Религиозное чтение: молитва в день ашуры в помощь нашим читателям.
Содержание
Месяц Аллаха
Завершился 1434-й год по Хиджре и наступил новый год. Эта дата важна для того, чтобы мы могли оценить самих себя и свои поступки. Умар ибн Хаттаб (да будет доволен им Аллах) говорил: «Отчитывайте себя, пока вас не отчитали, и взвесьте свои деяния, пока вам их не взвесили». Нужно проанализировать поступки прошедшего года, раскаяться в содеянных грехах с твёрдым намерением больше к ним не возвращаться. Наступивший месяц Мухаррам, являющийся первым месяцем мусульманского календаря нового года, должен пройти в поклонении Всевышнему Творцу – это даст силы, иншааллах, и остальные месяцы провести, тоже делая хорошие запасы благих дел для мира иного. Имам Газали в книге «Ихьйя» пишет: «Если провести месяц Мухаррам в поклонении, то можно надеяться, что его баракат достанется и остальным месяцам года». За благие деяния в месяце Мухаррам Аллах щедро вознаграждает Своего раба, особенно за соблюдённые посты. В хадисе сказано: «После месяца Рамадан самым лучшим для соблюдения поста является Мухаррам» (имам Муслим, № 1163).
Имам ан-Насаи в своём сборнике пишет, что Абу аз-Зарр (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я спросил Посланника Аллаха (мир ему и благословение), какая ночь лучше и какой месяц самый достойный, и Пророк (мир ему и благословение) ответил, что лучшая ночь – это её середина (то есть в каждой ночи есть благо – в её середине), самый достойный месяц – это месяц Аллаха, который называется Мухаррам». Учёные комментируют, что самым достойным месяцем Мухаррам считается после месяца Рамадан. Ещё считается достоинством месяца Мухаррам, что в нём есть день Ашура, который приходится на десятое число Мухаррама. Это день, когда Аллах спас Пророка Мусу (мир ему) и его народ, день, когда утонул Фараон. За соблюдение поста в этом месяце и особенно в день Ашура награда очень велика. Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сообщает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Лучшим постом после Рамадана является пост в месяц Аллаха Мухаррам» (имам Муслим, № 1982).
Достоинство дня Ашура
Пост в этот день смывает грехи прошедшего года. Абу Катада (да будет доволен им Аллах) передаёт, что у Пророка (мир ему и благословение) спросили о посте в день Ашура, и он ответил: «Смывает грехи ушедшего года» (имам Муслим, № 2804). Кази Йияз сказал: «В хадисе подразумевается прощение малых грехов, но не больших. Таков путь ахлю сунны. Большие грехи смываются покаянием или милостью Аллаха» (см. в книге «Аль-Маджму шархуль мухаззаб», № 431/6).
Пророк (мир ему и благословение) выделял этот день. Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я никогда не видел Посланника Аллаха (мир ему и благословение) страстно желающим поститься в любой другой день и отдающим ему предпочтение перед любым другим днём, нежели в этот день Ашура» (имам Бухари, №1867).
Пост в этот день является выражением благодарности Аллаху за спасение в день Ашура верующих и следование за Пророком Мусой. Когда Пророк (мир ему и благословение) увидел, что иудеи соблюдают пост в день Ашура, он спросил о причине, и они ответили: «Потому что в этот день Аллах спас Мусу». Тогда Пророк (мир ему и благословение) сказал: «У нас больше прав на Мусу». Пророк (мир ему и благословение) начал соблюдать пост и других к этому призвал.
В Торе написано, что тот, кто подаст милостыню в день Ашура, подобен тому, кто дал всем просящим. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Кто будет щедрым для своей семьи в день Ашура, для него Аллах будет щедрым до окончания этого года» (имам Байхаки). По поводу этого хадиса ибн Уяйна (да будет доволен им Аллах) сказал: «Мы это пробовали то ли пятьдесят, то ли шестьдесят лет и не видели ничего кроме добра» (см. в книге «Лятаифуль Маарифлиль-Ханбали», стр 42).
В Египте был человек, который не имел ничего, кроме той одежды, что была на нём. Однажды он совершил утренний намаз в мечети Амру ибн Аса.
Женщины в эту мечеть приходили в день Ашура, чтобы поучаствовать в коллективной молитве (дуа). И в этот благодатный день Ашура одна женщина обратилась к нему с просьбой: «Дай мне что-либо ради Аллаха, чтобы я смогла помочь своим детям». Он ответил: «Хорошо». Вернулся с ней домой, попросил её подождать, снял одежду и, высунув через дверь, отдал ей. Она его поблагодарила, сказав: «Да оденет тебя Аллах райским украшением». В эту ночь он увидел себя во сне рядом с красивой райской гурией, в руках которой было яблоко с прекрасным ароматом. Она расколола яблоко, и там было одеяние. Он спросил у неё: «Кто ты?» Она ответила: «Я Ашура, твоя жена в Раю». После этого он проснулся и почувствовал дома прекрасный аромат; встал, совершил омовение, сделал два ракаата намаза и взмолился: «О Аллах, если это истинная моя жена, которая будет в Раю, то забери меня к ней». Аллах ответил его мольбе, и он умер в тот же миг. (См. в книге «Нузхатуль Маджалис», стр. 234.)
В эту ночь есть возможность искупаться в воде Зам-зам. В книге «Равзу аль-Фаик», на стр. 219 написано следующее: «В ночь Ашура Всевышний Аллах добавляет воду Зам-зам в другие воды, и тот, кто искупается в этот день, получит безопасность от болезни на протяжении всего года».
В этот день даже животные и насекомые соблюдают пост. Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передаёт от Фатха ибн Шахрафа, что он сказал: «Я каждый день крошил хлеб для муравья, а когда наступал день Ашура, муравей не кушал».
Передал Абу Муса аль-Маданию с иснадом от Кайса ибн Убада, что он сказал: «Я узнал, что дикие звери соблюдали пост в день Ашура». Также с иснадом, исходящим от ибн Убада, рассказывается о человеке, который пришёл в пустыню в день Ашура и там увидел людей, закалывающих животных. Он их спросил о причине этого действия, и ему рассказали, что дикие животные соблюдают пост. Они ему сказали: пойдём с нами, мы тебе покажем. И они вместе с ним пришли в сад. После наступления времени предзакатной молитвы со всех сторон пришли животные, окружили сад и, подняв головы к небу, не кушая ничего, так и находились, пока не взошло солнце. А после захода солнца животные поспешили и начали кушать (то, что закалывали люди)» (см. в книге «ЛятаифульМаарифлиль-Ханбали», стр. 41).
Соблюдение поста в девятый день Мухаррама, за день до Ашура
Является желательным верующему соблюдать пост и в девятый день вместе с днём Ашура. Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Когда в день Ашура Пророк (мир ему и благословение) соблюдал пост и велел другим поступать так же, люди спросили: “О Посланник Аллаха (мир ему и благословение), это же день возвеличивания христиан и иудеев”, и тогда Пророк (мир ему и благословение) сказал: “В следующем году, иншааллах, мы будем соблюдать пост и в девятый день”». Но Пророк (мир ему и благословение) до следующего года не дожил. Имам аш-Шафии и его последовали, а также Ахмад, Исхак и другие сказали: «Желательно всем соблюдать пост в девятый день, потому что Пророк (мир ему и благословение) соблюдал пост в день Ашура и сделал намерение соблюсти его в девятый день».
Имам ан-Навави сказал: «Учёные упомянули несколько мудрых причин соблюдения поста в девятый день:
– цель соблюдения поста в девятый день – чтобы отличиться от иудеев;
– цель связывания дня Ашура с девятым днём подобен запрету соблюдать пост только в один пятничный день;
– в этом есть осторожность: в день Ашура может получиться так, что луну точно не видели, допустили ошибку и т. п.; в этом случае девятый день в действительности окажется десятым днём (если была допущена ошибка)». (См. в книге «Шарх аля Сахих Муслим», № 254/8–7.)
Как лучше соблюдать пост?
Самый лучший вариант – это соблюдать пост девятого, десятого и одиннадцатого числа. Учёные считают, что это самый лучший и полноценный способ, потому что в некоторых версиях хадиса говорится: «Соблюдайте пост за день Ашура и после Ашура». Кто будет соблюдать пост таким образом, на его счету соблюдённых постов окажется на день больше, ведь соблюдение поста в этом месяца достойнее, чем в остальных, не считая месяц Рамадан. В соблюдении поста таким способом есть успокоение для души и твёрдая убеждённость в том, что, если даже возникнут противоречия относительно видения луны, у человека, соблюдающего пост три дня, день Ашура не пропадёт.
Другой вариант – это соблюдение поста в девятый и десятый день. Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) делал именно так и говорил: «Соблюдайте пост в девятый и десятый день, отличайтесь от иудеев». В этом есть и страховка, чтобы не упустить день Ашура, если возникнут противоречия.
И последний вариант – это соблюдать пост только в день Ашура. Если человек будет поститься только один день, так тоже засчитается, но большинство учёных считают это нежелательным. Намерение делается так: «Я намереваюсь соблюдать желательный пост в день Ашура ради Аллаха». Если у человека есть посты, которые он обязан возместить, то ему следует сделать намерение только на возмещение постов, к примеру: «Я намереваюсь возместить пост месяца Рамадан такого-то года ради Аллаха».
Молитва, читаемая в день Ашура
Сначала 70 раз читают следующую молитву: «Хасбуналлаху ванигмаль вакилю нигмаль мавля ванигма ннасыру». Затем 7 раз читают эту молитву: «Бисмилляхи ррахмани ррахим. Хасбуналлаху ванигмаль вакилю нигмаль мавля ва нигма ннасыру. Субханаллахи мильаль мизани ва мунтахаль ильми ва маблага риза ва зинаталь арши ля мальджаа валя манджаа миналлахи илля иляйхи субханаллахи адада шшафъи вальватри ваадада калимати лляхи ттаммати куллиха асъалюка (насъалюка) ссалямата бирахматика я архама ррахимина. Валя хавля валя куввата илля билляхиль алиййиль азыми вахува хасби (хасбуна) ванигмаль вакилю нигмаль мавля ванигма ннасыру васалляллаху аля саййидина Мухаммадин хайри халкихи ва аля алигьи васахбихи аджмаина».
«С именем Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете, а на том свете – лишь к уверовавшим! Нам достаточен Аллах, Он – наилучший, на Кого полагаются, лучший Господь, и лучший, Кто дарует победу (помощь). Субханаллах (Пречист Аллах от всего того, что Ему не подобает!) настолько, пока не заполнятся Весы, и по количеству Его знаний, пока не достигнет Его довольства, и сколько весит Арш. Нам не к кому прибегать, не к кому обращаться, кроме как к Нему же. Субханаллах (Пречист Аллах от всего того, что Ему не подобает!) по количеству чётных и нечётных цифр, и по количеству совершенных слов Аллаха. Я (мы) прошу (просим) у Тебя спасения по Милости Твоей, О Милостивейший из милостивых! Нет мощи, чтобы отказаться от плохого, и нет силы, чтобы творить добро (ибадат), кроме как от Всевышнего и Великого Аллаха. Он мне (нам) достаточен, Он – наилучший, на кого полагаются, лучший Господь, и лучший, Кто дарует победу (помощь)».
Благословение Аллаха нашему господину Мухаммаду – лучшему из творений, его семье (общине) и всем его сподвижникам!
Молитва, читаемая в день Ашура:
Месяц Мухаррам является одним из высокочтимых, священных для мусульман месяцев. А самым ценным днём месяца Мухаррам является Ашура.
В день Ашура, а также в предыдущий (9 Мухаррам) или в следующий (11 Мухаррам) дни желательно (суннат) соблюдать пост. Согласно одному из хадисов, пост в день Ашура очищает мусульманина от грехов за предыдущий и последующий годы, а за крупицу подаяний (садака) в день Ашура Всевышний даст вознаграждение величиной с гору Ухуд.
В день Ашура раздают садака, радуют детей и близких, читают Коран, совершают другие богоугодные дела.
Молитва, читаемая в день Ашура:
Сначала 70 раз читают следующую молитву:
حَسْبُنَا الله وَنِعْمَ الْوَكِيلُ نِعْمَ الْمَوْلىَ وَنِعْمَ الْنَّصِـيرٌ
«ХIасбуналлагьу ва нигIмаль вакилю нигIмаль мавля ва нигIма ннасиру» (70 раз).
Затем 7 раз читают эту молитву:
بِسْـمِ اللهِ الرَّحْـمَنِ الرَّحِـيمِ
حَسْبُنَا الله وَنِعْمَ الْوَكِيلُ نِعْمَ الْمَوْلىَ وَنِعْمَ النَّصِيرٌ
سُبْحَانَ اللهِ مِلْءَ الْـمِيزَانِ وَمُنْتَهىَ الْعِلْمِ وَمَبْلَغَ الرِّضَى وَزِنَةَ الْعَرْشِ لاَ مَلْجَاءَ وَلاَ مَنْجَأَ مِنَ اللهِ إِلاَ إِلَيْهِ سُبْحَانَ الله عَدَدَ الشَّفْعِ وَالْوَتْرِ وَعَدَدَ كَلِمَـاتِ اللهِ التَّامـَّاتِ كُـلِّهَا، أَسْئَلُكَ (نَسْئَلُكَ) السَّلاَمَةَ بِرَحْمَتِكَ يـآ اَرْحَمَ الرَّاحِمِينَ وَلاَ حَوْلَ وَلاَ قُوَّةَ إِلاَّ باِللهِ العَليِّ الْعَظِيمِ وَهُوَ حَسْبِى (حَسْبُنَا) وَنِعْمَ الْوَكِيلُ نِعْمَ الْمَوْلىَ وَنِعْمَ النَّصِـيرُ وَصَلَّى الله عَلىَ سَيِّدِناَ مُحَمَّدٍ خَيْرِ خَلْقِهِ وَعَلىَ آلِهِ وَصَحْبِهِ أَجْمَعِينَ .
ХIасбуналлагьу ва нигIмаль вакилю нигIмаль мавля ва нигIма ннасыру.
СубхIаналлагьи мильаль мизани ва мунтагьаль гIильми ва маблагъа рриза ва зинаталь гIарши ля мальджаа валя манджаа миналлагьи илля иляйгьи субхIаналлагьи гIадада шшафгIи валь ватри ва гIадада калимати ллягьи ттаммати куллигьа асъалюка (насъалюка) ссалямата бирахIматика я архIама ррахIимина. Валя хIавля валя къуввата илля биллягьиль гIалиййиль гIазыми ва гьува хIасби (хIасбуна) ва нигIмаль вакилю нигIмаль мавля ва нигIма ннасыру ва салля ллагьу гIаля саййидина МухIаммадин хайри халкъигьи ва гIаля алигьи ва сахIбигьи аджмагIина.
С именем Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и на том свете – лишь к уверовавшим!
Нам достаточен Аллах, Он – наилучший, на Кого полагаются, лучший Господь, и лучший, Кто дарует победу (помощь).
Субханаллах (Пречист Аллах от всего того, что Ему не подобает!) настолько, пока не заполнятся Весы, и по количеству Его знаний, пока не достигнет Его довольства, и сколько весит Арш. Нам не к кому прибегать, не к кому обращаться, кроме как к Нему же. Субханаллах (Пречист Аллах от всего того, что Ему не подобает!) по количеству чётных и нечётных цифр, и по количеству совершенных слов Аллаха. Я (мы) прошу (просим) у Тебя спасения по Милости Твоей, О Милостивейший из милостивых! Нет мощи, чтобы отказаться от плохого и нет силы, чтобы творить добро (ибадат), кроме как от Всевышнего и Великого Аллаха. Он мне (нам) достаточен, Он – наилучший, на кого полагаются, лучший Господь, и лучший, Кто дарует победу (помощь).
Благословение Аллаха нашему господину Мухаммаду – лучшему из творений, его семье (общине) и всем его сподвижникам!
Преимущества соблюдения поста в день ‘Ашура
Пророк Мухаммад, мир Ему, призывал Своих последователей соблюдать Пост в день ‘Ашура – это сунна нашего Пророка Мухаммада, мир Ему, который, ответил на вопрос об этом дне:
”يُكَفِّرُ السَّنَةَ الْمَاضِيَةَ“ رواه مسلم.
Это означает: «Кто соблюдает в этот день Пост искренне ради Аллаhа Всевышнего, то прощаются его грехи прошлого года». Этот Хадис передал имам Муслим.
Так же сообщается, что Абу Катада (да будет доволен им Аллах) сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто постится три дня в каждом месяце и в течение Рамадана, тот словно постоянно бывает в посте. За пост в день Арафата я надеюсь, что Аллах сотрёт грехи предыдущего года и будущего, а за пост в день Ашура я надеюсь, что Аллах сотрёт грехи предыдущего года».
Соблюдать Пост в день ‘Ашура не является фардом (обязанностью). Об этом сказали исламские ученые, обосновывая это заключение изречением Пророка Мухаммада, мир Ему: «Аллаh Всевышний не обязывал вас соблюдать Пост в день ‘Ашура, кто хочет – пусть соблюдает, а кто не хочет – пусть не соблюдает».
Этот Хадис передали имамы Аль-Бухарий и Муслим.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Лучший пост после Рамадана – это пост в месяце Аллаха аль-Мухаррам» В этом хадисе аль-Мухаррам назван «месяцем Аллаха», и это указывает на его достоинство.
”لَئِنْ بَقِيتُ إِلَىَ قَابِلٍ لأَصُومَنَّ التَّاسِعَ“ رواه مسلم
Это означает: «Если Аллаh даст мне дожить до следующего года, то я буду соблюдать Пост 9 числа месяца Мухаррам». Это изречение передал имам Муслим.
Но Посланник Аллаhа, мир Ему, умер до наступления следующего года. Некоторые исламские ученые говорили, что мудрость соблюдения Поста девятого и десятого числа месяца Мухаррам заключается в том, чтобы отличаться от иудеев, которые постятся только десятого числа месяца Мухаррам.
Намаз, рекомендованный для выполнения в День Ашура
1. Кто выполнит 4 ракаата намаза, читая в каждом из ракаатов Суру Аль-Фатиха 1 раз и Суру Аль-Ихлас 50 раз (т.е. всего в намазе надо прочесть 4 раза Аль-Фатиху и 200 (двести) раз Аль-Ихлас), то, инша-Аллах, Аллах простит такому человеку грехи за 50 лет и создаст для него в Раю дворцы из Нура.
В соответствии с другим источником, рекомендуется след. намаз
2. Прочесть намаз, состоящий из 4 ракаатов. При этом читать по 2 ракаата отдельно, в каждом из ракаатов рекомендуется читать следующие Суры: Аль-Фатиха – 1 раз, Зульзиля – 1 раз, Аль-Кафирун – 1 раз, Аль-Ихлас – 1 раз.
А по окончанию всех 4 ракаатов (после намаза) прочитать салават* – 70 раз.
Кто проведет ночь, предшествующую Дню Ашура в ибадате, а утро Дня Ашуры встретит в состоянии поста (уразы), тот будет сохранен от ужаса предсмертных агоний, инша-Аллах.
Кто будет щедр с людьми, находящимися от него в материальной зависимости (семья и т.д.), то, инша-Аллах, Аллах будет проявлять свою щедрость к такому человеку в течение целого года.
Мухаррам – месяц покаяния и богослужения, так что не упускайте шанс получить прощение грехов и многократное воздаяние за добродеяния. Аминь!
День ‘Ашура’
‘Ашура’ – десятый день месяца аль-Мухаррам[1]. В этот день Ноев ковчег подплыл к суше, и посланник Господа Ной всю оставшуюся жизнь постился в этот день в благодарность Господу[2]. Также именно на этот день пришлось спасение Моисея и его народа от зла фараона, который был потоплен вместе со своим войском[3]. Моисей тоже постился в этот день всю оставшуюся жизнь в благодарность Аллаху за спасение. Пророк Мухаммад (да благословит Господь и приветствует) постился в этот день до своего переселения в Медину[4]. После прибытия посланника Божьего в Медину, на десятый день месяца аль-Мухаррам, он увидел, что иудеи также постятся. Узнав причину, он подтвердил своим сподвижникам желательность поста, оговорив, что это вознаграждаемо и является причиной искупления прегрешений одного года. Более того, арабы-бедуины постились в этот день еще до начала пророческой миссии Мухаммада и меняли покрывало Каабы именно в этот день[5].
Хадисы про день ‘Ашура’
Пророк Мухаммад сказал: «Лучший пост после [поста в месяц] Рамадан – в месяц Божий аль-Мухаррам. Лучшая молитва[-намаз] после обязательных [пяти] – молитва[-намаз] ночью [до начала зари]»[6].
‘Аиша передала: «День ‘Ашура’ был днем поста для арабов еще до начала пророческой миссии [Мухаммада][7]. Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) соблюдал этот пост. Когда же он [заключительный Божий посланник] прибыл в Медину, то как сам постился в этот день, так и приказал другим поститься. После установления месяца Рамадана месяцем обязательного поста он (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто желает, тот может поститься [в ‘Ашура’], а кто не желает, тот может не поститься»[8].
«Аль-Аш‘ас ибн Кайс зашел однажды к ‘Абдулле Ибн Мас‘уду в день ‘Ашура’. Увидев, что тот трапезничает, он воскликнул: «Сегодня же ‘Ашура’?!» ‘Абдулла ответил: «В этот день [строго] постились до утверждения обязательного поста в месяц Рамадан. После [обязательность] отпала. Если ты не постишься, то присоединяйся к трапезе»[9].
От ‘Абдуллы ибн ‘Умара передается: «До пророческой миссии Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) арабы постились в день ‘Ашура’. Пророк постился в этот день вместе со сподвижниками до становления месяца Рамадан месяцем обязательного поста. Когда это произошло, посланник Божий сказал: «Воистину, ‘Ашура’ является одним из дней Аллаха (Бога, Господа). Кто пожелает, тот может поститься в этот день, а кто не желает, может не поститься»[10]. Ибн ‘Умар постился в этот день только тогда, когда это совпадало с днями его дополнительных постов[11].
Абу Муса аль-Аш‘ари сказал: «Иудеи возвеличивали и считали священным день ‘Ашура’. Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Поститесь в этот день [и] вы [о мусульмане]»[12].
Ибн ‘Аббас рассказал: «По прибытии в Медину [через некоторое время, когда наступил месяц аль-Мухаррам][13] Пророк застал иудеев постящимися в день ‘Ашура’. Он спросил у них: «Что это за день, в который вы соблюдаете пост? [В чем причина вашего поста именно в этот день?]». Ему ответили: «Это – великий день! Аллах (Бог, Господь) спас Мусу (Моисея) и народ его [от зла их врага] именно в этот день, утопив фараона вместе с войском. Поэтому Муса (Моисей) постился в этот день в благодарность [Творцу]. И мы соблюдаем пост в этот день». Посланник Господа воскликнул: «Мы [мусульмане] более первостепененны относительно [оставленного] Мусой (Моисеем) [являясь представителями заключительного этапа религиозного развития человечества]». Пророк Мухаммад постился сам и приказал другим»[14].
Му‘авия ибн Абу Суфьян передал: «Я слышал, как пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Этот день – ‘Ашура’, поститься не обязательно (не фард). Я соблюдаю пост. Вы же поступайте по желанию (как хотите)»[15], [16].
Есть хадис, в котором оговаривается, что пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) незадолго до смерти сказал: «Если наступит следующий год, тогда, с Божественного на то благословения (ин ша’ал-ла), будем соблюдать пост на девятый день [месяца аль-Мухаррам]». Но до ‘Ашура’ следующего года он (да благословит его Всевышний и приветствует) не дожил[17].
В своде хадисов имама Ахмада приведен хадис, где пророк Мухаммад говорит: «Поститесь в день ‘Ашура’ и не будьте [излишне] похожи на иудеев. Поститесь [также] день до него и день после»[18].
Итак, можно заключить, что наиболее предусмотрительным является поститься на девятый, десятый и одиннадцатый дни месяца аль-Мухаррам. Также можно поститься на девятый и десятый дни или только на десятый[19]. В то же время нужно не забывать, что во всех трех случаях пост является дополнительным[20], но воздаяние за него велико: «Пост в день ‘Арафа является причиной искупления грехов прошедшего года и будущего, а пост в день ‘Ашура’ – искупления грехов прошедшего»[21], [22]. Имам ан-Навави, комментируя хадисы о прощении грехов, сказал: «В первую очередь компенсируются незначительные прегрешения человека (сагаир). Если таковых нет, то снижается бремя больших грехов (кабаир). Если последние также отсутствуют, то повышается степень праведности человека пред Богом»[23].
Пост в день ‘Ашура’ в очередной раз подтверждает единство корней монотеистических религий, в том числе и в религиозной практике.
Ответ на вопрос про день ‘Ашура’
Известно, что день ‘Ашура’ у мусульман-шиитов сопровождается глубоким трауром. Имеет ли это обоснование в Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует)?
В соответствии с Сунной Пророка день ‘Ашура’ является исторически примечательным днем, как было сказано ранее, и днем, в который дополнительный пост значительно вознаграждаем. Ничего другого в достоверной Сунне относительно этого дня не оговаривается[24].
Что касается траура у мусульман-шиитов, то это результат исторического совпадения гибели Хусейна, внука пророка Мухаммада, и дня ‘Ашура’. Убит он был именно в десятый день месяца аль-Мухаррам. Сторонники Хусейна сделали этот день траурным, выдумав в оправдание своего новшества некоторое количество хадисов. Те же, кто способствовал гибели внука Пророка, сделали этот день праздником, также внедрив в практику выдуманные хадисы, якобы оправдывающие каноническую обоснованность этого. Такого рода фанатизм и нововведения строго отвергаемы Исламом и неприемлемы. Ученые-мухаддисы исключили все эти недостоверные хадисы из религиозного обихода, однако на уровне народных обычаев это встречается и сегодня.
Слепой и глухой фанатизм делит людей на противоборствующие стороны, делает их врагами, когда они должны бы быть пред Богом родными душами. В Коране сказано: «И воистину, это — мой путь, являющийся прямым, следуйте же ему. Не следуйте путям, которые удаляют вас от стези Господа [удаляют вас от веры]. Завещает Он [Господь миров] вам это, возможно, вы будете богобоязненны [оживете душою, прозреете и начнете отличать добро от зла, стремясь делать первое и не искать оправданий последнему]» (Св. Коран, 6:153).
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См., например: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 29. С. 219; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 307.
[2] Св. х. Ахмада. См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 309, 310 и 311.
[3] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 438, хадис № 128–(1130).
[4] См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 592, хадис № 2002; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 311.
[5] Св. х. ат-Табарани. См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 310.
[6] См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 452, , хадис № 202–(1163) и похожий по смыслу хадис № 203–(1163); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 4. Ч. 8. С. 54 и 55, хадис № 202–(1163) и пояснение к нему; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 276, хадис № 2429, «сахих».
Также см., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 243, хадисы № 739 и 740.
[7] У ‘Икримы однажды спросили об этом. Он ответил: «Однажды племя курайшитов совершило нечто греховное. Это отяготило их сердца. Им сказали: «Поститесь в день ‘Ашура’. Это поспособствует искуплению греха». См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 309; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 259; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 1. С. 399.
[8] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 592, хадис № 2002; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 436, хадис № 113–(1125); Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 277, хадис № 2442, «сахих».
Также см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 592, хадис № 2001; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 436, хадис № 115–(1125).
[9] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 437, хадис № 124–(1127).
Также см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1362, хадис № 4503.
[10] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 436, хадис № 117–(1126); Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 277, хадис № 2443, «сахих».
[11] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 563, хадис № 1892; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 436, хадис № 119–(1126).
[12] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 438, хадис № 129–(1131); аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 593, хадис № 2005.
[13] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 310.
[14] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 438, хадис № 128–(1130); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 4. Ч. 8. С. 9, хадис № 128–(1130).
Также см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 593, хадис № 2004; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 277, хадис № 2444, «сахих».
[15] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 592, хадис № 2003; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 438, хадис № 126–(1129).
[16] Также хадисы по теме см., например: См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 4, с. 256, 257, хадисы № 1706, 1707, 1709-1713; Имам Малик. Аль-муватто [Общедоступный]. Бейрут: Ихья аль-‘улюм, 1990. С. 232, 233, хадисы № 665, 666, 667; аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 1. С. 439–440; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. В 2 т., 4 ч. Каир: аль-Хадис, [б. г.]. Т. 1. Ч. 2. С. 339, хадисы № 2442–2444; Ибн Абу Шейба А. Аль-мусаннаф фи аль-ахадис ва аль-асар [Свод хадисов и повествований]. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1989. Т. 2. С. 470–473; ас-Сан‘ани А. Аль-мусаннаф [Свод хадисов]. В 11 т. Бейрут: аль-Мактаб аль-ислами, 1983. Т. 4. С. 285–291, хадисы № 7831–7852.
[17] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 439, хадис № 133–(1134); аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 260, хадис № 1714; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 277, хадис № 2445, «сахих»; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 308.
[18] См., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 260, хадис № 1714 (последний риваят); аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 308.
[19] См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 308.
[20] См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 309.
[21] Человек верующий понимает, что такого рода хадисы не допускают совершения грехов на протяжении лет, будто грехи могут быть быстро искуплены одним-двумя днями поста. Такого рода хадисы раскрывают суть, благодать (баракят) и великую ценность пред Богом некоторых дней, совершение благих дел в которые наиболее примечательно, и, если хотите, – выгодно в плане благостности в этой жизни и в вечности.
[22] Хадис от Абу Катады; св. х. Ахмада, Муслима и Абу Дауда. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 451, хадис № 197–(1162); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 312, хадис № 5055, 5057, «сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 254, хадис № 1701.
[23] См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 4. Ч. 8. С. 51, хадис № 197–(1162); аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари [Опора гостя]. В 20 т. Египет: Мустафа аль-Баби, 1972. Т. 1. С. 267, 268; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 255; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 1. С. 398.
[24] См., например: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 29. С. 221.
Существуют такие недостоверные хадисы: «Кто будет щедр в этот день к своей семье, к тому будет щедр Аллах (Бог, Господь) на протяжении последующего года» и «Кто помажет сурьмой глаза в день ‘Ашура’, у того они никогда не будут болеть». Имеется несколько хадисов такого рода, но все они, по мнению ученых-хадисоведов, являются недостоверными или выдуманными (мавду‘). См., например: аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2-х ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмия, 2001. Ч. 2. С. 253, хадис № 2641 и пояснение к нему; аль-Албани М. Сильсиля аль-ахадис ад-да‘ифа и аль-мавду‘а [Серия недостоверных и выдуманных хадисов]. В 4 т. Ар-Рияд: аль-Ма‘ариф, 1992. Т. 2. С. 89.