Религиозное чтение: молитва при зажигании лампадки в помощь нашим читателям.
Содержание
ЗАЧЕМ ПЕРЕД ИКОНОЙ ЗАЖИГАЕТСЯ ЛАМПАДКА
Лампада (греч. «светильник») — это наполненный маслом светильник, зажигаемый перед иконами, на престоле и семисвечнике. Символическое значение лампады — вечный огонь веры в Христа, разгоняющий тьму зла и неверия. В домах Православных Христиан перед иконами принято вешать или ставить на подставке лампадки. Это древняя благочестивая традиция, которая символизирует непрестанную молитву Христиан к Богу. Если в доме нет лампады, то дом этот как бы духовно слеп, темен, здесь не всегда прославляют Имя Божие.
Еще в Ветхом Завете написано: «И сказал Господь Моисею… чтобы непрестанно горел светильник; вне завесы ковчега откровений в скинии собрания Аарон (и сыны его) должны ставить оный пред Господом от вечера до утра всегда; это вечное постановление в роды ваши; на подсвечнике чистом должны ставить они светильник пред Господом всегда» (Лев. 24:1-4).
В доме может быть как одна лампада, так и больше. Есть благочестивая традиция зажигать в домах негасимые лампады, которые горят и ночью, и тогда, когда хозяев нет дома. Но в современных условиях это не всегда возможно и желательно, так как может стать соблазном для неверующих или маловерующих членов семей. Чаще всего Христианин зажигает лампадку, когда приходит домой, и не гасит ее до тех пор, пока не уходит из дома. В случае если нет лампад, зажигают церковные свечи во время молитвы.
Современные подвижники говорят, что зажженная лампадка очищает воздух от всякой скверны и тогда в доме царит благодать. Ни в коем случае нельзя использовать огонь от лампады в бытовых целях — это неблагоговейно по отношению к святыне. Не принято зажигать лампаду от спички, для этого используется церковная свеча. Про неблагоговейных монахов в монастырях раньше говорили: «Он от спички лампаду зажигает…».
Не нужно, чтобы лампадный огонек горел очень сильно и коптил, достаточно, чтобы он был размером с одну-две спичечные головки.
Для лампадки используют лампадное масло (изначально — оливковое), которое можно купить в церковной лавке в любом храме.
Лампадку можно зажигать только от свечи, с молитвой и благоговением. Есть специальная молитва, читаемая при зажжении лампады: «Возжги, Господи, угасший светильник души моея светом добродетели и просвети мя, Твое создание, Творче и Благодетелю, Ты бо еси невещественный Свет мира, приими сие вещественное приношение: свет и огонь, и воздаждь ми внутренний свет уму и огнь сердцу. Аминь».
Святитель Николай Сербский по поводу того, зачем мы возжигаем лампады, писал следующее:
Во-первых, потому, что вера наша есть свет . Сказал Христос: «Я свет миру» (Ин. 8:12). Свет лампадки напоминает нам о том свете, которым Спаситель освещает наши души.
Во-вторых, для того, чтобы напомнить нам о светлом нраве святого, перед иконой которого мы возжигаем лампадку. Ибо святые названы «сынами света» (Ин. 12:36).
В-третьих, для того, чтобы служить нам укором за наши темные дела, злые помыслы и желания, и для того, чтобы позвать нас на путь евангельского света , чтобы мы с большей ревностью заботились об исполнении заповеди Спасителя: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела» (Мф. 5:16).
В-четвертых, чтобы стала она нашей малой жертвой Господу , Который всего Себя принес в жертву за нас, малым знаком великой благодарности и светлой нашей любви к Тому, у Кого в наших молитвах мы просим жизни, здоровья и спасения – всего того, что может дать одна только безграничная Небесная Любовь.
В-пятых, чтобы устрашить силы зла, которые нападают на нас иногда и во время молитвы, отводя наши мысли от Творца . Ибо силы зла любят тьму и трепещут света, особенно того, который служит Богу и угодникам Его.
В-шестых, чтобы побуждать нас к жертвенности. Подобно тому как горят в лампадке елей и фитиль , покорные нашей воле, так же пусть горят пламенем любви и наши души, во всех страданиях покорные воле Божией.
В-седьмых, чтобы напоминать нам о том, что как лампадка не может зажечься без нашей руки, так и сердце наше, эта наша внутренняя лампадка, не сможет загореться без святого огня Божественной благодати, даже если будет исполнено оно всякой добродетели. Ибо добродетели наши – горючее, которое воспламеняет Своим огнем Господь.
Храм Живоначальной Троицы на Воробьевых горах
Ольга
В широком смысле «лампада» — это наполненный маслом светильник, зажигаемый перед иконами или наверху больших стационарных подсвечников. Символическое значение лампады — вечный огонь веры в Христа, разгоняющий тьму зла и неверия.
В доме может быть как одна лампада, так и больше. Есть благочестивая традиция зажигать в домах негасимые лампады, которые горят и ночью, и тогда, когда хозяев нет дома. Но в современных условиях это не всегда возможно и желательно, так как может стать соблазном для неверующих или маловерующих членов семей. Чаще всего Христианин зажигает лампадку, когда приходит домой, и не гасит ее до тех пор, пока не уходит из дома. В случае если нет лампад, зажигают церковные свечи во время молитвы.
Есть специальная молитва, читаемая при зажжении лампады: «Возжги, Господи, угасший светильник души моея светом добродетели и просвети мя, Твое создание, Творче и Благодетелю, Ты бо еси невещественный Свет мира, приими сие вещественное приношение: свет и огонь, и воздаждь ми внутренний свет уму и огнь сердцу. Аминь».
Целебный Родник
Молитва на зажжениэ свэщи, лампады.
Г осподи, приими жертву сию от трудов моих и воздаждь ми благодатиею Твоею. Согрей в молитве хладное сердце мое. Даждь мне Горе1 возноситис|, якоже огнь свещи си|. Украси м| верою, надеждою, любовию, кротостию, якоже цветами, от них же воск сей собира|.
« В ожги, Господи, угасший светильник души моей светом добродетели и просвети м|, Твое создание, Творче и Благодетелю, Ты бо еси Невещественный Свет мира, приими сие вещественное приношение : свет и огнь, и воздаждь ми внутринний свет уму и огнь сердцу. А минь.»
Лампадка
могут ли умершие люди влиять на нашу жизнь?
Вопрос о ведьмах.
Комментарии
Тоже озадачилась Вашим вопросом,давно хотела спросить. Постою, послушаю.
А у Вас какая лампадка? я не рискую пока зажигать, т.к. Красный Уголок у нас в спальне, на ночь не зажжешь
У меня тоже все иконы стоят в спальне и я боюсь надолго зажигать лампадку, только под присмотром.
У меня керамическая лампадка, купила ее совсем недавно, около полугода назад.
у меня горит всегда. и днем, и ночью. молитва перед возжжением: “Возжги, Господи, угасший светильник души моей светом добродетели и просвети мя, Твое создание. Творче и Благодетелю, Ты бо еси невещественный Свет миру, прими сие вещественное приношение: свет и огонь, и возждать ми внутренний свет уму и огонь сердцу. Аминь.”
я зажигаю вечером в субботу перед воскресением,она горит всю ночь и утро(пока служба идёт)и собственно накануне православных праздников
пока зажигаю молюсь просто своими словами(о прощении своих грехов и всё такое)
Спасибо за ответ!
Я зажигаю лампадку когда читаю утреннее и вечернее правило. Если, например, просто захотелось Евангелие почитать днем, тоже зажигаю. В молитвослове есть молитва при зажигании лампады (у нас в новом молитвослове есть, а в старом нет). Но я просто говорю “Во имя Отца и Сына и Святого духа. Аминь ” Меня так папа учил )))
Храм святителя Василия Великого
— Здравствуйте, о. Андрей!
Татьяна спрашивала о молитве, которую читать перед возжжением лампады, я тоже задавался таким вопросом и вот какую молитву я нашел: “Возжги, Господи, угасший светильник души моей светом добродетели и просвети мя, Твое создание. Творче и Благодетелю, Ты бо еси невещественный Свет миру, прими сие вещественное приношение: свет и огонь, и возждать ми внутренний свет уму и огонь сердцу. Аминь.”
И еще прошу Ваших молитв, у меня завтра экзамен. Спаси и храни Вас Господь!
—Спасибо, Татьяна, обратите внимание. Хорошо, благослови и помоги Вам Господь!
©2007—2017 Храм св. Василия Великого (на Горке) город Псков. Контакты
Зачем нужна лампада?
В доме может быть как одна лампада, так и больше. Есть благочестивая традиция зажигать в домах негасимые лампады, которые горят и ночью, и тогда, когда хозяев нет дома. Но в современных условиях это не всегда возможно и желательно, так как может стать соблазном для неверующих или маловерующих членов семей. Чаще всего Христианин зажигает лампадку, когда приходит домой, и не гасит ее до тех пор, пока не уходит из дома. В случае если нет лампад, зажигают церковные свечи во время молитвы.
Современные подвижники говорят, что зажженная лампадка очищает воздух от всякой скверны и тогда в доме царит благодать. Ни в коем случае нельзя использовать огонь от лампады в бытовых целях — это неблагоговейно по отношению к святыне. Не принято зажигать лампаду от спички, для этого используется церковная свеча. Про неблагоговейных монахов в монастырях раньше говорили: «Он от спички лампаду зажигает…»
Лампадное масло (изначально — оливковое), так же как и фитилек, можно купить в церковной лавке или в Православном магазине. Можно сделать фитилек самому из бинта или другой тряпицы: узкую полоску тонкой материи туго скручивают в жгут и протягивают через поплавок лампадки.
Лампадки бывают разных цветов — красная, синяя, зеленая. Есть традиция в посты зажигать более темные по цвету лампадки (синюю, зеленую), а в праздники — красную.
Висящую лампаду прикрепляют к потолку или к киоту икон. Ее принято вешать возле наиболее чтимых икон.
Есть благочестивая традиция в случае болезни или неблагополучных обстоятельств крестообразно помазывать маслом от лампады детей и близких. Так поступал Преподобный Серафим Саровский, помазывая маслом от лампадки всех приходивших к нему.
Не нужно, чтобы лампадный огонек горел очень сильно и коптил, достаточно, чтобы он был размером с одну-две спичечные головки.
Детей нужно приучать зажигать лампаду.
Есть специальная молитва, читаемая при зажжении лампады: «Возжги, Господи, угасший светильник души моея светом добродетели и просвети мя, Твое создание, Творче и Благодетелю, Ты бо еси невещественный Свет мира, приими сие вещественное приношение: свет и огонь, и воздаждь ми внутренний свет уму и огнь сердцу. Аминь».
О важности зажигания лампады сказано в житии праведной Марфы —
Святая праведная Марфа, мать святого Симеона Дивногорца, умирая, завещала, дабы тело ее было погребено на том месте, на котором хоронят странников и нищих. Но преподобный сын ее Симеон, имея откровение от Бога о преставлении своей матери и послав некоторых из своих учеников, перенес тело ее к себе на Дивную гору, дабы похоронить его при своем столпе.
…После погребения преподобной братия установили обычай возжигать над ее гробницею лампаду, дабы она, ради почтения святой, горела день и ночь. Спустя некоторое время братия перестали по нерадению возжигать лампаду. Между тем, замечая сие, преподобный Симеон молчал, не приказывая ничего относительно лампады, дабы не подумали о нем ученики его, что он безмерно почитает свою мать после смерти. В то время тяжко заболел эконом обители, так что находился почти при смерти.
В полночь больному явилась святая Марфа, говоря: «По какой причине не возжигаете вы моего светильника? Знайте, что я не нуждаюсь в возжжении мне свечей, будучи сподоблена от Бога моего небесного вечного света; но тем не менее, когда вы возжигаете при моем гробе светильник, то сие делаете для собственного спасения, ибо вы тогда возбуждаете меня к ходатайству за вас пред Господом». При сих словах святая держала в правой руке как бы пресветлый бисер — частицу животворящего Тела Христова; прикоснувшись этой частицей к больному, она сказала: «Будь жив и здоров от сего».
Произнесши сие, она стала невидима. Больной же немедленно встал здоровым и отправился к гробнице святой; припавши к ней, орошал землю слезами, с одной стороны, испрашивая прощения за свое нерадение, а с другой, благодаря за исцеление.
После сего он устроил так, чтобы перед гробницею святой горел неугасимый светильник. При гробе святой совершалось также много и других чудес: прозирали слепые, изгонялись бесы из людей и подавались скорые исцеления от всяких недугов по молитвам святой праведной Марфы и по благодати Господа нашего Иисуса Христа, Которому воссылается слава со Отцом и Святым Духом ныне и в бесконечные веки. Аминь.
"Тятя, тятя наши сети притащили…"
Возжигая лампаду…
Хочу поделиться молитвой, которую встретишь не во всяком молитвослове.
Молитва на возжжение лампады
Возжги, Господи, угасший светильник души моея светом добродетели и просвети мя, Твое создание, Творче и Благодетелю! Ты бо еси невещественный свет мира. Прими сие вещественное приношение: свет и огонь, и воздаждь ми внутренний свет уму и огнь сердцу.
Время создания записи: Суббота, января 3, 2009 в 23:00 в рубрике Жемчужинки. Вы можете отслеживать комментарии к этой записи через RSS 2.0 ленту. Вы можете ответить, или отправить трекбек со своего сайта.
2 комментария в “Возжигая лампаду…”
Замечательная молитва! С Рождеством, Тамара!
[…] Я уже выставляла молитву на Возжение лампады. […]
Страницы
- Дела Церковные (52)
- Жемчужинки (86)
- интервью (32)
- литература (35)
- личные заметки (65)
- Новости (318)
- О мiре (57)
- О святых (19)
- Размышлизмы (96)
- рукоделие (8)
- Церковь (147)
Свежие комментарии
- Сергей к записи Режиссёр Юрий Грымов о “Матильде”
- Тамара Ступина к записи Режиссёр Юрий Грымов о “Матильде”
- Сергей к записи Режиссёр Юрий Грымов о “Матильде”
- Тамара Ступина к записи Режиссёр Юрий Грымов о “Матильде”
- Сергей к записи Режиссёр Юрий Грымов о “Матильде”
Архивы
Попало в сети
Блог "Тятя, тятя наши сети притащили…" работает на WordPress
Практическая веронаука
(практическое богословие)
Епископ Рашско-Призренский Артемий
Какое значение для православного христианина имеет горение свечей и лампад?
Когда и почему их следует возжигать?
Бог есть Свет. Он живет в неприступном свете. Христос есть «Солнце Правды», «Свете тихий».
Говоря об этом Божественном Свете, Псалмопевец Царь Давид утверждает, что Слово Твое – светильник ногама моима и свет стезям моим (Пс. 118, 105). Тот же самый свет в Новом Завете – Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир (Ин. 1, 9). Именно поэтому евангельские девы всегда держат в руках своих горящие светильники (см.: Мф. 25, 1-13), а Сам Господь заповедует Своим апостолам: Так да светит свет ваш перед людьми. (Мф. 5, 16) и т.д.
Сегодня в Православных храмах, по канонам, не может совершаться ни одно богослужение, ни одно Святое Таинство, чин или треба без этого «пламени жизни». И в Ветхом, и в Новом Заветах светильниками при богослужениях являются свечи из чистого пчелиного воска или лампады с оливковым маслом.
Сегодня практическую потребность при освещении храма выполняет электричество, но символическую потребность, естественную, оно удовлетворить не может. Поэтому при наличии дорогостоящих роскошных электрических паникадил во время богослужения обязательно используются свечи и лампады с живым пламенем.
Зачем христианину возжигать свечи и лампады вне богослужения?
Кроме вышеуказанной символики, свет, который распространяет зажженная свеча или лампада, означает собой и свет Новозаветного Евангельского учения, который освещает наши жизненные стези в непроглядном мраке земного существования. Вместе со светом зажженная свеча излучает тепло, которая символизирует теплоту нашей молитвы и нашей любви к Тому, ради Кого мы ее зажигаем.
Кроме этого, зажженная свеча или лампада является материальной жертвой (она ведь стоит денег), которая, соединившись с искренней и теплой молитвой, имеет перед Богом немалое значение.
Кто и когда может зажигать свечи и лампады?
Все случаи перечислить невозможно, так же, как нельзя перечислить случаи, в которых мы осеняем себя Крестным знамением. Но все-таки свечи больше зажигают в храмах при богослужениях, особенно во время Божественной Литургии. Их можно зажигать в церкви и вне богослужений, если ощущаете в этом потребность. Сербы зажигают свечи в своих домах во время празднования Крестной Славы или при совместной или частной домашней молитве.
Лампады в храме обычно зажигают служители церкви, а дома лампада зажигается перед иконой или накануне воскресения или другого праздничного дня, а можно зажигать ее и каждый день.
Возжигание свечи или лампады обычно сопровождается молитвой Богу о здравии, спасении и благом возрастании в духовной жизни или нас самих, или наших близких, родственников и друзей, а также за упокой души дорогих нам почивших христиан. Если есть такая возможность, то свечи и лампады можно зажигать в каждой комнате, если нет возможности – то пред оной свечой можно поминать всех – как живых, так и умерших.
Свечи и лампады зажигаются в честь память отдельных святых и угодников Божиих, тех, к которым мы обращаемся с молитвенной просьбой о заступничестве перед Творцом нашим и Богом, ища их помощи во время искушений и тяжелых обстоятельств.
Существуют особые моменты богослужения, когда нельзя ставить свечи в храме (чтобы не мешать богослужению – ред.): во время чтения Евангелия, во время Великого Входа, во время Евхаристического канона и когда в храме совершается Таинство Причащения. Пусть ваша ревность к Богу приведет вас в храм до начала богослужения, когда вы мирно и спокойно можете удовлетворить свои духовные потребности в зажигании свечей и в частной молитве, а во время богослужения следует с благоговением внимать службе и не мешать окружающим своим передвижением по храму или проталкиванием через толпу к тому месту, где хотим зажечь свечу.
Но пусть никто не думает, что возжигание свечей есть некая обязанность, или будто бы она освобождает нас от посещения церкви или участия в ее Таинствах. Тут скрывается уловка нечестивого, которая, действуя через нашу немощь и малодушие, удаляет нас от богослужения. Если у нас нет денег на свечи, то Богу надо принести наше чистое сердце, как самую благоухающую свечу, и наши теплые молитвы, которые Ему приятнее всех свечей. Свечи – не суть, но только символ того, что в нас происходит. И если мы наше внутреннее состояние не выражаем внешними символами, то оно от этого не умаляется.
Можно ли христианам кадить в своих жилищах ладаном? Если да, то зачем это нужно и в каких случаях? Что символизируют ладан и каждение – как в храме, так и дома?
Никогда бы нам, священникам, не пришло в голову то, чем интересуется народ и что он хочет, чтобы ему объяснили из области святой веры и традиций нашей христианской жизни, если бы вы не подталкивали нас и не побуждали к этому.
Ладан и каждение! Здесь два понятия: материя и действие. И одно, и другое в нашем сознании соединяется с молитвой – либо церковной, либо домашней. У наших современников разные мнения относительно этого. Некоторые говорят, что «запах ладана» им неприятен, поскольку напоминает о патриархальных временах, о давно отживших бабушкиных и дедушкиных обычаях, от которых современные люди «освободились».
Ладан и каждение действительно имеют свою древнюю историю. Ладан употребляется с ветхих времен, он был востребован и в языческих культах, а также в иудейских богослужениях. Ладан, как материальное вещество, появился в Индии и в африканских землях и обладает очень приятным запахом. В Ветхом Завете говорится о способе его приготовления (см.: Исх. 3, 34), а в Новом Завете – об его использовании в богослужениях (см.: Лк. 1, 9-10). Ладан из-за своей дефицитности и трудоемкости при приготовлении являлся весьма дорогостоящим веществом в старые времена, поэтому восточные мудрецы волхвы принесли его вместе с золотом и смирной в дар Младенцу Христу (см.: Мф. 2, 11). Об использовании ладана и об его аллегорическом значении говорит ветхозаветный псалмопевец Царь Давид: Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою (Пс. 140, 2).
Когда ладан плавится на жертвеннике, то поднимаются клубы белого дыма, исполненные приятного аромата, и невидимо распространяются по храму (или по дому), что символизирует нашу молитву, которая возносится к Богу, как приятный благоуханный аромат души.
Одобрение христианской Церковью ладана и каждения – это не усвоение языческого культа, как это некоторым хочется преподнести, или не подражание чему-то, но это разумное следование основам, установленным в Святом Писании. Так, в Книге Пророка Малахии (см.: Мал. 1, 11) пишется: «От Востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву. » Под «чистой жертвой» понималась первыми христианами святая Евхаристия (хлеб и вино), а под фимиамом – употребление ладана (Святой Иустин Мученик).
Основываясь на этом месте Ветхого Завета, христиане во время Евхаристии стали употреблять ладан. В Новом Завете, в Откровении Иоанна Богослова много раз говорится о ладане, как о жертве истинному Богу (см.: Откр. 5, 8; 8, 3-5), а также упоминается каждение в Храме евангелистом Лукой (см.: Лк. 1, 9). Третье апостольское правило говорит о ладане и елее, которые можно приносить в храм как дар христианам. Преподобный Ефрем Сирин просит быть похороненном при каждении в Доме Господнем. Святитель Амвросий Медиоланский говорит о каждении, истолковывая явление Архангела Гавриила Захарии по правую сторону жертвенника кадильного (см.: Лк. 1, 11)
Итак, чем дальше рассматриваем исторические события Христианской Церкви, тем более имеем доказательств молитвенного употребления ладана и каждения. Сегодня почти не существует церковных священнодействий (как в храме, так и в домах верующих, а также на могилах и в других местах), не сопровождающихся каждением.
Каждением почитаются святые иконы и другие церковные предметы, а также присутствующие на богослужении верующие: епископ, священники, клир и народ.
Каждением верных принимаются их молитвы, и в то же время им подается освящение, которое приходит невидимым образом, подобно распространяемому аромату ладана. Ладан имеет различные аллегорические смыслы, он, например, означает восхищение ума и сердца нашего к Небу во время молитвы.
Из всего сказанного ясно, что каждение можно совершать и дома, и на всяком месте, точно так же, как мы можем совершать нашу молитву Богу во всякое время и на всяком месте в Его имении. Ведь земля и все, что на ней – Господни. Значит, наряду с возжиганием свечей и лампад мы можем дома совершать каждение ладаном. Некоторые верующие так поступают во время совместной домашней молитвы (обычно накануне праздников). Боголюбивые же христиане делают это ежедневно – и это вполне правильно и естественно.
И все-таки то, что выражает нашу веру, не должно становиться самоцелью, но лишь подтверждением того, что происходит в наших душах. Усердные, искренние молитвы Богу будут приняты и без ароматов ладана. Но если у нас ощущается потребность видимым образом выразить то, что происходит в нашем сердце, то каждение и все остальное, что из этого побуждения проистекает, имеет законченный смысл и значение.
У верующего человека есть потребность в том, чтобы все дарованные ему Богом чувства участвовали в прославлении Всевышнего, чтобы ничто не оставалось пассивным. Очи взирают на икону, ухо слышит молитву и пение в храме, вкус ощущает Святое Причастие, обоняние чувствует благоухание ладана.
Прославляйте Бога всеми своими чувствами и радуйтеся Господу!