Молитва в мечети пятница

Религиозное чтение: молитва в мечети пятница в помощь нашим читателям.

Пятничный намаз. Порядок выполнения

«О верующие! Если призовут в пятницу к молитве, то устремитесь к поминанию Господа и оставьте торговлю [суету, дела мирские]. Это – наилучшее для вас. О если бы вы только знали!» (см. Св. Коран, 62:9).

Заключительный посланник Творца Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) отметил самый важный день в календаре такими словами: «Пятница – это госпожа [глава] дней! Она является более величественной, чем день праздника Разговения (Ураза-байрам) и день праздника жертвоприношения (Курбан-байрам)»[1].

Также необходимо помнить слова посланника Божьего: «Кто оставит пятничную молитву три раза [подряд], пренебрегая ею[2], сердце того будет запечатано Господом»[3].

Пятничная молитва является обязательной только для мужчин. Женщины, дети, путники[4] и физически немощные люди не обязаны посещать пятничную проповедь. Если все же они пришли в мечеть, чтобы совершить пятничную молитву («Джум‘а»), она будет им засчитана вместо полуденной (Зухр) [5].

Утром в пятницу желательно совершить полное омовение. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Если кто-то из вас собирается пойти на пятничную проповедь, то пусть совершит полное омовение (гусль)»[6].

Из чего состоит пятничный намаз (джума)

Время совершения – это время полуденной молитвы (Зухр). Совершается только в мечетях и местах, специально отведенных для молитвы-намаза.

Пятничный намаз состоит из восьми ракяатов сунны и двух ракяатов фарда. Порядок их выполнения следующий: четыре ракяата сунны, два ракяата фарда и четыре ракяата сунны[7].

Четыре ракяата сунны

По окончании азана как читавший, так и слышавший его произносят «салават» и обращаются ко Всевышнему с молитвой, традиционно читаемой после азана.

Ният (намерение): «Я намереваюсь выполнить четыре ракяата сунны пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего».

Последовательность совершения аналогична четырем ракяатам молитвы Зухр. Выполняется, как все молитвы-сунны, каждым самостоятельно[8].

Имам поднимается на минбар и приветствует пришедших на молитву прихожан словами «ас-саляму ‘алейкум ва рахматуллах», после чего садится.

По окончании азана как читавший, так и слышавший его произносят «Салават» и, воздев руки на уровень груди, обращаются ко Всевышнему с молитвой, традиционно читаемой после азана.

Проповедь начинается словами восхваления Господа миров и прошением благословения для пророка Мухаммада. Затем проповедник, цитируя Священный Коран и Сунну, обращается с проповедью, тема которой должна быть актуальна для данного региона и полезна для пополнения духовных и жизненных сил в сердцах и делах мусульман[9].

По завершении первой проповеди имам-хатыб садится на одну из ступенек минбара и все обращаются с мольбой ко Всевышнему Творцу, читая молитву-ду‘а.

Вторая проповедь более коротка, чем первая, и носит назидательный характер.

Нужно добавить, что с момента восхождения имама на минбар и до призыва (икамата) на два ракяата фарда все прихожане должны строго сохранять молчание, особенно во время самой проповеди. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) подчеркивал: «Кто разговаривает во время пятничной проповеди, тот подобен мулу, несущему на себе священные книги [то есть тому, кто, имея возможность обогатиться атмосферой наставления, Божественным благословением и крупицами знаний, невежественно пренебрегает этим, игнорирует, идя против повеления Пророка]»[10].

Исключениями могут быть ответ на приветствие; прошение у Всевышнего благословения для Пророка («салават») при упоминании его имени; предупреждение об опасности и подобного рода крайне вынужденные случаи.

Два ракяата фарда

Ният (намерение): «Я намереваюсь совершить два ракяата фарда пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего»[11].

Два ракяата фарда выполняются в точном соответствии с порядком выполнения двух ракяатов фарда утренней молитвы. Имам проводит молитву вслух.

Четыре ракяата сунны

Ният (намерение): «Я намереваюсь совершить четыре ракяата сунны пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего».

После этого молящийся выполняет все в той же последовательности, как и первые четыре ракяата сунны пятничной молитвы.

По завершении четырех ракяатов сунны и тем самым всей пятничной молитвы («Джум‘а»), продолжая сидеть, желательно[12] вместе с имамом выполнить «тасбихат».

Пятничная молитва, в отличие от других, не восполняется. Если время, отведенное для нее, вышло, то совершается полуденная молитва Зухр[13].

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Хадис от Абу Любана ибн ‘Абдуль-мунзира; св. х. Ахмада, Ибн Маджа и аль-Байхакы. См.: Аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2 ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмия, 2001. Ч. 2. С. 363, пункт 3250; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 11. С. 447.

[2] То есть не примет участия в пятничной молитве, считая ее не столь важной.

[3] Св. х. Ахмада, Абу Дауда, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Маджа и др. См., например: Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 8. С. 180, 181; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 176, хадис № 499, «хасан»; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 3. С. 1024, хадисы № 1371–1373, «хасан», «сахих».

[4] По шафиитскому мазхабу, путник перестает пользоваться каноническими облегчениями (необязательность посещения пятничной молитвы, необязательность поста в месяц Рамадан и т.д.), если он намеревается остаться на новом месте четыре и более дней. Богословы-ханафиты говорят в этом случае о сроке в пятнадцать дней и более. Канонические облегчения распространяются на путника, если он находится (2) в пути или (2) на новом месте пребывания менее указанных сроков.

[5] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 1285.

[6] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари.

[7] Первые четыре ракяата сунны признаются сунной всеми учеными-богословами, последние четыре ракяата – богословами всех мазхабов, кроме маликитского. Подробнее см., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 1291, 1326.

[8] Шафииты также совершают четыре ракяата, но разделяя их на две молитвы по два ракяата.

[9] Ученые-шафииты говорят: «Проповедь имеет пять обязательных положений: три из них должны быть соблюдены в обеих проповедях – слова восхваления Всевышнего; прошение у Него благословения для пророка Мухаммада («салават») и наставления, касающиеся богобоязненности («таква»), а объяснение аята из Священного Корана и мольба-ду‘а о благополучии верующих мужчин и женщин в жизни вечной должны быть соблюдены в одной из двух проповедей».

[10] См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 3. С. 287, хадис № 1250, а также с. 288; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа) [Пути мира (издание перепроверенное, с уточнением достоверности хадисов)]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1998. Т. 2. С. 639, хадис № 421, «хасан ли гайрихи».

[11] Имам добавляет к сказанному, что выполняет молитву со стоящими за ним молящимися. Те, кто стоят за имамом, должны оговорить, что совершают молитву с имамом.

[12] Это желательно и в современной России, где мусульмане имеют мало возможностей для частых встреч и очень нуждаются в совместных (в джама‘ате) мольбах-ду‘а, особенно в такой знаменательный день, как пятница. Совершив вместе «тасбихат», верующие встают одновременно и приветствуют друг друга, общаются.

[13] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 1335.

Молитва в мечети пятница

Вы, наверное, не раз замечали, что каждую пятницу ваш папа отправляется в мечеть на молитву. Пятничная молитва имеет название салятуль-джуму’а. Это — коллективная молитва. Она называется так потому, что в этот день во всем мире очень много мусульман сходится на молитву в мечети в установленный час после полудня.

Перед тем, как отправиться в мечеть, каждый мусульманин старается совершить такое же омовение, какое он делает перед обычной молитвой. Но лучше сделать большое омовение, которое называется гусль. Это значит, что отправляясь в мечеть, мусульманин должен иметь опрятный внешний вид.

Перед входом в мечеть мы всегда снимаем обувь. В мечети ходят или босиком, или в носках.

Когда папа переступает порог мечети, он читает дуа и после этого приветствует мечеть, как это делал наш Пророк: папа совершает дополнительную молитву, состоящую из двух ракятов. К этому времени там почти всегда уже есть люди. Они сидят на полу и в ожидании молитвы читают Коран или произносят тасбих. Мужчины сидят впереди, а женщины — за ними.

Чем ближе подходит время полуденной молитвы, тем больше становится людей в мечети. Наконец, муэдзин возглашает азан — призыв к молитве. Он произносит громким певучим голосом: “Аллах Велик. Я свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха. Я свидетельствую, что Мухаммад — Посланник Аллаха. Спешите на молитву. Спешите к спасению. Аллах Велик. Нет бога, кроме Аллаха.”

Затем имам поднимается вверх по минбару. Имам — это мусульманин, который хорошо знает и старается выполнить многое из того, чему учил пророк Мухаммад. Он также должен хорошо знать Коран и уметь красиво его читать.

Минбар имеет несколько ступенек, как и обычная лестница. Имам встает на минбар, чтобы оттуда произнести речь. Он это делает для того, чтобы все присутствующие ясно слышали то, о чем он рассказывает. Речь, которую произносит имам, называется хутба (или проповедь). Имам напоминает людям о том, что написано в Коране, и о том, к чему призывал мусульман наш Пророк. Он обращается к слушателям с призывом молиться только Аллаху и всегда совершать хорошие поступки.

После хутбы муэдзин призывает на молитву во второй раз. Этот призыв называется икама. Услышав его, люди понимают, что молитва вот-вот начнется. И если они не поспешат, то могут опоздать на салятуль-джуму’а.

Имам спускается с минбара и становится напротив михраба. Во время молитвы мы, мусульмане, всегда поворачиваемся лицом в направлении к Кяабе — то есть в сторону киблы.

Мусульмане выстраиваются позади имама в длинные ряды. Ваш папа тоже становится с ними в один из рядов, следующих друг за другом. Имам поднимает руки к ушам и провозглашает: “Аллаhу-акьбар!” Люди, присутствующие в мечети, повторяют за ним каждое его действие. Они тоже поднимают руки на уровень ушей и говорят: “Аллаhу-акьбар!” Все мусульмане совершают салятуль-джуму’а, состоящую из двух ракятов. Эта молитва длится приблизительно столько же времени, сколько и утренняя молитва.

Итак, имам руководит коллективной молитвой. Остальные же в точности повторяют за ним все его действия, которые полностью совпадают с элементами обычной молитвы. Мусульмане следуют за имамом, и поэтому молитва не проходит беспорядочно. По завершении коллективной молитвы мусульмане говорят друг другу на прощанье “Ас-саляму-’алейкум!”, что означает “Мир вам!”, и расходятся по домам к своим семьям.

1. Пятница является для мусульман праздничным днем

Передают от Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Поистине, Аллах сделал этот день праздником для мусульман. Так пусть же тот, кто придет на пятничную молитву, совершит полное омовение (гусль), а тот, у кого есть благовония, умастится ими, и также вам следует воспользоваться зубочисткой (сивак)” .

2. Достоинство пятничной молитвы

Передают от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Тому, кто должным образом совершит полное омовение, затем отмолится столько, сколько предписано ему (Аллахом), потом станет слушать хутбу, храня молчание, простятся его прегрешения, совершённые им между этой и (предыдущей) пятничной молитвами, а также в течение ещё трёх дней” .

3. Ответ на мольбу в пятницу

Передают от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Есть в пятницу такой период, когда Аллах обязательно дарует рабу, исповедующему Ислам и неизменно обращающемуся с мольбами к Аллаху то, о чём он попросит” .

Передают от Джабира, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “В пятничном дне двенадцать часов, и есть в нем один час, в который о чем бы ни попросил Аллаха мусульманин, Он дарует это ему, так ищите же это (время) в последний час после молитвы ‘аср”. .

Передают, что Абдуллах бин Салям, да будет доволен им Аллах, спросил Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, об этом часе, сказав: “Какой это час?”, на что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: “Это последний час дня”. (Абдуллах бин Салям) спросил: “Поистине, является ли этот час временем молитвы?”. Он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Конечно (является). Если верующий раб совершит молитву, а затем будет сидеть, и ничто его не будет задерживать, кроме молитвы, то он (все это время) будет находиться в состоянии молитвы” .

4. Представление призывания благословения за Пророка, да благословит его Аллах и приветствует

Передают от Ауса бин Ауса ас-Сакафи, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Поистине, пятница относится к числу наилучших дней ваших, так почаще же призывайте на меня благословения в этот день, ибо, поистине, ваши благословения будут представляться мне” .

5. Наступление Судного Часа в пятницу

Передают от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Лучшим из дней, в которые (когда-либо) поднималось солнце, является пятница: в (этот день) был создан Адам, в (этот день) он был введён в Рай и в (этот же день) он был удалён оттуда, и не наступит Судный Час иначе, как в пятницу” .

6. Достоинство утренней молитвы в пятницу

Передают от Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Лучшая из молитв пред Аллахом – это утренняя молитва в пятницу, совершённая с джама’атом” .

7. Достоинство смерти в пятницу

1. Частое призывание благословения на Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Передают от Анаса, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Почаще призывайте на меня благословения в пятницу днем и в ночь пятницы, ибо того, кто (один раз) призовёт на меня благословение, Аллах благословит его за это десять (раз)” .

2. Совершение полного омовения (гусль).

Передают от Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Если кто-нибудь из вас приходит на пятничную молитву, пусть совершит полное омовение” . А от Абу Са’ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Полное омовение в пятницу обязательно для каждого достигшего (половой) зрелости” .

3. Умащение благовониями и использование зубочистки (сивак)

Передают от Абу Са’ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Полное омовение в пятницу обязательно для каждого достигшего (половой) зрелости, а также использование зубочистки и умащение благовониями, если они у него есть” .

4. Облачение в две одежды (специально выделенных) для пятничной молитвы

Передают от Айши, да будет доволен ею Аллах, что (однажды) Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, читая проповедь перед людьми в пятницу, увидел на них одежды из тигровых шкур. Тогда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Пусть те из вас, кто найдут средства, облачаются в две одежды (специально выделенные) для пятницы, исключая свою рабочую одежду” .

5. Ранний приход в мечеть

Передают от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Когда наступает пятница, на каждой двери мечети находятся ангелы, которые записывают людей по мере их прихода: первых – первыми (и т.д.). Когда же имам садится (на минбар для чтения хутбы), они сворачивают свои свитки и являются для слушания поминания (Аллаха). И пришедший рано подобен принёсшему в жертву (Аллаху) верблюда, (пришедший на молитву позднее) подобен принёсшему в жертву корову, (пришедший на молитву еще позднее) подобен принёсшему в жертву рогатого барана, ( пришедший на молитву еще позднее) подобен принёсшему в жертву курицу, (пришедший на молитву еще позднее) подобен принёсшему в жертву яйцо” .

6. Отправление в мечеть пешком

Передают от Ауса бин Ауса ас-Сакафи, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Кто поспособствует тому, чтобы (его супруга) совершила полное омовение (гусль) в пятницу и совершит полное омовение (гусль) сам, затем отправится (на пятничную молитву) пораньше пешком, а не верхом, займет место поблизости от имама, будет слушать проповедь внимательно, сохраняя молчание и не вдаваясь в пустые разговоры, то он получит за каждый его шаг награду, равную (награде) за совершение поста и ночных молитв в течение года” .

7. Воздержание от расталкивания сидящих рядом ( в мечети) и перешагивания через шеи людей

Передают от Сальмана аль-Фариси, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Если человек совершит в пятницу полное омовение, очистится (так тщательно), как только сможет, смажет (волосы) (или: . умастит) (тело) теми благовониями, которые найдутся у него дома, после чего отправится на (пятничную молитву), и не будет расталкивать сидящих рядом (в мечети), и будет молиться столько, сколько предписано ему (Аллахом), а потом будет хранить молчание, когда станет говорить имам, ему обязательно простятся (грехи, совершённые им) между этой и предыдущей пятницей” .

Передают от Абдуллаха бин Амра бин аль-Аса, да будет доволен Аллах ими обоими, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Если человек совершит в пятницу полное омовение, умастится теми благовониями, которые найдутся у его жены, облачится в нарядные одежды, после чего (явившись на пятничную молитву) не будет перешагивать через шеи людей и не будет вести пустые разговоры, будет (даровано) ему искупление (грехов, совершенных) между ними (т.е. двумя пятницами) . Тот же, кто ведет пустые разговоры и перешагивает через шеи людей, то ему (от пятничной молитвы) достанется (лишь удел как от) полуденной молитвы” .

8. Занятие места поблизости от имама

Передают от Самуры бин Джундуба, да будет доволен им Аллах, что Пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Приходите (в то место, где) поминают Аллаха, находитесь поблизости от имама, ибо не перестанет человек отдаляться до тех пор, пока его не будут удерживать от Рая, если он войдет туда” .

9. Воздержание от того, чтобы садиться в кружок для собрания либо занятий в пятницу до пятничной молитвы

Передают от Абдуллаха бин Амра бин аль-Аса, да будет доволен Аллах ими обоими, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил покупать и продавать в мечети, объявлять в ней о пропаже, читать в ней стихи, запретив также собираться в кружок до (пятничной) молитвы в пятницу. .

10. Не следует человеку поднимать своего брата с места, чтобы занять его самому

Передают от Джабира, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Пусть никто из вас не заставляет своего брата подняться со своего места в пятницу, чтобы занять его самому. Вместо этого ему следует сказать: “Потеснитесь!” .

11. Совершение молитвы приветствия мечети, даже если имам произносит проповедь

Передают от Джабира, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Если кто-либо из вас приходит (в мечеть) в пятницу, а имам (в это время) читает проповедь, то вам следует отмолиться два рак’ата (в качестве приветствия мечети), совершив их быстро” .

12. Соблюдение тишины и молчания

Передают от Абдуллаха бин Амра бин аль-Аса, да будет доволен Аллах ими обоими, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “На пятничной молитве присутствуют три категории людей. (К первой категории относится) человек, который присутствует на ней, но ведет пустые разговоры – это и есть его удел от молитвы. (Ко второй категории относится) человек, который присутствует на ней и обращается с мольбами, являясь тем, кто обращается с мольбами к Великому и Всемогущему Аллаху, – если Он пожелает, то дарует ему, а если пожелает, то не дарует ему. (К третьей категории относится) человек, который присутствует на ней, соблюдая молчание и тишину, не перешагивает через шеи мусульман, никому не причиняет неудобства – такому будет даровано искупление (грехов) от этой пятницы до следующей, а также еще в течение трех дней, ибо Аллах сказал (перевод смысла): “Кто явится с добрым деянием, тот получит десятикратное воздаяние” (сура “Скот”, аят 160). .

Передают от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Если в пятницу ты скажешь человеку, находящемуся рядом с тобой: “Слушай (внимательно)!” – в то время, когда имам произносит проповедь, то это будет твоим пустословием” .

13. Воздержание от обхватывания ног руками в то время, когда имам читает проповедь

Передают от Анаса, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запрещал сидеть подняв ноги и обхватив их руками в пятницу в то время, когда имам читает проповедь. .

14. Обращение людей в сторону имама в то время, когда он читает проповедь

Передают от Абу Са’ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, который сказал: “Поистине, однажды Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сел на минбар, а мы уселись вокруг него” . А от Сабита, да будет доволен им Аллах, передается: “Когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, стоял на минбаре, сподвижники обращали к нему свои лица” .

15. Смена места, если человека станет одолевать дремота

Передают от Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Если кого-то из вас будет одолевать дремота в пятницу, пусть он тогда сменит свое место” .

16. Воздержание от того, чтобы после пятничной молитвы сразу приступать к дополнительной молитве

Передают от Муавиййи, да будет доволен им Аллах, который сказал: “Если ты совершил пятничную молитву, то не начинай совершать дополнительную молитву до тех пор, пока не заговоришь или не выйдешь из мечети, потому что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приказывал нам по окончании одной молитвы не начинать следующую молитву до тех пор, пока мы не заговорим или не выйдем из мечети”.

17. Дополнительная молитва после пятничной молитвы

Передают от Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал (дополнительную) молитву в два раката до и после (обязательной) полуденной молитвы (зухр). И он совершал также (дополнительную) молитву в два раката после закатной молитвы (магриб) у себя дома и (дополнительную) молитву в два раката после вечерней молитвы (‘иша), а после пятничной молитвы он не молился, пока не покидал мечеть, совершая (дополнительную молитву) в два раката (уже у себя дома)” .

Также передают от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Пусть тот из вас, кто будет молиться после пятничной молитвы, совершит четыре раката” .

Важное примечание: в достоверной сунне нет указаний на то, что перед пятничной молитвой совершается (дополнительная) молитва в два раката; напротив, здесь существует указание на то, что (дополнительная) молитва в два или четыре раката совершается только после пятничной молитвы. Если человек вошел в мечеть, то сунной для него является совершить два раката молитвы приветствия мечети (”тахиййату-ль-масджид”), а затем сесть в ожидании проповеди. На этом сходится большинство ученых, которые согласны в том, что перед пятничной молитвой нет дополнительных молитв, совершаемых в определенное время и состоящих из определенного числа ракатов. Таково мнение имамов Малика и аш-Шафии (имам аш-Шафии не упоминал о совершении дополнительной молитвы перед пятничной молитвой в своей известной книге ”Аль- Умм”) и большинства их соратников. Этот взгляд также широко известен в мазхабе имама Ахмада.

18. Сон после пятничной молитвы

Передают от Анаса, да будет доволен им Аллах, который сказал: “Мы рано приходили на пятничную молитву, а затем (совершив её) отдыхали днем” (Аль-Бухари>. Также передают, что Сахль, да будет доволен им Аллах, сказал: “Мы совершали пятничную молитву вместе с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а затем наступало (время) полуденного отдыха” .

19. Обед после пятничной молитвы.

Передают, что Сахль, да будет доволен им Аллах, сказал: “Мы отправлялись на полуденный отдых и обедали только после пятничной молитвы” .

20. Чтение суры “Аль-Кахф” (”Пещера”).

Абу Саид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сообщил, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ” Каждому, кто прочитает суру ”Пещера” в пятницу, будет сиять свет вплоть до следующей пятницы” .

Мы просим Аллаха, чтобы Он вдохновил нас на благочестие в словах и делах, ведь Он – Всемогущий и Слышащий!

Хвала Аллаху – Господу миров! Мир и благословение нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи, всем его сподвижникам и тем, кто последовал их пути!

Оценка 4.1 проголосовавших: 26
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here