Молитвы к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой “Почаевская”.
О, Всемилостивая Госпоже, Царице и Владычице, от всех родов избранная, и всеми роды небесными и земными ублажаемая! Воззри милостивно на предстоящий пред святою иконою Твоею и усердно к Тебе молящийся народ сей, и сотвори предстательством и заступленном Твоим у Сына Твоего и Бога нашего, да никтоже изыдет отсюду упования своего тощ и посрамлен в надежде своей, но да приимет кийждо от Тебе вся, по благому изволению сердца своего и по нужде и потребе своей, во спасение души и во здравие телу. Призри благосердием, Всепетая Богородице, и на обитель сию, Твоим именем нарицающуюся, юже от лет древних возлюбила еси, избравши ее в достояние себе, и неоскудно источающи токи исцелений от чудотворныя иконы Твоея и от приснотекущаго источника, в следе стопы Твоея, нам открытаго, и сохрани ю от всякаго прилога и навета вражия, якоже древле сохранила еси Твоим явлением целу и неврежденну от лютаго нашествия агарянскаго, да выну воспевается и славится в ней Пресвятое Имя Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое преславное успение, во веки веков. Аминь.
О, Пресвятая Дево, Владычице Богородице! Благодарю Тя от всего сердца моего, яко сподобила мя еси грешнаго и недостойнаго раба Твоего предстати зде и покланятися на святей горе Твоей. О, коликих благ удостоихся тако многогрешный аз милосердием Твоим. Вижду, Пречистая, и ужасаюся, и истаевает дух мой, зря воочию многоцелебный сей источник благодати Твоея, егоже издревле во следе святыя стопы Твоея неизреченно явила еси, и всеблагоговейно покланяемся на месте, идеже стоясте Девичестии нозе Твои, молю Тя, благословенная Надеждо и Спасение душ и телес наших: омый мя цельбоносною водою Твоею от всякия скверны плоти и духа, утоли благодатными струями Твоими вся страсти моя сердечныя, уврачуй каплями от приснотекущaгo источника Твоего вся недуги моя телесныя, да, Тобою наставляемый, врачуемый и избавляемый, воспеваю Тебе всеусердно: Радуйся, источниче радости непрестаемыя, радуйся, точе доброты неизреченныя. Радуйся, вожделений нечистых потопление, радуйся, скверн всяких измовение. Радуйся, струе световиднейшая во здравие верным от горы приосененныя чащи благодать исцелений подавающая, радуйся, росо небесная, свыше токи премудрости жаждущим истиннаго познания ниспосылающая. Радуйся, похвало Почаевская, спаси ны, молящияся Тебе, Надеждо наша и утешение. Аминь.
К Тебе, о Богомати, молитвенно притекаем мы, грешнии, чудеса Твоя во святей Лавре Почаевстей явленная гюминающе и о своих сокрушающеся прегрешениих. Вемы, Владычице, вемы, яко не подобаше нам, грешным, чесого просити, токмо о еже Праведному Судии беззакония наша оставити нам. Вся бо, нами в житии претерпенная, скорби же, и нужды, и болезни, яко плоды падений наших, прозябоша нам, Богу сия на исправление наше попущающу. Темже вся сия истиною и судом Своим наведе Господь на грешныя рабы Своя, иже в печалех своих к заступлению Твоему, Пречистая, притекоша и во умилении сердец к Тебе взывают сице: грехов и беззаконий наших, Благая, не помяни, но паче всечестныя руце Твоя воздвигши к Сыну Твоему и Богу предстани, да люте содеянная нами отпустит нам, да за премногия неисполненная обещания наша лица Своего от рабов Своих не отвратит, да благодати Своея, спасению нашему пособствующия, от душ наших не отъимет. Ей, Владычице, буди спасению нашему Ходатаица и, малодушия нашего не возгнушавшися, призри на стенания наша, яже в бедах и скорбех наших пред чудотворным Твоим образом возносим. Просвети умиленными помыслы умы наша, веру нашу укрепи, надежду утверди, любве сладчайший дар сподоби нас прияти. Сими убо, Пречистая, дарованьми, а не болезньми и скорбьми живот наш ко спасению да возводится, но от уныния и отчаяния души наша ограждающи, избави нас маломощных от находящих на ны бед, и нужд, и клеветы человеческия и болезней нестерпимых. Даруй мир и благоустроение жительству христианскому предстательством Твоим, Владычице, утверди православную веру в стране нашей, во всем в мире. Церковь Апостольскую и Соборную умалению не предаждь, уставы святых отец на веки непоколебимы сохрани, всех к Тебе притекающих от рова погибельнаго спаси. Еще же и ересию прельщенных братии наших или веру спасительную в греховных страстех погубивших паки ко истинней вере и покаянию приведи, да вкупе с нами Твоему чудотворному образу поклоняющеся Твое предстательство исповедят. Сподоби убо нас, Пречистая Госпоже Богородице, еще в животе сем победу истины Твоим заступлением узрети, сподоби нас благодатную радость прежде кончины нашея восприяти, якоже древле насельники почаевстии Твоим явлением победители и просветители агарян показала еси, да вси мы благодарным сердцем вкупе со ангелы, и пророки, и апостолы, и со всеми святыми Твое милосердие прославляюще, воздадим славу, честь и поклонение в Троице певаемому Богу Отцу, и Сыну, и Святому Духу во веки веков. Аминь.
Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой “Почаевская”
Пред святою Твоею иконою, Владычице, молящиися исцелений сподобляются, веры истинныя познание приемлют и агарянская нашествия отражают. Темже и нам, к Тебе припадающим, грехов оставление испроси, помыслы благочестия сердца наша просвети, и к Сыну Твоему молитву вознеси о спасении душ наших.
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и почитаем честную икону Твою, юже от лет древних на горе Почаевстей прославила еси.
Акафист Пресвятой Богородице, перед Ея иконой, именуемой Почаевская
Молитвы Иоанну Богослову святому апостолу и евангелисту
Молитва Святителю Мартину Милостивому
Молитва святому Апостолу и Евангелисту Луке
Молитвы блаженной Ксении Петербургской
Главные молитвы: Молитва Господня, Иисусова молитва
Православные информеры для сайтов и блогов
Все молитвы .
Почаевская икона: молитва Божьей Матери об исцелении
Почитание икон – одно из отличий православной веры от других направлений христианства. Существует множество святых образов, имеющих особое значение для русского народа.
Мнение богослова
Профессор богословия Алексей Ильич Осипов в своих лекциях неоднократно касался вопроса поклонения иконам. Он говорит, что нужно разделять понятия поклонения иконе как некоему магическому предмету, который сам по себе наделён определённой силой, и как образу конкретного святого. В последнем случае молитва обращена именно к святому, который был известен своей праведной жизнью и может стать для молящегося небесным покровителем. В конечном счете только Господь ведает судьбами людей, поэтому все просьбы и мольбы должны быть обращены именно к Нему.
Осипов также упоминает о существовании разных видов поклонения: первый – поклонение Богу – религиозное поклонение, по сути, означающее веру. И второй вид – поклонение в значении преклонения, почитания. Так можно поклоняться, например, человеку, чьи качества высоко ценятся. То же самое происходит и с поклонением иконам и мощам святых.
О молитве перед иконами
Ещё Алексей Ильич говорит о том, что молитва перед любой иконой, приносящаяся без веры в Бога, без смирения и благоговения, не имеет никакой силы. Стоит вспомнить молитву Иисуса Христа в Гефсиманском саду: «… Да, будет Твоя воля, а не моя». Этому примеру и должны следовать христиане, обращаясь с молитвенными просьбами ко Всевышнему.
Не следует забывать и о том, что христианство направлено прежде всего на излечение духовных недугов человека, коими являются грехи. «Дай мне душу твою, сыне», – так говорил Христос. Поэтому о духовных благах и об исцелении духовных недугов нужно молиться в первую очередь. И если уж человек и взывает к Небесному Отцу с какой-то земной, материальной просьбой, то просить он должен со смирением, ведь только Господу ведомо, что для данного человека является злом, а что благом.
Если говорить о чудотворности икон, то нужно понимать, что не сама икона является чудодейственной. Чудеса совершаются Богом, который всегда слышит молитвы, обращённые к Нему с верой, покаянием и смирением. Иконы же могут только способствовать должному настрою человека на молитву.
Явление Богородицы
Один из особо почитаемых иконописных образов в Православии находится в украинском городе Почаеве, над Царскими вратами монастырского храма. Помимо оригинала существует также несколько копий Почаевской иконы. Молитву Господу перед этими иконами можно принести в церквях Москвы, Санкт-Петербурга и Тобольской области.
Об обретении этого образа существует следующее предание. В четырнадцатом веке вблизи горы, на которой теперь стоит монастырь, жили два монаха. Однажды один из них после молитвы увидел Пресвятую Богородицу, которая явилась стоящей на горе в сполохах пламени. Этот монах кликнул другого, чтобы тот пришёл и тоже увидел чудо. На зов пришёл также местный пастух. Камень, на котором стояла Дева Мария, навечно запечатлел отпечаток Её правой ноги. Все трое взошли на гору и возблагодарили Бога за явленное им чудо в совместной молитве.
Почаевская икона Божьей Матери. Обретение святыни
Во второй половине шестнадцатого века Константинопольский Патриарх Неофит был с визитом в России. Проезжая через Волынские земли, он навестил и небольшой город Почаев, который входил во владения дворянки Анны Гойской. Владыка некоторое время прогостил в ее имении.
В благодарность за радушный приём митрополит Константинопольский преподнес в дар хозяйке имения икону Почаевской Божьей Матери. Молитвы об исцелении своего слепого брата стали регулярно приноситься дворянкой перед святым образом.
Благодаря истинной вере, которую проявила Анна в своих молитвах, преисполненных смирения и покаяния, господь внял её просьбе, и свершилось чудо – слепой прозрел.
Прислуга Анны, исполняя свои обязанности по хозяйству, не раз замечала ореол свечения возле святого лика. Сама же владелица имения стали видеть сны, в которых ей являлась Божья Матерь. Всё это Гойская восприняла как знак свыше и передала монахам Почаевскую икону Божией Матери. Молитвы перед ней стали возноситься ими в пещере той горы, где они жили, и где за несколько веков до этого Богородица явилась их предшественникам. Туда святой образ был перенесён специально собранным торжественным крестным ходом.
В скором времени на той горе воздвигли монастырь, сделать это удалось благодаря пожертвованиям на строительство, которые делала Анна Гойская. Почти век спустя чудотворный образ был увезён из монашеской общины потомком Гойской. Этот нечестивый дворянин в течение двух десятков лет хранил икону в своём поместье. Но после того как его жена стала бесноватой, тот обратился за помощью к настоятелю Почаевского монастыря Иову, который был известен в народе своей прозорливостью и праведной жизнью и после смерти был прославлен церковью в лике святых. Тот дал дворянину совет немедленно возвратить святыню на своё законное место, что он, в свою очередь, и сделал.
В конце семнадцатого столетия произошла война с Турцией, во время которой многочисленные татарские отряды, воевавшие на турецкой стороне, проходя через Почаев, осадили монастырь. Стены монастыря, не предназначенные для противостояния мощным осадным орудиям, не могли сдержать атаки неприятеля. Враги, окружившие это место со всех сторон, подходили всё ближе.
Небесная заступница
Настоятель монастыря призвал всю монашескую братию преклонить колени перед Почаевской иконой Божией Матери в молитве о помиловании. Через некоторое время, когда татары устроили военный совет, на котором решалась участь обители, над храмами монастыря возникла сама Божья Матерь в окружении войска ангелов с обнажёнными мечами. Подле Богородицы стоял святой Иов, моля её заступиться за судьбу осаждённых иноков. При виде этого грандиозного зрелища в стане татар возникла паника. Они открыли стрельбу из луков по небесным заступникам монашеской обители.
Но стрелы, пущенные ими, возвращались в их же сторону, нанося войску ощутимые потери. Скоро смятение достигло такого небывалого уровня, что воины стали размахивать своими мечами, стараясь защититься от стрел. Часто удары попадали в их соратников. Войско было деморализовано и в ужасе отступило. Монахи двинулись им вслед, настигли врага, и многих татар пленили. Некоторые из этих пленников впоследствии приняли христианство, так как были свидетелями силы Господней.
Почаевская икона, молитва перед которой оказалась спасительной, находится ныне в стенах этого монастыря, в Успенском соборе.
Благодатная молитва
До отражения осады стен Лавры татарским войском чудеса, происходившие благодаря Молитве перед иконой Почаевской Божьей Матери, документально не фиксировались. Но слава о том, что икона способствует благодатной молитве, распространяясь из уст в уста, облетела всю Россию. К иконе стали собираться тысячи паломников, большинство из которых приносили молитву Божьей Матери об исцелении телесных болезней.
С Почаевской иконой связано множество чудес, многие из которых вписаны в специальные монастырские книги. Одна из первых записей повествует об излечении больного мальчика. У отрока появилось на одном из глаз бельмо. Опечаленные родители пришли с ребёнком в храм, умыли его водой из следа Богородицы и стали молиться перед Почаевской иконой. Просьба их была услышана, и сын излечился уже через день. Вскоре его постигла ещё одна страшная болезнь, от которой ребёнок скончался. Бабушка мальчика, бывшая глубоко верующей женщиной, не впала в уныние, а пришла в церковь и обратилась к Богу с просьбой о помощи. И господь явил ещё одно чудо. Её внук воскрес.
Чудеса веры
С тех далёких времён в Успенский собор ежедневно приходят многие верующие, надеющиеся получить исцеление от недугов как телесных, так и духовных, о чем и молятся Божьей Матери, с Почаевской иконы взирающей на них.
В новой истории известен случай исцеления монахини Варвары, которая страдала параличом нижних конечностей и передвигалась только на костылях. Благодаря Почаевской иконе Божьей Матери молитва о здравии этой инокини была настолько искренней, что Господь излечил страждущую. Костыли, оказавшиеся ей ненужными, теперь стоят под иконой, напоминая прихожанам о силе праведной молитвы и о безграничности любви Небесного отца к своим детям.
Одно из древних преданий повествует о некоем монахе, который во время войны с турками попал в неприятельский плен. Этот монах принадлежал к братии Почаевского монастыря. Он отличался кротостью и прилежностью своего служения Господу. Монах сожалел о том, что не может совершить перед Почаевской иконой молитву. По Божей Милости однажды он был перенесён в родной монастырь.
Почаевская икона Божьей Матери. О чем молятся?
Описанные случаи показывают, что чудотворный образ способствует укреплению веры и силы духа. В письменных источниках в основном упоминается об исцелении молящихся от видимых проблем, телесных болезней. Но немало людей обращается к Богу с просьбами избавления от духовных недугов: зависти, гордыни, уныния. Многие святые отцы говорят о том, что как раз такие молитвы являются наиболее угодными Господу. Но случаи таких исцелений описываются крайне редко из-за сложности, а иногда и невозможности описания этих сугубо личных пороков. Поэтому в преданиях церкви о чудесных избавлениях от материальных бед принято видеть и другое, символическое значение. Например, когда легенда повествует, что молитва Божьей Матери у Почаевской иконы от тюрьмы и плена сохранила либо способствовала освобождению, то это следует понимать, что такая молитва способна уберечь и от духовной неволи – освободить человека из плена его греховных страстей.
Случай с исцелением слепого брата Анны Гойской может быть рассмотрен в качестве символа духовного прозрения, осмысления своей греховности и необходимости совершенствования, которое может произойти только при обращении человека к вере. А любая вера, любая религия, прежде всего, призывает человека к молитве. Религия без молитвы не имеет никакого значения и сводится только к бессмысленному исполнению ритуалов.
Следуя этой же логике, страницы летописи монастыря, рассказывающие об отражении татарского войска при содействии Божьей Матери, могут трактоваться как подтверждение того, что Господь готов избавить людей от любых врагов, в том числе и невидимых, то есть грехов.
В чем помогает молитва Почаевской иконе Божией Матери?
Отвечая на этот вопрос, следует напомнить, что молиться следует не самой иконе, а Божьей Матери, которая на этой иконе изображена и может выступать в качестве ходатая перед Богом за молящихся людей. Сама же икона не имеет никакой божественной силы, но может способствовать правильному настрою на молитву. Об этом не раз говорил Алексей Осипов, профессор богословия, который, в свою очередь, ссылается на множество изречений святых отцов, касающихся данной темы. Поэтому это мнение является не его субъективным видением данного вопроса, оно основывается на согласном учении святых отцов.
Художественная характеристика иконы
Данный образец иконописного искусства представляет собой икону так называемого типа Умиление. Это поясное изображение Божьей Матери, одной рукой держащей младенца Спасителя, а другой – покрывало, которым накрыты ноги и спина Иисуса. Одной рукой Христос держится за плечо своей Матери, а другой производит жест благословения.
На иконе можно увидеть надписи, сделанные на греческом языке. По бокам расположены небольшие иконы нескольких святых. Лик Пречистой Девы написан по дереву маслом в манере, характерной для Византийской иконописной школы. Вначале изображение было покрыто серебряным окладом, но он был утерян. Теперь икону обрамляет звезда из жемчуга мелкого калибра, которая была подарена монастырю российским императором Александром Вторым в знак его благодарности за гостеприимство монахов, которое они проявили во время его паломничества в Лавру в середине девятнадцатого века.
Происхождение иконы
Авторство данной иконы не установлено. Большинство экспертов сходится во мнении, что этот образ является семейной иконой. Не исключено, что изначально она принадлежала роду самого греческого патриарха Неофита.
Как известно, у некоторых народов существовал обычай избирать для семейства небесного покровителя. День почитания этого святого становился семейным праздником, а икона с его изображением пользовалась особым уважением. Существовали также “мерные” иконы, которые дарились новорожденным. Они получили такое название из-за соответствия размеров изображения росту новорожденного младенца. Некоторые исследователи склонны считать, что икона Почаевской Божьей Матери написана русскими иконописцами.
Праздник и ежедневное почитание
Пятого августа Православная церковь отмечает праздник Почаевской иконы. О чем молятся в этот день? Данный праздник утверждён в память о чудесном отражении татарского войска силами Пресвятой богородицы и святого Иова, первого настоятеля монастыря. Кроме этого ежедневно после утренней службы, которая начинается ровно в пять часов утра и проводится при свете одних лампад, икона, находящаяся в третьем ряду иконостаса, на специальных креплениях спускается до уровня человеческого роста. В это время церковный хор поёт песнопение «Непроходимая Врата».
Возле иконы по традиции должен стоять иеромонах, который именуется киотным монахом. Он первым подходит к иконе, для того чтобы приложиться к ней. За ним к образу прикладываются все монахи монастыря, а после них наступает очередь мирян, присутствующих на богослужении. К святыне можно приложиться и по субботам, в эти дни, перед тем как опустить икону, монахи читают соборный акафист. Образ спускают на лентах для всеобщего поклонения и по воскресным и праздничным дням, после того как отслужена Поздняя божественная литургия.
В заключение
Поклониться святому образу каждый день стекается большое количество жителей города Почаева. Успенский собор также принимает огромное число паломников. Все они приходят к иконе, чтобы помолиться и попросить у Пречистой Девы помощи перед Почаевской иконой. О чём просят обычно у Небесной Заступницы?
Чаще всего мольбы касаются физического здоровья, поскольку, как уже говорилось, по церковному преданию, этот образ благоприятствует особому настрою именно на такую молитву.
Также считается, что перед иконой хорошо молиться за людей, находящихся в местах заключения, или просить защиты от несправедливого наказания. Но даже если человек совершил преступление и уверен в неизбежности кары за своё деяние, то и в этом случае ему никогда не поздно преклонить колени в покаянной молитве и этим самым последовать примеру правого разбойника из Евангелия.
Нужно только помнить, что для молитвы важен определённый настрой, а также она должна кроме просьбы непременно содержать в себе и слова благодарности небесным покровителям. Что касается текстов молитвы перед Почаевским образом, то существует около пяти молитв, каждая из которых содержит различные просьбы. Также можно читать акафист Почаевской иконе. В основе его содержания лежат события военного конфликта с Турцией, когда монастырь выдержал осаду неприятельской армии.