Молитва о наречении

Религиозное чтение: молитва о наречении в помощь нашим читателям.

Молитва при наречении имени младенца

Эту молитву читают дважды. Первый раз, когда родители дают имя ребенку, второй раз утром, в день крещения ребенка в церкви. Чтоб Господь наш благословил имя его.

Господи Боже наш, Тебе молимся и Тебе просим, да знаменается свет Лица Твоего на рабе Твоем сем (имя) и да знаменается крест единородного Сына Твоего в сердце и помышлениях его, во еже бегати суеты мира и от всякого лукавого навета вражия, последовати же повелениям Твоим.

И даждь, Господи, неотреченну пребыти имени Твоему святому на нем, совокупляемом во время благотребно святой Твоей Церкви и совершаемым страшными тайнами Христа Твоего: да по заповедям Твоим жительствовав и сохранив печать нерушиму, получит блаженство избранных во Царствии Твоем, благодатию и человеколюбием единородного Сына Твоего, с ним же благословен ecи, с Пресвятым и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Чтобы удача повернулась к вам, перед началом всякого дела произносите молитву предначинательную.

Читать в последнюю ночь високосного года, чтобы не перетащить плохое в новый год.

Эту молитву читают дважды. Первый раз, когда родители дают имя ребенку, второй раз утром, в день крещения ребенка в церкви.

Господи, Отец Вседержитель!

Язык – проветчик, зубы – межа, глаза – вода, лоб – бор, веди меня.

Для скорой и выгодной продажи читайте такую молитву.

Для защиты от гнева начальника нужно читать такую молитву.

“Да воскреснет Бог”.

Чтобы ваша жизнь в доме наладилась и любое дело спорилось, нужно Божье благословение.

От порчи вам поможет такая молитва.

Молитва Святому Вонифатию Милостивому.

При помощи этой молитвы и вере в чудо, которое она свершает, человек может исцелиться от неизлечимой болезни, избежать бед, резко изменить свою судьбу в лучшую сторону.

Молитва при наречении имени дитяти в восьмой день по его рождении

Молитвы читает священник

Господи Боже наш, Тебе молимся, и Тебе просим, да знаменается свет Лица Твоего на рабе Твоем сем [на рабе Твоей сей] (имя), и да знаменается Крест Единороднаго Сына Твоего в сердце и в помышлениях его, во еже бегати суеты мира, и от всякаго лукаваго навета вражия, последовати же повелени ем Твоим. Идаждь Господи, не отреченну пребыти имени Твоему святому на нем, совокупляемем во время благопотребно святей Твоей Церкви, и совершаемем страшными тайнами Христа Твоего; да по заповедем Твоим жительствовав, и сохранив печать нерушиму, получит блаженство избранных во Царствии Твоем, благодатию и человеколюбием Единороднаго Сына Твоего, с Ним же благословен еси, с Пресвятым, и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва в наречения ребенка именем

Если молитвы первого дня сосредоточены прежде всего на матери, то в этом обряде основное место занимают прошения о младенце. Кроме того, молитвенное последование восьмого дня носит уже литургический характер. Священник в епитрахили возглашает «Благословен Бог наш. », затем читается Трисвятое по «Отче наш»; после возгласа «Яко Твое есть Царство. » произносится отпустительный тропарь святого храма или текущего дня. Это показывает, что младенец находится уже на пути к Церкви. Если в первых молитвах звучит как бы первое приветствие при встрече новой жизни, то здесь эта жизнь превращается в шествие к земному храму, где должно совершиться спасение, священник читает первую молитву:

«Господи Боже наш, Тебе молимся и Тебе просим, да знаменуется свет лица Твоего на рабе Твоем сем (и впервые произносится имя, нарекаемое младенцу) и да знаменуется Крест Единороднаго Сына Твоего в сердце и в помышлениях его, во еже бегати суеты мира, и от всякаго лукаваго навета вражия, последовати же повелением Твоим. (При этих словах священник осеняет младенца крестным знамением, «знаменует» его.) И даждь, Господи, неотреченну пребыти имени Твоему святому на нем, совокупляемом во время благопотребно святей Твоей Церкви и совершаемом страшными тайнами Христа Твоего: да по заповедем Твоим жительствовав и сохранив печать нерушиму, получит блаженство избранных во Царствии Твоем, благодатию и человеколюбием Единороднаго Сына Твоего, с Нимже благословен еси, с Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

По прочтении молитвы священник берет в свои руки младенца и, крестообразно поднимая его перед иконами, читает или поет тропарь Сретению: «Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме. Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение».

Чтением этого тропаря Церковь напоминает, что почти две тысячи лет тому назад в Храм Господень был точно так же принесен Богомладенец Иисус, Дитя Приснодевы Марии, рождением Своим открывший путь всем детям к неописуемой радости Царства Божия.

Поскольку в наше время этот обряд, как правило, соединяется с чином оглашения, священник, «возвратив младенца восприемнику, возглашает: «Господу помолимся» и положенные молитвы. Если оглашение и Крещение будут совершаться в другой день, то произносится отпуст, указанный в Требнике:

«Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе. Слава, и ныне. Господи, помилуй (трижды). Благослови. Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери, святаго . (именем которого наречен младенец) и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец».

Обряд наречения имени может быть опущен лишь в том, случае, когда младенцу угрожает смертельная опасность и Крещение совершается по сокращенному чину. Опускать этот чин во всех остальных случаях, а тем более при Крещении взрослого, не допускается, учитывая его глубокий духовный смысл.

Кому молиться, чтобы найти вторую половинку? Молитва на любовь и замужество

Жизнь без любви пуста и бессмысленна. В единении душ можно обрести источник вдохновения и счастья. Кому молиться, чтобы найти вторую половинку? Следует знать, что молитвенное обращение о любви и замужестве – это просьба о чистых чувствах, создании семьи и рождении детей.

Как найти вторую половинку?

На поиск второй половинки, родственной души могут уйти годы, а иногда и целая жизнь. Как ускорить долгожданную встречу? Каким святым молиться о любви?

Молитва – сильный и действенный инструмент, который поможет сконцентрироваться на желании. Просьба, обращенная к высшим силам с верой и надеждой, обязательно воплотится в реальность.

Ошибочно считать, что только заученные молитвы помогут донести просьбу до небес. Слова, сказанные от души, тоже несут сильный энергетический потенциал. Структура молитвы состоит из благодарности за уже имеющиеся блага, раскаяния в грехах и просьбы о любви (замужестве).

Мысленная сосредоточенность на желании поможет подобрать правильные слова. Не стоит просить высшие силы о любви как об инструменте наслаждения или самоутверждения. Чистота помыслов, искренность должны лежать в основе молитвы.

Кому молиться, чтобы найти вторую половинку? Можно обратиться к Спасителю, Богородице, святому покровителю, ангелу-хранителю с просьбой о любви.

Запрещенные методы

Следует осторожно относиться к своим желаниям, четко формулировать просьбу. Высшие силы не будут помогать, если речь идет о разрушении другой семьи. Не стоит просить о своем счастье за счет горя других людей.

Ни в коем случае не следует верующему человеку обращаться к магам, оккультистам, экстрасенсам. Такая помощь может только навредить, оставить греховный след в душе и судьбе человека.

Не стоит обманными методами устраивать свою личную жизнь. Обман, шантаж, соблазн не принесут счастья.

Молитва Ксении Петербургской

Молитва Ксении Петербургской о любви не раз помогала девушкам обрести счастье. Просьба перед образом поможет помириться супругам после ссоры. Молитвы Ксении Петербургской вернут надежду на любовь и счастье.

  • «О, всеблаженная мати Ксения! Голод и холод, жажду и зной претерпевшая. Под Господним покровом живущая, Богоматерью ведома да укрепляема. Ты прости все мои прегрешения, что вольно или невольно совершала. Помоги, святая Ксения, больных исцели, семейным счастье ниспошли. Прошу тебя, наполни сердце мое любовью земной. Пошли спутника жизни, способного светом озарить путь наш. Благослови, мати Ксения, отношения наши, небесами предреченными. Во имя Отца, и Сына, и Святого духа. Аминь».

Молитва Ксении Петербургской о любви произносится в спокойном состоянии. Можно поставить свечу перед образом святой. Народное предание гласит, что молитва перед иконой поможет в обретении своей половинки.

Молитва Николаю Чудотворцу

Молитва о любви Николаю Чудотворцу будет способствовать встрече с родной душой. По легенде, Святой Николай подбросил одному отцу семейства 3 узелка с золотом, чтоб тот не отдавал своих дочерей на блуд. Эти деньги помогли вернуть сытую жизнь семье. А дочери благополучно вышли замуж.

  • «О, Святой Николай, угодник Господень, заступник наш в бедах и скорби. Пред ликом твоим прошу даровати прощение грехов моих. Помоги мне, окаянному, упроси Господа нашего, избавить мя от мытарств и уныния. Прошу даровати супругу (-га) на жизнь долгую, чтоб миловалися в любви и радости, о детях заботились. Моли о нас, Святой Николай, Господа нашего, чтоб даровал житье мирное и спасение душ наших. Аминь».

Существует много свидетельств мужчин и женщин, которым помогла молитва о любви Николаю Чудотворцу. Святой охотно откликается на искренние просьбы людей об устройстве семейной жизни.

Молитва Матроне Московской

Чудеса Матроны Московской, ее благодатная помощь в поиске родственной души, создании семьи известны по всей стране. Молитва Матроне о любви поспособствует долгожданной встрече.

  • «Матушка-Матронушка, загляни в сердце мое. Помоги отыскать суженого, который ищет меня да мается без любви. Помоги найти того, кого я полюблю и кто меня полюбит. Прошу тебя, страдавшую, смиренно, припади ты к ногам Господа нашего, Иисуса Христа. Упроси его даровать мне жизнь семейную. Пусть в юдоли нашей многострадальной благодать Божия не оставит нас. Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, и ныне, и присно, во веки веков. Аминь».

Молитва Петру и Февронии

Святые Петр и Феврония с давних пор считаются покровителями семьи и брака. Их жизнь являет собой пример любви, верности. Молитвы у их образа даруют вторую половинку, будут способствовать семейному счастью, рождению здоровых детей. Петр и Феврония прожили долгую жизнь и умерли в один день. Молитвы перед иконой помогут скорейшему обретению брачного союза.

  • «О, благоверные княже Петр и княгиня Феврония! С упованием молюсь и прибегаю к помощи вашей. Вознесите молитвы к Господу нашему и попросите благости для меня. О ходатайстве вашем прошу, чтоб Царь наш небесный даровал в добрых делах преуспевание, благочестие непоколебимое, надежду благую, любовь нелицемерную, веру правую. Аминь».

Иконы Божьей Матери

Существует великое множество икон Божьей Матери. Некоторые из них являются чудотворными, способными излечивать больных, помогать немощным. Богородица считается великой Ходатаицей человека перед Спасителем. По давним преданиям, некоторые из образов Божьей Матери способствуют скорому обретению семейного счастья.

Поэтому на вопрос «Кому молиться, чтобы найти вторую половинку?» можно ответить, что несколько икон Богородицы помогут в поиске спутника жизни:

  • Икона Богородицы «Козельщанская», по легенде, имеет итальянские корни. Она появилась в России во времена Елизаветы I. Икону привезла одна из придворных дам, которая вскоре получила предложение руки и сердца. С тех пор и пошла молва, что образ помогает обрести счастливое замужество.
  • Икона Богородицы «Неувядаемый цвет» появилась в XVI–XVII веках. Предположительно, ее написание было связано с ежегодным чудом. Паломники приносили на Святую Гору в дар Божьей Матери лилии. Накануне Успения Богородицы увядшие цветы неожиданно наливались силой, появлялись новые бутоны. Афонские монахи заметили это чудо, которое послужило вдохновением к написанию образа «Неувядаемый цвет».
  • Икона Богородицы «Неупиваемая чаша» является чудотворной. Существует много рассказов о ее помощи в обретении жилья, исцелении от вредных привычек. Молитва на любовь и замужество перед образом издревле помогала юным девам и зрелым женщинам в поиске суженого.

Молитва Параскеве Пятнице

Святая Параскева при жизни дала обет девства и духовной чистоты. Ее образ поможет обрести долгожданного жениха или невесту, принесет мир в семью, дарует чудо деторождения отчаявшимся парам. Молитва на любовь и замужество перед иконой Параскевы Пятницы поможет целомудренным девушкам найти вторую половинку. Недаром на Руси эта великомученица именовалась «Бабья Святая» – она покровительствует женским заботам, домашнему хозяйству.

Ближе к Покрову девушки молились святой Параскеве со словами: «Матушка-Параскева, покрой меня поскорее!»

  • «Святая невеста Христова, великомученица Параскева! Душою и сердцем всем возлюбила ты Царя Небесного, Спасителю нашему уневестилась ты, имущество свое раздавши бедным. Целомудрие и благочестие твое лучом солнечным сияет среди неверных, безбоязненно несла ты им слово Господне. С умилением взираю на икону твою, приветствую тебя, многострадальная Параскева. Умоли Спасителя, Человеколюбца, да подаст он спасение и милость благую, терпение и благодушие в бедах. Дарует пусть, ходатайством да заступлением твоим, благоденство и мирное житие, здравие и утверждение в вере, ускорит помощь свою в поиске суженого и любимого. Да очистит от скверны нас, грешных. И, улучив спасение, молитвами твоими, заступлением и представительством, невеста Христова Параскева, прославим пречистое имя дивное во святых истинного Бога-Отца, и Сына, и Святого Духа, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

Молитва о помощи в любви

Молитва Всевышнему о привлечении чуда любви в свою жизнь поможет отчаявшимся людям. Такие просьбы вселяют надежду в сердце человека. Разговор с высшими силами может состоять не из выученных фраз молитвы. Просите Всевышнего своими словами о даровании любви, семейного счастья.

Вторая половинка – награда, которую необходимо заслужить праведными делами, искренними молитвами. Бывает так, что судьба не дает родственную душу потому, что еще не пришло время. Поэтому смиренное ожидание, вера и молитва помогут подготовить душу к долгожданной встрече. Смиренное ожидание – это состояние души, а не бездеятельность. Человек с большим кругом общения, насыщенной жизнью имеет больше шансов найти родственную душу.

Кому молиться, чтобы найти вторую половинку? Молитвы Спасителю о любви можно не только произносить в церкви у иконы. На рассвете перед сном молить Господа о даровании чуда любви и взаимности. Можно написать молитву своими словами и носить записку как талисман на груди.

Молитва на замужество

Обращение к высшим силам должно идти от сердца. Каждое слово молитвы – это концентрация на общении, просьбе о помощи в своих бедах, печалях, тревогах. Для начала записать свое пожелание на листе бумаги. Это поможет разобраться в своих чувствах и мыслях. Можно по пунктам расписать душевные качества того, кого хотели бы видеть второй половинкой.

Обязательно подумать над тем, какая видится супружеская жизнь, для чего она нужна. Бывает так, что человек хочет жениться только для статуса в обществе. Поэтому высшие силы и не посылают ему родственную душу.

Молитвы на замужество могут читать близкие, родственники того, кто мается без семьи. Такие коллективные просьбы помогут усилить концентрацию на свершении желания.

Молитвенное обращение о замужестве – это не только факт официального брака. Это просьба о даровании терпения, мудрости в семейной жизни. Это умение усмирять свой эгоизм на благо семьи. Это просьба о детях и внуках. Это обещание, что будут приложены все силы для сохранения брака.

Молитва на взаимную любовь

Молитва с просьбой о взаимности – не магический заговор. Оккультные обряды подавляют волю человека, что помогает прийти к нужному результату. Молитвенное обращение о взаимной любви – просьба даровать чувства без принуждения.

Молитвы на любовь мужчины можно вознести Андрею Первозванному, святой Анне, Татьяне, Серафиму Саровскому, святым покровителям по имени или дате рождения. Глубокая вера поспособствует обретению взаимных чувств на долгие годы.

  • «Склоняюсь до земли к тебе, Господи, прибегаю к помощи твоей, уповаю на тебя. Прости мне грехи и пороки. Даруй любовь чистую, взаимную. Запуталась в огромном мире, не могу найти суженого среди людей. Надеюсь на тебя, Господи, помощи прошу твоей и содействия. Не оставь без внимания просьбу мою. Аминь».
  • Подписаться
  • Поделиться
  • Рассказать
  • Рекоммендовать

Господь исполняет просьбы НУЖДАЮЩИХСЯ. Поэтому в своих обращениях после молитвы попробуйте объяснять Ангелам зачем Вам НУЖНЫ жена и дети. Как их появление в вашей жизни позволит Вам меняться и развиваться на благо Всех. Не прекращайте своих молитв. Просто конкретизируйте ему свою просьбу.

Учебное пособие по литургике Текст не отредактирован после сканирования

Молитва на наречение имени младенцу

Одно из важнейших событий в жизни христианской семьи — вы-

бор имени младенцу — по Уставу Православной Церкви положено со-

вершать родителям к восьмому дню по его рождении. А в самый день

священник молитвенно нарекает младенцу имя. Родителям следует пом-

нить слова святителя Иоанна Златоуста, что имя святого, данное младен-

цу, «считается украшением родства, и утверждением дома, и спасением

для называющихся им, и утешением в любви. Имя святого, как свет,

каждый вносит в свой дом»,1 возжигая им в себе духовный светильник.

Родители могут попросить священника избрать имя младенцу, как

это было, например, при наречении имени преподобному Феодосию

«В наречении имени, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — ви-

ден знак владычества» родителей над потомством. Пользуясь им, «жены

не просто, как случится, дают имена рожденным рт них, а заключают в

имени дитяти предзнаменование»,3 что ожидает его в будущем.

Давая ребенку христианское имя, родители призваны иметь в виду,

что только через имя, освященное молитвой и благословением пастыря

Церкви, их ребенок может быть допущен к участию в Церковных Таин-

ствах. Древнерусская традиция запрещала наречение имен «от притчей

или от вещей».4 Имя новорожденному младенцу родители обычно

избирают в честь святого, чтимого Церковью, память которого прихо-

дится на восьмой день по рождении ребенка.5 Наши предки давали име-

на своим детям также по имени святого, память которого приходилась на

день рождения или на день его крестин.6 Иногда имя ребенку избирали

1 Святой Иоанн Златоуст. Творения. 2-е изд. СПб., 1896, т.П, кн.2, с.558.

2 Патерик Печерский. Киев, 1838, с. 52.

3 Святой Иоанн Златоуст. Творения. СПб., 1898, т.1У, с.550.

4 Сказания русского народа, собранные Сахаровым. СПб, 1849, т. 2, кн. 5,

5 Алмазов А. Сообщения западных иностранцев XV—XVII веков о совер-

шении Таинств в Русской Церкви. Казань, 1900, с. 22 23.

в честь святого, особо почитаемого всей семьей, хотя бы день его памяти

по времени был весьма удален от дня рождения младенца. Крещение но-

ворожденного в таком случае могло быть совершено в день памяти свято-

Имя, нарекавшееся младенцу в храме во время молитвенного иссле-

дования, совершаемого священником, становилось для него святым, таин-

ственным. И сам младенец, по слову блаженного Августина, в этот день

принимался «в лоно Матери Церкви», а наречение имени тесно связыва-

лось с духовным рождением младенца в Таинстве Крещения».2

В день наречения имени’ младенцу участники этого события: свя-

щенник, родители, будущие восприемники от купели Крешения, принес-

шие младенца в храм, а также святой, именем которого нарекается мла-

денец, становятся непосредственными свидетелями начала благодатного

союза человека с Богом.

Основное содержание молитвы восьмого дня, которую священник

читает в притворе храма, сосредоточено на младенце. В ней говорится,

что жизнь новорожденного получает ценность в очах Божиих от того, что

он «придет в земной храм и будет участником спасения».

«Господи Боже наш, Тебе молимся, — читает* священник в иссле-

довании, — и Тебе просим, да энаменается свет Лица Твоего на рабе

Твоем сем (и впервые называет имя, нарекаемое младенцу), и да знаме-

нается Крест Единородного Сына Твоего в сердце и помышлениях его.

да по заповедям Твоим жительствовав и сохранив печать нерушиму, по-

лучит блаженство избранных во Царствии Твоем».

Тропарь праздника Сретения Господня, который поется в заверше-

ние молитвы о наречении имени младенцу, еще раз напоминает родите-

лям, что младенец по закону приносится в дом Господень. А пример им

— Богоматерь, принесшая Богомладенца Христа в храм «по обычаю за-

Молитвы сорокового дня

Молитвы сорокового дня готовят младенца к участию в жизни

Церкви. Принесенный в храм, он предлагается Богу так же, как Сам

Христос бьи «в четыре десятый день законному храму принесенный от

Марии. и на объятиях праведного Симеона носимый». Это начало пути

ребенка к Крещению, как ясно говорится в четвертой молитве: Сам

(Господи), благослови отроча сие. и сподоби е во время благоПотребное

и водою и Духом от рождения: сопричти е святому стаду словесных овец;

нарицающихся именем Христа Твоего. »

1 Забелин И. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. М.,

2 См. Дебольский ^., прот. Попечение Православной Церкви о спасении

мира. 3-е изд., СПб., 1885, с.76.

Новорожденный ребенок принадлежит семье. У него нет никакого

автономного существования. Его жизнь полностью определяется и фор-

мируется этой принадлежностью. И сама семья христианская принадле-

жит Церкви, находит в Ней источник, содержание и смысл своего суще-

ствования. Поэтому ребенок, принадлежащий семье, и в более конкрет-

ном, биологическом смысле — матери, тем самым принадлежит Церкви.

Это поистине Ее ребенок, уже принесенный в храм, препорученный Богу.

Все это Выражено в Молитве, читаемой священником: «Господи Бо-

же наш. и принесенного сего младенца, явитися Тебе всех Творцу бла-

гослови и на всякое дело благое и Тебе благоугодное возрасти, отгоняя от

него всякую сопротивную силу. » (3 молитва). «Рожденное отроча благо-

слови, возрасти, освяти, вразуми, уцеломудри. и умного сподоби света.

да сопричтется святому Твоему стаду» (4 молитва).

Приготовление к крещению всегда сопровождается особыми церков-

ными молитвами об оглашаемом. Этими молитвами Церковь просит Бога

«в нужное время сподобить оглашенных воды возрождения»,

«присоединить их к Своему избранному стаду» (Литургия святого Иоан-

Прошения и молитвы о готовящихся ко святому Просвящению на

Литургии Преждеосвященных Даров показывают, что Крещение, вступ-

ление новых членов в Церковь, по своей сущности есть дело всей

Церкви, всей общины, а не «частная», «семейная» треба. Крещение не

только совершается в церковном собрании в великие праздники, но и са-

мо является праздником Церкви, праздником нового единства собранных

Христом людей и соединяемых в Нем с Богом. Через Крещение люди

становятся братьями для новой жизни в единстве веры и любви. Поэтому

молитвенное последование Таинства требует участия в нем всех членов

Молитва во еже сотворити оглашенного

В этой молитве чина Крещения участвуют священник, восприемники

и члены общины. Она направлена на то, чтобы «отрешилась его

(оглашаемого) ветхость», и он исполнился силы Святого Духа и через со-

единение со Христом со делался членом Христовой Церкви. Молитвен-

ным обращением к Богу иерей вызывает к действию творческое слово

Божие: «Да будет» (Быт. 1, 3, 6). В результате человек начинает быть

оглашенным, наставляемым и наставленным в истинах православной веры

и молитвенно готовится воспринять своей душой тайну духовного рожде-

ния «свыше — от воды и Духа» (Ин. 3, 5, 7).

Положив Крест и Евангелие на аналой, иерей удостоверяется, что

«пояс хотящего просветитися разрешен» (снят) и сам он стоит лицом «к

востоку во единой ризе непрепоясан, непокровен и необувен, имущ руце

доле» (опущенными вниз).

Слова молитвы иерей предваряет троекратным «дуновением» на ли-

цо оглашаемого и трижды знаменует крестообразно «чело и перси» его.

Дуновением священника, по словам святого Симеона Солунского,

«возгревается прежнее дуновение, бывшее над Адамом»,1 когда «Господь

Бог. вдунул в лице его дыхание жизни» (Быт. 2, 7).

Возложение руки священника на голову оглашаемого означает, что

просящий Крещения принимается Церковью в свое достояние, его имя

будет внесено в книгу жизни, а сам он будет «причислен к стаду насле-

дия Божия» (1-Я молитва).

Начало крещального богослужения через возложение руки епископа

или священника на голову оглашаемого вслед за дуновением осмысливает-

ся поэтому как акт и дело его защиты: оглашаемому дается духовное

прибежище, он берется под кров благодати Божией. Так начинается об-

щецерковная молитва за готовящегося к Таинству Крещения. К оглашае-

мому обращены слова святителя Василия Великого: «Приступи и всецело

отдайся Господу, присовокупи свое имя, припишись к Церкви. Впишись

в эту книгу, чтобы тебя переписали в книгу Горнюю».2 Оглашаемый, как

бы отвечая на этот призыв, приходит ко Христу, чтобы спастись, и мо-

литва иерея свидетельствует об этом.

«О имени Твоем, Господи, Боже Истины. возлагаю руку мою на

раба Твоего (имя рек). Отстави от него ветхую оную прелесть и исполни

его еже в Тя веры, и надежды, и любве. Даждь ему во всех заповедях

Твоих ходити, и угодная Тебе сохраните. Напиши его в книге жизни

Твоея. да прославится имя Твое святое в нем. Да будут очи Твои

взирающе на него милостию выну, и уши Твои еже услышати глас моле- ,

ния его. Возвесели его в делах рук его, и во всяком роде его. »

Молитвы запрещения злых духов

Бог сотворил видимый и невидимый мир. Невидимый мир — мир

ангелов. Часть ангелов не устояли в добре, вместе со своим предводите-

лем диаволом они стали духами зла. Диавол склонил Адама и Еву нару-

шить заповедь Божию. Преподобный Макарий Великий говорит, что с

того момента в человека «вошло зло, и диавол получил свободный доступ

всегда разговаривать с душой, как разговаривает человек с человеком, и

влагать в его сердце все вредное». При этом он столь коварно действует,

что все злое представляется человеку рождающимся само собой в душе»

Действуя на человека, находящегося в преддверии Крещения, пад-

шие ангелы омрачают ум греховными помыслами и переживаниями, уси-

лением страстных привычек, ожесточением сердца, надменностью, тще-

1 Вениамин, архиепископ. Новая Скрижаль. СПб., 1899, с.340.

2 Творения. М., 1846, часть IV, с.238.

славными мыслями, отвержением Покаяния и многим иным.1 В период

оглашения все эти смущения, прилоги и помыслы направляются падшими

ангелами на то, чтобы воспрепятствовать действию Евангельской благода-

ти на хотящего креститься и похитить слово Божие из его сердца (ср.

Мф. 13, 19). Священник со властию повелевает диаволу именем Господа

Иисуса Христа отступить от создания Божия — человека, не имеющего,

по словам святого Кирилла Иерусалимского, возможностей и сил

«бороться с сопротивными силами до Крещения».2

Священник знает это и повелительно обращается к диаволу:

«Запрещает тебе, диаволе, Господь, пришедый в мир и вселивыйся в

человецех, да разрушит твое мучительство и человеки измет, Иже на

древе сопротивныя силы победи. Убойся, изыди и отступи от создания

сего, и да не возвратишися, ниже утаишися в нем. отыди в свой тартар

даже до уготованного великаго дне суднаго. Отступи от запечатанного

новоизбранного воина Христа Бога нашего, со всею силы и аггелы твои–

«Бог святый, страшный и славный, . нами недостойными Его

рабы, повелевает тебе и всей споспешней твоей силе отступити от новоза-

печатаннагог. Запрещаю тебе спасительным страданием Господа нашего

Иисуса Христа и честным Его Телом и Кровию, и пришествием Его

страшным» (2-я молитва).

«Господи Саваоф, Боже Израилев, исцеляй всякий недуг. Призри

на раба Твоего, . отжени от него вся действа диаволя: запрети нечистым

духом, сокруши сатану под нозе его скоре, и даждь ему победы на него и

нечистыя его духи: яко да, от Тебе милость получив, сподобится бессмер-

тных и Небесных Твоих Тайн» (3-я молитва). у

После совершения молитв запрещения читается еще одна молитва

об оглашенном, в которой содержится прошение о принятии его в Прене-

бесное Божие Царство. Эта четвертая молитва начинается торжествен-

ным произнесением имени Божия, как в анафоре и других важнейших

молитвах церковных. «Сый Владыко Господи, сотворивый человека по

образу Твоему и по подобию и давый ему власть жизни ве.чныя, таже

(затем) отпадша грехом не преэревый, но устроивый вочеловечением

Христа Твоего спасение мира: Сам и создание Твое сие, избавь от ра-

боты вражия, прими в Царство Твое пренебесное. Иэжени из него вся-

каго лукаваго и нечистаго духа, сокрытого и гнездящегося в сердце его.

И сотвори его овча словесное святаго стада Христа Твоего, уд честен

Церкви Твоея, сына и наследника Царствия Твоего. » (4-я молитва).

Крещаемый вновь поставляется перед выбором между жизнью с

Богом, освобождающей от рабства диаволу, и греховным навыком. Выбор

свидетельствует отречением от сатаны и сочетанием Христу.

1 Святитель Игнатий (Ърятакинов). Сочинения. 3 изд, СПб., 1905, п.5, с.43.

2 Кирилл, архиспискол Иерусалимский. Творения. М., 1855, с.47.

Отречение от сатаны

Требник повелевает священнику обратить крещаемого на запад (по

церковным воззрениям стороне духовной тьмы), «горе руце имуща, сов-

лечену и отрешену одежд». Даже этим внешним видом оглашаемый убе-

ждается в своей духовной нищете, в причастности к пленникам, которые

«ходят раздетыми и разутыми», ведь и он — пленник греха.

Взрослый крещаемый, взирая на запад, троекратно отрекается от

духа зла, воздевая руки «горе» — вверх. По замечанию святого Симеона

Солунского, это совершается «в знамение того, что крещаемый не имеет

у себя никаких дел лукавого и начинает подражать Распятому за нас».1

Это действие выражает желание крещаемого принадлежать Христу, вой-

ти в плен Его, который, по словам святителя Иоанна Златоуста,2

«превращает рабство в свободу, . возвращает с чужбины на родину».

Таким образом, разрывая связь с духом зла и всякой нечистоты, уверо-

вавший во Христа человек окончательно и твердо свидетельствует жела-

ние соединиться с Церковью.

Действия, связанные с отрицанием (дуновение, плюновение), знаме-

нуют, что оглашаемый готов порвать связи с прежней греховной жизнью,

сотканной из гордыни и самоутверждения, гордыни, которая первого

Адама лишила Эдема (Быт. 3, 23) и погрузила его во тьму, в смерть и

ад. Слово отрицания полагает начало духовному поединку, именование

которому «невидимая брань», поле же которого — вся жизнь христиа-

Теперь он встает под защиту Христа, берет «щит веры. чтобы

возмочь угасить все раскаленные стрелы лукавого» (Еф. 6, 16).

За отречением следует исповедание личной верности оглашаемого

Христу — «сочетание». Для этого священник обращает оглашаемого от

запада к востоку, «доле руце имуща», что означает отвращение от зла и

диавола и обращение ко Господу. Святитель Кирилл Иерусалимский пи-

шет: «Как скоро отрицаешься от сатаны, совершенно расторгая всякий с

ним договор и древние заветы с адом, отверзается тебе рай Божий, ко-

торый «насадил Бог на востоцех» (Быт. 2, 8) и из которого за преступ-

ление был изгнан праотец наш. А в энаменование сего обращают тебя от

запада к востоку, к стране света».3

Жизнь в Церкви следует начинать послушанием и согласием

Христу. Потому оглашаемый опускает руки, «чтобы, — как свидетельст-

1 Святой Симеон Солунский. Цит. по кн. Архиепископ Вениамин. Новая

скрижаль. СПб., 1899, с. 343

2 Архиепископ Вениамин. Новая скрижаль. СПб., 1899, с. 343.

3 Святой Кирилл Иерусалимский. Слово предогласительное. — Творения. М.,

вуется в Новой скрижали, — всячески показать тем покорность свою

пред Богом».1 Это видно из троекратных ответов оглашаемого:

«Сочетаваюсь. Сочетахся. Верую Ему, яко Царю и Богу», и из чтения

Символ — от греческого (то 8ицроЯоу) соединяю, держу вместе

— тесно соприкасается с верой человека. Вера есть «обличение вещей

невидимых» (Евр. 11, 1). Она дает знание о другой, неземной реаль-

ности, но в которую можно войти, которой можно приобщиться. Поэтому

вера требует символа, который бы ввел человека в эту духовную реаль-

ность и дал все необходимое для ее явления. В этом смысле исследование

очень символично. Оно не гасит жажды знания о Боге, а умножает ее.

Оглашаемый «пред многими свидетелями» (1 Тим. 6, 12) дает Богу

обещание быть в единстве с Церковью, чтобы со всеми верными покло-

ниться Святой и Живоначальной Троице. Об этом говорит земной или

поясной поклон, который делает оглашаемый после слов: «Покланяюся

Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней».

Воздавая благодарение Богу за совершенное приготовление огла-

шаемого ко Святому Крещению, священник возглашает: «Благословен

Бог, всем человеком хотяй спастися и в познание Истины прийти. »

Завершительная молитва чина оглашения

Чин оглашения заканчивается введением хотящего принять Святое

Крещение внутрь храма Божия, только пред вратами которого он мог на-

ходиться. И здесь иерей совершает молитву об оглашаемом, чтобы Гос-

подь «призвал раба» сего и сподобил получить свыше рождение «от воды

Православная вера исповедует Бога Единого в Троице, Отца, и

Сына, и Святого Духа, и Троицу в Единице, не сливая Лиц и не разде-

ляя Существо. И учит правильно понимать воплощение Господа Иисуса

Христа, что Он — Бог и Человек. Веруя так, необходимо соблюдать

заповеди Божий, ибо «вера, если не имеет дел, мертва» (Мк. 2, 17).

Корень зла составляет гордость, лихоимство, плотская похоть, зависть,

невоздержание, гнев, леность. Желающий быть участником Небесного

Царства, открывающегося в Церкви, призывается все это побеждать

добродетелями: смирением, милосердием, целомудрием, сорадованием,

трезвенностью, пощением, усердием к молитве и богослужению и прочими

Об этом и просит священник Господа: «. Отреши его ветхость, об-

нови его в живот вечный, и исполни его Святаго Твоего Духа силы, в

соединение Христа Твоего, да не к тому чадо тела будет, но чадо Твоего

Царствия. » Чин сочетания Христу, таким образом, открывает те обеты,

которым крещаемый должен оставаться верен до конца жизни. Соеди-

1 Архиепископ Вениамин. Новая скрижаль, с. 345.

ниться со Христом значит, преодолев свою греховную самость, принести

душу в жертву Богу и тем ее спасти.

Облачившись в белые епитрахиль, поручи и фелонь (ризу), симво-

лизирующие явление новой жизни, принесенной на землю Сыном Божи-

им, Спасителем мира, иерей, согласно требнику, совершает каждение ку-

пели и всех участников Таинства, стоящих с зажженными свечами. Среди

этих участников Церковь особо выделяет духовных восприемников —

крестных отца и мать.

По учению Православной Церкви, «восприемник нарицается отцом

по рождению от Духа Святого и в силу сего значения, нарицаясь тем са-

мым братом отцу и матери по плоти воспринятого им, состоит с ними во

второй степени родства».1

Духовное восприемничество налагает на них ответственную обязан-

ность постоянно напоминать воспринятым ими содержание обетов Креще-

ния, истин христианской веры и образа христианской жизни. И грех ле-

жит на душе тех, кто не заботится о научении крещеного и о введении

его в церковную жизнь.2

Согласно Поучению святительскому к новопоставленному иерею,

перед совершением Крещения священник должен: «1) спросить восприем-

ников, знают ли они, что при Крещении младенца силою Святого Духа

очищается греховная скверна и младенец причисляется к лику святых

ради страдания и смерти Спасителя Христа; 2) сказать им, что они

должны стараться младенца, которого восприемлют, учить вере во

Христа и своими увещаниями приводить к тому, чтобы он был трудолю-

бив, кроток, воздержан и любвеобилен ко всем, а грехов, как дел диа-

вольских, лишающих его подаваемой при Крещении святости, избегал; У)

сказать также, что они себя в том Богу порукой представляют за мла-

денца и что за их нерадение будут они участниками грехов.3

Все это должны знать восприемники от купели Крещения, дабы яс-

но понимали они свою задачу -— смогли воспринятых ими духовных де-

тей воспитать в вере православной, в духе и силе благочестия. Об этих

обязанностях наглядно говорит им возжженная свеча, которую держит

1 Свод указаний и заметок по вопросам пастырской практики. М., 1899,

2 Шмеман Александр, священник. Таинство Крещения. Париж, 1951, с.9.

3 Булгаков СВ. Настольная книга для священно-церковно-служителей.

Харьков, 1900, с.913 914.

Чин Крещения начинается с освящения воды, которая призвана

смыть грехи крещаемого и «соделать его сыном Света», членом Церкви.

«Христос крестился для того — пишет святой Игнатий Богоносец, —

чтобы очистить воду,»1 сделать ее способной духовно возрождать кре-

Уже самый первый момент, — говорит святой Симеон Солунский,

— каждение купели и участников Таинства — указывает взору людей

«благоухание и святыню Духа», а свет от свечей указует на духовную

радость о просвещении крещаемого в Таинстве и поход его от тьмы к

свету, ибо «он становится сыном Света».2

А начальный возглас: «Благословенно Царство. » свидетельствует о

реальности открывшегося Небесного Царства. С этого момента крещае-

мый приобщается небесной жизни, средоточием которой в Церкви явля-

ется Евхаристия — Таинство Причащения Тела и Крови Христовых.

Принятие истинных пищи и пития (Ин. 6, 55) — естественное содержа-

ние жизни «родившегося от воды и Духа». Об исторической связи Кре-

щения и Литургии и свидетельствует начальный возглас чина, провоэгла- «

шающий наступление Царства Святой Троицы.3 Жизнь этого Царства

дарует участникам Таинства сокровища спасения, заключенные в ней.

Священник произносит начальный возглас перед купелью и тем

свидетельствует, что вещество Таинства — вода — должно войти в со-

прикосновение с благодатной сущностью Небесного Царства. Как неко-

гда Христос вошел в воды Иордана, принимая крещение, и освятил их,

так и теперь вода необходимо должна быть освящена сошествием на нее

Духа Святого ради искупительной жертвы Христовой за грехи людей. В

Таинстве вода получает силу Божию быть средой, в которой крещаю-

щийся входит в единение с Богом и получает возможность жить со Хри-

Церковь приобщает крещающегося к смерти и Воскресению Христа

через погружение в святые воды купели и призывает участников Таинст-

ва проникнуться духовным настроением учеников Христовых, живших

ожиданием того, что «все покорится Богу» (1 Кор. 15, 25—28) и

Царству Его любви.

В словах мирной ектений эта же мысль повторяется неоднократно.

«. О еже освятитеся воде сей. и ниспослатися ей благодати избавле-

ния;..^ прийти на воду сию чистительному Пресущественныя Троицы

действу. и показатися ей отгнанию видимых и невидимых врагов, . и

1 Священно мученик Игнатий Богоносец. Послание к Ефесянам. Писания му-

жей апостольских. СПб., 1895, с.277.

2 Шмеман А., свящ. Таинство Крещения, с. 18, 21.

3 Красносельцев, профессор. Сведения о некоторых литургических рукописях

Ватиканской библиотеки. Казань, 1885, с.99.

достойну быти нетленного Царствия в ней крещаемому. О еже просвети-

тися нам просвещением разума и благочестия, . и покаэатися

(крещаемому) сыном Света и наследником вечных благ. и сохранит

одежду Крещения и обручения Духа нескверно и непорочно. »

В молитве о себе священник просит Бога простить его собственные

согрешения, оставить и даровать ему силы для совершения «великого и

пренебесного Таинства». Он молится и о том, чтобы в крещаемом

«вообразился Христос», и он, духовнорожденный, был «воссоздан на ос-

новании апостолов и пророков» и стал «носителем истины в Соборной и

Апостольской Церкви и преуспеянием в благочестии славил Всесвятое

имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Тайная молитва о себе самом по-

могает священнику проникнуть в благодатную атмосферу Таинства, ото-

браженную в молитве на освящение воды, и готовит его к этому ответст-

Словами «Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя. » начинается ос-

вящение воды и осуществляется «онтологический выход к Богу».1 В мо-

литве возвещается вера Церкви в Бога Творца и в ожидание высшего

блаженства твари — быть в единении с йогом. Согрешивший человек

потерял это единство, но Бог не оставил его. Он послал Сына Своего

спасти согрешивший мир. И Христос возвестил: «Если кто не родится от

воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). Этими

словами Господь усвояет высокое значение воде как Очищающему и ос-

По слову Христа, погружение в воде есть знак очищения человека

от грехов, его рождение свыше (Ин. 3, 3). Через молитву священника

вещество Таинства — вода — как стихия мира, восстанавливается в том

значении, какое она имела до грехопадения человека. Освященная Духом

Святым, вода получает силу Христову, ив ней человек действительно со-

единяется со Христом, весь, душой и телом, обновляется для новой, ду-

Молитву по содержанию можно разделить на три части. В первую

входят мысли о мироздании и Небесном хвалении, славы Божией, которое

Вторая часть начинается со слов: «Ты бо Бог сый Неописанный. »

Она включает в себя воспоминание Божественного Домостроительства и

человеческого спасения чрез Спасителя Христа. Все тварное воспевает

Христа, пришедшего во плоти. Через Духа Святого’ Христос освятил во-

ды Иорданские и сокрушил силы, враждебные человеку. В третьей части

испрашивается нисхождение Духа Святого на воды. Через наитие Свято-

го Духа воды станут «избавлением, освящением, очищением, оставлением

1 Павел Флоренский, свя-щешшк. Из богословского наследия. — Богословские

труды. М., 1977, сб.17, с.191.

2 Дмитриевский А.А., профессор. Наука о православном богослужении. Таин-

ство великой агиасмы, гл.11, с.1 (машинопись).

прегрешений, просвещением духовным, обновлением духа, дарованием

сыновства, одеянием нетления, источником жизни». Крещаемый в воде

слагает с себя ветхого человека и облекается в нового, обновляемого по

образу Создателя. Умирающий со Христом становится и общником Его

Оценка 4.5 проголосовавших: 149
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here