Религиозное чтение: пост молитва милосердие в помощь нашим читателям.
Содержание
Православные иконы и молитвы
Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.
«Милосердия двери отверзи нам» молитва
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться Вас на нашу группу Вконтакте Молитвы на каждый день. Так же посетите нашу страничку в Одноклассниках и подписывайтесь на ее Молитвы на каждый день Одноклассники. «Храни Вас Господь!».
В жизни каждого человека порой происходит очень много различных ситуаций, выход с которых иногда найти не то что очень трудно, а просто невозможно. Иногда найдя выход, мы заходим в тупик, который провоцирует совершать достаточно серьезные грехи. Одним из самых страшных грехов считается аборт.
Конечно существует огромное количество различных медицинских показателей для его совершения, но если их нет и женщина решается на такой шаг, то она должна знать, что это очень большой грех. И какая бы жизненная ситуация не была, нужно помнить если Бог послал ребенка, значит пошлет все необходимое и на ребенка.
Молитва милосердия после аборта
После аборта принято читать молитву «Милосердия двери отверзи нам благословенная Богородица». Но не стоит думать, что она очистит от греха. Нет. Просто она служит в качестве прошения к Богородице, чтобы она заступилась перед Господом Богом за грешницу. Ведь умершие души младенцев ждут смерти матерей, чтобы с ими потом пристать перед судом Божьим.
В зависимости от того как жила женщина после содеянного, если она раскаялась – то попадет в Царствие Небесное, а если продолжала грешить, то в ад. Помните, что другие грехи искупить можно, а вот такой грех как аборт или убийство искуплению не подлежит.
Текст молитвы следующий:
Милосердия двери отверзи нам, Благословенная Богородице, надеющиися на Тя, да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед, Ты бо еси спасение рода христианскаго. Радуйся, Едина Пречистая Мати Единаго Создателя, Господа, Бога и Спаса нашего, Иисуса Христа! Буди ми Ходатаица в день страшнаго испытания, егда предстану Престолу Нелицемернаго Судии, яко да огненнаго прещения муки избавлюся молитвами Твоими, Едина Благословенная. Пресвятая Богородице, спаси нас!
А еще можно молится господу такими словами:
Господи Вседержителю, умеющий отпускать грехи и беззакония кающимся от всей души грешникам!
Прими мое слезное покаяние за все мои бывшие беззакония и убийства в абортах моих детей. Грешная я раба (имя) своею злою волей была виною смерти их, не рожденных, не увидевших свет мира сего через меня, мать, грешную рабу (имя).
Страшен суд Твой, Господи и Владыка жизни моей, но безмерно есть и милосердие Твое к истинно кающимся преступникам Святого Закона Твоего. Недостойная и грешная убийца чад своих, молю и надеюсь на милость Твою, дерзаю просить и молить Тебя, чаю спасенья благодатью Твоей.
Чад же моих, умерших прежде рожденья, Сам, по милосердию Твоему, окрести в море щедрот Твоих, Спаси их Божественной Твоей благодатью. Слава тебе Долготерпеливому Отцу и Премилосердному Твоему Сыну и Святому Утешителю Духу. Ныне, присно и во веки веков. Аминь».
Пусть хранит Вас Господь!
Смотрите так же видео молитву «Милосердия двери отверзи нам»:
Молитва, пост и милостыня
В сегодняшней Службе чтений (вторник III недели Великого поста) замечательная проповедь св. Петра Хризолога про молитву, пост и милостыню.
Привожу ее в своем поспешном переводе с французского, источник : La Liturgie des Heures , v. II, p. 168, Paris 1980.
ПРОПОВЕДЬ О МОЛИТВЕ, ПОСТЕ И МИЛОСТЫНЕ
Молитва стучит в двери, пост добывает,
Существует три вещи, братья, на которых стоит вера, укрепляется благочестие и держится добродетель. Это молитва, пост и милосердие. Молитва стучит в двери, пост добывает, милосердие получает. Молитва, милосердие и пост, все три составляют одно и взаимно оживляют друг друга.
Ибо пост это душа молитвы, а милосердие это жизнь поста. Пусть никто их не разъединяет, ибо они нераздельны. Кто практикует только одно или два из них, тот не имеет ничего. Стало быть, тот, кто молится, должен поститься, а тот, кто постится, должен исполнять дела милосердия и слушать просящего, желающего быть услышанным. Тот будет услышан Богом, кто не затворяет своих ушей на голос молящего.
Тот, кто постится, должен разуметь пост: он должен сочувствовать голодному, ежели хочет, чтобы Бог посочувствовал его собственному голоду; он должен оказывать милосердие, если надеется обрести милосердие; кто хочет воспользоваться добротой, сам должен ее оказывать; желающий, чтобы ему дали, сам должен давать. Бесстыдно было бы просить для себя то, в чем ты отказываешь другим.
Да будет милосердие для тебя нормой! Если ты хочешь, чтобы тебе оказали милосердие таким-то образом, в такой-то мере, с такой готовностью, оказывай и ты милосердие другим с той же готовностью, в такой же мере, таким же образом.
Итак, молитва, милосердие и пост да будут предстательством за нас пред Богом, да будут нашим единым ходатаем, единой о нас молитвой в тройственной форме.
То, что мы утратили через небрежение, должны приобрести постом; подвергнем умерщвлению нашу жизнь посредством поста, ибо нет ничего важнейшего, что мы могли бы пожертвовать Богу, как утверждает Пророк, говоря: «Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (Пс 50,19).
Принеси в жертву Богу свою жизнь, принеси Ему жертву поста, чтобы был он жертвой чистой, жертвой святой, жертвой живой, которая и у тебя останется, и Богу будет принесена. Тот, кто не дал бы такую жертву, не имел бы оправдания, поскольку каждый всегда располагает самим собой для жертвоприношения.
Но чтобы молитва и пост были приняты, надо, чтобы за ними следовало милосердие. Пост не приносит плода, если не орошается милосердием; засуха милосердия влечет за собой усыхание поста; то, что дождь для земли, то милосердие для поста. Тот, кто постится, может прекрасно воспитывать свое сердце, очищать свою плоть, искоренять пороки, насаждать добродетели: но если он не оросит всего водами милосердия, он не соберет никакого плода.
Ты, что постишься, помни, что и поле твое постится, если оно лишено милосердия; но если будешь щедрым в делах милосердия, то, что ты расточишь, ты соберешь в свои закрома. Не рассыпай своею скупостью, но собирай своею щедростью. Давая бедному, дай самому себе; ибо того, что не оставишь ты другому, сам не получишь.
Добавить комментарий Отменить ответ
Заступиться за исповедницу
Асия Биби, пакистанская христианка, ожидает казни за веру во Христа. По этой ссылке можно подписаться в её защиту.
Пост, молитва и милосердие – великие средства для возвышения души
Из проповеди Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в кафедральном Богоявленском соборе, что в Елохове : «Пост как воздержание от скоромной пищи помогает нам воздействовать на наши чувства и на нашу волю, имеет очень большое значение для формирования духовной жизни человека».
«Не меньшее значение имеет также и молитва, потому что именно через нее мы чувствуем Божие присутствие в нашей жизни, – сказал Его Святейшество. – Нет молитвы – и нет Бога. Даже если человек будет называть себя верующим, но молитва не присутствует в его жизни – неформальная, искренняя, сердечная, – тогда и Бога для него нет. Вот почему пост и молитва есть великое средство воспитания души и приближения человека к Богу».
Но существует еще одно очень важное средство – милосердие, считает Святейший Патриарх Кирилл. «Когда мы употребляем это слово, то подразумеваем чаще всего сострадание по отношению к людям, которые в нем нуждаются. Греческое слово «элепт», которое мы переводим как милосердие, имеет, однако, куда больший смысл. Элепт – это не только сострадание, но и вера, верность, преданность. Итак, милосердие связано с верностью и преданностью», – отметил Святейший Владыка и обратился к истории Ветхого Завета, которая содержит множество примеров Божия милосердия к людям и целым народам.
«Это милосердие всегда было связано с верностью, – продолжил Первосвятитель Русской Церкви. – Бог оставался верным тому Завету – союзу, который заключил с Авраамом. И хотя затем народ израильский многократно отворачивался от своего Творца, предавал Его, поклонялся ложным богам, проявлял малодушие, как то было при исходе из Египта и сорокалетнем странствовании по пустыне, Господь никогда не сменил верности и преданности Завету на отказ от этого Завета и даже падших призывал к общению с Собой».
«Иногда самые близкие люди расстаются, муж с женой разводятся, дети становятся чужими по отношению к родителям, а родители в какой-то момент перестают заботиться о своих детях. Разделение проходит между самыми близкими людьми, которые часто становятся дальними и даже враждебными друг другу. Почему это происходит? А потому что из человеческих отношений, даже из отношений близких по крови людей, нередко уходит милосердие. А вместе с ним – верность и преданность», – сказал Святейший Патриарх и напомнил евангельскую притчу о милосердном самарянине (Лк.10, 30-38).
Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. Мимо страждущего равнодушно прошли священник и левит, а иноплеменник-самарянин, с которыми иудеи были во вражде, проявил милосердие и сотворил доброе дело. Получается, что ближним по отношению к тому, на кого напали разбойники, были не его сродники по плоти, не даже его единоверцы, а тот, кто оказал милость ему, отметил Предстоятель Русской Православной Церкви.
«Когда мы проявляем друг ко другу милосердие, то верность, преданность, близость возникают в наших отношениях», – продолжил Святейший Владыка, особо подчеркнув, что все те, кому человек делает добро, остаются в памяти на всю жизнь, становятся по-настоящему близкими, а без милосердия и ближние становятся дальними или даже врагами.
«Творить дела милосердия непросто: милосердие требует от нас времени, сил, затраты внутренней энергии, а иногда – и материальных затрат, – сказал далее Святейший Патриарх Кирилл. – Милосердием заниматься очень сложно, трудно делать бескорыстно добрые дела. Но должно помнить, что именно милосердие как ничто иное соединяет нас с другими людьми. Если мы хотим, чтобы семья была крепкой, чтобы муж никогда не расстался с женой, а жена – с мужем, если мы хотим, чтобы между родителями и детьми всегда были добрые, сердечные отношения, нужно творить дела милосердия по отношению друг ко другу. Если мы хотим, чтобы в обществе нашем изменились отношения, чтобы мы осознавали себя единым народом, чтобы никакие соблазны и искушения не разрушали нашего национального единства, мы должны научиться делать добро друг другу, дабы через это доброделание становиться ближе друг ко другу».
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл особо подчеркнул, что приходская община должна стать школой доброделания и милосердия: «Здесь нередко мы стоим рядом друг с другом, но не чувствуем единства и близости. Православные приходы должны становиться тем местом, где бы мы навыкали в милосердии, учились делать добро друг другу. Вот тогда и единство Церкви будет прочным, потому что каждый будет в другом – в своем брате или сестре – опознавать своего ближнего».
«Пост, молитва и милосердие – это три способа, три оружия, которые необходимо употреблять для того, чтобы душа возвышалась; чтобы мы приближались к Богу; чтобы жизнь наша не прошла напрасно; чтобы подлинная цель и ценность бытия не исчезла из поля нашего зрения; чтобы мы сердцем чувствовали Божие присутствие и через него обретали Божественный дар благодати», – отметил в заключение Предстоятель Русской Православной Церкви. 3 марта 2009 года
- Добавить комментарий
- 0 комментариев
Android
Выбрать язык Текущая версия v.208.1
Великие русские старцы
Преподобный Серафим Саровский был одним из учителей отца Агапита (Воинова) – когда старец, тогда еще совсем молодой послушник, пришел в Саровскую пустынь, преподобный в долгой беседе преподал ему правила иноческой жизни. Преподобный Серафим предсказал также, что он будет архимандритом.
Старцу Агапиту довелось послужить в Санкт-Петербурге, где во время холеры в 1831 году он ходил по городу для помощи больным. Посещая без разбора дома богатых и бедных, знатных и незнатных, старец везде встречал страждущих, которые малодушно оставлены были ближними без помощи и умирали в корчах и судорогах.
Жизнь отца Агапита в Ниловой пустыни была девятилетним непрестанным мученичеством, которое он выносил с христианским терпением и самоотвержением. Гнусная клевета преследовала старца, и только через два года он из этой грязной бездны вышел пред судом Святейшего Синода чистым и непорочным. Никто не слышал его жалоб, никто не видел его недовольным, печальным или гневным. Казалось, глубокий мир обитал в добром сердце старца Агапита.
Рассказывают, что один важный чиновник, приехавший в пустынь для дознания дела, узнал о строгой жизни отца Агапита и поспешил принять его благословение. Он с чувством обнял подвижника и, ощутив тяжелые вериги на его теле, тогда же обещал ходатайствовать за старца пред высшим начальством. Вскоре, как бы в награду за свое терпение, отец Агапит получил наперсный золотой крест.
Особенными добродетелями старца были нестяжательность, пост, молитва, милосердие, смирение.
Он подавал всякому просящему, никому не отказывая, и часто доходил до того, что, раздав все свое жалованье до последней копейки, просил у духовных чад рубль для подаяния нищим, которые всегда толпились вокруг него. Когда бывало много нищих, он клал в карман серебряные и медные монеты разного достоинства и подавал их, не разбирая, что кому попадет. Многие семейства были избавлены старцем от нищеты, от разорения, нередко с пожертвованием значительных сумм. После его смерти стало известно, что старец тайно посещал бедные жилища и тюрьмы.
Только самые близкие к отцу Агапиту знали о его воздержании и посте. В первую и последнюю седмицу Великого поста он почти не принимал пищи – и при этом в положенные Церковью дни сам литургисал, продолжая литургию от четырех до пяти часов и говоря поучения.
Вообще жизнь старца была сокровенным, молчаливым внутренним деланием о Господе.
Он всегда являлся первый к церковным службам и нередко, упреждая очередного, сам читал за него полунощницу или часы. Благочиние, великолепие и продолжительность его службы утешали души богомольцев. Древнее трогательное столповое пение, которое он воссоздал в Нило-Столобенской пустыни, располагало к молитве и вызывало слезы. По лицу самого старца часто струились слезы, и он, как бы отрешаясь от всего земного, погружался в невидимое дивное созерцание. Нельзя было смотреть на старца без глубокого чувства умиления.
Особенно же умилительно было служение его в Страстную седмицу, когда он среди церкви читал святое Евангелие: в эти минуты по лицу его струились обильные слезы и от плача прерывался его голос.
Нередко, простояв на келейной молитве всю ночь, старец, при первом ударе к утрени, весело и бодро шел в храм, облачался для церковных выходов, читал и пел, и никому в голову не приходило, что он во все ночное время не смыкал глаз.
От ночных стояний на коленях его были затверделости; его ноги, черные и постоянно отекшие, были покрыты ранами. Но, несмотря на боль, он стоял иногда в служении Богу и человекам по восьми и более часов сряду, не садясь, не опираясь и не прислоняясь к стенке. Этот последний подвиг он усвоил себе, подражая преподобному Сергию Радонежскому, и исполнял его до конца своей жизни.
Страдал он также от вериг, но никогда об этом не говорил. И только прислуживавшие ему видали кровь на белье. Вообще он слабел телом и часто молча страдал, не прекращая своего служения Богу и человекам.
У старца Агапита было много духовных чад, он с пастырской кротостью и любовью принимал всякого желавшего принести чрез него покаяние Богу. При выслушивании исповеди кающихся старец плакал и от страха Божия изнемогал телом.
Ревностно занимаясь душами своих чад, отец Агапит назначал им по силе каждого молитвенные и другие правила, строго требуя их исполнения. Но никогда и ничего он не заповедовал, сам не испытав и не пройдя этого. Он учил своим примером, и ему было горько, если его духовные чада не исправлялись или впадали в какой грех.
Старцу была присуща особая благодать Утешителя Духа, и он осиявал ею каждого приходящего и надолго укреплял дух его в подвигах спасения, в терпеливом несении креста, часто весьма тяжкого.
Духовные чада знали, что их духовного отца всегда можно разбудить, отвлечь от трапезы, прервать его отдых, что даже в болезни старец всегда поможет и утешит.
Замечательна была в отце Агапите еще одна добродетель: он никогда никого не осуждал, даже клеветников и своих врагов, и не любил слушать, когда другие при нем судили кого-либо.
Кроткий и смиренный, доверчивый, общительный и простой душою и сердцем, старец всех любил, всем прощал, всем был слугой, но и при этой простоте оставался настоятелем монастыря, имея твердый, основательный и непоколебимый характер. Уже ничто на свете не могло изменить его решений, если однажды, по воле Божией, принимал он на себя, для собственного спасения или для пользы человека, какое-нибудь иго, хотя бы оно оказалось тяжким и неудобоносимым.
Старец Агапит со слезами говорил и писал друзьям своим, что он грешнее всех человеков, что Господь только премудро скрыл от них грехи его, дабы они не соблазнялись ими и, потеряв к нему доверие, не пошли блуждать по непроходимым дебрям самости, да не сделались добычею врага. Он молился, чтобы умереть ему под гнетом страданий, и, считая себя недостойным христианского погребения, хотел, «чтобы псы или звери растерзали мертвое тело во очищение его души». Когда старец говорил это, у него струились слезы, а когда писал, листок был влажен и носил следы смиренного его плача.
Бедных паломников, приходивших в Нило-Столобенскую пустынь, старец Агапит принимал с отеческой приветливостью и любовью. В его гостиной, за его трапезой, в его экипаже часто видали нищих или странников в лаптях и грязном одеянии – были у старца и такие духовные чада. Иногда он оставлял их обедать, сажал за стол, где уже сидели почетнейшие гости, – и оказывал засмущавшимся беднякам особенное внимание.
Более чем за полгода до своей кончины отец Агапит стал часто напоминать о ней близким.
Собираясь ехать в Тверь, старец письменно пригласил некоторых близких к себе лиц приехать к нему проститься, чего прежде никогда не делал.
В дороге отец Агапит простудился, но перемогал себя и, до 2 февраля живя в архиерейском доме, несколько раз служил соборне с преосвященным архиепископом Гавриилом. В праздник Сретения Господня (в среду), преосвященный снова назначил его служить с собой в кафедральном соборе.
Отправляясь к служению, старец заехал в дом соборного священника, своего родственника. Заметив смертную бледность на лице отца Агапита и холод рук, бывшая там духовная дочь его со слезами умоляла его отказаться от служения и лечь в постель. «Нет, – отвечал отец Агапит, – я желаю и буду служить; ты сама знаешь, как благоговею я к служению архипастыря, а эта литургия, может быть, последняя в моей жизни».
После литургии он возвратился к тому же священнику и в ту же минуту слег в постель: у него открылся жестокий тиф. Как вся земная жизнь его была одно тихое, молчаливое перенесение страданий, так тихо и молчаливо кончил старец и последние дни свои: не произнес ни одного нетерпеливого слова, не показал даже знака нетерпения и не требовал ничего у служивших, но лежал молча и молился.
Позвали доктора, чтобы он снял вериги. «Завтра снимете», – сказал страдалец, не хотевший и при кончине снять бремя, возложенное им ради Господа и спасения души своей. – «Завтра будет поздно, – сказали родные и друзья: – позволь нам снять теперь». «Ну, как хотите», – согласился старец. Но вериги были заперты. На вопрос, как они отпираются, старец сказал, что не знает. Тогда позвали слесаря, и слесарь распилил железо. Вериги были сняты или, точнее, сорваны с кровью и с кусками тела, в которое вросли. Ужас и жалость охватили окружающих, даже врачей, привычных к кровавым операциям. Старец попросил, чтобы вериги положены были с ним в гроб (что и было исполнено).
На следующий день, в пятницу, 4 февраля, старец, после соборования и испрошения прощения у священнослужителей, обратился к предстоящим и, осенив всех знамением креста, сказал: «Бог да благословит вас всех», потом опустился на постель и начал тихо кончаться.
Духовные наставления
◊ Все мы люди – семья Божия, все мы дети единого Отца, все мы члены Господа Иисуса, и потому, распаляясь любовью Божиею, я желал бы слить весь род человеческий в одно целое, дабы прижать это целое к груди моей и умереть за спасение его в лютых пытках муки.
◊ Опытно знаю, что умеет Господь наш Иисус Христос утешить нас, успокоить и возвеселить; а что мы неутешны, в том виноваты сами.
Стоит только в скорби из глубины души сказать вместе скорбящему с нами Господу вашему Иисусу Христу: «Господи! Ты мой помощник!» – Он тотчас же поможет. Мне грешнику Он всякий день, тьмочисленно и при всяком скорбном случае милосердно помогает.
◊ Господь наш сказал: «Блажени будете, егда возненавидят вас»: почему же нам не терпеть обид от других? Всякий бы любил нас, ежели бы Господь видел, что мы, любимые от всех, спасемся. А как многих из нас Господь спасает чрез скорби, то и должны быть такие люди, чрез которых бывает нам скорбь. Однако ж нам не следует винить их, потому что не они навели на нас скорбь: она определена для нашего спасения Самим Господом. Следовательно, мы не остались бы без скорби, когда бы оскорбляющих и не было.
◊ Занимаясь спасением своей души, – говорил старец, – променяй благородство твое на рабство Иисусу Христу и будь всем слугою; не отказывайся во всякое время послужить кому бы то ни было, не жалей ни силы, ни здоровья, ни покоя, благотвори, чем можешь, членам Христовым – всем христианам; утешь всякого, нуждающегося в твоем утешении.
◊ Смирение в том и состоит, когда человек считает себя грешнее всех, никого не унижает и не осуждает, внимает лишь себе, не ищет богатства, похвалы, славы, чести, считая себя вовсе недостойным этого; когда мужественно терпит уничижение, брань, укорение, признавая себя в сердце своем заслужившим это; когда со всеми обходится радушно и всякому готов служить с любовью; когда не видит добрых своих дел и не говорит о них без нужды.
◊ Советую вам усвоить одно из моих правил, которое давно уже возлюбил я и взял на себя.
Это правило: подражать псу, который, если хозяин замахнется на него палкой, бежит прочь; а если приласкает, бежит к нему.
Так делаю и я: если человек прогоняет меня от себя злобою, недоверием и тому подобным, то поневоле отхожу от него; а стоит ему взглянуть на меня с любовью, и я тотчас забываю обиду и бегу к нему, как к сыну.
Это я усвоил себе, потому что всякий раскаивающийся в дурных поступках, по милости Божией, столько мне мил, что и изъяснить этого не умею.
◊ Диавол может пленить только того, кто добровольно отдается ему в плен, оставив смирение, любовь и молитву; а вооруженного сими тремя добродетелями он боится и трепещет.
◊ Мы живем в благословенном царстве Отца и Сына и Святого Духа, в благодатном царстве Христа, победившего власть диавола и давшего нам силу побеждать его сказанными добродетелями – любовью, смирением и молитвою, – хотя, по испорченности нашей в праотце Адаме, нельзя нам много надеяться на себя и слишком доверять себе.
◊ Будьте великодушны, когда наносят вам обиды; не бойтесь ни порицаний, ни поношений, ни насмешек; не слушайтесь внушения злых своих помыслов, не убегайте отеческой строгости и не бесчестите благого ига смирения дерзостью самоугодия и своенравия, но, положив в сердце своем то слово Господне: «Претерпевый до конца, той спасен будет», с терпением теките на предлежащий вам подвиг послушания, «взирающе на начальника веры и совершителя Иисуса».
◊ Не считайте себя достойными получать от отца вашего исполнение всех своих желаний и прошений: он, при Божией помощи, лучше вас понимает, чего вы достойны, и лучше знает, что для вас сделать и в чем вам отказать.
◊ В минуту отчаяния знайте, что не Господь оставляет вас, а вы – Господа.
◊ Во имя Божие, вот как приказываю вам жить. Когда вы бываете одни, хоть бы и скорбно вам было, хотя бы и не хотелось, – всегда мысленно сердцем вашим призывайте Господа Иисуса Христа, живущего в душе вашей и ожидающего от вас призвания.
Если придут вам на память ваши родители, то просите у них благословения, просите и им у Господа Бога милости, и верьте, что и вас и их Господь не оставит, и что благочестивая ваша жизнь и молитва может помочь им на пути ко спасению.
Если взбредет к вам в голову вопрос: какова будет ваша будущность, то отвечайте, что она будет такая, какой будете достойны.
У послушников Христовых в предмете должна быть воля не своя, а Божия, которая и апостолам и нам воспретила исследовать будущее, которое Бог положил в Своей власти.
Если живете вы с другими, то служите им, как Самому Богу, – не требуйте за любовь любви, за смирение похвалы, за службу благодарности.
Чем можете соблазнить или оскорбить живущих с вами ближних, того отнюдь не делайте; а если они оскорбят вас, смотрите на это не как на оскорбление, а как на приготовленное вам от Господа Бога орудие, которым, если хотите, можете потребить в себе всякую нечистоту сердечную.
Прежде нежели что скажете или сделаете, рассудите, не оскорбит ли ваше слово либо дело Бога или ближнего.
◊ Не судите чуждого раба, стоящего и падающего: у него есть Бог, сильный удержит его от падения и восставит по падении.
◊ Всевозможно берегитесь осуждать или осмеивать в ближнем как телесные, так и душевные недостатки: почему вам осуждающим знать, что вы пред Богом лучше осуждаемого вами?
С большими недостатками в словопроизношении был Моисей, вождь Израильский; но и при этих недостатках украшался именем друга Божия. Худо делал разбойник, за дурные дела свои распятый одесную Господа; однако ж он первый вошел в рай.
◊ Вспомните, что та минута, которую отнимает у вас лень, есть, может быть, последняя минута вашей жизни, а за ней смерть и суд.
◊ Оставьте негу; не огорчайте никого и не платите бранью за брань, скорбью за скорбь – и в книге животной имя ваше будет написано с преподобными.
◊ Любовью моею умоляю вас, благоговейно поступать с родителями.
◊ Если люди коснутся вашего самолюбия и гордости, признавайте их, кто бы они ни были, за посланных от Бога обуздателей душевного вашего порока, и потому не сердитесь на них, а благодарите Господа, что Он, милосердный, доставляет вам благоприятный случай к приобретению смирения.
Больные не бранят своих операторов за то, что они вырезывают зловредные язвы из тела их, но хотя с прискорбием, а переносят болезнь свою: так и вы, творя молитву Иисусову, как бы ни тяжко вам было переносить обиду от касающихся вашего самолюбия, переносите ее, не вооружаясь на них, – и Бог да благословит вас идти в след Иисуса Христа и нести крест Его.
◊ Прекрасные розы распускаются на колком кустарнике: так сладостные утешения суть удел того, кто идет в след Иисуса Христа и несет крест Его.
Принадлежите Ему смирением, терпением, любовью; всем будьте слугами, всех прощайте, всех любите, и всегда и везде будете утешены; утешение дается в награду, а даром никогда.
◊ Прошу вас, други мои, не презирайте никаких средств, которыми можете угодить Господу Богу; а таких средств множество, как то: ласковое обхождение с людьми, утешение печального, успокоение рассерженного, заступление обиженного, подаяние неимущему, отвращение очей от дурных предметов, противостояние дурным помыслам, понуждение себя на молитву, терпение, милосердие, справедливость и прочее тому подобное.
Исполнение этих священных добродетелей привлечет к вам всесильную помощь Господа; а с нею вы одолеете все трудное, прежде казавшееся невозможным к преодолению нашими силами.
◊ Всячески остерегайтесь на что-нибудь сердиться; всякая неприятность не сама по себе постигает нас, но допускается промыслом Божиим, для тех же спасительных целей, для коих святого апостола Павла постигали «беды в реках, беды от разбойник, беды от сродник, беды от язык, беды во градех, беды в пустыни, беды в мори, беды в лжебратии, внеуду брани, внутрьуду болезни» ( 2 Кор. 11, 26 ).
Зная это, не обращайте внимания на то, кто обидел вас и за что обидел, а только помните, что никто не осмелился бы нанесть вам оскорбления, если бы не Господь восхотел допустить это, и потому благодарите лучше Господа, что постигающими вас скорбями Он ясно показывает, что вы Ему не чужие, и ведет вас в Царствие небесное. Писание святое глаголет: «аще наказание терпите, якоже сыновом обретается вам Бог; который бо есть сын, егоже не наказует отец?» ( Евр. 12, 7 ).
◊ Оставляйте свою серьезность и будьте пред Господом в обхождении с людьми, как дети незлобивые.
◊ В любви Божией пребывайте, ей учитесь, ею дышите. Бог есть любовь, и кто в любви пребывает, тот в Боге и Бог в нем. И в скорбной жизни сладко жить с Божией любовью.
◊ Не говорите ничего без благочестивого рассуждения, без благочестивых целей.
◊ Не в многоглаголании состоит спасение, а в совершенном внимании себе.
◊ Отвыкайте от споров: они, возмущая сердце, лишают нас мирного состояния души. Всякой вздорной мысли противоставьте молитву Иисусову. Не верьте предрассудкам.
◊ Подозрение совсем не христианское свойство, а потому и не усваивайте его. Мудрости же, непорочности и осторожности требует от нас Сам Бог чрез святое Писание: «Будите мудри яко змия, и цели яко голубие». Всегда держитесь средины; крайности нигде и ни в чем не похвальны.
◊ Спасайтесь понуждением себя ко благому.
Всегда будьте преданы воле Божией, всецело для нас спасительной.
◊ Я уверен, что вы будете обходиться с ближними весело и любовно. Любите их, служите им; они дороги, за них пролита кровь Спасителя, они члены Христовы – не оскорбляйте их даже едва заметным знаком.
Я за высшее для себя служение почитаю быть рабом всех христиан; подражайте мне в этом и вы, чада мои, и утешите душу мою.
Спасайте себя благоугождением пред Господом Богом, благоугождая Ему всеми видами любви. О том только и заботьтесь, чтобы обогащаться любовью; в ком есть любовь, тот имеет в себе Бога.
Заметьте, что вы тогда только бываете вполне довольны всем, когда имеете терпение, смиренномудрие, покорность и ко всем любовь.
◊ Не вспоминайте в упрек (другим) о прошедшем; иначе Господь Бог вспомнит и взыщет с вас то, что уже простил вам.
◊ В унынии заставляйте и сердце и язык ваш молиться так: «Господи, спаси мя, погибаю».
◊ В минуту неблагочестивых мыслей, молитесь так: «В бездне греховней валяяся, неисследную милосердия Твоего призываю бездну: от тли, Боже, возведи мя» (ирмос 2-го гласа. – Ред.).
◊ Если кого просите о чем-нибудь, то просите с терпением жены хананейской.
◊ Доверять чужие пороки есть грех; посему избегайте такой греховной доверенности.
◊ Делайте все с разборчивостью, не спеша, чтобы дела ваши были кстати.
◊ Злое побеждайте добром. Худого худым исправить нельзя.
◊ Если представится вам нужным сделать какое-нибудь правильное замечание старшим, то сделайте это с предварительною молитвою и глубочайшим смирением. С кем мы живем, теми Господь Бог и наказывает и спасает нас. Поэтому не гневайтесь ни на кого, кто оскорбляет вас, но при каждом оскорблении, миновав оскорбителя, обратитесь прямо к близ пребывающему Господу Богу и скажите: «Знаю, Господи, что грехов имею множество, и что Ты за грехи мои достойно наказываешь меня. Итак, накажи меня, Господи, накажи в этой жизни, но помилуй в будущей».
◊ Без отречения своей воли нельзя положить и начала спасению, не только спастись. Испрашивайте же себе у Господа самоотречения, чада мои; оно пренеобходимо ко спасению.
◊ Если вздумаете навестить ближнего, то при посещении его положите себе за непременную обязанность сохранить к нему ту же любовь и то же расположение, с которым вошли к нему, хотя бы и получили от него какое-либо оскорбление.
Во всякой случившейся неприятности при общении с ближним, обратитесь прежде к себе: по строгому исследованию мы почти всегда находим, что сами были причиной неудовольствия.
◊ В минуты вспыльчивости молчите и внутренне говорите молитву Иисусову.
◊ Не оправдывайтесь, не спорьте, снисходите к характерам и летам. Утешайте всех и каждого чем можете, не осуждайте никого, не платите за зло злом, всех любите, всех прощайте, всем будьте слугами.
Себя считайте последними и грешнее всех.
◊ Любите Господа Бога, молитесь Ему как Отцу, смиряйтесь пред всеми христианами, и возлюбит вас Господь Бог ваш, и возрадуется о вас ваш пастырь.
◊ Оправдайте мою надежду на вас, чада мои, переносите непонятливость, бестолковость, невежество, напрасный гнев, без прекословия.
◊ Будьте ревностными хранителями заповедей Божиих и отеческих, хотя бы сохранение их стоило вам не только здоровья телесного, но и расстройства душевного: это расстройство тотчас заменится неожиданным мирным состоянием души.
◊ Когда возымеете к кому-нибудь невольное чувство неприязни, старайтесь победить это греховное чувство; заставьте себя так молиться: «Спаси, Господи, раба Твоего и святыми его молитвами умири сердце мое», и принудьте себя оказывать нелюбимому вами человеку всякого рода внимание и услуги, и Господь, видя доброе ваше намерение, не только вырвет из сердца вашего греховную неприязнь, но и наполнит его святой любовью.
◊ Если не утешает вас молитва при исполнении ее, то знайте, что она готовит вам Божественное утешение и сладость вскоре по исполнении. «Терпя потерпех Господа, и внят ми».
◊ Во всю свою жизнь, пред каждым своим действием, руководитесь следующим христианским рассуждением: задуманное мною действие не противно ли Господу Богу, не губительно ли оно для спасения души моей, не обидно ли для ближнего моего? Если, по строгому исследованию, совесть не зазирает вам, то намерение свое приводите в исполнение; а когда зазирает – удержитесь от исполнения.
◊ Не касайтесь языком своим чести ближнего, но свой язык употребляйте только на славословие Божие, и на чью-либо пользу или назидание. А если уже непременно захотите злоречить, то вспомните грехи, соделанные вами от юности, и порицайте себя за то, что вы сделали их: порицайте глаза свои, что они видели чужие слабости и тем приводили вас к осуждению; порицайте уши свои, что они слушали неполезное и греховное; порицайте язык свой, что он произносил праздный и богопротивый грех, что осуждал, порочил, укорял ближнего, что роптал на Господа; порицайте свои ноги, что они шли на совет нечестивых и стояли на пути грешных (см.: Пс. 1, 1 ); порицайте свои руки, а более всего укоряйте окаянную и необузданную свою волю, потому что она есть настоящая виновница всех ваших грехопадений.
◊ Не тяготитесь жизнью; она несносна только для злочестивых, а кто верует в Иисуса Христа, уповает на Него и любит Его, для того она всегда сносна. Это можно видеть на разбойнике, который распят был одесную Иисуса Христа: он был весь скорбь и болезнь, но рассуждал как во дни мира и благополучия. Не говорите же: я не люблю жизни – этими словами вы незаметно для себя самого говорите Иисусу Христу как бы так: ненавижу я Тебя, пострадавшего за нас, и небрегу о приготовленном мне Твоими страданиями вечном блаженстве. Жизнь дана нам только для того, чтобы мы славили Бога, благотворили ближнему и достигали вечного Царства указанным в Евангелии узким путем, а не для того, чтобы веселиться в ней. «Блажени плачущии ныне», а не смеющиеся.
◊ Если, нарушая заповеди Божии, вы когда-нибудь осмеивали ближнего, издевались над его слабостями, осуждали его за грехи и пороки, ненавидели и злословили, и если за это, как нарушители и преступники заповедей Божиих, сами терпите от Господа, чрез кого-нибудь из ближних, поношения, озлобления, клеветы и ругательства, то хулителя своего не считайте врагом своим, а любите его как брата и очистителя ваших беззаконий. Пусть бы не чрез него Господь достойно наказал вас, так наказал бы чрез одного из своих ангелов, как древле послал наказание нечестивым содомлянам. Положим, что, живя по заповедям Божиим, вы никого никогда не оклеветали и не оскорбили, а вас оскорбляют: вспомните, однако ж, что этот мир есть место, где не только вы, но и Сам Господь наш Иисус Христос скорбел, тужил, был осмеян, оплеван, изранен, избит и распят; и помня это, не сердитесь на своих врагов и озлобителей, но жалейте их и молитесь за них, ибо они подлинно достойны сожаления, потому что «не ведят, что творят». О, если бы знали они, несчастные, что творят волю диавола, то, конечно, отстали бы от дел своих!
Не отрывайте же их от любви своей за неведение, но молитесь за них, как за людей, находящихся в прелести и близких к гибели.
◊ Смирение получило свое начало от смирившегося Господа Иисуса, и есть венец и красота всех добродетелей: что засохшей земле дождь, то человеческой душе смирение.
◊ Смирение есть такая добродетель, которою любуется Сам Бог. «На кого воззрю? – говорит Он, – токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес Моих» ( Ис. 66, 2 ).
Подобного смирения я испрашиваю вам у Господа Бога, чада мои, потому что оно не только избавит вас от греха, но и приведет в любовь к Тому, Кто «смирил Себя до смерти, смерти же крестныя».
◊ Проезжая селение или дом, положите на себе знамение креста с молитвою: «Господи, спаси жителей сих, и по молитвам их помилуй меня грешного»; потом молитесь пред святыми иконами в домах селения и говорите: «Вам, святии Божии, поклоняюсь и прошу, помилуйте меня грешного и сохраните в пути сем во всю жизнь мою». При входе в чей-нибудь дом, прежде поклонитесь пред иконами, там находящимися, а потом уже приветствуйте хозяев. То же делайте и при выходе из дома.
◊ Если вы будете печальному утешением, несчастному облегчением, бедному помощью, сироте отцом и матерью, больному упокоением, врагу доброжелателем, слуге милостивцем, заблудшему руководителем ко спасению и всякому христианину усердным по возможности служителем, то за такую любовь вашу к меньшим братиям и членам Иисуса Христа, не только изгладятся ваши грехи, но и узрите вы Господа лицом к лицу и возрадуетесь во веки.
◊ Полагайте на уста хранение, упражняйте сердце в молитве Иисусовой, прилежите всякого рода воздержанию – и получите дар бесценный, дар любви Божией к вам.
◊ Жилищ и мест, благословенных Церковью, не избегайте, и если должны быть в них, то будьте с молитвой. Напротив, гнушайтесь мест, Богу ненавистных, каковы: театры, балаганы, дома нехристианских увеселений и собраний, маскарадов и прочих богопротивных и недостойных христианина зрелищ, – этих мест, говорю, убегайте как идольских капищ, потому что в них приносится жертва диаволу, а не Господу нашему Иисусу Христу.
◊ Так живите в этом Вавилоне, мире сем, чтобы беспрестанно памятовать свой горный Иерусалим и свое предназначение.
◊ Променяйте благородство ваше на рабство Иисусу Христу. Неге противьтесь, роскоши избегайте, и не превозноситесь над вашими рабами – в высшем они с вами равны, потому что Господь наш призывает и их к святой Своей трапезе теми же словами, как и вас: «Приимите, ядите: сие есть тело Мое; пийте от нея вси: сия есть кровь Моя, яже за вы и за многия изливаемая», и прочее.
◊ Нижние долины всегда почти бывают тучны и плодоносны; а высокие горы большей частью сухи и не способны к плодорождению. Равным образом, который колос держит вверх голову, всегда бывает пуст, а который стоит поникнув, в том много зерен. – Имейте сердце смиренное – и обогатитесь всем нужным ко спасению.
На долину плодоносную дождь льется и прямо с облаков, и с высоких гор: таково смирение. Под именем дождя я разумею благодать Божию, которая дается смиренным и непосредственно от Бога, и чрез людей, вознесенных Господом в сей жизни духовно, как вознесены горы. Если внутреннее ваше будет смиренно отдано в волю Божию и заперто для входа врагам его, то приидет к вам Утешитель Дух Святой и вселится в вас.
◊ О пространном пути забудьте; Господь, по милосердию Своему, ведет вас вратами тесными в Царство небесное, а тот приведет в пагубу вечную.
И вам, и себе желаю в этой жизни только очищения от грехов и прошу Господа Бога, чтобы Он все то соделал с нами, чем угодно будет Ему очистить грехи наши и омыть беззакония, хотя бы для сего нужно бесчестие и бесславие. – И вам и мне должно жить по заповедям Божиим, а не по толкам людей.
◊ Для пользы своей души любите уединение и, покорившись совершенно велениям отца, приучите свое сердце к непрестанной молитве Иисусовой. От внутреннего пребывания в вас Господа Бога вы сделаетесь во всем терпеливее, любвеобильнее и смиреннее.
◊ Не дела собственно спасут нас, а милость Божия, которой вас, моих другов, поручаю во все дни живота вашего. Слабы ли вы, дурны ли – все прибегайте к милосердному Господу Иисусу Христу и надейтесь на Него крепко. Эта надежда не посрамит вас во веки.
◊ В мире мир теснил и ненавидел и Создателя мира Господа Иисуса. Не о сладчайшем ли Господе нашем Иисусе Христе гласит святое Писание: «Сын человеческий не имеет, где главы подклонити. Во своя прииде, и свои Его не прияша?» Да, мир постоянно и жестоко гнал и преследовал Его в земной жизни; постоянно и жестоко преследует и подражателей Христовых. Мир коварен, злобен, любостяжателен, горд и притеснителен. Пусть же он и обходится с нами по губительным своим правилам.
Источник: – М.: Ковчег, 2011. – 912 с.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»