Молитва на милостыню

Религиозное чтение: молитва на милостыню в помощь нашим читателям.

Сокровищница духовной мудрости

Делай добро, и от плода трудов твоих, который дает тебе Бог, давай всем бедным просто, нимало не сомневаясь, кому даешь. Всем давай потому, что Бог хочет, чтобы всем было даруемо из Его даров. Берущие отдадут отчет Богу, почему и на что брали. Берущие по нужде не будут осуждены, а берущие притворно подвергнутся суду. Дающий же не будет виноват; ибо он исполнил служение, какое получил от Бога, не разбирая, кому дать и кому не давать. (св. Ерм, 94, 182).

. Как водою спасительного крещения погашается огонь геенский, так милостынею и делами правды утушается пламя грехов (сщмч. Киприан Карфагенский, 64, 269).

. Через милостыни молитвы наши соделываются действенными. милостыня освобождает жизнь от опасности. милостыня избавляет душу от смерти (сщмч. Киприан Карфагенский, 64, 272).

От милости рождается надежда; немилостивый чужд добродетели (прп. авва Исаия, 59, 93).

Милостыня, с разумом творимая, рождает презрение (имущества) и руководит к любви; а немилостивость означает, что нет в человеке добродетели (прп. авва Исаия, 89, 349).

Милостыня, поданная без смирения, не приемлется на небе, и жертва, принесенная без смирения, не угодна Святому Духу (прп. авва Исаия, 92, 116).

Мертвым помогают приношения, совершаемые живыми (прп. авва Исаия, 93, 422).

. Творящий милостыню, чтоб прославлену быть людьми, берет мзду; он уже не милостынодаятель, он не щедр (свт. Василий Великий, 6, 372).

Кто имеет у себя больше, нежели сколько потребно на нужды житейские, тот обязан все сие употреблять на благотворения, по заповеди Господа, Который и даровал нам все, что ни имеем (свт. Василий Великий, 7, 352).

Нет пользы от благотворительности, о которой трубят трубою. (свт. Василий Великий, 8, 6).

. Хлеб, поверженный алчущему, впоследствии приносит стократную пользу (свт. Василий Великий, 8, 79).

. Благодеяние нуждающемуся, сделанное из неправедных прибытков, неприятно Богу. (свт. Василий Великий, 8, 336—337).

Так будем творить милостыню, чтобы обратно получить ее от Бога (свт. Василий Великий, 8, 338—339).

. Кто дает угнетенному бедностию, тот дает Господу и от Него получит награду. (свт. Василий Великий, 10, 271).

. Одно надежное и неотъемлемое богатство — иждивать свое имущество для Бога и для нищих (свт. Григорий Богослов, 13, 107)

. Честолюбие делает многих готовыми к расточительности; но где подаяние не видно, там и тратят неохотно (свт. Григорий Богослов, 13, 120).

. Бог измеряет подаяние не достоинством подаваемого, но силами и расположением плодоносящего (свт. Григорий Богослов, 13, 153).

Если надлежит взойти нам в горнее, то обнищаем влекущим долу, чтоб стать в горнем. Какой же к тому способ? Указует его псалмопение: расточи, даде убогим: правда его пребывает во век века (Пс. 111,9). Кто вступил в общение с нищим, тот поставил себя в единую часть с Обнищавшим ради нас. Господь обнищал, чтобы и ты не убоялся нищеты. Но Обнищавший ради нас царствует над всею тварью. Поэтому если и ты обнищаешь с Обнищавшим, то будешь и царствовать вместе с Царствующим. Ибо блажени нищии духом: яко тех есть Царствие Небесное (Мф. 5,3), которого и мы да сподобимся о Иисусе Христе Господе нашем (свт. Григорий Богослов, 13, 374).

Приходил нищий и ушел, ничего не получив. Боюсь, Христе, чтобы и мне, который имею нужду в Твоей помощи, по моим же законам, не отойти от Тебя ничего не получившим. Ибо кто не дал, тот и получить не надейся (свт. Григорий Богослов, 16, 205).

. Плод милостыни произрастает обильно. Посевай, раздавая, и исполнишь дом добрых приобретений.

По скажешь: «И я беден». Пусть так, давай. Давай, что имеешь, ибо Бог не требует сверх сил. Ты (дашь) хлеб, другой — чашу вина, иной — одежду, и таким образом, общим сбором уничтожается несчастье одного (свт. Григорий Нисский, 24, 401).

Тогда особенно и можешь ты подавать милостыню, когда ты беден. Богатый, опьяненный обилием богатства, пламенеющий жесточайшею горячкой и одержимый ненасытною страстью, желает увеличить свое имущество; а бедный, не зараженный этой болезнью и свободный от этого недуга, легче сделает подаяние из того, что у него есть. Милостыня зависит не от количества имущества, но от степени душевного расположения (свт Иоанн Златоуст, 44, 572).

. Бог требует не изобилия приношения, но богатства душевного расположения, которое выражается не мерою подаваемого, но усердием подающих (свт. Иоанн Златоуст, 44, 572).

. Не уделять из своего имущества есть. похищение. Когда мы не подаем милостыни, то будем наказаны наравне с похитителями (свт. Иоанн Златоуст, 44, 805).

Достоинство бедного составляет одна нужда; кто бы когда ни пришел к нам с нею, не станем ничего исследовать более; потому что мы подаем не нраву, а человеку, и жалеем его не за добродетель, а за несчастье, чтобы и самим нам привлечь на себя великую милость от Господа, чтобы и самим нам, недостойным, сподобиться Его человеколюбия (свт. Иоанн Златоуст, 44, 808).

. Милостыня — царица добродетелей, весьма скоро возводящая людей в Небесные своды, наилучшая защитница (свт. Иоанн Златоуст, 45, 326).

. Как пред дверьми церковными стоят сосуды, наполненные водою, чтобы ты мыл руки, так вне церкви сидят и бедные, чтобы ты омывал руки души (свт. Иоанн Златоуст, 45, 328).

Он тайно берет взаймы, а возвращает долг явно, потому что когда Он получает заем, то получает его через тайную милостыню, а когда отдает, то отдаст пред взорами всей твари (свт. Иоанн Златоуст, 45, 377).

Не так солнце, освещая лед, заставляет таять , как милостыня, столкнувшаяся со множеством грехов, истребляет их (свт. Иоанн Златоуст, 45, 909).

Смотри, сколь велика милостыня. Бог сравнивает сострадательного человека с Самим Собой. Будите убо милосерды, говорит Он, якоже и Отец ваш Небесный милосерд есть (ср.: Лк. 6, 36) (свт. Иоанн Златоуст, 45, 909).

Бедные, получая милостыню, благословляют и молятся о подании множества благ . (свт. Иоанн Златоуст, 46, 208).

Если же ты раздашь, хотя бы тысячи талантов, с гордостью, надменностью и тщеславием, то погубишь все, — подобно тому как фарисей, который отдавал десятую часть из своего имущества, но превозносился и надмевался этим, вышел из храма, погубив все (свт. Иоанн Златоуст, 46, 259).

. Сам Бог повелел давать милостыню не для того, чтобы только насыщались бедные, но чтобы и подающие получали благодеяние, и — даже больше для последних, чем для первых (свт. Иоанн Златоуст, 46, 270).

Ведь то и милостыня, когда подаешь ее с радостью и думаешь, что сам больше получаешь, чем сколько даешь (свт. Иоанн Златоуст, 46, 271).

. Оставив. неуместную пытливость, подавайте (милостыню) всем нуждающимся, и делайте это с великой щедростъю, чтобы и нам самим удостоиться в тот день (будущего Суда) великой милости и снисхождения от Бога. (свт. Иоанн Златоуст, 46, 276).

. Девственник и постник полезен только себе самому, а милостивый сеть общая пристань обуреваемых, избавляет ближних от бедности и удовлетворяет нуждам других (свт. Иоанн Златоуст, 46, 282).

. Милостыня без девства привела питомцев своих с великою славою в Царство, уготованное прежде сложения мира (ср.: Мф. 25, 34) (свт. Иоанн Златоуст, 46, 282).

. Мы, желая избавиться милостынею от болезни душевной и от тяжких ран греховных, должны оказывать ее со всем усердием (свт. Иоанн Златоуст, 46, 284).

. В милостыне не так, . Ты бросаешь серебро, а собираешь дерзновение к Богу, даешь деньги, и берешь грехов разрешение, доставляешь хлеб и одежду, и за это тебе приготовляется Царство Небесное и бесчисленные блага, ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша (1 Кор. 2, 9); а главное из всех благ — то, что ты делаешься подобным Богу, по силе человеческой (свт. Иоанн Златоуст, 46, 293).

Хотя бы мы и не сознавали за собою никакого великого греха, однако будем очищать свою совесть милостынею (свт. Иоанн Златоуст, 46, 308).

Для того отцы наши и поставили бедных пред дверьми молитвенных домов, чтобы один вид бедных мог даже в самом нерадивом и бесчеловечном пробудить воспоминание о милостыне (свт. Иоанн Златоуст, 46, 308).

Подлинно, не так вода по природе своей омывает нечистоты тела, как милостыня силою своею обтирает нечистоту души (свт. Иоанн Златоуст, 46, 308).

Подавать деньги могут многие, а чтобы самому служить нуждающимся и делать это с готовностью, любовию и братскою расположенностью, — для того нужна душа высокая, великая и любомудрая (свт. Иоанн Златоуст, 46, 346).

Ты смотри не на достоинство нуждающегося в помощи, а только на нужду. Хотя бы он был ничтожен, низок и презренен, Христос вменяет тебе это в награду так, как бы Он Сам через него получал благодеяния (свт. Иоанн Златоуст, 46, 347).

. Четыре побуждения к милостыне: достоинство просящего — потому что просящий есть Владыка; потребность нужды — потому что Он алчет; легкость подаяния — потому что Он просит напитать его и требует только хлеб, а не роскоши; и величие дара — потому что за эту малость Он обещает Царство (свт. Иоанн Златоуст, 46, 347).

. Милосердого и человеколюбивого принимает и любит и, если это будет праведник, сплетает ему светлейшие венцы, а если грешник, прощает ему грехи в награду за его сострадание к подобному себе рабу (свт. Иоанн Златоуст, 46, 408).

. Подающий щедрую милостыню и здесь живет с доброй совестью и, когда переселится отсюда, находит великую милость у Судии и услышит вместе с прочими эти блаженные слова: приидите, благословении Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие (Мф. 25, 34) (свт. Иоанн Златоуст, 47, 33).

. Что ни положишь в руки бедных, все то положишь в надежное хранилище — в руку Божию (свт. Иоанн Златоуст, 47, 186).

. Ничто другое так не может избавить нас от огня геенского, как щедрая (милостыня) (свт. Иоанн Златоуст, 47, 336).

. Не станем смотреть на трату денег, когда их нужно бывает давать бедным, а представим себе происходящие отсюда последствия (свт. Иоанн Златоуст, 47, 397—398).

. Имущество наше тогда особенно бывает нашим, когда мы им пользуемся не для самих себя, но исключительно для бедных (свт. Иоанн Златоуст, 47, 732).

Оказывающий внимание бедному и нищему не только уничтожает рукописание своих грехов, но и заключает условие, гласящее: дающий нищему, дает взаем Богу (свт. Иоанн Златоуст, 48, 632).

Нет ничего хуже нечестия, нет ничего несчастнее беззакония против Бога, нет ничего нечестивее хулы на Бога. Но и такое беззаконие может загладить милостыня, если грешник не продолжает своей хулы, но исправляет свой грех покаянием (свт. Иоанн Златоуст, 48, 711).

Когда рука выдает милостыню бедным, то уста да молчат, так чтобы мы не упускали плода и сладкое не становилось бы горьким (свт. Иоанн Златоуст, 49, 356).

По справедливости Бог назвал милостыню семенем, потому что она как семя посевается в землю и приносит многочисленный плод (свт. Иоанн Златоуст, 49, 356).

. Подобно тому, как когда является солнце, то оно разгоняет густой воздух, так точно и милостыня удаляет мрак притеснений и печалей (свт. Иоанн Златоуст, 49, 356).

Если хочешь сделаться равным апостолам ничто не препятствует. Довольно для тебя выполнить одну только добродетель милостыни, чтобы ни в чем не быть скуднее апостолов (свт. Иоанн Златоуст, 50, 487).

Без девства можно видеть Царствие, а без милостыни никакой нет к тому возможности. Милостыня всего нужнее, в ней все заключается (свт. Иоанн Златоуст, 50, 494).

Укрась. кротостию и смирением, сделай его достойным призываемого тобою Бога, наполни благословением и многою милостынею, — можно ведь и словами творить милостыню (свт. Иоанн Златоуст, 50, 532).

. Милостыня есть искусство, которого училище находится на небесах, а учитель не человек, но Бог (свт. Иоанн Златоуст, 50, 539).

. Милостыня по скончании мира еще яснее открывается, по смерти человека наиболее просиявает и обнаруживает свои действия, и не требует ни времени, ни труда, ни чего-либо другого трудного. Она действует и во время болезни твоей, и в старости, сопутствует тебе в жизнь будущую и никогда тебя не оставляет. Она делает тебя сильнее мудрецов и ораторов; люди знаменитые по своей мудрости и ораторству имеют у себя многих завистников, а за тех, которые прославили себя милосердием, бесчисленное множество людей приносят молитвы (свт. Иоанн Златоуст, 50, 541).

. Не только молитва, по и пост также от милостыни заимствует свою твердость (свт. Иоанн Златоуст, 50, 783).

Что может равняться девственности, которая, по своему превосходству, и в Новом Завете не была поставлена необходимым законом? Но и она отвергается, если не соединена с милостынею (свт. Иоанн Златоуст, 50, 783).

. Кто берет принадлежащее другим и передает еще другому, гот не милует, а обижает и оказывает крайнюю несправедливость (свт. Иоанн Златоуст, 51, 89).

Жертвы эти важнее и молитв, и постов, и многих других дел, только бы были (приносимы) от прибытка праведного и таких же трудов, и чисты от всякого любостяжания, хищения и насилия (свт. Иоанн Златоуст, 51, 89).

. хотя подает милостыню с полным усердием и для благоугождения Богу, но этим самым превозносится и высокомудрствует о себе? (свт. Иоанн Златоуст, 51, 269).

Бог требует от нас не значительности дара, а меры сердечного благорасположения; и это знак Его промышления (свт. Иоанн Златоуст, 51, 496).

. Чем же мудрые отличались от юродивых? Тем, что у них с целомудрием соединялась милостыня, девство украшалось добрыми делами: они знали, что вера без дел мертва, они понимали, что одной только добродетели для спасения недостаточно. Хорошо сообразивши все это, они наполнили сосуды свои елеем. Какие сосуды?

Утробы голодных. Посредниками духовного брака они сделали бедных, снарядились в дорогу при помощи своего милосердия. милостыня посевалась, и ожидаемая награда уготовлялась (свт. Иоанн Златоуст, 51, 662).

Пусть хоть тысячи людей видят вас подающими милостыню, только сами вы не обращайте внимания на них и не желайте от них временной славы; а если хотите. иметь зрителей того, что вы делаете, на то есть Ангелы и Архангелы, и Сам Создатель и Владыка всяческих (свт. Иоанн Златоуст, 51, 721).

Бедные — врачи наших душ, благодетели и предстатели, потому что ты не столько даешь им, сколько получаешь; даешь серебро, а получаешь Царство Небесное; облегчаешь бедность, и примиряешь себя с Владыкой (свт. Иоанн Златоуст, 51, 779).

Не проходи же, человек, мимо бедняка с протянутой рукою, хотя во имя того, что эту руку протягивает в его лице Сам Господь (свт. Иоанн Златоуст, 51, 898).

Многие получили помощь от милостынь, совершаемых за них другими. Если они и не совершенно (помилованы), то, по крайней мере, получили некоторое утешение (свт. Иоанн Златоуст, 52, 206).

Источники по большей части находятся в пустынях; и мы изведем души из (мирской) суеты, и потечет от нас милостыня. Кто имеет источник , тот чужд страха; так и мы, если будем иметь источник — милостыню, не будем страшиться (свт. Иоанн Златоуст, 52, 215).

Бог за тебя предал Сына, а ты но даешь и хлеба Ему, за тебя Преданному, за тебя Убиенному (свт. Иоанн Златоуст, 52, 687).

. Обращай внимание не на трату денег, но на пользу от этой траты. Если сеятель радуется, хоти и сеет к неизвестности на будущее, тем более должен радоваться возделывающий небо. Если ты и мало дал, но с радостью, то дал много, равным образом, если ты и много подал, но с прискорбием, то из многою сделал мало (свт. Иоанн Златоуст, 52, 759).

Милостыня — пища души. И как вино и хлеб служат на пищу и веселие тела, так и милостыня с молитвой являются врачевством и радостью для души (свт. Иоанн Златоуст, 52, 960).

Милостыня имеет такую же силу, как и Святое крещение: подобно тому как святая купель очищает грехи людей, так и милостыня очищает прегрешения милосердных душ (свт. Иоанн Златоуст, 52, 962).

Милостыня состоит не в том, чтобы только давать деньги, но чтобы давать с чувством милосердия. И на зрелищах дают деньги. но это не милостыня. И блудники дают деньги блудницам, но это дело не человеколюбия, а пьяного бесчинства. Им-то подобен и тот, кто (подает милостыню) из тщеславия (свт. Иоанн Златоуст, 53, 596).

. Милостыня есть благо и Божий дар, и подаяние милостыни уподобляет нас по силе возможности Самому Богу. Это больше всего и делает человека человеком (свт. Иоанн Златоуст, 53, 619).

. При совершении чудес ты сам делаешься должником Богу, а в деле милостыни ты одолжаешь Бога (свт. Иоанн Златоуст, 53, 620).

Тот, кто оказывает другому милость, должен радоваться, а не печалиться. Не безрассудно ли, в самом деле, облегчая скорбь другого, самому скорбеть? Тогда ты делаешь свое подаяние уже не милостыней (свт. Иоанн Златоуст, 53, 620).

Как дети богачей имеют на шее золотое украшение и никогда не снимают его в знак благородства, так и нам всегда должно возлагать на себя милостыню, чтоб показать, что мы дети Милосердого, Который солнце Свое сияет на злыя и благия (Мф. 5, 45) (свт. Иоанн Златоуст, 54, 222).

Милостыня — это великая красота и драгоценность, великий дар или, лучше, великое благо. Если мы научимся презирать деньги, то научимся и прочему. Смотри, сколько добра происходит отсюда: подающий милостыню, как должно давать, научается презирать деньги; научившийся презирать деньги исторг корень зол. Потому-то он делает добро не столько другим, сколько себе; не только потому, что милостыне предлежит воздаяние и награда, но и потому, что душа делается любомудрою, высокою и богатою. Дающий милостыню приучается не дорожить ни деньгами, ни золотом, а приучившийся к этому сделал весьма великий шаг к небу и уничтожил бесчисленные предлоги к вражде, ссоре, зависти и печали (свт. Иоанн Златоуст, 54, 222—223).

Через милость мы избавимся огня геенского. В противном случае за что умилосердится и помилует нас Бог? (свт. Иоанн Златоуст, 54, 227).

. Мы не должны говорить, что Царство Небесное покупается за деньги: не за деньги, но за свободное решение, обнаруживаемое через деньги. Деньги, однакож, нужны, скажешь? Не деньги нужны, а решение. Имея это последнее, ты можешь и за две лепты купить небо, а без него и за тысячу золотых талантов не купишь того, что можешь купить за две лепты (свт. Иоанн Златоуст, 54, 348).

. Милостыня предназначена только для тех, которые не имеют силы трудами рук своих удовлетворять своих нужд, или для наставников, всецело посвятивших себя делу учения (свт. Иоанн Златоуст, 54, 609).

У кого недостаток в милости, тому следовало бы молчать и не возводить очей к небу; а он еще осмеливается многоглагольствовать! (свт. Иоанн Златоуст, 54, 763).

Без милости и молитва бесплодна. Без нее все нечисто, все бесполезно, без нее теряется большая часть добродетели (свт. Иоанн Златоуст, 54, 763).

Милостыня есть мать любви — любви, отличающей христианство, превосходящей все знамения, служащей признаком учеников Христовых. (свт. Иоанн Златоуст, 54, 880).

Милостыня очищает грехи блудников и накопляет благую мзду. Милостыня убеляет души и уготовляет (вечные) наслаждения. О, милостыня, жизнь душ, водительница души, прекраснейшее оружие! Бросьте золото — и получите Христа. Дайте серебро и примите Духа Святаго. Разбросайте медь — и вместе с нею выбросится яд греха (свт. Иоанн Златоуст, 54. 941 942).

. Истинная милостыня тогда и бывает, когда оказывается грешникам или виновным . (свт. Иоанн Златоуст, 55, 100—101).

О, жестокость! О, бесчувственность! Для чего, говоришь ты, они обнажают изувеченные члены? Для тебя. Если бы мы были сострадательны, то им не нужно было бы прибегать к таким средствам <.>

Ты называешь нищего бесстыдным. Сам, похищая чужое, ты не считаешь себя бесстыдным; а просящий хлеба бесстыден? Ужели ты не знаешь, как сильна потребность желудка? Не делаешь ли ты все для него? (свт. Иоанн Златоуст, 55, 108—109).

. Когда кто-нибудь просит пищи, то не исследуй; здесь ты не столько даешь, сколько сам принимаешь (свт. Иоанн Златоуст, 55, 110).

. Если мы будем подавать всем без разбора, то постоянно будем оказывать милосердие; а если станем исследовать, то никогда не окажем милосердия. (свт. Иоанн Златоуст, 55, 110).

. Мы но дружбе с людьми часто подвергаемся опасностям, а для (дружбы) с Богом не хотим даже истратить денег (свт. Иоанн Златоуст, 55, 193).

Если же ты не хочешь подать столько, сколько эта вдова, то отдай по крайней мере все лишнее; пусть будет у тебя всего достаточно, но без излишества (свт. Иоанн Златоуст, 55, 233).

. Готовность помогать нуждающимся у всех любящих Христа ни откуда больше происходит, как только от добросердечия (свт. Иоанн Златоуст, 55, 387).

. Когда ты увидишь человека, который творит милостыню и совершает тысячу других добрых дел, и таким образом сокрушает силу диавола и подвергается затем искушениям и опасностям, не смущайся этим: потому он и подвергается искушениям, что слишком сильный удар наносит диаволу (свт. Иоанн Златоуст, 55, 640).

Итак, не будем говорить: такой-то порочен и недостоин благодеяния, такой-то презренный, такой-то отверженный. Смотри не на достоинство нуждающегося в помощи, а па одну только нужду. Хотя бы то был человек ничтожный, отверженный, презренный, Христос однако вменяет тебе награду так, как будто Сам получил благодеяние через него (свт. Иоанн Златоуст, 55, 670).

. Будем помышлять, какие бы мы могли доставить утешения усопшим, — вместо слез, вместо рыданий, вместо поминок — милостыни, молитвы, приношения, — чтобы и они, и мы достигли обещанных благ. (свт. Иоанн Златоуст, 55, 877).

Послужи милостыне. Когда внутри тебя обретается она, тогда изображается в тебе оная святая красота, которою уподобляешься Богу (прп. Исаак Сирин, 58, 14).

Некто из святых сказал. «слеп милостивый, если не бывает справедлив, разумею же, что должен давать другому из добытого собственными усилиями и трудами, а не из добытого ложью, неправдой), ухищрениями» (прп. Исаак Сирин, 58, 278).

. Если милостивый не бывает выше своей правды, то он немилостив, т. е. милостивый не только дает людям милостыню из своего собственного, но и с радостью терпит от других неправду, и милует их (прп. Исаак Сирин, 58, 278).

Когда же подаешь, подавай с великодушием, с ласковостью на лице, и снабди в большей мере, нежели сколько просил (прп. Исаак Сирин, 58, 286).

Ничто не может так приблизить сердце к Богу, как милостыня. (прп. Исаак Сирин, 58, 286).

В смирении посевай милостыню, и пожнешь милость на Суде (прп. Исаак Сирин, 58, 291).

Щедрые подаяния и вместе заушения то же, что в меду омоченный мел (прп. Исаак Сирин, 58, 411).

Иной подает милостыню для того, чтобы благословилось поле его, и Бог благословляет его поле, и он достигает своей цели. Другой подает милостыню для того, чтобы спасся его корабль, и Бог спасает корабль его. Иной подает ее за детей своих, и Бог спасает и хранит детей его. Другой подает ее для того, чтобы прославиться, и Бог прославляет его. Ибо Бог не отвергает никого, но каждому подает то, чего он желает, если только это не вредит душе его. Но все сии уже получили награду свою, и Бог ничего не должен им, потому что они ничего душеполезного не искали у Него, и цель, которая была у них в виду, не имела отношения к их душевной пользе. Ты сделал это для того, чтобы благословилось поле твое, и Бог благословил твое поле; ты сделал сие за детей своих, и Бог сохранил детей твоих. Ты сделал это, чтобы прославиться, и Бог прославил тебя. Итак, что же должен тебе Бог? Он отдал тебе плату, за которую ты делал.

Иной подает милостыню для того, чтобы избавиться от будущего мучения: этот подает ее для (пользы) души своей; этот подает ради Бога, однако же и он не таков, как хочет Бог, ибо он еще находится в состоянии раба, а раб не добровольно исполняет волю господина своего, но боясь быть наказанным: также и сей подает милостыню для того, чтобы избавиться от мучения, и Бог избавляет его от оного. Другой подает милостыню для того, чтобы получить награду: сей выше первого, но и этот не таков, как хочет Бог: ибо он еще не находится и состоянии сына, но, как наемник, исполняет волю господина своего, чтобы получить от него плату и прибыль: также и сей подаст (милостыню) для того, чтобы приобрести и получить награду от Бога. Мы должны подавать милостыню ради самого добра, сострадая друг другу, как своим членам, и так угождать другим, как бы мы сами принимали от них услуги; подавать так, как будто бы мы сами получаем; и вот сие-то есть разумная милостыня; так приходим мы в степень сына. (прп. авва Дорофей, 29, 166— 168).

Никто не может сказать: «Я нищ, и мне не из чего подавать милостыню»; ибо если ты не можешь дать столько, сколько оные богачи, влагавшие дары свои в сокровищницу, то дай две лепты, подобно оной убогой вдовице, и Бог примет это от тебя лучше, чем дары оных богатых (см.: Мк. 12, 42). Если и того не имеешь, имеешь силу и можешь служением оказать милость немощному брату. Не можешь и того? Можешь словом утешить брата своего; и так окажи ему милосердие словом и услышь сказанное: слово благо паче даяния (ср.: Сир. 18, 17). Если же и словом не можешь помочь ему. то можешь, когда огорчится на тебя брат твой, оказать ему милость и потерпеть во время его смущения, видя его искушаемым от общего врага, и вместо того, чтобы сказать ему одно слово и тем более смутить его, (ты можешь) промолчать: сим окажешь ему милость, избавляя душу его от врага. Можешь также, когда согрешит пред тобою брат твой, помиловать его и простить ему грех его, чтобы и ты получил прощение от Бога; ибо сказано: отпущайте, и отпустятся вам (ср.: Лк. 6, 37); и так ты окажешь милость душе брата своего, прощая его, в чем он согрешил против тебя, ибо Бог дал нам власть, если хотим, прощать друг другу согрешения, между нами случающиеся. Таким образом, не имея, чем оказать милосердие телу, ты помилуешь душу его. А какая милость более той, чтобы помиловать душу? Как душа драгоценнее тела, так и милость, оказанная душе, больше оказанной телу (прп. авва Дорофей, 29, 168—169).

Не подумай же, брат мой, что Бог беден и имеет нужду в нашем достоянии, чтоб питать бедных, и потому повелевает нам быть к ним милостивыми и, сколько сил есть, исполнять сию заповедь. Не так, брат мой, не так. Но человеколюбивый Господь то, что внесено в жизнь нашу диаволом через любоимание на погибель нашу, это самое хочет посредством милостыни обратить во спасение нам. Диавол усоветовал нам усвоять себе, считать своею собственностью и для себя сокровиществовать то, что Бог создал для общего всех людей употребления, чтоб через такое любоимание привить к нам два греха и сделать нас повинными вечному мучению: первый — грех бессердечия и не милосердия, а второй — грех упования на имущество свое, а не на Христа <.>

И вот еще почему с радостью должны мы опорожнять свои сокровищницы, с таким тщанием набиваемые и с такою опасливостью хранимые, в надежде получить истинное обетование Христово, в коем обетовал Он за все воздать сторицею. Бог знает, что мы совсем завладены похотью любоимания и одержимы маниею к богатству, так что нам расстаться с ним и отцепиться от него крайне трудно: отчего если случится кому потерять его по каким-либо причинам, то он не рад бывает и самой жизни. Зная сие, Он и употребил сообразное с нашей немощью врачевство, обещая воздать нам за то, что раздадим бедным, сторицею, чтоб только расположить нас к такому раздаянию и через то прежде всего избавить от осуждения за страсть любоимания, а потом отучить возлагать надежду спою на богатство и освободить души наши от тяжких его уз; по освобождении же от них дать нам простор беспрепятственно исполнять заповеди Христа Господа и работать Ему со страхом и трепетом, не с тем, чтобы Богу сделать какое-либо одолжение, но с тем, чтобы самим от Него получить сию самую милость и благодать — быть рабами Ему и служить Ему истинно (прп. Симеон Новый Богослов, 76, 192—193).

Что раздать имение свое бедным есть дело доброе и спасительное, это не требует доказательства; но одно это доброе дело не может сделать человека совершенным по Богу, без претерпения искушений (прп. Симеон Новый Богослов, 76, 195).

. Для Бога приятнее видеть, когда ты один динарий дашь бедному с тою лишь целью, чтобы благоугодить Божественному Его величествию, нежели когда ты обнажился бы от всего своего имущества с другою какою целью, даже с тою, чтобы получить небесные блага, хотя такая цель и добра, и желательна (прп. Никодим Святогорец, 70, 41).

Он заповедует превратить земное имение милостынею в небесное имение, чтоб самое сокровище человека, находясь на небе, влекло его к небу (свт. Игнатий Брянчанинов, 40, 172).

Перенося милостынею тленное имущество свое на небо, христианин неприметным образом перенесет на небо сердце свое, как Сам Господь засвидетельствовал: Идеже бо сокровище ваше, ту и сердце ваше будет (Лк. 12, 34) (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 266).

Живущим в обществе нечем спасаться, кроме милостыни. Чем больше делают ее, тем ближе подходят к равноангельской жизни великих отшельников (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 40).

В одном монастыре жил затворник. Он решил принять себе за правило никогда ничего не брать от кого бы то ни было. Однажды явился в монастырь старейшина города с милостынею и, раздав каждому монаху по сребренику, стал умолять затворника, чтобы и он принял от него златницу. Старец, не желая оскорбить почтенного гостя, принял подаяние.

Старейшина ушел, а затворник, пропев каноны и прочитав положенные молитвы, лег по обычаю на рогоже, чтобы немного уснуть. Что же? Вдруг он увидел себя стоящим на поле, которое все было покрыто дурной травой. Тут явились монахи его монастыря, а вместе с ними и грозный юноша, который приказал им жать терние. Потом приступил и к нему самому со словами: «Опояшься и жни худую траву». Затворник стал отговариваться. Тогда юноша сказал: «Не имеешь права уклоняться, ибо нанялся с твоими монахами, взявши деньги у бывшего у вас вчера старейшины. Итак, приступи и жни». В этот момент затворник проснулся и тотчас понял смысл видения. Он пригласил к себе старейшину, давшего ему милостыню, и стал умолять, чтобы тот забрал свое подаяние. Когда же он отказался, старец сказал: «Не хочу чужие грехи принимать, ибо и своих у меня множество!» — выбросил подаяние и затворил окно своей кельи.

Сурово поступил затворник, не приняв милостыни от старейшины. И это потому, что боялся ответственности за его грехи (112, 527—528).

Говорил некий старец: «Часто случается, что иной делает много добра, но диавол влагает в сердце его мелочную расчетливость в ничтожных вещах, чтобы похитить у него ту награду от Бога, которую он мог бы заслужить. Однажды, когда я был в Оксиринхе и сидел в гостях у одного пресвитера, подававшего много милостыни, пришла к нему вдова и просила немного пшеницы. Он сказал ей: «Поди, принеси четвертик, — я отмерю тебе». Она принесла. Он, смерив рукою четвертик, сказал: «Слишком велик!» Эти слова заставили вдову покраснеть. Когда она вышла, я спросил его: «Авва, ты дал пшеницу взаймы вдове или нет?» Он отвечал: «Нет! Подарил». Я сказал на это: «Итак, если ты все отдал даром, то для чего позволил себе быть расчетливым в мелочи и привел вдову в смущение?» (106, 508—509).

Блаженный Авраамий Афонский был очень милосерд и сострадателен к нищим своим братиям, так что все получаемое от сродников и друзей передавал бедным, а если не имел что дать, то снимал с себя одежду и одевал нищих, считая наготу своего тела — царским одеянием, а холод — приятною теплотою (95, 8).

Некий человек, живший в Царьграде, был чрезвычайно милостив к нищим. Когда он ходил по городским улицам, за ним всегда следовало много нищих, и он каждому влагал в руку милостыню. Ближайший из его друзей как-то спросил, что заставляет его быть столь милостивым? Он отвечал, что, будучи десятилетним отроком, однажды зашел в церковь и услышал от старца, поучавшего народ, что кто дает нищему милостыню, дает ее Самому Господу Иисусу Христу. Друг засомневался в словах старца, но тут увидел нищего, над которым был Господь Иисус Христос, и ужаснулся он. Когда один из проходивших подал сему нищему хлеб, этот хлеб принял Сам Иисус Христос и, взамен хлеба, благословил подавшего. Видя такое чудо, он уверовал, что, подлинно, дающий нищему дает Самому Христу, и с тех пор, сколько мог, раздавал милостыню (112, 66).

Преподобный Пафнутий Боровский часто говаривал о том, что одна милостыня только может спасти нас, и рассказывал об одном человеке, который всю свою жизнь творил милостыню, и по смерти было о нем такое откровение. Стоял он у реки огненной, через которую не мог перейти в места райские, и вот внезапно собралось множество нищих и стали они ложиться перед ним, один за другим, так что выстроился как бы мост, по которому он перешел реку пламенную. «Можно было бы ему, — говорил преподобный, — по воле Божией быть перенесенным туда на руках ангельских, но Господь устроил для него сей чудный мост ради его нищелюбия» (115, 244).

Что касается пользы милостыни для усопших, то сие видим из следующего. Кир-Лука рассказывал, что пришел к нему в монастырь его брат. Приняв ангельский чин, он прожил небрежно и, не исправленный ни советами, ни слезами брата, умер. Сердобольный, попечительный старец не переставал молиться о нем, прося Бога открыть ему участь брата. И на молитве авва увидел душу брата своего в бесовских руках. Старец сразу же послал осмотреть келью умершего. Посланные нашли там золото и дорогие вещи. Старец попросил отнести их в ближайший город и раздать нищим. Сделав это, старец увидел на молитве судилище Божие и Ангелов, спорящих с бесами за душу брата. Бесы вопили: «Ты праведен, душа эта много грешила, и поэтому она наша». Ангелы говорили, что она избавлена милостынею, розданною за нее старцем. Тогда бесы исчезли, а душа была освобождена от их мучений (112, 924-925).

Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Оценка 4.4 проголосовавших: 163
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here