Освящение престола молитва

Религиозное чтение: освящение престола молитва в помощь нашим читателям.

П ротоиерей дмитрий соколов у чение о богослужении православной церкви 2004

Последование освящения храма

Храм есть видимый образ духовного тела, называемого Цер­ковью Христовою, Глава которого есть Христос, а члены — ве­рующие во Христа. Потому как каждый человек вступает в Церковь через принятие таинств крещения и миропомазания, так и каждый новый храм становится домом Божьим для раздаяния в нем благодатных даров Св. Духа только после освя­щения его посредством священнодействий, похожих на свя­щеннодействия таинств крещения и миропомазания.

Чин на основание храма. Чин этот совершается при ос­новании храма и состоит из положения основного камня, ко­торый называется закладкою Епископ или уполномочен­ный им священник приходит с крестом и иконами к месту закладки. Служба начинается молебном с водосвятием; потом при пении тропарей лицу, в честь которого созидается храм, настоятель (епископ или священник) кадит около оснований здания и произносит молитву, в которой просит, чтобы Гос­подь сохранил делателей храма невредимыми и основания его незыблемыми и чтобы помог совершить (построить) дом во славу Божью. После этой молитвы он берет четырехугольный камень, на котором высечен крест, а под крестом место для святых мощей, окропляет камень святой водой и, совершив им знамение креста, полагает его в основание здания со слова­ми: «Вышний основа сию Церковь, Бог посреде ея и неподвижится, поможет ей Бог утро заутро». На камень полагается металлическая доска с надписью, в которой указа­но, в честь кого основан храм, и поименованы: Государь Им­ператор, местный епископ и храмосоздатели, строящие храм на свое иждивение, а если положены мощи какого-либо святого, то указано и его имя.

На том месте, где будет находиться престол, настоятель с молитвою ставит крест. На кресте тоже делается надпись с ука­занием, во чье имя будет освящен храм, а также при державе какого государя и по благословению какого епископа, в какой год, месяц и число положено основание храму.

Чин освящения храма. Накануне освящения в новосозданном храме совершается всенощное бдение перед алтарем, при закрытых царских вратах.

Самое освящение храма бывает различно, смотря по тому, кто освящает его: епископ или священник, уполномоченный епископом.

Чин освящения храма епископом. Для освящения хра­ма делаются следующие приготовления: перед царскими вра­тами на столе, покрытом скатертью, полагаются: Евангелие, крест, св. сосуды, лжица, копие, пелены, воздухи, одежды на престол и жертвенник, веревка (шнур) для скрепления пре­стола и гвоздья; вокруг этого стола ставятся четыре подсвеч­ника. В алтаре у горнего места на особом столе поставляются св. миро, розовая вода, стручец для помазания миром, кропило и камни. Перед местным образом Спасителя на аналое по­лагаются св. мощи, покрытые на дискосе звездицей и воздухом.

В день освящения св. мощи переносятся из новосозданного храма в ближайшую церковь и там полагаются на престоле. Если же поблизости нет храма, то мощи остаются в новосозданном храме у образа Спасителя.

Чин освящения начинается молебном с водосвятием, по окончании которого священнослужащие облачаются во все одежды, надевают поверх запоны (широкие длинные пере­дники, подвязанные около шеи, под мышками и по поясу); затем вносят стол с церковными вещами в алтарь, и царские врата затворяются.

По закрытии царских врат и выходе из алтаря всех посто­ронних совершается утверждение престола: епископ ок­ропляет святой водой столпы престола, вливает в отверстия, сделанные в них для гвоздей, растопленный воскомастих (воск, соединенный с благовонными вязкими веществами, ладаном и белой серой) и окропляет верхнюю доску престола, гвозди и камни. После этого священники кладут доску на стол­пы и заколачивают гвозди камнями. Во время означенных дей­ствий поются псалмы (144 и 22). По утверждении престола царские врата отворяются и епископ с коленопреклонением произносит молитву, в которой просит, чтобы Господь нис­послал Св. Духа и освятил храм и жертвенник (то есть пре­стол). После молитвы епископ входит в алтарь, и царские врата снова затворяются.

Тогда начинается омовение престола. Епископ кресто­образно натирает престол мылом и возливает на него теплую воду, освященную молитвами; затем священники берут платы и вытирают престол (при пении Пс 83). По омовении престо­ла епископ берет красное вино, смешанное с розовой водой, крестообразно возливает его на престол и этою смесью натирает верхнюю доску престола, причем епископу помогают свя­щенники. Тем же вином епископ окропляет и приготовлен­ный для храма антиминс. Священники берут губки, напоен­ные св. водой, и вытирают престол. Омовение престола указы­вает на его высокое значение. Теплая вода служит символом благодати Св. Духа, согревающей сердца верующих, розовое масло напоминает о драгоценном мире, принесенном женщи­нами на погребение Христа, а красное вино указывает на кровь Христову, пролитую для нашего спасения.

После омовения епископ помазует св. миром верхнюю доску и столпы престола, а также и антиминс, для него приго­товленный, после чего поют Пс 132. Затем совершается обла­чение престола: на него надевают сначала белую одежду и кре­стообразно обвязывают ее (по престолу) шнуром (при пении Пс 131); на первую одежду надевают вторую, блестящую, ко­торая называется индитией, и полагают на престол илитон, а в илитон — антиминс. Все эти вещи возлагаются после окроп­ления их водой, при пении Пс 92. Так оканчивается освяще­ние престола; после чего епископ и священники снимают за­поны и царские врата отворяются.

Епископ приступает тогда к освящению храма. В предше­ствии светильников при пении Пс 25 он обходит с каждением весь храм; за ним идут два священника: один окропляет стены св. водой, а другой помазывает их св. миром над горним мес­том, над западными дверями и стены, южную и северную, над дверями или окнами. Возвратясь в алтарь после обхождения храма, епископ зажигает на горнем месте светильник; от этого светильника берется свет, которым зажигаются прочие светиль­ники храма.

Освятив храм, епископ с крестным ходом при пении тро­парей в честь мучеников идет в соседний храм за св. мощами. Здесь, подойдя к престолу, на котором положены мощи, он с коленопреклонением молит, чтобы Господь по молитвам св. мучеников дал нам часть и наследие с ними; затем кадит св. мощи, берет дискос с ними на свою главу, с крестным ходом возвращается к новосозданному храму и обходит его с пением тропарей о создании и утверждении Церкви Спасителем, при­чем окропляет св. водой наружные стены храма. Затем он ос­танавливается перед западными дверями, полагает дискос со св. мощами на аналой и благословляет сослужащих. Тогда пев­чие входят в храм, и двери за ними затворяются. Крестный ход вокруг храма служит знаком посвящения этого здания Богу навечно.

Примечание. Если св. мощи находились не в близлежа­щем, а в новосозданном храме, то епископ, взяв их на голову при пении тропарей в честь мучеников и после произнесе­ния молитвы, совершает крестный ход около храма. Если крестного хода вокруг храма совершить нельзя, то епископ, взяв св. мощи, полагает их на аналой перед западными две­рями храма или перед завесою, на время устроенною вместо этих дверей.

Перед закрытыми дверями храма епископ возглашает: «Возмите врата князи (верхние бревна на воротах) ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы». Пев­чие, стоящие в храме, отвечают: «Кто есть сей Царь сла­вы?» Во время пения этих слов епископ совершает каждение перед мощами. Затем он во второй раз возглашает: «Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы», — певчие из храма опять отвечают на возглас: «Кто есть сей Царь славы?» Тогда епископ произносит молитву, в которой просит, чтобы «Господь утвердил новосозданный храм непоколебимым до скончания века», потом бе­рет дискос со св. мощами и, совершая им крест перед вратами храма, произносит: «Господь сил, Той есть Царь славы». Возглас епископа повторяют певчие, стоящие в храме. При этом пении западные врата отворяются, и епископ с крестным ходом входит в храм, неся дискос с мощами на голове, постав­ляет св. мощи на престол, потом помазывает св. миром части­цу мощей, кладет ее в ящичек и заливает воскомастихом, а свя­щенник, приняв от него ящичек, закрывает его и полагает под престолом в среднем столпе; другую частицу св. мощей епис­коп влагает в антиминс, также помазав ее предварительно св. миром. По положении св. мощей произносится молитва о со­здателях храма и бывает отпуст освящения храма, после кото­рого совершаются службы часов и литургии.

Чин освящения храма священником. Особенности ос­вящения храма священником состоят в том, что 1) в новосоз­данном храме перед иконой Спасителя на аналое ставится дис­кос не со св. мощами, а с антиминсом, который предваритель­но освящен епископом и в который вложены уже св. мощи; 2) при утверждении престола поются положенные псалмы, но молитва не произносится, так как она произнесена епис­копом при освящении антиминса; 3) при омовении престола он не омывается красным вином с розовой водой и после этого не помазывается св. миром, так как означенные дей­ствия совершены епископом над антиминсом; 4) престол об­вязывается шнуром не крестообразно, а просто; 5) стены хра­ма не помазываются св. миром;

В настоящее время бывает отступление от этого правила по особому разрешению (сравн. Большой Требник Послед. на освяще­ние храма, опр. Св. Синода 1732 г. и Большой Требник изд. в Киеве, в 1862 г.).

6) обхождение вокруг храма совершается с антиминсом и 7) св. мощи под престолом не полагаются.

Когда христианин после крещения впадает в грех, он нару­шает этим обеты, данные при крещении, отлучает себя от Цер­кви и теряет право приобщаться Святых Таин. Но у него оста­ется возможность снова очиститься от грехов и получить спа-сение, а именно: Иисус Христос дал ученикам Своим право прощать грехи кающимся и снова присоединять их к Своей Церкви; апостолы передали это право своим преемникам — епископам, а те уполномочили священников выслушивать раскаяние верующих и разрешать им грехи именем Иисуса Христа, если увидят, что раскаяние их искренно и твердо. Та­кое разрешение грехов сообщается в таинстве покаяния, которое потому называется вторым крещением и крещением слезами, а богослужение, при котором оно совершается, на­зывается чином исповедания.

Покаяние есть таинство, в котором христианин, испове­дующий грехи свои перед всею Церковью или ее предстояте­лем и просящий прощения, получает разрешение грехов от священника и тогда же невидимо разрешается от них Самим Иисусом Христом. Поэтому священнодействие таинства по­каяния состоит: из молитв о прощении грехов, исповеди их перед священником и разрешения их именем Иисуса Христа.

По прочтении начальных молитв, покаянных тропарей, покаянного псалма и молитв о даровании прощения грехов кающийся исповедует перед иконой Спасителя свои грехи священнику, ничего не скрывая и никакими извинениями не уменьшая вины своей, а затем просит прощения и разре­шения. После исповеди он становится на колени и прекло­няет голову. Тогда священник молится, чтобы Господь про­стил грехи кающемуся и присоединил его к Своей святой Церкви, покрывает его голову епитрахилью в знак того, что по благодати Божьей имеет власть прощать грехи именем Иисуса Христа, благословляет кающегося и при этом произ­носит слова разрешения грехов: «Господь и Бог наш Иисус Христос благодатию и щедротами Своего человеколю­бия да простит ти, чадо, вся согрешения твоя; и аз, не­достойный иерей, властию Его мне данною, прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь». При этих словах благодать Св. Духа нисходит на душу кающегося и очищает ее от грехов, так что он по благодати Божьей выходит от исповеди чистым и святым человеком.

Так как разрешение грехов от Господа Иисуса Христа полу­чает только тот, кто истинно в них раскаивается, глубоко сожа­леет, что совершил их, и твердо решился от них воздерживать­ся, то к такому раскаянию нужно приготовиться, для чего и назначается определенное время. Приготовление к таинству покаяния называется говением. Во время говенья христианин, отстраняясь от земных занятий, посвящает себя посту, молит­ве, размышлению о своей душе, и для этого уединяется и уда­ляется от всяких развлечений и удовольствий. Продолжительность говенья зависит от того, на сколько времени человек может освободить себя от своих житейских обязанностей.

Священник, принимающий исповедь кающегося, входит с ним в тесную душевную связь и, следовательно, в близкое родство, а потому называется духовником или духовным от­цом кающегося; последний же — духовным его сыном. Ду­ховник не только выслушивает исповедь грешника и судит о состоянии души его: он, как врач, старается узнать душевную болезнь, показывает беспечному грешнику важность и глуби­ну его грехов, а того, кто отчаивается в своем исправлении и спасении, поддерживает и ободряет надеждой на милость Бо­жью. Значит, чем лучше духовник знает своих духовных детей, чем дольше следит за их душой, тем полезнее для них его советы и наставления. Оттого существует правило не переме­нять духовника без крайней необходимости.

Иногда случается, что духовник разрешает грехи под ус­ловием, что кающийся выполнит назначенное правило, ка­кое-либо запрещение или повеление; правило это называет­ся епитимией. Духовник налагает на кающегося епитимию для того, чтобы или помочь ему удерживаться от греховной привычки, или уничтожить его беспечность о своем исправ­лении, или успокоить совесть его, смущенную грехом, и не допустить его до отчаяния. Епитимия, наложенная одним духовником, не может быть снята другим, за исключением случая опасной болезни кающегося или смерти самого ду­ховника.

Совершение таинства священства

Священство есть таинство, в котором правильно избран­ный, при рукоположении епископа, получает благодать Свя­таго Духа и поставляется на то, чтобы совершать таинства и пасти стадо Христово, то есть управлять христианской Церковью. Так как благодать Святаго Духа сообщается в этом таин­стве через возложение рук святителя, то и самое совершение таинства называется хиротонией, то есть рукоположени­ем. Хиротония совершается одинаково для всех степеней свя­щенства, епископской, пресвитерской и диаконовской, отли­чаясь только тем, что совершается в разное время литургии. Чин посвящения состоит из приведения лица, избранного на священную степень, обхождения его вокруг престола, молитвы посвящения с рукоположением и облачения во священные одежды.

Рукоположение во диакона. Так как диакон не совер­шает таинства причащения, а только служит при его совер­шении, то посвящение его на литургии совершается после освящения Св. Даров. Избранного во диакона ведут два ипо­диакона с середины храма к епископу, восседающему в это время на кафедре с северной стороны престола, а диаконы произносят: «Повели (дай повеление), повелите, повели, преосвященнейший Владыко». Первое «повели» отно­сится к народу, второе — к клиру, а третье — к епископу. Эти возгласы указывают, что в древности народ и клир вместе с епископом участвовали в избрании лиц на священные долж­ности. Новоизбранный, который называется ставленни­ком, поклоняется до земли епископу и принимает от него благословение. Затем диаконы трижды обводят его вокруг’ престола в знак того, что он дает обет навсегда посвятить себя служению Церкви. При обходе вокруг престола ставлен­ник целует углы его в знак благословения к престолу Божью, и после каждого обхождения делает земной поклон епископу, целует его руку и палицу в знак своего подчинения его власти. Во время этого обхождения престола поются священные пecни: «Святии мученицы, иже добре страдавше и венчавшеся, молитеся ко Господу спастися душам нашим. Сла­ва Тебе, Христе Боже, апостолов похвало и мучеников веселие, ихже проповедь Троица Единосущная. Исаие ликуй, Дева им во чреве и роди Сына Еммануила, Бога же и человека, восток имя Ему: Его же величающе, Деву ублажаем».

Этими песнопениями указывается, что посвященный должен в своей жизни и исполнении своего дела следовать примеру мучеников, что проповедью его должно служить учение о Пресвятой Троице и что основанием Церкви и священства послужило воплощение Сына Бо­жия от Девы.

После обхождения престола рукопола­гаемый во диакона становится у престола на одно правое коле­но, так как на него возлагается неполное священнослужение, и полагает руки и чело на престол в знак посвящения на слу­жение Богу всех сил своих. Тогда епископ, встав с кафедры, покрывает голову ставленника краями омофора, благословля­ет его, возлагает руку на его голову и произносит молитву ру­коположения: «Божественная благодать, всегда не­мощная (слабое) врачующая и оскудевающая (недостающее) восполняющая, проручествует (переходит через руки) благоговейнаго иподиакона сего во диакона; по­молимся убо так) о нем, да приидет на него благодать Всесвятаго Духа». Сослужащие в алтаре трижды поют «Господи, помилуй», а певцы «Кирие елеисон» («Гос­поди, помилуй» по-гречески). Эта молитва поется певчими по-гречески в знак того, что наша русская Церковь приняла рукоположение священства от греческой и до сих пор сохра­няет связь с ней. Во время молитвы рукоположения посвя­щаемый получает благодать Святаго Духа, поставляющую его на священную степень. После рукоположения епископ пере­дает новопоставленному диакону одежды и вещи его звания: поручи и рипиду, произнося: «Аксиос» (что с греческого значит достоин); тоже повторяют клир и за ним певцы от лица народа. Приняв рипиду, новопоставленный диакон ста­новится со стороны престола и веет ею над дарами, оберегая Святая и напоминая себе при этом, что он должен служить при престоле Божьем с таким же благоговением, с каким пред­стоят ему св. ангелы. За тою же литургией новопоставленный диакон приобщается Святых Таин и произносит Благодар­ственную ектению при окончании литургии.

Рукоположение во священника. Диакона, рукополага­емого во священника, диаконы приводят с середины церкви к епископу по окончании херувимской песни, чтобы он мог пос­ле своего посвящения участвовать в совершении таинства при­чащения. Вокруг престола обводит его священник. Ставлен­ник становится у престола и полагает руки и чело на престол как и диакон, но становится на оба колена в знак того, что принимает на себя и служение большее, и дар высший, неже­ли диакон. После молитвы рукоположения епископ дает новопоставленному одежды его звания: епитрахиль, пояс и фе­лонь, и вручает ему служебник (книгу, по которой он должен совершать службу). Новопоставленный священник принима­ет после этого участие в служении литургии. По преложении Св. даров епископ вручает ему часть св. Агнца со словами: «Приими залог сей и сохрани его цел и невредим до последняго твоего издыхания, о немже имаши истязан быти(в котором у тебя потребуется отчет) во второе и страшное пришествие великаго Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Означенный обряд совершается в знак того, что священник есть совершитель Святых Таин и должен хранить их святыню, допуская к их приобщению только достойных. Перед возгласом: «Святая святым», — залог этот возвращается епископу. Новопоставленный приобщается за­тем Св. Таин и читает заамвонную молитву при окончании литургии.

Рукоположение во епископа. Посвящение во епископа совершается в начале литургии, так как епископ имеет право не только совершать таинство причащения, но и рукополагать во диакона и пресвитера. Кроме того, оно совершается не од­ним епископом, а несколькими, то есть собором епископов. Перед началом литургии протоиерей и диакон приводят по­свящаемого к амвону среди церкви, на котором находятся епис­копы. Здесь посвящаемый, став на орлецы, произносит Сим­вол веры, подробно излагает учение о свойствах Лиц Пресвятыя Троицы и воплощении Сына Божия, затем дает обещание сохранять каноны апостолов и Соборов, блюсти предания Церкви и повиноваться Святейшему Синоду и, наконец, прино­сит две присяги: общую, государственную, о нелицемерном служении Престолу и повиновении Государю и законам, от Него исходящим, и особую, установленную для духовных властей, об исполнении ими своих обязанностей по чувству совести и в страхе Божьем. По окончании присяги посвящае­мый принимает благословение от старейшего епископа и це­лует руки других епископов, которые будут рукополагать его. После входа с Евангелием протоиерей и протодиакон при­водят поставляемого к царским вратам. Принятый здесь епис­копами, он становится перед престолом на оба колена и пола­гает на престол свои руки и голову. Тогда епископы возлагают разогнутое Евангелие письменами на его голову, как руку Хри­ста Спасителя. В это время первенствующий епископ произ­носит молитву посвящения; «Господи, помилуй», — поют после нее священники. Первенствующий епископ благослов­ляет посвящаемого трижды, и затем все епископы возлагают на голову его свои правые руки. По окончании посвящения новопоставленный епископ облачается в саккос и омофор, причем произносится: «Аксиос». Затем новопосвящаемый принимает участие в служении литургии. По окончании ли­тургии на амвоне среди церкви старейший епископ вручает ему пастырский жезл.

Примечание 1-е. Доставление церковнослужителей. Церковнослужители при поступлении на служение Церкви не принимают таинства священства, а получают только благо­словение епископа. При этом благословении епископ возла­гает на них руки, но не испрашивает благодати Св. Духа, а потому и посвящение их называется не хиротонией, а хиротесией. Такое посвящение обычно совершается после облаче­ния епископа перед чтением часов. Епископ благословляет из­бранного в чтецы и свещеносцы, возлагает на него руку и про­износит молитву, чтобы Господь помог ему достойно прохо­дить свое служение, затем крестообразно постригает волосы его во имя Отца и Сына и Святаго Духа. После этого на посвя­щенного надевают короткий фелонь и дают ему книгу «Апостол», из которой он читает несколько стихов; потом снимают с него фелонь, облачают в стихарь и вручают ему лампаду (пе­реносной подсвечник), с которой он и стоит во время литур­гии. Книга «Апостол» и лампада даются ему, как знаки его служения. Священнодействие это обыкновенно называется посвящением в стихарь.

При посвящении чтеца в иподиакона епископ опоясывает его поверх стихаря орарем, потом благословляет его и, возло­жив на него руки, произносит молитву. Затем новопоставленному иподиакону вручаются полотенце и лахань (блюдо), как знаки служения его епископу при Божественной службе и как указание на то, что главная обязанность его — смотреть за чи­стотой престола и жертвенника.

Примечание 2-е. Возведение в церковные чины прото­диакона, протоиерея, игумена и архимандрита совершается на литургии перед входом с Евангелием. Производимый в выс­ший церковный чин приводится к амвону среди церкви, где в это время находится епископ. Епископ благословляет его и произносит молитву, чтобы господь «одел его благодатию, украсил честностию и удостоил его быть добрым образом для других»; затем, благословляя его, говорит, в какой церковный чин он возводится, и произносит: «Аксиос». Игумену и ар­химандриту вручается жезл, а на архимандрита, кроме того, возлагается митра, палица и наперсный крест.

Оценка 4.1 проголосовавших: 27
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here