План конспект к уроку музыки 2 класс молитва

Религиозное чтение: план конспект к уроку музыки 2 класс молитва в помощь нашим читателям.

Музыка в храме. Молитва

Материал из Vladimir

. Тема: Музыка в храме. Молитва Урок музыки для учащихся 2 класса.

Урок разработан по программе «Музыка» Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной.

прикосновение к высоким темам духовной жизни людей.

развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуха, памяти, внимания.

формирование уважения к традициям своего народа.

изображения храма, диск с музыкой П.И. Чайковского из «Детского альбома», учебники.

тема урока, портрет П.И. Чайковского, изображение Свято-Боголюбовской обители, картины природы.

Д-ети входят под музыку «Вальса» П.И. Чайковского.

Учитель. Под какой жанр музыки вы вошли?

Дети. Звучал танец – «Вальс» Чай¬ковского.

Учитель. Да, это был благородный «Вальс» из «Детского альбома», который Петр Ильич Чайковский сочинил для своего племянника Володи Давыдова и для всех детей. Сам композитор писал: «Я хочу сделать целый ряд маленьких отрывков безусловной легкости и с заманчивыми для детей заглавиями. » Назовите, какие еще пьесы из «Детского альбома» вам знакомы?

Дети. «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла», «Камаринская», «Мама», «Нянина сказка».

БЕСЕДА ПО ТЕМЕ УРОКА

Учитель. Мы продолжаем знакомство с музыкой великого русского композитора Чайковского из «Детского альбома». Его сочинения любят во всех уголках необъятной земли, сегодня она вновь будет звучать для вас.

Тема нашего урока необычная – «Музыка в храме».

Как вы понимаете слово «храм»?

(Дети объясняют значение этого слова.)

Из глубокой древности до нас дошли здания и сооружения, где с молитвами (просьбами о помощи) обращаются к Богу, поклоняются святым людям. Очень интересны памятники древнего искусства – монастыри, соборы, церкви, сохранившиеся до наших дней.

И у нас во Владимирском крае много святых мест. (Дети смотрят иллюстрации на доске.) В центре города Владимира находятся Успенский и Дмитриевский соборы, Богородиче-Рождественнский и Княгинин монастыри, в п. Боголюбово – Свято-Боголюбский монастырь и храм Покрова на Нерли – древнейшие храмы домонгольского периода (XII в)

-Кто был основателем храмов в Боголюбово?

Основателем Боголюбова-города был Андрей Боголюбский, который в 1155 году в тайне от своего отца Юрия Долгорукова покидает киевские земли и с чудотворной иконой Богоматери (впоследствии названной Владимирской) году прибывает на северо-восток, где кони останавливаются как вкопанные.

-Почему? Кто знает?

(Дети рассказывают легенду об этом событии)

А неподалёку находится церковь Покрова на Нерли – одно из красивейших произведений мастеров. -В память о каком событии князь Андрей строит этот храм?

А теперь поговорим о музыке в храме.

Есть музыкальные произведения, которые передают различные настроения, связанные с образами природы.

(Прослушивание фрагментов, знакомых детям: «Утро» С.С. Прокофьева, «Вечер» из цикла «Детская музыка» или «Зимнее утро» П.И. Чайковского.)

Но есть и произведения, которые передают душевное состояние человека, его внутренний мир.

Открываем учебники на странице 46, читаем вслух название («Молитва») и стихи И. Никитина:

Молись, дитя, мужай с годами,

И пусть на склоне долгих лет

Такими ж светлыми очами

Тебе глядеть на белый свет.

Вы, наверное, многие были на службе в церкви, а служба в храме — это прежде всего молитва. Мы с ней познакомимся через музыку Чайковского. Оказывается, самая первая пьеса в «Детском альбоме» – это «Утренняя молитва». Ведь именно с утренней молитвы начинался день каждого ребенка во времена Чайковского.

А теперь послушаем ее и рассмотрим в учебнике иллюстрацию, здесь дан и нотный текст молитвы, по которому можно проследить движение мелодии (дети слушают «Утреннюю молитву»).

Какая музыка по характеру, темпу?

Дети. Она светлая, плавная, спокойная, потому что ребенок молится.

Учитель. Да, он обращается к Богу. День еще только начинается, что ждет его впереди? Надо привести свои мысли в порядок, вслушаться в себя.

Мелодия молитвы была заимствована Чайковским из церковного обихода, а в наши дни А. Лунин написал прекрасный текст на эту мелодию, который мы постараемся сейчас пропеть.

(Ученикам раздаются слова, при повторном прослушивании мелодии исполняются под фортепиано вместе с учителем.)

Господи Боже, грешных спаси.

Сделай, чтоб лучше жилось на Руси.

Сделай, чтоб стало тепло и светло.

Солнце чтоб ясное в небе взошло.

Людей, и птиц, и зверей,

Прошу тебя, обогрей.

Послушаем еще одну пьесу П.И. Чайковского — «В церкви» из «Детского альбома» и подумаем: в чем ее отличие от предыдущего сочинения?

Дети. Эта музыка звучит как будто в самой церкви, так как слышится колокольный звон.

Учитель. Действительно, если при звучании «Утренней молитвы» мы понимаем, что ребенок находится в комнате перед лампадой, иконой, то в этом сочинении такое ощущение, что поет хор, сливаясь с ударами церковного колокола. Православная церковь использует только хоровое пение а капелла (a cappella), то есть пение без сопровождения музыки. В нем раскрываются красота и богатство человечес-кого голоса.

(Дети записывают в тетрадь новое для них понятие.)

Прежде чем еще раз прослушать и представить, как звучит мужской хор, посмотрите иллюстрацию в учебнике. Это иконостас — важнейший художественный элемент внутреннего оформления русских храмов, самое главное место в церкви. Слово «икона» по-гречески – образ. Образы святых людей сопровождали человека всюду – в храме, в доме, в дороге.

(Еще раз звучит пьеса «В церкви».)

Какими словами можно передать ваши настроения, чувства после слушания этих двух произведений? Используйте слова, которые обозначают «чувства» из таблицы на доске.

(Красота, простота, доброта, тишина, спокойствие, радость и др.)

Учитель. Вы хорошо прочувствовали эти сочинения, молодцы.

А можно ли пьесой «В церкви» завершить «Детский альбом»?

Дети. Да, потому что всё как будто заканчивается: садится солнце, кончается и день.

Учитель. Первое сочинение «Утренняя молитва» передает светлые чувства, веру в то, что день пройдет хорошо, удачно. А последнее – «В церкви» — чувство успокоения, смирения, законченности всех событий, дел. Расставаясь с вами, Чайковский как будто обращается к каждому:

«Будь добр и милосерден, будь честен перед собой, и ты никогда не обманешь другого. Люби. Мир тебе».

С музыкой гениального композитора Петра Ильича Чайковского у нас будет еще много приятных встреч. Вы были внимательными слушателями, а сейчас покажите, какими должны быть исполнители.

Дети встают и, когда они готовы к пению, звучит вопрос.

Учитель. Что зажигают перед иконой, во время чтения молитвы?

• Сейчас мы возьмем дыхание, не поднимая плечи; представим, что перед нами свеча, будем дуть на ее пламя, но так, чтобы оно не погасло. Посмотрим, как долго оно будет у каждого отклоняться. (Упражнение повторяется 2 раза.)

• Теперь резким выдохом задуваем свечу (2 раза).

Постарайтесь не забывать о дыхании во время пения. Старые мастера говорят: «Искусство пения — это прежде всего искусство вдоха и выдоха».

Упражнение на гласные звуки

(выработка чистого унисона, округлости звука)

Учитель. А теперь посмотрите, как сделан верх в церкви (показывает иллюстрацию).

Учитель. Чтобы получился у нас округлый и полетный звук, мы тоже сделаем во рту купол, когда будем петь гласные звуки: у-о-а (начинаем в зоне примерного звучания голосового аппарата, двигаясь по полутонам вверх и вниз). Вот такой собранный, красивый звук должен оставаться при дальнейшем исполнении песен.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Игра «У оленя дом большой»

(на дикцию, координацию движений)

Учитель. Давайте отдохнем, а во время паузы поиграем, но что означает слово «пауза»?

Дети. Перерыв в звучании.

Учитель. Правильно, мы сейчас вна¬чале вслух расскажем и покажем движениями в медленном темпе текст игры, а потом про себя проговорим, но с движениями уже в умеренном темпе. Вспомним, что такое темп?

Дети. Скорость исполнения произведения.

Учитель. Да, все дружно и весело играем.

А какие праздники встречают зимой?

Дети. Новый год, Рождество.

Учитель. А когда у нас в стране отмечают Рождество?

Дети. В январе, после Нового года.

Учитель. В ночь на 25 декабря по старому стилю, а 7 января по новому стилю по всей стране в храмах совершается торжественное богослужение, потому что родился сен Божий – Иисус Христос. Для нас праздник Рождества – это снег, тихо падающий за окном, это запах свечей и ёлки, это звёздные ночи и рождественские напевы.

Исполнение песни «Тихая ночь» Ф.Грубера.

Учитель. Давайте вспомним мелодию «Тихая ночь» Ф. Грубера, с которой познакомились в первом классе, и исполним ее с музыкальными инструментами, но прежде скажите, как должна звучать эта песня?

Дети. Нежно, спокойно, напевно и радостно, потому что родился Иисус Христос.

(Исполнение песни. Работаем над звуком, дыханием, дикцией, передавая эмоциональное содержание произведения.)

Учитель. Ребята, вы, наверное, обратили внимание, что вся музыка, прозвучавшая на уроке, прежде всего песенная, светлая, она как будто устремлена ввысь, подобно линиям собора.

Итак, может ли нас изменить в лучшую сторону музыка в храме?

Дети. Да, мы должны быть добрыми, послушными, любить всех: и людей, и животных, учиться понимать хорошую музыку.

(отвечают, чем запомнился урок, о чем расскажут дома)

Учитель. Музыка в храме учит любить себя и ближнего, ценить душевную красоту, она возвышает и очищает наши души, человек живет с верой, надеждой и любовью. Вы были прекрасными и слушателями, и исполнителями, молодцы.

В конце урока второклассники сами себя оценивают: как работали, что нового узнали, с каким настроением уходят.

Дети выходят из класса под «Рождественскую песенку», слова и музыка П. Синявского.

План-конспект урока по музыке (2 класс) на тему:

Познакомить с молитвой, как словом так и интонационно – образным представлением.

Предварительный просмотр:

Тема урока. Молитва.

Цель: познакомить с молитвой, как словом и интонационно-образным её воплощением, значимости в нравственном становлении православного человека, музыкальной культуре.

Метапредметные: вызывать эмоциональный отклик на духовную музыку, развивать умение передавать собственные впечатления; развивать музыкальный слух, музыкальную память; чувство ритма; вокально-хоровые навыки; ассоциативное мышление; творческие способности.

Предметные: дать детям понимание слова «молитва», учить детей слушать и анализировать музыку, видеть в музыке связь с жизнью;

Личностные: воспитать любовь к музыке классической, музыкальный вкус.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: CD – проигрыватель, фор – но, учебник.

Содержание урока. Деятельность учителя

(Здороваемся по музыкальному). О России петь – что стремиться в храм, а что происходит внутри храма, как внутри души человека? Для чего люди идут в храм? ( Молится, Молитва) Что такое молитва ?

Молитва – это обращение к Богу, разговор с ним.

Р: Организовать свое рабочее место под руководством учителя.

Значит, главное в молитве – СЛОВО. Слово в православии – это дар Божий. Как же мы порой оскверняем этот дар бранью, грубостью, примитивностью.

Сегодня мы посмотрим на священный дар слова, на молитву глазами православного человека. Заглянем в историю. От куда же появились молитвы?

Когда то люди, столкнувшись с грозными для них явлениями природы, обратили внимание на солнце, луну, дождь, молнию и т.д. дали имена своим богам и стали их «закликать» – появились «заклички», в закличке выражалась просьба: не гневись, смилостивись, пошли урожай, добрую охоту. В десятом веке у славян произошло событие – Крещение Руси. Для нового Бога не нужно было придумывать молитвы: они вместе с верой пришли к славянам из Византии и Болгарии.

Главное отличие заклички от молитвы, заключалось в следующем: закличка – это экспромт, сиюминутная просьба, чаще всего бытовая, а православная молитва – одухотворенное, возвышенное обращение к единственному истинному Богу.

О чем может человек разговаривать с Богом ? Человек обычно в молитвах благодарит Бога, просит у Него что-то важное для человека и так же просит прощения у Бога за грехи свои, если обидел кого-то, пожадничал, возгордился и т.д.

Вот как сказал о благодарственной молитве священник Александр Мень.

«Благодарственная молитва – самая прекрасная, чистая. Она не ищет своего, не просит, она переполнена радостным сознанием милосердия Божия, излитого на человека. За все: за глаза, которые видят солнце и красоту мира; за уши, которые слышат гармонию звуков и слово Божие; за разум, постигающий тайны; за сердце, способное любить – за все это благодарит человек».

Просительная молитва – обращение к Богу за помощью во всех своих тяготах: и духовных и материальных; просят здоровья, радости, благ различных, всего, из чего состоит наша суетная, беспокойная жизнь.

Покаянная молитва – просьба простить за содеянное зло, за скверные поступки, за дурные мысли и желания.

Ребята, как вы думаете, какие молитвы человеку произносить особенно не легко?( покаянные )

Попробуйте определить, какие интонации звучат в молитве «Отче наш» (читаю, краткое объяснение молитвы) ( благодарственной )

А любой ли человек может писать молитвы? ( Нет )

Тот, который причастен Божьей благодати, святой. И многие молитвы сочинялись точно такими людьми, монахами, святыми, посвятившими всю свою жизнь служению Богу.

Участвуют в беседе, отвечают на вопросы.

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

Р:Осмысливают учебный материал.

К: Участвуют в учебном диалоге.

Послушайте: «Когда молюсь от сердца, Господь мою молитву слышит. Молитва наша есть сестра, она, как свет, нам душу освещает».

Эти строчки написал на французском языке, Петр Ильич Чайковский. Ему было тогда 11 лет. – Почти ровесник вам.

А с чего начинается ваш день? ( с завтрака )

А вот у детей того времени день начинался с молитвы. И подтверждением тому служит «Детский альбом» Петра Ильича Чайковского (День из жизни ребенка). Начинается он вот такой пьесой.

Звучит пьеса «Утренняя молитва».( Дети сами дают ей название )

Как услышали, что молитва, ведь нет слов?

В утренней молитве человек благодарил Бога за то, что наступил новый день, и просил, чтобы этот день прошёл благополучно. В пьесе есть интонация молитвенных песнопений и главное – молитвенное настроение свет, возвышенность. Звучит музыка проникновенно, светло, по-доброму. В последней фразе появляется тревожный звон в низком регистре, как бы предупреждает о возможной тревоге. Так что будь готов и к трудностям.

Это по-вашему благодарение, покаяние, величание или тихая просьба-обращение? ( просьба-обращение, благодарение, предупреждение )

А заканчивается «Детский альбом» вот такой пьесой. Это тоже молитва, но похожа ли она с утренней. (Звучит пьеса «В церкви» Дети сравнивают).

– Здесь более строгое звучание, сосредоточенное, даже покаянное. В фортепианном изложении словно целый хор поет самую краткую. Но значимую молитву «Господи помилуй, Господи помилуй, Господи помилуй, помилуй мя.»

– Это домашняя молитва?

Это, церковная, она больше похожа на покаянную, её можно назвать повседневной. Интересно, что П. Чайковский использовал для этой пьесы мелодию настоящей молитвы, которую поют в церкви. Поэтому музыка звучит серьёзно и строго, совсем не по-детски.

отвечают на вопросы.

Р:Осмысливают учебный материал.

К: Участвуют в учебном диалоге.

Все ребята дружно встали выпрямится

И на месте зашагали ходьба на месте

На носочки потянулись и до неба дотянулись руки поднять вверх

А теперь назад прогнулись на соседа поглядеть прогнулись назад, руки за голову

Как пружинки мы присели присесть

И тихонько разом сесть выпрямится и сесть.

Р: Дети повторяют за учителем.

Россия величава своими храмами, церквами, колокольным звоном. Как вы можете описать колокольный звон ?

Россия славится просторами, степями, (широкая душа). В песне «Россия» как раз поётся о вере в Бога, о просторах русской души, матушки природы. А написал эту пьесу композитор Александр Ермолов, наш современник. Послушайте как она звучит.

Методы и приемы

Интонационные: повтор одного звука, скачки в мелодии, сложные интервалы.

Ритмические: пунктирный ритм, сложный ритмический рисунок мелодии.

Дикционные: труднопроизносимые словосочетания («Над огромной страною…», «…жизнь от села…», «…Но живут без креста…» и т.д.), сложный ритм.

собственный показ, звуковысотный показ, подыгрывание мелодии,

Отвечают на вопросы.

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

Р:Принимают и решают поставленную задачу.

К: Участвуют в учебном диалоге.

– Что такое молитва, для чего нужна?

– Молитва имеет разное значение. Какие ? (молитву можно спеть, вложить душу в мелодическую интонацию.)

– Что нового сейчас вы узнали о Чайковском? ( наверное, он был верующим человеком и знал православные традиции .)

Молитва укрепляла людей в самые трудные времена. Великие русские князья не шли на битву без молитвы, а после победы воздавали хвалу Господу.

Мы убедились на множестве примеров в том, что молитва прочно вошла в русскую культуру. Этот жанр получил развитие в отечественной литературе, музыке, в произведениях великих писателей, поэтов, композиторов.

Молитва остается вершиной православного слова, несущего человеку нравственную чистоту, духовную силу.

Отвечают на вопросы.

Р:Осмысливают учебный материал.

К: Участвуют в учебном диалоге.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики способствует развитию мыслительной деятельности, составлен с учётом ФГОС.

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год.

Презентация содержит иллюстрации заданий и их пошаговое выполнение из учебника “Информатика в играх и задачах.2-й класс. Часть1” Авторы: Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О., в соответствии с.

Конспект составлен по всем требованиям ФГОС НОО.

Цель занятия: формирование коммуникативной компетенции учащихся. Основные практические задачи:- повторить лексический и грамматический материал за 2 класс.

Проект урока математики во 2 классе «Вычитание суммы из числа» Цель: познакомить с новым правилом вычитания;развивать внимание, речь, мыслительные и коммуникативные способности при работе в паре.

2.9.2. Поурочные разработки ПНШ Математика 2 класс 101 – 110.

Методическая разработка по музыке План-конспект урока музыки во 2 классе по теме: «Всё в движении»

Московские документы для аттестации!

124 курса профессиональной переподготовки от 4 795 руб.

274 курса повышения квалификации от 1 225 руб.

Вы получите официальный Диплом или Удостоверение установленного образца в соответствии с требованиями государства (образовательная Лицензия № 038767 выдана ООО “Столичный учебный центр” Департаментом образования города МОСКВА).

ДИПЛОМ от Столичного учебного центра: KURSY.ORG

Матвеев Евгений Васильевич

МБОУ СОШ № 34 пгт. Джубга

Методическая разработка по музыке

План-конспект урока музыки во 2 классе по теме:

Познакомить детей с контрастами в музыке, которые используются для изображения движения.

-Закрепить в понимании учащихся «временную» природу музыки, неразрывность музыки и движения.

Воспитывающая : Воспитывать интерес к контрастным звучаниям произведения;

Обучающая : Учить различать темпы и контрасты, в одном музыкальном произведение;

Развивающая : Расширять кругозор и словарный запас понятиями: темп, контраст, выразительность и изобразительность.

Оборудование : Фортепиано, баян, ПК, проектор, записи мп3, колонки, наглядности: портреты М.И. Глинки и Г. Свиридова; репродукции картин «Движение».

Тип урока: изучение нового материала.

2. Музыкальное приветствие.

У: Доброе утро! Скажите, может ли в жизни, что-то существовать без движения?

Д: Нет. Вся наша жизнь проходит в движении.

У: Конечно вы правы в мире абсолютного покоя не существует. Рисуя пейзаж, можно показать движение какого-либо предмета?

Д: Да, если нарисовать, что трава склоняется от ветра и другие примеры.

У: А может музыка изобразить кого-то движущимся или что-то движущееся? Что или кого в движении может изображать музыка?

Д: Музыка может изобразить в движении человека, животное, машину, дождь и так далее.

У: Отгадайте загадку.

Прицеплены друг к дружке.

Одна из них с трубой

Ведет всех за собой ?

У: Правильно. О чём мы будем сегодня говорить?

У: Ребята, тема нашего урока « Все в движении». На уроке мы рассмотрим не только движение поезда а поможет нам, конечно – музыка.

У: Скажите, можно нарисовать поезд, который стоит, набирает ход или тормозит?

Д.: На рисунке сложно понять, движется поезд или нет, если рядом не нарисована трава, склоняющаяся от движения несущегося поезда, искры, летящие из-под колес. Не понятно на рисунке, поезд набирает ход или останавливается.

У: В музыке можно изобразить, как поезд набирает ход? Как останавливается?

Д.: Можно. Музыка может ускоряться и замедляться.

У: Стоящий на месте поезд, можно изобразить?

Д.: Трудно. Если только гудок.

У: Чем изображает музыка?

Д.: Звуками. Мелодиями.

У: Как поезд звучит?

Д.: Гудит гудок, стучат колёса.

У: На рисунке в учебнике (стр. 115) изображён первый поезд в России. В 1836 году была построена первая железная дорога от Петербурга, столицы России, до города Павловска.

27 сентября 1836 г. собрался народ посмотреть на первый поезд, его тогда называли «северным слоном». Представьте, вы никогда не видели поезда, что бы вы испытывали?

Д.: Страх, удивление, волнение.

Люди стали бросать вверх шляпы, ликовать, а кто-то на самом деле испугался. Что в этот момент происходило?

Д.: Суета, волнение, удивление.

У: На экране вы видите поезд.

У: Эти события наблюдал русский композитор Михаил Иванович Глинка. Портрет которого, показан на экране. Картина произвела на него огромное впечатление, и Глинка написал музыкальное произведение, которое назвал «Попутная песня».

У: Попробуем сегодня сочинить музыку под названием «Поезд».

Учитель: Найдите звукоподражанием, как стучат колёса?

Д: Чух-чух, та-та, тук-тук.

Учитель: Давайте поищем звук колёс на инструменте. (Инструментальные пробы на фортепиано.)

У: А как гудит поезд?

У: А все поезда гудят одинаково?

Д: Нет. (Поиск звука гудка на инструменте.)

У: Пропойте, изображая стук колёс, следующие слова:

Мимо речек и полей

Мчится поезд всё быстрей.

(Вокальные пробы. Дети поют эти строчки, изображая голосом стук колес поезда)

У: А теперь давайте споём песенку-повторялку! Предлагаю каждому почувствовать себя в роли поезда. Встаём!

Вот поезд, он стоит у перрона. (Стоят на месте)

Машинист гудок дает (правой рукой, согнутой в локте, сделать движение вверх, вниз),

Набирает поезд ход (2 раза) (начать шагать и руками, согнутыми в локте, делать круговые движения).

Мимо речек и полей (выполнять те же действие то вправо, то влево).

Мчится поезд всё быстрей. (2 раза) (ускорить темп движений.)

Ничего, что путь далёк,

Мы приедем точно в срок. (2 раза).

Замедляет поезд ход (темп замедляется),

Приближается вокзал. (2 раза)

Остановка. Поезд встал (остановиться).

Садимся на места.

У: Послушайте слова песни: «Дым столбом кипит, дымится пароход!» (пропеваю на баяне) – На что похоже?

Д: На стук колёс.

У: Пропоем эти слова, изображая движение поезда. (Пропевание первой строчки в образе)

« Пестрота, разгул, волненье, ожиданье, нетерпенье!» Пропойте с радостью. (Дети поют, изображая ликование и радость)

(Разучивание «Попутной песни» М.И. Глинка.)

У: Предлагаю послушать «Попутную песню» Михаила Ивановича Глинки. Будет ли меняться движение поезда.

(Слушание «Попутной песни» М.И.Глинки.)

Д: Движение поезда менялось.

У: Что применил композитор, чтобы вы это услышали?

Д: Сделал разный темп .

У: Что такое темп?

Д: Скорость мелодии в произведении.

У: Верно, темп изменялся, сопоставление разных музыкальных фрагментов называется – контраст.

Разберём, какой контраст в этом произведение. В первой части, какой был темп? Какие чувства выражает?

Д: Быстрый. Чувства радости, взволнованности.

У: Что изменилось во второй части? Почему в мелодии появилась грусть? Почему мелодия стала такой певучей?

Д: Мелодия стала певучей, плавной, мечтательной. Затрудняются.

У: Что мы обычно делаем в поезде?

Д: Разговариваем, думаем, вспоминаем, смотрим в окно.

У: Почему же мелодия стала грустной и певучей?

Д: Возможно, человек задумался, размышлял, глядя в окно.

У: Что происходит за окном, во время движения поезда?

Д: Все пейзажи проплывают.

У: Почему же мелодия стала протяжной?

Д: Композитор, возможно, изобразил проплывающие мимо окон пейзажи.

У: Изменился ли аккомпанемент? Почему?

У: Скажите для каких исполнителей М. И. Глинка написал песню о поезде

Д: Для голоса в сопровождении фортепиано.

У: В учебнике на стр. 114–115 мы видим выделенные слова «Темп» и «Контраст».

У: Что такое темп?

Д: Скорость движения музыки.

У: Важен ли темп для изображения поезда?

Д: Да. Ведь поезд набирает движение и замедляет.

У: А что такое контраст?

Д: Резкие отличия.

У: В музыкальном произведении М.И. Глинки мы ощущали контрасты?

Д: Да. Контрастными были части музыкального произведения. Контрастными были мелодии.

У: Слушая произведение Георгия Свиридова, портрет которого мы видим на доске, закройте глаза, пусть ваше воображение нарисует красочную картинку, которую вы мне опишите.

(Слушание «Тройка» Г. Свиридов.)

Д: ответы детей – описывание своих представлений, при слушание произведения.

У: Изобразительно звучало произведение?

Что такое изобразительно?

Д: Изображала движение лошадей.

Д: В произведение было два темпа.

Как называется сопоставление двух разных темпов?

У: Верно. Мы слышали, как фоном звучал один темп, какой?

Д: Быстрый, энергичный, стремительный, отважный.

А вторая тема произведения, по характеру какая была?

Д: Мечтательная, плавная, мягкая.

Что хотел изобразить композитор Георгий Свиридов, одновременно показывая эти два контраста?

У: Подумайте, почему он соединил две темы одновременно.

(Повторное слушание «Тройки» Г. Свиридова)

Д: Кони скачут – из-за этого темп быстрый, а от того, что мимо проплывает природа, живописная и красивая – темп лиричный.

У: Верно. Заметили ли вы сходства между произведением Глинки «Попутная песня» и произведением Свиридова «Тройка»? Были ли произведения выразительными?

Д.: Произведения были выразительными. В каждом произведение есть две темы, два темпа, которые противоположны друг другу.

3. У: Продолжите, пожалуйста, фразу:

– Я сегодня узнал(а).

– Я сегодня запомнил(а).

– Я сегодня удивился(ась). (рефлексия)

4. У: Наш урок закончен. Попрощаемся интонацией поезда. (Учитель и дети поют слова «До свидания, ребята!» и «До свидания, учитель!» на интонацию стука колес поезда).

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Методика работы с учебниками «Музыка» 1 – 4 классы. – М.: Просвещение, 2002.

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. 2 класс. Учебник. – М.: Просвещение, 2002.

Программа общеобразовательных учреждений. Музыка 1–7 классы: Учебное издание. – М.: Просвещение, 2010. – 141 с.

Ветлугина Н. Музыкальный букварь. – М.: Музыка, 1986.

Очень низкие цены на курсы переподготовки от Московского учебного центра для педагогов

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования действуют 65% скидки при обучении на курсах профессиональной переподготовки.

  • 1069
  • 24.09.2016

Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

Вы первый можете оставить свой комментарий

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

214000, РФ, г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.

Оценка 4.5 проголосовавших: 149
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here