Религиозное чтение: молитва во время рамадана в помощь нашим читателям.
Содержание
Молитва во время рамадана
Намерение (ният), которое произносят после сухура (утреннего приема пищи)
«Намереваюсь держать пост месяца рамадан от рассвета до заката искренне ради Аллаха»
Транслит: Навайту ан-асуума саума шяхри рамадаан миняль-фаджри иляль- магриби хаалисан лилляяхи тя’ааля
Дуа после разговения (ифтара)
ذهب الظمأ وابتلت العروق وثبت الاجر إن شاء الله
Пророк, мир ему и благословение, после разговения говорил: «Ушла жажда, и жилы наполнились влагой, и награда уже ждет, если будет угодно Аллаху» (Абу Дауд 2357, аль-Байхакъи 4/239).
Транслит: Захаба ззама-у уабталлятиль-‘урукъ, уа сабаталь-аджру инша-Аллах
Дуа после разговения (ифтара)
«О Аллах, ради Тебя я постился, в Тебя уверовал, на Тебя положился, Твоей пищей разговелся. О, Прощающий, прости мне грехи, что я совершил или совершу».
Транслит: Аллахумма лякя сумту, ва бикя ааманту, ва ‘аляйкя таваккяльту, ва ‘аля ризкыкя афтарту, фагфирлии йя гаффаару маа каддамту ва маа аххарту
Дуа после разговения (ифтара)
اَللَّهُمَّ لَكَ صُمْتُ وَ عَلَى رِزْقِكَ أَفْطَرْتُ وَ عَلَيْكَ تَوَكَّلْتُ وَ بِكَ آمَنتُ ذَهَبَ الظَّمَأُ وَ ابْتَلَّتِ الْعُرُوقُ وَ ثَبَتَ الْأَجْرُ إِنْ شَاءَ اللهُ تَعَلَى يَا وَاسِعَ الْفَضْلِ اغْفِرْ لِي اَلْحَمْدُ لِلهِ الَّذِي أَعَانَنِي فَصُمْتُ وَ رَزَقَنِي فَأَفْطَرْتُ
Перевод: О Всевышний, я постился ради Тебя [для того, чтобы Ты был доволен мною]. Завершил я пост тем, чем Ты наделил меня. На Тебя я положился и в Тебя уверовал. Ушла жажда, наполнились жилы влагой, и утвердилось вознаграждение, если пожелаешь Ты. О Обладатель безграничной милости, прости грехи мои. Хвала Господу, Который помог мне поститься и наделил меня тем, чем я совершил разговение
Транслит: Аллаахумма лякя сумту ва ‘аляя ризкыкя афтарту ва ‘аляйкя таваккяльту ва бикя аамант. Зэхэбэ ззомэу вабтэллятиль-‘урууку ва сэбэталь-аджру ин шээаллааху та‘аля. Йя ваасиаль-фадлигфир лии. Альхамду лилляяхил-лязии э‘аанании фа сумту ва разакании фа афтарт
Мусульман ский календарь
Самое популярное
Рецепты Халяль
Наши проекты
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна
Священный Коран на сайте цитируется по Переводу смыслов Э. Кулиева (2013 г.) Коран онлайн
Дополнительные молитвы (таравих), совершаемые во время рамадана
Совершение таких молитв является действием, относящимся к категории «сунна му’аккада», на что указывают слова Пророка с.а.с.: «Тому, кто во время рамадана будет выстаивать (дополнительные молитвы) по ночам с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи» (аль-Бухари; Муслим).
Ночные молитвы (кыям аль-ляйл) во время рамадана были названы «таравих» (мн. ч. от «тарвиха» – отдохновение) ввиду того, что после каждых четырёх рака’атов такой молитвы желательно делать паузу для отдыха (истираха).
Такую молитву предпочтительно совершать в мечети вместе с другими мусульманами. Если же человек совершит её в одиночестве, он поступит плохо, поскольку все улемы считают, что эта молитва согласно сунне совершается кол-лективно (джама’ат) в мечети. В «Аль-Муватта» имам Малик приводит хадис, в котором сообщается, что ‘Абд ар-Рахман б. ‘Абд аль-Карий сказал: «(Однажды) мы вместе с ‘Умаром б. аль-Хаттабом отправились в мечеть во время рамадана, и оказалось, что люди разошлись кто куда, молясь в одиночестве или собираясь в небольшие группы под руководством одного чтеца. (Увидев это), ‘Умар воскликнул: "Клянусь Аллахом, будет лучше, если я соберу их (для молитвы под руководством) одного чтеца!" – после чего он велел им собраться возле Убаййа б. Ка’ба. Спустя некоторое время я снова пошёл с ним (в мечеть) вечером, и оказалось, что люди молятся под руководством одного чтеца. (Увидев это), ‘Умар сказал: "Это хорошее нововведение (бид’ат), но та часть ночи, которую вы просыпаете, лучше той, которую вы проводите в молитве!"» – люди же молились в начале ночи (аль-Бухари.
Известно, что одно время Пророк с.а.с. проводил такие молитвы коллективно, но потом отказался от этого из жалости к членам своей общины и опасений, что совершение этих молитв будет предписано им свыше. Данное обстоятельство служит указанием на то, что коллективное проведение молитв «таравих» соответствует шариату, чего и следует придерживаться, так как после смерти Пророка с.а.с. основании для вышеупомянутых опасении больше нет, то есть после прекращения ниспослания откровений свыше, в связи со смертью Пророка с.а.с., новые религиозные обязанности на мусульман возлагаться уже не будут. Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что однажды поздно ночью Посланник Аллаха с.а.с вышел (из дома) и стал молиться в мечети, а некоторые люди молились, следуя его примеру (и находясь позади него), наутро же эти люди стали рассказывать (об этом другим). На следующую ночь их (в мечети) собралось больше, и они помолились вместе с ним, а наутро рассказали (об этом другим). На третью ночь в мечети собралось уже много людей, а когда Посланник Аллаха с.а.с. вышел (из дома), он совершил молитву, и они помолились, следуя его примеру, на четвёртую же ночь мечеть уже не смогла вместить (всех желавших помолиться). А наутро Пророк вышел на утреннюю молитву, по завершении которой он повернулся к людям, произнёс слова свидетельства и сказал: «А затем, поистине, (то, что вы) находились (здесь), не осталось скрытым от меня, но я побоялся, что (эта молитва) 6удет вменена вам в обязанности (Ибн Хаджар поясняет эти слова следующим образом, считая наиболее предпочтительным первое:
-возможно, здесь имеется в виду, что совершение добровольной ночной молитвы в мечети будет сделано необходимым условием её действительности;
-возможно, Пророк с.а.с. опасался того, что такая молитва будет объявлена обязательной для людей, способных её совершать;
-возможно, Пророк с.а.с. опасался, что такая молитва в рамадане будет вменена в обязанность всем.), но вы не сможете её совершать!». А потом Посланник Аллаха с.а.с. умер, и всё осталось без изменений (Иначе говоря, ночные молитвы в рамадане остались добровольными и совершались людьми индивидуально).
Один из донесших до нас этот хадис упомянул, что речь идёт о дополнительной ночной молитве в рамадане (аль-Бухари; Муслим).
Молитва «таравих» состоит из двадцати рака’атов, во время которых таслим произносится десять раз, и, по мнению большинства улемов, эту молитву следует совершать именно так. Они считали, что указанием на это служит приводимый аль-Байхаки хадис с достоверным иснадом, в котором сообщается, что ас-Са’иб б. Йазид, да будет доволен им Аллах, сказал: «При жизни ‘Умара, как и при жизни ‘Усмана и ‘Али, (во время рамадана мусульмане) совершали ночную молитву в двадцать рака’атов». Однако имам Малик, ссылавшийся в качестве доказательства на действия жителей Медины, считал, что такая молитва состоит из тридцати шести рака’атов. В «Аль-Муватта» сообщается также, что Йазид б. Руман сказал: «При жизни ‘Умара во время рамадана (мусульмане) совершали ночную молитву в двадцать три рака’ата».
В «Аль-Мугни» приводится сообщение, согласно которому во время рамадана ‘Али велел одному человеку совершить с людьми молитву в двадцать рака’атов.
Под тремя дополнительными рака’атами в сообщении Йазида б. Румана имеется в виду не что иное, как витр. Что же касается действий жителей Медины, на которые ссылался имам Малик, то подобная ссылка аргументом служить не может. Дело в том, что совершение индивидуальных молитв после каждых четырёх рака’атов совместной молитвы «таравих» служило для них заменой семикратного обхода Каабы, который в подобных случаях совершали жители Мекки. Поступать так не запрещается, поскольку под отдохновением после совершения каждых четырёх рака’атов подразумевается ожидание, во время которого участник коллективной молитвы волен поступать по собственному усмотрению. Так, например, он может молча сидеть, или произносить слова (тахлиль) «Нет бога, кроме Аллаха /Ля иляһа илля-Ллаһ/», или прославлять Аллаха (тасбих), или читать Коран (кыра’ат), или совершить дополнительную индивидуальную молитву. Подобное ожидание является желательным ввиду того, что обычно так поступали жители Мекки и Медины.
Некоторые придерживались особого мнения, которое отличалось от едино-душного мнения сподвижников и крупнейших факихов. Эти люди утверждали, что молитвы «таравих» состоит из восьми рака’атов, а любое добавление к этому является нововведением. В качестве доказательства они использовали хадис, в котором сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах сказала; «Ни во время рамадана, ни в другие месяцы Посланник Аллаха с.а.с. не совершал (по ночам) молитв более чем в одиннадцать рака’атов. (Сначала) он совершал четыре рака’ата, и не спрашивай (меня) о том, сколь прекрасны и продолжительны они были, потом ещё четыре (рака’ата), и не спрашивай (меня) о том, сколь прекрасны и продолжительны они были, а потом совершал ещё три. (Однажды) я спросила: "О Посланник Аллаха, спишь ли ты перед совершением витра?" – (на что) он ответил: "О ‘Аиша, поистине, мои глаза спят, но не спит сердце моё!"» (аль-Бухари и Муслим).
Однако этот хадис не может быть использован в качестве доказательства запретности совершения более восьми рака’атов, поскольку совершение Пророком с.а.с. такого количества рака’атов не указывает на отрицание всего прочего. Если бы о восьми рака’атах упоминалось в таком хадисе, где приводят-ся слова Пророка с.а.с. тогда смысл сказанного был бы однозначным. Иначе говоря, это указывало бы на отрицание всего прочего, и таково мнение всех улемов, однако вышеупомянутое сообщение приводится в таком хадисе, где говорится о его делах. ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сообщает о том, что происходило у неё на глазах, но, невзирая на обширность её познаний, она не была осведомлена обо всём, что делал Пророк с.а.с., ведь он проводил время не только с ней, но и с другими своими жёнами. Вот почему бывало так, что, когда её спрашивали о чём-либо, она направляла человека, задавшего вопрос, к другим матерям правоверных. Так, например, в «Сахихе» Муслима приводится хадис, в котором сообщается, что, когда несколько сподвижников послали к ‘Аише человека, чтобы задать вопрос о совершении добровольной молитвы в два рака’ата после послеполуденной молитвы, она сказала ему: «Спроси Умм Саляму».
Во время совершения молитвы «таравих» имаму следует читать Коран столько, чтобы это не отталкивало от молитвы прочих её участников, и поэтому он должен быть осведомлён о состоянии тех, кто молится под его руководством. Если молящиеся не будут против, лучше всего читать по десять айатов во время каждого рака’ата, что не только соответствует общепринятому порядку, но и позволяет прочесть весь Коран в течение месяца.
Не следует забывать произносить «ду’а с-сана’» во время первого рака’ата каждой молитвы «таравих», состоящей из двух рака’атов. Если имам после прочтения ташаххуда, почувствует сильную усталость молящихся, то он может ограничиться только произнесением слов «О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада! /Аллаһумма, салли аля Мухаммадин ва аля али Мухаммадин!/», а потом произнести таслим, поскольку, призвав благослове-ние на Пророка с.а.с. подобным образом, имам поступит в соответствии с сунной. Если же участники молитвы не испытывают затруднений, ему следует призвать благословения на Пророка с.а.с. в полном объёме (салават ибрахимиййа), после чего обратиться к Аллаху с несколькими мольбами по примеру Пророка с.а.с..
Молитвы «таравих» совершаются после предписанной ночной молитвы, со-вершать же их до неё недопустимо, поскольку «таравих» являются добровольными молитвами, которые в соответствии с Сунной следует совершать после ночной молитвы, с которой они были связаны изначально. Кроме того, молитвы «таравих» предпочтительно совершать до совершения витра. Не возбраняется откладывать их до наступления второй половины ночи. Однако, если задержка приведёт к тому, что провести коллективную молитву будет невозможно, откладывать её порицается, поскольку такие молитвы предпочтительно проводить совместно.
Если не считать рамадана, то совершение коллективной молитвы витр порицается. Во время рамадана совершать коллективный витр лучше, за исключением таких случаев, когда человек хочет совершить эту молитву в конце ночи. Тому, кто опоздает (масбук) к началу коллективного витра, мольбу кунут следует совершать с имамом, но не после него. Как имам, так и участники коллективной молитвы под его руководством мольбу кунут читают про себя.
Суждение об и’тикаф
И’тикаф в течение последних десяти дней рамадана определяется как действие, относящееся к категории «сунна му’аккада». И’тикаф в другие дни является желательным, если же человек уединяется в мечети по обету, тогда уединение становится обязательным.
Указанием на узаконенность уединения являются сообщения о действиях Пророка с.а.с., который начал уединяться в мечети со времени своего переселения в Медину и не прекращал поступать так до самой смерти. Однако Пророк с.а.с. не выражал порицания тем своим сподвижникам, которые не делали этого, и поэтому то, что сам он поступал так неуклонно, не может служить указанием на обязательность уединения. В обоих «Сахих»ах приводится хадис, в котором со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, сообщается, что в последние десять (дней) рамадана Пророк с.а.с. всегда неотлучно находился в мечети, (и это продолжалось) до тех пор, пока Аллах не упокоил его, а после него так же стали поступать и его жёны.
Сообщается также, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «С наступлением последней декады Посланник Аллаха с.а.с. всегда бодрствовал ночью сам, будил своих домочадцев, проявлял (особое) усердие и накрепко затягивал свой изар (Последнее означает, что этот период Пророк с.а.с. занимался поклонением с особым усердием. Изар – род одежды в виде куска ткани, который оборачивается вокруг нижней части тела.) (аль-Бухари и Муслим).
Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что Пророк с.а.с. сказал: «Ждите ночь предопределения в одну из последних десяти нечётных ночей (рамадана)» (аль-Бухари).
Молитва (дуа), читаемая после разговения (ифтара) во время Рамадана
أللَّهُمَّ لَكَ صُمْتُ، وَ عَلَى رِزْقِكَ أَفْطَرْتُ
وَ عَلَيْكَ تَوَكَّلْتُ وَ بِكَ آمَنْتُ .
ذَهَبَ الظَّمَأُ وَ ابْتَلَّتِ العُرُوقُ
وَ ثَبَتَ الأجْرُ إِنْ شَاءَ اللهُ تَعَالىَ .
يا وَاسِعُ الْفضلِ اِغْفِرْ لِي
الْحَمْدُ لله الَّذِي أَعَانَنِي فَصُمَتُ ،
وَ رَزَقَنِي فَأَفْطَرْتُ .
Аллаахумма лякя сумту ва ‘аляя ризкыкя афтарту ва ‘аляйкя таваккяльту ва бикя ааманту. Зэхэбэ ззомэу вабтэллятиль-‘урууку ва сэбэталь-аджру ин шээаллааху та‘аля. Йя ваасиаль-фадлигфир лии. Альхамду лилляяхил-лязии э‘аанании фа сумту ва разакании фа афтарту.
«О Всевышний, я постился ради Тебя [для того, чтобы Ты был доволен мною]. Завершил я пост тем, чем Ты наделил меня. На Тебя я положился и в Тебя уверовал. Ушла жажда, наполнились жилы влагой, и утвердилось вознаграждение, если пожелаешь Ты. О Обладатель безграничной милости, прости грехи мои. Хвала Господу, Который помог мне поститься и наделил меня тем, чем я совершил разговение».
Таравих намаз – намаз в месяц поста Рамадан
Тахаджуд намаз – намаз, который совершается после Иша намаза и до появления зари. Ночной тахаджуд-намаз, который совершается во время месяца Рамадан, называется Таравих. Это намаз выполняется после намаза Иша, но перед намазом Витр. Отличие Таравих намаза от Тахаджут заключается в количестве ракатов и времени совершения. Начинают совершать Таравих намаз в первую ночь месяца Рамазан, а заканчивают в последнюю ночь поста. Данный намаз предпочтительно совершать джамаатом в мечети, если нет возможности посещения мечети. Обычно в мечетях во время Таравих намазов читается один джуз Корана с тем, что бы полностью прочитатьКоран за месяц Рамадан. Это очень важно, потому что не у всех есть возможность прочитать Коран самому в этот месяц.
Сколько ракатов Таравих намаза надо читать?
Можно читать 8 ракатов – это мнение относится к шафиитскому мазхабу, а так же можно читать и 20 ракатов – это мнение ученых ханафитсткого мазхаба. Многие ученые опираются на мнения сподвижников, которые сошлись по иджме , то есть общему согласию в определении 20 ракатов для Таравих намазов. Хафиз Ибн Абдульбаррсказал: «У сподвижников не было споров по данному вопросу» («Аль-Истизкар», т.5, стр.157). Аллама Ибн Кудама сообщал: «В эпоху саидуны Умара (да будет доволен им Аллах) сподвижники сделали иджму по данному вопросу» («Аль-Мугни»). Хафиз Абу Зур’ах Аль-Ираки говорил: «Они (алимы) признали согласие сподвижников [когда это сделал саидуна Умар] иджмой» («Тарх ат-Тасриб», ч.3, стр.97). Мулла Али Кари постановил, что у сподвижников (да будет доволен ими Аллах) была иджма по вопросу об исполнении двадцати ракаатов («Миркат аль-Мафатих», т.3, стр.194).
В то же время сторонники 8 ракатов опираются на слова Аишы. Она на вопрос: «Как молился посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в ночи Рамадана?», – ‘Аиша ответила: “Ни во время Рамадана, ни в другие месяцы посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не совершал по ночам молитв более чем в одиннадцать рак’атов”. аль-Бухари 1147, Муслим 738. То есть 8 ракатов Таравих намаз и 3 раката Витр намаз.
Правила совершения Таравих намаза.
Как упоминалось выше намаз Таравих состоит из 8 или 20 ракатов. Намаз выполняется по 2 раката 4 раза или 10 раз, то есть читаются 2 раката, как 2 раката Фаджр намаза и так повторяется 4 раза или 10 раз. В результате получается 8 и соответственно 20 ракатов. Можно так же читать по 4 раката 5 раз. Между каждыми 2 или 4 ракатами делается небольшой перерыв. В мечетях его используют для небольших проповедей. А если человек совершает намаз дома, то можно в это время делать зикр или читать Коран.
Как читать 2 раката.
1) Примите сердцем намерение, что вы молитесь 20 ракаатов таравиха, являющегося сунной, по 2 ракаата.
2) Начните намаз, произнеся «Алаху акбар!», и сомкните руки.
3) Произнесите: «Субханака», “Аузу . “, “Бисмиллях.
4) Произнесите суру «Аль Фатиха» и далее известную вам суру или часть Корана. Если вы — хафиз/хафиза, очень рекомендуется произносить 1 джуз за ночь.
5) По окончании чтения суры или части Корана, склонитесь в руку и произнесите трижды: «Субхана Раббияль Азым».
6) Поднимитесь из руку и встаньте прямо. Поднимаясь, произнесите: «Сами’аллаху лиман хамидах», – и, когда уже будете стоять прямо, скажите: «Раббана уа лякаль хамд».
7) Далее склонитесь в саджда и произнесите трижды: «Субхана Раббияль А’аляа».
8) Из саджда перейдите в сидячее положение.
9) Снова склонитесь в саджда и произнесите трижды: «Субхана Раббияль А’аляа».
10) Поднимитесь из саджда и встаньте на второй ракаат. Произнесите»Алаху акбар!», суру «Аль Фатиха» и еще 1 суру или часть Корана.
11) Закончив чтение Корана, склонитесь в руку. Далее следуйте той же последовательности действий, что указана для первого ракаата, — вплоть до второго саджда.
12) После второго саджда сядьте и произнесите «Аттахийату. », «Аллахума салли ала. » и дуа, которое читаете перед окончанием намаза.
13) Закончите намаз, произнеся: «Ассаламу алейкум уа рахматуллах», – и поверните лицо направо. Далее сделайте то же самое, поворачивая лицо налево.
Награда за Таравих намаз
В хадисе говорится: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) побуждал людей совершать дополнительные ночные молитвы во время Рамадана, но не обязывал этим в категоричной форме, а говорил: «Тому, кто выстаивал ночи месяца Рамадан в молитвах с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи». (аль-Бухари 37, Муслим 759). Имам аль-Баджи сказал: “В этом хадисе содержится великое побуждение к совершению ночных молитв в Рамадане, и необходимо стремиться к этому, поскольку в этом поступке содержится искупление прошлых грехов. Знай, что для того, чтобы простились грехи, необходимо совершать эти молитвы с верой в истинность обещания пророка (мир ему и благословение Аллаха) и стремясь заработать награду Аллаха, отстраняясь от показухи и всего, что нарушает деяния!” (“аль-Мунтакъа” 251).
В другом хадисе рассказывается: “Однажды один человек пришел к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: “О посланник Аллаха! Ты знаешь, что я свидетельствую, что нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха, и что ты – посланник Аллаха, и что я совершаю молитву, выплачиваю закят, соблюдаю пост и выстаиваю ночи Рамадана в молитвах?!” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто умрет на этом, будет в Раю среди правдивых и шахидов!»” (аль-Баззар, Ибн Хузайма, Ибн Хиббан. Хадис достоверный. См. “Сахих ат-таргъиб” 1/419).
Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Знай, что в месяц Рамадан в верующем собираются два вида джихада против души! Джихад с дневным временем ради поста, и джихад с ночью ради совершения ночных намазов. И тот, кто объединил в себе эти два вида джихада, тот заслужит награду без счета!” (“Лятаифуль-ма’ариф” 171).
Комментарии
Субхаана зиль-‘иззати валь-‘азамати валь-кудрати валь-кибрияяи валь-джабаруут.
Субхааналь-маликиль-хайиль-лязии ляя ямуут.
Суббуухун куддуусун раббуль-маляяик яти вар-руух.
Ляя иляяхэ илля ллааху настагфируллаа, нас’элюкяль-джа нната ва на‘уузу бикя минан-наар. »
Сестра Зулейха зайди на этот сайт думаю поможет!