Религиозное чтение: молитва святой милицы в помощь нашим читателям.
Содержание
Икона Святой Милицы, княгини Сербской
Икона Святой Милицы являет собой образ Святой княгини Сербской. Изображенный на иконе лик Святой исполнен благочестия и смирения. Облачена Святая Милица в нарядные одежды, соответствующие ее принадлежности к княжескому роду, а в руках она держит символ христианства — крест.
Святая Милица происходила из великой княжеской династии Неманичей, ее отец – князь Вратко, более известный среди народа как Юг-Богдан, родилась она около 1335 года. Мужем ее был светлый князь Сербии Лазарь Хребелянович, замуж за которого Милица вышла в 1353 году. У святой княгини родилось 8 детей: 3 сына (один из них, Добровой, умер при рождении, двое других – Стефан и Вук) и 5 дочерей (Елена, Драгана, Мара, Теодора и Оливера).
В 1389 году муж Милицы, светлый князь Лазарь погиб в битве, защищая от мусульман Святую Церковь, на Косовском поле. Поскольку на тот момент сыновья княгини имели еще слишком юный возраст, то сама Милица приступила к управлению страной своей – Сербией. Княгиня вела мирные переговоры с правителем Османской империи, а в 1398 году поехала к султану Баязиду и представляла перед ним интересы своего младшего сына Стефана.
Святая Милица основала Жупаневачский монастырь Любостиния около города Крушевака. По достижению ее сына Стефана совершеннолетнего возраста, княгиня вместе со своей близкой подругой ушла в открытый ее же монастырь. Там она постриглась в монахини. Милица получила имя Евгении.
При этом в 1402 году, когда ее сын был вынужден на время покинуть Сербию, Святая Милица, несмотря на принятое ею монашество, вернулась к управлению своей страной.
Святая Милица, будучи сама вдовою, заботилась о женщинах, чьи мужья-воины погибли на поле боя, и многих из них принимала в монастырь, и во всем помогала детям-сиротам. Княгиня Сербская помогала в строительстве и поддерживала церкви и монастыри. При непосредственном участии княгини Милицы в Белград из Видина перенесли мощи преподобной Параскевы Сербской.
Перед смертью Милица приняла великую схиму и приняла имя Евфросиния. Святая сербская княгиня умерла 11 ноября 1405 года. Тело ее было похоронено в монастыре. Уже после своей кончины Милица совершила множество чудес. Благодаря ее мироточивым мощам на протяжении уже многих веков получают исцеление люди, страдающие от всяческих заболеваний.
Милица Сербская также занималась литературой. Широкую известность получили написанные ею произведения «Молитва Матери» и «Вдовство ее жениха». Принято считать, что дети святой княгини Стефан и Елена унаследовали литературный талант матери.
Сербская Православная Церковь причислила княгиню Милицу к лику святых и поминает ее, а также деспота Стефана 19 июля.
Икона Святой Милицы помогает и покровительствует всем женщинам, названным именем Евгения. Молитва перед иконой Святой княгини помогает девушкам, матерям и женщинам, потерявшим своих мужей или сыновей. Милица также является защитницей земли Сербской и подает надежду и силу страждущим сербам, а также всем нуждающимся в ее помощи христианам всего мира.
Купить икону Святой Милицы можно на этой странице.
Царица Милица, святая и дипломат
Княгиня, или, как называют ее в народной поэзии, царица Милица, принадлежит к святородной династии Неманичей, дочь князя Вратка, в народной традиции известного как Юг Богдан. Рожденная в 1335, в 18 лет она выходит замуж за князя Лазаря (Хребеляновича), после трагической гибели которого на Косовом поле, продолжает решительную и мудрую политику вместо несовершеннолетних сыновей Стефана и Вука. О ней в «Хвалебном слове князю Лазарю написано, что «царица Милица ничем не уступала в доброте своему супругу». После смерти Царя Лазаря она постриглась в монахини с именем Евгения, а перед смертью приняла схиму и получила имя Евфросиния.
В сербской истории княгиня Милица вместе с Евфимией, вдовой князя Углеши, стали дипломатическими посредниками, которые содействовали перенесению мощей Святой Параскевы Пятницы из Видина в Белград.
Некоторые озлобленные великаши оклеветали ее сына Стефана, и султан Баязид требовал личного оправдания. Боясь за жизнь сына, княгиня Милица решается как монахиня.
Во время посещения Баязита в г.Сер, преподобная Евгения и Евфимия взяли с собой в дар монастырю Хиландар большую алтарную завесу, на которой Евфимия собственноручно вышила лики Христа Спасителя, Св. Василия Великого и Св. Иоанна Златоуста. По низу завесы она вышила такую дивную и смиренную молитву: «От нечистых уст, от мирского сердца, от скверного языка, от души оскверненной прими моление мое, о Христе мой! И не оттолкни меня, послушницу Твою, будь милостив ко мне в час исхода моего. Я, до суда Твоего, Господи, осуждена совестью своей и нет у меня никакой надежды на спасение, если милосердие Твое не победит множество беззаконий моих. Поэтому молю Тебя, Незлобивый Господи, не оттолкни ни этот малый дар, который приношу святому храму Пресвятой Твоей Матери и надежды моей, Богородицы Хиландарской. Недостойная послушница Твоя, монахиня Евфимия, дочь господина цесаря Воихны, почивающий здесь, бывшая деспотица. Дарится эта завесь храму Пречистой Богородицы (1399 г., 8 индиктиона)».
Любостыня была основана и воздвигнута Царицей Милицей недалеко от Трестеника. Архитектором церкви был известный «Раде Неимар» (Раде Борович), который по совету княгини украсил Любостыню замысловатыми узорами, подобными искусной вышивке. Главный храм был посвящен Успению Пресвятой Богородицы, и вскоре иеромонахом Макарием были написаны фрески (1402-1405). Монахиня Евфимия подвизалась здесь и была игуменией.
Молитва святой милицы
Евгения (Милица) Сербская, святая благоверная княгиня
Милица Сербская (серб. Кнегиња Милица ; ок. 1335 11 ноября 1405) жена сербского князя Лазаря Хребеляновича. Происходит из княжеской династии Неманичей. Её отец князь Вратко, в народной традиции известен как Юг-Богдан. Вратко был правнуком сына Неманича Вукана и внук сына Вукана, Дмитрия (в монашестве Давида). Давид воздвиг монастырь Давидовец (манастир Давидовицa).
Милица родилась около 1335 года, а примерно в 1353 году вышла замуж за Лазаря Хребеляновича. После смерти царя Стефана Уроша Лазарь стал князем Рашки со столицей в Крушевце.
У князя Лазаря и княгини Милицы было восемь детей. Три сына (Добривой (умер при рождении), Стефан и Вук) и пять дочерей (Елена, Мара, Драгана, Теодора и Оливера). Мара была выдана за Вука Бранковича, Елена за Джурджа II Балшича, Драгана за болгарского царя Ивана Шишмана, Теодора (Елена) за бана Николу II Горянского, а самая младшая, Оливера за турецкого султана Баязида I.
Когда муж Милицы в 1389 году погиб на Косовском поле в битве с турками, она стала управлять Сербией при малолетстве её сыновей. Вела дипломатические переговоры с Османской империей, в 1398 году вместе с близкой подругой Еленой (в монашестве Евфимия), вдовой деспота Углеше Мрнявчевича, отправилась к султану Баязиду и представляла интересы своего малолетнего сына Стефана. При её участии в Белград были перенесены мощи преподобной Параскевы Сербской.
После совершеннолетия её сына Стефана ушла с Еленой в монастырь Любостинию, который сама же и основала. В нём постриглась в монахини и получила имя Евгения. Перед смертью приняла схиму с именем Ефросиния. Скончалась 11 ноября 1405 года и была похоронена в монастыре.
Сербская православная церковь причислила Милицу к лику святых, её 19 июля (по юлианскому календарю).
Милица занималась литературой. Известны её произведения Молитва матери (серб. Молитва матере ) и Вдовству моему жених (серб. Удовству мојему женик ). Считается что её литературный дар унаследовали её дочь Елена Балшич и сын Стефан. Дети Лазаря и Милицы именуютсяЛазаревичами.
М илица Сербская (серб. Кнегиња Милица; ок. 1335 — 11 ноября 1405) — жена сербского князя Лазаря Хребеляновича. Происходит из княжеской династии Неманичей. Её отец — князь Вратко, в народной традиции известен как Юг-Богданович. Вратко был правнуком сына Неманича Вукана и внук сына Вукана, Дмитрия (в монашестве — Давида). Давид воздвиг монастырь Давидовец (манастир Давидовиц).
Милица родилась около 1335 года, а примерно в 1353 году вышла замуж за Лазаря Хребеляновича. После смерти царя Стефана Уроша Лазарь стал князем Рашки со столицей в Крушевце.
У князя Лазаря и княгини Милицы было восемь детей. Три сына (Добровой (умер при рождении), Стефан и Вук) и пять дочерей (Елена, Мара, Драгана, Теодора и Оливера). Мара была выдана за Вука Бранковича, Елена — за Джурджа II Балшича, Драгана — за болгарского царя Ивана Шишмана, Теодора (Елена) — за бана Николу II Горянского, а самая младшая, Оливера — за турецкого султана Баязида I.
Когда муж Милицы в 1389 году погиб на Косовском поле в битве с турками, она стала управлять Сербией при малолетстве её сыновей. Вела дипломатические переговоры с Османской империей, в 1398 году вместе с сыном Евфимием отправилась к султану Баязиду и представляла интересы своего малолетнего сына Стефана. При её участии в Белград были перенесены мощи преподобной Параскевы Сербской.
После совершеннолетия её сына Стефана ушла со своим двоюродным братом в монастырь Любостинию, который сама же и основала. В нём постриглась в монахини и получила имя Евгении. Перед смертью приняла схиму с именем Ефросиния. Скончалась 11 ноября 1405 года и была похоронена в монастыре.
Сербская православная церковь причислила Милицу к лику святых, её 19 июля (по юлианскому календарю).
Милица занималась литературой. Известны её произведения «Молитва матери» (серб. Молитва матере) и «Вдовство моего жениха» (серб. Удовству мојему женик). Считается что её литературный дар унаследовали её дочь Елена Балшич и сын Стефан.
Дни памяти. Июль 19. Август 30 (Серб. )
Святая Милица была женой святого князя Лазаря, погибшего во время великой Косовской битвы (1389 г.), защищая Святую Церковь от мусульман. Она управляла народом, пока не подрос ее сын, Стефан (Высокий). В 1393 году поступила в Жупаневачский монастырь около Крушевака с именем Евгении. Когда ее сын, в 1402 году, на время покинул страну, она, несмотря на монашеский чин, правила государством. Святая Милица заботилась о вдовах, принимая в монастырь многих жен, чьи мужья-воины пали на поле брани; помо-гала строить и поддерживала многие монастыри и церкви. В конце жизни приняла великую схиму с именем Евфросинии. После своей кончины совершила множество чудес. Ее мироточивые мощи исцелили много больных. Вместе со своим мужем она подает силу свыше и утешение страждущей ныне Сербии.
19 июля (по юлианскому календарю)
Милица Сербская (серб. Кнегиња Милица ; ок. 1335 — 11 ноября 1405) — жена сербского князя Лазаря Хребеляновича. Происходит из княжеской династии Неманичей. Её отец — князь Вратко, в народной традиции известен как Юг-Богданович. Вратко был правнуком сына Неманича Вукана и внук сына Вукана, Дмитрия (в монашестве — Давида). Давид воздвиг монастырь Давидовец (манастир Давидовиц).
Милица родилась около 1335 года, а примерно в 1353 году вышла замуж за Лазаря Хребеляновича. После смерти царя Стефана Уроша Лазарь стал князем Рашки со столицей в Крушевце.
У князя Лазаря и княгини Милицы было восемь детей. Три сына (Добровой (умер при рождении), Стефан и Вук) и пять дочерей (Елена, Мара, Драгана, Теодора и Оливера). Мара была выдана за Вука Бранковича, Елена — за Джурджа II Балшича, Драгана — за болгарского царя Ивана Шишмана, Теодора (Елена) — за бана Николу II Горянского, а самая младшая, Оливера — за турецкого султана Баязида I.
Когда муж Милицы в 1389 году погиб на Косовском поле в битве с турками, она стала управлять Сербией при малолетстве её сыновей. Вела дипломатические переговоры с Османской империей, в 1398 году вместе с сыном Евфимием отправилась к султану Баязиду и представляла интересы своего малолетнего сына Стефана. При её участии в Белград были перенесены мощи преподобной Параскевы Сербской.
После совершеннолетия её сына Стефана ушла со своим двоюродным братом в монастырь Любостинию, который сама же и основала. В нём постриглась в монахини и получила имя Евгении. Перед смертью приняла схиму с именем Ефросиния. Скончалась 11 ноября 1405 года и была похоронена в монастыре.
Сербская православная церковь причислила Милицу к лику святых, её 19 июля (по юлианскому календарю).
Милица занималась литературой. Известны её произведения «Молитва матери» (серб. Молитва матере ) и «Вдовство моего жениха» (серб. Удовству мојему женик ). Считается что её литературный дар унаследовали её дочь Елена Балшич и сын Стефан.
Источники: http://www.icon-art.ru/calendar/saints/Evgenija_Milica_Serbskaja_svjataja_blagovernaja_knjaginja_.html, http://gitie.ru/Ikoni/Ikon68.html, http://days.pravoslavie.ru/Life/life6935.htm, http://adamovka.ru/saint/?id=1411NULL Комментариев пока нет!
Добавьте свой комментарий или задайте вопрос.
Запись на стене
После того, как его отец пал в Косовской битве, в 1389 году стал князем Сербским. В это время он вынужденно признал себя вассалом турецкого султана, но пытался укрепить центральную власть и объединить сербские земли.
Стремясь к освобождению от турецкой зависимости, заключил союз с королём Венгрии, от которого добился уступки Белграда ценой фактического признания венгерского протектората над Сербией. Стефан сделал Белград столицей своей державы.
С 1402 года обрёл независимость от турок и стал титуловаться деспотом. С 1426 года власть Стефана ширится и на Мукачевскую доминию, где покровительствует христианству.
Умел поддерживать благоприятные отношения как с турками так и с венграми, показав себя искусным дипломатом и воином. Ему удалось уберечь страну от разрушений, и даже расширить территории своих владений до Савы и Дуная и Адриатического моря. Он также развил экономику, особенно добычу руды; при нём развернулось книгописание. Святой деспот показал себя усердным храмоздателем – им были построены монастыри Манасия, Руденица, Копорин, Велудже; церковь в Белграде. Стал великим благодетелем порабощенных единоплеменников, тратя казну на помощь нуждающимся.
Чтил память своего святого родителя и сербских воинов павших в Косовской битве.
Мирно скончался 19 июля 1427 года.
Житие святого деспота было написано его современником, Константином Философом, после чудесного видения бывшего ему: сам Стефан явился и наказал Константину написать это житие. В писаниях составленных вскоре после кончины деспота он уже именуется святым; называется "блаженным и святым" в сербском родослове написанном около 1597 года и в другом, составленном во второй половине XVII века. В конце XVI века сербские монахи в переписке папой Климентом VIII указывали что "святое деспотово тело" находилось в Раваницком монастыре. Известны многочисленные изображения святого Стефана в старой сербской церковной росписи, где он представлен с нимбом и подписью "святой царь."
В сербской истории княгиня Милица вместе с Евфимией, вдовой князя Углеши, стали дипломатическими посредниками, которые содействовали перенесению мощей Святой Параскевы Пятницы из Видина в Белград.
Некоторые озлобленные великаши оклеветали ее сына Стефана, и султан Баязид требовал личного оправдания. Боясь за жизнь сына, княгиня Милица решается как монахиня.
Во время посещения Баязита в г.Сер, преподобная Евгения и Евфимия взяли с собой в дар монастырю Хиландар большую алтарную завесу, на которой Евфимия собственноручно вышила лики Христа Спасителя, Св. Василия Великого и Св. Иоанна Златоуста. По низу завесы она вышила такую дивную и смиренную молитву: «От нечистых уст, от мирского сердца, от скверного языка, от души оскверненной прими моление мое, о Христе мой! И не оттолкни меня, послушницу Твою, будь милостив ко мне в час исхода моего. Я, до суда Твоего, Господи, осуждена совестью своей и нет у меня никакой надежды на спасение, если милосердие Твое не победит множество беззаконий моих. Поэтому молю Тебя, Незлобивый Господи, не оттолкни ни этот малый дар, который приношу святому храму Пресвятой Твоей Матери и надежды моей, Богородицы Хиландарской. Недостойная послушница Твоя, монахиня Евфимия, дочь господина цесаря Воихны, почивающий здесь, бывшая деспотица. Дарится эта завесь храму Пречистой Богородицы (1399 г., 8 индиктиона)».
Любостыня была основана и воздвигнута Царицей Милицей недалеко от Трестеника. Архитектором церкви был известный «Раде Неимар» (Раде Борович), который по совету княгини украсил Любостыню замысловатыми узорами, подобными искусной вышивке. Главный храм был посвящен Успению Пресвятой Богородицы, и вскоре иеромонахом Макарием были написаны фрески (1402-1405). Монахиня Евфимия подвизалась здесь и была игуменией.
С высоты восприяв увещание,/ отечеству твоему был еси предстатель и просветитель,/ святый праведный деспоте Стефане,/ супостаты побеждали, и люди своя просвещали,/ и многия храмы устроили,/ сего ради чтуще тя, молим:/ моли Христа Бога о спасении народа сербскаго.
Вернаго Твоего воина Стефана Высокаго возлюбив,/ низпослал еси ему силы благодати, Христе Боже,/ во еже уведети тайны Небесныя/ и ревновати о славе Твоей,/ ейже кланяющеся и мы,/ всегда молим Тя:/ помилуй нас, Спасе, во Царствии Твоем.
Скинувши царску одећу, обукла си монашку ризу, Евгенијо славна: Мач славног кнеза Лазара сину своме Стефану Високом си дала, а ти си Крст Христов као мач духовне победе узела, на спасење душе своје и рода српског богоносног од зла турског: Зато се и сада моли за нас и за све Православне Хришћане који те са љубављу прослављају, мати мироточива.
Кондак Евгенији, глас 7:
Царску си душу имала, обложену немоћним телом, али си тело вољно обложила сиромаштвом монашке ризе, и тако си послужила душом чистом и телом бестрасним Богу и ближњима. Зато благослови Бог име твоје и гроб твој мироточиви, Евгенијо свехвална: Свима болесним за исцељење и свима верним на спасење.
Прп. Макрины, сестры свт. Василия Великого (380). Прп. Дия (ок. 430). Обретение мощей прп. Серафима, Саровского чудотворца (1903). Собор Курских святых.
Блгв. кн. Романа (Олеговича) Рязанского (1270). Прп. Паисия Печерского (XIV). Свтт. Димитрия, митр. Ростовского (1709), Митрофана (1703) и Тихона (1783), еп. Воронежских.
Батюшка тот у себя в келье слезно помолился Богу о своем родственнике Евгении, жизнь которого не удается, как жизнь каждого пьющего человека. После молитвы почувствовал недомогание и прилег.
Не заметил, как задремал, и вдруг видит, вся келья залилась светом, стены буквально светились, и зашла небольшого роста женщина в широких царских одеждах красного цвета, в белом апостольнике и с золотой короной на голове. И большой золотой крест в руке ее (хотя, он говорит, не разобрал, то ли в руке, то ли на груди, как бы игуменский).
Она прошла, посмотрела на вид из окна (а был второй этаж), поглядела на еще не разобранные вещи, и подошла к изголовью кровати, на которой лежал священник.
Подошла и спросила:
– Ты что, умираешь?
А батюшка дар речи-то потерял, только головой отрицательно мотает, мол, нет.
Женщина тогда и по-матерински так, ласково и говорит:
– Ну отдыхай тогда, отдыхай.
Собралась было уходить, но помедлила. Потом обернулась снова к нему и загадочно так произнесла:
– А меня Евгения зовут.
Улыбнулась и ушла. А батюшка наш потом 2 дня ходил потрясенный, молил святую Евгению и Бога. В календаре не нашел. Потом рассказал все нашему правящему архиерею владыке Лукиану (Куценко). Вместе и нашли.
Оказалось, что это святая царица сербская Милица, в монашестве Евгения, в схиме Евфросиния.
Владыка связался с Сербским монастырем, ему сказали, что Мощи святого Лазаря открыты для почитания в Раванице, а мощи святой Милицы еще сокрыты под спудом в Любостинии.
И на сайте https://days.pravoslavie.ru/Life/life6935.htm указано, что сербы почитают ее память 30 августа, хотя мы связи не нашли. Но именно по этой ссылке и обнаружили для себя, кто эта дивная жена.
Примечательно из ее жития то, что когда ее сын, в 1402 году на время покинул страну, она, несмотря на монашеский чин, правила государством. Святая Милица заботилась о вдовах, принимая в монастырь многих жен, чьи мужья-воины пали на поле брани; помогала строить и поддерживала многие монастыри и церкви. В конце жизни приняла великую схиму с именем Евфросинии. После своей кончины совершила множество чудес. Ее мироточивые мощи исцелили много больных. Вместе со своим мужем она подает силу свыше и утешение страждущей ныне Сербии.
В общем, теперь она стала покровительницей нашего Амурского строящегося монастыря, где пока что 1 игуменья и 3 инокини.
Святая Милица, царица Сербская, моли Бога о нас!
Утверди, Боже, веру Православную по всему миру!
Так Милицу Хребелянович описал Константин Философ, такой она вошла в историю.
А тут еще немного.
Пожалуйста, поправьте для благозвучности, и сюда отпишитесь:
Царскую одежду скинувши, / облеклась еси в ризу монашескую, славна Евгение: / Меч славного князя Лазаря / сыну своему Стефану Высокому дала еси, / а ныне Крест Христов яко меч духовный приняла еси / на спасение свое и рода сербского богоносного от вреда турецкого: / За то ныне помолися за нас / и за всех православных христиан, // яже тя прославляют, мати мироточивая…
Имела еси душу царкую, / облеченную немощным телом, / вольно облекши его в бедную ризу монашескую, / и тако ныне послужила душою чистою / и телом бесстрастным Богу и ближним. / За то благословит Бог имя твое, / и гроб твой, мироточивая Евгения, всехвальная // послужит больным во исцеление и верным на спасение.