Молитва о венчающихся

Религиозное чтение: молитва о венчающихся в помощь нашим читателям.

Венчальная молитва для православных христиан

Венчание – важнейшее событие в жизни православного верующего человека. Юные девушки с трепетом думают об этом дне, когда они смогут надеть красивое платье, и священник поведет их с избранником к алтарю под прекрасное и торжественное пение хором венчальных молитвенных песнопений. В этот важный день все внимание приковано к молодым, и, если супружеская жизнь складывается благополучно и счастливо, то на протяжении всей жизни воспоминание об этом дне вызывает у них светлую улыбку. Однако православное венчание это не просто красивый и торжественный праздник.

Это очень сильное таинство церкви, когда, вовремя чтения священником венчальных молитв, по доброй воле соединяются два любящих человека для совместного проживания в любви и согласии, рождения и воспитания в православной вере детей. Венчальные молитвы составляют основу таинства венчания в церкви.

Православные венчальные молитвы благословляют брак

В венчальных молитвах священник просит Бога соединить молодых не только видимо, он обращается к нему с просьбой соединить их сердца, научить супруга терпению, любви, снисходительности по отношению к жене, а супругу – мудрости, смирению, мягкости, послушанию. В современном мире, к сожалению, отсутствует культура добрачного воспитания юношей и девушек, у многих перед глазами негативные примеры разрушенных семей их родителей, поэтому именно этих качеств им часто так не хватает.

Венчальные молитвы поэтому следует слушать очень внимательно, и, несмотря на вполне понятное волнение, стараться вникнуть в каждое их слово. Это очень важно, ведь священник, читая венчальную молитву, молится не о ком-то, не выполняет внешний обряд, он молится о благополучии Вашей предстоящей супружеской жизни!

Венчальные молитвы нельзя читать мирянам

Сегодня в иконных лавках любой мирянин в свободном доступе может купить требник, в котором собраны молитвы, читаемые священником, в том числе и венчальные. Многих это может ввести в соблазн, ведь среди рядовых людей считается, что священнические молитвы особенные, сильные.

Запомните, что ни при каких обстоятельствах не благословляется мирянину читать самостоятельно венчальные молитвы, и вообще любые молитвы из требника. Это может привести к непоправимым, тяжелым последствиям для Вашей души. Если по незнанию Вы читали сами текст венчальной молитвы, то обязательно сходите в церковь и исповедуйте этот грех.

Текст православной молитвы при венчании в церкви

из Послания святого апостола Павла к Ефесянам (Еф. 5; 20-33):

Благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, повинуясь друг другу в страхе Божием. Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.

Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.

Венчание

Венча́ние – богослужение, во время которого совершается Таинство Брака: благословляется и освящается христианский брак.

Венчание совершается священником (очень редко архиереем), причем принято, чтобы священник был из белого (немонашествующего) духовенства. В практике Православной Церкви венчание принято совершать после обручения.

Венчание происходит так: по обручении жених и невеста, держа зажженные свечи, входят из притвора в храм (или же от западной стены храма подходят ближе к алтарю) и становятся на белый плат, лежащий пред аналоем с крестом и Евангелием.

Священник, спросив о твердости их намерения, возглашает благословение и великую ектению, читает иерейские молитвы и затем с благословением возлагает венцы на головы жениха и невесты и трижды возглашает тайносовершительную молитву «Господи, Боже наш, славою и честию венчай я (их)».

Возглашается прокимен и читаются Апостол ( Еф.5:20-33 ) и Евангелие ( Ин.2:1-11 ), произносится ектения и поется молитва «Отче наш». Венчающиеся пьют из общей чаши вино, и затем священник трижды обводит их вокруг аналоя, в это время хор поет тропари «Исаие ликуй…», «Святии мученицы…», «Слава Тебе Христе Боже…», после чего священник снимает венцы, читает завершающие иерейские молитвы и произносит отпуст.

В Православной Церкви венчание разрешается совершать и над вступающими во второй брак, однако чин второбрачного венчания менее торжественен, с чтением покаянных молитв.

В Русской Православной Церкви венчание не совершается во все посты, на Пасхальной неделе, на святках, в дни накануне двунадесятых праздников и воскресенья (т.е. в субботу), а также накануне среды и пятницы (т.е. во вторник и четверг). См. Календарь венчаний.

Для венчания необходимо

  • предварительное собеседование со священником;
  • венчальную пару икон – Спасителя и Божией Матери.
  • венчальные свечи – продаются в Церковной лавке;
  • рушник (венчальное полотенце) — однотонное: белое (для постилания под ноги). Достаточно длинное, чтобы стоять на нем вдвоем;
  • обручальные кольца. По Церковному уставу кольца должны быть разными: у жениха – золотое, а у невесты – серебряное (желательно это соблюсти).

Стоимость венчания

Все церковные Таинства не могут иметь стоимости, а совершаются за пожертвование. Во многих храмах указан рекомендуемый его размер.

Препятствия к браку

  • Жених и невеста перед венчанием должны зарегистрировать свой брак в ЗАГСе. Беззаконное сожительство Церковь освятить не может;
  • Жених и невеста не могут состоять: в кровном родстве (вплоть до четвертой степени родства, например, с троюродным братом или сестрой); в духовном родстве (если желающие вступить в брак являются крестными у одного и того же человека или желают вступить в брак с крестником).

Жениху и невесте необходимо

  • исповедоваться накануне венчания (желательно по окончании вечернего богослужения);
  • прийти в Храм в день венчания к началу Божественной Литургии и причаститься Святых Христовых Тайн;
  • быть с нательными крестиками.

Требования к свидетелям

  • оба свидетеля обязательно должны быть крещенными в православной вере и присутствовать на Таинстве Венчания в нательных крестиках;
  • свидетелями не могут быть родители венчающихся;
  • свидетелями не могут стать разведенные супруги – т.к. сами не сохранили благодати, полученной ими в Таинстве Венчания и не могут быть верными духовными руководителями для создаваемой семьи;
  • свидетелями не могут стать люди, состоящие в блудном сожительстве (даже с т.з. гражданского права, незарегистрированное сожительство браком именовать неверно).

Некоторые особенности одежды невесты

  • у невесты должен быть головной убор, покрывающий голову (фата или платок);
  • плечи должны быть покрыты (накидка, платок, фата);
  • платье – белого цвета. Если же венчаются люди, уже прожившие в браке какое-то время, или вступают в повторный брак, то белого наряда невесте уже не положено;
  • косметика – в минимальном количестве.
  • т.к. вам предстоит в день венчания быть еще и на Литургии, то в совокупности, по времени, это займет несколько часов. Чтобы вам было удобно, подумайте о комфортной обуви.

Возраст венчающихся

  • нижним возрастным пределом для совершения Таинства Венчания стоит считать наступление гражданского совершеннолетия, когда возможно заключение брака в ЗАГСе;
  • в церковном брачном праве установлен и высший предел для вступления в брак: для женщин – 60 лет, для мужчин – 70 лет. Данное правило не применяется для уже живущих в браке.

Церковь не освящает союз между или с …

  • иноверцами – представителями нехристианских религий (например, мусульманами). Не христианин крещенным быть не может. Поэтому он не может участвовать в православном таинстве, каким является венчание.
  • некрещеными (и не собираются принять крещение перед венчанием);
  • атеистами;
  • людьми, состоящими в кровном и духовном родстве;
  • людьми, не имеющими духовной способности к браку – т.е. с людьми, чья официально подтвержденная душевная болезнь, лишает их возможности свободно и осознанно проявлять свою волю.
  • В особых случаях может быть сделано исключение и в отношении конфессионально-смешанных браков. Благословение на это может дать только правящий архиерей;
  • православные, при наличии разрешения, могут сочетаться браком с инославными (с католиками, протестантами, лютеранами, армяно-григорианами) при условии, что их дети будут крещены и воспитаны в Православии.

Вступление в брак с духовным лицом

  • если вашим избранником является человек, решивший стать священником, то заключение вашего брака возможно только до момента рукоположения вашего жениха, т.е. до принятия им священного сана;
  • вы не можете вступить в брак с монахом или монахиней в силу данных ими обетов Богу.

Поведение в Храме во время Таинства Венчания

  • Таинство Венчания – не просто обряд, это – молитва; отнеситесь с вниманием и благоговением к молитвам, которые произносятся священником: в течении всего Таинства Церковь почти ни о ком больше не молится, как только о женихе и невесте (и одна молитва «за воспитавших родителей);
  • все присутствующие при венчании, по мере сил (молитвами, своими словами и мыслями), должны молиться о тех двоих, кто вступает в брак;
  • по возможности воздержитесь от лишних разговоров.

Традиция родительского благословения

  • жених и его родители приходят в дом родителей невесты и просит у них руки дочери;
  • при согласии на брак, родители с обеих сторон благословляют молодых на семейный союз: жениха иконой Христа Спасителя, девушку – иконой Пресвятой Богородицы;
  • молодые осеняют себя крестным знаменем и целуют святые образа;
  • вручая иконы, родители говорят о том, что время воспитания детей для них окончено и они с верой и надеждой вверяют детей своих всесильному заступничеству Господа и Матери Божией;
  • иконы, после Венчания, ставят в красном углу, в доме, где будут жить жених и невеста;
  • если кого-нибудь из родителей нет в живых, то благословляет оставшийся в живых;

Почему венчают в постные дни: среду и пятницу?

  • За венчанием следует брачная ночь. Если венчаться во вторник или в четверг, то брачная ночь попадает на время однодневных постов среды и пятницы, что недопустимо.
  • При венчании в среду/пятницу брачная ночь наступает в период, когда период поста закончился (вечер среды и вечер пятницы).

Краткое описание Обручения

  • Обручение (предшествует венчанию) – скрепляет взаимные обещания вступающих в Брак и знаменует собой то, что Брак совершается перед лицом Божиим, в Его присутствии, по Его всеблагому Промыслу и усмотрению.
  • Для большего осознания, что обручение совершается перед лицом Божиим, жених и невеста предстают перед святыми дверями храма, а священник, символизируя Господа Иисуса Христа – находится в алтаре.
  • Священник вводит венчающихся в храм – с этого момента пара, перед лицом Самого Бога, в его Храме, начинает свою новую супружескую жизнь.
  • Обряд начинается каждением. Священник трижды благословляет жениха, который каждый раз осеняет себя крестным знамением, затем невесту, произнося: «Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа» и дает им зажженные свечи. Свечи знаменуют чистую и пламенную любовь, целомудрие жениха и невесты и пребывающую благодать Божию.
  • Произносятся молитвы, славящие Господа; молитвы о брачующихся от лица всех присутствующих в Храме. Затем, по повелению священника, все присутствующие преклоняют свои головы перед Господом, в ожидании от него духовного благословения. Священник тайно читает молитву, после чего надевает кольцо жениху, троекратно осеняя его крестообразно, и невесте. После благословения венчающиеся обмениваются кольцами три раза в честь и славу Пресвятой Троицы, Которая все совершает и утверждает.
  • Произносится молитва Господу о том, чтобы Он Сам благословил и утвердил Обручение и послал Ангела Хранителя жениху и невесте в их новой жизни.

Краткое описание Венчания

  • Следуя за священником с кадильницей, жених и невеста с зажженными свечами входят на середину храма. Хор встречает их пением, прославляющим благословлённое Богом супружество.
  • Перед аналоем (на котором лежат крест, Евангелие и венцы) разостлан на полу плат (белый или розовый). На него становятся венчающиеся. Священник задает вопросы жениху (потом невесте) – подтверждают ли они свободное и непринужденное желание вступить в брак и отсутствие в прошлом со стороны каждого из них обещания третьему лицу вступить с ним в брак.
  • Священник провозглашает сопричастность брачующихся Царству Божиему, затем – произносится краткая ектения о благосостоянии душевном и телесном.
  • Далее следуют три молитвы, в которых священник просит у Господа благословить этот брак; благословить, сохранить и помянуть брачующихся и о том, чтобы Господь сочетал брачующихся, венчал их в единое целое и даровал им детей.
  • По окончании молитв священник венцом знаменует жениха, дает ему поцеловать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца и произносит: «Венчается раб Божий….». На венце невесты прикреплен образ Пресвятой Богородицы.
  • Украшенные венцами брачующиеся предстоят лицу Бога, ожидая благословения Божия. Возглашение: «Господи, Боже наш, славою и честью венчай их!” произносится священником трижды с троекратным благословением жениха и невесты.
  • По возможности гости безмолвно помогают священнику, повторяя: “Господи, Боже наш! Славою и честью венчай их!”.
  • Затем читается Послание к Ефесянам, в котором брачный союз уподобляется союзу Христа и Церкви: это и самопожертвование Христа за грешных людей и последователи Его, готовые жизнь отдать за свою веру и любовь к Господу. Венчающимся пытаются донести страх опечалить любимого, нарушить душевное единение семьи. Лишиться любви – значит, лишиться присутствия Божия в семейной жизни. Муж и жена равны между собой и повинуются Господу Иисусу Христу.
  • Читается Евангелие от Иоанна о Божием благословении супружеского союза и освящении его.
  • Молитва о сохранении венчающихся в мире и единомыслии, чтобы брак был честным и дожили они до старости, исполняя заповеди Божии от чистого сердца.
  • После возглашения: «И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе…» все присутствующие на Таинстве поют «Отче Наш». В знак покорности и преданности Господу жених и невеста преклоняют головы под венцами.
  • Приносится чаша общения (с красным вином) и священник благословляет ее на взаимное общение мужа и жены. Они троекратно, по глоточкам, отпивают общего вина, после чего священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает руки их епитрахилью и поверх нее кладет свою руку, знаменуя то, что муж получает жену от самой Церкви, соединяющей их во Христе навеки.
  • Знаменуя супружество, как вечное шествие рука об руку, три раза обводит священник новобрачных вокруг аналоя с пением тропарей: «Исаие, ликуй…», «Святии мученицы» и «Слава тебе, Христе Боже, апостолов похвале…». По окончании торжественного шествия, священник снимает венцы с супругов и обращается к ним с приветственными словами.
  • Далее следует молитва к Господу о воспринятии венцов новобрачных неоскверненными и непорочными в Царствии Божием. Вторая молитва (с преклонением голов новобрачных) – эти же прошения запечатлеваются именем Святой Троицы и иерейским благословением.
  • Целомудренный поцелуй венчающихся – свидетельство святой и чистой любви друг к другу.
  • Теперь новобрачных подводят к царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста — образ Божией Матери; затем они меняются местами и снова прикладываются к иконам. Здесь же священник дает им крест для целования и вручает им две иконы: жениху — образ Спасителя, невесте — образ Пресвятой Богородицы.

Псевдоцерковные суеверия, связанные с венчанием

  • младшим братьям/сестрам нельзя выходить замуж раньше, чем старшие;
  • нельзя венчаться будучи беременной;
  • нельзя сочетаться браком и венчаться в високосный год;
  • упавшее кольцо или погасшая венчальная свеча – предвещают всевозможные неприятности, трудную жизнь в браке или раннюю смерть одного из супругов;
  • тот из брачующихся, кто первым вступит на расстеленное полотенце, будет всю жизнь главенствовать в семье;
  • тот, чья свеча после таинства окажется короче, тот и раньше умрет;
  • нельзя венчаться в мае, “будешь потом всю жизнь маяться”.

Как можно развенчаться?

  • Расторжение благословленного Богом Брака — большой грех, поэтому такого понятия как «развенчание» не существует. Благословить грех невозможно, Сам Спаситель заповедал: что Бог сочетал, того человек да не разлучает ( Мф.19:6 ).
  • Если первый брак фактически распался, то невиновной стороне может быть дано благословение на второй брак, в крайнем случае и на третий, но не более. Благословение может дать только епархиальный архиерей, но не священник.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Символ Веры

Бог благословил брачный союз первых людей в Раю и сказал им: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею» (Быт.1; 28), дав им один из первых Своих заветов. В той же книге Бытия, на первых ее страницах, раскрывается тайна брачного союза мужчины и женщины: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть» (Быт. 2; 24).

Брак был одним из тех двух Божественных установлений, которые прародители вынесли за врата рая после грехопадения. В Евангелии брак сравнивается с таинственным союзом Христа с Церковью, почему и называется апостолом Павлом «тайной великой» (См.: Еф. 5; 32,33).

Господь Иисус Христос освятил Своим присутствием брак в Кане Галилейской и благословил его. Там же Он совершил Свое первое чудо, превратив воду в вино на бедной свадьбе (См.: Ин. 2; 1-11). Насколько высок в очах Божьих союз мужчины и женщины, говорит тот факт, что Христос постоянно сравнивал образ жизни в Царствии Небесном с брачным торжеством. Господь делал это неслучайно: картины брачного пира были хорошо знакомы тем, кто слушал Его проповедь. И поэтому они вызывали живой отклик.

Еще в ветхозаветный период брак считался священным установлением, но о брачных обрядах того времени известно мало. Глава, посвященная женитьбе Исаака и Ревекки, дает нам об этом следующие скудные сведения: Исаак предлагает невесте подарки; его слуга Елеазар совещается с отцом Ревекки относительно ее замужества; устраивается брачный пир. Развитие брачной церемонии можно проследить в последующие времена. К описанным выше традициям, существовавшим во времена Авраама, добавим то, что позже стал заключаться брачный договор. Стало произноситься торжественное благословение жениха и невесты в присутствии нескольких мужчин, которых евангелист Лука называет «сынами брачными», а евангелист Иоанн – «друзьями жениха». Невеста являлась на брак в сопровождении женщин. Потом, в ходе церемонии, следовали многочисленные ритуально-символические действия с покрывалом невесты и благопожелания от гостей. Жених и невеста пили из чаши, подаваемой раввином, который произносил формулу благословения на брак; жених брал золотое кольцо и надевал его на указательный палец невесты, произнося при этом: «Помни, что ты сочеталась со мной по закону Моисея и израильтян». Прочитывался брачный контракт в присутствии свидетелей и раввина, который произносил семь благословений. Жених, державший в руке чашу, после произнесенных благословений разбивал ее либо о стену (если невеста – девица), либо о землю (если невеста – вдова). Затем начинался брачный пир, который продолжался семь дней. В течение этого семидневного срока жених должен был отдать невесте все обещанное в договоре приданое.

Второй путь жизни для православного христианина – девство, которое имеет в очах Божьих такую же значимость, как и брак. Церковь устами своих служителей свидетельствует о том, что браки православных христиан будут совершаться до конца времен. Поэтому апостол Павел говорит, что люди, запрещающие вступать в брак, которые явятся в последние времена, – лжеучители, и христиане не должны их слушать.

В 398 году IV Карфагенский Собор постановил, чтобы родители приводили жениха и невесту для благословения в церковь. Созданная Господом Иисусом Христом Церковь входила в жизнь языческих народов, изменяя ее и «изнутри», и снаружи. Обычаи древних не отвергались, а им придавался новый смысл, они «переориентировались» для достижения иных целей. Так и в чинопоследовании Таинства Брака церковно оформлялись брачные обряды, бытовавшие у разных народов. Как и все другие Таинства Православной Церкви, Венчание прошло определенный путь, прежде чем его чинопоследование окончательно сформировалось.

Изложение последования Венчания в Русской Церкви в Х-ХП веках не сохранилось. В XIV веке Таинство Брака совершали исключительно мирские священники. Интересной особенностью совершения Таинства в описываемый период было то, что жених и невеста сами обменивались кольцами, а слова «обручается раб Божий. » священником не произносились. Кроме того, не было таких составляющих современного чина Венчания, как молитва «Господи, Боже наш, иже отроку патриарха Авраама. » и сугубой ектеньи. Также, не было вопросов к жениху и невесте о добровольном вступлении в брак, и чтения Апостола и Евангелия. Новобрачные причащались Преждеосвященными Дарами.

В 1775 году Синод постановил совершать чинопоследование обручения и Венчания одновременно. Исключение из этого правила делалось только для лиц императорской фамилии.

С 1802 года на Венчании кроме жениха и невесты должны были присутствовать свидетели, которые подтверждали подписями в метрической книге храма свершившийся акт Браковенчания.

2. Запрещается вступать в Брак лицам, находящимся в близких степенях родства, вплоть до четвертой степени (то есть с троюродным братом или сестрой).

3. Церковный Брак невозможен, если один из брачующихся (или оба) объявляют себя атеистами и желают венчаться, руководствуясь посторонними мотивами.

4. Не венчают пару, если хотя бы один из будущих супругов не крещен и не готов принять Крещения перед Венчанием.

5. Не венчают Брак, если один из брачующихся фактически состоит в браке с другим лицом. Если этот брак – гражданский, то он должен быть расторгнут в установленном государственным законом порядке. Если церковный, то необходимо разрешение архиерея на его расторжение и благословение на вступление в новый Брак.

6. Препятствием к совершению Браковенчания является духовное родство между кумовьями, крестившими одного ребенка и между крестными родителями и крестниками.

7. Не венчается Брак, если хотя бы один из брачующихся исповедует нехристианскую религию (мусульманство, иудаизм, буддизм). Но совершенный по католическому или протестантскому обряду, а также нехристианский брак, в случае, если даже только один из супругов присоединился к Православной Церкви, может считаться по их желанию в силе. При переходе в христианство обоих супругов, брак которых заключен был по нехристианскому обряду, совершать Венчание не обязательно, так как их супружество освящено благодатью Крещения.

8. Нельзя венчать принявших монашеские обеты, а также священников и дьяконов после их рукоположения.

1) в течение всех четырех многодневных постов;

2) во время Сырной седмицы (масленицы);

3) на Светлой (Пасхальной) Седмице;

4) в период Святок: от Рождества Христова (7 января) до Крещения Господня (19 января);

5) накануне двунадесятых и великих праздников;

6) накануне постных дней – среды и пятницы, а также по субботам в течение всего года;

7) накануне и в день праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи (10 и 11 сентября по н.ст.);

8) накануне и в день праздника Воздвижения Креста Господня (26 и 27 сентября по н.ст.);

9) накануне престольных праздников того храма, в котором планируют совершить Таинство.

Что нужно сделать венчающимся перед совершением Таинства

Вопрос о конкретном месте проведения Венчания для людей, являющихся постоянными прихожанами того или иного храма, не стоит. Конечно, Таинство должно совершаться в «своем» храме; если духовник по какой-либо причине служит в другой церкви, то Венчание может совершаться там. Не принадлежащим тому или иному приходу надо определиться с тем, где будет совершаться Венчание. После того как выбор сделан, нужно решить некоторые организационные вопросы. Во многих храмах существует предварительная запись, и проблему с ней надо решить заранее. Сделать это может любой родственник, присутствие жениха и невесты при этом необязательно. Если есть желание, чтобы венчал конкретный священник, необходимо обговорить этот вопрос с ним, иначе Таинство будет совершать тот священник, «череда» которого выпадет в этот день. С момента отделения Церкви от государства церковный Брак не имеет гражданской юридической силы, поэтому Венчание совершается над теми, кто зарегистрировал гражданский брак, это значит, что расписаться нужно до прихода в храм.

Если есть канонические препятствия к заключению Брака, необходимо лично обратиться в канцелярию правящего архиерея или его викария. Он при положительном решении вашего вопроса поставит резолюцию, по которой Венчание можно совершить в любом храме епархии.

Важнейший вопрос, который стоит перед желающей венчаться парой, – совместное Причащение перед совершением Таинства Брака. Эта традиция сохраняется с первых веков христианства, когда Таинство Венчания совершалось за Божественной литургией.

Для подготовки к Причастию в день Венчания надо выполнить несколько условий:

1. Поститься (то есть не употреблять мясную и молочную пищу, а если возможно, то и рыбу) в течение трех дней или, по крайней мере, в течение одного дня перед Венчанием.

2. Ничего не есть, не пить и не курить накануне, с 12 часов ночи.

3. Если интимная жизнь до Венчания уже имеет место, необходимо воздержаться от брачных отношений в течение трех дней, или сделать это хотя бы в последний день перед Венчанием.

4. Очень желательно прочесть перед Причащением положенные молитвы: три канона (Господу Иисусу Христу, Божьей Матери и Ангелу-Хранителю) и Последование ко Святому Причащению. Если выполнение этих условий по каким-либо причинам невозможно, нужно подойти к священнику и взять благословение на то, как в ваших жизненных обстоятельствах подготовиться к Таинству.

1) обручальные кольца, которые надо заранее отдать венчающему священнику или на свечной ящик;

2) так называемую венчальную пару икон: а) с изображением Спасителя; б) с изображением Божьей Матери;

3) венчальные свечи;

4) рушник (полотенце).

В день Венчания жених и невеста должны прийти к началу Божественной литургии, где они будут молиться, исповедоваться и причащаться Святых Тайн. Желательно присутствие за Литургией друзей и родственников молодоженов, но, в крайнем случае, они могут прийти к началу Венчания.

Венчающейся паре необходимо иметь нательные крестики. Шаферы, присутствие которых во время Венчания объясняется традицией, не есть лица, участвующие в Таинстве сакраментально, как, к примеру, восприемники при Крещении. Раньше оба шафера или, как их называли, «друзья жениха», были в соответствие с правилами церковного обихода одного пола – мужского. Тот факт, что сложившаяся на сегодняшний момент традиция предписывает шаферам держать венцы над женихом и невестой, не соответствует церковной практике. Это, большей частью, свидетельствует лишь о том, что жених или невеста боятся повредить прическу или головной убор венцами и поэтому считают неудобным надевать их себе на голову. Понятно, что такие мотивации новоиспеченной традиции к сути Таинства никакого отношения не имеют. Если все-таки венчающиеся хотят, чтобы шаферы держали венцы над их головами, нужно хотя бы, чтобы они были православного вероисповедания.

С Венчанием, так же, как и с Таинством Елеосвящения, связано множество суеверий, но природа их несколько иная. Точнее говоря, природа их одна – языческие баснословия. К числу таких поверий относится то, что случайно упавшее кольцо или погасшая венчальная свеча предвещают несчастья, скорби в браке или раннюю смерть одного из супругов. Распространено суеверие, которое с первых шагов новой семьи провоцирует ее членов к проявлению гордыни и к противлению воли Божьей. Оно заключается в том, что тот из брачующихся, кто первым вступит на расстилаемое полотенце, будет всю жизнь главенствовать в семье. Поэтому иногда даже на свадьбах более или менее воцерковленной молодежи можно видеть стремление невесты к тому, чтобы ее нога оказалась там первой. Очередная басня гласит: чья свеча после Таинства окажется короче, тот и раньше умрет. Все эти языческие придумки обличают маловерие, неверие, дремучее невежество их последователей, да и просто нежелание мыслить.

Церковь осуждает развод по той причине, что богоустановленный порядок брака его не подразумевал. В беседе с фарисеями Господь Иисус Христос сказал им в ответ: «Не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает». Они говорят Ему: «Как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?». Он говорит им: «Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так» (Мф. 19; 4-8).

Но немощь человеческого естества такова, что «вместить» этого запрета некоторые верующие не могут. Развод в Православии осуждается, но признается, как выражение церковной икономии, как снисхождение к человеческой немощи. При этом право расторжения церковного брака и разрешение на вступление в новый брак принадлежит только архиерею. Для того чтобы епархиальный архиерей снял прежнее благословение и дал разрешение на вступление в новый церковный брак, необходимо свидетельство о разводе и отсутствие канонических препятствий к новому браку.

Православной Церковью допускается не больше трех браков.

Перечень мотивов для церковного развода был достаточно широк, несмотря на то, что в Евангелии Господь указывает только одну такую причину: прелюбодеяние (См.: Мф. 5; 32).

Так, Поместный Собор Русской Православной Церкви в 1918 году в «Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» называет следующие:

1. Прелюбодеяние одной из сторон.

2. Вступление кого-либо из супругов в новый брак.

3. Отпадение супруга или супруги от Православия.

4. Противоестественные пороки.

5. Неспособность к брачному сожитию, наступившая до брака или явившаяся следствием намеренного самокалечения.

6. Заболевание проказой или сифилисом.

7. Длительное безвестное отсутствие.

8. Осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния.

9. Посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей.

10. Снохачество или сводничество.

11. Извлечение выгод из непотребств супруга.

12. Неизлечимая тяжкая душевная болезнь.

13. Злонамеренное оставление одного супруга другим.

Этот перечень оснований к расторжению брака в своей основе действителен и сейчас, кроме некоторых экзотических для нас нюансов (например, лишение прав состояния).

1. Заболевание СПИДом.

2. Медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания.

3. Совершение женой аборта при несогласии мужа.

В материале использованы главы из книги (в сокращении) “Справочник православного человека. Таинства Православной Церкви” (Даниловский благовестник, Москва, 2007)

Церковные требы в православных храмах Иерусалима

Сорокоуст о упокоении
Неусыпаемая псалтирь
Церковная записка
Молебен о здравии
Сорокоуст о здравии

Храмы и монастыри в которых совершаются богослужения

Copyright Символ Веры ©2007 – 2017. All Rights Reserved.

Оценка 4.5 проголосовавших: 149
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here