Молитва о окаменения сердца

Религиозное чтение: молитва о окаменения сердца в помощь нашим читателям.

КАК ВО ВРЕМЯ МОЛИТВЫ ВЫБРОСИТЬ ИЗ УМА ВСЕ МИРСКИЕ ЗАБОТЫ? ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ СЕРДЦЕ ОКАМЕНЕЛО И НИЧЕГО НЕ ЧУВСТВУЕШЬ, КОГДА СОВЕРШАЕШЬ МОЛИТВУ?

Один из самых знаменитых румынских духовников, архимандрит Софиан (Богиу) о молитве окамененного сердца.

Будем каяться в своем окаменении, в котором бываем, стоя на молитве. Будем каяться пред Богом: «Господи, я словно земля безводная, пустынная и непроходимая, — как говорит псалмопевец (Пс. 62:2). — Помоги мне! Излей благодать Твою на сердце мое, иссохшее по Тебе!»

Эту молитву ты можешь совершить в тайне сердца своего. И испытать свою совесть — почему мы окаменены? Ибо обычно окаменяют нас наши грехи : или мы что-нибудь тяжелое совершили, или в нашем окружении есть люди, которых мы не можем простить, или сердце наше покрылось толстой скорлупой по причине ненависти к ближнему. И будем молиться Богу, чтобы Он заполнил этот вакуум, чтобы снова распахнул наше сердце — и сделал его проницаемым для всего происходящего вокруг нас.

Молитвой мы разбиваем мрак, эту скорлупу, образовавшуюся вокруг нашего ума и сердца. Сердце наше словно покрыли панцири, делающие нас бесчувственными к словам Божиим. Но под напором молитвы эти волны откатывают, разбиваются, и ум наш становится светлым. Поэтому мы должны делать упор на этом приближении к Богу, а все остальное приходит почти автоматически, почти естественно в нашу жизнь; от Отца Небесного приходит.

Не должно быть пустот в нашей жизни, когда какой-нибудь день или минуту мы отдаем молитве, а остальную жизнь проводим в других занятиях.

Каждый день должен быть запечатан молитвой и послушаниями — занятиями повседневными, школьными, студенческими. Без этой альтернативы наша жизнь хромает, это жизнь больная, неполноценная, ущербная.

Мы сможем отложить все мирские попечения, когда наше покаяние в грехах, эта таинственная молитва к Богу, разобьет броню окаменения и бесчувствия, которыми мы были закрыты.

Если в какой-то момент начинаешь произносить молитву машинально , она не доходит до души. Как будто происходит какое-то отупление молитвы. Хорошо будет тогда её повторить . Повторить и сделать усилие, заставить себя думать о том, что мы сказали; будем просить у Бога этой свежести молитвы, сразу, прямо в этот момент, и вскоре с нами произойдут изменения.

О МОЛИТВЕ ОКАМЕНЕННОГО СЕРДЦА

Признаться, я претыкаюсь в молитве к Матери Божией на таких выражениях, как «Едина вскоре Предстательствующая». Как их понимать?— Матерь Божия — это Богородица, Она Мать Спасителя Христа. А мать всегда очень трепетно относится к своему сыну, к своему ребенку. Что бы с ним ни случилось, она реагирует мгновенно. Если ее сын попадает в тяжелые испытания, то даже если до этого он вел себя по отношению к ней не очень хорошо, она моментально откликается и рвется помочь ему, — и это мать земная. Я много таких случаев повидал в своей священнической практике.

А Матерь Спаса Христа — великое исключение, потому что Она Матерь Бога Воплощенного. Христос Иисус заповедал Ей иное послушание, передавая Матерь Божию на попечение святого апостола Иоанна: сыне, се Матерь твоя! [1]

И вот по этой миссии, возложенной на Матерь Божию в самую тяжелую минуту земной жизни Христа Спасителя, когда Он был распят на Кресте, и вверил Её возлюбленному ученику Своему, Матерь Божия становится Матерью земных человеков, — нас.

Она действительно молится за нас и является нашей великой Ходатаицей пред Богом. Богородица и святой Иоанн Креститель, эти двое свидетелей Христовых, имеют очень высокий авторитет пред Богом, Судией праведным.

Когда мы обращаемся к Матери Божией, не смея обратиться напрямую ко Христу Спасителю, — по причине наших неприглядных дел, — Она ходатайствует о нас: «Господи, помоги Мне, носившей Тебя на руках, взрастившей Тебя в земной Твоей жизни, услышь молитву Мою и помоги тем, кто молится Мне!»

В акафисте Покрову Пресвятой Богородицы в одном из икосов есть место, где Матерь Божия молится Спасителю Христу, говоря: «Господи, помоги тем, кто просит Меня помолиться о них!» — слова там расположены по-другому, но смысл такой [2] .

И Она действительно молится, и молитва Матери принимается Ее Сыном, ибо Ее Сын — это Бог, преисполненный Любви.

Расскажу вам небольшую историю, случившуюся в тюрьме, куда был брошен один человек, просидевший целых 20 лет, — это был юноша, состарившийся в неволе. И после одного допроса, невыносимо мучительного, у него лопнуло терпение, и он решил найти способ покончить с собой. Но вспомнил вдруг, что в детстве, когда он жил на воле, бабушка говорила ему: «Если тебя постигнет беда, молись Матери Божией!» Вспомнил он об этом и сказал себе: «Спасителю молиться я не смею, а Матери Божией, бывшей, как и мы, земным человеком, помолюсь!»

Так коротко взмолился он, молитвой отчаяния: «Матерь Божия, я больше не могу терпеть этих пыток и издевательств, которые здесь совершают надо мной! Помоги мне!» Взмолился он в своей камере, и через мгновение видит, как в высокую дверь входит Жена, облаченная в белое, с Младенцем на руках: «Ты звал Меня! Я помогу тебе. Не бойся!» — и ушла дальше.После этого его больше не вызывали на допросы. Перевели в другое место, куда-то к Северному полюсу, и всю оставшуюся жизнь, — а он ведь провел еще много лет в тюрьме, — на душе у него царило безмятежное спокойствие, хотя внешние испытания бывали порой очень тяжелы. Матерь Божия помогла ему сразу же, как только он помолился.

Об этом случае я узнал от него самого, — он сам рассказал мне все это, а ведь в тюрьме не лгут. Там каждый говорит начистоту, что у него на сердце. Рассказал мне бедный человек, что он перенес, и как решилась его проблема.

Так действует Матерь Божия, скорая помощница! Но молитва должна возноситься всем сердцем, всем существом, изо всех сил, в полной уверенности, — даже если мы находимся в отчаянии. И такая молитва исполняется сразу же. Не нужно время, и порой не нужны слишком длинные молитвы.

Однако иногда длинные молитвы необходимы нам для того, чтобы успокоиться, собраться, сосредоточиться на Боге. А иной раз, в очень тяжелые моменты, как этот, Она отвечает сразу же.

Как во время молитвы выбросить из ума все мирские заботы? Что делать, если у меня окамененное сердце, и я не ничего чувствую, когда совершаю молитву?

— Будем каяться в своем окаменении, в котором бываем, стоя на молитве. Будем каяться пред Богом: «Господи, я словно земля безводная, пустынная и непроходимая, — как говорит псалмопевец [3] . — Помоги мне! Излей благодать Твою на сердце мое, иссохшее по Тебе!»

Эту молитву ты можешь совершить в тайне сердца своего. И испытать свою совесть — почему мы окаменены? Ибо обычно окаменяют нас наши грехи: или мы что-нибудь тяжелое совершили, или в нашем окружении есть люди, которых мы не можем простить, или сердце наше покрылось толстой скорлупой по причине ненависти к ближнему. И будем молиться Богу, чтобы Он заполнил этот вакуум, чтобы снова распахнул наше сердце — и сделал его проницаемым для всего происходящего вокруг нас.

Молитвой мы разбиваем мрак, эту скорлупу, образовавшуюся вокруг нашего ума и сердца. Сердце наше словно покрыли панцири, делающие нас бесчувственными к словам Божиим. Но под напором молитвы эти волны откатывают, разбиваются, и ум наш становится светлым. Поэтому мы должны делать упор на этом приближении к Богу, а все остальное приходит почти автоматически, почти естественно в нашу жизнь; от Отца Небесного приходит.

Не должно быть пустот в нашей жизни, когда какой-нибудь день или минуту мы отдаем молитве, а остальную жизнь проводим в других занятиях.

Каждый день должен быть запечатан молитвой и послушаниями — занятиями повседневными, школьными, студенческими. Без этой альтернативы наша жизнь хромает, это жизнь больная, неполноценная, ущербная.

Мы сможем отложить все мирские попечения, когда наше покаяние в грехах, эта таинственная молитва к Богу, разобьет броню окаменения и бесчувствия, которыми мы были закрыты.

В какой-то момент я начинаю произносить молитву машинально, она не доходит до души. Как будто происходит какое-то отупление молитвы. Бывает ли рутина на молитве?

— Хорошо будет повторить ее тогда. Повторить и сделать усилие, заставить себя думать о том, что мы сказали; будем просить у Бога этой свежести молитвы, сразу, прямо в этот момент, и вскоре с нами произойдут изменения.

ОКАМЕНЕННОЕ НЕЧУВСТВИЕ

Впасть в окамененное нечувствие есть то же, что быть мертвым; также быть слепу умом его то же, что не видеть телесными очами.

«Народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое…»

Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них. Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него, да сбудется слово Исаии пророка: «Господи! кто поверил слышанному от нас? и кому открылась мышца Господня?» Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия, «народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их». Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем (Ин.12:36-41).

Впасть в окамененное нечувствие

Впасть в окамененное нечувствие есть то же, что быть мертвым; также быть слепу умом его то же, что не видеть телесными очами. Ибо тот – (впадший в нечувствие) лишился живодейственной силы; а этот – не видящий (умом) – божественного света, дающего зреть и зримым быть.

Окамененное нечувствие ко всему духовному… есть теснота вражия

Плотская нега, окаменное нечувствие ко всему духовному, священному есть теснота вражия, хотя плотский человек не считает ее теснотой, потому что благотворит о ней, но хотящие жить духовно считают ее теснотой, потому что не допускает она Бога до сердца нашего, не дает излиться в сердце благодати Божией, оживляющей и просвещающей нашу душу, делает душу нашу неплодной делами веры, надежды и любви. Делаешься какой-то плотяной, духа не имущий. О, как многоразличны гонения! Как поскорбишь от сердца об этом окамененном нечувствии, как поплачешь пред Господом — оно и пройдет, и сердце согреется и размягчится и сделается способным к духовным созерцаниям и святым чувствам.

Что значит окаменение или одеревенение человека?

Бывает вместе со скорбью и теснотой новое искушение: окаменение, одеревенение, нечувствительность сердца ко всему истинному, доброму и святому; весь бываешь как камень, как колода, без веры, без способности молиться, без надежды на Божие милосердие, без любви. Как тяжело быть камнем или деревом, без веры и любви, будучи создан верить, чувствовать, надеяться, любить! И это надо терпеть и в терпении молиться, чтобы Господь отвалил камень нечувствия от дверей гроба сердца нашего, чтобы отнял от нас сердце каменное и дал нам сердце плотяное. Но что же значит это окаменение или одеревенение человека? Это показывает присутствие в нашем сердце диавола, который, насильно заняв собой при нашем маловерии сердце наше, отталкивает от него всякую добрую мысль, не допуская ей ложиться на сердце, отревает всякую веру, всякое доброе чувство и делает человека тяжким для самого себя. Это подлинно бывает с людьми. Да ведают же они, что это значит.

Не допусти сердце до духовного сна и окамененного нечувствия

Не будь мертв от сердца, не допусти сердце до лености, духовного сна и окамененного нечувствия, иначе горе тебе, когда придется быть с таким сердцем в деле Божием, требующем труда сердечного и умственного.

Иногда бывает такое окамененное нечувствие

Иногда бывает на душе такое окамененное нечувствие, что грехов своих не видишь и не чувствуешь, ни смерти, ни Судии, ни Суда страшного не боишься, все духовное бывает, как говорится, трын-трава. О лукавая, о гордая, о злобная плоть. Иногда бывает такая ужасающая леность и нечувствие на душе, что овладевает тобою совершенное отчаяние прогнать эту леность и отчаяние. Лучше, кажется, болеть, чем чувствовать леность.

Убоимся окамененного нечувствия грехов наших, убоимся гордости своей сердечной, которая говорит: не нуждаюсь я в прощении грехов, я не виноват, я не грешен; или: грехи у меня легкие, человеческие, — как будто нужно, чтобы были бесовские; или: мне не худо и во грехах моих жить. Это сатанинская гордость, и сам сатана в вашем сердце твердит те же слова. Восчувствуем глубоко, глубоко, всем сердцем, бесчисленные беззакония свои, будем воздыхать о них из глубины души, прольем о них слезы умиления и умилостивим разгневанного Владыку. Не станем нимало оправдывать себя, как фарисеи, лицемеры, ибо не оправдается, сказано, пред Богом никто из живущих (Пс. 142:2), а одним только искренним покаянием во грехах можем умилостивить Бога. Оставим равнодушие и холодность, будем духом горящим работать Господу, не станем забывать, что за долгий период беззаконной жизни мы пришли ныне умилостивить Владыку живота нашего и праведного Судию нашего. Время ли тут холодности и равнодушия, не одобряемых и в общежитии при сношениях с людьми, не должна ли вся душа наша обратиться в огонь духовный и излиться в слезах чистосердечного раскаяния? О, Боже наш, Боже наш! Наши беззакония в собственном смысле умножились паче влас главы нашей, паче числа песку морского, и мы их не чувствуем, мы равнодушны к ним, мы даже не перестаем любить их. Что если беззакония будешь усматривать, Господи, Господи, кто устоит! (Пс. 129:3). Даруй всем нам, Господи, дух сокрушенный и сердце смиренное, да принесем Тебе истинное покаяние.

Окамененное нечувствие или духовная сухость

Я полагал, что у вас постоянное охлаждение. или сухость и нечувствие. Но этого у вас нет, а есть то, что со всеми по временам бывает. Об этом все почти писавшие о духовной жизни поминают. Святой Марк подвижник трех такого рода врагов выставляет: неведение с забвением, разленение с нерадением и окамененное нечувствие. «Какое-то параличное состояние всех сил душевных». В кратких молитовках не забыл их и святой Златоуст: «Избави мя от неведения, забвения, уныния (это разленение с нерадением) и окамененного нечувствия». Средства указываются не многосложные – терпеть и молиться.

Терпеть. Возможно, что Бог Сам посылает это для обучения не полагаться на себя. Иной раз много берем на себя и многого ожидаем от своих усилий, приемов и трудов. Вот Господь и берет благодать и оставляет одного, как бы говоря, вот попробуй, насколько у тебя есть сил. Чем больше имеется дарований естественных, тем такое обучение нужнее. Сознав это, будем терпеть. Посылается это и в наказание – за вспышки страстей, допущенные и не осужденные, и не покрытые покаянием. Вспышки эти тоже для души, что для тела пища дурная, которая отягчает или расслабляет, или отупляет. Надо, выходит, при сухостях осмотреться, не было ли чего такого на душе, и покаяться пред Господом, и положить впредь, остерегаться.

Остается молиться. об избавлении от… окамененного нечувствия

Больше всего достается это за гнев, неправду, досаждение, осуждение, возгордение и подобное. Врачевство – возвращение опять благодатного состояния. Как благодать в воле Божией, то нам остается молиться. об избавлении от сей самой сухости. и от окамененного нечувствия. Встречаются такие уроки: обычного молитвенного правила при сем не оставлять, но все его точно исполнять, стараясь всячески, чтобы мысль сопровождала слова молитвы, напрягаясь и чувство расшевелить. Пусть чувство – камень, но мысль будет – хоть половинная молитва, но все же молитва будет, ибо полная молитва с мыслию и чувством должна быть. При охлаждении и бесчувствии мысль трудно будет удерживать при словах молитвы, но все же возможно. Делать надо наперекор себе. Это преутруждение себя и будет средством преклонить Господа на милость и возвратить благодать. А бросать молитву никак не должно. Святой Макарий говорит: «увидит Господь, как искренно желаем блага этого. и пошлет». Молитву же против охлаждения воссылать своим словом пред правилом и после правила. и в продолжение его к Господу взывать, как бы преднося пред лице Его мертвую душу: видишь, Господи, какова она! Но рцы слово и исцелеет. С этим словом и в продолжение дня почасту обращаться к Господу.

Говорит Господь, что мы, не слушающие Евангелия, похожи на тех, которым поют веселые песни, – они не пляшут; поют печальные – они не плачут; ничего с ними не поделаешь. Обещают Царствие Небесное, пресветлое и прерадостное – не шевелимся, будто не нам говорят. Угрожают судом неумытным и муками нескончаемыми – не тревожимся, будто не слышим. Забиты, потеряли всякое чувство самосохранения истинного. Ведемся, как ведомые прямо на пагубу и никакой заботы о своей участи. Опустили руки, предались нечаянию: что будет, то будет! Вот каково положение наше! Не оттого ли так часты самоубийства? И это плод нынешних учений, нынешних взглядов на человека и его значение! Вот вам и прогресс! Вот и просвещение! Лучше уж совсем быть невеждою, да со страхом Божиим душу свою спасти, чем достигнув титла просвещенного, погибнуть на веки, во всю жизнь не вспомянув о том, что будет по смерти. Из слова Божия, определяющего и Царство Небесное и ад, не пройдет и иота едина: все будет как написано. Прими же всякий это к сердцу, как дело, лично тебя касающееся, и позаботься о себе, сколько есть сил, и сколько еще времени осталось.

Окамененное нечувствие нашего времени

«Господи, избави мя всякого неведения и забвения, и малодушия, и окамененного нечувствия». (Из молитв на сон грядущим). Всем ли современным христианам известно это знаменательное прошение великого Златоуста из молитв «на сон грядущим»? Увы! наверное, очень немногим. А, между тем, оно так ярко объясняет нам очень многое из того, что происходит в современном мире. Зло современного мира развивается и углубляется все больше и больше именно в такой последовательности: сначала «неведение», потом – «забвение», затем – «малодушие» и, наконец – ужасное состояние души – «окамененное нечувствие», в котором находится большинство современных людей, далеко отошедших от Бога, от Христа, от Его истинной Церкви и, вследствие этого, все более и более погружающихся в разверзшуюся перед ними адскую бездну, где уже нет спасения. Начинается все с «неведения» – незнания Закона Божия, упорного нежелания внять и исполнять все то, что заповедал Сам Господь Бог в Своем Божественном Откровении. Вот почему все современные богоборцы, претендующие быть руководителями душ человеческих, так ополчаются на обучение детей молитве и на преподавание Закона Божия, борются против открытой честной проповеди Слова Божия, стремясь погасить в сердцах людей Свет Христов, который просвещает всех, преследуют искренних честных пастырей, всеми способами заграждая им уста и стараясь пресечь их влияние на пасомых. Этим и объясняется то «неведение» – поразительное духовное невежество, в котором пребывает большинство современных людей, даже считающихся официально и формально «христианами».

Не знают они ни молитв церковных, ни основных догматов своей веры, ни заповедей Божиих, ни священной и церковной истории. И в то же время с необыкновенной самоуверенностью и апломбом любят судить и рядить обо всем, касающемся нашей веры и Церкви, чего они вовсе не знают и не понимают. Сколько зла приносят такие люди и самим себе и окружающим. Сколько, порою, церковных смут и нестроений они вызывают! Но еще ужаснее, если таким «неведением» страдают сами же пастыри, неосмотрительно, без должной подготовки и без необходимого испытания, поставленные на высоте этого звания – «на свещнице, да светит всем». Как могут они «светить», если они сами лишены Света Христова и погружены во тьму неведения?! Следующая стадия – «забвение». Кто знает, тот, как огня, должен бояться забвения Закона Божия, забвения заповедей Божиих и уставов Святой Церкви. Он должен постоянно обновлять в своей памяти, в своем сознании все, чему учит Господь в Своем Откровении: читать и перечитывать Слово Божие, читать и глубже вникать в возвышенное учение святых отцов, назидаться и духовно окормляться высокими примерами истинно-христианской жизни из Житий Святых, которые когда-то были любимейшим чтением наших благочестивых предков, но теперь совсем заброшены и заменены чтением глупейших и развратных романов, в привлекательном виде рисующих человеческие греховные страсти, или политических статей в газетах и журналах, в большинстве случаев, как в кривом зеркале представляющих происходящие в мире события и превратно толкующих в выгодном для себя освещении их смысл.

Современное политиканство с его отталкиванием от истинной веры и Церкви столь явно ведет человечество к воцарению среди него врага Христова – антихриста, что только духовно-слепой может этого не видеть. А духовно-слепыми, которых легко завербовать на службу антихристу, как раз и становятся те, кто страдают «неведением» или «забвением»! Дальнейшая стадия, от которой молим мы Бога нас избавить, это – «малодушие». Скольких людей низвергло оно с их моральной высоты, отняло у них их человеческое достоинство! Втоптало в грязь, сравняло с самыми низкими преступниками! Начнем с Понтия Пилата. Ведь как защищал он Господа от нападков неистовых иудеев, требовавших распятия Спасителя мира, пришедшего в мир спасти человека. Но под конец поддался пагубному малодушию и предал на крестную смерть Того, Кого он сам считал «Праведником» (Мф.27:24). Он мог прославить свое имя, даже войти в историю с светлым ореолом мученика за Христа, если бы до конца защитил Его от безумной ярости иудейских первосвященников и старейшин, но малодушие его погубило, и он оказался в числе палачей Господа. Сколько неисчислимого зла причиняет малодушие людям, и ему поддающимся и их окружающим, и до настоящего времени! Сколько на почве малодушия совершалось преступлений, измен и предательств! Малодушный, – человек неустойчивый, ненадежный во всех отношениях, на которого нельзя опереться, на слово которого невозможно положиться. Сегодня он – одно, завтра – другое! Да что говорить! Малейшее влияние со стороны, когда он видит опасность какого-то ущерба для себя, может коренным образом заставить его перемениться во мгновение ока: он готов тогда пойти даже против собственных своих убеждений и может решиться на шаг, которого никто от него не ожидал.

В основе этого лежит незаконное самолюбие, в жертву которому он способен принести все на свете: и интересы, и здоровье, и жизнь множества других людей, от него так или иначе зависящих, и все святое, которому он прежде сам покланялся, но которое готов теперь оплевать и попрать своими ногами, что он и делает, всячески оправдывая себя перед другими, как-будто даже без зазрения совести. Но Суд Божий не дремлет, и рано или поздно не замедлит совершиться над таким безумным самолюбцем, чему много примеров в истории. Все эти пороки – и «неведение», и «забвение», и «малодушие», как нельзя более, процветают в наше время, даже среди людей, считающих себя «христианами», и потому естественно порождают то всеобщее «окамененное нечувствие», которое так характерно для нашего злокозненного времени. Как это хорошо сказано: «окамененное нечувствие»! Это такое состояние, когда человек становится как бы безчувственным, нечувствительным ко всему, как камень. А особенно – безчувственным к Слову Божию, к Истине Божией, к Правде церковной, ко всему подлинно-возвышенному и святому, ради чего стоит в мире жить и трудиться и пострадать, если нужно, и жизнь свою отдать. Увы! в наше время большинство людей вообще ничем не трогается, если только не задеваются их личные эгоистические интересы. «Их ничем не прошибешь», как говаривали у нас прежде: «они, как камень бездушный». И даже добро другим творят только тогда, когда видят в этом какую-либо личную для себя выгоду: или прославиться, или стяжать популярность, или взамен что-нибудь для себя приобрести. Безкорыстного добра не жди от них: они на это неспособны.

Особенно ужасно и губительно для души, когда овладевает человеком окамененное нечувствие к Закону Божию, к Истине церковной, и он легко становится тогда изменником и предателем истинной веры и Церкви, принося все это в жертву своему личному эгоистическому благополучию, хотя бы и под прикрытием разных высоких благовидных лозунгов. Примеров этого мы много видим в наше время на каждом шагу, а особенно ужасно, когда такие примеры дают нам некоторые пастыри и даже весьма высоко стоящие на свещнице церковной. Вот почему, начиная Свою проповедь человеческому роду, который Он пришел спасти, Воплотившийся Единородный Сын Божий обратился прежде всего с призывом: «Покайтеся, ибо приблизилось Царствие Небесное» (Mф.4:17). Вот почему и святые Отцы Церкви утверждали, что «без покаяния нет спасения». А покаяние это есть не что иное, как совершенное, полное и коренное изменение своего внутреннего «я» от худшего к лучшему, от зла к добру, а этому больше всего мешает «окамененное нечувствие». Окаменевшие сердца неспособны по-настоящему покаяться. Потому-то Святая Церковь и учит нас ежедневно молить Бога: «Господи, избави мя всякого неведения, и забвения, и малодушия, и окамененного нечувствия!»

Оценка 4.5 проголосовавших: 149
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here