Религиозное чтение: молитва старца паисия святогорца в помощь нашим читателям.

Паисий Святогорец, старец. Пророчества старца Паисия Святогорца

Каждый христианин хотя бы раз слышал о старцах, подвиг которых был угоден Богу. Их молитвы спасали людей от болезней, опасностей, бед. Есть ли такие монахи сегодня, в наше время? Конечно, да! Об одном старце, жившем в прошлом веке, и пойдет речь.

Жизнь старца Паисия Святогорца: рождение и крещение

Точнее было бы сказать – житие. Монаха Паисия канонизировали в начале 2015 года. Итак, представим его житие.

На территории Турции есть историческая местность, называемая Каппадокией. Именно здесь в 1924 году, 25 июля, в многодетной семье у Продромоса и Евлампии Езнепидис родился мальчик. Крестным у ребенка был Арсений Каппадокийский, ныне прославленный в лике святых. Он назвал младенца своим именем и сказал, что хочет оставить монаха после себя.

Впоследствии о человеке, который был его крестным, святой старец Паисий Святогорец писал, что своей праведной жизнью Арсений Каппадокийский проповедовал православную веру, он менял души и осенял Божьей благодатью христиан и турок, верующих и неверующих.

Детство и юность Арсения

Во времена младенчества будущего старца Паисия православные верующие испытывали притеснения и гонения со стороны турок мусульманской веры. В связи с этим многие семьи вынуждены были покидать родные места. Среди беженцев был и маленький Арсений со своими родными. В сентябре 1924 года прибыли вынужденные переселенцы в Грецию. Семья будущего святого обосновалась в городе Коница.

Паисий Святогорец, старец в будущем, с раннего детства мечтал о монашеской жизни, убегал часто в лес, где проводил время в молитве – самозабвенной не по годам.

Окончив школу, Арсений работал плотником. В 1945 году его призвали на службу в армию. Во время войны будущий монах был радистом. Но это ему не мешало на передовой проситься у командования на самые опасные задания вместо товарищей, у которых были жены и дети.

Монашеский путь старца

В 1949 году Арсений был демобилизован из рядов армии. Он выбрал стать иноком и решил отправиться на гору Афон.

Старец Кирилл, ставший позднее игуменом монастыря Кутлумуш, в 1950 году принял Арсения послушником. Через какое-то время будущий святой был отправлен в другую обитель – Есфигмен. Здесь он поднялся на следующую ступень монашеского пути и в 1954 году стал рясофорным иноком с именем Аверкий. Он часто наведывался к старцам, читал жития святых, постоянно молился в уединении.

В малую схиму (третью ступень монашества) Арсения постриг старец Симеон в 1956 году. Имя будущему святому при этом было дано в честь Паисия II митрополита Кессарийского.

Старец Кирилл стал духовным отцом монаха. Он всегда предвидел время прихода Паисия в свой скит, знал нужды чада и помогал искать ответы на все вопросы. По молитвам отца Кирилла монах Арсений духовно возрастал. Он старался достичь божественной благодати и считал, что для этого любую проблему нужно встречать смирением, терпением, добрым помыслом.

Паисий Святогорец

Хоть и любил Арсений с раннего детства уединение, но доверился промыслу Отца Небесного. Многие верующие отправлялись в паломнический путь к Паисию Святогорцу в надежде на совет и поддержку. А монах никому и не отказывал в этом.

В 1958-1962 годах Паисий Святогорец, старец, жил в Стомио, в монастыре Рождества Богородицы. Здесь он и начал принимать паломников, приходивших к нему со своими духовными нуждами.

В 1962 году старец перебрался на Синай в келью святых Епистимии и Галактиона. На Афон Паисий вернулся через два года и стал жить в Иверском скиту.

Болезнь старца в 1966 году была очень тяжелой. В результате ему пришлось лишиться части легкого. Но Господь не оставил святого в болезни – за Паисием в больнице был хороший уход. Монашки, которые мечтали построить обитель в честь Иоанна Богослова, помогали старцу поправиться, ухаживали за ним. Выздоровев, Паисий Святогорец поспособствовал им найти место для монастыря, к тому же он всю оставшуюся жизнь поддерживал сестер духовно.

Блаженный старец Паисий Святогорец и любовь к людям

Отец Паисий снова сменил место в 1967 году. Он поселился в Катунаках, в Лавриотской келии Ипатия.

У старца сохранились особые воспоминания об этом месте. Он писал, что однажды ночью, молясь, почувствовал небесную радость и увидел прекрасный голубоватый свет, который был очень ярким. Но глаза монаха его выдерживали. По признанию старца, в этом свете он пребывал много часов, не ощущая времени и не замечая вокруг ничего. Это был не физический мир, но духовный.

В 1968 году пристанищем Паисия Святогорца стала обитель под названием “Ставроникита”. Паломники везде находили старца. Чувствуя его безграничную любовь к каждому из людей, получая от него духовное облегчение и необходимые советы, они называли его святым. Но сам старец вполне искренне полагал, что он последний из грешников, и никогда никому не отказывал в поддержке. Был радушным и гостеприимным хозяином, предлагая каждому пришедшему лукум и кружку свежей холодной воды. Но другую жажду к нему приходили утолять.

Даже во время болезней старец Паисий, укрепляемый Господом, принимал страждущих. Весь день он утешал их и помогал обрести веру и надежду, а ночи проводил в молитвах, отдыхая только по 3-4 часа в сутки. Сам старец говорил духовным чадам, что добро лишь тогда приносит пользу и радость, когда ради него жертвуешь чем-то. Он принимал боль людей как свою собственную, умел поставить себя на место любого человека и понять, как никто другой. Такой был святой Паисий Святогорец, старец, и такой была его любовь к Богу и людям.

Молитвы монаха

Каждый день святой полностью перечитывал Псалтырь, а когда все вокруг засыпало, горячо молился за весь мир, а также за тех, кто болен, за супругов, находящихся в ссоре, за работающих допоздна и путешествующих по ночам.

Как-то раз, в темное время суток, старцу было дано откровение, что человек по имени Иоанн находится в опасности. Паисий Святогорец стал возносить молитвы о нем. Следующим днем монаха посетил тот самый юноша, поведав о том, как ночью отчаяние наполнило его душу и он решил сесть на мотоцикл, выехать из города, сорваться с обрыва и разбиться. Но молодого человека остановила мысль о старце Паисии, и он пришел к монаху за советом. С тех самых пор Иоанн приобрел духовного отца, любящего и понимающего. По молитвам святого юноша и встал на путь истинный.

Молитвенные слова старец Паисий Святогорец произносил с такой верой и любовью, что многие люди через это получали исцеление от болезней. Вот один из примеров: к святому обратился отец девочки, которая была глухонемой. Он рассказал старцу, что до рождения дочки препятствовал всячески своему брату, который мечтал стать монахом. Паисий Святогорец, видя, что человек искренне раскаивается, пообещал исцеление ребенку и помолился об этом. И действительно, через какое-то время девочка стала разговаривать.

Чудеса исцеления

Очень многие люди, страдающие от болезней опорно-двигательного аппарата, и даже инвалиды, передвигающиеся с большим трудом, уходили от монаха Паисия здоровыми. Были случаи исцеления от бесплодия супружеских пар.

Отец девочки, у которой был рак, обратившись к старцу с просьбой о помощи, услышал в ответ, что, кроме молитвы самого Паисия, мужчина и сам должен чем-то пожертвовать ради спасения дочери. Монах посоветовал ему бросить курить. Мужчина дал обет избавиться от пагубной привычки, и по молитве старца вскоре девочка поправилась. Но отец быстро забыл про обещанное Богу и снова стал курить. После этого болезнь дочери снова вернулась. Мужчина вновь обратился к старцу, но монах сказал лишь, что отец в первую очередь должен ради ребенка постараться, а молитва – дело второе.

Существует множество свидетельств об исцелении безнадежно больных, которым медики говорили, что ничего сделать нельзя. Молитвы монаха и здесь помогали людям поправиться. Но вот сам Паисий Святогорец, старец, все больше лишался здоровья.

Конец жизни

Еще во время болезни легких, в 1966 году, после приема антибиотиков у Паисия появилось осложнение с сильными болями в животе. Старец считал, что от этого лишь польза, так как через физические страдания смиряется душа. И он терпел боль, стоя часами и принимая желающих получить его благословение.

В 1988 году состояние монаха осложнилось кровотечениями. Но святой старец Паисий Святогорец, не желая обращаться к врачам, продолжал принимать людей, пока в 1993 году ему совсем не стало тяжело. Но и тогда на советы духовных чад лечь в больницу Паисий Святогорец отвечал, что болезнь помогает в духовной жизни, поэтому избавляться от нее он не хочет.

Монах с терпением и кротостью переживал телесные страдания и молился лишь о других, но для себя никогда ничего не просил. Все же Паисий поддался настойчивости духовных чад. Когда врачи его обследовали, был обнаружен рак. Две операции, сделанные в 1994 году, облегчения не принесли. Его душа отошла 12 июля 1994 года. Эта дата является днем памяти старца. Паисий Святогорец погребен в обители Иоанна Богослова в Суроти Солунской.

Но заступничество святого на этом не прекратилось. Молитва старцу Паисию Святогорцу и сегодня творит чудеса, помогая исцелить душу и тело болящего.

Труды монаха

Множество изречений и мыслей, написанных и сказанных, оставил после себя святой. Все они вызывают интерес верующих и тех, кто ищет свой путь в жизни. И здесь придет на помощь старец Паисий Святогорец. Книги, автором которых и является сам святой, просты для понимания. Вот лишь часть из них:

  • “Слова” (пять томов);
  • “Арсений Каппадокийский”;
  • “Возвращение к Богу от земли на Небо”;
  • “Письма”;
  • “Отцы-святогорцы и святогорские истории”;
  • “Мысли о семье христианской”.

Особенно хочется отметить книгу “Слова”. Старец Паисий Святогорец много мыслей излагал на бумаге, беседы с ним записывались на пленку, его письма были тоже очень интересны. Весь этот материал и был использован при составлении пяти томов, каждый из которых представляет собой отдельную книгу.

Первый том называется “С болью и любовью о современном человеке”. Рассуждения старца в нем касаются современных нравов, роли церкви сегодня, о дьяволе, грехах и духе нашего мира.

Второй том носит название “Духовное пробуждение”. Старец Паисий Святогорец в нем говорит о важности работы над самим собой, благоразумного поведения, победы над сегодняшним равнодушием людей и безответственностью.

Третья книга под названием “Духовная борьба” повествует о таинстве исповеди и покаянии, а также о борьбе с помыслами.

“Семейная жизнь” – название четвертого тома. Оно говорит само за себя. Старец Паисий в нем рассказывает о роли в семье мужа, жены, о воспитании детей, выборе жизненного пути, об испытаниях в отношениях любящих людей.

В пятой книге “Страсти и добродетели” советы святого касаются того, как распознавать страсти и освобождаться от них, а также того, как перейти к поступкам добродетельным.

Пророчества старца Паисия Святогорца

О тяжелых испытаниях и временах, которые уже наступают, монах начал говорить еще в 1980 году. Он в беседах с людьми пытался пробудить их от равнодушия, охватывающего весь мир. Старец стремился помочь избавиться от себялюбия и немощей для того, чтобы молитвы, возносимые к Господу, были сильнее, иначе слова, обращенные к Богу, будут слабыми и неспособными помочь людям, да и самому себе тоже.

Предсказания старца Паисия Святогорца в основном касаются событий, предваряющих конец времен. То, о чем писал Иоанн Богослов в своей книге “Апокалипсис”, монах уточняет, чтобы дать ориентир в происходящем.

По словам старца, приход Антихриста будет выглядеть так: сионисты представят его как своего Мессию. Этот человек – и Будда, и Христос, и имам, и Мессия евреев, и тот, кого ждут иеговисты. Последние тоже признают его.

Предшествовать приходу Лжемессии будет разрушение мечети в Иерусалиме для восстановления храма Соломона.

Все эти события пока откладываются Господом ради каждого человека. Как говорил старец Паисий, чтобы “мы приобрели доброе духовное устроение”.

О числе 666 монах говорил, что его уже внедряют во все страны. Даже метки лазером людям в Америке делают – на лоб и на руку. Именно так будут ставить печать Антихриста. Те, кто не согласится ее сделать, не смогут устроиться на работу, что-то купить или продать. Так Антихрист хочет захватить власть над всем человечеством. Отказавшимся от печати будет помогать сам Христос. Принятие же метки будет равносильно отречению от Иисуса.

Будущее глазами старца

Были еще предсказания, которые сделал старец Паисий Святогорец. Книги

Еще старец утверждал, что всемирная война начнется вскоре после того, как турки перекроют плотиной реку Евфрат и будут использовать воду для орошения.

Также святой во времена Брежнева предсказал распад СССР.

Он еще много раз говорил о войне в Малой Азии, о распаде Турции, о Константинополе.

Как видно из всего вышесказанного, некоторые предсказания уже сбылись, другие, возможно, скоро начнут воплощаться в реальность.

По благодати Божьей старцу открывалось будущее, чтобы предупредить в очередной раз живущих на земле ныне и образумить, заставить задуматься.

Немало святых в истории христианства. Но роль тех, кто живет вместе с нами или жил совсем недавно, нельзя переоценить. Ведь многие люди укрепились, а некоторые и вовсе уверовали благодаря молитвам и чудесам святых. Житие старца Паисия Святогорца как раз убеждает нас в этом. Светлый монах, любовь которого к людям была безграничной. Такое мужество в преодолении себя, своих немощей и болезней могут проявлять, наверное, только святые.

Блаженный Паисий Святогорец, моли Бога о нас!

VI том "Слов" старца Паисия Святогорца "О молитве". Первые две главы этого издания.

VI том "Слов" старца Паисия Святогорца "О молитве".

Книга из серии «Старец Паисий Святогорец. Слова» посвящена молитве. Молитва — жизнь человеческой души, её воздух и пища. Молитва — дар Божий человеку, возможность, данная нам нашим Творцом, в любое время и во всякой нужде обращаться к Нему, зная несомненно, что будем Им услышаны. Необходимые предпосылки для чистой молитвы — это любовь, незлобивое сердце, собранный ум, искренность и последовательность. Через молитву человек приобщается Божественной благодати, просвещается Светом. Молитва — искусство, требующая труда, понуждения себя, терпения, настойчивости. Искусством этим Старец Паисий владел в совершенстве. В настоящей книге в сохранившихся выдержках из бесед с монахами и мирянами собраны крупицы бесценного духовного опыта Старца.

Афонский Старец Паисий давно известен православному народу России. Напомним, что будущий Святогорец (мирское имя Арсений Эзнепидис) родился 25 июля 1924 года в Малой Азии, в Каппадокии, в селении Фарасы в семье, где было ещё девять детей. Крестил будущего монаха, нарёк в крещении своим именем и предрёк его постриг святой Арсений Каппадокийский († 1924, пам. 10 ноября).

Из Каппадокии семья Эзнепидисов в 1924 году переселилась в Грецию. В 1945 году Арсений был призван в армию. В Греции в это время шла гражданская война (1944-1948). На все самые опасные задания Арсений всегда шёл первым, не боясь подвергать свою жизнь опасности, когда речь шла о спасении ближнего. Первый раз на Афоне Арсений побывал в 1950 году, а уже в 1954 году он принимает рясофорный постриг в афонском монастыре Есфигмен и, спустя два года, в монастыре Филофей его постригают в малую схиму с именем Паисий.

Два года, с 1962 по 1964-й, монах Паисий подвизается на Синае и вновь возвращается на Афон. В 1979 году он поселяется неподалёку от афонской «столицы» Карей в келье Рождества Пресвятой Богородицы «Панагуда», где Старца во множестве навещают люди. С восхода солнца и до самого вечера он принимает приходящих, утешает, прогоняет уныние, наполняя души любовью, верой и надеждой, а по ночам читает письма и молится Богу о страждущих.

В 1988 году здоровье старца резко ухудшилось, ему было сделано несколько операций, последняя — в феврале 1994 года длилась пять часов. 12 июля 1994 года в одиннадцать часов дня Старец Паисий отошёл ко Господу. Честные останки его почивают в Иоанно-Богословском монастыре в Суроти (окрестности Салоник) – в обители, некогда основанной по благословению Старца Паисия, где он же был духовником всех её насельниц. Старец немало беседовал со своими духовными чадами, поддерживая и назидая; записи этих бесед легли в основу настоящего издания.

Чада называют своего духовника «геронда», что в переводе на русский означает «старец». В наставлениях Старца Паисия очень часто встречается такое понятие как любочестие. В современном русском языке это понятие не в ходу, оно существовало в славянском языке. Любочестие в употребляемом здесь Святогорцем смысле — это и ревность, и духовное благородство, и жертвенность, и прямота, и искренность перед самим собой и перед Богом, — всё вместе и одновременно. Подробнее об этом понемногу говорится в предыдущих томах «Слов» Старца.

Главная цель, к которой идёт человек, это соединение с Богом – обожение, чему всячески препятствует враг человеческого рода диавол. Сатана настолько гнусен, что Старец избегает произносить даже само его имя, называя «тангалашка» (от турецкого dangalak — недалёкий, необразованный, некультурный, неразвитый, грубый, невоспитанный, невежда, слабоумный, тупой).

Первая часть посвящена молитве вообще, которая была для Старца потребностью души в её стремлении к постоянному и непрестанному общению с Богом. «Мы должны, говорил он, быть с Богом в постоянном контакте, чтобы чувствовать безопасность; молитва — это надёжность и безопасность». Если мы осознаем это, то будем ощущать потребность в постоянном общении с Богом и достигнем состояния непрестанной молитвы.

Во второй части книги речь идёт о препятствиях, которые мы встречаем в молитве: нерадении и развлечении. Диавол старается отвлечь нас от общения с Богом, «заводя с нами беседу». Старец даёт нам практические советы, что нужно сделать для того, чтобы «согрелось сердце и заработало в молитве».

Третья часть посвящена «нашей нежной Матери» — Пресвятой Богородице, ангелу-хранителю, а также святым — нашим предстателям пред Богом и защитникам.

Четвёртая часть посвящена прошениям на молитве, которую, как говорил старец, хорошо разделять на три части: молитва о себе, о мире и об усопших. В четвёртой главе четвёртой части говорится о молитве по Псалтири; в различных нуждах старец читал определённый псалом, следуя в этом указаниям святого Арсения Каппадокийского. Псалтирь святого Арсения и порядок её чтения, какового придерживался старец Паисий, приводятся в приложении в конце книги.

В пятой части содержатся наставления относительно молитвы и трезвения, то есть духовного бодрствования, которое необходимо для собрания ума.

В шестой части речь идёт о богослужебной жизни Церкви. Здесь собраны наставления касательно участия в церковных богослужениях и правильного приготовления к участию в Таинстве божественной евхаристии.

Седьмая и последняя часть книги посвящена славословию Бога. Старец советовал совершать «сердечное славословие с радостью и благодарением» после исполнения каждого нашего прошения.

Давно ожидаемое издание шестого тома «Слов» Старца Паисия на русском языке несомненно стало вкладом в сокровищницу духовной мудрости и служит духовной пользе, наряду с прежними изданиями предыдущих пяти томов мудрых суждений святогорского подвижника.

AgionOros.ru предлагает Вашему вниманию

первые две главы этого издания.

ОБЩЕНИЕ С БОГОМ

Молитва есть разговор с Богом

– Посылаю сигнал, прошу помощи. Постоянно прошу помощи у Христа, у Божией Матери, у святых, для себя самого и для других. Если не буду просить, то и не получу.

Помню, во время гражданской войны нас окружили мятежники, тысяча шестьсот человек. Наших было только сто восемьдесят. Мы укрепились за горой. Если бы мятежники нас захватили, то поубивали бы всех. Я пытался установить антенну, чтобы связаться с центром. Но ничего не получалось: её сбивало огнем. Капитан кричит: «Бросай, давай сюда, помогай таскать гранаты». Иногда он отбегал к пулеметам, проверить как там дела. И только уходил, я тут же бежал к рации. Пока он отдавал приказы, я пробовал установить антенну, а потом снова бежал помогать таскать ящики, чтобы командир не ругался. В конце концов, с помощью палки и саперной лопатки я смог поднять антенну и установить связь. Сказал всего два слова. И всё, этого было достаточно! Утром подоспела авиация, и нас спасли. Шутка, сто восемьдесят человек были в окружении у тысячи шестисот и смогли выбраться?

Тогда-то я понял великую миссию монаха — помогать молитвой. Мирские говорят: «Чем занимаются монахи? Почему не идут в мир помогать людям?» Это все равно, что говорить радисту: «Ты чего возишься с рацией? Бросай ее, бери винтовку и иди стреляй».

Даже если мы установим связь со всеми радиостанциями мира, не будет нам от этого никакой пользы, если не будем иметь небесного общения с Богом, просить и получать от Него помощь. Блаженны установившие связь с Небом и по благочестию пребывающие в общении с Богом.

Христос даёт нам возможность общения с Ним

Я сильно в ней отстаю. Что мне делать?

– Говори со Христом, Божией Матерью, ангелами и святыми просто и не задумываясь, на любом месте, и проси чего хочешь. Говори: «Господи, или, Матерь Божия, Ты знаешь мой настрой. Помоги мне!» Вот так просто и со смирением говори с Ними о том, что тебя беспокоит, а уже потом произноси молитву: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя».

– Когда молишься, думай, с кем говоришь. Ты говоришь с Богом! Неужели это неважно? Когда кто-то говорит с каким-нибудь высокопоставленным чином, то с каким вниманием произносит каждое слово! Следит, чтобы не сказать какой глупости, порой даже дар речи теряет от смущения. Если с человеком мы с таким вниманием говорим, то с каким вниманием надо говорить с Богом? Малое дитя, когда идёт говорить с отцом или каким-либо взрослым человеком, испытывает смущение. А когда собирается сказать что-то учителю, которого к тому же немного побаивается, то смущается ещё больше. А мы говорим с Самим Богом, Божией Матерью, святыми и этого не понимаем?

– До прихода в монастырь, батюшка, я монашество связывала с молитвой. А теперь мне трудно молиться и я считаю, что молитва это самое тяжёлое и утомительное дело.

– Ты вроде филолог по образованию? Тебе нравится говорить, и ты не устаёшь от разговоров с людьми. А со Христом, Который удостаивает тебя беседы, тебе говорить трудно. Это уж как-то слишком. Всё равно, что сказать: «Ох, нужно идти говорить с царём. Неохота, да делать нечего. Придётся идти». Христос даёт нам возможность общаться с Ним постоянно в молитве, а мы этого не хотим? Вот это да! И удивительно то, что Он Сам хочет нам помогать, лишь бы мы к Нему обращались, а нам лень!

– Батюшка, я часто впадаю в пустословие, а потом огорчаюсь.

– Разве не лучше разговаривать со Христом? Кто говорит со Христом, никогда не раскаивается. Конечно, пустословие — страсть, но если пользоваться им в духовных целях, то оно может стать началом молитвы. Другим даже лень говорить. А в тебе есть сила и порыв к разговору. Если будешь использовать это в духовных целях, то твоя душа освятится. Постарайся с людьми говорить только о необходимом, и всё время говорить со Христом. Стоит тебе завести с Ним смиренную беседу, как перестанешь замечать, что происходит вокруг: таким сладким и интересным будет это общение. Меня разговоры даже и на духовные темы утомляют, а я в молитве по-настоящему отдыхаю.

Молитва — это разговор с Богом. Я иногда завидую людям, жившим во времена Христа, ведь они видели Его своими глазами и слышали своими ушами, даже могли с Ним говорить. Но думаю, что мы находимся в лучшем по сравнению с ними положении, потому что они не могли часто беспокоить Его своими нуждами, а мы можем в молитве постоянно общаться со Христом.

– Батюшка, как нужно молиться?

– Себя ощущай маленьким ребёнком, а Бога своим Отцом и проси Его обо всём, в чём имеешь нужду. Беседуя таким образом с Богом, тебе не захочется потом от Него отходить, потому что только в Боге человек обретает безопасность, утешение, невыразимую любовь, соединённую с божественной нежностью.

Молитва означает поместить Христа к себе в сердце, возлюбить Его всем своим существом. «Возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего, и от всея души твоея, и всею крепостию твоею, и всем помышлением твоим» (Лк. 10, 27), — говорит Священное Писание. Когда человек любит Бога и имеет общение с Ним, ничто земное его не прельщает. Он делается словно безумный. Поставь безумцу самую лучшую музыку: она его не трогает. Покажи самые прекрасные картины: он и внимания не обратит. Дай самые вкусные блюда, самую лучшую одежду, самые прекрасные ароматы: ему всё равно, он живёт в своем мире. Так и человек, имеющий общение с миром небесным: он весь там и ни за что не хочет с ним расстаться. Как нельзя ребёнка оторвать от объятий матери, так нельзя оторвать от молитвы человека, который понял её смысл. Что чувствует ребёнок в объятиях матери? Только тот, кто почувствует присутствие Бога, а себя почувствует маленьким дитём, может это понять.

Я знаю людей, которые, когда молятся, ощущают себя маленькими детьми. И если кто-то услышит, что они говорят во время молитвы, то скажет, что это маленькие дети. А если увидит, какие делают при этом движения, то скажет, что эти люди сошли с ума! Как дитя бежит к отцу, хватает его за рукав и говорит: «Не знаю как, но ты должен сделать, что я прошу». С такой же простотой и дерзновением эти люди просят Бога.

родиться от некоей эмоциональной потребности в общении, в утешении?

– Даже если оно родится от какой-нибудь доброй эмоциональной потребности в Боге, разве это плохо? Однако, похоже, что ты всё пребываешь в забывчивости и только в нужде обращаешься к молитве. Ясно, что Бог для того попускает случаться у нас разным нуждам и затруднениям, чтобы мы прибегали к Нему, но лучше, когда по любви ребёнок бежит к своему отцу или матери. Возможно ли представить ребёнка, знающего, как его любят родители, которого приходилось бы силой заставлять идти на руки к матери или отцу?

Бог есть нежный Отец, и Он любит нас. Поэтому нужно с нетерпением ждать часа молитвы и никогда не насыщаться общением с Ним.

Будем чувствовать потребность в молитве

– Батюшка, у меня нет крепкой веры и я чувствую себя слабой.

– Знаешь, что сделай? Прилепись к Богу, как ребёнок хватается за шею отца, обними Его и не отпускай, чтобы Он не мог тебя от Себя отдалить. Тогда ты будешь чувствовать надежность и силу.

– Батюшка, я чувствую потребность опереться на Бога, но затрудняюсь.

– Тяни руки вверх, так они у тебя постепенно вырастут, и ухватишься за Бога.

– Батюшка, когда мало времени, и я молюсь торопливо,

может, ворую время, которое должна посвятить Христу?

– У Христа всего много, сколько ни воруй, Он ни в чём не имеет нужды, а ты вот не получаешь пользы. Не Христу нужна наша молитва, а нам нужна Его помощь. Мы молимся, потому что так общаемся с Богом, Который нас сотворил. Если не будем этого делать, то впадём в руки диавола, и тогда горе нам. Видишь, что говорит авва Исаак? «Бог не спросит с нас, почему мы не молились, но почему не пребывали с Ним в общении и таким образом дали право диаволу мучить нас .

– Почувствуй потребность в молитве. Как телу, чтобы жить, нужна пища, так и душа, чтобы жить, должна питаться. Если она не будет питаться, то ослабеет, а потом наступит духовная смерть.

– Нам трудно молиться только тогда, когда мы не чувствуем в молитве потребности. Кто не понимает смысла молитвы, не ощущает потребности в ней, тот считает её повинностью, уподобляется неразумному дитю, которое отворачивается от материнской груди, материнской нежности и потому растет слабое и болезненное.

– Батюшка, как почувствовать необходимость в молитве?

– Нужно было бы вам побывать на войне, чтобы мы могли понять друг друга! На фронте во время войны, если мы постоянно находились на связи с центром, то чувствовали себя в большей безопасности. Когда выходили на связь каждые два часа, чувствовали себя в безопасности. Если связывались всего два раза в день, утром и вечером, то чувствовали себя покинутыми. То же и с молитвой. Чем больше человек молится, тем больше чувствует духовной уверенности. Молитва — это защита.

Если мы постоянно находимся «на связи» с Богом, то будем предупреждать любое зло. Как-то раз в автобусе ехал один монах, он молился с закрытыми глазами, и поэтому все думали, что он спит. Вдруг грузовик, который ехал по встречной полосе, врезался в столб, машины с разных сторон начали сталкиваться и произошла серьезная авария. Автобус же каким-то образом оказался в нескольких метрах от дороги, как будто его перенесла какая-то невидимая рука, и никто из пассажиров не пострадал. Молитва монаха их спасла.

– Батюшка, часто миряне спрашивают, как приобрести навык постоянной молитвы.

– Видишь ли, раньше некоторые из тех, кто посвящал себя монашеству и имел твёрдый характер, уходили и подвизались на неприступных скалах, в пещерах, в языческих гробницах или в жилищах демонов. Там им угрожало множество опасностей — мог сорваться камень со скалы, рычали бесы и т. д. — и страх вынуждал их постоянно вопиять: «Христос, Матерь Божия…». Так в них постоянно жил добрый навык непрестанной молитвы. Сегодня, с ночными увеселениями, наркотиками и пр., многие из тех, кто садятся за руль, себя не контролируют. Отправляется человек на работу и не знает, вернётся ли домой живым или окажется покалеченным в больнице. Разве это не повод, чтобы постоянно вопиять: «Христос, Матерь Божия…»? Если бы миряне использовали во благо страх тех опасностей, что им угрожают, то они бы и нас монахов превзошли в молитве и самих бы опасностей избежали.

Как-то пришёл ко мне в каливу один человек. Он был сильно расстроен, потому что по невнимательности сбил на дороге ребёнка. «Я преступник», — повторял он. «А ты молился в это время?», — спросил я его. «Нет», — ответил он. «Ты виноват не столько в том, что сбил ребёнка, сколько в том, что не молился». И я рассказал ему один случай. Я знал одного человека, служащего, который достиг большой меры добродетели. Он молился постоянно – и на работе, и в дороге, везде. Молитва у него стала самодвижущаяся, и вслед за славословиями у него лились слезы радости. В офисе, где он работал, все бумаги орошал слезами. Поэтому он подумывал оставить работу, уйти на пониженную пенсию, и приехал ко мне в каливу за советом. Я ему сказал: «Не уходи, а когда товарищи по работе станут тебя спрашивать, почему ты плачешь, отвечай, что подумал о своем умершем отце». Так вот, однажды он ехал за рулем и вдруг на дорогу выскочил ребёнок. Он стукнул его так, что тот отлетел как мячик, но при этом ничуть не пострадал. Бог сохранил, потому что в это время человек молился.

– Вы молитесь? Я с весны по осень провожу мобилизацию молитвы, без шума, молюсь, чтобы Бог нас помиловал, чтобы нам избежать войны и мобилизации. Мне было такое извещение : «Усиленно молитесь, чтобы туркам помешали, потому что в воскресенье 16 октября они собираются на нас напасть». Слава Богу, пока Богородица нас хранит, будем надеяться, что будет нас хранить и дальше.

– Батюшка, теперь, когда у нас опасность миновала, нужно продолжать молиться об этом?

– Что, в других местах нет войны? Что значит «у нас» и «у них»? И там, где сейчас война, наши братья. Разве все мы люди не от Адама и Евы? Но семья наша разделилась: одни люди здесь, другие там. С другими православными мы братья и по плоти и по духу, а с остальными людьми братья только по плоти. Значит, ещё один повод больше за них молиться, потому что они несчастней нас.

– Батюшка, сейчас в трудное для Греции время я больше молюсь,

но в то же время думаю, что спасение Греции не зависит от моей молитвы.

– Не в том дело, что спасение Греции зависит от твоей молитвы, но в том, что, если ты думаешь о трудностях, которые переживает Греция, значит болеешь за родину и просишь Бога о помощи; и только Он один может помочь.

Молитесь, чтобы Бог явил людей духовных, Маккавеев, потому что в них большая потребность. Пришло время борьбы добра со злом, потому что беззаконие возведено в закон, а грех сделался модой. Но, когда вы увидите беды в Греции; правительство станет издавать безумные законы и начнётся всеобщая нестабильность, не бойтесь — Бог поможет.

нам нужно всё оставить и все силы направить на молитву.

– Конечно, как же ещё! Весь мир кипит, как большой котёл. Церковь, государство, народы — всё перевернулось вверх дном! И к чему всё это ведёт, не знает никто. Будем надеяться на помощь Божию! Монахам нужно усиленно молиться. Им нужно оставить все свои, даже срочные, дела и заняться молитвой.

По мере сил молитесь со смирением за мир, который дал лукавому большие права над собой и страдает. Не забывайте, что мы стали монахами и ради спасения своей души и для того, чтобы помогать миру молитвой. Будем стараться стать добрыми монахами, будем молиться, творить поклоны за себя и за мир, потому что монах этим помогает людям.

Перевод Издательского Дома "Святая Гора". Все права защищены. При перепечатке на Вашем сайте ссылка на AgionOros.ru обязательна. Любое другое полное или частичное воспроизведение текста возможно только c письменного разрешения«Святой Горы».

Содержание книги о Молитве.

Слова старца Паисия Святогорца

Молитва есть разговор с Богом

Чтобы Бог слышал нас

Подготовка к общению с Богом

Трудности в молитве

Диавол воюет с молящимся

Чтобы сердце согрелось в молитве

ХОДАТАИ ПЕРЕД БОГОМ И НАШИ ЗАЩИТНИКИ: ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦА, АНГЕЛЫ И СВЯТЫЕ

Божия Матерь, наша нежная Мать

Святые — любимые дети Божий

Молитва о самих себе

Молитва о других

Молитва об усопших

Псалтирь — гроза диавола

МОЛИТВА И ТРЕЗВЕНИЕ

Соработничество ума и сердца

Периоды церковного года

Участие в Таинстве божественной евхаристии

«Пойте Богу нашему, пойте»

Псалтирь святого Арсения

Молитва с Псалтирью святого Арсения

I. Указатель цитат из Священного Писания

II. Указатель цитат из творений святых отцов

IIΙ. Указатель цитат из богослужебных текстов

IV. Предметный указатель

Приблизителеньная цена (на 27 января 2015 года): 270.00 руб

Часть 12 – VI том "Слов" старца Паисия Святогорца "О молитве". Первые две главы этого издания.

Часть 24 – VI том "Слов" старца Паисия Святогорца "О молитве". Первые две главы этого издания.

Часть 2 – VI том "Слов" старца Паисия Святогорца "О молитве". Первые две главы этого издания.

Оценка 4.6 проголосовавших: 8
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here