Религиозное чтение: молитва в первые 3 дня смерти в помощь нашим читателям.
Молитва в первые 3 дня смерти
Когда тело усопшего омыто и одето, сразу же начинают читать канон, называемый: “Последование по исходе души от тела” : скачать.
Это последование положено читать священнику, для чего он призывается в дом умершего. Если таковой возможности нет, а на практике так часто и бывает, то последование могут прочитать ближайшие родственники и знакомые. Опускаются при этом начальный возглас и начальные молитвы иерея, сугубая ектения “Помилуй нас. Боже. “, молитва иерея “Боже духов и всякия плоти. ” (обычно их заменяют чтением 12 раз “Господи, помилуй”), а также заключительный отпуст которые по Уставу Церкви произносят только священнослужители. Читать канон мирянам следует с предначинательных молитв: “Трисвятое”, “Пресвятая Троице”, “Отче наш”, затем 12 раз “Господи, помилуй”, 90-й псалом и далее по порядку. Заканчивается канон молитвой “Помяни, Господи, Боже наш. ” с упоминанием имени усопшего. Эту молитву читают также при последующем чтении Псалтири после каждой “Славы”. Если человек умер вне дома и тела его в квартире нет, то в час сообщения о смерти все равно нужно прочитать этот канон и далее читать Псалтирь.
Если смерть наступила в Пасхальную неделю (8 дней от Пасхи до вторника Фоминой недели – Радоницы), то помимо “Последования по исходе души от тела” читается Пасхальный канон.
В Православной Церкви существует благочестивый обычай непрерывного чтения Псалтири над телом покойного вплоть до его погребения. Псалтирь нужно читать сразу по кончине, если даже тело усопшего находится вне дома. Псалтирь читается и в дальнейшем в молитвенную память о почившем, в дни поминовения, а особо усиленно в первые сорок дней по кончине. Мнение, что смерть в Страстную седмицу усугубляет грехи усопшего, а в Пасху или Светлую седмицу облегчает – неверно.
Не без причины и не без цели Церковь с древнейших времен положила читать над гробом умершего книгу псалмов, а не другую книгу Священного Писания. Именно Псалтирь воспроизводит все многообразие движения нашей души, так живо сочувствует и нашей радости, и нашей скорби, так много проливает утешения и ободрения в наше сердце. Чтение Псалтири – молитва Господу об усопшем – утешает скорбящих и помогает душе новопреставленного в ее загробных странствиях.
Псалтирь разделена на 20 больших частей – кафизм (от греческого слова “кафизо” – “сижу”, что означает возможность сидеть при чтении Псалтири). Каждая кафизма делится на группы псалмов, отделяемых словом “Слава”. Псалтирь – составная часть Библии, однако, обрести Псалтирь можно и в отдельном издании, и в некоторых молитвословах.
Если Псалтирь читает мирянин, то чтение начинается с прошения “Молитвами святых отец наших. “, затем предначинательные молитвы: “Царю Небесный”, “Трисвятое”, “Пресвятая Троице”, “Отче наш” и далее по порядку. Каждая кафизма начинается молитвословием: “Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу”, “Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу”, “Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему”.
Затем читаются псалмы до слова “Слава”, что означает “Слава Отцу и Сыну и Святому Духу”. На каждой “Славе” читается молитва “Помяни, Господи Боже наш. “, находящаяся в конце “Последования по исходе души от тела” с упоминанием имени усопшего. Затем продолжается чтение псалмов до следующей “Славы”. По окончании кафизмы читают “Трисвятое”, “Пресвятая Троице”, “Отче наш”, тропари и молитву, положенную после каждой кафизмы. Возбраняется при чтении Псалтири добавлять молитвы неизвестного происхождения и вообще любые молитвы, не находящиеся в Богослужебных книгах.
Во время Пасхальной недели (8 дней от Пасхи до вторника Фоминой недели – Радоницы) в церкви чтение Псалтири заменяется чтением Пасхального канона. Дома над усопшим чтение Псалтири также можно заменить чтением Пасхального канона. Но если такой возможности нет, то можно читать и Псалтирь, т.к. Псалтирь употребляется с первых времен христианства не только в одних скорбных случаях, но и в радостных, а Апостольские постановления указывают читать Псалтирь в 3-й день по кончине ради Того, Кто в 3-й день воскрес из мертвых. Отсюда следует заключить, что нет надобности отлагать чтение Псалтири над усопшим и в святые дни Пасхи. Для выражения же большей торжественности праздника, можно делать некоторые прибавления пасхальных песней, по прочтении каждой кафизмы и даже “Славы”. Если к гробу умершего приглашен священник, то он совершает заупокойное богослужение – литию или панихиду.
В первый же день нужно позаботиться о церковном поминовении усопшего. Желательно сразу же, в день смерти, заказать сорокоуст в тех храмах, где богослужение совершается ежедневно.
Если позволяет финансовая возможность, то заказывают до семи и более сорокоустов в разных храмах и монастырях. В тех местах, где таких церквей поблизости нет, сложилась практика поминать усопшего в течение сорока Божественных литургий. Если рядом несколько храмов, то хорошо и в них подать записки с именем усопшего на Божественную литургию или на панихиду. Делать это можно и даже нужно еще до отпевания и погребения. Усопшие, со дня кончины которых не прошло 40 дней, называются новопреставленными.
Пока гроб с покойным находится дома, прощаться с усопшим приходят родственники, друзья, знакомые. И, в большинстве случаев, подойдя к гробу, не находят нужных слов для прощания. Самое уместное в этом случае, осенив себя крестным знамением, прочитать следующие краткие молитвы:
“Со святыми упокой, Христе, душу усопшего раба Твоего новопреставленного (имя), идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная”, или: “Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего новопреставленного (имя), и прости ему вся согрешения его вольная и невольная, и даруй ему Царствие Небесное”.
При смерти женщины в молитвах соответственно читается “душу рабы Твоей новопреставленной (имя)”.
Необходимо попросить прощения у почившего и простить ему все обиды.
Как общаться с человеком, у которого умирает/ умер дорогой ему человек
1) Не спрашивайте «как дела», «как ты», «как вы там» и т.д. Эти вопросы не умеют никакого значения, потому что вы знаете ответ заранее – «плохо», «держимся», «сложно» и т.п. Ответ все время будет один и тот же, вы не услышите «хорошо». И к тому же – невозможно в ответ на такой стандартный вопрос вместить всю палитру эмоций и переживаний, которые происходят внутри человека.
2) Скажите «привет, просто хотел позвонить тебе и сказать, что я рядом и думаю о тебе/вас». Вы ведь для этого звоните, связываетесь, потому что переживаете. Если вы по делу, тогда просто «привет и прости за беспокойство, я по делу». Всё. Таким образом, вы либо решите свое дело без затрагивания переживаний человека, у которого горе, либо проявите свое сопереживание и напомните о том, что вы рядом.
3) Не говорите слов «не плачь», «не расстраивайся», «все будет хорошо». Во-первых, расстраиваться и плакать полезно – это помогает переживать горе. А во-вторых, про то, что все будет хорошо – просто не думается. У человека сейчас все плохо и ему нужно это прожить, чтоб увидеть, что дальше возможно будет лучше.
4) Не говорите «тебе нужно жить дальше», «твоя жизнь продолжается» и т.п. Потому что человек, у которого умер близкий ему человек, и так живет дальше! Вы ведь с ним по телефону или воочию говорите! Кроме того, такие слова могут порождать чувство вины, потому что «я живу, а тот, кто умер, — нет». Вместо этого скажите о том, что хотели бы встретиться, выпить кофе вместе или напомните о планах, которые были у этого человека, или о ваших совместных.
5) Не говорите фразу «я могу тебе как-то помочь?», «если тебе нужна помощь, обращайся»! Единственная помощь, которая по-настоящему нужна в такой момент, это либо чтоб родной выжил, либо чтоб он воскрес. Вы можете в этом помочь? – Нет, тогда предлагайте то, чем вы конкретно можете помочь! Если вы предлагаете финансовую помощь, тогда так и говорите. Если вы от бессилия просто пытаетесь хоть что-то сказать, тогда смотрите пункт 2.
6) Говорите о своих светлых воспоминаниях, связанных с умершим человеком, поделитесь ими. Не нужно говорить «он был такой светлый человек». Нет, не это! Конкретные ситуации, которые вы вспоминаете, что-то, что связывало вас и умершего. Если таковых нет, пропустите этот пункт вообще, не говорите о светлости человека только ради того, чтоб то-то сказать. Ведь этой светлости уже нет и не будет, отсюда и тяжесть переживаний. Последнее воспоминание, которое остается у человека, переживающего горе, это смерть и похороны: опускание в яму, закапывание, слезы. Рассказывая о ситуациях, связанных с усопшим, вы воскрешаете в памяти те хорошие воспоминания, которые были, но забылись из-за тяжести последнего.
Психолог Катерина Сабанская
КАК ПРАВИЛЬНО ПОМИНАТЬ “О ЗДРАВИИ” и “О УПОКОЕНИИ”
Молитвы о новопреставленном рабе божьем до 40 дней
Новопреставленным называется умерший человек, с момента смерти которого прошло не более сорока дней. Согласно православному верованию, после смерти, в течение первых двух дней, душа находится на земле и посещает те места, где проходила земная жизнь человека. На третий день душа переносится в мир духовный. Православные молитвы родственников о новопреставленном помогают душе пройти воздушные мытарства. Господь способен по горячим и искренним молитвам близких простить грехи умершего. Освобождение от грехов делает возможным воскрешение души для вечной блаженной жизни.
День смерти. Что делать
Ходатайствовать за подсудимого нужно до суда, а не после него. После смерти, когда душа проходит мытарства, совершается суд, надо ходатайствовать за нее: молиться и совершать дела милосердия.
Для чего нужна смерть тела?
Для многих людей смерть является средством спасения от духовной гибели.
Смерть сокращает сумму общего зла на земле. Что представляла бы из себя жизнь, если бы вечно существовали убийцы-Каины, предающие Господа Иуды и другие им подобные?
Святые отцы Церкви учат, что самое сильное и действенное средство к испрошению усопшим милости Божией – поминание их на Литургии.
Какие продукты можно положить на канун?
Господь только тогда прекращает жизнь человека, когда видит его готовым к переходу в вечность или же когда не видит никакой надежды на его исправление.
Тот, кто жил благочестиво, делал добрые дела, носил крест, каялся, исповедовался и причащался – тот по милости Божией может сподобиться блаженной жизни в вечности и независимо от времени кончины.
Если усопший завещал кремировать себя, нарушить эту предсмертную волю не грешно.
Зачем делаются поминки на 40 дней
А еще по одному народному поверью именно на 40 вой день поминок на целые сутки душа возвращается в родной дом, и уходит только после того как её проводят.
Иногда к такому приходу души даже тщательно готовились, стелили с вечера постель белой простыней и накрывали одеялом.
Молитвы о новопреставленном рабе божьем до 40 дней
Рождение человека приносит семье большую радость. К сожалению, в книге жизни уже отмечена дата смерти. Только от человека зависит, как и с чем он придет к этому дню. Как он проживет отведенный ему период.
Молитвы написаны в основном на старославянском. Их большое множество. В зависимости от того, в чем причина смерти и кто умер. Существует молитва и для тех, кто умер и не успел принять крещение. Среди них есть молитва Богородице о новопреставленном. Она мать Господа, и молитва к ней может помочь смягчить Небесного Царя. Найти ее можно практически в любом молитвослове. Цель поминального обеда – вспомнить умершего человека, помолиться за упокой его души, оказать психологическую поддержку нуждающимся, поблагодарить людей за участие и помощь. Нельзя устраивать обед с целью поразить приглашенных дорогими и изысканными блюдами, похвастаться обилием яств или накормить до отвала. Главное — не пища, а объединение в горе и поддержка тех, кому тяжело.
Не стоит воспринимать поминки как застолье.
Посещение могилы умершего человека – обязательная часть поминального ритуала. С собой нужно взять цветы и свечу. На кладбище принято нести парное количество цветов, четные числа – символ жизни и смерти. Возложение цветов — самый лучший способ выказать уважение умершему.
Придя, следует зажечь свечу и помолиться об успокоении души, потом просто можно постоять, помолчать, вспоминая хорошие моменты из жизни усопшего человека.
На кладбище не устраивают шумных разговоров и обсуждений, все должно проходить в атмосфере спокойствия и умиротворения.
Молитва об усопшем до 40 дней
Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго новопреставленного раба Твоего (или рабы Твоей), имярек, и яко благ и человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, возставляя его во святое второе пришествие Твое в причастие вечных Твоих благ, ихже ради в Тя Единаго верова, истиннаго Бога и Человеколюбца. Яко Ты еси воскресение и живот, и покой рабу Твоему, имярек, Христе Боже наш. И Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков, аминь.
Помощь себе и близкому
Молитвы о новопреставленном является высшим видом подвижничества. Плоды коего узнаются только на страшном суде. Когда люди что-то просят у Господа, то получают желаемое. За это они благодарят Господа. Если произносить их с чистым сердцем и благими намерениями, то многие грехи человека уже умершего простятся. Гнев Царя Небесного сменится на милость.
Молитва о новопреставленном является исполнением главной двуединой заповеди. Она говорит о любви к Богу и ближнему. Любить ближнего не значит просто помогать ему в мирской жизни. Это значит помочь ему тогда, когда от него уже ничего не зависит. Он пришел к Господу, и душа запятнана грехами.
Такой приход означал проявление уважения к покойному и его семье. Духовенство на поминки приглашалось формально, фактически стараясь в них не участвовать.
Придя в дом с кладбища, обязательно мыли руки, вытирали полотенцем. Очищались» также прикосновением рук к печи, хлебу, раньше даже специально топили баню и мылись в ней, переодевали одежду. Этот обычай у славян очевидно связан с представлениями об очистительной силе огня и направлен на то, чтобы оградить себя от покойного.
За то время, пока умершего доставляли на кладбище и хоронили в доме завершались приготовления к трапезе. Расставляли мебель, мыли полы, весь накопившийся за три дня мусор сметали по направлению от большого угла к порогу, собирали и сжигали. Полы требовалось мыть тщательно, особенно угол, ручки, порог. После уборки комнату окуривали дымом ладана или можжевельника.
Поминальные тризнысуществовали и в древнейшие времена, когда язычники вкушали пищу на могилах умерших соплеменников. Эта традиция вошла в христианские обряды, и древнехристианские поминальные трапезы преобразовались в более поздние времена в современные поминки.
Существуют и так называемые календарные поминки, связанные с определенными праздниками, сопровождающими хозяйственно-бытовой уклад крестьян, и вошедшие в церковную обрядность. Стремясь похоронить умершего по народным обрядам и в соответствии с церковными правилами, родные и близкие покойного часто формально следуют выполнению обрядовых действий, не вдаваясь в их значение.
Все пространство (по христианской мифологии) представляет собой несколько судилищ, где приходящая душа обличается бесами в грехах. Каждое судилище (мытарство) соответствует определенному греху, злые духи называются мытарями.
Число сорок — знаменательное, часто встречается в Священном Писании.
На поминальные трапезы собирали в первую очередь родственников, ближайших друзей, а раньше также — обязательно убогих и нищих. Особо приглашали тех, кто обмывал и обряжал покойного. Всем родственникам умершего после трапезы полагалось сходить в баню помыться.
За отпевание до сорокового дня всегда платили деньги.
Соблюдение норм в православной поминальной трапезе требует, чтобы перед началом ее кто-нибудь из близких читал 17 кафизму из Псалтири перед зажженной лампадкой или свечой.
В настоящее время меню поминального стола тоже состоит из определенного набора блюд в зависимости от того, на какие дни приходятся поминки (постные или скоромные).
Старались, чтобы на столе стояло четное количество блюд, смена их не практиковалась, но придерживались определенной последовательности приема.
В реальной жизни редко какие поминки обходятся без спиртных напитков.
Сладкие и игристые спиртосодержащие напитки обычно исключаются. Присутствие спиртных напитков на поминальном столе отчасти объясняется тем, что они способствуют снятию эмоционального напряжения, стресса, связанного с потерей родных и близких. Застольная беседа в основном посвящается поминовению усопшего, воспоминаниям добрым словом о его делах на земле, направлена и на утешение родных.
Ели по обыкновению столовыми или десертными ложками, старались не пользоваться ножами и вилками. В некоторых случаях, при наличии в семье столового серебра, родственники умершего пользовались серебряными ложками, что тоже служит свидетельством придавать серебру магические очистительные свойства.
При каждой смене блюд православные старались прочесть молитву. Поминальный стол часто украшали ветками ели, брусники, мирта, черной траурной лентой. Скатерть стелили однотонную, не обязательно белого цвета, чаще приглушенных тонов, которую по краям могли декорировать черной лентой.
Народной традицией регламентировался и порядок размещения людей за поминальным столом. Обычно во главе стола сидел хозяин дома, глава семьи, по обе стороны которого располагались родственники в порядке близости родства по старшинству.
Крошки хлеба на следующий день носили на могилу, тем самым как бы приобщая покойного к информации о том, как проходили поминки.
Православные заканчивали трапезу благодарственной молитвой «Благодарим, Тя, Христе Боже наш…» и «Достойно есть…», а также пожеланием благополучия и выражением сочувствия родным умершего. Поев, ложку обычно клали на стол, а не на тарелку. Кстати, следует упомянуть, что по обычаю, если во время обеда ложка падала под стол, то ее не рекомендовалось поднимать.
Существовал также обычай оставлять до сорока дней прибор с рюмкой водки, прикрытой хлебом. Верили, что если жидкость убывает, то значит, что душа пьет. Также на могиле оставляли водку и закуску, хотя это не имеет отношения к православным обрядам.
После ухода гостей, домашние, если успевали, обычно мылись до захода солнца.
На ночь закрывали крепко все двери и окна. В сумерках уже старались не плакать, чтобы «не призвать покойного с кладбища» по народному поверью.
Естественно, в глазах окружающих неприличными считались даже помыслы о повторном браке до истечения срока траура.
Мужчина-вдовец в большинстве случаев носил траур полгода.
Чаще не новая. В настоящее время при отсутствии в гардеробе подходящей одежды, головного убора, покупают черное платье (костюм), головной платок.
Раньше во время траура даже не старались особо следить за одеждой, ибо, по народным поверьям, тщательный уход за ней являлся проявлением неуважения к памяти покойного. Существовал широко распространенный обычай в этот период не стричь волосы, не делать нарядные пышные прически, а в ряде случаев — даже заплетать косы девушкам.
В семьях верующих траур отмечался усиленными молитвами, чтением религиозных книг, воздержанием в пище, времяпрепровождении.
Произвольное сокращение траура в обществе с определенным укладом, соблюдением народных традиций тотчас резко бросается в глаза и может вызвать осуждение. В современных условиях, как правило, такое продолжительное время траура, как раньше, не соблюдают, особенно в городе.
Все это индивидуально и в каждом конкретном случае зависит от целого ряда обстоятельств. Нося траур, не следует выказывать безграничное горе, демонстрируя его окружающим.