Молитва на освящение хлебов

Религиозное чтение: молитва на освящение хлебов в помощь нашим читателям.

Служебник (цсл)

Содержание

  • В начало
  • Перейти на

Молитва на благословение артоса во Святую неделю Пасхи

Принесен бывает артос, сиесть хлеб на сие приуготовленный, и на нем крест написанный обычно, к иерею в олтарь, по совершении Божественныя Литургии и по заамвонней молитве, рекшу диакону:

Господу помолимся. И клиру: Господи, помилуй.

Чтет над ним иерей молитву сию:

Боже всесильный и Господи Вседержителю, иже рабом Твоим Моисеом во исходе Израилеве от Египта, и в освобождении людей Твоих от горькия работы фараоновы, агнца заклати повелел еси, прообразуя на кресте закланнаго волею нас деля Агнца, вземлющаго всего мiра грехи, возлюбленнаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа. Ты и ныне, смиренно молим Тя, призри на хлеб сей, и благослови, и освяти его. Ибо и мы, раби Твои, в честь и славу, и в воспоминание славнаго воскресения тогожде Сына Твоего Господа нашего Иисуса Христа, Имже от вечныя работы вражия и от адовых нерешимых уз разрешение, свободу и преведение улучихом, пред Твоим величеством ныне во всесветлый сей, преславный и спасительный день Пасхи, сей приносим: нас же сего приносящих, и того лобзающих, и от него вкушающих, Твоему небесному благословению причастники быти сотвори и всякую болезнь и недуг от нас Твоею силою отжени, здравие всем подавая. Ты бо еси источник благословения и цельбам податель, и Тебе славу возсылаем Безначальному Отцу, со Единородным Твоим Сыном, и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков.

Абие же кропит артос священною водою, глаголя: Благословляется и освящается артос сей, окроплением воды сея священныя, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. Трижды.

И посем исходит, и полагает его на аналогии, людие же приемлюще антидор, лобзают артос.

Молитва на раздроблeние артоса в субботу Светлыя недели

По Божeственной литургии, принесeну бывшу артосу обычно в трапeзу, и отпевше трижды, Христос воскресе: с поклонeнием, прочeтшу, Отче нaш: и трапeзу благословившу обычно, диaкон глаголет:

Господу помолимся. И брaтия: Господи помилуй.

Иерeй глаголет молитву сию над артосом:

Господи Иисусе Христе, Боже нaш, Хлебе ангельский, Хлебе живота вечнаго, сошeдый с Небесе, напитaвый нaс во всесветлыя сия дни пищею духовною Твоих Божественных благодеяний, триднeвнаго рaди и спасительнаго воскресения, призри и ныне, смирeнно молим Тя, на мольбы и благодарения наша. И якоже благословил еси пять хлебов в пустыне, и ныне благослови хлеб сeй, яко да вси вкушaющии от него, телeснаго и душeвнаго благословeния и здрaвия сподобятся благодaтию и щедротами Твоего человеколюбия. Ты бо еси освящeние нaше, и Тебе слaву возсылaем со безначaльным Твоим Отцом, и всесвятым, и благим, и животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков.

Раздробив же артос обычно, раздаeт всем прeжде обеда. Может же раздробить его и на литургии по заамвонной молитве, и раздавaть верующим вместо антидора.

Молитва на благословение новаго меда в первый день августа

Необыменный в милости и неизреченный во щедротах, Господи Иисусе Христе, дивен Сый во славе и творяй чудеса. Ты, действом Святаго Духа иногда благословивый Израиля и его медом насытивый от камене, Сам и ныне призри свыше на создание Твое сие, и благословением Твоим Небесным благослови и освяти соты пчел и от них мед, и подаждь ему действенну благодать, паче всех совершенну, да всяк от него вкушаяй, приемляй и ядый обрящет благополучное здравие, и пищею сею насытится, и исполнится всякаго блага.

Яко Ты еси подаваяй всяческая благая и Тебе славу возсылаем со безначальным Твоим Отцем и пресвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

И кропит священною водою.

Молитва на благословение гроздия в шестый день августа

Подобает ведати: Яко предание имамы от святых отец, от спасительнаго сего праздника Преображения снедати гроздие, идеже обретается, благословение приемше от иерея. Принесену бывшу гроздию в церковь и по анафоре раздроблену.

Глаголется же сия молитва на благословение гроздия от святителя или от иерея:

Господу помолимся. Господи помилуй.

Боже, Спасителю наш, благоволивый виноград нарещи Единороднаго Твоего Сына, Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и Тем плод безсмертия нам дарова, Сам и ныне плодный сей виноград благослови и нас, рабы Твоя, вкушающия от него, Истиннаго Винограда причастники сотвори, неврежденну жизнь нашу сохрани, и мир нам всегда даруй, и вечными Твоими неотъемлемыми даровании жизнь нашу украси, молитвами Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и всех Твоих святых, от века Тебе благоугодивших, яко Благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Безначальному Отцу, со Единородным Твоим Сыном и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва о приносящих начатки овощей

Владыко Господи, Боже наш, Твоя от Твоих приносити Тебе по предложeнию комyждо повелевый, и вечных Твоих благ воздаяние сим дaруяй, иже вдовы по силе приношeние благоугодно приeмый, приими и ныне принесенная от раба Твоего [или рабы Твоея] имярек, и в вечных Твоих сокровищах возложитися сим сподоби. Дaруй ему [ей] и мирскихъ Твоих благ обильное восприятие, со всеми полeзными ему [ей].

Яко благословися имя Твое, и прославися Твое Царство, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Молитва над всяким плодом

Господи, Боже наш, положивый верующим в Тя пользование творении Твоими, Сам благослови предлежащия плоды сия словом Твоим, молимся Тебе, милостию и человеколюбием Единороднаго Сына Твоего, с Нимже благословен еси, со Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Благословение хлебов

Заменив собою литургию и агапу, вечерня должна доставить молящимся и трапезу, хотя бы такую, какую позволяет святость храма. Это и делается в том виде, что молящимся предлагаются благословенные хлеб и вино, вместе с коими благословляются (как бы для завтрашней трапезы) елей и пшеница. С этой целью еще во время совершения литии приготовляется («предукрасившуся» — προευτρεπισθέντος) «четвероножец» (τετραπόδων), или, как он далее назван, «стол», столик, по обе стороны которого и ставятся литийные подсвечники; на столике ставится блюдо (δίσκος) с пшеницей (σίτος) и пятью (по числу евангельских) «хлебами, из которых (ων, в слав, «еже» относится не к «блюдо», а значит вообще «что») имеем обычай делать приношения в церковь», т. е. с просфорами; по обе стороны блюда два сосуда (αγγεία), налево (конечно, от молящихся, соответственно которым размещаются в храме и иконы), с вином, а направо с елеем; судя по тому, что в молитве благословения сначала именуется вино, оно ставится налево только потому, чтобы, указывая в этой молитве на хлебы, пшеницу, вино и елей, сделать естественное крестообразное движение правой рукой. Диакон во время пения тропаря, взяв благословение от священника, кадит кругом стола, чем часто сопровождается освящение предметов, и ввиду такого специального назначения этого каждения, кроме стола кадит еще только предстоятеля, стоящего на своем месте (как духовно участвующего в священнослужении) и иерея (совершающих освящение), а затем еще раз стол («хлебы») спереди лишь. Настоятель или, как обычно делается, иерей произносит молитву (подразумевается после предварительных «Господу помолимся», «Господи помилуй») «велегласно», как доселе произносилась одна только молитва — последняя литийная. Молитва просит Спасителя, показавшего в чуде насыщения 5000 всю силу благословения Своего, о таком же благословении и (подобном чудесному) умно­жении предложенных веществ, а также об освящении вкушающих от них (= замена евхаристии). Пред словами молитвы: «Сам благослови» священник крестообразно осеняет вещества, но не рукою только, а одним из хлебов, знаменующим небесный Хлеб, «чем (также) показывает, что то же совершил Христос, взяв в Свои руки подобным образом пять хлебов»; при исчислении веществ священник указывает на них рукою, от чего получается также образ креста. Молитва оканчивается прославлением тех свойств Божиих, проявлением которых послужит ожидаемое освящение (между проч. «Всесвятым, Благим, Животворящим. »).

Груз, ркп.: «келарь полагает на столе три хлеба, какие обыкновенно употребляем в пищу, поблизости к ним, или на том же аналое, и вино» и затем об осенении хлебом, как ныне. Греч. ркп. Сев. и № 381: «келарь (381: кандиловжигатель) полагает на аналое 3 (381: хлебов 5), от которых едим на трапезе (381 нет), а также блюдо (στάμνιον, 381: άγγεΐον), полное вина самого хорошего (и в молитве только о хлебе и вине) (381: + пшеницу из зрелой ωραίου и елей); иерей же выходит из алтаря с кадильницей и кадит крестовидно, затем предстоятеля только». Печ. греч, как Сев., только хлебов 5 и + «и немного елея в сосуде (άγγος) каком-либо». Все эти ркп. о благословении одним хлебом прочих как нынешний Типикон. Слав. ркп. № 328 и 678: «келарь же (параекклисиарх) предложит на налои хлебов 5 (блюдо на немже пшеницы мало и вверху ея хлебов 5), от нихже ямы на трапезе (на то устроенных кождо по литре весит), такоже и сосуд полон питья и пшеницу от житницы и масло (и оба полы блюда два сосудца вина и масла)». Старообр. устав, как № 678, но в начале: «есть же налой в церкви иже на устроеный; поставляет его параеклисиарх, келарь же—–»; говорит и о благословении одним хлебом прочих пред молитвою.

Об этом благословении согласно с нынешним большинство ркп. и изд., но некоторые, например Моск. Син. библ. № 332/385 XVI в.: «прием левою рукою хлеб, правою творит на нем крест». Из «Чина» патр. Филофея буквально заимствует нынешний Типикон, оканчивая местонахождением елея, и далее там: «иерей с диаконом становятся вне красных дверей»; о каждении, как нынешний Типикон, но: «кругом хлебов крестовидно, затем игумена, и опять хлебы, спереди только; когда же иерей приблизится, становится по правую сторону его диакон, держа левой рукой кадило, тремя же перстами правой орарь и по исполнении тропаря, показывая орарем пять хлебов, говорит: «Господу помолимся», иерей же молитву». Так и в Служ. Петра Могилы, но после «Господу помолимся» + «иерей же, взем един верху лежащий хлеб в десную руку глаголет с умилением: Господи Иисусе Христе——насытивый. И полагает хлеб на место свое верху четырех и превращъ руку дланию горе, показует на хлебы глаголя: благослови хлебы сия» и т. д. Моск. Служебник 1602 г.: «поставляет параеклисиарх столец на то устроен, келарь же поставляет на нем блюдо, на немже мало пшеницы и верху ея 5 хлебов на то устроенных и сосудца два по обе стороне, имея един масло древяно, а другий вино, тогда иерей кадит окрест стола, таже игумена токмо и отдав кадило глаголет молитву велегласно на благословение хлебом: Господи Иисусе Христе——освящая всяческая

Христе Боже наш: Иерей возма сверху един хлеб, благословит им прочая хлебы крестообразно, глаголет: И Тебе славу——аминь» (1647: «певцы же: аминь»). Моск. Служ. 1658: «келарь же предлагает на аналогии 5 хлебов, от нихже ядим в трапезе. Такожде и ручку, исполнену вина добрейшаго; священник же, взем хлеб един в руце и изобразив на нем крест, молится молитвою сею велегласно».

Страница сгенерирована за 0.09 секунд !

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.

Читать онлайн “Текст Всенощного бдения на русском языке” – RuLit – Страница 7

Во время пения диакон троекратно кадит вокруг стола, на котором предложены для освящения пять хлебов, пшеница и два сосуда — с вином и с елеем, и в конце — настоятеля. Священник же, взяв один хлеб, творит им знамение креста над прочими хлебами и произносит во всеуслышание следующую молитву:

Молитва на освящение хлебов

Священник: Господи Иисусе Христе, Боже наш, благословивший пять хлебов [в пустыне] и пять тысяч [мужей] насытивший! Сам благослови и эти хлебы, пшеницу, вино и елей, и умножь их во граде сем (или: в селении сем, или: во святой обители сей) и во всём мире Твоём, и верных, вкушающих их, освяти. Ибо Ты благословляешь и освящаешь всё, Христе Боже наш, и Тебе славу воссылаем, со безначальным Твоим Отцом и всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки веков.

Хор: Аминь. Да будет имя Господне благословенно отныне и до века. (3)

Буду благословлять Господа во всякое время, хвала Ему всегда на устах моих. В Господе восхвалится душа моя, — да услышат кроткие и возвеселятся. Возвеличьте Господа со мною и вознесём имя Его вместе. Я взыскал Господа, и Он услышал меня, и от всех скорбей моих избавил меня. Придите к Нему и просветитесь, и лица ваши не постыдятся. Этот нищий воззвал, и Господь услышал его, и от всех скорбей его спас его. Ополчится Ангел Господень вокруг боящихся Его и избавит их. Вкусите, и увидите, что благ Господь, — блажен муж, который уповает на Него. Бойтесь Господа, все святые Его, ибо нет недостатка у боящихся Его. Богатые обнищали и стали голодать, а ищущие Господа не потерпят нужды ни в каком благе. Пс 33:2–11

Священник: Благословение Господне на вас, по Его благодати и человеколюбию, всегда: ныне и присно, и во веки веков.

И начинаем утреню с шестопсалмия.

Начинаем шестопсалмие, слушая со всяким молчанием и умилением; читающий же брат с благоговением и страхом Божиим произносит:

Слава в вышних Богу и на земле мир, среди людей — благоволение. (3)

Господи, Ты откроешь уста мои и уста мои возвестят хвалу Твою. (2)

Господи, почему умножились теснящие меня? Многие восстают на меня, многие говорят душе моей: нет спасения ему в Боге его. Но Ты, Господи, заступник мой, слава моя, и Ты возносишь главу мою. Гласом моим я ко Господу воззвал, и Он услышал меня со святой горы Своей. Я уснул и спал; пробудился, ибо Господь защитит меня. Не убоюсь множеств людей, кругом нападающих на меня. Восстань, Господи, спаси меня, Боже мой, ибо Ты поразил всех враждующих против меня тщетно, зубы грешников Ты сокрушил. От Господа спасение и к народу Твоему — благословение Твоё. Я уснул и спал; пробудился, ибо Господь защитит меня.

Господи, не обличи меня в ярости Твоей и не накажи меня гневом Твоим. Ибо стрелы Твои вонзились в меня, и Ты утвердил на мне руку Твою. Нет исцеления для плоти моей от гнева Твоего, нет мира костям моим от грехов моих, ибо беззакония мои превысили голову мою, как бремя тяжкое отяготели на мне. Смердят и гноятся раны мои от безумия моего: пострадал я и был согбен до конца, весь день, сетуя, ходил. Ибо исполнились глумлений чресла мои, и нет исцеления для плоти моей. Я был сокрушён и унижен безмерно, кричал от стенания сердца моего. Господи, пред Тобою — всё желание моё, и стенание моё от Тебя не сокрыто. Сердце моё смутилось, оставила меня сила моя, и свет очей моих — и того нет со мною. Друзья мои и соседи мои приблизились и стали напротив меня, и ближние мои встали вдали, и теснились ищущие душу мою, и ищущие мне зла говорили пустое и козни весь день измышляли. Я же как глухой не слышал, и как немой, не отверзающий уст своих; и стал как человек не слышащий и не имеющий в устах своих обличения. Ибо я на Тебя, Господи, уповал: Ты услышишь, Господи, Боже мой. Ибо я сказал: «Пусть не злорадствуют обо мне враги мои!», ибо когда колебались ноги мои, они надо мной величались. Ибо я к ударам готов, и страдание моё всегда предо мною. Ибо беззаконие моё я возвещу и позабочусь о грехе моём. Враги же мои живут, и укрепились более меня, и умножились ненавидящие меня неправедно. Воздающие мне злом за добро клеветали на меня, ибо я ко благу стремился. Не оставь меня, Господи, Боже мой, не отступи от меня, обратись на помощь мне, Господи спасения моего! Не оставь меня, Господи, Боже мой, не отступи от меня, обратись на помощь мне, Господи спасения моего!

Молитва на освящение хлебов

Переводы Богослужебных книг

МОЛИТВА НА ОСВЯЩЕНИЕ АРТОСА

Принесен бывает артос, сиесть хлеб на сие приуготовленный, и на нем крест написанный обычно, к иерею в олтарь, по совершении Божественныя Литургии и по заамвонней молитве.

После заамвонной молитвы перед Царскими вратами выносится артос, совершается его троекратное каждение.

Рекшу диакону: Господу помолимся.

И клиру: Господи, помилуй.

Диакон: Господу помолимся!

Хор: Господи, помилуй.

Чтет над ним иерей молитву сию:

И читается настоятелем следующая молитва

Б оже всесильный и Господи Вседержителю, иже рабом Твоим Моисеом во исходе Израилеве от Египта, и в освобождении людей Твоих от горькия работы фараоновы, агнца заклати повелел еси, прообразуя на кресте закланнаго волею нас деля Агнца, вземлющаго всего мiра грехи, возлюбленнаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа. Ты и ныне, смиренно молим Тя, призри на хлеб сей, и благослови, и освяти его. Ибо и мы, раби Твои, в честь и славу, и в воспоминание славнаго воскресения тогожде Сына Твоего Господа нашего Иисуса Христа, Имже от вечныя работы вражия и от адовых нерешимых уз разрешение, свободу и преведение улучихом, пред Твоим величеством ныне во всесветлый сей, преславный и спасительный день Пасхи, сей приносим: нас же сего приносящих, и того лобзающих, и от него вкушающих, Твоему небесному благословению причастники быти сотвори и всякую болезнь и недуг от нас Твоею силою отжени, здравие всем подавая. Ты бо еси источник благословения и цельбам податель, и Тебе славу возсылаем Безначальному Отцу, со Единородным Твоим Сыном, и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков.

В сесильный Боже, Господи Вседержитель! Ты повелел чрез раба Твоего Моисея при исходе Израиля из Египта и освобождении народа Твоего от горького рабства фараону заколоть агнца, прообразуя добровольно закланного за нас на Кресте Агнца, подъемлющего грехи всего мира, возлюбленного Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, через Которого мы получили освобождение и выход из вечного рабства врагу и избавление от несокрушимых уз ада. Так и мы, рабы Твои, в честь и славу, и в воспоминание о славном воскресении Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, ныне в этот всесветлый, и преславный, и спасительный день Пасхи, принося этот хлеб пред Твоим величеством, смиренно молим Тебя: воззри на этот хлеб, благослови и освяти его. Нас же, его принесших, и целующих его, и от него вкушающих, сделай участниками Твоего небесного благословения и всякую болезнь и недуг от нас Твоею силою удали, здравие всем подавая. Ибо Ты источник благословения и исцелений Податель, и Тебе славу воссылаем, Безначальному Отцу, с Единородным Твоим Сыном, и Пресвятым и Благими Животворящим Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки веков.

Абие же кропит артос священною водою, глаголя: Благословляется и освящается артос сей, окроплением воды сея священныя, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. Трижды.

И трижды окропляет артос святой водой со словами: Благословляется и освящается этот артос окроплением этой святой воды, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

И посем исходит, и полагает его на аналогии, людие же приемлюще антидор, лобзают артос.

(c) Переводы Св. Писания и Богослужебных текстов: о. Амвросий (Тимрот).

При любом использовании материалов сайта, ссылка на автора обязательна.

«Яко твоя есть сила…»: антропология христианской освятительной молитвы

Проиллюстрируем это несколькими примерами:

Яко Ты еси благословляяй и освящаяй всяческая, Боже наш, и Тебе славу возсылаем со Единородным Твоим Сыном, и с пресвятым, и благим, и животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

2. Воспоминание событий, аналогичных тому, ради которого совершается молитва (здесь можно применить литургический термин «анамнезис»).

3. Призывание, обращенное к названному Лицу в просьбой даровать силу, для того, чтобы просимое состоялось («эпиклезис»).

4. Подробное изложение просьбы.

5. Благодарение и прославление Бога («доксология»).

6. Подтверждение истинности молитвы («аминь»)

Отметим, что данная структура не есть исключительная особенность христианской молитвы, источником ее являются молитвы из Библии:

получающий жертвы от всех Игигов,

основатель градов, обновитель храмов,

сияющий день, с высоким велением

посланец Ану, покорный велениям Бела,

покорный Белу, совет и защита Игигов,

могучий в битве, крепкий в напоре,

Нуску сожигатель, покоритель врагов!

Без тебя не бывает пира во храме,

без тебя и великие боги не вдыхают курений,

без тебя и Шамаш – судья не судит суды,

мудрый . ты щадишь в утеснении!

Я, твой раб NN, сын NN,

чей бог NN, чья богиня NN,

. обращаюсь к тебе, ищу, воздеваю руки, склоняюсь:

сожги колдуна и колдунью!

У моих колдуна и колдуньи исторгни их жизнь,

а меня воскреси, я почту твоё сердце, я воздам тебе славу [2] .

Таким образом, есть все основания утверждать, что мы имеем дело с устойчивой текстовой структурой, иначе говоря, формулой. Поскольку текст, слово являются коммуникативным инструментом человеческой деятельности, то, в данном случае, проблемой, которую мы попытаемся решить, является реконструкция деятельности, которая взывает к жизни подобную коммуникацию. Иными словами, перед нами стоит вопрос о жизненной ситуации, которая является основой для молитвенных текстов.

Очевидно, что освящение объектов при помощи текстов происходит из некой потребности. Поскольку, формула освящения имеет повторяющуюся структуру, то резонно будет утверждать, что во всех разнообразных ситуациях, в которых произносятся освятительные тексты, присутствует нечто общее, что и порождает такую единообразность. Что может быть общего между такими, казалось бы разными вещами как пища, жилище, елей или вода?

Пища достается трудом, пища – источник жизненных сил, отсутствие пищи приводит к смерти. В то же время пища может быть отравленной, зараженной, может привести к отравлению, расстройству пищеварения, болезни, смерти. То же самое относится и к маслу.

Жилище необходимо строить, оно защищает от непогоды. В доме можно прожить счастливую жизнь, но, может так случиться, что тех кто живет в доме будут преследовать несчастья. И, что важно, нет никакой возможности как-то повлиять на это при помощи обыкновенных человеческих средств, никто не знает своей судьбы.

Без воды жить (особенно в засушливом климате) нельзя, но, если погрузить человека в воду, то он захлебнется через несколько минут.

Т.е. все перечисленные объекты в самих себе содержат величайшую опасность, и, в то же время, они жизненно необходимы человеку. Использование таких двойственных объектов создает ситуацию неопределенности, беспорядка, который должен быть устранен. Отметим, что источником этого беспорядка является неспособность человека, на том этапе практики, на котором появились тексты, овладеть теми материальными силами, которые могли бы гарантировать безопасное употребление объектов. Тем не менее, неопределенность должна быть устранена в любом случае.

Разделяя действительность на «полезную» и «вредную» люди оказываются живущими в двух мирах: «полезный» – это уже освоенный, и даже присвоенный мир, «вредный» – еще неизвестный, мир, до которого еще не дотянулась преображающая сила человеческой практической деятельности, мощь этого мира еще не превратилась в человеческую силу. Для того чтобы объект сделался безопасным для использования, его надо изъять из мира неопределенности и поместить в такую ситуацию, в которой неопределенность преодолевается, снимается. Поскольку опасность порождается недостатком практики (практика – это и есть сила, которой не хватает), то этот недостаток силы можно восполнить, заняв ее у самой действительности. Обыкновенно люди выстраивают в голове план предстоящей деятельности, здесь происходит то же самое, только вместо навыка, умения, знания, которые сообщают успешность плану, здесь гарантией успешности выступает ситуация аналогичная имеющейся, которая когда-то раньше уже разрешилась благополучно. При этом причина благополучности осталась невыявленной.

Вернемся к нашим молитвам. Первым шагом к созданию безопасности является наименование субъекта, который станет гарантией успешности предприятия. Устранение неопределенности достигается четким перечислением атрибутов этого гаранта, его существенных признаков: «Бог Аврамов, Исааков, Иаковль….», «Господи Иисусе Христе, Боже наш…», «Владыко Господи Боже отец наших…». Здесь очень важно не ошибиться, нужна именно Тот, кто уже помогал раньше в той же ситуации, если обратиться к другому, то результат будет совершенно неочевиден, а скорее всего, и противоположен искомому. Субъектность необходима для того, чтобы можно было установить связь с недостающей силой, т.к. общение с безличной мощью само по себе невозможно. Сила как бы удваивается: с одной стороны могущество, а с другой – личность, владеющая этим могуществом.

Далее текст молитвы описывает (или создает?) ситуацию, в которой Бог, раньше уже помогал: «изволивый под сень Закхеа мытаря внити, и спасение тому и всему дому его бывый…», «благословивый пять хлебов и пять тысящ насытивый…», «сущим в ковчезе Ноеве голубицу пославый, сучец масличный имущую во устех, примирения знамение, спасения же от потопа и благодати таинство оными предобразивый, и масличный плод, во исполнение святых Твоих таин подавый…», «Егоже глас на водах многих, Егоже видевше воды убояшася, и смятошася бездны и множество шума вод…». И здесь тоже важно правильно указать на прошедшее событие. После этого призывается сила, которой недостает для того, чтобы ситуация перестала быть угрожающе неопределенной. Личный Бог выступает как бы посредником между молящимся и искомой силой: «посли благодать Пресвятаго Духа на воду сию…». Но чаще всего, сила и субъект силы, личный Бог отождествляются: «сам освяти…», «благослови…» и т.д. После этого происходит соотнесение текущей неопределенной ситуации с успешно совершившимися событиями в форме просьбы, с формулированием той пользы, которая должна появится в результате освящения: «благослови и сей елей… якоже быти тому помазанию нетления, … обновлению души и тела, всякаго диавольскаго действа отгнанию, во изменение всех зол…», «благослови и хлебы сия, пшеницу, вино и елей: и умножи сия во граде сем…», «даруй ей благодать… и силу вся скверны очищающую, и всяк недуг исцеляющую, и бесов и всех наветов, и козней их прогонительную…». После этого, взятая взаймы сила возвращается к своему источнику потому, что в ходе освящения присвоение этой силы не происходит, т.к. сама ситуация неопределенности порождена невозможностью ее присвоить: «Ибо Твоя есть сила…».

Если представить весь процесс освящения т.с. «динамически», то можно сказать, что Бог ставится в такие условия, в которых Он не может не освятить объект, т.к. уже раньше, в аналогичной ситуации Он совершал это. Если этого не произойдет, то он попросту Сам станет неопределенностью, перестанет быть источником силы и безопасности, перейдет в собственную противоположность. А вместо молитвы понадобятся заклинания.

  • Добавить комментарий
  • 3 комментария

Android

Выбрать язык Текущая версия v.208.1

Оценка 4.5 проголосовавших: 149
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here