Религиозное чтение: молитва на кресте 19 века в помощь нашим читателям.
Содержание
- 1 Огромный старинный нательный крест богатыря-старовера с молитвой Честному Кресту на обороте. Россия XVIII-XIX век.
- 2 Очень большое 34.5 см старинное бронзовое распятие или Крест моленный настенный с молитвой на обороте. Россия XIX век.
- 3 Большой (высота 37.6 см!) старинный бронзовый крест (медный крест) с молитвой и крестом на обороте. Россия, XIX век.
- 4 Меднолитые кресты с Распятием XVIII — XIX вв.
Огромный старинный нательный крест богатыря-старовера с молитвой Честному Кресту на обороте. Россия XVIII-XIX век.
Местонахождение: г. Москва
Очень большой старинный нательный крест старообрядческого типа, высота этого креста 8 см . При таких больших габаритах крест имеет толщину 0,5 см ,что придает еще более солидный вид этому редкому коллекционному предмету. Сложно представить какого роста был русский богатырь-старовер, который носил этот крест на своей груди. На лицевой стороне креста надписи Царь Славы и Сын Божий. На обороте отрывок из текста молитвы Честному Кресту (полный текст приведен ниже). Этот старинный крест стоит того что бы его купить и украсить коллекцию православных нательных крестов 18-19 веков.
Молитва Честному Кресту: Да воскреснет Бог, и разсеются Его враги, и пусть бегут от Него все ненавидящие Его. Как исчезает дым, так и они пусть исчезнут; и как тает воск от огня, так пусть погибнут бесы перед любящими Бога и знаменующимися знамением креста и в радости восклицающими: радуйся, Многочтимый и Животворящий Крест Господень, прогоняющий бесов силою на тебе распятого Господа нашего Иисуса Христа, Который сошел в ад и уничтожил силу диавола и дал нам Тебя, Свой Честный Крест, на прогнание всякого врага. О, Многочтимый и Животворящий Крест Господень, помогай мне со Святою Госпожою Девою Богородицею и со всеми святыми во все века. Аминь.
Очень большое 34.5 см старинное бронзовое распятие или Крест моленный настенный с молитвой на обороте. Россия XIX век.
Местонахождение: г. Москва
Кресты подобного типа в отличии от крупных литых киотных крестов с предстоящими святыми не помещались в домашнюю божницу, а крепились прямо на стену в красном углу или комнате, такое бронзовое распятие можно считать семейной реликвией, перед которым происходило обращение к Господу всех членов православной семьи, отсюда и название Моленный крест (Намоленный крест). Размер креста: 34,5х17,5 см. Вес этого старинного креста: 620 грамм .
Молитва Кресту – важная духовная составляющая для каждого, кто обращается к Богу с покаянием и просьбой, кто хочет получить совет и действенную помощь, кто хочет совершить молитву о живущих и тех, кого уже нет. Молитва Честному Кресту («Да воскреснет Бог. ») одна из самых сильных молитв, защищающих от всякого зла, беды и опасностей.
Крест с документом-атрибуцией. Подлинность и почтенный возраст этого старинного бронзового распятия подтверждена сертификатом, заверенным экспертом Министерства культуры РФ. Внимание. Данный крест является исторической и культурной ценностью и не подлежит свободному перемещению через таможенную границу Российской Федерации согласно Закону РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей».
С лицевой стороны Распятие Христово украшено эмалями белого и синего цвета. Оборотная же сторона этого большого старинного распятия несет на себе текст похвалы кресту: “Крест хранитель всея вселенныя, Крест красота церкви, Крест царей держава, Крест верным утверждение, Крест ангелов слава, Крест бесов язва”. В центре представлено «Распятие Христово», на концах средней перекладины изображены солнце и луна, по нижнему краю рельефный текст: «КРЕ(С)ТУ ТВOЕМУ ПOКЛАНZЕМСZ ВЛ(А)Д(Ы)КO. » На верхнем конце — Господь Саваоф. В нижней части изображены град Иерусалим, гора Голгофа и глава Адама. Отличная сохранность и четкость рельефа, несмотря на более чем 100 летний возраст, делают этот крест интересным для коллекционеров Русского Медного Литья XVIII-XIX веков.
Большой (высота 37.6 см!) старинный бронзовый крест (медный крест) с молитвой и крестом на обороте. Россия, XIX век.
Купить редкий старинный бронзовый крест Распятие Вы можете у нас!
Редкий случай, когда Вы можете киотный крест купить по доступной цене, став хранителем прекрасного религиозного предмета!
Если крестов-тельников медница могла изготовить за день до 500 штук, то крупные киотные старинные православные кресты выпускались уже в количестве 10-20 штук: тут и металла уходило больше и тщательность в изготовлении требовалась совершенно иная.
Медное литье – особый промысел, характерный именно для России, это и особенная гордость наша, и те, кто сегодня владеет подобными предметами может быть искренне рад тому, что сохраняет для будущих поколений уникальные творения русских мастеров!
Удивительно, но сегодня, при наличии передовых литейных технологий и материалов невозможно в точности повторить те красивейшие старинные кресты 18 века и старинные кресты 19 века, что столь мастерски исполнялись при помощи примитивных, по нынешним меркам, технологических приемов!
Тончайшие элементы рельефа, пластика фигур, тщательная проработка узоров – все это старинные кресты из старообрядческих медниц!
Старинные кресты и распятия можно было тогда купить во многих местах, сегодня они – желанные экспонаты музеев и частных собраний, но дело в том, что «благодаря» привычке начищать такие предметы к праздникам до блеска, хозяева часто наносили непоправимый ущерб рельефу и эмалям, поэтому в достойной сохранности таких предметов сегодня можно встретить, увы, мало. Старинные бронзовые кресты удивительны и неповторимы! Даже при всей внешней схожести отдельных типов Вы всегда найдете между ними множество мелких и крупных отличий, поэтому в больших коллекциях пластики всегда соседствует множество схожих, по иконографии, экспонатов, имеющих неоспоримые различия.
Представленный Вашему вниманию, очень крупный бронзовый крест красив и радует отличной сохранностью своего рельефа! Прежние хранители произвели нежную полировку лицевой поверхности, оставив заднюю узорную поверхность (кстати, обратите внимание на тончайшее узоречье цветочного орнамента, украшающее оборотную сторону креста!) под оригинальной патиной, являющейся, по сути, индикатором 100%-ой подлинности предмета!
Старинные кресты и их стоимость сильно разнятся. Почему? Объяснить будет легко. Купить крест старинный сегодня можно очень дешево, а можно и крест Распятие купить дорого. Сколько стоит старинный крест? Сейчас попробуем ответить на этот вопрос.
Все зависит от размера, состояния, сложности предмета! Большие старинные кресты будут стоить (при одинаковом состоянии и количестве цветов эмалей, если таковые имеются) больше, чем средние или маленькие. Многое зависит и от качества самой отливки и от мастера, изготовившего такой старинный крест! Например, кресты мастера Хрусталева – это наиболее дорогие предметы, на них будет стоять особая маркировка мастера, а такие же кресты, но без маркировки обойдутся Покупателю значительно дешевле.
Киотный крест 18 века будет всегда дороже креста из века 19-го, это тоже закономерный порядок в оценке таких вещей.
Представленный крест с Распятием Иисуса Христа – прекрасный образчик мастерства резчика и литейного искусства, это коллекционный предмет и религиозный, «вечный» памятник искусства патриархальной России XIX века.
Крест большой старинный – украшение Вашего дома, объект для искреннего моления, его Вы сможете хранить и передать своим детям, которые, мы уверены, с благодарностью и радостью примут от Вас сей добрый подарок!
На крест киотный цена доступна и каждый из Вас сможет совершить покупку для себя или своих близких людей!
Старинная открытка Дуб Маврийский. XIX век.
Старинная печатная икона Богородицы Всех Скорбящих Радость с грошиками. Россия, XIX век.
Журналы СССР – старинный журнал Огонек. СССР, Москва, № 30, 30 октября 1940 года.
Старинный стеклянный пузырек (бутылочка) овального сечения "Т-во Брокаръ"! Конец XIX, начало XX века.
Икона Воскресение Христово и Сошествие во ад с Двунадесятыми Праздниками, домашний иконостас. Россия, Центральный регион империи, XIX век.
Старинный миниатюрный стеклянный пузырек (бутылочка). Аптечный пузырек. Конец XIX, начало XX века.
Меднолитые кресты с Распятием XVIII — XIX вв.
Крест — символ христианской веры, им увенчаны храмы, одежды священнослужителей, его носят на груди верующие, без креста не обходится ни один христианский обряд. Этот символ принят церковью в память мученической смерти Иисуса Христа, распятого на кресте. Образ распятого Христа Спасителя изображался художниками и иконописцами на многочисленных фресках, картинах, гравюрах и иконах. С развитием на Руси техники литых рельефных изображений священного содержания, на литые кресты был перенесен и иконографический сюжет Распятия. Литые кресты с изображением Распятия по своему назначению делятся на тельные, нагрудные, киотные и напрестольные.
Тельные кресты даются каждому православному христианину как знак крещения; с помощью шнурка или цепочки они надеваются на шею и носятся под одеждой на теле. По народному поверию эти кресты должны быть обязательно медными; отличаются небольшими размерами от 2,5 см до 5 см.
Нагрудные (наперсные, воротные) кресты (на рисунке 6, 7) носятся на груди поверх одежды священниками, монахами, паломниками, благочестивыми мирянами; в церковной жизни нагрудные кресты применялись и как награда для священнослужителей.
Киотные кресты (на рисунке 2, 3, 4) помещались на специальных полочках (киотах, кивотах) среди святых икон в красном углу; ими венчали домашние иконостасы, прикрепляли на косяки дверей жилища; брали с собой в странствия, походы, поездки для устроения временных алтарей. Отличаются от нагрудных крестов большими размерами и не имеют ушка для шейного шнура.
Часто встречаются киотные кресты украшенные дополнительными элементами: шестикрылыми серафимами, квадратными клеймами с сюжетами праздников, прямоугольными вертикальными пластинами с фигурами предстоящих.
Напрестольные кресты ( на рисунке 1, 5) входят в состав необходимых принадлежностей христианского храма; располагаются на престоле алтаря рядом с Евангелием, Дарохранительницей, Дароносицей и др., применяются при проведении церковных служб. Отличаются от нагрудных и киотных крестов большими размерами — от 30 см и выше, дополнительных украшений, как правило, не имеют.
К середине XVII века окончательно сложились строго установленные правила изображения сюжета Распятия на восьмиконечных меднолитых крестах, иными словами, четко определились их иконография и общий облик. В настоящей статье мы рассмотрим иконографию вышеуказанных крестов, исключая кресты тельные, т.к. сравнительно небольшие размеры не позволяли разместить на их поверхности полную композицию Распятия. Если не принимать во внимание различие в размерах, пропорциях, отсутствие или наличие эмали, дополнительные элементы и др., а рассматривать только сюжет изображения Распятия, то значительную часть нагрудных, киотных и напрестольных крестов можно условно разделить на два основных типа композиции.
К первому типу относятся кресты, в верхней части которых изображены Господь Саваоф (Бог Отец), голубь (Бог Дух Святой) и аббревиатура: I Н Ц И на титле Голгофского креста.
Ко второму типу относятся кресты, в верхней части которых изображен Нерукотворный Образ Христа (Спас Нерукотворный) и на титле Голгофского креста сокращенная надпись: I С X С. Изображение голубя (Духа Святого) отсутствует. Как видим, в первом случае изображен Бог Отец, во втором — Бог Сын. Это основное принципиальное отличие между вышеуказанными типами композиции Распятия, оно наблюдается в верхней части восьмиконечных литых крестов, в остальном характер изображения в группах первого и второго типов совпадает практически полностью.
Кратко перечислим, что изображено иа восьмиконечном, без дополнительных украшений, кресте, относящемуся к первому типу композиции. В верхней части дана поясная фигура Господа Саваофа в анфас, голова в звездчатом нимбе, в левой руке он держит сферу с крестом (символ власти), правой, согнутой перед грудью, благословляет. Чуть ниже Саваофа — две фигуры, парящих над вершиной Голгофского креста, ангелов с убрусами (платками) в руках, чтобы вытирать кровь с лица Распятого. Между ангелами на квадрате (иногда на круге) — изображение голубя (Духа Святого). В центральной части — рельефное изображение Голгофского, тоже восьмиконечного, креста с пригвожденным к нему Христом. Глаза его закрыты, он мертв и обнажен, голова в крестчатом нимбе склонена к правому плечу, руки распростерты почти горизонтально, на чреслах набедренная повязка, ноги прибиты каждая отдельно. На средней перекладине но правую и левую руку Христа круглые личины небесных светил солнца и луны, по евангельскому преданию померкших в момент казни. На поле нижней (скошенной) перекладины)], как бы за Голгофским крестом, изображены архитектурные строения, символизирующие город Иерусалим, в окрестностях которого происходила казнь. Внизу, у основания Голгофского креста, череп — голова Адама, т.к. по преданию Адам был погребен на горе Голгофа (Лобное место). Слева и справа от Голгофского креста изображены копье и трость с губкой, символы орудий страстей Христовых; с помощью трости с влажной губкой римские воины смачивали губы, мучаемого жаждой, Христа, а когда он испустил дух, копьем пронзили ему ребра, чтобы убедиться в смерти. Нижняя перекладина Голгофского креста изображается наклонной, что символизирует связь Христа и с обитателями земли, и с небом.
В верхней части восьмиконечного литого креста, относящегося ко второму типу композиции, дан Нерукотворный Образ Господа Иисуса Христа или Спас Нерукотворный. Согласно преданию это прижизненное изображение Спасителя возникло чудесным образом, когда Христос приложил убрус (платок) к лицу и на убрусе отобразился его облик. Этот платок был отослан в город Едессу больному царю Авгарю, который исцелился и принял христианство вместе со своими подданными, образ же был помещен над городскими воротами. На убрусе одно только лицо с прядями волос, расходящимися вправо и влево, глаза смотрят прямо на зрителя. Голова окружена крестчатым нимбом, т.е. круглым диском с начертанным внутри равноконечным крестом, нижний конец которого скрывается за головою, на нимбе церковнославянские буквы. Образ Спаса Нерукотворного часто рисовался на боевых знаменах русских воинов со времен Киевской Руси, изображался над городскими и крепостными воротами.
Значительную смысловую нагрузку несут размещенные на кресте сопроводительные надписи, аббревиатуры и отдельные буквы. Надписи даны на церковнославянском языке, многие слова намеренно сокращены или пишутся с пропуском букв, поэтому их перевод будет дан в современной орфографии.
По обе стороны нимба Саваофа — Господь Саваоф; между ангелами — Ангелы Господни; около голубя — Дух Святой; над Голгофским крестом — Царь Славы; аббревиатура: I Н Ц И на титле Голгофского креста — Иисус Назарей, Царь Иудейский (согласно Евангелию эта надпись на дощечке была написана Понтием Пилатом, как указание вины Христа); на крестах второго типа на титле надпись: I С X С — сокращенное именование Спасителя; по сторонам головы Христа — Сын Божий; на нимбе Христа буквы — это написанное славянскими буквами греческое слово, что переводится как сущий, вечно существующий, т.е. тот, кто был, есть и будет — постоянный эпитет Иисуса Христа. Надпись под большой перекладиной Голгофского креста — Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим; буквы К и Т в средней части креста — Копье, Трость; надпись: НИКА — Победитель, в данном случае Христос — Победитель ада и смерти; аббревиатура: М Л Р Б — Место лобное, распят бысть (эта надпись имеет еще два прочтения: Место лобное, раб (рай) бысть); буквы Г Г в подножье Голгофского креста — Гора Голгофа; буквы Г А около черепа — Глава Адама.
На некоторых крестах, как правило нагрудных, на большой перекладине к надписи: Кресту Твоему покланяемся, Владыко и святое Воскресение Твое славим добавляется еще одна: Распятие Господа нашего Иисуса Христа.
Выше мы упоминали о том, что встречаются кресты с дополнительными элементами: серафимами, изображениями праздников и фигурами предстоящих. Шестикрылые серафимы окружают верхнюю часть креста, на небольших нагрудных их обычно два по краям верхней и средней перекладины, на киотных бывает от 4 до 20. Серафимы (огненные, пламенеющие) — высшие духовные существа, относятся к одному из чинов небесной иерархии; они имеют человеческий образ, при этом у каждого из них по шести крыльев; двумя они закрывают свои лица, как недостойные взирать на Господа Саваофа, двумя — ноги, как недостойные того, чтобы Господь взирал на них, и двумя летают, чтобы исполнять повеления Господа.
На квадратных клеймах изображаются великие Двунадесятые праздники, установленные Христианской церковью в память о событиях из жизни Иисуса Христа, Богоматери и некоторых преданий церковной истории.
Существует группа крестов, в основном нагрудных, на которых вышеописанный сюжет Распятия дается в значительном упрощении, очень кратким иконографическом вариантом. На этих крестах изображены Христос, два ангела (вариант: шестикрылый серафим), гора Голгофа (условно) и череп Адама.
До сих пор мы рассматривали лицевую сторону крестов, между тем, значительный интерес представляют надписи, рисунки и орнамент на их оборотной стороне. Эти изображения встречаются не на всех крестах, на небольших по размеру нагрудных они могут отсутствовать, но на киотных и, тем более, на напрестольных оборотная сторона обязательно украшена.
Можно выделить два вида оформления оборота крестов: первый, когда даны текст (похвала кресту) и рисунок Голгофского креста с соответствующими надписями; второй, когда все поле оборота креста заполнено плотным растительным орнаментом в виде побегов с листьями, цветами, виноградными кистями и т.п. Следует отметить устойчивое сочетание иконографии лицевой стороны крестов с оформлением их оборота.
Так, на крестах первого типа композиции (Господь Саваоф и голубь) оборот заполнен текстом — похвалой кресту и рисунком Голгофского креста; на крестах второго типа композиции (Спас Нерукотворный) — только растительным орнаментом. На обороте небольших крестов первого типа композиции может размещаться лишь текст похвалы кресту:
Крест хранитель всей вселенной;
Встречаются кресты первого типа композиции, у которых вышеприведенная молитва является началом другой, значительно большей; текст такой расширенной молитвы — похвалы заполняет все поле оборотной стороны креста.
Меднолитые кресты, для придания им особой декоративности, праздничности и нарядности нередко покрывались цветной эмалью, особенно ярко искусство эмалирования проявилось в произведениях XVIII — XIX веков.
Тематические статьи:
Оставить комментарий
Если вы нашли ошибку
© Sukhenko K. V., 2004-2017. При поддержке AdminCo.org. Сервер предоставлен ks-host.com
При использовании материалов – активная ссылка на сайт обязательна.