Религиозное чтение: мусульмане молитва полдень в помощь нашим читателям.
Содержание
Первый столп: мусульманское свидетельство веры.
Шахада – мусульманское свидетельство веры и первый из «Пяти столпов Ислама». Слово шахада в арабском языке означает «свидетельство.» Шахада свидетельство о двух вещах:
Никто не достоин поклонения, кроме Бога (Аллаха).
Мухаммад – посланник Бога (Аллаха).
Мусульманин – попросту уверовавший человек, свидетельствующий, что «ничто не заслуживает поклонения, кроме Бога, и Мухаммад – Его посланник». Всякий, произнёсший эту простую декларацию, становится мусульманином.
Эта фраза должна быть произнесена каждым мусульманином по крайней мере раз в жизни с полным пониманием его смысла и с согласием в душе. Мусульмане произносят её, когда они пробуждаются ото сна, и прежде, чем уснут ночью. Она повторяется пять раз в призыве на молитву в каждой мечети. Человеку, произнёсшему шахаду последними словами в этой жизни, обещан Рай.
Никто не достоин поклонения, кроме Бога (Аллаха)
Первая часть этого свидетельства заявляет, что Бог имеет исключительное право на внутреннее и внешнее поклонение, сердцем и членами. Согласно Исламской доктрины мало того, что никому нельзя поклоняться кроме Него, но также абсолютно никому нельзя поклоняться и наряду с Ним. Он не имеет никаких сотоварищей или партнеров в поклонении. Поклонение, в его всестороннем смысле и всех его аспектах – только для Него одного. Право бога на поклоннение – значение основы исламского свидетельства веры: Ля илляга илля Алла. Человек становится мусульманином, свидетельствуя о божественном праве на поклонение. Это – отправная точка исламской веры в Бога, даже всего Ислама. Это свидетельство считается центральным сообщением всех пророков и посланников, посланных Богом – сообщение Авраама, Исаака, Исмаила, Моисея, еврейских пророков, Иисуса и Мухаммада, да благословит их Аллах. Например, Моисей объявлял:
«Слушай, о Израиль, Господь наш – один Бог». (Второзаконие 6:4)
Иисус повторил это же послание спустя 1500 лет, сказав:
«Первая из всех заповедей: «слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый». (От Марка 12:29)
…и напоминает Сатане:
«Отойди от меня, сатана; ибо написано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.» (От Матфея 4:10)
Наконец, слова Мухаммада, спустя приблизительно 600 лет после Иисуса, разносятся над холмами Мекки, «И ваш Бог – Один и нет иного божества, кроме Него» (Коран 2:163). Они все объявляли ясно:
«Аллаху поклоняйтесь! Кроме Него, у вас иного Бога нет». (Коран 7:59, 60, 73, 85; 11: 50, 61, 84; 23, 32).
Второй столп Ислама: Молитва
Сала – ежедневная ритуальная молитва, предписываемая всем мусульманам как один из пяти столпов Ислама. Она выполняется пять раз в день всеми мусульманами. Сала – точное поклонение, отличающееся от мольбы по вдохновению в зависимости от момента (дуа). Мусульмане молятся или, пожалуй, правильнее сказать, поклоняются пять раз в течение дня:
· Между первым лучом солнца и рассветом.
· Ровно в полдень.
· Между полднем и закатом.
· Между закатом и последним светом дня.
· С наступлением ночи.
Каждая молитва занимает около 5 минут, но может быть продлена настолько, насколько пожелаешь. Мусульмане могут молиться в любом чистом месте, по одиночке или вместе, в мечети или дома, на работе или в дороге, в закрытом помещении или на свежем воздухе. В особых случаях, таких как болезнь, поездка, война, – при молитве делаются определённые послабления, для облегчения её совершения.
Наличие ежедневно определенного времени, отведённого для приближения к Богу, помогает мусульманам постоянно осознавать важность их веры и роли, которую она играет в любом проявлении жизни. Мусульмане начинают свой день с ритуального омовения и последующего стояния перед Богом в молитве. Молитвы состоят из чтения сур Корана на арабском языке и последовательных движений: стояние, полупоклон, поклон-ниц и сидение. Всё это: и декламации и движения телом – выражают подчинение, смирение и уважение Богу. Различные позы, принимаемые мусульманами во время молитвы, выражают подчинение Всевышнему; слова напоминают им об обязательствах перед Ним. Молитва также напоминает каждому о Судном Дне и о том, что каждый должен предстать перед его Создателем и даст полный отчёт о своей жизни. Вот так мусульманин начинает свой день. В течение дня мусульмане выделяют время, несмотря на все мирские обязательства, предстать на несколько минут перед Богом. Это служит напоминанием о реальной цели жизни.
Готовясь молиться, мусульмане поворачиваются лицом к Мекке, святому городу, в котором находится Кааба. В конце молитвы произносится шахада (свидетельство веры) и приветствие мира: « Мир всем Вам, милосердие и благословения Аллаха», (повторяется дважды).
Хотя индивидуальное совершение сала допустимо, коллективное поклонение в мечети имеет особые достоинства и мусульмане поощряются исполнять определённые салават совместно. Обращаясь лицами в направлении Каабы, верующие соединяются в параллельных рядах позади имама, или лидера молитвы, который направляет их при выполнении физических действий и чтении Корана. Во многих мусульманских странах «призыв к молитве» или «Адан», отзывается эхом над крышами.
Пятница – еженедельный день совместного поклонения в Исламе. Еженедельная пятничная молитва – самое важное богослужение. В пятницу молитва отличается следующими особенностями:
· Её время – время полуденной молитвы, которую она заменяет.
· Она должна быть выполнена совместно во главе с «имамом». Её нельзя совершить индивидуально. Мусульмане на Западе пытаются построить свой распорядок дня так, чтобы выкроить время на молитву.
· Пятница – не просто день отдыха или выходной, это – день, благочестия и дополнительного поклонения. Мусульманам разрешается нормальная работа в пятницу как в любой другой день недели. Они могут продолжать обычную жизнь, но должны прерваться для пятничной молитвы. После того, как поклонение закончено, они могут возобновить свои мирские действия.
· Как правило, пятничная молитва совершается в мечети, если возможно. Иногда, если нет мечети, можно провести её в арендованном помещении, парке и т.д.
· Когда наступает время молитвы, произносится адан. Имам обращается к аудитории с проповедью (известной как хутба в арабском языке), – существенной частью службы, без которой молитва недействительна. В то время как Имам говорит, каждый присутствующий слушает проповедь спокойно до конца. Большинство имамов на Западе произносит проповедь по-английски, но некоторые делают это на арабском языке. Те, кто говорит на арабском языке, обычно предваряют проповедь короткой речью на местном языке.
· Проповедь разделяется на две части, разделённые одна от другой короткой передышкой имама. Проповедь начинается словами восхваления Бога и мольбой благословения пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.
· После проповеди совершается молитва под лидерством имама, который читает вслух «Фатиху» и другую кораническую суру. На этом молитва заканчивается.
· Специальные большие молитвы, включающие проповедь, также совершаются по утрам в два праздничных дня. Один из них следует за месяцем поста, Рамадана, и другой – после паломничества, или хаджа.
· Несмотря на то, что не являются обязательными, почитаются индивидуальные дополнительные молитвы, особенно в течение ночи, обычно практикующиеся набожными мусульманами.
Салят
Салят, или салат ( араб. صلاة ; перс. نماز ) тур. Namaz) – пятикратная ежедневная обязательная молитва мусульман, один из столпов ислама. В арабских странах принято употреблять слово салят, тогда как в Турции, Иране, а также странах СНГ употребляется тюркское слово намаз.
Каждый мусульманин должен ежедневно осуществлять 5 обязательных салят:
- Рассветная молитва(салят аль-Фаджр, или салят ас-Субхи,), которая осуществляется в период от утренней зари до восхода солнца; состоит из двух ракяте.
(Ракяте – это “коленопреклонения”; элементы, из которых состоит обрядовая молитва (2, 3 или 4 ракяте). [1]
- Молитва полдень(аз-зугр) – в период от солнца в зените до тех пор, когда длина теней предметов равна их высоте; имеет четыре ракяте.
- Вечернее молитва(салят аль-‘аср) – от момента равной длины теней предметов их высоте до заката; содержит четыре ракяте.
- Молитва на закате(салят аль-Магриб) – в промежуток от заката до момента, когда погаснет вечерняя заря, состоит из трех ракяте.
- Вечерняя молитва(салят аль-‘иша’) – в период между вечерней и утренней зарей, имеет четыре ракяте. [2]
“Поднявшись утром, – советуют мусульманские установки, – встань перед Господом Твоим чистым и непорочным, прежде чем начинать будничные дела. Подтвердить перед Аллахом свое поклонение Ему, стоя, сидя, на коленях и лежа перед ним. Скажи, Кто ты обращаешься и от него ждешь указания на правильный путь. Снова вспомни договоренность с Ним о покорности и служения. Повтори несколько раз свое желание заслужить Его милость и избежать Его гнева. Повтори урок Корана. Свидетельствовать истинность его послания. Вспомни день, когда ты столкнешься судом Аллаха, где тебя спросят дела твои, и получишь за них то, что заслужил. Так начинается твой день. После того, как ты поработаешь несколько часов, позовет тебя муэдзин прославить имя Господа. Повтори свой урок еще раз, чтобы не забыть. Встань со своего места и, повторив формулу веры, возвращайся к мирских дел. Впоследствии третий позовет тебя муэдзин на послеполуденные молитву. Когда день закончится, и наступит ночь, начни ее тем, чем начинал день. Вспомни Всевышнего и служения Ему, чтобы не забыть свой урок ночью. А когда придет время сна, помолись снова, помяни Господа Твоего раз за сутки “. [3]
Нежелательные для намаза временные промежутки
Вопрос: В какое время после утренней и послеобеденной молитв нельзя совершать намаз (когда начинается нежелательное время и сколько длится в минутах)?
Ответ: Нежелательно (карахат ат-тахрим – нежелательность, близкая к запрету) молиться после утренней молитвы и до восхода солнца над горизонтом в размере установленного копья. Время в минутах может меняться в зависимости от сезона; если вы посмотрите на Рузнама (график времени молитв), там приводится время утреннего азана и время восхода солнца.
Также нежелательно совершать молитву, когда солнце находится в зените (по центру неба), то есть в 11:45, 12:00, до азана на обеденную молитву (то есть до склонения солнца от центра); кроме того, нежелательно совершать молитву после послеобеденной до азана на вечерний намаз (то есть заход солнца на горизонте).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Не совершайте молитву до восхода солнца утром и до захода солнца вечером, ибо в это время восходят рога шайтана» (имам аль-Бухари, имам Муслим, ан-Насаи).
Также Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Порицаемо совершать молитву в полдень (когда солнце на зените) кроме как в пятничный день, ибо в пятницу пламя Ада утихает» (Абу Давуд, аль-Байхаки).
Здесь идёт речь о нежелательности, близкой к запрету, то есть если без причины совершить подобное действие три раза подряд, то это превратится в грех.
Идёт речь о нежелательности совершения в полдень тех намазов, у которых причина совершения опережает молитву. К примеру, намаз-тахият (приветствие мечети): если человек вошёл в мечеть, то желательно совершить молитву в два ракаата. То есть причиной стал вход в мечеть, который опередил молитву.
Точно также – молитва после омовения, молитвы затмения солнца и луны, заупокойная молитва, пропущенные молитвы, если они не специально отложены на эти времена.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение), когда пропустил два ракаата желательного намаза, перед обеденной молитвой возместил его после предзакатной молитвы (то есть до захода солнца) (передали имам аль-Бухари, имам Муслим).
Теперь что касается тех молитв, у которых причина следует после самой молитвы. К примеру, молитва-истихар: человек совершает вначале молитву, чтобы истихар засчитывался, то есть причина молитвы – истихар, который рассматривается только после совершения молитвы; или молитва ихрам (вступление в обряды хаджа).
Нежелательность совершения молитв в перечисленные периоды времени не касается территории Харама города Мекки (независимо от того, в мечети или нет). Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
يَا بَنِي عَبْدِ مَنَافٍ لَا تَمْنَعُوا أَحَدًا طَافَ بِهَذَا الْبَيْتِ وَصَلَّى أَيَّةَ سَاعَةٍ شَاءَ مِنْ لَيْلٍ أَوْ نَهَار
«О дети Абду Манафа! Не преграждайте никому совершать обход Каабы и совершения молитвы (в мечети) в любое время дня и ночи» (ат-Тирмизи и другие; хадис с достоверной цепочкой передатчиков).
Мусульмане молитва полдень
«…Возноси хвалу Господу твоему перед восходом солнца и перед закатом его, и восхваляй Его в часы ночи и в начале и в конце дня, дабы мог ты обрести истинное счастье» (Св. Коран, 20:130).
«Горе же молящимся, небрежным к молитве своей» (107:4,5)
Рассказывают об одном человеке, который потерял свою сумку и не помнил, где.
Начав молиться, он вспомнил об этом и по завершении молитвы сказал своему слуге:
«Пойди к такому-то и забери у него мои вещи». Слуга спросил: «Когда ты вспомнил об этом?»
Он ответил: «Во время молитвы». И слуга сказал:
«О, господин, ты искал свои вещи, а не искал довольства Своего Создателя»…
Молитва является опорой религии, главным средством приближения к Аллаху и наилучшей из религиозных обязанностей. Всевышний Аллах сказал: «Поистине, верующим предписано (совершать) молитву (в определенное время)» (4:103). Пророк Мухаммад (САС)спросил у людей: «Если бы у дверей (дома принадлежащего) кому-нибудь из вас, протекала река и он купался в ней по пять раз в день, осталась ли бы после этого на нем какая-нибудь грязь?» Они ответили: «От грязи не осталось бы и следа». Тогда Пророк(САС), сказал: «А это подобно ежедневным молитвам, посредством которых Аллах стирает прегрешения». (Аль Бухари, Муслим)
В хадисе Посланника Аллаха (САС) сказано, что между верой и неверием стоит молитва: «Рухнет религия того, кто оставит молитву».
Молитва — это разговор человека со своим Создателем. Пять ежедневных молитв, пять промежутков времени, соответствующие пяти частям суток. Это рассвет, полдень, послеобеденное время, конец дня и ночь. Таким образом, мусульманин поддерживает связь со своим Господом в течении всего дня. Раннее утро, предрассветное время, когда все еще спят, а мусульманин встает на молитву.
«Кто совершил утреннюю молитву, тот находится под защитой Аллаха», сказал посланник Аллаха (САС). Совершивший утреннюю молитву должным образом восстанавливает свою связь со Всевышним, словно наводит тонкий мостик, чувствует, как он нуждается в Нем, полагается на Его защиту, просит Его Милости… и тогда в течении всего дня ангелы будут стоять за его плечами, которые будут его хранить, и тогда в трудную минуту вдруг найдется нужное слово, неожиданно придет правильное решение… Полдень, разгар дня, работа, дела, суматоха. Но верующий отрывается на несколько минут, оставляя все свои земные дела ради разговора со Всевышним. И в предвечернее время, когда еще так много надо успеть сделать, и в конце дня он опять отрывается от земного ради вечного, и поминает своего Господа, понимая, что земная жизнь коротка, и все блага ее, и тягости ее могут быть прерваны в любой момент…
Своевременное совершение ежедневной пятикратной молитвы требует от верующего проявления силы воли и твердости характера, является мерилом его богобоязненности и благочестия. А несоблюдение заповеди молитвы есть признание собственной слабости и безволия, следование своим прихотям и капризам, что в конечном итоге может привести к духовному падению человека. «И совершай молитву: ведь молитва удерживает от мерзости и не одобряемого» (Cв.Коран,29:45).
Человек постоянно пребывает в мире суеты и земных искушений, молитва же является средством очищения и отдаления его от этого, поскольку пророк (САС)сказал: «Для любого мусульманина, который должным образом совершит омовение, (а во время молитвы) будет проявлять смирение и правильно совершит все поклоны, (эта молитва) послужит искуплением совершенных до нее грехов, если не было (среди них) тяжкого, и так будет всегда».
Что бы ни сказал человек во время молитвы, это будет его тайной беседой с Господом, Который взирает на человека, зная о том, что у него на сердце. Говорил пророк (САС),: «Совершай молитву, словно она прощальная (как будто она последняя в твоей жизни), как будто ты видишь Его, но если ты не видишь Его, поистине, Он видит тебя».
Молитва — это признание в любви раба своему Господину, благодарность за Его блага, это возможность человека оказаться наедине с Царем всей Вселенной и рассказать Ему о своих нуждах в течение части суток; истинно верующий испытывает наслаждение от совершаемой молитвы, надеясь на Милость Всевышнего. Ведь надеяться на Аллаха Всевышнего вернее, чем просить у такого же человека как ты, а то, что есть у Всевышнего, более долговечно и принесет больше пользы, чем имеющееся у любого другого, так как же человек может не испытывать наслаждение обращаясь к Нему с просьбами о том, в чем он нуждается?!
Молитва для мусульманина была и остается самым важным средством, путем общения с Богом, Богом человека, Слышащим и Знающим. Только благодаря молитве верующий не отдаляется от Бога, всегда остается с Ним, чувствует Его присутствие, получает Его поддержку, милость и прощение, своевременную и постоянную помощь в своих делах и нуждах. Только ежедневное обращение к безграничной силе Всевышнего, совершение душой и телом регулярных молитв есть гарантия того, что человека не постигнут чувства беззащитности, одиночества и бессилия, ибо он будет опираться на Всемогущего и Милостивого Господа, Который есть Единственный, Кто не умирает. Молитва — крепость мусульманина, которую не сломят никакие силы.
Оставляющий молитву отдаляется от милости Всевышнего и лишается самого важного и драгоценного в своей жизни — осознания и ощущения своей связи с Творцом.
«Если бы люди знали, как и почему следует совершать молитву, они бы не пренебрегали этим прекрасным видом богослужения…»
Особенности совершения малого и полного омовения Мусульманин обязан совершить намаз, таким образом, каким совершал его Посланник Аллаха. Вследствие этого если мусульманин пожелает совершить молитву он обязан выполнить следующие требования: очиститься от малого осквернения посредством «Вуду» (малого омовения). Под малым осквернением подразумевается отправление нужды, как малого, так и большого испражнения, а также сон, выделение газов и др. Что же касается большого осквернения, то под этим по
Как хорошо что у меня есть вы мои сёстры и братья по религие.Аллах Велик.
Мусульмане молитва полдень
Пророк Мухаммед придавал большое значение молитве для обращения людей в ислам. Молитва упоминается в первых откровениях Корана, что доказывает ее древнее происхождение. Коран настаивает на ее обязательности и недвусмысленно порицает всякую небрежность в ее отношении. Отсюда и ограничения, касающиеся вина, в конечном счете приведшие к запрещению его употребления (сура 4, стих 46: «О вы, которые уверовали! Не приближайтесь к молитве, когда вы пьяны. »).
Но мусульманская молитва в ее современной форме была, вероятно, предписана только после хиджры под влиянием древнееврейского ритуала. До того считалось заслугой знать наизусть много стихов Корана, проявлять благоговейное бдение. «Поистине, Господь твой знает, что ты простаиваешь меньше, чем две трети ночи, и половину ее и треть; и люди из тех, что с тобою» (сура 73, стих 20). Но это – идеал. В действительности же, в мекканский период, если судить только по тексту Корана, хороший мусульманин, видимо, мог удовольствоваться верой в бога и отказом от культа идолов. Кажется, что он не должен был соблюдать какие-либо определенные обряды.
Пять ежедневных мусульманских молитв
Приверженец ислама должен совершать ежедневно пять молитв: на заре (салят ас-субх или аль-фаджр), в полдень (салят аз-зухр), во второй половине дня (салят аль-аср), при заходе солнца (салят аль-магриб) и в начале ночи (салят аль-иша). По поводу такого числа молитв встречаются объяснения в легендах. Когда Мухаммед совершал свое ночное вознесение на небеса (исра), он получил от аллаха повеление предписать правоверным молиться по пятьдесят раз в день. После беседы с аллахом Мухаммед встретил Моисея, и тот, находя чрезмерным такое количество молитв, несколько раз посылал его к аллаху, который, наконец, согласился сократить число молитв до пяти. В одном хадисе рассказывается о том, как архангел Джабраил спускался пять раз в один день, чтобы сотворить обрядовую молитву в присутствии Мухаммеда, который следовал его примеру. Исламовед Хутсма на основании некоторых стихов Корана предполагает, что сначала было только три молитвы, из которых две потом разделились каждая на две отдельные молитвы. Гольдциер предполагает иранское влияние. Из всего сказанного видно, что число молитв не было определено при жизни Мухаммеда, и точная датировка установления их затруднительна.
Пять ежедневных молитв обязательны для всякого взрослого и находящегося в здравом уме мусульманина. Больные освобождаются от молитв, но должны совершить их после выздоровления. Тот, кто по своей воле пренебрегает молитвой, считается неверным (кафиром).
Очищение перед молитвой
Молитвы предполагают некоторые предварительные условия. Так, прежде чем приблизиться к богу, верующий должен очиститься – этот обряд заимствован, вероятно, у мединских евреев. Вот какие слова приписывает Мухаммеду священное предание: «Чистота – половина веры». Мусульманское право различает две степени ритуальной нечистоты: малая нечистота (хадас), происходящая от прикосновения к чему-либо нечистому, от удовлетворения естественных потребностей и т. п.; большая нечистота (джанаба), возникающая врезультате половых сношений, ночных поллюций, менструации, родов.
Этим двум состояниям соответствуют два вида очищений (тахары) – обычное омовение (вуду), которое всегда должно предшествовать молитве: водой, чистой с точки зрения шариата, правоверный обмывает себе лицо, руки до локтей, проводит по голове смоченной правой рукой, обмывает ноги (сура 5, стих 8).В случае отсутствия воды можно заменить ее песком (таяммум – очищение посредством чего-либо сыпучего) (сура 5, стих 9). Большая нечистота требует полного, тщательного обмывания всего тела, включая волосы, обязательно водой. Следует заметить, что всякое загрязнение, происшедшее во время молитвы, делает ее недействительной. Кроме того, тело молящегося должно быть покрыто одеждой в соответствии с законом; женщины открывают лицо и руки.
Необязательно совершать молитву в мечети. Можно выполнять эту обязанность дома или даже на открытом воздухе, только не на могилах и не в нечистых местах (на бойнях и т. п.).
Составные части исламской молитвы
Молящийся сначала обращает свое лицо к Мекке (кыбла). Затем проверяет, не загрязнена ли почва, и ограничивает на ней пространство, на котором он будет во время молитвы отделен от внешнего мира; такое ограничение производится обычно автоматически, с помощью ковра (саджжада). После этого молящийся шепотом или вслух излагает свое намерение (нийя) совершить такую-то молитву (утреннюю или другую).
Ритуальная молитва состоит из следующих элементов. Верующий
1. Стоя, подняв руки до уровня плеч, молящийся произносит слова «Аллах акбар» («аллах превелик»), которые составляют такбир аль-ихрам.
2. Продолжая стоять и вложив левую руку в правую, молящийся читает «Фатиху», первую суру Корана.
3. Молящийся склоняется так, чтобы ладони коснулись колен (руку).
4. Выпрямляется (итидаль) и поднимает руки, произнося: «Аллах слушает того, кто воздает ему хвалу».
5. Опускается наземь, сначала став на колени, затем приложив к земле ладони и, наконец, распростершись так, что касается земли носом (суджуд), – кульминационный момент молитвы.
6. Присаживается, не вставая с колен (джулус или кууд),
7. Простирается опять (второй суджуд).
Этот ряд положений, начиная с произнесения «Фатихи», составляет один ракат. Молитвы, совершаемые в полдень, во второй половине дня и ночью, включают в себя по четыре раката. Те же, которые совершаются на утренней и вечерней заре, состоят первая из двух, а вторая из трех ракатов.
Последовательные положения мусульманина во время молитвы
После второго суджуда молящийся садится, поджав ноги, и произносит последовательно: формулу исповедания веры (шахаду), которую надлежит повторять после каждых двух ракатов, затем особую молитву за Пророка и, наконец, формулу: «Да будет на вас благодать и милосердие аллаха!», повторяемую дважды, сначала обратившись в правую сторону, а затем – в левую. Это – приветствие, обращенное к верующим и ангелам-хранителям. Это формула десакрализации (таслим ат-тахлиль). Она кладет конец состоянию, создаваемому начальной формулой: «Аллах превелик».
На этом молитва кончается. Небесполезно обратить внимание на то, что она не содержит никакой просьбы. Что же касается ее частностей, то они послужили причиной споров между представителями различных юридических систем (мазхабов). Например, нужно ли произносить ее тихо или громко? Каково точно определенное положение рук и ладоней? В последнем пункте шииты расходятся с суннитами. Находящимся в пути разрешается сокращать положенные пять молитв.
Необязательные молитвы
Кроме этих канонических молитв, некоторые совершают еще другие, необязательные молитвы. Самая известная из них – ночная молитва (салят аль-лейль и в Коране тахаджжуд). Не следует смешивать ее с последней из пяти ежедневных молитв. Эта ночная молитва не может не вызвать мысли о христианских бдениях (в их древней форме). Весьма вероятно, что этот благочестивый обряд усердно совершался в раннюю пору ислама (вспомним ночные бдения Мухаммеда) и утратил свой обязательный характер после установления пяти канонических молитв. Тем не менее ночная молитва сохраняется до сих пор и особенно принята в течение месяца рамадана. Другая необязательная молитва – уитр (нечет) состоит в добавлении одного раката к четному числу ракатов ночной молитвы. Следует упомянуть также о молитвах, совершаемых от избытка благочестия (нафль, татавву), и о молитвах, которые вызываются особыми обстоятельствами: при затмениях (кусуф, хусуф), о ниспослании дождя (истиска), специальные молитвы в два годовых канонических праздника, молитва об исполнении желания (салят аль-хаджа), молитва, предшествующая принятию важного решения (истихара).
Молитва за умерших (салят ала-ль-мейит, салят аль-джиназа) является долгом по отношению к каждому умершему мусульманину. Однако обязательность ее оспаривалась в случае, если умерший был несостоятельным должником или самоубийцей. Имам становится в головах носилок, когда хоронят мужчину, и в ногах, когда хоронят женщину. Изложив свое намерение (нийя), он прочитывает четыре такбира с поднятыми руками. После первого такбира он читает «Фатиху», после второго – молитву за Пророка, после третьего – моление (дуа) о снисхождении к умершему, после четвертого – моление о снисхождении к присутствующим. Церемония заканчивается двумя таслимами. Относительно места этой молитвы мнения расходятся: ее совершают либо в доме умершего (так бывает, например, на острове Ява), либо в мечети, либо на кладбище. В Северной Африке покойника несут на кладбище с пением поэмы «Бурда». «Немалое удивление должны вызвать у арабиста первые двадцать, стихов этой поэмы. Она посвящена восхвалению Пророка, но начало ее, как и начало большинства арабских касыд (од), использовано поэтом для того, чтобы оплакать уход его возлюбленной» (Дуттэ). Умершего, завернутого в саван, кладут в могилу.
Каноническая молитва читается индивидуально, но рекомендуется совершать ее при собрании верующих, предпочтительно в мечети, при любом числе присутствующих. Молящиеся становятся правильными рядами (женщины – позади). Этой совместной молитвой (джамаа) руководит имам, и все тщательно воспроизводят те позы, которые он принимает согласно ритуалу. Такая молитва обязательна по пятницам (салят аль-джума). Она совершается в полдень и заменяет салят аз-зухр. По учению шафиитов, нужно по крайней мере сорок верующих, чтобы эта молитва имела силу (женщины в ней не участвуют). Coстоит она из проповеди (хутба) и двух ракатов; принято совершать еще два раката перед проповедью! Такая проповедь первоначально произносилась халифом или его представителем, но затем их сменили профессиональные проповедники (хатибы).
Мечеть как место для молитвы
Мусульмане не обязательно отдыхают по пятницам. Мечеть (масджид – «место, где простираются ниц») – это зал для молитвы со сводами, опирающимися на колонны; в глубине этого зала, посредине стены, ниша с более или менее богатыми украшениями (михраб) указывает направление к Мекке (кыбла), совершенно необходимое для того, чтобы молитва имела силу. Имам становится перед этим михрабом. Рядом с михрабом наводится кафедра (мимбар) для проповедника. На специальном возвышении помещаются официальные чтецы Корана во время торжественных богослужений. С противоположной михрабу стороны находится двор (сахн); с внутренней стороны, вдоль окружающей его стены, обычно имеются крытые галереи с отделениями, где совершается обряд омовения. Прототипом мечети, вероятно, послужил двор в доме Пророка; в одном конце его строение вроде сарая служило приютом для верующих. Не приходится сомневаться, что на устройстве мечетей сказалось влияние христианских соборов, многие из которых были приспособлены для отправления религиозного культа арабов-победителей. В одном из углов мечети высится минарет, с которого муэдзин (чаще всего слепой, чтобы он не мог подглядеть тайн дворов и террас) пронзительно выкрикивает нараспев призыв (азан) к пяти ежедневным молитвам. У правоверных азан состоит из следующих обращений: «Аллах превелик! Свидетельствую, что нет божества, кроме аллаха! Свидетельствую, что Мухаммед – посланник аллаха! Идите на молитву! Идите ко спасению! Аллах превелик! Нет божества, кроме аллаха!» Такие восклицания повторяются много раз; количество повторений различно в зависимости от мазхабов. В шиитский азан между пятым и шестым обращениями введено следующее: «Идите к лучшему из дел!» Наличие такого обращения свидетельствует о водворении шиизма в данном районе.
- Исламский мир
- / Молитва в исламе
© Русская историческая библиотека 2017