Освящение елея молитва

Религиозное чтение: освящение елея молитва в помощь нашим читателям.

Освящение елея молитва

Чинопоследование Таинства Елеосвящения

«Последование святаго елеа, певаемое от седми священников, собравшихся в церкви или в дому».

Схема чинопоследования Елеосвящения

«Последование святаго елеа» условно делится на три части.

Начальный возглас: «Благословен Бог наш…».

«Обычное начало»: Трисвятое по «Отче наш .»[81].

Канон с ирмосами: «Моря чермную пучину…».

Трисвятое по «Отче наш…».

Тропарь: «Скорый в заступлении…».

Мирная (великая) ектенья.

Молитва на освящение елея.

Тропари Господу, Богоматери, святым.

3. Помазание болящего елеем

Прокимен, Апостол, Евангелие.

Молитва одного из семи священников.

Помазание болящего при чтении молитвы «Отче Святый…».

Возложение Евангелия на главу болящего при чтении молитвы «Царю Святый…».

Испрашивание болящим прощения у священников.

Молебное пение – первая часть чинопоследования – есть сокращение утрени, совершаемой во дни поста. Совершающие Таинство священники (или священник) становятся перед столом лицом к иконам, держа в руках незажженные свечи. Один из священнослужителей совершает каждение икон, стола, на котором лежат Святое Евангелие и всех принадлежностей, а также больного.

Начинается служба возгласом священника : «Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно и во веки веков».

Затем читается «обычное начало»: Трисвятое по «Отче наш», состав молитв в котором описан выше.

Далее следуют молитвы :

«Господи, помилуй» – 12 раз;

«Приидите, поклоним ся…» (трижды).

Псалом 142-й: « Господи, услыши молитву мою…» помогает человеку осознать свое нынешнее положение и то состояние, в котором он прибегает к этому спасительному Таинству: «Господи! Услышь молитву мою. Враг преследует душу мою, втоптал в землю жизнь мою, принудил меня жить во тьме, как давно умерших, и уныл во мне дух мой, онемело во мне сердце мое».

Продолжается чинопоследование Таинства темой покаяния и сознания своей немощи. Звучит Аллилуйа, ее покаянные стихи: «Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь» и тут же поются покаянные тропари («Помилуй нас, Господи») и псалом 50-й – вершина покаянного псалмотворчества царя Давида.

После покаянных тропарей и 50-го псалма поется канон о елее. В нем священники просят Господа «елеем благоутробия утешить души. и телеса человеческие» и «подать люте страждущему благодать свыше». В «молитве елея» звучат прошения: «Неизреченною любовию, Преблагий Господи, ущедри раба Твоего, покровом славы Твоея подай здравие ему и недугов избавление».

Далее следуют стихиры , в которых выражена та же мысль: «Помазанием елея Твоего и священников, Челове-колюбче, осязанием раба Твоего освяти свыше, недугов свободи, душевныя скверны очисти., соблазнов избави, обстояние отжени[82], скорби потреби[83].».

Оканчивается молебное пение молитвами: Трисвятое по «Отче наш» и пением тропаря «Скорый в заступлении.».

Освящение елея для помазания

Возглашается ектенья: «Миром Господу помолимся», в которой звучит прошение: «О еже благословитися елею сему, силою и действом и наитием Святаго Духа».

Елей для освящения вливается в пустой сосуд (кандило), стоящий в пшенице; вино доливают туда же и смешивают их лжицей. Вино, добавляемое в елей, символизирует Кровь Христову, пролитую Им на Кресте. Затем возжигаются семь свечей, расположенных вокруг елея, и все те свечи, что держат присутствующие.

Первенствующий иерей начинает читать «молитву елея », а сослужащие священники вторят ему вполголоса, читая ту же молитву. В молитве они просят, чтобы Господь Сам освятил этот елей во исцеление помазующегося и в очищение всякой страсти и скверны плоти и духа, и всякого зла. После молитвы поются тропари – Христу Спасителю, святому апостолу Иакову, святителю Николаю Чудотворцу, святителю Димитрию Мироточивому, целителю Пантелеимону, святым бессребреникам, святому Иоанну Богослову и Пресвятой Богородице.

Помазание болящего елеем

Третья часть чинопоследования Таинства Елеосвящения включает в себя семикратное помазание освященным елеем частей тела больного (чела, ноздрей, щек, уст, груди и рук). Причем каждое из этих семи помазаний предваряется чтением Апостола, Евангелия, краткой ектеньей и молитвой об исцелении больного и прощении его грехов.

Первое чтение. Дьякон, чтец или сам священник после возглашения прокимна начинает первое чтение из Послания святого апостола Иакова об установлении Таинства Елеосвящения (Иак. 5; 10–16). Затем первенствующий пресвитер читает Первое Евангелие (Лк. 10; 25–37) о самарянине, стоя лицом к больному. Вслед за тем, тот же пресвитер в молитве просит Господа сделать его достойным служителем Нового Завета и сотворить елей, приготовленный для больного, елеем радования, одеждой царской, броней силы, в от-гнание всякого диавольского действия, ненаветной печатью, вечным веселием.

После этого произносится сугубая ектенья, а затем священник читает первую молитву. Совершается первое помазание больного освященным елеем. Это делает иерей, читавший первое Евангелие. Взяв в руку стручец, он обмакивает его в елей и крестообразно помазывает лоб, ноздри, щеки, губы, грудь и руки (с внешней и тыльной стороны). При этом читается тайносовершительная молитва: «Отче Святый, Врачу душ и телес, пославый Единороднаго Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, всякий недуг исцеляющаго и от смерти избавляющаго, исцели и раба Твоего (рабу Твою, имярек) от обдержащия его (ея) телесныя и душевныя немощи и оживотвори его (ю) благодатию Христа Твоего, молитвами Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, предстательствы Честных Небесных Сил бесплотных, силою Честнаго и Животворящаго Креста, честнаго славнаго пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, святых славных и всехвальных апостолов, святых славных и добропобедных мучеников, преподобных и богоносных отец наших, святых и целителей бессребреников Космы и Дамиана, Кира и Иоанна, Пантелеимона и Ермолая, Сампсона и Диомида, Фотия и Аникиты, святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых.

Яко Ты еси Источник исцелений, Боже наш, и Тебе славу возсылаем со Единородным Твоим Сыном, и Единосущным Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Эта молитва повторяется каждым из семи священников после очередного чтения Апостола и Евангелия. Если Таинство совершает один иерей, то он один читает ее при каждом помазании. Как только помазание завершено, гасится одна из свечей, стоящих на блюде.

Второе чтение. Читается следующее зачало из Апостола, и затем – Евангелия. Апостольское чтение (Рим. 15; 1

7) содержит повеление сильным носить немощи слабых и, по примеру Христа, угождать не себе, но ближнему.

Во втором Евангелии (Лк. 19; 1-10) повествуется о мытаре Закхее, обратившемся к вере после того, как Иисус Христос посетил его жилище. Далее следует молитва «Отче святый…» и второе помазание больного.

Третье чтение (1 Кор. 12; 27–13; 8) содержит перечисления различных служений членов Церкви Христовой, тут же говорится о любви, как главной цели христианской жизни.

Третье Евангелие (Мф. 10; 1, 5–8) говорит о том, как Господь послал учеников на проповедь в Иудею и дал им власть изгонять нечистых духов, исцелять всякий недуг и воскрешать мертвых. Далее следует молитва «Отче святый….» и третье помазание больного.

Четвертое чтение (2 Кор. 6; 16-7; 1) говорит о том, что истинно верующие являются храмами Бога Живого, и призывает их очиститься от всякой скверны плоти и духа.

А в четвертом евангельском чтении (Мф. 8; 14–23) говорится об исцелении Спасителем Петровой тещи, лежавшей в горячке, и многих бесноватых. Далее следует молитва «Отче святый…» и четвертое помазание больного.

Пятое чтение (2 Кор. 1; 8-11) говорит о том, что избавление от скорбей и гонений – от Господа, поэтому будем надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых.

В пятом евангельском чтении (Мф. 25; 1-13) приводится притча Господня о пяти мудрых и пяти неразумных девах, оставшихся по неразумию вне брачного пира, символизирующего Царство Небесное. Притча заканчивается призывом: Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий. Далее следует молитва «Отче святый…» и пятое помазание больного .

Шестое чтение (Гал. 5; 22-6; 2) призывает христиан: Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.

В шестом Евангелии (Мф. 15; 21–28) повествуется о великой вере жены хананеянки, по которой Господь даровал исцеление ее дочери. Далее следует молитва «Отче святый….» и шестое помазание больного.

Седьмое, заключительное, чтение (1 Фес. 5; 6-18) содержит призыв апостола Павла утешать малодушных, поддерживать слабых, прощать зло. Оно заканчивается словами: Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите, ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе.

Евангелие седьмое (Мф. 9; 9-13) повествует о том, как Матфей из мытарей был призван Господом и сделался апостолом. Оно же приводит слова Иисуса Христа к роптавшим на Него фарисеям: Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.

По совершении последнего, седьмого, помазания священнослужители становятся в центре и принимавшие Таинство верующие окружают их, а предстоятель, открыв Святое Евангелие, кладет его письменами на их головы и произносит молитву к Господу Иисусу:

«… Не полагаю руку мою на главу пришедшаго к Тебе во гресех и просящаго у Тебе нами оставление грехов, но Твою руку, крепкую и сильную, яже во Святом Евангелии сем, еже сослужители мои, держат (или: еже аз держу) на главе раба Твоего (рабы Твоея, имярек ) и молюся (с ними) и прошу милостивое и непамятозлобное человеколюбие Твое, Боже, Спасителю наш, пророком Твоим Нафаном покаявшемуся Давиду о своих согрешениих оставление даровавый и Манассиину еже о покаянии молитву приемый. Сам и раба Твоего (рабу Твою, имярек), кающагося (кающуюся) о своих си согрешениих, приими обычным Твоим человеколюбием, презираяй вся его (ея) прегрешения…».

Затем священник, сняв Евангелие, дает его поцеловать всем, принявшим Таинство Соборования. Затем следует краткая ектенья о милости, жизни, здравии и спасении и оставлении грехов предстоящих. Поются стихиры святым бессребреникам-целителям и Божьей Матери и бывает отпуст. После этого принявшие Таинство должны трижды поклониться его совершителям со словами:

«Благословите, отцы святии (или: отче святый) и простите мя, грешнаго (грешную)» (трижды) и получить иерейское благословение.

«Последование святаго елеа, певаемое от седми священников, собравшихся в церкви или в дому».

Схема чинопоследования Елеосвящения

«Последование святаго елеа» условно делится на три части.

Начальный возглас: «Благословен Бог наш…».

«Обычное начало»: Трисвятое по «Отче наш .»[81].

Канон с ирмосами: «Моря чермную пучину…».

Трисвятое по «Отче наш…».

Тропарь: «Скорый в заступлении…».

Мирная (великая) ектенья.

Молитва на освящение елея.

Тропари Господу, Богоматери, святым.

3. Помазание болящего елеем

Прокимен, Апостол, Евангелие.

Молитва одного из семи священников.

Помазание болящего при чтении молитвы «Отче Святый…».

Возложение Евангелия на главу болящего при чтении молитвы «Царю Святый…».

Испрашивание болящим прощения у священников.

Совершение таинства св. Елея в после апостольское время

Освящение елея

Указанные первоначально ап. Иаковом элементы чина Елеосвящения в последующее время осложняются уже вновь привнесенными в него чертами. Это дальнейшее развитие чина св. Елея определялось как общим развитием богослужения христианской Церкви и взаимным влиянием чинов, так и самим характером данного таинства. В силу этого в чине Елеосвящения появляются с одной стороны руковозложение, с другой – моление о больном стало соединяться с молением о самом елее для таинства. И так как моление над елеем должно было предшествовать помазанию им больного, то оно и заняло первое место в порядке следования отдельных элементов чина Елеосвящения. Поэтому Елеосвящение с литургической стороны само собой разбилось на две главные части: 1) – освящение елея и 2) – помазание им больного, иногда соединяемое с руковозложением. Этим разделением на две части и характеризуется чин св. Елея в после апостольское время.

Переходя сначала к рассмотрению вопроса об освящении елея в после апостольское время, необходимо отметить, что оно совершалось очень просто. В литургическом чине св. апостола Иакова сказано: «Да призовет болящий пресвитеров, и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем во имя Господне: и молитва веры спасет болящего. ». Итак, в апостольском веке пресвитеры сперва читали молитву о болящем, и по окончании молитвы помазывали его елеем во имя Господне, т. е. с произнесением конкретной формулы помазания, о которой подробно пойдет речь ниже. Основная же молитва об исцелении названа определительно молитвою веры, значит, в свое время существовал текст этой молитвы, который не дошел до нас. Пресвитеры, призванные к больному, творили одну эту молитву. Разумеется, что ни апостольских, ни евангельских чтений, ни ектений, ни других молитв в апостольское время не было. “Есть сведение из начала IV в. (310 г.), что священник перед совершением св. помазания произносил только молитву веры. Молитва веры, читаемая пресвитерами перед помазанием, послужила краеугольным камнем нынешнего устройства богослужебных чинов Елеопомазания.”

В последующие века христианства на основании апостольского чина Елеопомазания св. Отцы Церкви по образцу молитвы веры стали составлять для Елеопомазания свои молитвы, вдохновленные духом веры Христовой. Молитвы эти вносились в чины таинства. Но по всей вероятности, на первых порах читались одна – две молитвы и только. С другой стороны, характерным свойством древнехристианской церкви было то, что одни и те же молитвы применялись, по возможности, во всех однородных случаях. В силу этого “молитвы на освящение елея были в то же время и молитвами на освящение воды и даже хлеба. В значительной степени это обстоятельство вызывалось недостатком молитв для всех возможных случаев. Затем, это явление поддерживалось и тем, что древние христиане и воде и хлебу придавали сакраментальное значение и пользовались ими как религиозными средствами для исцеления болезней ( О врачевании благословенным хлебом примеры встречаются в жизнеописаниях святых ). Особенно это необходимо сказать о воде, употребление которой широко распространилось среди древних христиан в качестве врачевательного средства. Это, конечно, сближало назначение воды и елея и позволяло то и другое вещество освящать совместно одними и теми же молитвами.”

Наиболее древним памятником, содержащим процесс освящения елея, является евхологий Серапиона, епископа Тмуитского (IV в.). “«На его древность указывает уже сама простота и несложность обрядовых действий, место которым вполне прилично лишь в церкви самых первых веков христианства». В указанном памятнике на освящение елея приводятся две молитвы. Первая – молитва над принесенными елеем и водой: – «Благословляем именем единородного Иисуса Христа вещества эти, призываем имя страдавшего, распятого и воскресшего и сидящего одесную Нерожденного на воду и на елей сей: даруй исцелительную силу этим веществам, чтобы всякая трясавица, всякое демонское приражение и всякая болезнь через питие и помазание отражались и чтобы приобщение этими веществами было целительным врачевством, средством ко здравию во имя единородного Твоего Сына Иисуса Христа, через Которого Тебе слава и держава во Святом Духе во вся веки веков. Аминь».

Вторая молитва над елеем болящих, или над хлебом, или над водой: – «Призываем Тебя, имеющего всякую власть и силу, Спасителя всех людей, Отца Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа и молимся ниспослать целительную силу Единородного с небес на этот елей, чтобы мажущимся или причащающимся сих Твоих веществ он был бы в отгнание всякой болезни и всякой слабости, противоядием всего демонского, средством удаления всякого нечистого духа, к освобождению от всякой огневицы и трясавицы и всякой болезни, чтобы он был благим даром в оставлении прегрешений, врачевством живительным и спасительным, на здравие и сохранение души и тела, духа в полной крепости; да боится их, Владыко, вся сила сатанинская, все демонское, всякая злокозненность противника, всякое поражение, всякий бич, всякое страдание, всякая болезнь или удар, или потрясение или лукавое затмение. Именем Твоим Святым, которое мы ныне призвали, и именем Единородного да отступит от рабов Твоих сих отвне и изнутри, чтобы славилось за нас имя Распятого и воскресшего и болезни и немощи наши восприявшего Иисуса Христа, грядущего судить живых и мертвых, потому что через Него слава и держава во Святом Духе и ныне и во вся веки веков. Аминь».”

Из этих двух молитв на освящение елея евхология Серапиона сакраментальное назначение, видимо, придается в нем первой молитве. По крайней мере, помещение ее в числе последований других таинств в значительной степени указывает на именно такое ее назначение.

Подобной же молитвой освящался елей и в книге «Апостольские Постановления». В этом памятнике молитва над елеем и водой читается в следующем виде: «Господи Саваоф, Боже сил, Творец вод и податель елея, щедрый и человеколюбивый, давший пищу для пития и очищения, и елей, чтобы веселить лицо в радость веселья. Сам и ныне через Христа освяти эту воду и елей о имени принесшего или принесшей, и дай ему силу, содевающую здравие, отгоняющую болезни, прогоняющую бесов, удаляющую всякие наветы, через Христа, надежду нашу, с Которым Тебе слава, честь и почитание и Святому Духу во веки. Аминь».

Третий пример освящения елея для нас сохранился в «Египетских Церковных Постановлениях». Но здесь мы имеем дело уже с особенностью. Елей больных освящался в связи с Евхаристией. Кто при вечере приносил елей, тот должен был поступать с ним так же, как с приносимым хлебом и вином, так как благодарение возносилось точно таким же образом. Если же он не произносил таких речей, то он возносил благодарение по своим силам, говоря так: «Освятив этот елей, даруй его тем, которые им помазуются…и тем, которые принимают его… Как Ты помазал священников и пророков, так Ты укрепи их и всякого, который вкушает его, и освяти всех, которые принимают его».”

Как видно из приведенного памятника, принесенный елей подлежал освящению, и именно принесший его должен был поступить с ним, как с хлебом и вином, воспользовавшись теми же благодарениями. В противном случае читалась особая молитва на освящение его. И можно думать, что освященный елей частично вкушался во время вечери. Этот же елей затем шел и для помазания нуждавшихся в этом, то есть больных, для которых опять-таки в молитве на освящение его испрашивались соответствующие блага.

“Еще молитву на освящение елея мы имеем в довольно таки древнем литургическом памятнике – «Завещании Господа нашего Иисуса Христа» (Рамани, издавший текст этого памятника, находит бесспорным, что памятник написан ранее наступления мира для Церкви. Легко приемлемым он считает и то, что автор его жил ранее начала четвертого века. И даже возможно, по мнению Рамани, что “Завещание” по происхождению принадлежит первой половине третьего века. Местом происхождения, по утверждению Рамани, должно считать или Сирию, или Египет.). Молитва на освящение елея читается в нем так: Если священник освящает елей для уврачевания болящих, то, полагая сосуд ( с елеем ) перед алтарем, молится так: Господи Боже, пославший нам Духа Утешителя, Господа, имя спасения, (Духа) крепости, скрывающегося от неразумных и открывающегося мудрым; Христе, освятивший нас, сделавший по Своей милости мудрыми рабов Твоих, которых избрал Свой премудростью; пославший нам грешным познание Духа Твоего ради святыни Твоея, когда даровал нам силу Духа Твоего; Ты исцелитель всякого недуга и всякого страдания, давший дар исцеления тем, которые Тобою сделались достойными этого дара: ниспосли на елей сей, знак Твоего преизобилия, исполнение Твоего благодеющего милосердия, чтобы освободил он страдающих, исцелил болящих, освятил возвращающихся, когда приходят к вере Твоей ( здесь, вероятно, имеются в виду отступники и тяжкие грешники, принимавшиеся в Церковь и через таинство Елеосвящения и просто через помазание освященным елеем). Ибо Твоя есть сила и слава во веки веков. Аминь.”

Приведенная молитва в «Завещании» помещается среди сакраментальных действий и может быть рассматриваема как по местоположению, так и по содержанию молитвой, предназначавшейся и для сакраментального освящения елея.

Все отмеченные выше примеры освящения елея служили выражением литургической практики восточной половины древне христианской Церкви. Что же касается ее западной половины, то и здесь мы можем отметить литургическую практику за V – VI века. Характерною особенностью здесь служит то, что освящение елея в это время на Западе приурочивается к определенным срокам, но по способу совершения сравнительно несложно. Служившие для освящения елея молитвы по своему содержанию тесно примыкают к молитвам восточной Церкви. Так, в сакраментарии папы Геласия ( 492 – 496 гг.) приводится такая молитва на освящение елея: «Молим Тебя, Господи, ниспосли Святаго Духа Утешителя с небес на этот плод елея, который удостоил извести от живоносного древа к восстановлению ума и тела. И это святое благословение да будет всякому помазующемуся, вкушающему, прикасающемуся к ограждению тела, души и духа, к удалению всех страданий, всякой немощи, всякой болезни ума и тела. Им помазал Ты священников, царей, пророков и мучеников: пусть же помазание Твое, исполненное Тобой, Господи, благословенное, пребывает во внутренностях наших во имя Господа нашего Иисуса Христа».

Обряд благословения елея ( ritus benedicendi oleum ) мы имеем так же в сакраментарии древней Галликанской церкви, состоящий из заклинания елея и его благословения.

Оценка 4.5 проголосовавших: 149
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here