Молитва в исламе за здоровье человека

Религиозное чтение: молитва в исламе за здоровье человека в помощь нашим читателям.

Молитва (дуа) об исцелении

‏اللَّهُمَّ رَبَّ النَّاسِ، مُذْهِبَ الْبَأْسِ

اشْفِي أَنْتَ الشَّافِي، لاَ شَافِيَ إِلاَّ أَنْتَ

اشْفِي شِفَاءً لاَ يُغَادِرُ سَقَمًا‏

Аллахумма, раббан-нас, музхибаль-ба’с, ишфи анташ-шафи, ля шафия илля анта, ишфи шифа’ан ля югадиру сакама.

Господь, о Опекающий людей! О устраняющий беды (несчастья; бедность и нужду) [для Тебя это не составляет ни малейшего труда]! Исцели, ведь Ты — Исцеляющий. Лишь Ты исцеляешь [бесследно и окончательно]. Исцели так, чтобы целительная сила Твоя попала прямо в цель [устранила корень проблемы].

Влияние мусульманских ритуалов на здоровье человека

Зная, какое значение придается в Исламе своевременному совершению ежедневного пятикратного намаза, я нутром ученого чувствовал, что, кроме бесспорного духовного воздействия, оно не может не иметь и чисто физического, оздоровительного эффекта.

Конечно же, его гигиенический эффект, как говорится, лежал на поверхности. Ислам вообще придает большое значение гигиене и чистоте. В Коране говорится, что “Аллах любит чистых людей” . Один из хадисов (изречений) пророка Мухаммада (мир ему и благословение) гласит: “Чистота — это половина веры”.

Что же еще, кроме гигиены? И я начал исследования в этой области. Работа на кафедре немедикаментозной терапии Дагмедакадемии в течение трех лет под руководством заведующего кафедрой, профессора К. Г. Махмудова облегчила мне проведение этих исследований. Я как раз тогда преподавал студентам Медакадемии физио- и китайскую рефлексотерапию.

Человек для науки все еще представляет малоизученный объект исследования. Только телесная составляющая человека более или менее изучена, а о его духовной составляющей еще мало информации. Эти исследования только-только начинаются. Сегодня известно, что человек — это сложнейший комплекс электромагнитных полей, меридианов, биологических ритмов и т. д. Внутренние органы человека тоже, в свою очередь, представляют собой сложнейшие биоэнергетические комплексы, и все они имеют неразрывную многоканальную двустороннюю связь с кожей, на которой расположены определенные точки, являющиеся своего рода “пультами управления” и “подзарядки” этих органов. Их называют биологически активными точками (БАТ).

Еще на первом курсе мединститута, я написал реферат на тему о биоритмах на основе книги опального в свое время ученого А. И. Чижевского “Земное эхо солнечных бурь” и других источников (Агаджанян и др). Хотя существование энергетического тела получило признание, как на Востоке, так и на Западе, и появились приборы, регистрирующие биополе организмов и меридианы биологически активных точек, в СССР в то время эта тема была из области «нерекомендованных». По мнению наших идеологов тех лет, человек не должен был иметь душу или энергетическое тело, так как это противоречило материалистической (атеистической) идеологии.

После многих лет поисков мне удалось собрать литературу о биоритмах, БАТ на коже, меридианах на теле и т.д. и начать свои исследования. Я изучил эту область и знаком с мусульманскими ритуалами, поэтому для меня стал очевидным их оздоровительный эффект. Более того, по сравнению со сложившейся в нетрадиционной медицине недоступной “простым смертным” методикой лечения и профилактикой болезней, мусульманские ритуалы более безопасны, универсальны, доступны и просты в исполнении, а также охватывают весь комплекс оздоровительных процедур.

Рефлексотерапия была известна в Китае еще 5 тысяч лет назад. Лекари учились этой науке 15-20 лет и более. Они использовали знания в основном для лечения болезней и только в редких случаях (по отношению к императорскому семейству) для их профилактики. Негативной стороной рефлексотерапии была травматичность, так как при этом применяли прижигание и т.д. Методы и подходы рефлексотерапии и в наши дни остались теми же.

И как можно не восхищаться, увидев, как просто и гениально все это заменяется в Исламе. Сивак (зубочистка), например, массирует многочисленные БАТ в полости рта, а омовение — это не что иное, как воздействие водой на БАТ и их гидромассаж. Движения во время омовения напоминают тщательно освоенные приемы саморегуляции, лечебно-профилактические процедуры, упорядочение циркуляции энергии в теле, ее дозированного накопления и расходования. Подавляющее большинство сильнодействующих БАТ расположено именно на тех частях тела, которые моются во время мусульманского ритуала омовения. И все это делает не лекарь, обучаемый годами, а каждый мусульманин самостоятельно. Кроме того, обязательность пятикратного намаза как бы обязывает мусульманина заниматься профилактикой заболеваний, не дожидаясь их развития. Добавим к этому, что сроки совершения намаза совпадают со сменой суточных биоритмов и периодами повышения активности БАТ.

Конечно же, только Всезнающий Создатель мог все это устроить так просто и гениально.

Сивак — это ветки дерева сивак (мисвак), которыми мусульмане чистят зубы и массируют десны перед началом омовения и намаза и в некоторых других случаях. Применение сивака является Сунной Пророка (мир ему и благословение), то есть действием, которое он рекомендовал совершать.

В одном из хадисов говорится: “Сивак очищает рот, и это угодно Господу. Каждый раз при явлении мне (Пророку, мир ему. — Прим. ред.) Джабраил наставлял меня применять сивак, я даже боялся, что применение сивака сделают фарзом (обязанностью). Если бы я не боялся обременить свой уммат (т. е. мусульманскую общину. — Прим. ред.), я бы сделал это обязанностью”.

Помимо пользы духовной, сивак полезен человеку и с точки зрения сохранения его здоровья. Именно этот аспект пользы сивака мы и рассмотрим в данной статье.

Американские ученые недавно установили, что дерево сивак (мисвак) оказывает удивительное по эффективности воздействие на полость рта: только однократное его применение (мусульмане же применяют сивак трехкратно) убивает до 80% микроорганизмов, он предотвращает кариес, укрепляет десны, и действие его длится до двух суток. В мире уже успешно начат выпуск зубной пасты из сивака.

Кроме этих чисто гигиенических эффектов, сивак действует и на биологически активные точки (БАТ), расположенные в полости рта, на границе десен и зубов. Эти точки регулируют работу пяти органов чувств (ушей, глаз, носа, языка и глотки), трех парных ячеек (клиновидных, верхнечелюстных, решетчатых), одной непарной пазухи (лобной), височно-нижнечелюстного сустава, 28 спинальных нервов, регулирующих работу практически всех внутренних органов, мышц и суставов верхних и нижних конечностей. Эти точки также регулируют работу внутренних органов: мочевого и желчного пузырей, печени, почек, желудка, поджелудочной железы, селезенки, легких, сердца, тонкого и толстого кишечников.

Массаж зон БАТ в полости рта при применении сивака снимает болевые синдромы, уменьшает нейрорефлекторное напряжение мышц при остеохондрозе. Регулярное применение сивака, помимо профилактики, регулирует 70 недугов человеческих, способствует также сохранению ясного ума и памяти до последних минут жизни.

Таким образом, только один сивак, совершаемый с верой в душе и с намерением на устах, заменяет простому смертному целую бригаду врачей, специализирующихся в разных областях.

Ритуальное омовение

Роль ритуального омовения, совершаемого перед намазом, с точки зрения гигиены и санитарии неоспорима.

Совершая ритуальное омовение, мусульмане вначале психологически настраиваются на его совершение во имя Аллаха, то есть имеют соответствующее намерение (ният), моют лицо, руки до локтей, протирают мокрыми руками голову и моют ноги. Причем соблюдение приведенного выше порядка его совершения тоже обязательно. Что же происходит в организме человека при совершении омовения таким образом и как все это влияет на здоровье человека?

По китайской медицине, на человеческом теле имеются более 700 биологически активных точек, из них 66 точек являются сильнодействующими, и в рефлексотерапии за эти эффекты их называют точками агрессии, античными точками или точками первоэлементов. 61 из этих сильнодействующих точек расположена в зонах обязательного омовения перед намазом, остальные 5 точек расположены на ногах, между щиколоткой и коленом. Таким образом, если учесть, что при совершении омовения мытье ног до колен и протирание (массаж) моющихся частей тела являются сунной (то есть желательным), то получается, что каждый раз при омовении мусульмане совершают своего рода комплексную процедуру, включающую в себя гидромассаж БАТ, температурное и физическое воздействие на них. Причем очередность активизации и раздражения БАТ при омовении также оказалась оптимальной.

При омовении лица, не считая освежающего воздействия воды на терморецепторы кожи лица, происходит “перезарядка” таких органов, как кишечник, желудок и мочевой пузырь, оказывается положительное воздействие на нервную систему, половые функции и т.д.

При омовении рук до локтей происходит гидромассаж БАТ, расположенных на этих частях тела, что приводит к поднятию тонуса, успокоению сердца, усилению кровообращения и половых функций, нормализации работы легких, продолжается воздействие на кишечник и мочевой пузырь.

На моющейся при омовении части правой ноги расположены БАТ, связанные с костной системой, кишечником, нервной системой, поясничной областью, желудком, поджелудочной железой, желчным пузырем, щитовидной железой, солнечным сплетением и т.д. Таким образом, при мытье правой ноги активизируются эти системы и органы – происходит нормализация их функционирования.

На моющейся части левой ноги расположены БАТ, связанные с гипофизом – органом, расположенным в головном мозгу, регулирующим работу желез внутренней секреции и контролирующим процессы роста, связанные с половыми железами и т.д.

Большое количество (более ста) БАТ расположено в области ушных раковин. Они представляют собой своего рода “пульт управления” всего тела. Известно, что омовение ушей является сунной (желательным) при совершении ритуала омовения. При этом происходит активизация 17 зон, расположенных внутри, и 5 зон с задней стороны каждой из ушных раковин.

При массировании точек, расположенных на ушах, происходит нормализация работы почти всех внутренних органов, снижение давления при гипертонии (на ушных раковинах расположены антигипертензивная и антиаллергическая зоны), уменьшается или снимается зубная боль и боли при ангине.

Кроме того, следует отметить, что сила воздействия на БАТ тоже играет немаловажную роль. По требованию сунны, процесс омовения должен сопровождаться приложением определенных усилий, которые эквивалентны физическому состоянию совершающего омовение. И это тоже соответствует научным требованиям.

Вдумайтесь только: мусульманин, обучивший другого человека омовению и намазу за 2-3 дня (максимум за неделю), сам не догадываясь об этом, передает ему знания и секреты китайской медицины, а также методы их практического применения. По традиционной системе, как мы отметили выше, для этого понадобилось бы 15-20 лет.

Время намаза

По данным доктора медицинских наук Б. С. Алякринского, более 400 функций человеческого организма подчиняются биологическим часам. В течение суток происходит смена 50 малых и 5 больших периодов биоритмов. Смены пяти больших периодов биоритмов связаны с соответствующим влиянием диспозиции планет Солнечной системы. Самое интересное: время смены этих пяти больших периодов совпадает со временем пяти ежедневных мусульманских молитв (намазов).

При смене каждого из этих пяти периодов биоритмов вначале происходит открытие БАТ, в таком состоянии они остаются в течение 15 минут, после чего начинается постепенное их закрытие, которое продолжается около двух часов. Если вспомнить, что согласно хадису Пророка (да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир) самым ценным является намаз, совершенный сразу по наступлении его времени, и что, в крайнем случае, если кто не успел совершить намаз вовремя, его можно совершить еще в течение определенного времени (примерно в течение 1,5-2 часов), то становится очевидным, что все это связано с режимом работы БАТ. Добавим к этому, что по Исламу весьма ценным во время намаза считается сосредоточение внимания и мыслей на Всевышнем и отключение от земных проблем и земных вопросов вообще. Понятно, что такое отключение от земных вопросов и сосредоточение на Всевышнем, причем, именно в периоды открытия БАТ, очень эффективно влияет на нервную систему, психику и на весь организм человека.

Влияние намаза на здоровье человека еще полностью не исследовано. Это тема для десятков научных диссертаций. Но о влиянии на кровообращение позы, при которой в намазе читается “Аттахияту” (то есть сидя на коленях), уже науке известно. В настоящее время во второй городской больнице г. Махачкалы, на кафедре Дагестанской медицинской академии как научное открытие используется методика пережатия бедренных артерий. При этом достигается дополнительное кровоснабжение внутренних органов, в первую очередь сердца и мозга.

Дело в том, что при обычном состоянии открыты лишь 30% кровеносных капилляров, а после пережатия артерии эта цифра увеличивается почти в два раза, то есть кровоснабжение внутренних органов увеличивается почти в два раза. Увеличение кровоснабжения, естественно, улучшает работу этих органов. Точно такой же процесс происходит и в позе при чтении “Аттахияту” в намазе.

Напоследок считаю необходимым отметить, что в данную статью включена только малая часть информации, которую я сумел собрать за последние десять лет.

В частности, здесь не приведена информация об усилении мыслительного процесса и контроля разума (связанного с корой больших полушарий) над эмоциями (связанными с подкоркой) у людей, совершающих намаз. Именно этой взаимосвязью во многом объясняется причина того, что проблем, связанных с употреблением наркотических веществ, алкоголя и с другими негативными явлениями, гораздо меньше среди верующих подростков, совершающих намаз. Это только то, что я обнаружил при соответствующих исследованиях. Проведенные мною исследования можно назвать всего лишь попыткой приподнять занавес над величием и чудодейственностью, которыми обладают вера и предписания Ислама.

Уверен, что со временем инстинкт самосохранения и ответственность за будущие поколения приведут людей во всем мире к осознанию необходимости веры и соблюдения всех мусульманских ритуалов.

Уровень распространения наркомании, алкоголя, СПИДа, разных венерических болезней, рост болезней, связанных со стрессом, нервной системой, сердечно-сосудистой системой и т.д., в современном мире приближается к критической точке, после которой могут начаться непредсказуемые последствия. Все это должно заставить людей во всем мире, прежде всего ученых, признать спасительную роль Ислама для человека не только на том, но и на этом свете.

Исследование всего комплекса позитивного влияния намаза на организм человека – дело будущего. Надеюсь, что я не останусь один на этом фронте научной работы.

Доктор медицинских наук, профессор.

Медицинские преимущества обязательных и дополнительных намазов

Намаз оказывает благотворное терапевтическое и духовное воздействие на мусульманина, начиная с момента ритуального омовения (вуду) и до совершения специальных ритуальных телодвижений в процессе намаза: такбир, киям, руку, саджда, джалса и таслим.

Мусульмане совершают пять обязательных ежедневных молитв (салят), ряд необязательных молитв (сунна, нафиль), а также намаз таравих в месяце Рамадан. Выполнение этих молитв сопряжено с умеренными физическими нагрузками на все мышцы тела, в процессе которых одни мышцы сокращаются изометрически (т.е. сохраняя свою длину), другие же сокращаются изотонически (т.е. сохраняя напряженность). Энергия, необходимая для мышечного метаболизма, повышается в процессе выполнения молитвы, что приводит к активному потреблению кислорода и веществ, питающих мышцы. Это, в свою очередь, вызывает вазодилатацию, т.е. увеличение калибра кровеносных сосудов, что облегчает приток крови к сердцу. Временно возросшая нагрузка укрепляет сердечную мышцу и улучшает циркуляцию крови внутри нее.

Небольшие физические нагрузки, которые испытывает молящийся при выполнении намазов, улучшают общее состояние и эмоциональный настрой. Повышаются выносливость организма, сопротивляемость и гибкость. Было замечено, что пятикратная ежедневная молитва (салят) дает физиологический эффект, аналогичный тому, что возникает при занятиях бегом по три километра ежедневно, не вызывая побочных нежелательных проявлений.

Молитва способствует улучшению здоровья и продлевает жизнь.

В результате повторяющихся регулярных движений тела во время молитвы мышечная сила, эластичность сухожилий, связок, гибкость и кардиоваскулярный резерв организма повышаются. Пожилым людям намазы помогают улучшить качество жизни, подготовиться к непредвиденным сложностям, таким, например, как падение, в результате чего человек может получить травму. Намаз повышает общую сопротивляемость организма, чувство уверенности в себе и в своих силах. Даже при небольших нагрузках организм вырабатывает адреналин. Сам же процесс секреции длится дольше факторов, вызывающих ее. Даже после окончания намаза эффект, производимый на организм адреналином и норадреналином, сохраняется.

Намазы улучшают респираторную деятельность. Циркуляция крови в капиллярах, окружающих мелкие артерии или легочные альвеолы, усиливается, вызывая улучшенный газообмен и более глубокое дыхание. Благодаря увеличению потребления кислорода человек, читающий намаз, чувствует себя лучше. Мусульмане, которые кроме предписанных ежедневных пятикратных молитв выполняют еще и дополнительные намазы, гораздо более активны и жизнеспособны, чем те, кто их не выполняет. И это особенно заметно у людей в преклонном возрасте.

Намазы повышают физическую силу и гибкость связок, уменьшают риск травм сухожилий и соединительных тканей.

Хорошо известно, что физические упражнения могут предотвращать тромбоз сердечной мышцы, повышать плотность липопротеинов (полезного холестерина), повышать потребление кислорода, замедлять частоту сокращений сердца, несколько снижать кровяное давление, вентрикулярную эктопическую активность, увеличивать просвет протока коронарных артерий. Физические нагрузки также улучшают состояние больных диабетом зрелого возраста и помогают при хронических респираторных заболеваниях.

Известно также, что физические нагрузки улучшают настроение и умственную деятельность, повышают качество жизни, придают уверенность в себе, уменьшают обеспокоенность и подавленность, создают положительный психологический настрой, улучшают память – особенно благодаря постоянному повторению аятов Священного Корана и зикра.

Повторение коранических аятов помогает оградить сознание от посторонних мыслей. Исследователь Гарвардского университета доктор Герберт Бенсон установил, что повторение молитв, аятов Священного Корана и поминание Аллаха (зикр) в сочетании с небольшой физической активностью и пассивным отключением активного мыслительного процесса вызывает ответную физиологическую релаксацию: понижение кровяного давления, уменьшение потребления кислорода, уменьшение частоты биения сердца и частоты дыхания. Таким образом, оказывается, что намаз, сочетающий в себе все описанные признаки, является идеальным условием, вызывающим состояние физиологической релаксации.

Намаз сочетает в себе однотипную мышечную активность, повторение сур Священного Корана и салаватов, пропевание слов восхваления Аллаха и молитвы-дуа. В результате этой деятельности в кровь выбрасываются энцефалины, бета-эндорфины, что приводит к успокоению рассудка. Эндорфины – это вид невропептидов, состоящих из аминокислот, вырабатываемых гипофизом, влияющих на центральную и периферическую нервные системы.

Когда намазы выполняются человеком всю жизнь с перерывом в несколько часов – это воспитывает в человеке дисциплинированность и выносливость и человек получает от этого как физическую, так и духовную пользу.

Ислам является единственной религией, в которой духовные устремления молящегося сочетаются с выполнением ряда обязательных физических движений во время намазов.

исполнительный директор Исламского исследовательского фонда.

Оценка 4.5 проголосовавших: 149
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here