Молитва в балете ярославна

Религиозное чтение: молитва в балете ярославна в помощь нашим читателям.

Краткое содержание (либретто) балета Тищенко “Ярославна”

вопрос опубликован 16.01.2017 21:32:50

Игорь, князь Новгород-Северский. Ефросиния Ярославна, княгиня Новгород-Северская. Владимир, сын Игоря. Святослав Великий, князь Киевский. Князья. Плакальщицы. Кончак, хан Половецкий.Действие первое1. Усобицы.О, стонать Русской земле, вспоминая первые времена и первых князей. Ибо сказал брат брату: «Этомое, и то мое же». И стали князья про малое «это великое» говорить и сами на себя крамолу ковать. А поганые со всех сторон приходили с победами на землю Русскую. Тоска раз лилась по Русской земле; печаль обильная потекла посреди земли Русской.2. Призыв Святослава и сговор Игоревой дружины.Тогда великий Святослав изронил «золотое слово», со слезами смешанное: «Уже пал позор на славу. Склоните стяги свои, вложите в ножны свои мечи поврежденные, ибо лишились вы славы дедов. Вы ведь своими крамолами начали наводить поганых на землю Русскую». Зло сказали Игорь и Всеволод: «Помужествуем сами: прошлую славу себе похитим, а будущую сами поделим!»3. Начало похода. Тогда вступил Игорь-князь в золотое стремя и поехал по чистому полю. Жены русские восплакались, приговаривая: «Уже нам своих милых лад ни мыслию не смыслить, ни думою не сдумать, ни глазами не повидать».4. Затмение. . Сами скачут, как серые волки в поле, ища себе чести, а князю славы. Солнце ему тьмою путь заступало; ночь стонами грозы птиц пробудила.Действие второе5. Поход. Тогда Игорь взглянул на светлое солнце и увидел воинов своих,тьмою прикрытых. И сказал Игорь-Князь дружине: «О дружина моя и братья! Лучше ведь убитым быть, чем плененным быть; сядем же, братья, на борзых коней да посмотрим хоть на синий Дон». Ум князя уступил желанию, и охота отведать Дон великий заслонила ему предзнаменование. Игорь к Дону воинов ведет.6. Первая битва. Дремлет в поле Олегово храброе гнездо. Далеко залетело! Не было оно в обиду порождено ни соколу, ни кречету, ни тебе, черный ворон, поганый половец! О Русская земля! Ты уже за холмом. Спозаранок в пятницу потоптали они поганые полки половецкие и, рассыпавшись стрелами по полю, помчали красных девушек половецких. Червлен стяг, белая хоругвь, червлена челка, серебряно древко — храброму Святославичу! 7. Окружение. Долго ночь меркнет. Заря свет уронила, мгла поля покрыла. Щекот соловьиный уснул. А половцы непроторенными дорогами помчались к Дону великому:

кричат телеги в полуночи, словно лебеди встревоженные. Гзак бежит серым волком, а Кончак ему след указывает к Дону великому. Земля гудит, реки мутно текут, пыль поля прикрывает. . Половцы идут от Дона, и от моря, и со всех сторон русские полки обступили. Действие третье8. Вторая битва. На другой день спозаранок кровавые зори свет возвещают. Быть грому великому! О Русская земля! Ты уже за холмом! Вот ветры, внуки Стрибога, веют с моря стрелами на храбрые полки Игоря. То было в те рати и в те походы, а такой рати не слыхано! С раннего утра до вечера, с вечера до света летят стрелы каленые, гремят сабли о шлемы, трещат копья булатные в поле незнаемом, среди земли Половецкой. Билися день, билися другой; на третий день к полудню пали стяги Игоревы. Тут братья раз лучились на берегу быстрой Каялы; тут кровавого вина недостало; тут пир закончили храбрые русичи: сватов на поили, а сами полегли за землю Русскую. Тут Игорь-князь пересел из седла золотого в седло рабское.9. Плач Ярославны. На Дунае Ярославнин голос слышится, кукушкою безвестною рано кукует: «Полечу,—говорит,— кукушкою по Дунаю, омочу шелковый рукав в Каяле-реке, утру князю кровавые его раны на могучем его теле».10.Побег. Погасли вечером зори. Игорь спит, Игорь бдит, Игорь мыслию поля мерит от великого Дона до малого Донца. Коня в полночь Овлур свистнул за рекою. А Игорь-Князь поскакал горностаем к тростнику, вскочил на борзого коня и соскочил с него серым волком. И побежал к излучине Донца, и полетел соколом под облаками.11. Возвращение. Игорь-князь в Русской земле. Приуныли у городов забралы, и веселье поникло. А Игорева храброго войска не воскресить! Призыв. Вступите же, господа, в золотые стремена за обиду сего времени, за землю Русскую!

Если сомневаешься в правильности ответа или его просто нет, то попробуй воспользоваться поиском на сайте и найти похожие вопросы по предмету Музыка либо задай свой вопрос и получи ответ в течении нескольких минут.

Конспект урока по музыке в 7 классе Балет Ярославна Б.И.Тищенко.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

лицей №21 г.Иваново

учитель музыки Тарасова Надежда Николаевна.

Урок музыки в 7 классе.

Тема урока: Балет «Ярославна» Б.И.Тищенко.

О чём мы говорили? (О балете)

Что вспомнили? Что нужно для создания балета?

Какие балеты и оперы вспомнили?

(УЧЕБНИК стр.30-35 (Критская.)Работа над новым материалом.

Тема нашего сегодняшнего урока Балет «Ярославна» Б.И.Тищенко. Запишите. Слайд №1.

Сегодня мы познакомимся с балетом «Ярославна» и композитором Борисом Ивановичем Тищенко.

Но, первоначально балет назывался «Затмение». Подразумевалось, конечно, не реальное затмение, ставшее недобрым предзнаменованием перед походом Игоря, но омрачение умов в стране, истерзанной усобицами правителей. Поход Игоря стал лишь первым звеном в цепи бед, которые обрушились на Древнюю Русь.

Почему же балет всё же получил название «Ярославна»?

Прочитаем текст на стр.30 (всё) -31 (1 абзац) учебника. Ответим на этот и другие вопросы.

Итак, почему называется балет «Ярославна»? (Ответы…)

Потому что судьба Ярославны, жены Игоря, отразила нечто большее, чем судьба одной русской женщины. Ярославна – живой символ Русской земли, которая незримо присутствует с князем на чужбине, укрепляя в нём решимость любой ценой вырваться из плена.

Образ Ярославны, главной героини балета, выступающей в окружении женского хора, подчёркивает лирическую направленность образного строя спектакля.

Композитор прочувствовал лирическую стихию литературы до монгольской Руси, «лиризм гражданственный, высокий, сочетавшийся с патриотическим пафосом, с эпическими темами, с размышлениями об исторических судьбах Русской земли».

Балет проникнут болью и гордостью за русский народ, мужественно боровшийся с врагами.

Что легло в основу балета «Ярославна»? («Слово о полку Игореве».)

Музыкальная интерпретация образов «Слова о полку Игореве» в балете по сравнению с музыкальным воплощением тех же образов в эпической опере А. П. Бородина отличается предельно

зримой характеристичностью, суровостью, трагичностью звучания.

Сколько действий в этом балете? (Три)

Запишем: Балет «Ярославна» написан на сюжет «Слово о полку Игореве». Состоит из 3-ёх действий.

Борис Иванович Тищенко родился в Ленинграде 23 марта 1939, умер 10 декабря 2010 года.

В своём творчестве он по-новому освещал образы древнерусской истории и русского фольклора. И в этом мы сегодня убедимся.

Вот что он говорил о своем детище:

«Самой важной моей работой в Ленинградском Малом театре стал балет «Ярославна», который занимает в моей жизни особое место. Он стал кульминацией моего творчества. Сегодня, спустя почти тридцать лет после его премьеры, зная всё, что происходило в мировом балете за эти годы, по оригинальности я не могу поставить рядом с «Ярославной» ни один спектакль!»

Как же создавался этот балет?

Воплощение темы князя Игоря в опере Бородина ему не нравилось, но сюжет не выходил из головы и волновал композитора постоянно.

Как раз в это самое время артист балета Кировского театра Юрий Хохлов — очень симпатичный, скромный человек — принёс ему свое либретто балета «Князь Игорь» в трёх актах. К сожалению, балетное либретто Хохлова пересказывало оперное — и героем его также оставался князь Игорь: именно такая интерпретация в Тищенко вызывала протест. «Ничего себе герой! Всех обманул, погубил войско, показал неспособность противостоять татарам и вверг свою родину в двухсотлетнее татаро-монгольское иго! Ну, никак я не мог такого принять!» – говорил композитор.

Мало-помалу в воображении композитора возник образ автора-летописца «Слова» — участника исторических событий.

Сейчас мы послушаем Вступление к балету. Слайд №3.

Как развивается мелодия, какую картинку она рисует.

Можно ли сравнить инструментальный напев со звучанием человеческого голоса?

(Музыка звучит скорбно, как плач. Как будто песня человека…)Слайд №4.

Тема вступления создает образ страдания, скорби, народного горя. Она повторяется в балете несколько раз. Эта же музыка характеризует и его главную героиню – Ярославну.

Одинокий и поначалу слабый голос, похожий на пастушью свирель, приветствующую утро, рождается из тишины. В симфоническом оркестре этот голос поручено вести флейте-пикколо. Мелодия флейты похожа на народную песню с её плавным, неторопливым разворачиванием.

Флейта поёт тихо, очень медленно, сосредоточенно. Она словно прислушивается, не раздадутся ли иные звуки. Это придает её пению известное сходство со звучанием человеческого голоса: инструментальный напев как бы очеловечен.

Интонации чрезвычайно выразительны. Есть в них и печаль, и надежда, и долгое ожидание, и терпеливый поиск пути. Они по-речевому выразительны, но при этом и изобразительны. Уже в самом начале слышится дуновение ветра или шорох колеблющегося ковыля, а затем – пение птиц.

Протяжное пение малой флейты содействует возникновению атмосферы глубокой старины, вызывая

представление об одном из «предков» нынешних духовых инструментов – звучащем тростнике. Затем вступает второй голос, за ним – третий. Их свободное течение рождает красивые и необычные звучности.

Запишите: Вступление – образ скорби, страдания. Атмосфера старины.

После вступления звучит мужской хор «Стон Русской земли». Слайд №5.

Звучит хор «Стон русской земли».

Какие образы балета раскрывает музыка вступления и хора «Стон Русской Земли»?

(Сурово, сдержанно, строго и трагически. Образы страдания…)Слайд №6.

Это эпическое повествование, за которым встает образ древнего летописца, именно хор комментирует происходящее на сцене, именно хор подчёркивает эмоциональное состояние героев.

В партитуру балета введены хоры – низкий мужской и высокий женский, которые поют подлинный текст «Слова о полку Игореве ». Хоровые эпизоды то комментируют происходящее, то служат одной из красок оркестра, а иногда звучат в кульминационные моменты как концентрированное выражение эмоций. Интонационная природа хора «Стон Русской земли» основана на речитации, в которой соединены переменность размера, свойственная русскому причету или духовному стиху, с двухголосием, в котором оба голоса поют свои мелодии в разных ладах. Оркестровая ткань также поддерживает хоральный молитвенный характер хора.

Запишите: «Стон русской земли» – образ страдания.

Следующая сцена, которую мы послушаем, называется «Первая битва с половцами». Слайд №7.

Но сначала давайте вспомним, как в опере А.П.Бородин создаёт образ половцев?

(Половцы представлены мелодиями, полными либо томной неги, либо дикой ярости.)

А как рисует эту картину Тищенко?

Победу или поражение подсказывает музыка?

Звучит «Первая битва с половцами». Запишите название.

(То столкновение, то отдаление, сигнальные рожки, резкие удары столкновения…)

Характерной особенностью сцены является отсутствие отчётливо выраженных мелодий. Она словно соткана из обрывков интонаций, мелодий, напевов. Контраст их сопоставлений придает звучанию особую напряженность и драматизм, который усиливается к концу сцены.

Каков же исход этой битвы? Как вы думаете? (Скорее всего поражение, музыка очень драматична в конце.)

Рассмотрите фотографии на стр.32-33 (на слайде). здесь видим танцоров, изображающих половцев, то статичных, то в несколько вычурных позах. Приглядевшись, можно увидеть и то, что головы и лица половцев закрыты шлемами.

Какой смысл вложен режиссёром и художником спектакля в такое сценическое решение?

Давайте прочитаем об этой сцене в учебнике на стр.32. Чтение.

А о чём расскажет следующая сцена? Слайд №8.

Сейчас звучала сцена, которая называется «Стрелы». Запишите название. (доп.щелчок).

Оркестровые эпизоды «Вежи (шатры) половецкие и «Стрелы» носят ярко изобразительный характер. Именно они создают характерный и выразительный колорит грозных предзнаменований и смутной опасности. Это эмоциональное состояние усиливается заунывным остинатным (многократным повторением) мотивом скрипок – бесконечным тягучим фоном, на котором возникают отдельные «всплески», отзвуки, передающие как бы ночные шорохи.

Следующая сцена, которую мы послушаем, называется «Плач Ярославны». Слайд №10.

Какое эмоциональное состояние героини передаёт музыка?

Какие музыкальные инструменты «поют» плач?

Звучит «Плач Ярославны». Запишите название.

(Жалоба, скорбь, тоска – такие чувства выражает музыка. Духовые деревянные.)Слайд №11.

В сцене сочетаются и интонации похоронных плачей, и попевки свадебных причетов, и звуковые обороты знаменного распева и русских лирических песен.

Заунывность музыки «Плача» словно бесконечно длит то эмоциональное состояние, в котором пребывает главная героиня балета.

В музыке «Плача Ярославны» выражено мировосприятие и мироощущение русского народа: плач поётся, и поётся не для смерти, а для жизни. В финале балета оплакивание умерших переосмысливается и смыкается со славлением. Плач как прославление вполне соответствует поэтике самого «Слова о полку Игореве».

С какими фрагментами из других произведений перекликается «Плач Ярославны»?

(Из оперы Бородина «Плач Ярославны», «Мертвое поле» из кантаты «Александр Невский» С.Прокофьева.)

Финальная сцена балет называется «Молитва». Слайд №12.

Какое эмоциональное состояние передаёт музыка?

(Исполняет хор, музыка звучит сдержанно, скорбно…)

Сдержанный мотив с повторением одних и тех же слов («Господи Боже, помилуй мя!») звучит скорбно, имеет трагическую окраску. Но, несмотря на мрачный и суровый колорит, молитвенное звучание хора подводит слушателей к пониманию основной идеи произведения

– стремление русского народа к единению, к борьбе за веру, к победе над врагами.

Рассмотрите на стр.34-35 образы Ярославны, созданные балериной и художниками – В.Фаворским

(книжная иллюстрация) и И.Глазуновым (живопись).

Сравните эти изображения. (Образы все похожи друг на друга, женщина, грустный и скорбный взгляд, молится, переживает…)

О каком произведении мы говорили? (Балет «Ярославна».)

Кто написал этот балет? (Современный композитор Б.И.Тищенко.)

Какие сцены из балета мы послушали?

  • WebUrokCom_402799671d023d

Размер файла: 33 kB Загрузок: 0

Материалы по теме

Навигация по записям

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Балет "Ярославна"

Особенности современного балета

Композитор Тищенко и его балет "Ярославна"

Разбор музыкальных картин:

вступление к балету, стон русской земли, первая битва с половцами плач Ярославны, молитва.

Просмотр содержимого документа

«Я Р О С Л А В Н А»

Презентация к уроку в 7 классе.

Выполнила: Гринева Л.В. учитель музыки

Особенности современного балета

Музыкально- драматическое произведение, действие в котором передается средствами танца, пантомимике, пения, ритмопластические танцы, акробатика.

Оригинальные декорации, светозвуковые эффекты, костюмы.

Борис Иванович Тищенко 23.3.1939 – 10.12. 2010

Название балета не случайно. Образ Ярославны- это символ Родины-матери,святой веры, само отверженности, верности.

В своем творчестве он по-новому освещал образы древнерусской истории и русского фольклора.

В отличие от трактовки сюжета в опере А. Бородина “Князь Игорь”, композитором XX в. подчеркнут трагизм поражения Игорева войска.

Имя Ярославны стало синони мом женской верности и решительности. Его прославили в веках летописцы Древней Руси. Поэтому не удивительно, что к этому образу неоднократно обращаются поэты, художники , композиторы.

Балет – «Ярославна», как и опера Александра Порфирьевича Бородина, написан по мотивам литературного памятника России XII века «Слово о полку Игореве».

Интересно, что по замыслу автора в самые важные моменты в действие включается хор.

Как в древнегреческой трагедии он комментирует, участвует в действии, подражает звукам природы. Оркестр в балете дополнен хоровой партией, построенной на русских фольклорных интонациях.

Вступление к балету открывает одинокий голос

Тема вступления создает образ страдания, скорби, народного горя. Она повторяется в балете несколько раз. Эта же музыка характеризует и его главную героиню – Ярославну.

Одинокий и поначалу слабый голос, похожий на пастушью свирель, приветствующую утро, рождается из тишины. В симфоническом оркестре этот голос поручено вести флейте-пикколо.

Флейта поёт тихо, очень медленно, сосредоточенно. Она словно прислушивается, не раздадутся ли иные звуки. Это придает её пению известное сходство со звучанием человеческого голоса: инструментальный напев как бы очеловечен.

Интонации чрезвычайно выразительны. Есть в них и печаль, и надежда, и долгое ожидание, и терпеливый поиск пути. Уже в самом начале слышится дуновение ветра или шорох колеблющегося ковыля, а затем – пение птиц.

Протяжное пение малой флейты содействует возникновению атмосферы глубокой старины.

Стон русской земли

Это эпическое повествование, за которым встает образ древнего летописца, именно хор комментирует происходящее на сцене, именно хор подчёркивает эмоциональное состояние героев.

В партитуру балета введены хоры – низкий мужской и высокий женский, которые поют подлинный текст «Слова о полку Игореве ». Хоровые эпизоды то комментируют происходящее, то служат одной из красок оркестра.

Интонационная природа хора «Стон Русской земли» основана на речитации. Оркестровая ткань также поддерживает хоральный молитвенный характер хора.

Первая битва с половцами

Оркестровые эпизоды «Вежи» (шатры) половецкие и «Стрелы» носят ярко изобразительный характер. Именно они создают характерный и выразительный колорит грозных предзнаменований и смутной опасности.

Это эмоциональное состояние усиливается заунывным (многократным повторением) мотивом скрипок – бесконечным тягучим фоном, на котором возникают отдельные «всплески», отзвуки, передающие как бы ночные шорохи.

В сцене сочетаются и интонации похоронных плачей, и попевки свадебных причетов, и звуковые обороты знаменного распева и русских лирических песен.

Заунывность музыки «Плача» словно бесконечно длит то эмоциональное состояние, в котором пребывает главная героиня балета.

В музыке «Плача Ярославны» выражено мировосприятие и мироощущение русского народа: плач поётся, и поётся не для смерти, а для жизни. В финале балета оплакивание умерших переосмысливается и смыкается со славлением. Плач как прославление вполне соответствует поэтике самого «Слова о полку Игореве».

Сдержанный мотив с повторением одних и тех же слов («Господи Боже, помилуй мя!») звучит скорбно, имеет трагическую окраску. Но, несмотря на мрачный и суровый колорит, молитвенное звучание хора подводит слушателей к пониманию основной идеи произведения

– стремление русского народа к единению, к борьбе за веру, к победе над врагами.

Рекомендуем

Лучшие сайты

Лицензия на право ведения образовательной деятельности №5251 от 25.08.2017 г.

Оценка 4.1 проголосовавших: 27
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here