Молитва царице небесной канавка

Религиозное чтение: молитва царице небесной канавка в помощь нашим читателям.

Православный приход храма святителя Николая Мирликийского города Слюдянка

Официальный приходской сайт

Святыни Дивеево — канавка Богородицы.

Еще была я в Дивеево — но текст и фото беру у подруги — она тоже там была совсем недавно.

«Продолжаю рассказ о святынях, которые мы посетили в Дивеево.

Канавка или пояс Богородицы одна из главных святынь Дивеево, нам посчастливилось пройти по ней дважды, вечером в субботу, и рано утром воскресенье(кажется с полшестого до полседьмого). Чтобы почувствовать все, что там чувствуется, надо только приехать и пройти там…….

Фото и текст не мои, искала в интернете, хотелось составить текст так, чтобы и вы прониклись к этой святыне так, как полюбила ее я, в конце поста дам ссылки на все источники, из которых составила текст и взяла фото.

«Эту канавку сама Матерь Божия своим пояском измерила…

Тут стопочки Богородицы прошли…

Кто канавку с молитвой пройдет да полтораста «Богородиц» прочтет, тому все тут и Афон, и Иерусалим, и Киев» (Преподобный Серафим Саровский).

Идут и идут по канавке люди. Весной и летом, осенью и зимой. Последние

годы все чаще стали ходить босиком (даже зимой по снегу). Идут русские,

украинцы, молдаване, грузины, армяне, англичане, немцы, французы,

американцы… Канавку, Дивеево, преподобного Серафима Саровского знает

весь мир. Канавка лечит, Канавка очищает, Канавка просвещает.

По Канавке мало просто пройти. Нужно еще

успеть прочитать сто пятьдесят молитв Богородице. А это совсем не так

просто, как кажется. Кто-то пройдет быстро, и глядь, вот уже конец пути,

а он и сотню молитв не прочел… Значит, еще не готов, не угомонился

по жизни, и нужно приехать сюда еще раз. Чтобы уже по-другому весь этот

путь пройти. Одни идут медленно-медленно, никуда не спеша. Эти —

успеют. Другие торопятся, им все времени нет на молитву. Канавка — как

жизнь: одни выходят в путь раньше, а приходят позже других. А другие,

напротив, ранние, пробежали всех быстрее и не в срок закончили путь.

Кто-то идет не спеша, кроткими шажками, словно плывет по

Канавке. Кто-то идет деловым шагом, устремленный вперед. Глядь, а

впереди и нет ничего. Все! Приехали… И только монахини идут по канавке

особыми выверенными шагами. Без спешки, но и не вразвалочку. Эти —

всегда успеют, как бы ни шли. Ведь у них быстрая и пламенная молитва! А

опытные жители этого удивительного села стараются все пути свои начинать

с Канавки. Утром пройдут по ней, прочтут молитв уж сколько успеют, а

потом весь день, куда бы ни шли, положенный остаток молитв дочитывают. И

все пути у них спорятся, ведь путь-то начат с молитвой! И такую жертву

принимает от них Царица Небесная. А некоторые идут по Канавке с

остановками. Помолятся за живых, и дальше идут. Потом опять постоят,

помянут усопших… И все — спешащие и неторопливые — дойдут до конца в

свой, отмеренный только им, срок.

Священномученик Серафим, епископ Дмитровский (Звездинский), живший

одно время в Дивеевской обители, сподобился 2 февраля 1927 года

видения Божией Матери, идущей по Канавке. Его келейница Анна

свидетельствует, что Владыка после вечерней службы был в келье и

вдруг кинулся к окну с непрестанными молитвенными восклицаниями,

потом к другому окну:

«Пречистая Богородица идет по Канавке! Не могу

зрети пречудной Ее

красоты!». – сказал Владыка Серафим со слезами.

Святая Канавка была устроена по повелению Самой Царицы Небесной, как и

все в Дивееве. Канавка с валом должна была окружать Мельничную общину и

должна была быть вырыта руками самих сестер. Канавка должна была быть

вырыта три аршина глубины и три аршина ширины, землю надо было бросать

внутрь обители, чтобы образовался вал высотою также в три аршина. Для

укрепления вала Преподобный велел насадить крыжовник.

Сестры медлили начинать копать из-за непомерно тяжелой

работы. И вот, однажды как-то раз очередная сестра ночью вышла из кельи и

видит, что Батюшка Серафим в белом балахончике сам начал копать Канавку.

В испуге и радости, вбегает она в келью и всем сестрам это сказывает.

Все выбежали на это место, и, увидав Батюшку, поклонились ему в ноги,

но, поднявшись, не нашли уже его. Только лопата и мотыжка лежали на

земле. С аршин уже была выкопана Канавка. Другая сестра была накануне у

Батюшки в Саров и ночевала в его пустыньке. А утром он ее посылает:

«Гряди, матушка, скажи девушкам, пусть сегодня начинают канавку рыть, я

там был и сам начал ее». Шла она и недоумевала, как это Батюшка ходил в

Дивеево? Приходит она в монастырь, а там сестры ей наперебой

рассказывают, как видели Батюшку. А она им свое рассказала. Сестры,

пораженные таким чудом, не откладывая, начали работу. Рыли три года и

закончили к празднику Рождества Христова, а вскоре, 2(15) января

преподобный Серафим отошел ко Господу.

После закрытия Дивеевского монастыря в 1927 году святую Канавку во

многих местах засыпали, вал сровняли. Наибольшие повреждения Канавка

потерпела в послевоенные годы: в некоторых местах ее перерезали

различные коммуникации, а внутрь всей южной части Канавки была врыта

канализационная труба. Несмотря на многочисленные запрещения и

опасности, многие желающие продолжали ходить и молиться на святой

10/23 августа 1997 года, в день памяти священномученика архидиакона

Лаврентия, были начаты работы по восстановлению первого участка святой

Канавки – от начала до первого поворота.

Хорошая статья про восстановление канавки,

По Канавке лучше всего ходить с трех до четырех часов ночи. В это время

Сама Царица Небесная бывает здесь и иногда является избранным. Однажды

пономарь Андрей пройдя всю Канавку после трех часов ночи, видел Матерь

Божию в небе над Канавкой в сияющем серебряном облаке.

Не зря старцы советуют паломникам молиться ночью. Схиигумен Иероним из

Санаксарского монастыря говорит:

— С трех до пяти часов ночи идет золото, с пяти до шести — серебро, с

шести до семи — бронза.

В Дивееве Божия Матерь каждый день с нами. Сама Царица Небесная об этом

сказала — через Батюшку Серафима. Вот почему заповедал великий Саровский

старец, чтобы паломники обязательно пробыли ровно сутки в монастыре,

тогда им с Матушкой Богородицей будет не разминуться… Многие паломники

на Святой Канавке ощущают незримое благодатное присутствие Владычицы —

аромат Ее! Идешь себе и идешь, вроде бы ничего особенного не происходит,

молишься, и вдруг — словно входишь в благоуханный Эдемский сад. Видно,

Царица Небесная возле тебя прошла…

избавление от тяжелых недугов многие и многие, всецело вверившие себя

заступничеству Пресвятой Богородицы и святого преподобного Серафима. Вот и стекаются люди к святой Канавке в Дивеевском монастыре. Просят

каждый о своем и получают просимое. Каждое слово на канавке доходит до неба.

Землю Канавки велел Батюшка брать паломникам для исцеления: «Будут

приезжать посетители, и глинку с Канавки будут брать на исцеление, и

будет она вместо золота». Зная это, православные люди набирают землицу в

мешочки, развозят ее, как драгоценное сокровище, во все концы света, и

много — много исцелений происходит от этой землицы.»

Канавка Царицы Небесной в Дивеевском монастыре >>

Молитва царице небесной канавка

КАНАВКА ЦАРИЦЫ НЕБЕСНОЙ

Есть одно, особенно-священное место в обители,

место утоления всякой скорби и печали – это К а н а в ка

Священник Василий Тигров

Святая Дивеевская земля, избранная Самой Царицей Небесной в Свой последний четвертый удел на земле, много содержит в себе чудесного. Широко распространилась слава об этом удивительном угол ке святости и милости Божией Матери к роду человеческому. Среди многих святынь Дивеева особенно ярко сияет Святая Канавка Царицы Небесной. Находясь в центре монастырской территории, она представляет собою молитвенное, духовное сосредоточение всей святыни Четвертого удела Богоматери, его сердце. Не случайно особые пророчества связаны со Святой Канавкой и местом бывшей Мельничной общины Матери Божией и Батюшки Серафима, внутри нее находящейся, а также предсказанной будущей здесь Киновией Великой Дивеевской Лавры. История Канавки, излагаемая ниже, тесно переплетается и с житием первоначальницы Дивеева матушки Александры и с обетованиями, данными ей Самой Царицей Небесной. Некоторые из этих пророчеств уже исполнились в судьбе Мельничной обители, отражающей как расцвет духовной жизни (при условии исполнения всех заповедей Преподобного Серафима), так и упадок в смутные времена при забвении данных Свыше заповедей. Исполнились обетования Царицы Небесной и при возрождении обители в виде Монастыря как в 1860-е годы, так и в 1990-е. Засвидетельствованы они молитвенным исповедническим подвигом многих православных в послереволюционные 1920-1970-е годы. И теперь, усердными трудами, с немалыми препятствиями, возрождается прежняя Святая Канавка такой, как заповедовал ее Преподобный Батюшка Серафим.

ОСНОВАНИЕ ОБИТЕЛИ МАТЕРИ БОЖИЕЙ – ЕЕ ЧЕТВЕРТОГО УДЕЛА. ПЕРВОНАЧАЛЬНИЦА МАТУШКА АЛЕКСАНДРА И ОБЩИНКА ПРИ КАЗАНСКОЙ ЦЕРКВИ (1760 – 1827 гг.)

ОСНОВАНИЕ БАТЮШКОЙ СЕРАФИМОМ В 1827 ГОДУ МЕЛЬНИЧНОЙ ДЕВИЧЬЕЙ ОБЩИНЫ МАТЕРИ БОЖИЕЙ

УСТРОЕНИЕ СВЯТОЙ КАНАВКИ БОЖИЕЙ МАТЕРИ (1829 – 1855 гг.)

Сестры, пораженные таким чудом, не откладывая, со всем старанием принялись копать заповеданную Канавку. Это было перед праздником Святой Троицы (2 июня ст. ст.). Петом и зимой рыть не переставали. Огонь брызгал от земли, когда топорами ее рубили, но Батюшка Серафим не велел останавливаться. Когда дело не шло на лад, он просил хоть на один аршин или хотя бы и на пол аршина рыть, только бы почин сделали, а там после дороют. Батюшка Серафим торопил сестер быстрее закончить работу с рытьем Канавки потому, что предчувствовал свою близкую кончину.

Свой тяжелый трехлетний труд сестры завершили к празднику Рождества Христова, а вскоре, 2/15 января/ последовала блаженная кончина Батюшки Серафима. Святая Канавка была выкопана действительно во многих местах на 1-2 аршина и больше ее никогда не копали до требуемого размера. Конец святой Канавки не достигал начала примерно на 125 метров, оставляя широкий проезд к мельнице. В этом промежутке, по словам Батюшки Серафима, должен был разместиться теплый Собор.

ДУХОВНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СВЯТОЙ КАНАВКИ И ПРОРОЧЕСТВА О НЕЙ ПРЕПОДОБНОГО БАТЮШКИ СЕРАФИМА

Преподобный Батюшка Серафим, исполняя указания Самой Царицы Небесной, велел сестрам свято соблюдать заповеди и устав, данный Ею для Мельничной общинки. Он говорил, что монастырь станет Лаврой, а это место, обнесенное валом, будет Киновией. Как в Иерусалимский Храм вошла Пречистая Богородица в сопровождении лика девственниц и введена была во Святая Святых, так Сама Она – прообразованная “Ковчегом завета”, – указана Батюшке Серафиму, чтобы только девицы принимались бы в место будущей Киновии.

Батюшка Серафим приказан вырыть Канавку, чтобы незабвенна была тропа, по которой ежедневно проходит Божия Матерь, обходя Свой удел. Он говорил, что Святую Канавку Сама Царица Небесная Своим пояском измерила; Канавка эта до Небес высока. Она всегда во веки будет стеной и защитой от антихриста. О значении Святой Канавки Преп. Серафим говорил: “Кто Канавку эту с молитвой пройдет, да полтораста Богородиц прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!” Как будто что-то непонятное и даже страшное слышится в этих словах, а на самом деле в них великий смысл. Идти по той тропе, где шествовала Небошественная, Пречистая Пресвятая Дева, идти по Её следам, это значит – вступить в сферу небесной славы, чувствовать себя под непосредственным покровом Небесной Владычицы. Идти по этой тропе, читать архангельское приветствие: “Радуйся, Благодатная”, и представлять, что Она, Честнейшая Херувим, здесь, пред тобою, слышит твое приветствие и отвечает тебе милостивым к тебе вниманием и Своею любовию – не достаточно ли этого, чтобы утолилась здесь всякая скорбь и сердце исполнилось бы всякой радости? Вот почему так почитают все Канавку, и считают святой обязанностью походить по ней, особенно в горе, несчастье и болезни; причем одни проходят один раз, другие три раза подряд, стараясь непременно прочитать 150 раз: “Богородице Дево, радуйся”. Рвут на память, а также на исцеление травку и цветы, в том числе больной скотине. Берут и землю с Канавки, вспоминая слова Преподобного: “Будут к нам приезжать посетители, глинку-то с нее брать у вас на исцеление и будет нам она вместо золота!”

ДАЛЬНЕЙШАЯ ИСТОРИЯ СВЯТОЙ КАНАВКИ ОТ БЛАЖЕННОЙ КОНЧИНЫ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА И ДО ОТКРЫТИЯ ЕГО СВЯТЫХ МОЩЕЙ (1855-1905 гг.)

2/15 января 1855 года Батюшка Серафим отошел ко Господу, оставив свою новоустроенную обитель под покровом Божией Матери. Вновь образовавшаяся община имела некоторые отличия от прежней Казанской: в той были и вдовы, и девы, в этой – только девушки; там допускалось одиночное житие, а здесь – обязательно общежительное; там был исполняем устав Саровский, насколько он был усвоен первоначальницами, а здесь уже положен в основание свой молитвенный и деятельный устав. Для той общины наставником и руководителем в деле благоустройства и нравственных подвигов был Саров и его настоятели, а для этой – Царица Небесная и наставления Преподобного Серафима. На одном клочке земли, как две родные сестры, были эти две общины. Они свято хранили свои первоначальные предания, живя каждая своей жизнью. Сестры Мельничной общины заботились о поддержании Святой Канавки, укрепляли стенки, выметали сор.

Однако Мельничная девичья, просуществовав 15 лет, в 1842 году была насильственно присоединена к Казанской общине. В объединенной Дивеевской общине при слабохарактерной начальнице Ирине Прокофьевне Кочеуловой всем стал заправлять “чуждопосетитель” Саровский послушник Иван Тихонович Толстошеев (впоследствии иеромонах Иоасаф и схиигумен Серафим). Он ненавидел Мельничную девическую общину, как противящуюся его честолюбивым замыслам, и начал постепенно, под всевозможными благовидными предлогами уничтожать все, заповеданное Царицей Небесной через Преп. Серафима. Он перенес мельницу за пределы Канавки и снес все корпуса кельи, которые были выстроены по приказанию Батюшки Серафима, и построил свои, новые и все задним фасадом к Святой Канавке, с твердо выраженным намерением постепенно засыпать ее всяким сором и впоследствии совершенно заровнять. Уход за Канавкой совершенно прекратился, и она стала быстро заплывать грунтом. Вопреки завещаниям Батюшки Серафима, через Канавку были сделаны мосты и переходы, а жилые строения начали выносить за ее территорию, чтобы никто не жил на месте старой Мельничной общины. В 1850-е годы по Канавке уже ездили на лошадях и в экипажах. Такое бедственное “антихристово” по словам Преподобного, время продолжалось до 1862 года, когда устроился Серафимо-Дивеевский монастырь, а в Игумении была выбрана Елизавета Алексеевна Ушакова, в монашестве Мария. При ней началось постепенное восстановление всего, заповеданного Царицей Небесной. Мосты и переходы были уничтожены, возобновили очистку Святой Канавки от сора. Видимо/ с этого времени (с 1860-х годов) начали посыпать дорожку по валу желтым песком. Вал тогда уже сильно оплыл и уменьшился.

Также и сам Канавка уже не имела первоначальной глубины и ширины. Ежедневно все сестры ходили по Святой Канавке вечером, а кто на послушаниях – когда сможет. Паломник 1920-х годов рассказывает: “по Канавке медленно двигались безмолвные фигуры инокинь, перебирая четки и тихо шепча молитвы. Дорожка пролегала по хорошо утрамбованной насыпи, обсаженной деревьями. Склоны насыпи поросли травой и полевыми цветами, которые оберегались как святыня”. При этом читали полтораста раз “Богородице Дево, радуйся. ” На каждый десяток читали “Отче наш ” и поминали живых и умерших. Что представляла собой Киновия, находившаяся внутри Святая Канавки? Около широкого въезда стояла Тихвинская церковь. Первый полуподвальный ее этаж был каменный, а второй, бельэтаж – деревянный. Здесь размещались три престола: Тихвинской иконы Божией Матери, Михаила Архангела и Всех Святых. Дальше вглубь территории стояли корпуса, где жили клиросные сестры, а также вязальный и иные корпуса, где сестры и жили, и занимались рукоделием. В центре находилась перевезенная из Сарова ближняя пустынька Преп. Серафима, в ней дивеевские сестры читали Псалтирь. Юго-восточную часть занимало монастырское кладбище. Там была часовенка, служившая мертвецкой. Здесь же была знаменитая Преображенская церковь, построенная в 1855 году Дарьей Михайловной Каменской (монахиней Дорофеей) в память о ее сыне, скончавшемся вдень Преображения Господня. Особенность этой церкви заключалась в том, что алтарь ее был устроен из “дальней пустыньки” Преподобного Серафима. Снаружи алтарь окружала галерея, где в витринах хранились личные вещи Преподобного: сапоги, лапти, мантия, малахай, табуретка и многое другое. Все посетители и богомольцы однозначно свидетельствуют, что внутри Киновии, огражденной Канавкой, среди тихих келий и белоствольных берез царили мир, покой и тишина.

СВЯТАЯ КАНАВКА ВО ДНИ ПРОСЛАВЛЕНИЯ ПРЕП. СЕРАФИМА В 1905 Г.

Многие тысячи богомольцев устремились в Саров и Дивеево, желая присутствовать на прославлении издавна почитаемого в народе Батюшки Серафима. Сама Августейшая чета – Император Николай Александрович и Императрица Александра Федоровна – прибыли на это великое торжество. После празднования в Сарове они по сетили Дивеево 20 июля/2 августа 1905 г., слушали Литургию в домовой церкви св. Марии Магдалины, были у блаженной Паши Саровской, в Троицком соборе, а затем отправились в Преображенскую церковь осматривать вещи Преподобного Серафима. Путь в нее шёл по Канавке. После Преображенской церкви Императорская чета посетила ближнюю пустынку Преподобного, а затем Литографию и Живописную.

О праздновании святых дней в Дивеево в 1905 году дошло до нас описание, составленное Дивеевским священником о. Петром Соколовым.

Празднования здесь начались 16/29 июля с торжественной панихиды и молебна, отслуженных по просьбе депутаций от 20 обществ хоругвеносцев, прибывших в Дивеево. Здесь освятили хоругви, а затем совершили крестный ход по Святой Канавке, с остановкой у кладбищенской Преображенской церкви, где отслужили еще одну панихиду. Во время этого крестного хода на Канавке исцелились два человека: бесноватая женщина и глухонемая девочка 9-ти лет от роду, которая стала слышать и говорить произносимые ее матерью слова.

Под 19 июля/1 августа совершили торжественное всенощное бдение, а около 10 часов ночи пошли с крестным ходом по Канавке. Крестный ход окончился в полночь. Во время него пели: параклис Божией Матери, тропари Божией Матери и Преподобному Серафиму. У Преображенской церкви пропели молебен Преподобному.

В сам день праздника после совершения Божественной Литургии был отслужен молебен Преподобному Серафиму, а затем также совершен крестный ход вокруг церкви и по Канавке.

В эти дни было много чудес явных, поразительных: исцелялось много больных, особенно глухонемых, по вкушении муки в часовне у жернова Преп. Серафима, в кладбищенской Преображенской церкви у вещей Преподобного, а также на Святой Канавке и у иконы Божией Матери “Умиления”.

Так встретили эти высокоторжественные дни в Дивееве. После прославления Преподобного многократно возрос поток богомольцев в Саров и Дивеево. Все они почитали святою обязанностию своею пройти по Канавке. Несколько раз в год устраивался торжественный крестный ход по Святой Канавке. По воспоминаниям современников в дни празднования памяти Преподобного 2/15 января и 19 июля/1 августа после совершения поздней Литургии Крестным ходом шли по Канавке со стройным пением Акафиста Преподобному Серафиму. Акафист пели следующим порядком: по выходе из церкви пели 1-й кондак, затем священник читал 1-й икос до слова “Радуйся”, а остальное пропевалось, и так до конца Акафиста. В Крестном ходе участвовали почти все сестры монастырские (коих в то время было больше тысячи) и многочисленные паломники.

Около этого времени Святую Канавку обсадили с двух сторон деревьями, которые к 1922 году, согласно воспоминаниям, были уже большими и красивыми. Некоторые из этих деревьев сохранились до нашего времени. В начале Святой Канавки стоял деревянный Крест, к которому прикладывались, идя на Канавку. Против конца Канавки, внутри ее, где прежде была мельница Батюшки Серафима, стояла часовня, в которой хранились жернова от этой мельницы. Богомольцам давали немного мучицы, смолотой на стоявшей здесь ручной мельнице. Вдоль Святой Канавки стояли таблички с вежливой просьбой не спускаться на ее дно.

СВЯТАЯ КАНАВКА В ПЕРИОД ОТ 1905 Г. ДО ЗАКРЫТИЯ МОНАСТЫРЯ В 1927 Г.

Революция 1917 года, разрушившая Российскую империю, вскоре, в 1919 году, едва не разрушила и Дивеевский монастырь. Все остальное время, до окончательного закрытия монастыря в 1927 году, он просуществовал под видом трудовой артели. Смутные времена привлекали тогда многих в Дивеево и Саров. Люди шли укрепиться в вере или даже обрести ее здесь. В Дивеево как в монастырь, находившийся далеко от столиц/ 50 июля 1926 г. был сослан священномученик епископ Дмитровский Серафим (Звездинский). Здесь он жил в так называемом “мотовиловском корпусе” внутри Святой Канавки недалеко от ее начала – наискосок от Тихвинской церкви. В нижнем полуподвальном приделе этого храма, посвященном иконе Божией Матери “Утоли моя печали”, владыка Серафим совершал раннюю Божественную Литургию, для чего вставал ежедневно в четыре часа утра. Окончив Литургию, владыка Серафим шел на Канавку и проходил ее с четками читая молитвенное правило, включавшее не только 150 молитв “Богородице Дево, радуйся”, но еще и праздничные тропари и некоторые молитвы к Божией Матери.

Об этом правиле владыка Серафим свидетельствовал: “Сколь сильна пред Господом молитва Пречистой Его Матери и сколь действенно произносимое Ей с верою архангельское приветствие “Богородице Дево, радуйся!” Верую и исповедую, яко аз Дивеевского монастыря. Многие говорили о приближении антихриста.

Владыка Серафим учил, что кто прочитывает полтораста “Богородиц”, душу того антихрист не одолеет.

В 1924-26-х годах члены Таганрогского молодежного братства устроили на четырех углах Святой Канавки на столбах красивые резные башенки со вставленными в них иконами Богоматери, идущей по Канавке. Башенки были съемные и на ночь снимались сестрами. Подходя к ним молящиеся крестились и кланялись.

СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД В ИСТОРИИ СВЯТОЙ КАНАВКИ

Распоряжение о закрытии Дивеевского монастыря пришло на праздник Рождества Пресвятой Богородицы (8/21 сентября) 1927 года. Дано на сбор 7 дней, и 15/28 сентября, на следующий день после праздника Воздвижения Честнаго Креста, последние из 794 сестер обители покинули ее стены. Им было предложено перейти в другие монастыри но ни одна из сестер не согласилась. Большая часть их расселилась в Дивеево, Вертьянове и окрестных деревнях. Вскоре большинство из них было арестовано и выслано. Всем в монастыре завладели новые хозяева: с/х артель и школа. Большая часть монастырских зданий была занята под квартиры и учреждения, часть построек разобрана и перевезена в другие места. Все переменилось, но лишь Святая Канавка оставалась на прежнем месте. Во многих местах ее засыпали, а вал сровняли. Особенно большие повреждения Канавка потерпела в послевоенные годы: в некоторых местах ее перерезали различные коммуникации, а внутрь всей южной части самой Канавки была заложена канализация, которая остается там и по сей день.

Вал с южной стороны и Канавка с валом с восточной стороны срыты и засыпаны в начале 1970 годов при строительстве Дивеевской средней школы. Тогда же, при рытье котлована под фундамент школы, были уничтожены и остатки монастырского кладбища, а на самой Канавке поставлена трансформаторная подстанция. Хуже всего сохранилась Канавка в своей северной части, где она попала на территорию школы-интерната, так что люди, идущие по ней, должны обходить множество заборов и оказываются вновь на Святой Канавке только в самом ее окончании. Несколько деревьев на территории школы-интерната, стоящие в ряд, позволяют видеть где проходила Канавка. Несмотря на многочисленные запрещения и опасности многие желающие продолжали ходить по Святой Канавке, но в основном в ночное время. С 1960-70-х годов начал постепенно увеличиваться поток паломников в Дивеево, каждый из которых стремился обязательно помолиться на Святой Канавке. Многих из них арестовывали и высылали из Дивеева. Так продолжалось до 1988 года, когда было разрешено открыть церковь во имя Казанской Божией Матери на северной окраине Дивеева близ Казанского источника. Через год, в 1989 году, был передан верующим Троицкий собор а летом 1991 года в Дивеево были перенесены мощи Преподобного Батюшки Серафима и сотни тысяч паломников стали приезжать поклониться Святым мощам и помолиться на Канавке. Однако Канавка оставалась в том же плачевном состоянии, которое приобрела за годы безбожной власти. Восстанавливающийся Дивеевский монастырь не мог ничего более сделать, как несколько чистить ее, обсаживать цветами и посыпать песком.

НАЧАЛО ВОЗРОЖДЕНИЯ СВЯТОЙ КАНАВКИ (1997- 1999 гг.)

ОБЛИК ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ КАНАВКИ

До недавнего времени нам мало что было известно о том, какой была Святая Канавка при Батюшке Серафиме и вскоре вслед за его кончиной. В разных публикациях встречались упоминания о “довольно высоком вале”, по которому в гололедицу “на четвереньках и шел по этому святому для него месту” Н. А. Мотовилов, о цветах, траве и крыжовнике.

Однако работы по историко-археологическому изучению и восстановлению Канавки, начатые в 1997 году позволили заглянуть в неизвестное. Ныне, хотя работы далеки от завершения, можно с большой определенностью восстанавливать облик первоначальной Святой Канавки 1855 года.

Первое, что мы видим – это истинность известия, что Святую Канавку закончили копать во всю ее длину, от начала и до окончания. Оказалось, однако, что в полный профиль 5 аршина на 5 аршина Канавка прокопана только в самом начале, т. е. в том самом месте, где копан сам Преподобный Батюшка Серафим. Яркий профиль разреза начала Канавки показывает ее прокопанной на глубину 5 аршина (215 см), с шириной по верху также 5 аршина, а по дну 125 см, с крутыми почти вертикальными откосами. Чем дальше отходим мы от начала, тем чаще встречаются меньшие размеры, где 2 аршина (145 см), а где 1 аршин (71 см). Видно что сестры спешили прорыть Канавку хоть на немного, лишь бы довести до конечной точки.

Об устройстве вала известно еще менее, чем о самой Канавке. В наше время он почти не прослеживается на местности, будучи уничтожен временем и усилиями человеческих рук. Можно полагать, судя по тщательности исполнения сестрами Мельничной общины заповеданного им Преподобным, что и вал они старались возводить согласно его благословения, то есть 5 аршина высоты/ обсаживают его крыжовником. Однако достичь желаемого они, вероятно, смогли только на первом участке, а дальше вал имел различную высоту/ согласную с глубиной самой Канавки. Исследования подтвердили соответствие Канавки, которую мы видим на плане начала XX века с Канавкой 1855 года. Маршрут ее не во всем согласен с тем, по которому в настоящее время ходят сестры обители и многочисленные паломники.

МОЛИТВЕННАЯ ЖИЗНЬ НА СВЯТОЙ КАНАВКЕ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

После открытия монастыря в ноябре 1991 года первые сестры во главе с Матушкой Игуменией ежедневно после вечернего богослужения стали обходить Святую Канавку Крестным ходом. Матушка несет икону “Умиления” Божией Матери, а сестры и паломники по двое идут вслед с молитвой “Богородице Дево, радуйся”. Сперва было заведено в двунадесятые праздники и до отдания обходить Святую Канавку с иконой праздника и пением тропаря, позже пение тропаря заменилось обычным чтением.

Большие Крестные ходы по Святой Канавке ежегодно бывают в обители: 1) В праздник памяти Преподобного Серафима зимой 2/15 января после поздней Литургии, с пением молебна.

2) В праздник “Умиления” Божией Матери 27 июля/10 августа после поздней Литургии с иконой Царицы Небесной и с мощами Преподобного Серафима, с пением молебна.

3) Всю Светлую седмицу ежедневно после Литургии с пением канона Святой Пасхи, Пасхальных стихир и чтением Евангелия. Таким же образом во все воскресные дни до отдания Праздника.

4) На погребение Матери Божией 17/50 августа на утрени после Великого славословия с Плащаницею, с пением “Святый Боже”.

5) В праздник основания Мельничной обители 9/22 декабря после Литургии с пением Параклиса Божией Матери.

6) 1/14 января в полночь под праздники Обрезания Господня и свт. Василия Великого с пением молебна на новолетие.

7) На престольные праздники обители с пением молебна.

8) При принесении чудотворных икон в Дивеево: “Святителя Николая Чудотворца”, “Умиления” Божией Матери и других.

Любовь Матери Божией к Дивеевской обители засвидетельствована в наше время пребыванием Святых мощей Батюшки Серафима в монастыре. Во свидетельство же почитания и любви к Матери Божией и Преподобному отцу нашему Серафиму, монастырь стремится восстановить Святую Канавку, как одну из главных святынь Дивеева. Большая часть территории Святой Канавки еще не передана монастырю. Несмотря на это сестры, помня слова Батюшки Серафима, что Царица Небесная избрала место сие для прославления Имени Своего, копают Святую Канавку в надежде, что Сама Матерь Божия устранит все препятствия и приведет дело к благополучному завершению.

Оценка 4.1 проголосовавших: 21
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here