал в этой пьесе подлинный церковный напев «Помилуй мя, Боже, по велице милости Твоей» на шестой глас.

Послушать еще раз. Пропеть про себя ( изо. момент на что похоже? колокола).

« Я желал бы всеми силами души,чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней подпору и утешение»

Много разных произведений написал композитор. Музыка Чайковского живет, ее любят и знают и взрослые и дети. Почему?

-Ваши сердца наполнились добротой, светом, красотой, теплом.-Я хочу вас попросить выразить свои чувства через рисунок.Получится?

Дети уходят рисовать

Мы продолжаем наш разговор.В жанре молитвы сочиняли и сочиняют свои произведения поэты и композиторы и иероманах Роман, который поет свои духовные стихи и молитвы под гитару.

В творчестве Рахманинова очень важны христианские мотивы.Будучи глубоко верующим человеком, он не только сделал выдающийся вклад в развитие русской духовной музыки.В своих произведениях композитор воплотил христианские идеи.

Однажды, знаменитый певец Ф.Шаляпин спросил у Рахманинова: “Растолкуй мне, простому рассейскому артисту, что такое замечательное в музыке твоей заключается, отчего на жизнь другими глазами смотреть начинаешь? Любить жажда одолевает, страдать, петь от радости. Описываешь ты в ней события своей жизни или жизнь человеческую вообще? И почему душевную скорбь такой щемяще сладкой делаешь»

Что же ответил композитор:

“Так ты спрашиваешь, что такое музыка моя?

Это отдаленный вечерний звон;

Это то, что родится от сердца и идет к сердцу;

“…Я пытаюсь заставить музыку передавать просто и прямо то, что я чувствую во время сочинения. Если в моем сердце находится любовь, или горечь, или религия, – эти чувства становятся частью моей музыки

Послушаем “Богородице, Дево, радуйся” из “Всенощного бдения”.

Лучшее, что было в детстве маленького Сережи связано с бабушкой, которая безмерно любила ,заботилась о внуке. Да и внук платил ей нежной детской привязанностью.Он сопровождал ее на богомолья по церквам Новгорода и Петербурга.Это оставило след в душе будущего музыканта – виды соборов со множеством позолоченных куполов и скромных, но неповторимо прекрасных церквушек, созданных безвестными русскими мастерами, пленяли детское воображение.Запомнились и службы в них, сопровождаемые древнерусскими песнопениями и молитвенными хорами.Огромное впечатление производили на юного Рахманинова колокольные звоны – то мрачные, то светлые, ликующие. Все это через много лет вошло в его творчество как элемент русской народной жизни, русской природы, русской национальной культуры.

Все это было Руью, той Русью, которую так глубоко и навсегда полюбил Сергей Рахманинов и уже никогда не мог забыть, хотя и жил потом вдали от нее.

“Одно из самых дорогих для меня воспоминаний детства связано с четырьмя нотами, вызванивавшими большими колоколами Новгородского Софийского собора, которые я часто слышал, когда бабушка брала меня в город по праздничным дням. Звонари были артистами.Четыре ноты складывалтсь во вновь и вновь повторяющуюся тему, четыре серебрянные плачущие ноты, окруженные непрестанно меняющимся аккомпаниментом . Несколько лет спустя я сочинил сюиту для двух фортепиано в четырех частях. »

«Слезы» слушание.(сначала сыграть 4 ноты на ф-но)

-Знаете ли вы как называют в России колокольные звоны? (это голос нашей Родины)

В православной Руси с особой любовью и почитанием относились к колоколам и колокольному звону. Колокольный звон на Руси был чем – то большим, чем простое явление колокольного звона: в нем словно отразилась русская душа, русская жизнь. Не случайно нигде колокола не были так тесно связаны со всем укладом жизни, как на Руси. Люди хорошо понимали язык колоколов, ведь их звон сопровождал человека от рождения до смерти .

Ликование, восторг, жизнеутверждение, радость. «Светлый праздник» – 4 часть сюиты №1, в которой звучит мелодия пасхального тропаря. (У Н.А.Римского –Корсакого есть симф. произвед. «Светлый праздник»)

О дним из любимых моих произведений С.В.Рахманинова – вокальное произведение на стихи М.Ю.Лермонтова «Ангел».Учась в институте , мне довелось петь в хоре эту музыку.И мне очень хочется, чтобы вы ее послушали.

-Наверное вы знаете «Вокализ» С.В.Рахманинова.Это музыку на мой взгляд тоже можно связать с духовной.-Почему?-Согласны со мной?-О чем задумаетесь?-Что почувствуете?

Этот вокализ часто называют музыкой покаяния, и поэтому его можно связать с музыкой духовной. Покаяние необходимо и возможно и для нас с вами. Хотя бы через музыку, через искусство нужно научиться заглянуть в свою душу и подумать: а чем же она наполнена? Нашла стихи, созвучные настроению “Вокализа”.

Читаю Лермонтова “Молитву”.(вас попрошу про себя. еще раз слушать фрагмент музыки можно инструментальное переложение)

(Забрать детей. Повесить рисунки на доску )

Закончить встречу хочу словами нашего современника композитора Валерия Александровича Гаврилина.На него произвели огромное впечатленния рассказы Василия Макаровича Шукшина и они стали основой его симфонии-действа «Перезвоны».

Композитор писал: «. свет. Он есть и будет в жизни всегда.И всегда любо выйти на простор, взглянуть, как велика и прекрасна Русская земля. И как бы ни менялся мир, есть в нем красота, совесть, надежда.»

Спросить у детей –А как сохранить это на земле? –Что для этого нужно?- Может в нашем общении друг с другом, поведении? «Творите добрые дела».Поем (все)

Оценка 4.5 проголосовавших: 149
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here