Религиозное чтение: ночная молитва описание в помощь нашим читателям.
Содержание
Сокровищница духовной мудрости
Со слезами молись ночью, так, чтоб никто не ощутил, что ты молишься, — и обрящешь благодать (авва Евагрий, 89, 615).
Великое дело — среди глубокой ночи, когда спят все люди, звери и скот, когда господствует глубочайшая тишина, тебе одному бодрствовать и дерзновенно беседовать с общим всех Владыкою (свт. Иоанн Златоуст, 45, 758).
Сладок сон? Но нет ничего слаще молитвы (свт. Иоанн Златоуст, 45, 758).
. Научимся неотступно и постоянно прилежать к молитве, и днем и ночью, и особенно ночью, когда никто не смущает, когда ум спокоен, когда великая тишина и нет никакого волнения в доме, никто не препятствует нам заняться молитвою и не отвлекает от нее, когда возбужденная душа может обстоятельно высказать все Врачу душ (свт. Иоанн Златоуст, 47, 322).
Преклони колена, воздыхай, моли Господа твоего быть милостивым к тебе; Он особенно преклоняется (на милость) ночными молитвами, когда ты время отдохновения делаешь временем плача (свт. Иоанн Златоуст, 52, 248—249).
. Растения восстанавливают свои силы. во время ночи; тогда особенно и душа еще более их принимает в себя росу. Что днем накаляется солнцем, то освежается ночью. Ночные слезы лучше всякой росы нисходят и на пожелания и на всякое пламенное разжжение, и не попускают потерпеть ничего вредного. Если она не будет питаться этой росою, то будет сожигаться во время дня (свт. Иоанн Златоуст, 52, 250).
Поверь мне, не столько огонь истребляет ржавчину (металла), сколько ночная молитва — ржавчину грехов наших (свт. Иоанн Златоуст, 52, 250).
Всякая молитва, которую совершаем ночью, да будет в очах твоих досточестнее всех дневных деяний (прп. Исаак Сирин, 58, 173).
Если намерен ты предать душу свою на дело молитвы, очищающей ум, и на пребывание в бодрствовании ночью, чтобы приобрести светлый разум, то удаляйся от зрения мира. (прп. Исаак Сирин, 58, 284).
Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Bookitut.ru
Ночная молитва
Ночное бдение является традиционным как для общехристианской литургической практики [702] , так и — в особенности — для монашеской практики молитвы. Рекомендуя молитвенное бдение по ночам, учители аскетической жизни исходили из того, что ночь, когда весь мир погружается в сон и ничто не отвлекает подвижника, есть наиболее благоприятное время для молитвы. «Всякая молитва, которую совершаем ночью, — говорит Исаак, — да будет в глазах твоих досточестнее всех дневных деланий» [703] . Ночное бдение — это «усладительное делание», во время которого «душа ощущает ту бессмертную жизнь, и ощущением ее совлекается одеяния тьмы и приемлет в себя Духа Святого» [704] .
Ночному бдению целиком посвящены два Слова из 1–го тома Исаака: 52–е (сир. 80) и 70–е (сир. 17). Первое из них содержит по преимуществу практические рекомендации, со ссылками на жития святых, тогда как во втором есть и теоретическое обоснование бдения. Первое включено лишь частично в западно–сирийскую редакцию и потому только незначительный фрагмент его переведен на греческий язык: основная часть его сохранилась в восточно–сирийском варианте. Отметим сначала теоретические предпосылки учения о ночном бдении, изложенные в 70–м Слове, после чего рассмотрим, на основе полного текста 52–го Слова, как это учение воплощалось в практику. Слово 70 начинается с «похвалы бдению», которое рассматривается как ангельское делание, возводящее человека к Богу:
Не думай, человек, чтобы во всем иноческом делании было какое–либо занятие важнее ночного бдения. Поистине, брат, оно важнее и необходимее всего для воздержника… Если монах с рассудительностью пребывает в бдении, то не рассматривай его как носящего плоть, ибо поистине это — дело ангельского чина… Душа, трудящаяся над тем, чтобы пребывать в этом бдении, и достойно живущая, будет иметь херувимские очи, чтобы непрестанно возводить ей взор и созерцать небесное зрелище [705] .
Однако, как сразу же отмечает Исаак, труд бдения полезен только тогда, когда подвижник в течение дня хранит себя от рассеянности и многозаботливости. В противном случае, стоя на бдении, он не сможет сосредоточенно молиться, и тогда весь его ночной труд окажется лишенным плода.
Для чего же, человек, так нерассудительно распоряжаешься собой? Ночью совершаешь всенощное стояние и утруждаешь себя псалмопениями, песнословиями и молениями — но неужели тяжело… для тебя посредством кратковременного усердия в течение дня сподобиться благодати Божией. Для чего утруждаешь себя: ночью сеешь, а днем развеиваешь труд свой и оказываешься бесплодным… Ибо если бы у тебя ночному упражнению соответствовали дневное делание и горячность сердечной беседы, и не было бы промежутка между тем и другим, в короткое время мог бы ты припасть к груди Иисуса [706] .
Тот, кто хранит себя в течение дня, знает силу ночного бдения. Оно способно заменить собой все остальные добродетели: если тело ослабеет и будет неспособно поститься, ум может «одним бдением приобрести устроение души и дать уразумение сердцу к познанию духовной силы». Более того, если у подвижника не хватает сил совершать обычные поклоны и псалмопения по причине духовного помрачения и расслабленности, само по себе бдение, даже сидя, будет достаточным для него:
Если не станет в тебе всего этого [707] и не сможешь исполнять это, то хотя бы сидя бодрствуй и молись в сердце, но не засыпай, и все меры употреби, чтобы провести всю эту ночь без сна, сидя и помышляя о благом. Не ожесточай сердца своего и не омрачай его сном, и снова придут к тебе, по благодати, прежняя горячность и легкость и сила… [708]
Скажем теперь о практических советах Исаака в 52–м Слове. В первую очередь Исаак обращает внимание на то, как следует начинать бдение. К молитве надо приступать не сразу, но сначала сделать поклон, совершить краткую предначинательную молитву, перекреститься, постоять молча и затем молиться своими словами:
Когда пожелаешь стать на служение бдения, тогда, при содействии Божием, поступи, как скажу тебе. Преклони, по обычаю, колена твои, и встань; и не сразу начинай службу свою, но когда помолишься сначала и совершишь молитву, и знаменуешь сердце свое и члены свои животворящим знамением Креста, стой некоторое время, пока успокоятся чувства твои и утишатся помыслы твои. После этого возведи внутренний взор твой ко Господу и с печалью умоляй его укрепить немощь твою, чтобы стихословие твое и мысли сердца твоего сделались благоугодными святой Его воле [709] .
Все это необходимо для того, чтобы приступить к служению бдения в полной сосредоточенности и в ясном сознании присутствия Божия. Молитва, которую Исаак предписывает затем произносить, не является молитвой из какого–либо богослужебного чина, но личными словами человека, которые он произносит от себя:
Господи Боже мой, Создатель всего творения Твоего, призирающий на тварь Свою… сохрани меня от мятежа помыслов и от потопа страстей и сделай меня достойным этой святой службы, чтобы мне страстями своими не растлить ее сладости и не оказаться перед Тобою бесстыдным и дерзким [710]
Это одна из многочисленных молитв, составленных самим Исааком и включенных в корпус его сочинений. Исаак, несомненно, высоко ценил молитву своими словами и считал, что христианину не следует ограничивать себя произнесением предписанных молитв, но находить свои собственные слова для беседы с Богом.
Ночное бдение у каждого подвижника традиционно включало в себя определенное «правило» — последовательность молитв, псалмов, чтений, поклонов, предназначенных для произнесения всякий раз, когда совершается бдение. Исаак, однако, говорит, что подобное правило не должно быть строго фиксированным: пребывать умом в Боге гораздо важнее, чем вычитать определенное правило.
Должно нам со всей свободой вести себя во время службы нашей без всякой детской и смущенной мысли. А если увидим, что времени немного и до окончания службы застигнет нас утро, то добровольно и сознательно оставим из обычного правила одно или даже два славословия, чтобы не было места смятению, чтобы не утратить вкуса к службе нашей… [711]
Именно для этого — чтобы не утратился вкус к молитве — никогда не следует вычитывать псалмы поспешно, с желанием поскорее закончить правило.
Если помысел внушает тебе: «Поспеши несколько, ибо дел у тебя много — скорее освободишься», — то не обращай внимания на него, но вернись назад на одну мармиту [712] или на сколько хочешь, и с размышлением повторяй многократно каждый стих, заключающий в себе вид молитвы. И если опять будет смущать и теснить тебя помысел, оставь стихословие, преклони колена на молитву и скажи: «Желаю не слова вычислять, но обителей достигнуть» [713] .
То есть первый способ борьбы с помыслом заключается в том, чтобы читать псалмы медленно, многократно повторяя каждый стих; второй же — в том, чтобы оставить чтение предписанных псалмов и молиться своими словами.
Если, — продолжает Исаак, — в результате долгого стояния на бдении ты изнеможешь от бессилия и помысел будет нашептывать тебе «Закончи, потому что не можешь стоять», ответь ему: «Нет, я сяду, ибо даже это лучше сна. И если язык мой не выговаривает слова псалма, ум же поучается с Богом в молитве и собеседовании с Ним, то бодрствование полезнее всякого сна» [714] . Здесь обращает на себя внимание то, что, во–первых, Исаак разрешает молиться сидя; во вторых — что он допускает замену чтения молитв вслух безмолвной молитвой одним умом. Молитва вслух была общей практикой подвижников его времени, в частности, во время исполнения келейного правила. Молитва про себя, очевидно, предписывалась либо в случае усталости, либо во время участия в какой–либо общественной активности (когда человек не находится наедине с собой), либо, наконец, когда человек «лежит на лице» перед Крестом.
Далее Исаак говорит о том, что порядок ночного бдения не одинаков для всех подвижников. Есть разные способы совершения бдения и разная последовательность молитв, которые могут читаться, а также разные средства для достижения внимания и умиления. Большой интерес представляет ссылка на практику непрестанной молитвы с произнесением одной краткой формулы [715] , а также на практику молитвы не преклоняя колен:
Бдение не есть всецело ни стояние, ни стихословие одних псалмов. Напротив, один всю ночь проводит в псалмах, другой — в покаянии, умиленных молитвах и земных поклонах, третий — в слезах и рыдании о своих грехах. Об одном из наших отцов говорят, что сорок лет молитву его составляла одна фраза: «Я согрешил, как человек, Ты же прости, как Бог». И отцы слышали, как он с печалью твердил этот стих, а между тем плакал и не умолкал, и эта одна молитва была у него вместо службы днем и ночью. И еще: один немного вечером стихословит, остаток же ночи проводит с песнопениями, славословиями, гимнами и другими покаянными мелодиями; а другой проводит ночь в прославлении Бога и чтении богослужебных текстов, и между каждой частью он просвещается и освежается чтением из Писания. Кто–то ставит себе правилом не преклонять колен, даже на заключительных молитвах в конце каждой мармитыі, хотя это обычно для бдений, и проводит всю ночь в непрерывном стоянии [716] .
Ссылкой на преподобного Моисея Мурина, который молился не преклоняя колен, заканчивается Слово 52 в западно–сирийской редакции, греческом и русском переводах. Дальнейшее мы заимствуем из восточно–сирийского текста.
Здесь Исаак говорит о состоянии духовной радости, которого достигает человек во время ночной молитвы:
Когда усердные наслаждаются такими и подобными вещами, они проходят всю длину долгих ночных часов без уныния. Души их процветают и радуются и забывают одеяние плоти… От наслаждения и радостного биения сердца они совершенно не помнят о сне, ибо им кажется, что они отринули тело или что они уже достигли состояния, в котором они будут после воскресения. И по причине великой радости они иногда оставляют псалмопение и падают на лица свои от наплыва радости, которая нахлынула на их души. Вся длина ночи для них подобна дню, а наступление тьмы подобно восходу солнца по причине той надежды, что возвышает сердца их и опьяняет их своим размышлением… Пока их язык играет на духовной лире, ум их занят своими делами: иногда он обращается к смыслу стихов, иногда прогоняет чуждый помысел при его появлении, иногда же, когда ум устает, обращается к содержанию дневного чтения [717] .
Затем Исаак вновь обращается к рекомендациям относительно молитвы в состоянии усталости. «Если человек хочет дать телу немного отдохнуть, пусть остановится и сядет лицом на восток. Однако, пока он сидит, он не должен позволять уму своему оставаться праздным» [718] . Следует размышлять о пользе ночного бдения, о том, как древние святые совершали его. От этого размышления человек приходит в восхищение, думая о том, наследником какой традиции он является. Многочисленные примеры великих отцов, трудившихся в ночном бдении, приводят человека в состояние духовного опьянения, при котором ему кажется, что он пребывает вместе с этими святыми и видит их.
И по причине воспоминания о житиях святых… уныние его исчезает, леность отгоняется, члены тела укрепляются, сон отбегает от очей его… и возникает в душе его великая радость. Более того, сладкие слезы увлажняют ланиты его, радость духовная опьяняет ум, душа получает невыразимые утешения, надежда укрепляет сердце и делает его доблестным. Тогда человеку тому кажется, что он живет на небе во время своего бдения, которое столь преисполнено благами [719] .
Тема «духовного опьянения» является одной из основных мистических тем Исаака: мы будем рассматривать ее особо в следующей главе. Сейчас лишь отметим экстатический характер ночной молитвы, которая, по Исааку, является источником сверхъестественной радости и озарения. «Ибо нет ничего, — говорит он, — что делает ум столь сияющим и радостным, что настолько просвещает его и отгоняет лукавые помыслы, заставляя душу ликовать, как продолжительные бдения» [720] . Сам Христос, — пишет Исаак, — «постоянно удалялся для молитвы, и не во всякое время, но Он выбирал для этого ночь, а местом —пустыню». И все откровения, которые получали святые, чаще всего приходили к ним ночью и во время молитвы [721] . «Молитва, приносимая ночью, обладает великой силой — больше, чем дневная молитва. Поэтому все праведники молились ночью, преодолевая тяжесть тела и сладость сна…» [722] Не случайно сатана больше всего ненавидит подвиг ночной молитвы и всячески старается помешать человеку в совершении бдения: примеры этого многочисленны в житиях Антония Великого, блаженного Павла, Арсения и других египетских отцов. Но святые преодолевали силу врага и не оставляли труд бдения:
Кто из отшельников, хотя бы и обладал он всей совокупностью добродетелей, мог пренебречь этим деланием. Ибо ночное бдение есть свет мысли (tar'ta): благодаря ему понимание (mad'а) возвышается, разум (re'yana) собирается, и ум (hawna) воспаряет, взирает на духовные вещи, обновляется молитвой и ярко сияет [723] .
Характерно, что в этом тексте Исаака одновременно используются четыре термина, обозначающие в сирийском языке умственные способности человека [724] . Исаак как бы хочет подчеркнуть, что ночная молитва способна охватить собой и полностью преобразить всю интеллектуальную сферу человеческой природы. Ночная молитва имеет у Исаака всеохватывающий характер и рассматривается как универсальное средство для достижения просветления ума. Любимый герой Исаака, преподобный Арсений, «накануне воскресного дня становился спиной к солнцу и простирал руки к небу — до тех пор, пока солнце не взойдет и не осветит его лицо» [725] . Благодаря бдению Арсений достиг такого просветления, что во время молитвы весь становился подобным огню [726] . Таким же образом и преподобный Пахомий, равный Арсению, проводил ночи в бдениях и до такой степени очистил свое сердце, что видел невидимого Бога, словно в зеркале. «Таковы плоды бдения, таковы блаженства упражняющихся в нем, и таковы венцы этой борьбы» [727] . Преображение ума, очищение сердца и мистическое видение Бога являются главными плодами ночного бдения.
О ночной молитве
«Не надо молиться поздно. До 12 часов ночи молитва должна быть кончена, и молящийся должен отойти ко сну. Мы не знаем всех тайн невидимого мира. Не всё нам открыто, и не всё ведомо. Неведомо нам и то, почему именно в эти поздние часы, после 12-ти, тёмные силы особенно чувствуют своё могущество и нападают на душу с особенной яростью. Но люди духовной жизни заметили это. В миру, где такой разгул бесовщины, ночные часы – излюбленные часы предающихся страстям. Люди становятся одержимыми в эти часы. Они теряют образ и подобие своё. Исчезает грань между действительностью и фантазией. Дьявол в эти часы собирает свою жатву.
«Ночная молитва имеет свои особые трудности. Двоящиеся мысли всего сильней сказываются именно на ночной молитве.
Достигнув третьего молитвенного правила, человек приблизился к состоянию единства. Но проверь ночною своею молитвою, чтобы не было оно кажущимся.
Ночью демоны склонны, пользуясь двойственностью, вести споры в недрах человеческой души. Надо остерегаться вступать в пустые внутренние словопрения. Надо гнать их. Вопросы оставлять без ответов. И не соблазняться добрыми намерениями в этих внутренних спорах посрамить врага.
Ночное молитвенное правило должно быть коротким – не более трёхсот молитв. Дабы не воспользовались злые силы ослаблением внутреннего внимания, столь возможного при повышенности всех духовных состояний ночью.
Особенность ночной молитвы заключается в характере искушений. Ночью они более духовны. Больше всего искушают демоны на ночной молитве высотой молитвенных состояний. Внушают горделивые мысли. О необычайных духовных дарованиях молящегося. Услаждают неблагодатными поддельными откровениями. Принимают вид ангела света. Всё это гони от себя именем Господа нашего Иисуса Христа. Всё это – ночные томления души нашей, ней освободившейся от власти страстей.
Когда отступят от души тёмные силы, отравляющие её утончёнными соблазнами, скажется благотворное значение ночной молитвы. Поэтому и демоны так сильно влияют на душу ночью, что на ночной молитве душа делается открытее и доступнее. Но она делается открытее как для злого, так и для доброго. Когда злое отступит, доброе даст плоды во сто крат.
Ночью в душе тише, чем днём. А чем тише в душе, тем слышнее Господу. Ночью молитва легче переходит от внешних слов внутрь сердца и становится духовной молитвой. На ночной молитве, когда без слов взывает душа одним сердечным воздыханием, укрепляется и возрастает дух молитвенный. Ночным молитвенным правилом достигнется то, чего не может дать молитва дневная: как бы призрачность и лёгкость душевной нашей оболочки.
Если ночное правило начато во благовремении, оно сильно подвинет молящегося на молитвенном пути, приближая к вожделенной сердечной молитве.»
из книги прот. Валентина Свенцицкого «Монастырь в миру».
Рекомендуем прочитать:
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Молитва тахаджжуд: ее описание и достоинства
Не могли бы вы пояснить некоторые детали относительно молитвы тахаджжуд? Каковы ее достоинства? Как ее следует выполнять?
Всевышний Аллах сказал:
«Выполняй обряд молитвы с того момента, когда солнце начинает склоняться с середины неба к западу, и продолжай до наступления темноты. Проснись ночью и встань на молитву по доброй воле своей в дополнение к пяти обязательным, прося Аллаха дать тебе достойное и славное место в другой жизни»1.
Он также сказал:
«Те, которые оставляют свои ложа, чтобы поклоняться Аллаху»2.
Всемогущий также сказал:
«Они спали только малую часть ночи, большую же её часть они посвящали поклонению Аллаху»3.
Хадисы о ночной молитве
Абу Хурайра сообщает, что Посланник Аллаха сказал: «Лучшая молитва после обязательных молитв — это ночная молитва» (Муслим).
Абу Хурайра сообщает, что Посланника Аллаха спросили: «Какая молитва является самой добродетельной после обязательных молитв?» Он ответил: «Молитва глубокой ночью» (Муслим, Абу Дауд, Тирмизи, Насаи, Ибн Маджа).
Абдуллах ибн Салям сообщает, что Посланник Аллаха сказал: «О люди! Распространяйте мир, кормите других, поддерживайте семейные связи и обращайтесь ко Всевышнему ночью, когда остальные (люди) будут спать, и вы войдете в Рай безопасно» (Тирмизи, Хаким).
Ибн Масуд сказал: «Преимущества ночной молитвы перед дневной подобны преимуществам тайной милостыни перед явной» (Табарани).
Ученые объясняют, что эти хадисы относятся к добровольным молитвам.
Определение ночной молитвы и тахаджжуда
Ночная молитва — это любая молитва, совершаемая после времени молитвы Иша. Время для совершения ночной (тахаджжуд) молитвы оканчивается с окончанием времени Иша и временем наступления намаза Фаджр. Поэтому любые добровольные молитвы, совершаемые после наступления времени намаза Фаджр не считаются ночными молитвами (тахаджжуд).
Имам Саффарини, ханбалитский факих и суфий, объясняет в своем «Шарх Мандумат аль-Адаб»:
«Ночные молитвы превосходят дневные, поскольку они совершаются скрыто — и поэтому они более искренние. Праведные предшественники (саляфы) очень старались скрывать свои тайные поступки (имеются в виду поступки, совершаемые между ними и Аллахом). Хасан аль-Басри сказал: «Обычно бывало, если у человека были гости, которые оставались у него, то он молился ночью так, чтобы гости не знали (об этом)».
И потому еще ночные молитвы превосходнее, что ночная молитва тяжелее для низкой сущности человеческого нафса. Ведь ночь — это время отдыха от дневных забот, так что отказываться от сна, несмотря на то, что нафс хочет спать, — это великая битва (муджахада). Некоторые сказали: «Лучшая работа — это та, которую ты заставляешь выполнять свой нафс».
Ведь Всевышний Аллах сказал: «Поистине, поклонение Аллаху в ночные часы прочнее в сердце, отчётливее в словах, правильнее и сосредоточеннее в чтении, чем поклонение в дневные часы. Ведь днём ты занят житейскими хлопотами, заботой о передаче Послания (своего Господа), поэтому ты освободись и посвяти ночь поклонению своему Господу»4.
Именно поэтому нам было велено читать Коран в ночной молитве размеренным чтением (тартиль).
И это потому что ночная молитва служит щитом от греха.
И это потому что время ночного бдения является лучшим временем для добровольного поклонения и молитвы и наиболее приближает раба к его Господу.
И потому что в это время врата неба открываются, просьбы принимаются, и нужды тех, кто просит, выполняются.
Аллах хвалит тех, кто просыпается ночью для поминания Его, мольбы, поиска Его прощения и взывания к Нему, говоря:
«Те, которые оставляют свои ложа, чтобы поклоняться Аллаху, богобоязненно и смиренно моля Его, боясь Его гнева и желая Его Милости, и которые дают на благодеяния и милости из имущества, дарованного им Нами. И ни одна душа не ведает, что скрыто от них из прекрасных, радостных благ, уготованных Аллахом для этих верующих в воздаяние и награду за то добро, которое они вершили, и за повиновение Ему»5.
«Рабы Милостивого — те, которые скромны в земном мире, ходят спокойно и с достоинством и таким же образом ведут себя во всех своих делах. Когда глупцы из многобожников-невежд порицают их, они оставляют их, говоря: Мы не имеем с вами никакого дела. Нам было приказано говорить вам: Мир! Это — те, которые проводят ночи в поклонении Аллаху, падая ниц и многократно поминая Аллаха в своих молитвах»7.
Аллах отрицает всякое подобие между теми, кто молится ночью и теми, кто не делает этого:
«Неужели богобоязненный, который поклоняется Аллаху в часы ночи, падая ниц или стоя, боясь будущей жизни и надеясь на милость Аллаха, подобен тому, кто обращается к Аллаху в беде и забывает Его в счастье?! Скажи им, о Мухаммад: Разве те, которые знают права Аллаха и поклоняются Ему Единому, уверовав в единобожие, равны тем, которые не знают, ибо они не смотрят и не раздумывают над знамениями Аллаха? Лишь только обладатели здравого ума приемлют знамения и наставления»8».
Саффарини, «Гида аль-Альбаб шарх Мандумад аль-Адаб»
Подробности относительно молитвы тахаджжуд
Имам Абу Саид аль-Хадими сказал: «Существует единогласное мнение ученых (иджма), что среди добровольных деяний лучшей является ночная молитва (ночное бдение)» (Аль-Барика аль-Махмудийя шарх ат-Тарика аль-Мухаммадийя).
Ученые вывели из Корана и хадисов Пророка следующее:
1. Местом для намерения является сердце, и оно (намерение) имеет два аспекта:
- Намерение на то, что вы собираетесь совершать (на молитву тахаджуд).
- Намерение, почему вы собираетесь это сделать (ради Аллаха).
Минимальное из того, что достаточно (сказать) для всех суннат и нафиль намазов, — это просто выразить намерение совершить молитву, хотя лучше всего уточнить, что вы совершаете определенную молитву сунны, на которую вы делаете намерение (к примеру, на тахаджжуд или духа).
2. Минимальное количество ракаатов ночной молитвы — 2 ракаата (Хиндийя, цитируя Фатхуль-Кадир).
3. Оптимально рекомендуемое количество ракаатов — 8 ракаатов, потому что это была обычная практика Посланника Аллаха .
4. Более продолжительное чтение (Корана в молитве) предпочтительнее большего числа ракаатов молитвы (Хаскафи, Дурр аль-Мухтар; Ибн Абидин, Радд аль-Мухтар).
5. Если вы делите ночь на три части, то последняя треть является самой лучшей для молитвы (Хаскафи, Дурр аль-Мухтар).
6. Если вы разделяете ночь пополам, то последняя часть является лучшей для молитвы (там же).
7. Наиболее предпочтительно делить ночь на шесть частей, следует спать в первые три части, поклоняться и совершать молитву тахаджжуд в четвертую и пятую части, затем спать в шестую часть, так как это салят Дауда (Умдат аль-Фикх).
8. Добровольная (нафиль) молитва ночью более предпочтительна, чем добровольная молитва в течении дня. Однако наиболее полная награда в аятах Корана и хадисах Пророка относится к тому поклонению, которому предшествовал сон. Это также понятно из лингвистического значения слова «тахаджжуд», которое обозначает борьбу со сном (Ибн Абидин, Радд аль-Мухтар, цитируется Ибн Амиром Хадж в «Хальба»).
9. Ибн Нуджайм и Хаскафи, оба относят ночную молитву к рекомендованным (желательным действиям) (Бахр аль Раик, Дурр аль-Мухтар, выбрано в «Аль-Фатава аль-Хиндийя»). Однако Камаль ибн аль-Хумам, блестящий муджтахид, который был величайшим ханафитским факихом в последней части исламской истории, колебался между желательной и достоверной сунной. Это потому что хадисы указывают на рекомендованную (желательную сунну), а продолжительная практика Пророка Мухаммада , казалось бы, указывает, что это строгая сунна. Это было также выбрано учеником Ибн аль-Хумама, Ибн Амиром Хадж в «Хальба» (Ибн Абидин, Радд аль-Мухтар).
10. Нехорошо оставлять ночную молитву тому, кто имел привычку ее совершать, если у него нет оправдания. Пророк Мухаммад сказал Ибн Умару : «О Абдуллах, не будь похож на такого-то. Он имел привычку молиться ночью и оставил это» (Бухари и Муслим). Поэтому нужно совершать такое количество деяний, которое ты можешь выполнить, так как Посланник Аллаха сказал: «Самыми любимыми деяниями для Аллаха являются наиболее постоянные, даже если их немного» (там же) (Ибн Абидин, Радд аль-Мухтар, из «Хальба» Ибн Амира Хаджа).
11. Желательно начинать ночную молитву с двух коротких ракаатов, потому что в хадисе от Абу Хурайры сообщается, что Пророк Мухаммад сказал: «Если вы встаете ночью для молитвы, начинайте с двух коротких ракаатов» (Муслим, Ахмад, Абу Дауд).
12. Просьбы (мольбы) глубокой ночью принимаются, как упоминается в хадисах.
Некто сказал Ибн Масуду : «Я не могу молиться ночью». Он ответил: «Твои грехи отвращают тебя от этого».
И Аллах знает лучше.
- Войдите на сайт для отправки комментариев
- 9680 просмотров
Поиск по сайту
Популярное содержимое
За сегодня:
За всё время:
Последние комментарии
4 года 51 неделя назад
Материалами сайта можно пользоваться с обязательной ссылкой на Даруль Фикр.Ру .
Авторы, придерживающиеся убеждений Ахлю-с-Сунна, могут присылать свои материалы для публикации на сайте.