Религиозное чтение: молитва перед уборкой урожая в помощь нашим читателям.
Молитва перед уборкой урожая
Урожай растим с молитвой
15 февраля – Сретение Господа нашего Иисуса Христа (встреча Богомладенца Христа с праведным Симеоном Богоприимцем ).
Редакция газеты поздравляет читателей с этим праздником. Желаем и вам, дорогие читатели, сподобиться (кто не сподобился) главной встречи жизни – встречи (сретения) с Господом, Божией Матерью и всеми святыми нашей Православной Церкви.
Из Священного Писания мы знаем, что Господь заповедал человеку питаться от дел рук своих. И в Библии повествуется о многих случаях помощи Божией земледельцам. Во все времена Церковь более чем любое другое занятие благословляла крестьянский труд и всемерно помогала труженику в его повседневных делах.
. Целую ночь трудились рыбаки и ничего не поймали. Но когда Господь вошел в их лодку и после проповеди велел забросить сеть, было поймано рыбы столько, что вытащить не могли, и сеть прорывалась (Евангелие от Луки, 5:5 – 6). Это образ всякого труда без помощи Божией и труда с помощью Божией. Пока человек трудится один и хочет чего-то добиться только своими силами, все валится у него из рук. Когда же снизойдет на него благословение Божие , любое дело спорится. Это и есть главный «агрономический секрет», который использовали в своих повседневных трудах наши благочестивые предки. Их опытом грех не воспользоваться и нам, современникам XXI века.
О том, как нужно молиться об урожае, как связаны между собой духовная жизнь человека и его земное благополучие, наш корреспондент беседовал с настоятелем храма святителя Николая Чудотворца в Ахунах протоиереем Николаем Тищенко (на фото).
— Отец Николай, если до революции любой крестьянин знал, что и в каких случаях ему должно делать, как молиться, призывая помощь Божию , то теперь эти знания во многом утрачены. Хуже того, сознание людей извращено до такой степени, что по знакам зодиака уже не только сеют семена, но и уничтожают сорняки, поливают огород и даже. убирают дом и стирают белье. Целые страницы газет отводят под эту языческую белиберду . И люди верят! А как поступали наши благочестивые прадеды и прабабушки?
— Издревле на Руси люди все делали с молитвой и по благословению Церкви. Они обращались к Богу в начале трудового дня, и после работы. Есть особая молитва на призывание Духа Святого на всякий полезный труд – «Царю Небесный. », с нее и надо начинать любое дело. Ваш дом или квартира, а также участок должны быть обязательно освящены священником. Если же у вас нет такой возможности (например, у вас дача далеко за городом), то можно освятить свой участок самостоятельно (тексты этой и других молитв мы будем публиковать с этого номера в нашей газете – Прим, ред.). Обязательным условием для православного христианина также является и освящение семян, огорода перед посадкой картофеля, других культур, есть молитвы, которые читаются перед посадкой садовых деревьев, винограда, даже есть молитвы против вредителей. Разумеется, результат зависит, прежде всего, от веры просящего, от его образа жизни. Если человек живет, не помня о Боге, делает все наперекор Его заповедям, весьма маловероятно, что прошение исполнится. Это, к примеру, как ситуация между родителями и детьми. Если сын или дочь постоянно нарушают волю отца, дерзит, грубит, то едва ли у родителей возникнет желание сделать детям дорогой подарок (если, конечно, речь не идет о слепой любви). Родители обязательно попытаются для начала утвердить свое чадо в послушании, в уважении к отцу и матери и только потом выполнят просьбу детей. То же самое и в отношениях между человеком и Богом. Чем сильнее будут вера в Него, почтение к Нему, тем ощутимее и значительнее будет и помощь.
Но есть здесь и одно «но». Ведь Господь не только помогает нам по жизни, но часто и испытывает наше смирение и терпение, чтобы мы не возносились. И все же по своим наблюдениям (а я в свое время, когда служил на сельском приходе, тоже занимался огородничеством) могу твердо сказать: с молитвой урожай выше.
– А можете привести конкретные примеры?
Расскажу об одном таком случае, причем курьезном. Когда служил в сельском приходе, как-то перед посадкой стал освящать семена картофеля. За этим очень внимательно наблюдали соседи, искренне недоумевая, зачем это я картошку святой водой кроплю. После этого я пошел на огород, окропил и его, прочитал молитву на начало посевных работ, после чего посадил картофель. Кстати сказать, сделал это из-за занятости в приходе на две недели позже, чем остальные сельчане. И что же? Всходы на моем участке появились раньше, чем на других картофельных полях! И знаете, что обо мне стали говорить? Поп – колдун! Вот такая логика: раз у меня растет лучше, значит, колдую.
В общем, и смех и грех. Дальше – больше. Перед тем как начать копать картошку, прочитал молитву на сбор урожая и взялся за лопату. Вскоре сам удивился: урожай картофеля оказался очень хорошим. Я такого просто не ожидал. Увидев это, люди на следующий год уже приходили ко мне и звали: «Батюшка, пойдем и нам освящать огороды».
В один год колорадского жука особенно много было, народ опять просит, мол, батюшка, давай молиться. Что ж, отслужили водосвятный молебен и пошли кропить огороды с молитвами. Так вот, где водой покропили, жука после было на порядок меньше, чем на тех участках, которые остались без освящения.
– А как церковь относится к ядохимикатам, ведь тем же монахам запрещено уничтожать даже насекомых? Я знаю, что сестры Наровчатского Троице-Сканова монастыря, даже если мышку поймают, сажают в банку, а после выпускают ее где-нибудь за речкой, подальше от монастыря.
Надо понять, что и колорадский жук, и другие вредители, и стихийные бедствия попускаются нам по грехам нашим. Вот как описывает сельский священник конца XIX века покаянную обстановку, в которой совершались молебны по случаю долгого бездождия. «Что вы собрались делать, христиане? – обращается он к народу. – Идти на свои поля и просить милости у Бога? Но стоите ли вы этой милости? Не вы ли недавно бесчинствовали и пили целые недели без просыпу? Я вас просил – вы смеялись, я вас молил – вы бесчинствовали, я вам указывал на Бога – вы отворачивались от Его лика. Теперь Бог отворотился от преступных лиц ваших и наказует вас достойно и праведно».
И тронутый этими словами народ как один сноп повалился на землю и встал на колени перед поднятыми иконами. И после молебна пошел дождь, а народ плакал и радовался: «Слава Тебе, Создателю, услышавшему нашу грешную молитву!»
Что же касается химических препаратов, то и здесь все зависит от веры людей. Наши грехи, наши сомнения зачастую препятствуют нашей молитве «быть услышанной» Господом.
– Отец Николай, как известно, по церковному уставу до Преображения Господня нельзя вкушать яблок нового урожая. Но сейчас у большинства садоводов есть яблони, плоды которых созревают уже в июле. Как быть, ведь выбрасывать урожай тоже грех?
Поначалу, в древней христианской Церкви, до Преображения Господня нельзя было вкушать виноград, но поскольку в наших широтах он не произрастал, то этот запрет стал распространяться на яблоки. Яблоко в данном случае служило и напоминанием о первородном грехе наших прародителей Адама и Евы, вкусивших до времени плоды с древа познания. Заметьте, Господь не вообще запретил есть этот плод, Он лишь предупредил Адама и Еву, что время познать его вкус еще не пришло. Что ж касается ранних яблок, то можно приготовить из них сухофрукты, соки, консервы.
— А можно ли до Преображения Господня (Яблочного Спаса) употреблять, кроме, разумеется, яблок и винограда, другие фрукты – груши, сливу, алычу?
Можно. Но при этом нужно помнить об одном благочестивом обычае, напоминающем опять-таки, что в отношениях с Богом очень важно не забывать благодарить Его. Наши благочестивые предки приносили все первые плоды и овощи в Церковь. Священник читает над ними молитву на освящение новых плодов, кропит их святой водой, и после этого их можно есть. Они принесут очевидную пользу не только нашему телу, но и душе, ибо на них есть частичка той благодати, которую призывает молитва священника. Надо ли говорить, что благодарный человек везде получает от Бога награду большую, чем неблагодарный.
Можно оставить часть принесенных плодов и овощей нового урожая в храме возле кануна – места поминовения усопших, поскольку милостыня, принесенная на помин их души, помогает умершим в их загробной жизни.
– В какие дни нельзя заниматься сельхозработами ?
В дни церковных праздников, воскресные дни и дни памяти особо почитаемых святых, например, на Рождеств о Иоа нна Крестителя, день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла, зимний и весенний дни памяти святителя Николая Чудотворца. С большим благоговением на Руси земледельцы относились к празднику ветхозаветного Ильи-пророка (память 20 июля, по новому стилю – 2 августа), который считается покровителем плодородия и урожая. В Ильин день в церквах и часовнях совершались молебны, посвященные этому святому. Обычно, услышав гром, крестьяне говорили :« Илья-пророк по небу на колеснице ездит». Соблюдая этот праздник и опасаясь, что Илья-пророк накажет тех, кто не чтит его память, люди в этот день ни в коем случае не работали и сами жестоко наказывали тех, кто не подчинялся этому правилу.
Запрет на работы вступает в силу накануне праздника, то есть со времени начала вечернего богослужения в храмах. Разумеется, даже в праздники не возбраняется заниматься неотложными делами – кормить скот, ухаживать за ним, топить печь – то есть теми работами, которые нельзя сделать заранее или отложить на следующий день. Есть и исключение: в сенокосную пору, в праздники, воскресные дни, если стоит погожая погода, разрешается после обеда идти на покос. Но в первой половине дня надо обязательно пойти на богослужение, чтобы помолиться, поблагодарить Бога за хорошую погоду и испросить помощи.
– И последний вопрос, отец Николай. Как быть тем людям, которые все дни недели заняты на основной работе и только в воскресенье могут поработать на даче?
Здесь уж выбор за человеком. Во всяком случае, прочитайте с утра все утренние молитвы и только тогда, испросив у Бога прощения, приступайте к работе. А на ближайшей исповеди надо покаяться в этом грехе. Хотя, по правде сказать, при желании можно всегда сделать свои дела вовремя. Сейчас многие все больше времени диван давят у телевизора. Кстати, во многих городских храмах по воскресеньям служат две литургии – раннюю и позднюю. Ранняя литургия заканчивается рано, поэтому остальное время дня вы вполне можете посвятить даче.
Впрочем, и запрет на работу в православный праздник вовсе не означает, что надо пролежать весь день у телевизора. Праздник нужно посвятить Богу: принять участие в богослужении, проведать больных, уделить время духовному чтению и т. д. Ну и уж конечно, тяжкий грех совершают те, кто превращает христианский праздник в попойку. Это даже больший грех, чем работа в такие дни.
Беседовал В. НИКОЛАЕВ.
Молитва на освящение семян для посева
Господи Боже наш, от пречистыя и пребогатыя длани Твоея , предлежащее пред очима Твоима семе» подаяние принесохом , Владыко , и сему тебе вручитися молимся: не бо смеяхом в бездушных земли недрех заключити сия, аще не воззрим на повеление Т воего Величества, повелевающее родити и прозябати земли, и дати семена сеющему и хлеб в снедь.
И ныне молимся Тебе, Боже наш, услыши ны молящиеся Тебе, и отверзи нам сокровище Т вое великое, и благое, и небесное, и излей благословение твое, донележе удовлимся по неложным Твоим обещанием: и отжени от нас вся снедающая плод наш земный , и всякое наказание праведно проводимое на ны , грех ради наших: и богатая Твоя щедроты ниспосли на все люди Твоя, благодатию и человеколюбием единородного Т воего Сына, с Нимже благословен еси , и с пресвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
(После сего семена трижды окропляются святой водой).
Молитва перед уборкой урожая
и во время жатвы
Божией Матери пред Ее иконою “Спорительница хлебов”
(Название иконе дано по благословению преподобного Амвросия Оптинского. Этим указано на то, что Богоматерь – помощница людям в трудах их к снисканию хлеба насущного.)
О, Пресвятая Дево Богородице, Премилостивая Владычице, Царице Небесе и земли, всякаго дома и семейства христианскаго Благоустроительнице, труждающихся благословение, нуждающихся неистощимое богатство, сирых и вдовиц и всех людей Кормительнице! Питательнице наша, рождшая Питателя Вселенныя и Спорительнице хлебов наших, Ты, Владычице, ниспосылаеши Твое Матернее благословение градом нашим, селам и нивам и коемуждо дому, на Тя упование имущему. Темже с благоговейным трепетом и сокрушенным сердцем смиренно молим Тя: буди и нам, грешным и недостойным рабом Твоим, мудрая Домостроительнице, житие наше добре устрояющая. Всякое же сообщество, всякий дом и семейство во благочестии и православии, единомыслии, послушании и довольстве соблюди. Нищия и неимущия пропитай, старость поддержи, младенцы воспитай, всех вразуми преискренне взывати ко Господу: “Хлеб наш насущный даждь нам днесь”. Сохрани, Пречистая Мати, люди Твоя от всякия нужды, болезни, глада, губительства, града, огня, от всякаго злаго обстояния и всякаго нестроения. Обители нашей (веси), домам и семействам и всякой души христианстей и всей стране нашей исходатайствуй мир и велию милость, да славим Тя, Премилостивую Питательницу и Кормительницу нашу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Апостолу Филиппу, как при сеянии,
так и во время жатвы хлеба
Благоукрашается вселенная, Ефиопия ликовствует, яко венцем красуема, тобою просветившися, светло торжествует память твою, Богоглаголиве Филиппе, вся бо веровати Христу научил еси и течение совершил достойно Евангелия. Тем дерзновенно варит Ефиопская рука к Богу, Егоже моли даровати нам велию милость.
Яко звезду пресветлую Церковь всегда стяжа тя, апостоле Филиппе, чудес твоих многоподаванием просвещаема. Тем же зовем Христу: спаси чтущих верою память Твоего апостола, Многомилостиве.
Праведным Богоотец Иоакиму и Анне
(Помяни перед началом сева этих святых – урожай будет всему)
О святии праведницы, Богоотцы Иоакиме и Анно! Молите Милосердаго Господа, яко да отвратит от нас гнев Свой, по делом нашим праведно на ны движимый, и да безчисленная прегрешения наша презрев, обратит нас, раб Божиих (имена), на путь покаяния, и на стези заповедей Своих да утвердит нас. Таже молитвами вашими в мире жизнь нашу сохраните, и во всех благих благое поспешение испросите, вся к животу и благочестию потребная нам от Бога дарующе, от всяких напастей и бед и внезапныя смерти предстательством вашим нас избавляюще и от всех враг видимых и невидимых защищающе, и тако в мире временное сие житие прешедше. в вечный достигнем покой, идеже вашим святым умолением да сподобимся Небеснаго Царствия Христа Бога нашего, Емуже, со Отцем и Пресвятым Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков.
О приснославнии Христовы праведницы, святии Богоотцы Иоакиме и Анно, предстоящии небесному престолу Великаго Царя и велие дерзновение к Нему имущии, яко от преблагословенныя дщери вашея, Пречистыя Богородицы и Приснодевы Марии, воплотитися изволившему, к вам, яко многомощным предстателем и усердным о нас молитвенникам, прибегаем мы грешнии и недостойнии. Молите благость Его, яко да отвратит от нас гнев Свой, по делом нашым праведно на ны движимый, и да безчисленныя прегрешения наша презрев, обратит нас на путь покаяния и на стезе заповедей Своих да утвердит нас. Таже молитвами вашими в мире живот наш сохраните и во всех благих благое поспешение испросите, вся яже к животу и благочестию потребная нам от Бога дарующе, от всяких напастей и бед и напрасныя смерти, предстательством вашим нас избавляюще, и от всех враг видимых и невидимых защищающе, яко да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте, и тако в мире временное сие житие прешедше, в вечный достигнем покой, идеже вашим святым умолением, да сподобимся Небеснаго Царствия Христа Бога нашего, Емуже со Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.
(Святой Харалампий низводит плодородие земли.)
О священная и многострадальная главо, пастырю добрый словесных овец Христовых, священномучениче Христов Харалампие. Магнисийская похвало и славо вселенныя, всемирный светильниче и великий наш заступниче и помощниче в скорбех, бедах и всяких нуждах! Услыши нас грешных, к тебе прибегающих и молящихся, и избави нас от всякаго злаго обстояния. Ты бо приял еси от Господа благодать и силу велику за многия и нужныя страдания твоя и терпение, еже всюду и во всем нам помогати, и наипаче идеже память твоя почитаема будет бдением, пением и усердным молением. Сицевая благодать дадеся ти, священномучениче Христов, от явльшагося ти Господа Царя славы по твоему испрошению. Егда на мечное тя усечение осудиша, услышал еси превожделенный и сладчайший оный глас, глаголющий тебе: “Прииди, Харалампие, друже Мой, многия муки имене ради Моего претерпевый, и проси у Мене, еже хощеши, и Аз дам ти”. Ты же, великий светильниче, рекл еси Христу Господу усты своими: “Господи мой, велико убо мне есть от Тебе, Света невечерняго, дарование сие. Аще угодно есть величеству Твоему, молю Тя, благоволи даровати мя сицевую милость Свою: да идиже положены будут мощи моя и почитаема будет память страдания моего, не будет на месте том ни глада, ни мора, или тлетворного воздуха, погубляющего плоды, но да будет паче на месте оном мир, здравие телесем и душам спасение, изобилие пшеницы, вина, и елеа и умножение скотов, яже на потребу человеком”. Ты же паки, угодниче Христов Харалампие многострадальниче, глас Господен услышал еси, вещающий тебе: “буди по прошению твоему, преславный Мой воине”. И абие, по глаголании сем Господнем предал еси душу свою без мечнаго посечения, и пойде во след Христа Господа со славою многою, Ангелом убо сретающим и провождающим ю до престола Господня с радостию великою. И тако приял еси венец славы от Божественныя руки Его с лики святых, вечно славящих пресвятое имя Господа. И тамо, во славе небесней пребывая, призри, угодниче Божий, и на нас грешных, молящихся тебе, и воспомяни нас пред Господем, еже даровати нам на потребу велия Его милости в безконечныя веки. Аминь.
О пречудный священномучениче Харалампие, страстотерпче непреодоленный, священниче Божий, о всем мире ходатайствуяй! Призри на моление нас почитающих святую память твою. Испроси нам у Господа Бога прощение грехов наших, да не до конца прогневается на нас Господь: согрешихом бо и недостойни явихомся милосердия Божия. Моли о нас Господа Бога, да низпослет мир на грады и веси наша, да избавит нас от нашествия иноплеменников, междуусобныя брани и всяких раздоров и нестроений! Утверди, священномучениче, веру и благочестие во всех чадах православныя христианския церкви, и да избавит нас Господь Бог от ересей, расколов и всякаго суеверия. О милосердный мучениче! Молися за ны ко Господу, да сохранит нас от глада и всяких болезней, и да подаст нам изобилие плодов земных, скотов умножение на потребу человеком и вся нам полезная: наипаче же да сподобимся, молитвами твоими, небеснаго царствия Христа Бога нашего, Ему же честь и поклонение подобает, со Безначальным его Отцем и Пресвятым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
О священнейшая главо, пастырю добрый словесных овец Христовых, священномученниче Христов Харалампие, великий о нас заступниче в скорбех и бедах и во всех нуждах! Услыши нас, грешных и недостойных раб твоих (имена), молящихся тебе, да твоими всесильными молитвами Всеблагий Господь избавит ны от всякаго злаго обстояния, простит вся согрешения, вольная и невольная, сподобит ны прочая лета жизни нашея скончати в соблюдении заповедей Его и покаянии. Испроси, угодниче Божий, да пребудет благословение Царя Небеснаго над благословенною Им Россиею, да будет на месте сем мир, телесам здравие и душам спасение. На твоя моления, на тя, священномучениче Христов Харалампие, уповаем, получити велию милость от Господа в безконечный век. Аминь.
Иоанну Предтече, Крестителю Господню
(Иоанн Креститель, великий пророк Нового Завета, Предтеча Господа нашего Иисуса Христа, после смерти родителей “был в пустынях до дня явления своего Израилю” (Лк. 1.80). Ему молятся о покровительстве посевов и о плодородии.)
Крестителю Христов честный Предтече, крайний пророче, первый мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов! Тя молю, и тебе прибегая не отрини мене от твоего заступления, не остави мя падшего многими грехи; обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением; очисти мя, грехи оскверненнаго, и понуди внити, иможе ничтоже скверно входит, в Царствие Небесное. Аминь.
Крестителю Христов, проповедниче покаяния, кающагося не презри мене, но совокупляяся с вои Небесными, молися ко Владыце за мене, недостойнаго, унылаго, немощнаго и печальнаго, во многия беды впадшаго, утружденнаго бурными помыслы ума моего. Аз бо есмь вертеп злых дел, отнюдь не имеяй конца греховному обычаю, пригвожден бо есть ум мой земным вещем. Что сотворю? Не вем. И к кому прибегну, да спасена будет душа моя? Токмо к тебе, святый Иоанне, благодати тезоимените, яко тя пред Господем по Богородице вем больша быти рожденных всех, ты бо сподобился еси коснутися верху Царя Христа, вземлющаго грехи мира, Агнца Божия. Егоже моли за грешную мою душу, да поне отныне, в первый надесять час, понесу тяготу благую и прииму мзду с последними. Ей, Крестителю Христов, честный Предтече, крайний Пророче, первый во благодати мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов! Тя молю, к тебе прибегаю: не отрини мене от твоего заступления, но возстави мя, низверженнаго многими грехи. Обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением, понеже обоего начальник еси: крещением омываяй прародительный грех, покаянием же очищаяй коегождо дело скверно. Очисти мя, грехами оскверненнаго, и понуди внити, аможе ничтоже скверно входит, в Царствие Небесное. Аминь.
Мученикам благоверным князьям Борису и Глебу
О двоице священная, братие прекрасная, доблии страстотерпцы Борисе и Глебе, от юности Христу верою, чистотою и любовию послужившии, и кровми своими, яко багряницею украсившиися и ныне со Христом царствующии, не забудите и нас сущих на земли, но яко теплии заступницы, вашим сильным ходатайством пред Христом Богом, сохраните юных во святей вере и чистоте неврежденными от всякаго прилога неверия и нечистоты, оградите всех нас от всякия скорби, озлоблений и напрасныя смерти, укротите всякую вражду и злобу, действом воздвизаемую от ближних и чуждых, Молим вас, христолюбивии страстотерпцы, испросите у Великодаровитаго Владыки всем нам оставление прегрешений наших, единомыслие и здравие, избавление от нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, язвы и глада. Снабдевайте своим заступлением всех чтущих святую память вашу во веки веков. Аминь.
Благоверной царице Елене
(Глубоко почитая Крест Господний, император Константин пожелал найти и сам Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. Для этого он направил в Иерусалим свою мать царицу Елену. Промыслом Божиим ей удалось в 326 году обрести Животворящий Крест. Благоверной царице Елене молятся о покровительстве посевов и о плодородии.)
Креста Твоего образ на небеси видев, и якоже Павел звание не от человек прием, во царех Апостол Твой, Господи, царствующий град в руце Твоей положи: егоже спасай всегда в мире молитвами Богородицы, едине Человеколюбче.
Константин днесь, с материю Еленою, крест являют всечестное древо, всех убо Иудеов посрамление суще, оружие же на противныя верных царей: нас бо ради явися знамение велие и во бранех грозное.
О предивнии и всехвальнии царие, святии равноапостольнии Константине и Елено! К вам, теплым заступником, возносим наши недостойныя молитвы, яко велие имате дерзновение ко Господу. Испросите у Него мир Церкви и всему миру благоденствие, начальником мудрость, пастырем попечение о пастве, пасомым смирение, старцем желанное упокоение, мужем крепость, женам благолепие, девственником чистоту, детям послушание, младенцем христианское воспитание, больным исцеление, враждующим примирение, обидимым терпение, обидящим страх Божий. Приходящим в храм сей и молящимся в нем святое благословение и всем вся по коегождо прошению полезная, да хвалим и поем Благодетеля всех Бога в Троице славимаго Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Мученице Параскеве Пятнице
(Святая Параскева считается покровительницей сельско-хозяйственных работ. Ей молятся во время сеяния и жатвы хлебов.)
О святая и преблаженная мученице Христова Параскево, красото девическая, мучеников похвало, чистоты образе, великодушных зерцало, премудрых удивление, веры христианския хранительнице, идольския льсти обличительнице, Евангелия Божественнаго поборнице, заповедей Господних ревнительнице, сподобльшаяся приити ко пристанищу вечнаго покоя и в чертозе Жениха твоего Христа Бога светло веселящаяся, сугубым венцем девства и мученичества украшенная! Молим тя, святая мученице, буди о нас печальница ко Христу Богу. Его же преблаженнейшим зрением присно веселитися; моли Всемилостиваго, иже словом очи слепым отверзе, да избавит нас от болезни очес наших, телесных вкупе и душевных; разжени твоими святыми молитвами темный мрак прибывший от грехов наших, испроси у Отца Света свет благодати душевным и телесным очесем нашим; просвети нас, омраченных грехми; светом Божия благодати, да твоих ради святых молитв дастся безочесным сладкое зрение. О великая угодница Божия! О мужественнейшая дево! О крепкая мученице святая Параскево! Святыми твоими молитвами буди нам грешным помощница, ходатайствуй и молися о окаянных и зело нерадивых грешницех, ускори на помощь нам, ибо зело немощны семы. Моли Господа, чистая девице, моли Милосердаго, святая мученице, моли Жениха твоего, непорочная Христова невесто, да твоими молитвами пособствоваши, мрака же греховнаго избывше, во свете истинныя веры и деяний Божественных внидем во свет вечный дне невечерняго, во град веселия приснаго, в немже ты ныне светло блистаеши славою и веселием безконечным, славословящи и воспевающи со всеми Небесными Силами Трисвятительное Единое Божество, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Святителю Тихону Амафунтскому
(По молитве Тихона к Богу на бесплодном месте чудно разросся виноградник, сок плодов которого он употреблял при совершении бескровной жертвы. Ему также молятся во время сеяния и жатвы хлебов.)
О, Трисолнечныя Троицы угодниче! О, Неистощимый источниче чудес! О, Небесныя доброты подобниче, святче Божий, преблагий, избранниче Спасов, великий архиерею, преблаженне светителю Христов Тихоне, подсолнечную озаряяй и удивляяй чудесы твоими! Всегда предстоя Святей Троице и моление принося о всем мире, вся призывающыя имя твое святое от всякаго недуга душевнаго и телеснаго исцели, испроси отпущение грехов их. Греховные мысли потреби, и всякую напасть и нашествие неприязненное диавола далече сотвори от молящихся тебе, и возстави ны от сна греховнаго, устрой ны, входящыя и во святый храм твой, здравы душами и телесы, и добрыми делы славящыя имя Пресвятыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое молитвенное предстательство, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.