Религиозное чтение: молитва у распятие в помощь нашим читателям.
Содержание
МОЛИТВА У РАСПЯТИЯ
Константин Алексеевич Быстриевский родился 20 мая 1889 года в Петербурге. После Новгородской семинарии с 1911 года служил диаконом, а с 1914 и до 1929 — священником в храмах Петергофа. Отбывал ссылку в городе Тара Омской области, а с 1936 года жил в Новгороде. После Отечественной войны, на волне «новой политики» по отношению к Церкви, отец Константин возвратился в Ленинград и начал служить в Николо-Богоявленском, а затем кладбищенском храме на Смоленском кладбище. Годы брали свое, но священник, о котором можно сказать «родился в епитрахили», не мог уйти на покой. С 1967 года отец Константин — руководитель богослужебной практики семинаристов в Иоанно-Богословском храме ЛДАиС, а затем духовник семинаристов и Ленинградской митрополии. Он был награжден всеми возможными для священника наградами, но главная награда — любовь студентов, понимавших, что этот чудом выживший человек приобщает их к старой литургической традиции.
В середине 1970-х отец Константин, еще бодрый и румяный, учил нас, семинаристов, премудростям пономарского дела: как правильно подавать кадило, кланяться и выходить со свечой. Оказывается, свещеносцы на Великом входе, стоящие во время возглашений перед солеей, должны проводить духовенство до Царских врат, остановиться и, после каждения их диаконом от престола, взять свечи в другие руки, совершить противоположные друг другу развороты на 360° лицом к молящимся и лишь после этого уйти в алтарь. Наш наставник очень плохо видел, и иногда это приводило к забавным казусам. Помню, как свещеносец, вместо того чтобы остановиться на солее (во время чтения Евангелия), шествует в притвор, а отец Константин, стоя у престола, тщетно ждет его появления. Затем молящимся предстает такая картина: из-за Царских врат высовывается голова седовласого старца; прикрыв глаза ладонью, он пристально, как впередсмотрящий на корабле, вглядывается в безбрежную даль…
Помимо богослужебной практики и исповеди, семинаристы встречались с уважаемым батюшкой во время факультативных пастырских уроков. Мне запомнилось обсуждение важнейшего для будущего пастыря вопроса о личном пути: остаться ли одиноким или создать «малую Церковь». — «А какой путь, вы сами думаете, труднее?» — «Конечно же, первый», — и начитавшийся аскетических книг юнец начинает говорить о монашеских подвигах. «А вот я, — возражает многоопытный отец Константин, — считаю, что женатому священнику труднее, потому что монах отвечает за себя одного, а семейный пастырь — в первую очередь за своих близких!»
Уроки перерастали в воспоминания. Отец Константин и в преклонные годы оставался большим ребенком, считая всех нас дружной семьей. Мы слушали рассказы о том, как в 1905 году забывшие долг студенты Императорских Духовных школ рьяно участвовали в революционных бунтах; о том, какой он в молодости был «видный парень»; как его диаконский голос, когда он служил в храме Петергофского Императорского дворца, понравился императрице и по ее протекции он получил сан иерея; как в 1918 году большевики дважды приговаривали его к расстрелу, но Господь хранил его; как в годы ссылки он в канун больших праздников уходил в лес и там совершал «словесную службу», делая вид, что не замечает своих сотоварищей, из-за соседних деревьев внимавших забытым песнопениям… Разумеется, администрация скоро прикрыла эти чересчур назидательные для того времени «уроки жизни».
Тогда же мы узнали тайну тех минут 1929-го : «…Да что же я, с ума схожу, что ли! Как вдруг, открыв глаза, увидел: батюшки мои (тут отец Константин звонко хлопал себя ладонью по лбу), да ведь я стою перед Распятием!» Действительно, могут ли наши испытания сравниться с тем, что пережил и дал нам в вечное наследие Спаситель. «Ребята, — говорил отец Константин, — всегда молитесь у Распятия, хотя бы минутку, даже после долгой службы или когда пробегаете мимо храма по своим делам». Семинаристы моего времени эту заповедь исполняли. Помнят ли ее нынешние? Господь отметил праведника: взял его в Свои обители в праздник Казанской иконы Божией Матери (4 ноября 1979 года), к тому же пришедшийся на воскресенье! С того дня минуло уже 30 лет, но голос отца Константина по-прежнему звучит в ушах, а уроки изящного пономарства не забываются. Вечная тебе память, дорогой наставник!
Фото из архива Санкт-петербургской епархии
тбъоще нпмйфчщ
цБЦДБ вПЗБ
чУЕНПЗХЭЙК, ЧЕЮОЩК, РТБЧЕДОЩК Й НЙМПУЕТДОЩК вП-
ЦЕ, ДБК ОБН, ОЕУЮБУФОЩН, РПУФХРБФШ РП фЧПЕК ЧПМЕ, ДЕ-
МБФШ, ЮФП фЩ ИПЮЕЫШ, Й ЧУЕЗДБ ИПФЕФШ ФПЗП, ЮФП фЕВЕ
ХЗПДОП, ЮФПВЩ, ЧОХФТЕООЕ ПЮЙЭЕООЩЕ, ЧОХФТЕООЕ
РТПУЧЕЭЕООЩЕ Й ПЗОЕН уЧСФПЗП дХИБ ЪБЦЦЕООЩЕ, НЩ
НПЗМЙ УМЕДПЧБФШ РП УФПРБН ЧПЪМАВМЕООПЗП уЩОБ фЧП-
ЕЗП, зПУРПДБ ОБЫЕЗП йЙУХУБ иТЙУФБ, Й фЧПЕА ВМБЗПДБ-
ФША ДПУФЙЗОХФШ фЕВС, П чУЕЧЩЫОЙК, лПФПТЩК Ч фТПЙ-
ГЕ УПЧЕТЫЕООПК Й еДЙОУФЧЕ РТПУФПН ЦЙЧЕЫШ Й ГБТ-
УФЧХЕЫШ ЧП ЧЕЛЙ ЧЕЛПЧ. бНЙОШ.
нПМЙФЧБ, ФПТЦЕУФЧЕООП РТПЧПЪЗМБЫЕООБС пФГБНЙ IV-ЗП
иБМЛЙДПОУЛПЗП чУЕМЕОУЛПЗП уПВПТБ (451 З.).
уЧСФЩК вПЦЕ, уЧСФЩК лТЕРЛЙК, уЧСФЩК вЕУУНЕТФОЩК,
уЧСФЩК вПЦЕ, уЧСФЩК лТЕРЛЙК, уЧСФЩК вЕУУНЕТФОЩК,
уЧСФЩК вПЦЕ, уЧСФЩК лТЕРЛЙК, уЧСФЩК вЕУУНЕТФОЩК,
нПМЙФЧБ РТПУМБЧМЕОЙС
чУЕНПЗХЭЙК, уЧСФЕКЫЙК, чУЕЧЩЫОЙК Й чЕМЙЮБКЫЙК
вПЦЕ, МАВПЕ ВМБЗП, ЧЩУЫЕЕ ВМБЗП, ЧУЕ ВМБЗП, ОЙЛФП
ОЕ ВМБЗ, ЛТПНЕ фЕВС ПДОПЗП, фЕВЕ ЧПЪДБЕН НЩ ЧУА ИЧБ-
МХ, ЧУА УМБЧХ, ЧУЕ ВМБЗПДБТЕОЙЕ, ЧУА ЮЕУФШ, ЧУЕ ВМБЗП-
УМПЧЕОЙЕ Й ЧУЕ ВМБЗБ. бНЙОШ.
уФСЦБОЙЕ ДПВТПДЕФЕМЕК
чУЕЧЩЫОЙК, УМБЧОЩК вПЦЕ, ПУЧЕФЙ ФШНХ УЕТДГБ НПЕЗП
Й ДБК НОЕ ЙУФЙООХА ЧЕТХ, СУОХА ОБДЕЦДХ Й УПЧЕТЫЕО-
ОХА МАВПЧШ, ТБЪХНЕОЙЕ Й РПЪОБОЙЕ, ЮФПВЩ ЙУРПМОЙМ
С фЧПА УЧСФХА Й ЙУФЙООХА ЧПМА.
нПМЙФЧБ П РПДТБЦБОЙЙ иТЙУФХ
зПУРПДЙ йЙУХУЕ иТЙУФЕ, НПМЙН фЕВС, РПНПЗЙ ОБН УНЙ-
ТЕОЙЕН ПФЧЕТЗОХФШ ЗПТДЩОА, УПЛТХЫЙФШ ВЕДОПУФША
ОБЫХ БМЮОПУФШ, РПВЕДЙФШ ФЕТРЕОЙЕН ЗОЕЧ Й РПДТБЦБ-
ОЙЕН фЕВЕ ЙУЛПТЕОЙФШ ОБЫЕ ОЕРПУМХЫБОЙЕ Й УБНП-
рТПЫЕОЙЕ П ДХИЕ НЙМПУЕТДЙС
зПУРПДЙ йЙУХУЕ иТЙУФЕ, пФГЕ НЙМПУЕТДОЩК, УДЕМБК
ФБЛ, ЮФПВЩ НЩ ВЩМЙ НЙМПУЕТДОЩНЙ Л ОБН УБНЙН
Й Л ВМЙЦОЙН, ОЙЛПЗДБ ОЙЛПЗП ОЕ УХДЙМЙ, ОЕ РПТЙГБ-
МЙ, ЧУЕЗДБ РТПЭБМЙ ПВЙЦБАЭЙН ОБУ Й ЧУЕЗДБ ПФДБЧБ-
МЙ УЕВС Й ВМБЗБ ОБЫЙ УМХЦЕОЙА ВМЙЦОЙН. бНЙОШ.
нПМЙФЧБ П РТБЧЕДОПУФЙ
зПУРПДЙ ВМБЗПК, НПМЙН фЕВС ЧПКФЙ Ч ДПН ОБЫЕК УПЧЕ-
УФЙ, ЮФПВЩ ПЮЙУФЙФШ ОБЫЙ УЕТДГБ ПФ ЪБЛЧБУЛЙ ЖБТЙ-
УЕКУЛПК Й ДХТОЩИ НЩУМЕК, ЛПФПТЩЕ ТБЪТЩЧБАФ Й ТБЪ-
ТХЫБАФ ОБЫХ ДХЫХ. зПУРПДЙ, ЧПУУФБОПЧЙ Ч ОБЫЕН ТБ-
ЪХНЕ НЙТ Й РПЛПК, ОБЛПТНЙ ИМЕВПН фЧПЕК ЧПМЙ, ЮФП-
ВЩ НЩ ХДПУФПЙМЙУШ РТЙВМЙЪЙФШУС Л фЕВЕ. бНЙОШ.
нПМЙФЧБ уЧСФПНХ дХИХ
п, уПФЧПТЙФЕМШ дХИ, РТЙДЙ,
й ДХЫЙ ЧЕТОЩИ РПУЕФЙ,
дБК УНЕТФОЩН ОЕВБ ВМБЗПДБФШ,
юФПВ УПФЧПТЕООПЕ УРБУФЙ.
фЩ – хФЕЫЙФЕМШ ЧУЕК ЪЕНМЙ,
фЩ – вПЗ Й МХЮЫЙК вПЦЙК ДБТ,
цЙЧПК ТПДОЙЛ, МАВЧЙ РПЦБТ.
фЩ – ВМБЗПДБФШ УЕНЙ ЭЕДТПФ
й УЙМБ ЧЕЮОПЗП пФГБ,
фЩ – ТЕЮШ, ЪБЧЕЭБООБС ОБН,
уЙСОШЕН ТБЪХН РТПУЧЕФЙ,
уЕТДГБН МАВПЧШ УЧСФХА ДБК
й ОБЫЙ ВТЕООЩЕ ФЕМБ
йУРПМОЙ ЛТЕРПУФЙ фЧПЕК.
чТБЗБ ДБМЕЛП ЙЪЗПОЙ,
дБ ВХДЕФ У ОБНЙ фЧПК РПЛПК
дБ ПФЧТБФЙНУС НЩ ПФ ЪМБ,
юФП ЙУЛХЫБЕФ ТПД МАДУЛПК.
чЕДЙ ОБУ Л зПУРПДХ пФГХ
й ДБК РПЪОБФШ ОБН уЩОБ РХФШ,
й фЩ, ДЩИБОЙЕ МАВЧЙ,
дП ДОЕК УЛПОЮБОШС У ОБНЙ ВХДШ.
пФГХ оЕВЕУОПНХ ИЧБМБ,
чП УМБЧЕ У оЙН ЧПУЛТЕУЫЙК уЩО,
й ФПФ, лФП ХФЕЫБЕФ ОБУ,
пО уЧСФ, Й ЧЕЮЕО, Й ЕДЙО.
вПЦЕ, лПФПТПНХ ПФЛТЩФП ЛБЦДПЕ УЕТДГЕ Й ДМС лПФП-
ТПЗП ОЕФ ОЙЮЕЗП ФБКОПЗП, ПЮЙУФЙ ЙЪМЙСОЙЕН дХИБ
уЧСФПЗП ОБЫЙ УЕТДГБ, ЮФПВЩ НЩ НПЗМЙ УПЧЕТЫЕООЩН
ПВТБЪПН МАВЙФШ фЕВС Й ХДПУФПЙМЙУШ ЧПУИЧБМСФШ фЕВС
Ч ЧЕЮОПУФЙ. нПМЙН фЕВС ЮЕТЕЪ иТЙУФБ, зПУРПДБ ОБЫЕ-
рТЙЧЕФУФЧЙЕ рТЕУЧСФПК дЕЧЕ
тБДХКУС, чМБДЩЮЙГБ, уЧСФБС гБТЙГБ, вПЗПТПДЙГБ дЕЧБ
нБТЙС, ЙЪВТБООБС пФГПН ОЕВЕУОЩН. фЕВС пО ПУЧСФЙМ
ЧПЪМАВМЕООЩН уЩОПН уЧПЙН Й уЧСФЩН дХИПН хФЕ-
ЫЙФЕМЕН, Ч фЕВЕ ВЩМБ Й ЕУФШ ЧУС РПМОПФБ ВМБЗПДБФЙ
Й ЧУЕ ВМБЗП. тБДХКУС, дЧПТЕГ еЗП; ТБДХКУС, лПЧЮЕЗ еЗП;
ТБДХКУС, дПН еЗП. тБДХКУС, оБТСД еЗП; ТБДХКУС, тБВБ
еЗП; ТБДХКУС, нБФШ еЗП, ЪЕТГБМП ДПВТПДЕФЕМЕК, ЛПФП-
ТЩЕ НЙМПУФША дХИБ уЧСФПЗП ЙЪМЙЧБАФУС Ч УЕТДГБ ЧЕТ-
ОЩИ, ЮФПВЩ ЙЪ ОЕЧЕТОЩИ ДЕМБФШ ЧЕТОЩИ вПЗХ.
нПМЙФЧБ чМБДЩЮЙГЕ НЙТБ
рТЕУЧСФБС вПЗПТПДЙГБ, ЧПЪОЕУЕООБС ЧЩЫЕ ИПТПЧ БО-
ЗЕМШУЛЙИ, НПМЙН фЕВС, ОБРПМОЙ УПУХД ОБЫЕЗП УЕТДГБ
ОЕВЕУОПК ВМБЗПДБФША, ДБК ОБН ЧПУУЙСФШ ЪПМПФПН НХД-
ТПУФЙ, РПДДЕТЦЙ ОБУ УЙМПА фЧПЕЗП ЪБУФХРОЙЮЕУФЧБ,
ХЛТБУШ ОБУ ДТБЗПГЕООПУФСНЙ фЧПЙИ ДПВТПДЕФЕМЕК,
РТПМЕК ОБ ОБУ, пМЙЧБ ВМБЗПУМПЧЕООБС, ЕМЕК фЧПЕЗП
НЙМПУЕТДЙС, ДБ РПЛТПЕФ ПО НОПЦЕУФЧП ЗТЕИПЧ ОБЫЙИ,
ЮФПВЩ НЩ ХДПУФПЙМЙУШ РТЙВМЙЪЙФШУС Л ЧЕТЫЙОБН
ОЕВЕУОПК УМБЧЩ Й ПВТЕМЙ ВМБЦЕОУФЧП Ч ЧЕЮОПУФЙ.
нПМЙФЧБ УЧ. жТБОГЙУЛХ
уЧСФПК жТБОГЙУЛ, вЕДОСЛ бУУЙЪУЛЙК, ФЩ РПДТБЦБМ
зПУРПДХ Ч УНЙТЕОЙЙ Й РПУМХЫБОЙЙ, ФЩ У УПЧЕТЫЕО-
ОЩН ДПЧЕТЙЕН РПУМЕДПЧБМ ЪБ оЙН Ч ВЕДОПУФЙ Й УМБ-
ВПУФЙ, ФЩ У ТБДПУФША РТЙОЙНБМ УФТБДБОЙЕ, РТЕЪТЕ-
ОЙЕ Й ЙУРЩФБОЙС ТБДЙ еЗП ЙНЕОЙ; РПНПЗЙ ОБН РПД-
ТБЦБФШ ФЧПЕНХ РТЙНЕТХ. рТПУЙН ФЕВС, НПМЙУШ П ОБУ,
ЮФПВЩ НЩ ЧУЕЗДБ ВЩМЙ ЧЕТОЩНЙ РПУМЕДПЧБФЕМСНЙ
ОБЫЕЗП уРБУЙФЕМС Й ХДПУФПЙМЙУШ ОЕВЕУОЩИ ВМБЗ.
нПМЙФЧБ УЧ. бОФПОЙА юХДПФЧПТГХ
уЧСФПК бОФПОЙК, ПВТБЪЕГ УЧСФПУФЙ, РПНПЗЙ НОЕ ВЩФШ
ЙУФЙООЩН ИТЙУФЙБОЙОПН, ЧЕТОЩН ВМБЗПДБФЙ Й ПВЕ-
ЭБОЙСН, ДБООЩН НОПА РТЙ УЧСФПН ЛТЕЭЕОЙЙ.
фЩ ЧЙДЙЫШ, УЛПМШЛП ФТХДОПУФЕК Й ПРБУОПУФЕК НЕОС
ПЛТХЦБЕФ. уПДЕМБК ФБЛ ЮФПВЩ С УНПЗ РПВЕДЙФШ ЧУЕ ЙУ-
ЛХЫЕОЙС Й НПЗ УНЕМП УЧЙДЕФЕМШУФЧПЧБФШ П УЧПЕК ЧЕТЕ.
хНПМЙ зПУРПДБ УПФЧПТЙФШ ЧП НОЕ УЕТДГЕ, УРПУПВОПЕ
МАВЙФШ вПЗБ ВПМШЫЕ ЧУЕЗП ОБ УЧЕФЕ, УЕТДГЕ, ЗПФПЧПЕ
РПЛПТСФШУС ЧПМЕ вПЦЙЕК – ДБЦЕ ФПЗДБ, ЛПЗДБ пО ФТЕ-
ВХЕФ ПФ НЕОС ЦЕТФЧЩ Й УБНППФЧЕТЦЕОЙС. оБДЕМЙ НЕОС
ФБЛПК ЫЙТПФПК ДХЫЙ, ЮФПВЩ С РПУФПСООП СЧМСМ ЮЙУ-
ФХА Й ЙУЛТЕООАА МАВПЧШ Л УЧПЙН ВТБФШСН Й ОЙЛПЗДБ
ОЕ ЪБНЩЛБМУС Ч УЕВЕ, Б ЧУЕЗДБ ВЩМ ЗПФПЧ УМХЦЙФШ УЧП-
ЙН ВМЙЦОЙН, ХФЕЫБФШ УФТБЦДХЭЙИ, РПНПЗБФШ ОХЦДБА-
ЭЙНУС. иПДБФБКУФЧХК ЪБ НЕОС Й РТЙВБЧМСК НОЕ УНЕ-
МПУФЙ УЧПЙН РТЙНЕТПН, ЮФПВЩ С НПЗ ЦЙФШ Й ХНЕТЕФШ
Ч ВМБЗПДБФЙ Й ДТХЦВЕ У вПЗПН. бНЙОШ.
нПМЙФЧБ ПВ ЙУГЕМЕОЙЙ ВПМСЭЙИ
вПЦЕ, ъБЭЙФБ ОЕНПЭОЩН, СЧЙ УФТБЦДХЭЙН ТБВБН
фЧПЙН NN. УЙМХ фЧПЕК РПНПЭЙ, ЮФПВЩ РПД РПЛТПЧПН
НЙМПУЕТДЙС фЧПЕЗП ПОЙ ПВТЕМЙ ЪДПТПЧШЕ ДХИПЧОПЕ
Й ФЕМЕУОПЕ Й ЧНЕУФЕ У ОБНЙ Ч ТБДПУФЙ РТПУМБЧМСМЙ
фЧПЕ йНС. нПМЙН фЕВС ЮЕТЕЪ иТЙУФБ, зПУРПДБ ОБЫЕЗП.
нПМЙФЧБ ЪБ ХУПРЫЙИ
рПНСОЙ, зПУРПДЙ, ХУПРЫЙИ ТБВПЧ фЧПЙИ N Й N Й РТЙ-
НЙ ЙИ НЙМПУФЙЧП Ч гБТУФЧП фЧПЕ; ХРПЧБЕН, ЮФП Й НЩ
ЧНЕУФЕ У ОЙНЙ УМБЧХ фЧПА УПЪЕТГБФШ ВХДЕН ЧЕЮОП,
ЛПЗДБ ПФТЕЫШ фЩ ЧУСЛХА УМЕЪХ У ПЮЕК ОБЫЙИ, ЙВП ХЧЙ-
ДЕЧ фЕВС, вПЦЕ, МЙГПН Л МЙГХ, НЩ ЧУЕ ХРПДПВЙНУС фЕВЕ
ОБ ЧЕЛЙ Й фЕВС ВЕЪ ЛПОГБ ВХДЕН УМБЧЙФШ. нПМЙН фЕВС
ЮЕТЕЪ иТЙУФБ, зПУРПДБ ОБЫЕЗП. бНЙОШ.
уФ. чЕЮОЩК РПЛПК ДБТХК ЙН, зПУРПДЙ.
пФЧ. й УЧЕФ ЧЕЮОЩК ДБ УЧЕФЙФ ЙН, ДБ РПЛПСФУС Ч НЙТЕ.
Икона «Распятие Иисуса Христа»
Образ распятия Иисуса Христа – центральный для христианства, ведь именно он символизирует искупление Спасителем грехов человечества. Изображение Креста Животворящего, на котором и был распят Господь, известно еще со времен раннего христианства. Оно повторялось в настенных росписях, барельефах, скульптурных изображениях и иконах. Более того, смерть Иисуса – один из центральных сюжетов западноевропейской классической живописи.
История образа
Казнь через распятие считалась одним из самых страшных наказаний для преступников в Римской Империи – приговоренный не просто умирал, но и испытывал перед кончиной сильные мучения. Практиковалась она повсеместно, и до христианства крест не носил символического значения, а был лишь орудием казни. Такой приговор мог получить только преступник, не являвшийся римским гражданином, а Иисуса официально казнили за тяжкое преступление – покушение на государственный строй Империи.
Распятие подробно описано в Евангелиях – Иисус Христос был казнен на горе Голгофа вместе с двумя преступниками. Возле Сына Божьего оставалась Дева Мария, апостол Иоанн, Мария Магдалина. Тут же были римские солдаты, первосвященники и простые зеваки. Практически все эти персонажи отображаются на иконе распятия Иисуса Христа, каждый играет свою символическую роль.
Изображенные символы
Центральным образом иконы является Крест Животворящий с Иисусом Христом на нем. Над головой расположена табличка с надписью «I.Н.Ц.I» – «Иисус Назорянин Царь Иудейский». По преданию, надпись сделал сам Понтий Пилат. Приближенные указали на неточность, ведь нужно было написать, что Иисус говорил, что он царь, но царем не являлся. На это римский префект ответил: «Я написал, что написал».
В период Раннего Христианства, в I веке н. э., Спаситель изображался с открытыми глазами, что символизировало бессмертие. В православной традиции Сын Божий пишется с закрытыми глазами, а главное значение иконы – спасение человеческого рода. Вечную жизнь и божественное начало Иисуса символизируют оплакивающие его парящие в небе ангелы.
По бокам от креста на иконе обязательно пишется Дева Мария и апостол Иоанн, который после казни, по велению Божьему, заботился о ней до самой смерти как о родной матери. В поздней иконографии на образах встречаются и другие действующие лица – Мария Магдалина, первосвященники и солдаты. Часто изображается сотник Лонгин – римский воин, который пронзил бок распятого Иисуса. Церковь чтит его как мученика, и на иконе он появляется с нимбом.
Еще одним важным символом выступает гора Голгофа, под которой был похоронен Адам. Иконописцы изображают в ней череп первого человека. По преданиям, кровь из тела Христова просочилась через землю и омыла кости Адама – так был смыт первородный грех со всего человечества.
Распятые разбойники
Икона Распятие Господа – одна из самых популярных, поэтому неудивительно, что она имеет немало вариаций. В некоторых вариантах по две стороны от Христа расположены распятые разбойники. Согласно Евангелиям, один из них, благоразумный, раскаялся и попросил прощения за свои грехи. Другой же, безумный, насмехался и говорил Иисусу, что раз тот Сын Божий, то почему Отец не помогает и не избавит от страданий.
На образах раскаявшийся разбойник всегда расположен по правую руку от Христа, его взор обращен к Богу. Голова нашего Спасителя тоже склонена в его сторону, поскольку раскаявшийся получил прощение, после смерти его ждет Царство Небесное. Безумный разбойник на распятии часто изображается вообще развернутым спиной – за совершенные поступки преступнику уготована дорога в ад.
О чем молиться
Даже на кресте Иисус продолжал молиться за всех людей: «Прости им, Отче. Ибо не ведают, что творят». Поэтому иконе распятия люди молятся о прощении грехов. Считается, что перед этой иконой легче искренне раскаяться в неправедных делах и получить духовное очищение.
Христу молятся те, кто не находит выхода из тяжелой ситуации, кому сложно изменить обстоятельства и исправить свои поступки. Икона распятия дает силы и может помочь вести праведную жизнь, невзирая на прошлое.
Изображение двух разбойников, один из которых получил прощение, напоминает молящимся, что раскаяться можно всегда. Нет того случая, когда Бог не поможет искренне покаявшемуся человеку. До последней минуты жизни у каждого есть шанс получить Царство Небесное.
Как толковать сон об иконах распятия
Приснившаяся икона – хороший знак, символ утешения в Боге, а иногда предостережение от возможных греховных дел. Особенно благоприятны такие сны для истинно верующих. Однако для правильного толкования учитываются некоторые детали. Например, если приснилось, что лик расположен в церкви – в трудное время единственным спасением и поддержкой станет вера. А вот иконы в доме во сне говорят о раздоре и долгих ссорах.
К чему снится икона распятия? Сонники трактуют это как тревожный знак, поскольку такие сны сулят потери в разных сферах жизни. Если вы молитесь перед образом, нужно больше внимания уделять духовной жизни, меньше заботиться о материальных благах. А вот если снятся другие иконы Спасителя, лик Иисуса Христа, можно ожидать помощи в трудных обстоятельствах.
Православный Церковный календарь
Календарь на год ►
О календаре
Богослужения
Библейские чтения
Календарь
Дни особого поминовения усопших 2017
Дни поминовения новопреставленных
Подписка
Молитва у Распятия
К 30-летию кончины протоиерея Константина Быстриевского [1]
В 1929 году один петергофский священник прощался со своим храмом. В притворе он остановился, закрыл глаза и представил себе «голгофский путь» на сибирский лесоповал вместе с женой и детьми. Казалось, жизнь кончена, надеяться не на что. Вдруг он ощутил, как непонятная радость наполняет его сердце… «Чему ж тут радоваться?! — подумал он, — должно быть, от переживаний схожу с ума».
прот. Константин Быстриевский
В начале-середине 1970-х (для нашей митрополии — отнюдь не «застойных»!) отец Константин, ещё статный, бодрый и румяный [2] , учил нас, семинаристов, премудростям пономарского дела: как правильно подавать кадило, кланяться и выходить со свечой. Оказывается, свещеносцы на Великом входе, стоящие во время возглашений перед солеёй, должны проводить духовенство до Царских врат, остановиться и, после каждения их диаконом от престола, взять свечи в другие руки, совершить противоположные друг другу развороты на 360˚ лицом к молящимся, и лишь после этого уйти в алтарь. Наш наставник очень плохо видел, хотя и носил очки с толстенными линзами, и иногда это приводило к забавным казусам. Помню, как свещеносец, выйдя из алтаря северными дверьми, вместо того, чтобы остановиться на солее (во время чтения Евангелия), зачем-то бодро шествует в притвор, а отец Константин, стоя у престола, тщетно ждет его появления. Затем молящимся предстает такая картина: слева из-за Царских врат высовывается голова седовласого старца; прикрыв сверху глаза ладонью, он пристально, как впередсмотрящий на корабле, вглядывается в безбрежную даль…
Тогда же мы узнали тайну тех минут 1929-го года: «…Да что же я, с ума схожу, что ли! Как вдруг, открыв глаза, увидел: батюшки мои (тут отец Константин звонко хлопал себя ладонью по лбу), да ведь я стою перед Распятием!» Действительно, могут ли наши испытания сравниться с тем, что пережил и дал нам в вечное наследие Спаситель. «Ребята, — часто повторял нам отец Константин, — всегда молитесь у Распятия, хотя бы минутку, даже после долгой службы или когда пробегаете мимо храма по своим делам». Семинаристы моего времени эту заповедь исполняли. Помнят ли её нынешние студенты?
Господь отметил праведника: взял его в Свои обители в праздник Казанской иконы Божией Матери (4 ноября 1979 года), к тому же пришедшийся на воскресенье! С того дня минуло уже 30 лет, но взлетающий к небесам голос отца Константина по-прежнему звучит в ушах, а уроки изящного пономарства не забываются. Вечная тебе память, дорогой Наставник!
[2] Дело в том, что у него была какая-то уникальная подгруппа крови, и его духовный сын, врач из отряда космонавтов, обещал ему минимум 110 лет жизни. Увы! Из-за неверного укола, который отцу Константину «вкатила» неопытная медсестра, он почти ослеп (простой человек умер бы) и в результате прожил «всего лишь» 90 лет!
Случайный тест
Цитата дня
Горе нам, что, предавшись суетным заботам и тщеславию, мы забыли страх Божий