Покаяние грехов молитва в исламе

Религиозное чтение: покаяние грехов молитва в исламе в помощь нашим читателям.

Тауба (покаяние) в Исламе

Покаяние – то, с чего человек верующий начинает свой день, и то, что никогда его не покидает, становится неотъемлемой частью его духовной жизни [1].

Один из наших современников метко заметил: «Разве может быть пустословным человек, говорящий, что построил дворец или написал книгу? А ведь построить прекрасный дворец легче, чем выстроить, восстановить опустошенную душу. Написать ценную книгу проще, чем суметь поднять душу над легкомыслием и беспечностью. Покаяние является важной составляющей в душевном строительстве. Поэтому странно и удивительно, что люди могут говорить о покаянии без осознания и соответствующего внимания».

С точки зрения мусульманской этики покаяние требует от каждого в отдельности определенных усилий.

«О верующие! Кайтесь пред Аллахом (Господом миров, Творцом всего сущего) правдивейшим покаянием» (Св. Коран, 66:8).

Настолько правдиво, что человек без слов становится в душевной чистоте и искренности примером для других.

У имама ‘Али спросили о смысле покаяния, на что он ответил: «В нем (покаянии, правдивом покаянии) шесть составляющих: 1) раскаяние в совершенных ранее грехах; 2) восполнение пропущенных обязательств; 3) возмещение обид и нанесенного другим ущерба; 4) испрашивание прощения у тех, с кем спорил, враждовал; 5) вознамеренность не повторять впредь ошибок и прегрешений; 6) воспитание себя в покорности Всевышнему, как ранее воспитывал себя в грехе [когда у человека была какая-то дурная привычка или греховное качество, которое он развил в себе, а затем прошел определенный путь для того, чтобы эта привычка или качество стали чем-то обычным для него, естественным]» [2].

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) передал следующие слова Господа миров: «О человек! До тех пор пока ты молишь Меня и просишь у Меня [о прощении с сильным и искренним желанием], Я буду прощать тебе, несмотря ни на что! О потомок Адама! Даже если грехи твои по многочисленности своей поднимутся до небес, но ты все-таки раскаешься и попросишь Меня о прощении, то Я прощу тебе, несмотря ни на что! О сын Адама, даже если ты придешь ко Мне с таким количеством ошибок, прегрешений, что ими можно было бы заполнить всю эту Землю, но предстанешь предо Мною, являясь приверженцем Единобожия, то Я дам тебе столько же прощения Своего [то есть по количеству ошибок твоих и промахов]!» [3]

Пророк также оповестил: «Сатана сказал Господу: «Клянусь Твоим могуществом и величием! Я не перестану вводить в заблуждение рабов Твоих (людей), пока их души не покинут тела [до последних мгновений жизни]!» Господь миров ответил: «Клянусь могуществом Своим и величием! Я не перестану прощать их (людей) [грехи и проступки, совершенные преднамеренно], пока они просят у Меня о прощении [раскаиваются в содеянном и не имеют намерения повторять это впредь]» [4].

Посланник Всевышнего (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Раскаявшийся в грехе [бесповоротно оставивший его разумом, телом и душой] подобен тому, на ком нет [этого] греха [как будто этот грех он никогда не совершал]. Если Аллах полюбит кого-то, то грех [после искреннего раскаяния] не нанесет ему вреда». Затем процитировал: «Поистине, Всевышний любит искренне кающихся [5] и любит очищающихся [внимательных в соблюдении и сохранении духовной и физической чистоты]» (см. Св. Коран, 2:222). У Пророка спросили: «Каков признак покаяния?» Он ответил: «Сожаление [душой и сердцем]» [6].

По осознанию, глубине раскаяния людей можно разделить на три категории:

I категория – те, кто не имеет проницательности, не видит того, что стоит за тем или иным событием, поступком. Прегрешение или ошибка оставляют в их душе определенный отрицательный осадок. Для удаления его и возвращения себя в первичное легкое состояние души они, с упоминанием форм раскаяния и покаяния, устремляются всей своей сутью к Всевышнему Творцу.

II категория – люди, обладающие проницательностью, приобретшие умение анализировать то, что в душе, и то, что происходит вокруг. При малейшем проявлении беспечности, легкомыслия, душевной пустоты они голосом сердца устремляются ко Всевышнему, к Его помощи, окрыленные заботой о возвышенности и духовной чистоте.

III категория – «глаза мои спят, а сердце бодрствует» [7]. Этот уровень устремленности к Творцу и связи с Ним практически недостижим. Он был присущ Божьим пророкам и посланникам Всевышнего Аллаха. Был ли дан кому-либо помимо них? Ведомо только Богу.

Покаяние – величественная клятва, исполнение которой зависит от мужественности и волевых качеств раскаявшегося.

Сподвижник пророка Мухаммада Ибн Мас‘уд говорил: «Правдивая клятва – это когда ты больше не возвращаешься к греху, в совершении которого раскаялся ранее» [8].

Сподвижник Пророка Джабир ибн ‘Абдулла говорил: «Кающийся (искренне раскаявшийся и навсегда оставивший свой грех позади) (по степени величественности поступка и вознаграждаемости) пред Всевышним – на уровне мученика за веру (отдавшего жизнь в защиту своей веры, Родины)» [9].

На словах страшащийся Ада и продолжающий при этом грешить; рассказывающий о неописуемых красотах Рая, но крайне скупой на благородный поступок; вдохновенно говорящий о любви ко Всевышнему и посланнику Его, но при этом ни на шаг не приблизивший себя к пророческому наследию… Такой человек несерьезен в своих убеждениях. Покаяние для подобных людей – это перемена, передышка в нескончаемом потоке грехов и ошибок. В этом контексте интересны слова праведника Фудейля ибн ‘Ияда: «Наиболее бесчестный человек – совершающий один и тот же грех дважды».

Устремленность к Творцу и мольба о прощении должны быть в сердце любого мусульманина:

«О верующие! Кайтесь пред Богом, причем все, без исключения (см. Св. Коран, 24:31)» [10].

В одном из аятов Священного Писания люди с точки зрения наличия и отсутствия в их сути голоса покаяния делимы на две категории: «А те, кто не раскаиваются [не каются, не сожалеют о совершенных ошибках и грехах], они – залимы (грешники, притеснители, поступающие несправедливо, жестокие люди)» (см. Св. Коран, 49:11). Этим аятом все люди разделены на кающихся, раскаивающихся в своих ошибках и прегрешениях и тех, кто грешен, несправедлив к себе, к другим, жесток. В ком умерли чувства раскаяния пред Всевышним и осознания своего греха, тот невежественен в ощущении истинного положения своих дел. Он далек от Бога и крайне эгоистичен в людской среде. Совесть его находится в заточении у низменных чувств и животных потребностей. Он редко когда считается с другими.

Важно отметить, что когда человек в полной мере устремлен к Творцу и чувствует единство с милостью Его и силой, его слова «астагфирулла» (прости меня, Господи) не являются покаянием (тавба), он просто не совершает грехов, чтобы каяться. А произнесение «астагфирулла» стало для него средством укрепления связи со Всевышним, символом устремленности к Нему. Именно поэтому пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) молил Всевышнего о прощении в день от семидесяти до ста раз, проговаривая всей глубиной сердца своего слова «астагфирулла» (прости меня, Господи) [11].

Человек верующий никогда не может быть до конца уверен в получении полного прощения, и это поддерживает в нем определенную трепетность пред Аллахом, бдительность во взаимоотношениях с людьми и в свою очередь становится определенным гарантом мирского и вечного благополучия. Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) подчеркнул: «[Сколь бы велики и благородны ни были ваши поступки] никого из вас они не спасут [не явятся гарантом проявления к вам милости Всевышнего и Его всепрощения]». Сподвижники в недоумении переспросили: «Даже тебя, о посланник Всевышнего?» «Да, даже меня, – ответил Пророк, – кроме как по милости Аллаха (если Он проявит ее ко мне)» [12].

Разумный, проницательный и приобретший крупицы жизненной мудрости легко понимает, что окружающие его блага и достаток – это не то, что он заслужил и обязан получить, а то, что временно оказалось в его управлении и ведении в результате приложенных усилий и Божьей милости, благословения. Это касательно мирского. Что уж говорить о вечности, о райской обители, великолепие которой неописуемо словами и невообразимо разумом [13].

Для людей по-настоящему верующих покаяние, легкое естественное раскаяние и ощущение своей неполноценности пред Господом миров будет неотъемлемой частью внутренних ощущений, внешних проявлений и в Судный День.

«Свет их [бывших верующими и просветленными духовно и интеллектуально в мирской обители] будет исходить спереди и по правую сторону их [будет ярко и стремительно освещать им путь к милости Создателя, к райской обители]. Скажут они: «О Господи! Сделай свет наш более полным [ярким] и прости нас! Ведь Тебе подвластно все [Ты можешь сделать все, что пожелаешь]» (см. Св. Коран, 66:8).

«Рабби-гфир ва-рхам ва антэ хайрур-раахимиин» («О Господи, прости меня и помилуй. Ты ведь наилучший из милостивых [Ты выше всех и вся, кто мог бы проявить милость. Больше не у кого просить о ней]») (см. Св. Коран, 23:118).

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См., например: Ибн Кайим аль-Джавзия (691–751 гг. по хиджре). Мадаридж ас-саликин [(Духовные) пути идущих]. В 3 т. Дамаск: аль-Баян, 1999. Т. 1. С. 184.

[2] См.: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир [Освещающий тафсир]. В 32 т. Дамаск: аль-Фикр, 1991. Т. 28. С. 315.

[3] Хадис от Анаса; св. х. ат-Тирмизи. См.: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 2. С. 486, хадис № 1880; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 979, хадис № 3549; аль-Мунзири З. Ат-таргыб ва ат-тархиб мин аль-хадис аш-шариф [Побуждение (к благому) и удерживание (от греховного) в пророческом наследии]. В 4 т. Бейрут: Ихья ат-турас аль-‘араби, 1968. Т. 2. С. 467, хадис № 2, «хасан».

Также хадис от Абу Зарра; св. х. Ахмада, Муслима и Ибн Маджа. см.: Аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 гг. по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991. Т. 1. С. 462, 463, хадис № 226, «сахих».

[4] Св. х. Ахмада и аль-Хакима. См.: аль-Хамсы М. Тафсир ва баян. С. 180; аль-Мунзири З. Ат-таргыб ва ат-тархиб мин аль-хадис аш-шариф. Т. 2. С. 467, 468, хадис № 3, «сахих»; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 10. С. 430.

[5] В кораническом аяте применена усиленная форма слова «кающийся».

[6] Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. Ибн Маджа, а также от Анаса; св. х. Ибн Наддара. См., например: Аль-Муттакы А. (885–975 гг. по хиджре). Кянз аль-‘уммаль [Кладовая тружеников]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1985. Т. 4. С. 261, хадис № 10428; ат-Табарани С. (260–360 гг. по хиджре). Аль-му‘джам аль-кябир. В 25 т. Каир: Ихья ат-турас аль-‘араби, 1985. Т. 10. С. 150, хадис № 10281; аль-Байхакы. Китаб ас-сунан аль-кубра [Большой свод хадисов]. В 11 т. Бейрут: аль-Ма‘рифа, [б. г.]. Т. 10. С. 259, хадисы № 20560–20562; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 203, хадисы № 3385 и 3386, оба «хасан».

[7] Слова пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) в ответ на вопрос его супруги ‘Аиши.

Хадис от ‘Аиши; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда, ан-Насаи, ат-Тирмизи, аль-Байхакы и др., «сахих»; хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада и ас-Суюты (Аль-хасаис), «хасан». См., например: Аль-‘Аскаляни А. (773–852 гг. по хиджре). Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. (15 – основные, а 3 – вступление и указатели). Бейрут: аль-Фикр, 1996. Т. 3. С. 343, хадис № 1147; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 8 т. Стамбул: аль-Мактаба аль-исламийя, [б. г.]. Т. 2. С. 48, глава № 19, хадис № 16; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т. Бейрут: аль-Калям, 1987. Т. 3. С. 263, хадис № 125–(738); Аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 гг. по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991. Т. 6. С. 186, 187, хадис № 2430, а также т. 14. С. 297, 298, хадисы № 6385, 6386.

[8] См.: Ад-Дайлями Ш. (445–509 гг. по хиджре). Аль-фирдавс би ма’сур аль-хытаб [Высшая ступень словесного наследия]. В 6 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1986. Т. 2. С. 76, хадис № 2430.

[9] См.: Ад-Дайлями Ш. (445–509 гг. по хиджре). Аль-фирдавс би ма’сур аль-хытаб. Т. 2. С. 76, хадис № 2431.

[10] Важно отметить, что сура, в которой упоминается данный аят, относится к сурам мединского периода. То есть обращение это направлено не к тем, кто только-только стал верующим в Единого и Вечного, а к тем мусульманам, которые прошли через значительные жизненные испытания и притеснения (в мекканский период, а также в начале мединского), достигнув впоследствии стабильности и непоколебимости вероубеждения и высоких нравов. См., например: Ибн Кайим аль-Джавзия. Мадаридж ас-саликин. Т. 1. С. 184.

[11] Хадис от аль-Агарра аль-Музани; св. х. Ахмада, Муслима, Абу Дауда, а также аль-Багави, ан-Насаи и ат-Табарани. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 157, хадис № 2621, «сахих»; Аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 гг. по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 3. С. 211, хадис № 931, «сахих»; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 9 (17–18). С. 26, 27, хадис № 2702.

Также см. св. х. аль-Бухари, хадис № 6307. Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 12. С. 379, хадис № 6307.

[12] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари, Муслима, ан-Насаи и Ахмада. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 11. С. 269, хадис № 5673.

[13] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари, Муслима, ат-Тирмизи, Ибн Маджа, Ахмада и др. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 9. С. 468, хадис № 4779; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 гг. по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 2. С. 91, хадис № 369, «сахих».

Покаяние грехов молитва в исламе

Эта дуа – самая совершенная молитва о покаянии

По словам Пророка (салляллаху алейхи ва саллям),

«Человек, обратившийся с просьбой к Аллаху, получит одно из трех: или ему сразу будет дано то, что он хочет, или из-за этой молитвы ему будет прощен грех, или же он получит вознаграждение за дуа в будущей жизни».

В хадисе Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям), переданном Шададдом Ибни Эвсом говорится: «Самая совершенная молитва о покаянии – это когда раб с такими словами обращается к своему Создателю»:

«Аллахумма анта Рабби, ля иляха илля анта, халяктани ва ана абдук, ва ана а’ля a’хдике ва ва’дике мастата’ту. A’узу бикя мин шарри ма санат’у, aбуу лякя би-ни’метикя ‘алейя ва абу бизанби фагфир лии фа-иннаху ля йагфируз-зунуба илля анте».

«Мой Аллах! Ты мой Господь. Нет божества, кроме Тебя, достойного поклонения. Ты меня создал. Я твой раб. И стараюсь по мере сил своих сдержать клятву о покорности и верности Тебе. Я прибегаю к Тебе от зла содеянных мной ошибок и грехов. Благодарю Тебя за все блага, дарованные Тобой, и прошу простить грехи мои. Даруй мне прощение, ибо нет никого, кроме Тебя, прощающего грехи».

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) говорил, что эта молитва – самая главная молитва покаяния, поскольку ее содержание вбирает в себя всё из подобного рода молитв. Из-за глубокого смысла, который заключен в этой молитве, ее называют «сайидуль-истигфар» – « Господин молитв покаяния ».

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Если кто-то искренне, всем сердцем веря в силу этой молитвы и значимость ее, прочитает ее днем и умрет до наступления вечера, то войдет в рай. Если кто, искренне веря сердцем в силу и значимость этой молитвы, прочитает ее ночью и умрет до наступления утра, войдет в рай» (Бухари, Даават,2, 16; Ебу Давуд, Адаб, 100-101; Тирмизи, Даават 15; Несаи, Истиазе, 57).

Смотрите также:

Читайте также:

Может, из-за Snoop Dogg известный рэпер Тимати принял Ислам?

Мне кажется, многим будет интересно, и это прочитает молодежь. Особенно будет интересно клубной этнической мусульманской молодежи, возможно, она присмотрится к Исламу, к своей религии, через своих клубных «кумиров»

  • Как правильно совершать дуа?

    Вопрос: Как правильно совершать дуа? Нужно ли поднимать руки во время мольбы и после проводить ими по лицу? Есть ли этому основание? Ответ: В книге «Аль-Фатава Аль-Хиндия» сказано:

  • 10 особенностей месяца Рамадан

    Главной особенностью этого месяца, указывающей на его важность, является то, что в этом месяце началось ниспослание Корана, являющегося последним божественным откровением. Также в этом месяце мусульмане соблюдают пост, являющийся одним из основных видов поклонения. На месяц Рамадан приходится Ночь Предопределения (Ляйлятуль-Кадр), которая лучше тысячи других месяцев. За поклонение, совершенное в этом месяце, дается большее вознаграждение, чем за поклонение, совершенное в любом другом месяце года.

  • Народы, исповедующие Ислам

    Исповедующих Ислам много почти во всех странах мира. Общины, созданные мусульманами, проживают больше чем в 120 странах. Преобладающее большинство – это Ближний Восток. Азия представляет собой 26 стран мусульманской веры (Иран, Саудовская Аравия, Ирак, Афганистан и многие другие), Африка – 16 стран (Марокко, Алжир, Судан, Египет и другие страны), так же страны Албании и Турции. Существуют данные, что во всем Евросоюзе проживающих здесь мусульман около 16 миллионов, в процентном соотношении это 3,4% всего населения Евросоюза.

  • Профессор из Тайланда принял ислам во время выступления на конференции

    Профессор Теясен является председателем департамента анатомии в Чиангмае университета Чианг Май (Тайланд). Ранее он был деканом медицинского факультета того же университета. Во время восьмой медицинской конференции в Эр рияде Теясен встал и сказал следующее:

  • 7 правил, которые мусульманин должен соблюдать ежедневно

    Ислам – это не только религиозные практики, это то, как мы совершаем самые обыденные дела, то, как мы думаем, то, что мы делаем. Каждое благое дело, мысль и привычка приближает раба к Своему Создателю. Хорошие привычки для мусульманина также естественны как дыхание.

  • Где находится слияние двух морей, упомянутое в Священном Коране?

    Некоторые ученые действительно говорили о том, что местом слияния двух морей, которые не смешиваются друг с другом, является.

  • Первая в истории монета со словами "Нет Бога, кроме Аллаха"

    Монета, которая, как считают эксперты, была произведена в 690 году, а также еще 55 подобных монет, относящихся к раннеисламскому периоду, были проданы на аукционе в Лондоне за 500 000 фунтов.

  • Оценка 4.5 проголосовавших: 149
    ПОДЕЛИТЬСЯ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here