Религиозное чтение: молитва с фильма титаник в помощь нашим читателям.
Содержание
История одной песни: «My heart will go on» Celine Dion
Заглавная песня к саундтреку фильма Титаник стала одной из самых популярных за всю историю музыки и мировым чемпионом продаж 1998 года. Список наград у «My heart will go on» внушительный: и премия Оскар, и Грэмми, и Золотой глобус. Музыку к ней написал Джеймс Хорнер, текст — Уилл Дженнингс.
I see you, I feel you
That is how I know you go on.
And spaces between us
You have come to show you go on.
I believe that the heart does go on
Once more, you opened the door
And you’re here in my heart,
And my heart will go on and on.
And last for a lifetime
And never let go till we’re gone.
One true time I hold to
In my life we’ll always go on.
I believe that the heart does go on
Once more, you opened the door
And you’re here in my heart,
And my heart will go on and on.
And I know that my heart will go on.
We’ll stay, forever this way
You are safe in my heart
And my heart will go on and on
Каждую ночь в моих снах
Я вижу тебя, я чувствую тебя,
Так ты будешь продолжать путь.
И пространства между нами
Ты пришёл показать, что ты продолжаешь путь.
Под какую музыку тонул “Титаник”?
Ровно 100 лет назад в Атлантике затонул пароход «Титаник», крупнейший лайнер в мире на тот момент. На борту находилось 2224 человека, 1513 из них в ту ночь погибли. Последнее, что играл оркестр на палубе тонущего судна, был церковный гимн «Ближе, Господь, к Тебе».
Хроника гибели
1912 год. Последний день плавания «Титаника» – воскресенье. По традиции утром на корабле провели церковную службу, оркестр исполнял мелодии песнопений разных христианских конфессий. Очевидцы запомнили, что в то утро звучал гимн англиканской церкви «O God, Our Help in Ages Past» – стихотворное переложение 90-го псалма («Живый в помощи Вышняго»). На молебне присутствовал 53-летний полковник нью-йоркской полиции Арчибальд Грейси, один из выживших пассажиров первого класса, позже описавший трагедию «Титаника» в книге. Он отправлялся домой в США после путешествия по Европе, дома его ждали жена и дочь. Пережить то, что выпало спасшимся пассажирам, по словам Грейси, было возможно, только имея достаточную психологическую, физическую и духовную подготовку.
Это был первый рейс гигантского лайнера. Шикарные апартаменты в стилях ренессанс, модерн, барокко, ампир, бассейны, бани, гимнастический зал, библиотека, кафе, бары, казино, хрустальные люстры, ковры, мраморные камины — «Титаник» был верхом роскоши. И считался непотопляемым: водонепроницаемые отсеки были гарантом этого. Его капитан даже говорил: «Я не представляю себе, как может потонуть такое судно. Современный уровень судостроения исключает кораблекрушение». Однако когда лайнер на полном ходу врезался в айсберг, «водонепроницаемые» перегородки были пропороты насквозь, «Титаник» ушел под воду за 2 часа 40 минут.
Имевшиеся на борту шлюпки могли вместить только половину пассажиров и членов команды — в то время число спасательных лодок зависело от водоизмещения судна, а не от количества людей на нем. К тому же в первый час катастрофы шлюпки заполнялись далеко не полностью — экипаж боялся перегрузить их, да и не все пассажиры стремились покинуть «Титаник», поначалу не осознавая серьезности ситуации. Так стюардесса Эни Мартин, услышав сообщение – лайнер тонет! – от души посмеялась и легла спать. Только когда новость ей сообщил инженер корабля, находившийся на борту, она поверила. А многие так и остались в своих каютах, не смогли или не захотели подняться наверх.
Погибли почти все мужчины и больше половины женщин и детей из третьего класса — многие из них просто не смогли преодолеть лабиринты узких коридоров лайнера и выбраться на палубу, тем более что члены экипажа, боясь паники и давки, в какой-то момент заперли решетки, перекрыв людям доступ на палубу (это отражено в фильме Камерона).
Погибли также 685 из почти 9 сотен членов экипажа, в том числе опытнейший капитан «Титаника» — Эдвард Джон Смит, для которого этот рейс должен был стать последним перед выходом на пенсию…
Паника и благородство
Полковник Арчибальд Грейси до последнего момента был на палубе, помогая эвакуировать пассажиров (была дана команда сажать в лодки только женщин и детей). В своей книге он свидетельствует, что работавшие с ним и погибшие люди на деле исполнили слова Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».
Необыкновенно благородно вели себя офицеры «Титаника». Даже получив разрешение оставить свои обязанности, продолжали их исполнять. Благодаря механикам электричество на лайнере работало почти до самого конца, и только в последние минуты «Титаник» погрузился во тьму.
Грейси видел, как пожилая женщина, которая вот-вот должна была войти в шлюпку, вдруг передумала и вернулась к мужу со словами: «Мы всю жизнь прожили вместе. Куда ты пойдешь, туда и я». Полковник убеждал старика сесть в шлюпку вместе с женой, уверяя, что в силу почтенного возраста его пропустят, но тот ответил: «Я не хочу воспользоваться своей немощью и занять чужое место». Его жена отказалась бросить своего супруга.
Многие встречали смерть спокойно. Благородство не зависело от положения в обществе. «Мой друг Клинч Смит предложил бежать в сторону кормы, – вспоминает полковник Грейси в книге. – Но перед нами возникла большая масса людей, бежавшая к шлюпкам и блокировавшая нам путь. В толпе, среди мужчин, были женщины и они, казалось, были пассажирами третьего класса. Даже среди этих людей не было никакого истеричного крика, никаких признаков паники»…
Хотя, конечно, была на «Титанике» и паника, и подлость, и борьба за собственную жизнь. Грейси рассказывает, как группа мужчин пыталась прорваться на одну из последних шлюпок, расталкивая всех. Один из офицеров пригрозил им пистолетом и те притихли. Пистолет, правда, был не заряжен…
«Самым ужасным были крики тонущих людей», – вспоминает Ева Харт. На момент трагедии ей было 8 лет, она вместе с сестрой и матерью спаслась на шлюпке, но отец семейства остался на тонущем лайнере. «А потом, минут через 25, наступила полная тишина. И темнота. Это было ужасно». Живыми из воды было подобрано всего 6 человек.
Арчибальда Грейси смыло волной, когда «Титаник» уже почти ушел под воду. Полковник много времени провел под водой и чудом оказался на поверхности. Он стал молиться, его самым горячим желанием в тот момент было попрощаться с женой и дочерью.
Его спасли далеко не сразу: мужчина забрался на перевернутую шлюпку, где уже сидело два десятка человек. Дрожа от холода, они ждали помощи несколько часов. Температура воздуха в ту ночь равнялась 0 градусам по Цельсию, температура воды +2-4 градуса. По словам полковника, часть людей с той шлюпки от изнеможения и переохлаждения соскользнуло в воду. На рассвете оставшихся в живых подобрал корабль.
Арчибальд Грейси прожил еще полгода после катастрофы и скончался в конце 1912 года, успев написать книгу о гибели «Титаника».
Последняя песня
В ту ночь было немало благородных поступков, но одним из самых запоминающихся был поступок руководителя оркестра лайнера – 33-летнего Уолласа Хартли — и семерых его коллег-музыкантов. Они «вошли в число самых благородных людей в морской летописи», как писали потом газеты. Почти с самого момента столкновения с айсбергом эти восемь человек, стоя на палубе, играли музыку, чтобы приободрить пассажиров и помочь избежать паники. По одной из версий, последней композицией, сыгранной ими, стал церковный гимн середины 19 века «Ближе, Господь, к Тебе». Ева Харт рассказывала, что когда несколько месяцев спустя она услышала этот гимн в церкви, то выбежала оттуда в ужасе, узнав последнюю песню, звучавшую на «Титанике».
Есть и другие версии (например, кто-то из очевидцев слышал вальс «Осень»), достоверно мы этого никогда не узнаем. Тем не менее, вот этот гимн, который и по сей день поют в протестантских церквях (приводим также русский перевод).
Nearer, my God, to Thee, nearer to Thee!
Even though it be a cross that raiseth me;
Still all my song would be nearer, my God, to Thee,
Nearer, my God, to Thee, nearer to Thee!
Though like the wanderer, the sun gone down,
Darkness be over me, my rest a stone;
Yet in my dreams I’d be nearer, my God, to Thee,
Nearer, my God, to Thee, nearer to Thee!
There let the way appear steps unto heav’n;
All that Thou sendest me in mercy giv’n;
Angels to beckon me nearer, my God, to Thee,
Nearer, my God, to Thee, nearer to Thee!
Then with my waking thoughts bright with Thy praise,
Out of my stony griefs Bethel I’ll raise;
So by my woes to be nearer, my God, to Thee,
Nearer, my God, to Thee, nearer to Thee!
Or if on joyful wing, cleaving the sky,
Sun, moon, and stars forgot, upwards I fly,
Still all my song shall be, nearer, my God, to Thee,
Nearer, my God, to Thee, nearer to Thee!
Ближе, Господь, к Тебе, ближе к Тебе,
Хотя б крестом пришлось подняться мне;
Нужно одно лишь мне:
Ближе, Господь, к Тебе,
Ближе, Господь, к Тебе,
В пустыне странник я, и ночь темна.
Отдых на камне лишь найдет глава.
Но сердце и во сне
Ближе, Господь, к Тебе,
Ближе, Господь, к Тебе,
И пробудясь от сна песнь воспою;
Твоей хвалой, Христос, плач заменю.
В скорби отрада мне:
Ближе, Господь, к Тебе!
Ближе, Господь, к Тебе,
Когда земную жизнь окончу я,
Когда во славу Ты введешь меня,
Вечная радость мне:
Ближе, Господь, к Тебе,
Ближе, Господь, к Тебе,
Ни один из участников оркестра не выжил. Тело Хартли было найдено через две недели после гибели «Титаника» и отправлено в Англию. К его груди была привязана скрипка — подарок невесты. На похоронах присутствовало 1000 человек, а траурная процессия насчитывала больше 30 тысяч. «Люди сами себе создают красивые легенды», – скажет кто-нибудь. Но любая легенда имеет под собой основание. Когда задолго до гибели «Титаника» друг Хартли спросил его: «Что ты будешь делать, если корабль, на котором ты работаешь, пойдет ко дну?», тот ответил: «Я соберу свой оркестр и мы сыграем церковный гимн»…
Поскольку вы здесь…
… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал “Православие и мир”, но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.
Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.
Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.
Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.
Лицензия Минпечати Эл № ФС77-44847
может не совпадать с позицией редакции.
(книгах, прессе) возможна только с письменного
10 цитат из фильма «Титаник»
Трагедия, разразившаяся весной 1912 года воплотилась в художественном фильме Д. Кэмерона Сделав его оскароносным. Душераздирающая история передана зрителю через внезапно вспыхнувшие чувства главных героев, цитаты которых мы сегодня подобрали для Вас. Невообразимо жестокие обстоятельства разделили эти живые своей сутью сердца и оставили оскомину в горле каждого, кто знаком с этим происшествием.
- Сердце женщины — как глубокий океан, полный тайн…
- Не знаю как ты, а я… А я собираюсь… Я непременно пошлю письмо в компанию «White Star», и выражу своё недовольство!
- Все, что мне нужно, у меня есть: воздух, чтобы дышать, и папка с листами бумаги. Я люблю просыпаться утром, не зная, что меня ждет, с кем я встречусь и где я окажусь потом. Ещё недавно я ночевал под мостом, а сегодня я здесь, плыву на великолепном судне, пью шампанское в изысканном обществе… Жизнь — это дар и это надо ценить, невозможно угадать, что будет с тобой завтра. Жизнь нужно принимать такой, какая она есть. Важен каждый прожитый день…
- Ощущение, будто я стою посреди переполненной народом комнаты, кричу во весь голос, а никто не слышит.
- Ну, а после, семи сотням человек в шлюпках осталось только одно — ждать конца, молиться, ждать отпущения грехов, которого они никогда не получат..
- Когда у тебя ничего нет, нечего и терять.
- Моё зеркальце! Оно такое же, как тогда, когда я в последний раз в него смотрелась. Только вот отражение стало иным.
- Мы тонем под музыку — вот это первый класс!
- Теперь вот и вы знаете о Джеке, который спас меня. Спас не только от смерти, но и от многого другого…
- Я обещаю. Я ни за что не сдамся, Джек, я ни за что не сдамся…
Celine Dion – “My Heart Will Go On” (OST Titanic, HQ)
Официальный (Oficial) видеоклип и главный саундтрек к фильму “Титаник” (Titanic). Режиссер фильма: James Cameron. Великий фильм и Великая песня на все времена.
*Загружал с исходного VOB, только переделанного в 16:9. Оригинального HD, к сожалению, не нашел, а.
Официальный (Oficial) видеоклип и главный саундтрек к фильму “Титаник” (Titanic). Режиссер фильма: James Cameron. Великий фильм и Великая песня на все времена.
*Загружал с исходного VOB, только переделанного в 16:9. Оригинального HD, к сожалению, не нашел, а скаченные HD-версии с Youtube по качеству не впечатлили. :(*
Титаник (Titanic)
Молодые влюбленные Джек и Роза находят друг друга в первом и последнем плавании «непотопляемого» Титаника. Они не могли знать, что шикарный лайнер столкнется с айсбергом в холодных водах Северной Атлантики, и их страстная любовь превратится в схватку со смертью…
Ну, а после, семи сотням человек в шлюпках осталось только одно — ждать конца, молиться, ждать отпущения грехов, которого они никогда не получат.
. Летит Джозефина в крылатой машине. всё выше. и выше. и выше летит.
— Почти так же, как и ты. Ведь никакой договоренности не было?
— Нет, была. Я всегда побеждаю, Джек. Так или иначе.
Когда у тебя ничего нет, нечего и терять.
Все, что мне нужно, у меня есть: воздух, чтобы дышать, и папка с листами бумаги. Я люблю просыпаться утром, не зная, что меня ждет, с кем я встречусь и где я окажусь потом. Ещё недавно я ночевал под мостом, а сегодня я здесь, плыву на великолепном судне, пью шампанское в изысканном обществе. Жизнь — это дар и это надо ценить, невозможно угадать, что будет с тобой завтра. Жизнь нужно принимать такой, какая она есть. Важен каждый прожитый день.
Моё зеркальце! Оно такое же, как тогда, когда я в последний раз в него смотрелась. Только вот отражение стало иным.
— Если ты прыгнешь, то и я прыгну, помнишь?
— Рано или поздно тот огонек, который привлёк меня в тебе, скоро погаснет..
— Ты не можешь спасти меня, Джек!
— Спасти себя можешь только ты сама.
Лучше быть его шлюхой, чем твоей женой!
Music to drown by. Now I know I’m in first class.
Мы тонем под музыку — вот это первый класс!
Пять мифов о «Титанике», навеянные фильмами
Лента новостей
Все новости »
Каждый знает, чем заканчивается эта трагическая история: «Титаник» идет ко дну. Последние часы его жизни стали источником мифов. Но насколько разные версии этого события, изложенные в фильмах, соответствуют реальности?
Кадр из фильма «Титаник» 1997 года.
Сто лет назад «Титаник» врезался в айсберг и через два с половиной часа утонул, забрав с собой более 1500 мужчин, женщин и детей. Выход обновленной 3D-версии блокбастера 1997 года, снятого Джеймсом Кэмероном, лишний раз дает повод поговорить о том, что фантазии кинематографистов для многих людей стали восприниматься как факты.
В фильме Кэмерона мать героини смотрит на корабль, стоящий в доке Саутгемптона, и замечает: «Так вот он, тот самый непотопляемый корабль».
«Это, пожалуй, самый известный миф, связанный с «Титаником», — говорит исследователь лондонского Кингс-колледжа Ричард Хоуэллс. — Неверно будет полагать, что все так считали. Это такой миф, который не мог не возникнуть, потому что из него получается отличная история. Если человек из гордыни строит непотопляемый корабль, как Прометей крадет огонь у богов. то кажется логичным, что бог будет разгневан таким поведением и утопит корабль в первом же плавании».
Компания White Star Line, владевшая «Титаником», никогда не делала заявлений, что судно непотопляемо, и о его неуязвимости заговорили уже после катастрофы, отмечает Хоуэллс.
Несмотря на то, что «Титаник» утонул через 15 лет после появления кинематографа, а о катастрофе много рассказывали в новостных роликах, транслировавшихся в кинотеатрах, съемок корабля сохранилось крайне немного.
Это случилось из-за того, что до кораблекрушения «Титаник» не представлял особого интереса. Все лавры славы достались аналогичному лайнеру «Олимпик», совершившему первый рейс из Саутгемптона в Нью-Йорк в 1911 году. «Олимпиком» командовал тот же капитан, и он прошел по тому же маршруту. В конце концов, на ней было даже ровно столько же спасательных шлюпок, как и на «Титанике».
Для иллюстрации событий вокруг «Титаника» в новостных блоках использовали съемки «Олимпика».
Последняя композиция оркестра
Одна из наиболее ярких сцен во многих фильмах о «Титанике» изображала оркестр, который продолжает исполнять музыку, когда корабль тонет. Предполагается, что музыканты играли, чтобы морально поддержать пассажиров, а последним произведением, которое они исполнили, стал якобы церковный гимн «Ближе, Господь, к Тебе». Никто из музыкантов в катастрофе не выжил, но из них впоследствии сделали героев.
Куратор архива Британского института кино Саймон Макаллум считает, что очевидцы слышали, как оркестр играл на палубе, но по поводу последней композиции возникают разногласия. Некоторые утверждают, что оркестр играл рэгтайм и популярную музыку.
«Пассажир, утверждавший, что играли именно этот гимн, оказался в спасательной шлюпке задолго до того, как «Титаник» пошел на дно, — отмечает Макаллум. — Мы никогда не узнаем правду, потому что все семь музыкантов погибли. «Ближе, Господь, к Тебе» — очень эмоциональный гимн и прекрасно подходит в качестве сильного романтического образа в фильме»
Пол Лоуден-Браун из общества изучения истории «Титаника» консультировал Джеймса Кэмерона во время съемок его фильма. По словам Лоуден-Брауна, сцена с музыкантами из фильма 1958 года «Незабываемая ночь» была сделана настолько изящно, что Кэмерон решил повторить ее в своем фильме. «Он сказал мне: «Я взял всю сцену полностью в свой фильм, потому что она мне очень понравилась, она стала неотъемлемой частью истории», — говорит историк.
Немногое известно о последних часах капитана Смита, но его помнят как героя, несмотря на то, что он не внял предупреждениям об айсбергах и не снизил скорость корабля даже после того, как поступило сообщение о скоплении льда на курсе «Титаника».
«Он знал, сколько было пассажиров на лайнере и сколько мест было в спасательных шлюпках, но при этом он допустил, что шлюпки были заполнены не полностью», — считает Лоуден-Браун, который не согласен с геройским портретом капитана, представленным в фильмах.
При тихой безветренной погоде в ту ночь первая шлюпка отчалила от корабля с 27 людьми вместо полагавшихся 65. Многие шлюпки были заполнены наполовину и не вернулись к месту гибели судна, чтобы спасти выживших.
«Считается, что капитан погиб геройской смертью. В его честь были возведены памятники. Были напечатаны открытки и придуманы истории о том, как он плыл в воде с ребенком в руках и говорил: «Удачи вам, ребята! Позаботьтесь о себе». И прочее, чего не было в действительности, — настаивает Лоуден-Браун. — Капитан Смит несет ответственность за все проколы в организации работы на борту лайнера. Винить кого-либо еще в этом нельзя».
В частности, капитан Смит не отдал приказ «покинуть корабль», из-за чего многие пассажиры не понимали, что «Титаник» был обречен. Не было четкого плана эвакуации, не было обращения к людям, не был отработан спуск спасательных шлюпок на воду.
Куратор корабельной истории национального морского музея в Гринвиче Джон Грейвс согласен, что в ту роковую ночь присутствия Смита на корабле не ощущалось. Грейвс считает, что капитан, возможно, получил психологическую травму, осознав, что спасательных шлюпок на всех не хватит. «Его сумбурность мышления можно выявить в том, что он перепутал дизайн «Титаника» с «Олимпиком». Он, в частности, отдал распоряжение начать спуск шлюпок с палубы, которой не было на «Титанике», но которая была на «Олимпике», — говорит Грейвс.
Есть множество историй, связанных с Брюсом Исмеем — президентом компании, построившей «Титаник», но практически все они сводятся к тому, что он трусливо сбежал с тонущего корабля, в то время, как пассажиры, в том числе женщины и дети, боролись за жизнь. Почти все сюжеты о лайнере показывают Исмея трусом, который заставил капитана не сбавлять скорость лайнера, а затем спас собственную шкуру, запрыгнув в первую шлюпку.
«Ни один режиссер не может пройти мимо этой темы предательства, не включив ее в фильм, — говорит Пол Лоуден-Браун. — Если вернуться к истокам того, откуда это началось, мы наткнемся на Уильяма Рэндольфа Херста — крупного газетного американского магната. Они повздорили с Исмеем за много лет до «Титаника», когда Исмей не желал общаться с прессой по поводу кораблекрушения, случившегося с одним из кораблей его компании White Star.
Исмей стал объектом жесткой критики в Америке, где против него была развернута настоящая информационная война империей Херста. Например, при публикации имен пассажиров после катастрофы в разделе выживших фигурировало лишь имя Исмея. Некоторые из выживших утверждали, что он запрыгнул в первую спасательную шлюпку, другие говорили, что он потребовал, чтобы его команда увезла его в безопасное место, а корабельный парикмахер настаивал, что сесть в лодку Исмея заставил старший помощник капитана.
Лорд Мерсей, проводивший расследование в 1912 году от Великобритании по факту гибели «Титаника», сделал заключение, что Исмей помог многим пассажирам лайнера сесть в шлюпки, прежде чем занять место в последней из них. «Если бы он в нее не запрыгнул, то его имя бы добавилось к числу погибших», — сказал лорд Мерсей.
В фильме «Титаник» 1943 года, снятом в фашистской Германии по поручению министра пропаганды Йозефа Геббельса, Исмей показан властолюбивым бизнесменом-евреем, который заставляет смелого тевтонского капитана разогнать лайнер в опасной зоне айсбергов, несмотря на все предупреждения и увещевания. В фильме 1958 года «Незабываемая ночь», который долгое время считали самым исторически правдивым, Исмей также показан злодеем.
Лауден-Браун считает, что это несправедливо. Он поднял вопрос об этом при работе с Джеймсом Кэмероном. В фильме Кэмерона Исмей пользуется своим положением, чтобы заставить капитана не сбрасывать скорость для быстрого прибытия в Нью-Йорк и создания вокруг этого рекламной шумихи. «Мне сказали, что сценарий переделывать не будут, потому что это то, что ожидает увидеть зритель», — делится Лоуден-Браун.
Исмей не смог преодолеть свой позор того, что он прыгнул в спасательную шлюпку, и ушел из компании White Star в 1913 году.
Фрэнсес Уилсон — автор книги «Как пережить «Титаник»: падение Брюса Исмея» — сочувствует Исмею и рассматривает его как простого человека попавшего в затруднительное положение. «Он был совершенно не готов эмоционально к тем событиям, которые ему пришлось пережить. Он был в замешательстве, и его поведение приводило других в замешательство из-за положения Исмея на корабле, — рассуждает Уилсон. — Был он простым пассажиром, как он сам утверждал, или он был «супер-капитаном», как предположило расследование? Люди на корабле ведут себя в соответствии со своим рангом, а Исмей не имел представления, какой у него ранг».
Пассажиры третьего класса
Одна из самых сильных сцен в фильме Кэмерона показывает, что пассажиров третьего класса не выпускали наружу, чтобы они могли добраться до спасательных шлюпок. Ричард Хоуэллс говорит, что документальных свидетельств этому нет.
Ограждения, которые отделяли пассажиров третьего класса от остальных, действительно существовали. Но это было сделано не на случай кораблекрушения, а для того, чтобы выполнить директивы иммиграционного закона США и чтобы препятствовать распространению вирусных инфекций. В число пассажиров третьего класса входили армяне, китайцы, голландцы, итальянцы, русские, скандинавы, сирийцы, а также жители Британских островов. Все они хотели начать новую жизнь в Америке.
«Американский закон об иммиграции предписывал, что иммигранты должны были находиться отдельно от других пассажиров, чтобы перед прибытием в Манхеттен, «Титаник» мог остановиться на острове Эллис, где все иммигранты должны были пройти медицинский осмотр и выполнить другие формальности», — говорит Хоуэллс.
У пассажиров каждого класса были свои выходы на отдельные палубы и, соответственно, к находившимся там спасательным шлюпкам, но как раз на палубе третьего класса спасательных шлюпок не было. Пассажирам третьего класса пришлось преодолеть лабиринт коридоров и лестниц, чтобы попасть на верхнюю палубу. У пассажиров первого и второго классов в этом смысле были изначальные преимущества.
Британское расследование крушения «Титаника» также отметило, что на корабле следовали нормам американского иммиграционного законодательства, а сообщения о том, что пассажиров третьего класса не пускали к шлюпкам, не соответствуют действительности.
Вместе с тем, свидетельства, приведенные в расследовании, указывали, что поначалу некоторые проходы были перекрыты, пока стюарды ждали дальнейших инструкций, и были открыты лишь после того, как большинство спасательных шлюпок уже были спущены на воду.
Лорд Мерсей отметил, что пассажиры третьего класса неохотно покидали корабль, не желая оставлять свой багаж.
Никакие из представленных показаний не указывали на преднамеренное ограничение передвижений пассажиров третьего класса, скорее имел место недосмотр, вызванный слепым подчинением правилам, но результат всё равно был трагичным.
Никто из пассажиров третьего класса не давал показаний во время британского расследования кораблекрушения. Их интересы представлял адвокат В.Д. Харбинсон, который также сделал заключение, что кто-то ограничивал эвакуацию его клиентов.
Класс всё же имел значение. Из пассажиров третьего класса выжила лишь треть.
Гибель «Титаника»: рассказы очевидцев
Люди, пережившие трагедию «Титаника», вспоминали, что не могли и предположить, что корабль утонет, происходящее поначалу воспринимали как незначительный инцидент или даже как шутку коллег. Корреспонденты Би-би-си неоднократно общались с очевидцами катастрофы. Мы приводим воспоминания некоторых пассажиров и членов экипажа «Титаника».
Второй помощник капитана Чарльз Лайтоллер — самый высокопоставленный офицер «Титаника», переживший катастрофу. Кораблекрушение в ночь на 15 апреля было не единственным в его карьере.
«За 30 лет работы в море мне довелось спасаться с четырех тонущих кораблей. Но ничто не смогло превзойти драму « Титаника».
После выхода из Саутгемптона нас сопровождала прекрасная погода: не было ни ветерка. Вечером 14 апреля мы вошли в район, где было замечено много айсбергов. Об этом сообщала полученная с другого корабля радиограмма. Но нас не уведомили о ее получении.
В тот момент я управлял судном, и получи я то сообщение, непременно бы отдал приказ, чтобы замедлить скорость движения. А капитан, скорее всего, распорядился бы остановить корабль и продолжить движение при свете дня.
После моей смены я передал управление офицеру Мердоку и отправился в свою каюту. Как только я узнал о столкновении, то незамедлительно вернулся на верхнюю палубу. Я сразу же распорядился расчехлить все спасательные шлюпки и приготовиться к эвакуации. Каждый член команды знал, что ему необходимо делать в этой ситуации.
Я спросил у капитана: «Мне начинать эвакуацию женщин и детей?» Он только кивнул. Никто, включая меня, не верил, что «Титаник» может утонуть. Отправив очередную спасательную шлюпку, я побежал к парадной лестнице и увидел, как повышается уровень воды. Было видно, как горят под водой лампы, и это производило жуткое впечатление.
Когда я понял, что корабль обречен, то начал усаживать в шлюпки большее число людей.
Мне кажется, в ту ночь команда корабля задала стандарт умелой работы, который никогда не будет побит. Каждая шлюпка была заполнена пассажирами и спущена на воду без происшествий. Никто не пытался пролезть вне очереди. Для последних двух шлюпок было сложно найти женщин.
Когда упала одна из дымовых труб, я чуть не оказался под ней. Я уже был в воде и держался за канат перевернувшейся лодки. Волна от трубы отнесла меня и людей в лодке от тонувшего корабля. И мы увидели, как «Титаник» погрузился в морскую пучину.
Балансируя, мы старались удержаться на перевернувшейся лодке. Некоторые не дожили до рассвета, замерзнув в ледяной воде. В какой-то момент находившиеся на лодке начали читать молитву «Отче наш». Утром появилась «Карпатия» и спасла всех выживших».
Фредерик Дент Рей, работавший на «Титанике» стюардом, поначалу решил, что его разыгрывают коллеги.
«Я отправился спать примерно в 10:30 вечера и уже засыпал, когда почувствовал толчок, сравнимый с тем, когда поезд отправляется со станции. Через 10 минут ко мне пришел главный стюард и сказал, что произошло столкновение. Я подумал, что он шутит.
Затем я услышал крики людей, что на верхней палубе требуется помощь, и поднялся туда. Было холодно, и я решил вернуться за пальто. Вернувшись, я взял пальто, несколько платков, приготовленных женой, и бритвенный станок на тот случай, если не смогу вернуться на следующее утро.
На парадной лестнице я столкнулся с Ротшильдом (Мартин Ротшильд, один из пассажиров судна – прим. ред.), который поднимался наверх, и мы пошли вместе. На палубе я услышал звуки скрипки. Мне показалось странным, что кто-то в это время может играть музыку. Это был корабельный оркестр. Я не узнал мелодию, потому что скрипач еще только настраивал скрипку.
Я подошел к 13-й шлюпке, которая уже была практически полностью заполнена, и стал помогать пассажирам занимать места. Там была женщина, которая кричала и плакала от страха и говорила, что никогда не плавала в таких лодках.
Некоторые пассажиры не хотели садиться в шлюпки, оставаясь в своих каютах, пока не оказалось слишком поздно. Мне было поручено грести.
Когда шлюпка была в воде, самое главное было отплыть от корабля, чтобы не утонуть вместе с ним. В нашей шлюпке находилось 62 человека. Это выяснилось, когда мы садились на «Карпатию», которая нас спасла».
Когда семья Евы Харт отправилась в путешествие на “Титанике”, ей было всего семь лет.
«Мы должны были плыть в Нью-Йорк на корабле «Филадельфия», но из-за начавшейся незадолго до этого забастовки угольщиков рейс был отменен. Мой отец был очень счастлив, когда ему предложили взамен билет второго класса на «Титаник».
У моей матери был панический страх, когда мы садились на «Титаник», и она не могла понять, почему. Она отказывалась спать по ночам. Спала она днем. Когда случилась трагедия, мама была одета и бодрствовала. Мы с отцом спали.
Мать почувствовала толчок и сразу поняла, что случилось то, чего она боялась. Она разбудила отца, и он немедленно отправился на палубу узнать, что произошло. Вернувшись, он сказал матери надеть пальто и повел нас к одной из спасательных шлюпок. Было холодно, меня закутали в одеяло.
Отец посадил меня и мать в шлюпку, но сам залезть в нее не попытался. Мы попрощались, и больше я его никогда не видела.
Мы гребли как можно дальше от корабля, чтобы нас не утащило в океан вместе с ним. Мы видели, как тонет «Титаник», видели панику людей, бегающих по палубе в поисках спасательных шлюпок.
Мне — 7-летней девочке — было невероятно страшно, но кошмары еще долго преследовали меня и после той ночи. Из-за того, что наша шлюпка была переполнена, нескольким людям пришлось пересесть в другую. Так мы с матерью оказались в разных лодках».
Эдвина Макензи пережила кораблекрушение на 72 года, дожив до ста лет.
«Я легла спать в 10:30 вечера и уже дремала, когда почувствовала вибрацию корабля. Я встала с кровати и вышла в холл, где курили несколько мужчин. Они спросили: «Что с вами?» Я сказала: «Что с кораблем?»
Они ответили, что корабль всего лишь задел айсберг. Люди думали, что будет безопаснее остаться на «Титанике», чем садиться в спасательные шлюпки.
Когда мы отплывали, то видели, как корабль постепенно уходит под воду. Ехать на «Карпатии» в Нью-Йорк было очень грустно. Путь занял целых четыре дня».
Рекомендуем:
Фотоистории
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52428 от 28.12.2012 г.